Заполнение декларации об имущественном состоянии и доходах

Оглавление:

Примеры заполнения обновленной формы декларации о доходах с 2018 года

Форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах (далее — декларация) и инструкция относительно ее заполнения изложены в новой редакции благодаря приказу Минфина от 06.06.2017 г. № 556.

Следовательно, с 1 января 2018 года физлица, которые согласно НКУ обязаны и/или имеют право представить декларацию, осуществляют свою обязанность и/или реализуют данное право по новой форме декларации.

Учитывая изменения, в декларации предусмотрено внесение сведений в категорию плательщиков относительно лиц, прекративших предпринимательскую деятельность в течение отчетного (налогового) года, путем указания отметки «V» и определения даты принятия решения о прекращении. Эти декларации являются ликвидационными для данной категории налогоплательщиков. Подчеркнем: такую отметку должны указывать только лица, принявшие решение о прекращении в отчетном году, то есть дата принятия решения не должна быть меньше 01.01.2017 и больше 31.12.2017.

Более подробно об изменениях, произошедших в приложениях, и примерах заполнения обновленной декларации, речь идет в письме ГФС Украины «О декларировании доходов физическими лицами» от 18.12.2017 г. № 35310/7/99-99-13-01-03-17.

По сообщению ГУ ГФС

в Тернопольской области

Надежный сервис для подготовки и представления отчетности REPORT от ЛИГА:ЗАКОН — без установки и обновлений, с актуальными формами и подсказками.Помогает просто и быстро формировать и подавать отчеты, регистрировать налоговые накладные. Персональный консультант поможет работать в сервисе. Одна лицензия действительна для пяти предприятий, работает 24/7.

Пример заполнения годовой декларации об имущественном состоянии и доходах 2018 для ФЛП на общей системе

Бухгалтер-эксперт. Консультант по налоговому и бухгалтерскому учету. С радостью отвечу на ваши вопросы в комментариях.

Согласно ст.177.5 НКУ отчетным периодом для предпринимателя на общей системе является календарный год. 1.01.2018 г. начались те 40 дней, в течение которых ФЛП-общесистемщик должен сдать годовую налоговую декларацию о доходах. Последний день представления за 2017 год – 09.02.2018 г. Но если в декабре 2017 ФЛП зарегистрировал прекращение деятельности, то для такого бывшего предпринимателя срок сдачи декларации продолжается в течение 30 календарных дней со дня проведения гос.регистрации прекращения. Для него последним отчетным периодом является период до последнего дня календарного месяца, в котором ФЛП «закрылось» (см. ст.177.11 НКУ).

Новая форма декларации

Форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах и инструкция по ее заполнению изложены в новой редакции Приказом Минфина от 06. 06. 2017 г. № 556. Декларация состоит из 7-ми разделов, которые подаются на одном двустороннем листе, и 2-х приложений к декларации. Предпринимателя на общей системе касается Приложение Ф2, которое заполняется исключительно при наличии доходов (расходов). Показатели в разделах II-VII декларации, приложениях проставляются в гривнах с копейками. Если любая строка декларации и/или приложения не заполняется из-за отсутствия информации, такая строка зачеркивается.

ФЛП, зарегистрированные в течение года, подают декларацию по результатам отчетного квартала, в котором начата такая деятельность или произошел переход с упрощенки и указывают номер соответствующего квартала цифрой от 1 до 3 в последней ячейке реквизита 2 (в строке 2 декларации). Впервые зарегистрированные предприниматели в декларации также отмечают информацию об имущественном состоянии и доходах по состоянию на дату госрегистрации.

Внимательно заполняем строки 3, 4 (телефон и электронка по желанию), 5, 6, 7, и в строке 8 ставим отметку «предприниматель» в графе слева.

Доходы, которые включаются в общий годовой налогооблагаемый доход

ФЛП-общесистемщики в годовой декларации наряду с доходами от предпринимательской деятельности должны отметить также другие доходы из Украины и иностранные доходы. Если же предприниматель в течение 2017 года получал только выручку (в денежной и неденежной форме) от ведения предпринимательской деятельности, то он в разделе 2 заполняет только строку 10.7 и соответственно итог в строке 10 (графы 3,6,7).

Строка 10.7 называется «чистый налогооблагаемый доход, … от осуществления хозяйственной деятельности, … (приложение Ф2)». Этот показатель в графе 3 означает чистый заработок, то есть разность между общим налогооблагаемым доходом (выручкой) и документально подтвержденными расходами, связанными с хоз.деятельностью. Сумма такого чистого дохода рассчитывается по данным Книги учета доходов и расходов. Годовые итоги таких доходов и годовые итоги по видам затрат указываются в таблице 1 Приложения Ф2.

Относительно даты признания доходов и расходов ФЛП-общесистемщиком

Действующая ст. 177 НКУ ответа на этот вопрос не дает, поэтому мы вынуждены обращаться к Базе знаний ДФСУ. И там в подкатегории 104.04 есть следующий вопрос. «учитываются ли при определении чистого годового налогооблагаемого дохода ФЛП на общей системе расходы, связанные с получением дохода текущего года при условии, что оплата расходов происходит в следующем году?» И ответ фискалы дают такой: «При расчете чистого дохода физическое лицо — предприниматель на общей системе налогообложения не учитывает расходы, связанные с получением дохода текущего года, оплата которых происходит в следующем. Такие расходы будут учтены при исчислении чистого налогооблагаемого дохода в том отчетном периоде, когда их фактически понес налогоплательщик.» То есть требуется, чтобы ФЛП-общесистемщики пользовались так называемым кассовым методом при исчислении своих доходов и расходов. Еще один ответ с БЗ из подкатегории 104.05 говорит что «Физическое лицо – предприниматель на общей системе налогообложения имеет право отнести к расходам отчетного года, непосредственно связанные с приобретением товаров (работ, услуг) расходы, которые были понесены в предыдущем году, но связанные с получением дохода отчетного года.»

Таким образом, из ответов в ЗИР следует, что:

  • Датой признания дохода следует считать дату поступления оплаты отгруженных товаров, выполненные работы (оказанные услуги).
  • Затраты можно признавать только те, которые фактически оплачены. И при этом такие расходы должны быть обязательно непосредственно связаны с полученным в текущем году доходом (см. ст. 177.4 НКУ).

Поскольку для определения чистой налогооблагаемой прибыли расходы предпринимателя формируются при получении дохода, то такое физ.лицо имеет право учесть сумму расходов, которая непосредственно связана с получением дохода, независимо от того, когда они фактически были понесены.

Для ФЛП, зарегистрированного как плательщика НДС, не включаются в расходы и доход суммы НДС, входящие в цену приобретения или поставок.

Кстати, когда статья 177 НКУ имела ссылку на раздел 3 кодекса, то уменьшить налогооблагаемый доход на текущие расходы было возможно. Это подтверждается из Постановления Житомирского апелляционного административного суда от 22 января 2015 г. в деле 806/8124/13-а. Суд отметил: «к расходам предпринимателя, непосредственно связанных с получением доходов, относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности. Данные расходы включаются по принципу начисления, то есