Защита прав человека в российской федерации субъектах российской федерации

Защита прав человека в российской федерации субъектах российской федерации

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основные права гражданина Россиийской Федерации ›
  • Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации?

Как и кем осуществляется защита прав человека и гражданина в Российской Федерации?

Обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина – прямая конституционная обязанность государства, а значит всех его органов и служащих. Гарантией соблюдения прав и свобод человека является исполнение Конституции страны, гарантом которого является Президент России. Статус гаранта соблюдения Конституции и одного из главных защитников прав человека отражает огромное число обращений, поступающих в адрес Президента – примерно в 10 раз большее, чем к Уполномоченному по правам человека.

Защитой прав человека в пределах своей компетенции занимаются все органы исполнительной власти и муниципальная власть. Существуют и специальные органы по защите прав и свобод человека и гражданина: полиция, прокуратура, суды. Но помимо них в каждом государстве рекомендуется создавать общенациональные органы и системы органов защиты прав человека, не зависящие от власти и не являющиеся её частью — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека субъектов Российской Федерации и Уполномоченные по правам ребенка субъектов Российской Федерации, Уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах РФ.

Нельзя сказать, что перечисленные выше уполномоченные формируют единую систему или иерархически выстроены – все они независимы друг от друга, хотя и оказывают друг другу необходимую поддержку и действуют по аналогичной правовой схеме. Также налицо специализация задач уполномоченных: в субъектах федерации – с учетом местной специфики, на общефедеральном уровне и на уровне законов субъектов федерации – обусловленная задачами и полномочиями уполномоченных.

Следует отметить, что все уполномоченные на том уровне, на котром они действуют выполняют единую задача: способствуют восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации и её субъектов о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Они рассматривают жалобы на действия и бездействие органов государственной власти (исключая решения Федерального Собрания и представительных органов регионов страны), местного самоуправления, их должностных лиц, проверяют сообщения о фактах нарушения прав человека и гражданина, осуществляют экспертно-консультативную деятельность, формируют и публикуют отчеты о своей деятельности.

Меры по восстановлению нарушенных прав заключаются в: даче заключения о нарушении прав и свобод, обращению в суды и компетентные государственные органы за защитой нарушенных прав и свобод, проверкой ранее принятых решений, устранением недостатков законодательства, обращению в государственные и муниципальные органы власти, к должностным лицам, допустишим нарушение прав человека.

Очевидно, что уполномоченные по правам ребенка ограничны вопросом восстанвовленя нарушенных прав детей – т.е. всех несовершеннолетних, уполномоченные по защите прав предпринимателей защищает экономические права предпринимателей независимо от формы осуществления ими предпринимательской деятельности.

Правом обращения к уполномоченным обладают как граждане России, так и иностранцы, лица без гражданства, находящиеся на территории страны. Обращение или жалоба должны соответствовать формальным требованиям по её составлению и должны быть поданы в течение года со дня нарушения/обнаружения нарушения прав и свобод заявителя. Сроков давности не установлено для обращений к Уполномоченному по защите прав предпринимателей.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Статус и полномочия

Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы.

Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные. Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема должностными лицами органов власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, руководителями общественных объединений, военачальниками и администрацией мест принудительного содержания.

В пределах своей компетенции Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации:

  • рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если заявитель опротестовывает решения суда либо административного органа, в котором он ранее обжаловал эти решения или действия;
  • не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • принимает необходимые меры по защите прав человека по собственной инициативе в случае, если ему поступила информация о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Комиссии по правам человека

Россия, признавшая всеобщую декларацию прав человека, вошла в Совет Европы. Европейское сообщество специально рекомендовало всем странам, участницам Совета, создать институт Уполномоченного по правам человека, мотивируя это тем, что чем больше существует действенных способов зашиты прав гражданина в современном государстве, тем человечнее данное общество, тем более, что создание и упрочение института народного защитника в ряде стран явилось ответом гражданского общества на усиление исполнительной власти.

Для России институт Уполномоченного по правам человека является новым. Между тем в мировой практике он занимает важное место в системе органов, контролирующих деятельность аппарата управления и должностных лиц. В разных странах этот институт именуется по-разному: омбудсман, ом-будсмен, проведор, медиатор, уполномоченный, общественный адвокат, публичный советник и т.д.

Институт Уполномоченного по правам человека в России появился под влиянием западных традиций. Но в нашей стране есть и свой опыт правозащитной деятельности. В 1976 г. была образована Московско – Хельсинкская группа по защите прав человека. Позже создавались и другие правозащитные организации и объединения. В этом контексте появление Уполномоченного по правам человека в России можно считать процессом естественного развития общества, следованием демократическим тенденциям современного мира.

Энциклопедический словарь «Конституция Российской Федерации» следующим образом определяет термин «омбудсмен»: это «лицо, уполномоченное парламентом осуществлять контроль за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц». Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена в декабре 1993 года, ее закрепила Российская Конституция.

В Конституции Российской Федерации нет специальной нормы, посвященной данному институту, как это имеет место в других странах. Упоминание об уполномоченном содержится в п. «д» статьи 103 через призму компетенции Государственной Думы. Такой подход к введению и оформлению в Конституции Российской Федерации нового правозащитного института оказался предпочтительным после изучения мировой практики, поскольку в большинстве стран этот орган работает от имени парламента.

Разработка концепции института омбудсмана в России началась еще до принятия федеральной Конституции. В этой работе участвовали видные отечественные ученые-юристы, которые провели анализ функционирования института Уполномоченного по правам человека в различных национальных правовых системах, сделали комплексные сравнительные юридические исследования возникновения и распространения идеи омбудсманства в мире. Однако наибольшую активность этот процесс получил после закрепления данного института на конституционном уровне.

В январе 1994 года в России появился первый Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — известный правозащитник Сергей Адамович Ковалев. Однако Государственная Дума затянула принятие конституционного закона об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. При этом закон сначала блокировали коммунисты, дабы не отдавать немалые возможности омбудсмана, в том числе предполагавшееся право иметь представителей на местах, в руки демократии. В начале 1996 года, после отстранения С.А. Ковалева от должности, блокировать данный закон по аналогичным соображениям начали уже демократы. За период с 1993 по 1996 год было предложено достаточно большое количество различных версий будущего закона. Лишь 26 февраля 1997 года после долгих согласований был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Исходя из концепции Закона, Уполномоченный по правам человека призван контролировать на территории России соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией и законами Российской Федерации, другими нормативными актами, а также международными пактами и соглашениями, ратифицированными или утвержденными Российской Федерацией.

Принятый конституционный Закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности. Как сказано в Законе, должность Уполномоченного учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Закон определяет следующие основные функции уполномоченного: восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства РФ о правах человека и гражданина, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты (ст.1.).

Согласно ст.2 Закона: «Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам. В своей деятельности он должен руководствоваться только законом».

Согласно ст.16 Закона: «Уполномоченный рассматривает жалобы на решение или действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, нарушающих по мнению заявителя, его конституционные права и свободы, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.»

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: 1)

Обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а так же лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах. 2)

Обратиться в компетентные органы государства с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. 3)

Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда. 4)

Обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле.» (ст.28)

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан, Уполномоченный вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы, а так же обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод и о проведении парламентских слушаний (ст.32).

По распространенному мнению потребность в такого рода органе, как Уполномоченный по правам человека, возникает прежде всего тогда, когда существующие институты не позволяют осуществить эффективный контроль в сфере исполнительной власти и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного производства.

Деятельность Уполномоченного по правам человека в нашей стране дополнила существующие средства защиты прав и свобод граждан. Функционирование данного института в соответствии с федеральным конституционным законом не отменяет и не влечет пересмотра компетенции других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод индивида. Уполномоченный должен собственными средствами способствовать восстановлению нарушенных прав, совершенствованию федерального законодательства в этой области, а также приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Назначить нового Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Государственная Дума смогла лишь год спустя после принятия конституционного закона, так как для этого предусмотрена слишком сложная процедура назначения.

На своем посту Уполномоченного по правам человека О.О. Миронов проделал значительную работу по совершенствованию законодательства в сфере развития юридических механизмов по защите прав и свобод человека в нашей стране, высказав массу предложений, в том числе и предложение о наделении Уполномоченного властными рычагами и полномочиями. Однако все было тщетно, хотя в других странах они имеются. Например, Уполномоченные могут внести протест на судебное решение, налагать административные штрафы на должностных лиц, если те не исполняют его предписаний, возбуждать уголовные дела, даже на судей, которые нарушают права граждан (Швеция, Италия, Намибия и др.).

Сегодня на повестке дня в России формирование и совершенствование деятельности Уполномоченного по правам человека. Вне всякого сомнения Уполномоченные по правам человека должны иметь властные полномочия, вносить протесты в судебные решения, налагать административные штрафы., возбуждать уголовные дела, в отношении административных лиц за нарушение прав человека, должны быть наделены правом законодательной инициативы по вопросам соблюдения прав человека, иметь более широкие возможности обращения в Конституционный Суд РФ и т.д. Только при этих условиях можно ожидать положительных результатов в деле соблюдения прав человека в России и построения правового государства. Решение вышеизложенных задач предстоит уже вновь избранному Уполномоченному по правам человека РФ – Лукину В. Как будут решаться эти задачи – покажет будущее.

Учреждение постов уполномоченных по правам человека не исключает необходимости создания комиссий по правам человека. Как подчеркивается в ст. 3 Федерального конституционного закона «Об уполномоченных по правам человека в Российской Федерации», деятельность уполномоченного лишь дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции существующих органов, поэтому все они должны работать параллельно и каждый в пределах своей компетенции.

Уполномоченные по правам человека выбираются законодательными органами и работают в тесном контакте с ними. Комиссии же создаются при главах администрации субъектов Российской Федерации и оказывают им помощь и содействие в соблюдении и защите основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому правильно поступают в тех субъектах Российской Федерации, где создается комиссия по правам человека и учреждается пост уполномоченного по правам человека.

Комиссии по правам человека должны уделять самое пристальное внимание фактам массовых и систематических нарушений прав и свобод человека и гражданина в своих регионах и принимать меры по их защите. Первостепенным среди таких вопросов является защита беженцев и вынужденных переселенцев, защита прав уязвимых слоев населения (детей, инвалидов, пенсионеров); защита лиц, находящихся в следственных изоляторах и тюрьмах; защита прав военнослужащих, обуздание чиновничьего произвола, защита трудовых прав и многие другие.

Особое место в работе комиссий должны занимать вопросы рассмотрения частных жалоб лиц, проживающих в данном регионе. Важную роль комиссии могут сыграть в устранении коллизий, возникающих между федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вся эта работа ведется Комиссией по правам человека при Президенте Российской Федерации. Функции же региональных комиссий аналогичны компетенции общефедеральной комиссии.

Говоря о деятельности комиссий по правам человека и уполномоченных по правам человека, следует особо отметить, что эти органы имеют полномочия принимать решения, которые носят только рекомендательный характер. В целях более эффективной работы в сфере прав человека, следует создать также структуры, которые обладали бы властными полномочиями. Для этого не надо ничего изобретать. Такие структуры существуют во многих странах мира. Это министерство или департамент правительства по правам человека, в президентских структурах — один из заместителей руководителя аппарата президента или его специальный советник по правам человека, в парламенте — комиссия по правам человека. Жизнь властно диктует необходимость создания таких структур и в России.

Что же касается Комиссии по правам человека, то следует повысить ее статус, укрепить ее кадровый состав и решить вопрос о финансировании ее деятельности. Для повышения эффективности механизмов защиты прав российских граждан следует создать систему общественных инспекций, состоящих из членов комиссий по правам человека, представителей неправительственных правозащитных организаций и средств массовой информации. Эти общественные инспекции могли бы развернуть работу в следственных изоляторах и тюрьмах, Вооруженных Силах и повсюду, где нарушения прав человека носят систематический характер1.

Всеобщего уважения и соблюдения прав человека в нашей стране невозможно достичь без коренного перелома в распространении знаний о правах человека и кардинального обновления среднего и высшего образования в этой области. Поэтому Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации выступает за создание государственно-общественного Федерального центра информации и содействия обучению правам человека, демократии и культуре мира как общероссийского координационного центра по организации эффективного распространения информации о правах человека, разработке концепции и программ подготовки и переподготовки по правам человека для различных категорий государственных служащих на всех уровнях формального и неформального обучения.

Защита и обеспечение прав и свобод человека и гражданина должны стать национальной идеей, объединяющей российское общество.

Одной из несудебных инстанций рассмотрения жалоб на нарушения прав является Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. Положение об этом Управлении утверждено Указом Президента РФ от 3 апреля 1997 года № 288 (с изменениями на 21 апреля 1998 года).

Согласно этому Положению Управление рассматривает устные и письменные обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованные Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации. Под обращениями понимаются предложения, заявления и жалобы.

Жалоба документами Управления определяется как требование о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями либо решениями государственных органов, владельцами частных предприятий, должностными лицами и общественными организациями.

Управление самостоятельно рассматривает обращения, либо направляет их для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента Российской Федерации, в Аппарат Правительства Российской Федерации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В исключительных случаях жалобы рассматриваются непосредственно аппаратом высшего должностного лица страны.

Примерно треть всех обращений поднимает вопросы, входящие в компетенцию местных исполнительных органов власти и Управление направляет такие обращения для разрешения на местах. В необходимых случаях осуществляет контроль за своевременным выполнением ими поручений по обращениям граждан. Для осуществления своих функций Управление имеет право запрашивать и получать необходимые материалы от всех органов государственной власти и местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц.

В Управление поступает ежегодно несколько сот тысяч обращений. Управление также организует прием граждан работниками Администрации Президента РФ, в том числе ее руководителем, его заместителями и руководителями самостоятельных подразделений.

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Уполномоченный по правам (омбудсмен; швед. ombudsman — представитель чьих-либо интересов) — должностное лицо, которое следит за обеспечением и соблюдением прав и свобод граждан органами государственной власти, местного самоуправления, организациями и должностными лицами. В России в настоящее время действуют четыре института уполномоченных: по правам человека; по правам ребенка; по защите предпринимателей; по правам студентов.

Идея создания института уполномоченного по правам человека впервые была закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года. Верховным советом (ВС) РСФСР. Статья 40 предусматривала учреждение должности Парламентского уполномоченного по правам человека, назначаемого Верховным Советом. Комитетам ВС было поручено разработать проект закона, который определил бы компетенцию уполномоченного, однако он не был принят.

Должность уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией 1993 года. В статье 103 Основного закона прописано, что уполномоченный назначается Государственной думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Несмотря на то, что соответствующий закон на тот момент еще не был принят, Дума 17 января 1994 года назначила первого уполномоченного по правам человека в России. Им стал Сергей Ковалев (10 марта 1995 года освобожден от должности).

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», определяющий его порядок назначения и освобождения, компетенцию, условия деятельности, был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 26 февраля 1997 года (вступил в силу 4 марта 1997 года).

Уполномоченный по правам человека назначается Государственной думой сроком на пять лет. Предложения о кандидатах на должность могут вносить президент РФ и члены Федерального собрания. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд. Уполномоченными по правам человека в России в разные годы являлись: Олег Миронов (1998-2004), Владимир Лукин (2004-2014). 18 марта 2014 года этот пост заняла Элла Памфилова. 25 марта 2016 г. постановлением Госдумы полномочия Памфиловой были прекращены в связи с назначением членом ЦИК РФ. 28 марта того же года она была избрана председателем Центризбиркома. 22 апреля 2016 г. на пост уполномоченного по правам человека в РФ Государственной думой избрана Татьяна Москалькова.

6 апреля 2015 г. Владимир Путин подписал закон, согласно которому федеральный омбудсмен получил право создавать совет из числа уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также возможность оказывать коллегам в регионах «организационную, правовую, информационную и иную помощь».

Должность уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка была учреждена указом главы государства от 1 сентября 2009 года. Главными задачами уполномоченного являются улучшение положения детей в России, соблюдение их прав и свобод, содействие восстановлению нарушенных прав несовершеннолетних. Уполномоченный назначается и освобождается от должности президентом РФ. Срок его полномочий законодательством не оговаривается. Первым президентским защитником прав детей в сентябре 2009 г. стал Алексей Головань. В декабре того же года его сменил Павел Астахов.

Институт уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей создан в соответствии с указом главы государства «О долгосрочной государственного экономической политике» от 7 мая 2012 года. Уполномоченным по защите прав предпринимателей 22 июня того же года был назначен Борис Титов. Позднее, 7 мая 2013 г. был принят Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Задачей уполномоченного является защита прав и интересов российских и иностранных предпринимателей на территории РФ и российских предпринимателей на территории иностранных государств. Омбудсмен вправе направлять главе государства предложения об отмене постановлений правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и президентским указам. Он назначается сроком на пять лет главой государства и подотчетен президенту. Одно и то же лицо не может занимать пост более двух сроков подряд.

В 2012 году Всероссийский студенческий форум и Министерство образования и науки выступили с инициативой учредить должность уполномоченного по правам студентов в РФ. По итогам голосования, проведенного 24-27 декабря 2013 года на сайте Всероссийского студенческого форума, Уполномоченным по правам студентов был избран глава Российского студенческого союза Артем Хромов. 24 января 2013 года он официально утвержден в должности Советом по делам молодежи Минобрнауки РФ. Студенческий омбудсмен призван представлять и защищать права учащихся, заниматься правовыми вопросами и вести мониторинг конфликтных ситуаций в студенческой среде. Он имеет право вносить в министерство предложения по законодательным инициативам и участвовать в разработке правовых актов. Срок его пребывания в должности составляет не более двух лет.

В настоящее время уполномоченные по правам человека, ребенка, предпринимателей действуют и в российских регионах.

Система и виды органов государства по защите прав граждан

Все органы российского государства, которые связаны с защитой прав человека, можно условно разделить на две большие группы: во-первых, это органы, для которых защита прав человека является важным, но не основным видом деятельности, и, во-вторых, органы, для которых правозащитная функция является основным видом деятельности. К первой группе относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание и законодательные органы субъектов РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Ко второй группе можно отнести такие специализированные правозащитные органы, как суды, прокуратура, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах.

Органы, относящиеся к первой группе, осуществляют функцию защиты прав человека наряду с другими, не менее важными направлениями своей деятельности.

Президент РФ. В формулировке ч. 2 ст. 80 Конституции РФ о том, что Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, заложена функция Президента как верховного арбитра соблюдения и обеспечения всеми ветвями власти, всеми органами государственной власти РФ, их должностными лицами прав человека. Положение об обязанности Президента РФ защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина содержится также в тексте присяги, которую Президент РФ дает при вступлении в должность.

Полномочия Президента РФ в данной сфере выражаются в различных формах. Президент РФ наделен неограниченными правами в области законодательной инициативы, позволяющей ему в конкретной правовой форме ставить вопросы о реализации конституционных положений, касающихся прав и свобод. Президент РФ также использует право вето и право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85).

Указы Президента РФ приостанавливают применение актов органов исполнительной власти субъектов РФ, но не отменяют их. Данное конституционное полномочие Президента РФ распространяется на акты президентов республик, глав правительств, руководителей администраций субъектов РФ и губернаторов. Но вместе с тем Президент

РФ не вправе приостанавливать или отменять действие законов субъектов РФ, поскольку это было бы вмешательством в деятельность законодательной и судебной власти. Кроме того, действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ может приостанавливаться Президентом РФ только до решения данного вопроса соответствующим судом и в связи с этим ограничиваться во времени. Тем самым действия Президента РФ не носят характер окончательного вердикта.

Кроме этого Президент РФ издает указы, направленные на защиту правового положения личности в целом и отдельных групп населения, включая пенсионеров, военнослужащих, студентов и других нуждающихся в защите со стороны государства.

Как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, а также как глава государства Президент РФ имеет право отменить акты Правительства РФ в случаях их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

Таким образом, у Президента РФ имеется существенное средство поддержания конституционности и законности в стране, соблюдения связывающих Россию договорных и обычных норм международного права, обеспечения уважения нрав и свобод человека. В целях обеспечения функции защиты прав российских граждан при Президенте РФ создаются различные вспомогательные органы.

Если акты самого Президента РФ будут посягать на конституционные права и свободы человека, то их можно оспорить в Конституционном Суде, однако отрешению от должности при этом Президент РФ подлежать не будет. По предложению некоторых ученых необходимо устранить данный пробел: нуждается в уточнении правовой статус Президента РФ «как должностного лица, действия которого можно оспаривать в общем суде» [1] .

Федеральное Собрание и законодательные органы субъектов РФ. Главный смысл создания законов на территории России – это наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Ежегодно Федеральное Собрание принимает около 500 федеральных законов, подавляющее большинство которых в той или иной степени затрагивает права и свободы граждан. К сожалению, бездействие Федерального Собрания, выражающееся в непринятии очень важных законов, регламентирующих конституционные права и свободы человека и гражданина, не влечет за собой никакой ответственности. Хотя можно было бы предусмотреть конкретные сроки принятия того или иного закона, касающегося прав и свобод граждан, и нарушение таких сроков рассматривать как основание для конституционной ответственности вплоть до роспуска нижней палаты парламента. В случае принятия российским парламентом неконституционных законов, реализация которых посягает на основные права человека, они могут быть признаны недействующими Конституционным Судом РФ.

В Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определена компетенция законодательного органа субъекта РФ по принятию законов, обеспечивающих защиту прав граждан на его территории. Как известно, «защита прав и свобод человека и гражданина» в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет базовый, основной статус человека, распространяющийся на всех без исключения жителей страны. Ограничивать права и свободы, предусмотренные Конституцией РФ, можно только федеральным законом и по тем основаниям, которые предусмотрены в ч. 3 ст. 55. Однако предоставление дополнительных благ, льгот, преимуществ жителям того или иного субъекта РФ за счет бюджета данного субъекта является вполне допустимым, не противоречащим конституционным нормам. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится о запрете любых форм ограничений нрав граждан, а не поощрений. В данном случае будет реализовываться так называемая «позитивная дискриминация», обусловленная тем, что если жители той или иной территории создают своим трудом больший объем благ, чем жители другой территории, то они могут пользоваться большими возможностями для реализации своих потребностей. Законодательное закрепление таких возможностей – прерогатива законодательного органа субъекта РФ. Однако в случае если законы субъектов РФ будут посягать на конституционные права граждан, их можно будет оспорить в Конституционном Суде РФ или органах конституционной юстиции субъектов РФ.

Правительство РФ и исполнительные органы субъектов РФ. Одним из важнейших принципов деятельности Правительства РФ является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

В качестве санкции конституционной ответственности по отношению к Правительству РФ может стать его отставка по инициативе Президента РФ, Госдумы и по его собственной инициативе. Основанием для такой отставки может стать несоблюдение или нарушение прав граждан на территории России.

В задачи органов исполнительной власти субъекта РФ входят исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательства субъекта РФ, разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

К основным полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ можно отнести осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка и борьбе с преступностью. Средством влияния на законодательный процесс является предусмотренное конституциями и уставами субъектов РФ право вето высшего должностного лица субъекта РФ, в том числе и на законопроекты субъекта РФ, посягающие на права его жителей.

Президент РФ вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта РФ, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Например, в случае издания высшим должностным лицом субъекта РФ нормативного правового акта, нарушающего права граждан, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а оно в течение месяца со дня вступления в силу решения суда не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, Президент РФ выносит предупреждение. Если через месяц после предупреждения высшее должностное лицо субъекта РФ не приняло никаких мер, то Президент РФ отрешает его от должности.

Органы местного самоуправления. Права и свободы человека определяют деятельность местного самоуправления (ст. 18 Конституции РФ). Реализация данного конституционного принципа для органов местного самоуправления означает обязанность подчинить свою деятельность обеспечению прав и законных интересов населения, проживающего на данной территории. Нельзя не отметить, что права человека реализуются главным образом на местном уровне, т.е. там, где человек живет, учится, участвует в выборах, отдыхает. Деятельность органов местного самоуправления в обеспечении прав граждан приобретает, исходя из этого, особую значимость.

Прежде всего это касается обеспечения гласности тех решений, которые принимаются как представительными, так и исполнительными органами местного самоуправления, ведь любое из них в той или иной степени затрагивает права человека. Устав муниципального образования может закреплять дополнительные возможности для обеспечения экономических и социальных прав и свобод жителей муниципалитета. В нем могут быть предусмотрены дополнительные гарантии реализации конституционных прав за счет средств местного бюджета, а в особенности для отдельных категорий граждан.

В большей степени муниципальная деятельность охватывает основные сферы жизни человека: жилищно-коммунальную, охрану общественного порядка, землепользование и природоохранную деятельность, социальное обслуживание, здравоохранение, образование.

Для обеспечения исполнения органами местного самоуправления функции охраны общественного порядка требуется прежде всего выделение категории вопросов, составляющих содержание термина «общественный порядок». По-видимому, к этим вопросам следует отнести те, которые в настоящее время отнесены к сферам деятельности органов полиции.

Полномочия в области охраны общественного порядка включают в себя установление правил поведения в общественных местах, санкционирование собраний, митингов, демонстраций, издание предписаний по пожарной охране и т.п. Большинство полномочий этой сферы относятся к категории делегированных, а, следовательно, органы государственной власти осуществляют контроль за их реализацией.

Регулирование земельных отношений осуществляется законодательством. При этом, возлагая на органы местного самоуправления контроль за использованием земель, государство должно предоставить этим органам право применения санкций за нарушение земельного законодательства.

Социальная защита населения – государственная функция. Поэтому на органы местного самоуправления возложено осуществление дополнительных к государственным мероприятий по социальной поддержке и занятости населения в пределах собственных ресурсов.

В вопросах охраны окружающей среды органы местного самоуправления обладают полномочиями по разработке и осуществлению отдельных мероприятий за счет собственных ресурсов. При этом им могут передаваться полномочия по контролю за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и права по применению санкций за нарушение природоохранного законодательства.

В сфере образования и здравоохранения к компетенции органов местного самоуправления отнесены строительство, ремонт, текущее содержание объектов образования и здравоохранения, выплата заработной платы работникам учреждений образования и здравоохранения, закупка учебно-методических пособий, инвентаря, оборудования, обеспечение питания учащихся в образовательных учреждениях и больных в учреждениях здравоохранения, приобретение медикаментов, установление распорядка работы учреждений образования и здравоохранения. Тогда как к компетенции органов государственной власти относится установление стандартов образования и оказания медицинской помощи, контроль за их соблюдением, подготовка медицинских и преподавательских кадров, разработка программ и методик обучения, научные и прикладные исследования в сферах образования и здравоохранения и т.п.

Вторая группа органов публичной власти создается государством с одной целью – обеспечить и защитить права человека на данной территории. Это так называемые «специализированные правозащитные органы государства».

Прокуратура РФ. Граждане Российской Федерации считают обращение в органы прокуратуры для защиты своих нарушенных прав в качестве одного из самых действенных способов государственной защиты. В органы прокуратуры РФ ежегодно поступает свыше 1 млн жалоб и заявлений граждан, столько же граждан обращается к прокурорам на личном приеме.

Выделение специальной гл. 2, посвященной надзору в сфере прав человека, в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», по мнению Ю. Л. Шульженко, обусловлено тем, что «в условиях демократизации России, создания в ней правового государства защита прав и свобод человека и гражданина стала наиважнейшей задачей» [2] .

Основания для приоритетности данной формы защиты прав граждан, по нашему мнению, заключаются в следующем:

– население традиционно доверяет беспристрастности и объективности органов прокуратуры, не подчиняющихся ни одной из ветвей власти;

– обращение в органы прокуратуры не облагается никакой пошлиной, а рассмотрение жалобы ограничено жесткими сроками, которые практически всегда выдерживаются;

– пока еще сохранился престиж деятельности органов прокуратуры, и на акты прокурорского реагирования должностные лица считают своим долгом отвечать.

В Законе о прокуратуре защита прав человека и гражданина обозначена в числе главных задач прокурорской деятельности. Вопросам надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в вышеназванном Законе посвящена специальная глава, четко определены предмет этой отрасли надзора, полномочия прокуроров, средства и формы прокурорского реагирования на нарушения личных, политических, культурных и социально-экономических прав и свобод российских граждан. Полномочия прокурора в сфере надзора за соблюдением прав и свобод человека распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от их подчиненности и подведомственности.

Социальное назначение прокуратуры в современной России заключается в том, что именно в эту инстанцию зачастую идут заявители, не получив удовлетворения ни в органах государственной власти, ни в суде.

Нельзя, однако, забывать о том, что по мерс развития гражданского общества, роста правовой культуры граждан правозащитная функция прокуратуры должна трансформироваться. Приоритетным способом защиты прав является обращение в суд.

Суды. Конституционное право на судебную защиту, предусмотренное ст. 46 Конституции РФ, гарантируется каждому находящемуся на территории России человеку. Обязанность рассматривать жалобы граждан возложена на все виды судебных органов: суды общей юрисдикции, арбитражные суды, военные суды, конституционные (уставные) суды, а также на все без исключения судебные инстанции (первую, кассационную, апелляционную, надзорную).

Судебный порядок рассмотрения жалоб граждан, по мнению В. А. Ржевского и II. М. Чепурновой, имеет существенные преимущества перед другими: «Прежде всего он осуществляется органом, независимым от кого бы то ни было и подчиняющимся только закону. Вместе с тем он обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, ибо суд, в отличие от других органов, разрешающих жалобы граждан, совершенно не заинтересован в том или ином результате их рассмотрения. Наконец, особый процессуальный порядок рассмотрения судебных дел представляет сторонам необходимые права и гарантирует их реализацию в ходе процесса» [3] . О. А. Снежко к особенностям судебной защиты прав и свобод относит также неограниченность «силового» воздействия судебных органов па правонарушителей (вплоть до применения смертной казни) [4] .

Однако современная судебная система, к сожалению, страдает многими недостатками, мешающими ей в полной мере эффективно заниматься своей основной обязанностью – защитой прав граждан. Это, но мнению В. Кашенова, объясняется многими организационными и психологическими причинами: недостаточной развитостью системы судебных органов, их перегруженностью и медлительностью разбирательства во многих случаях [5] .

С целью активизации института судебной защиты прав граждан в настоящее время предпринимаются реальные шаги для создания административной юстиции – специальных судов, призванных рассматривать жалобы граждан на действия и решения органов управления и их должностных лиц.

Наряду с другими судебными органами в защите прав граждан особое место принадлежит Конституционному Суду РФ, который можно назвать последней инстанцией для человека, обращающегося за защитой своих нарушенных прав.

Необходимо отметить, что использование в полном объеме уже имеющегося потенциала правозащитной деятельности судов позволило бы значительно поднять авторитет и самих судебных органов, и государства.

  • [1]Самсонов В. Н. «Круглый стол» журнала «Государство и право»: «Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих» // Государство и право. 2000. № 3. С. 35.
  • [2]Шульженко Ю. Л. Конституционный статус прокуратуры Российской Федерации. М., 1999. С. 35.
  • [3]Ржевский В. А., Чепурнова Η. М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 28.
  • [4]Снежко О. А. Указ. соч. С. 20.
  • [5]Кашепов В. Институт судебной зашиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. 1998. № 2. С. 66.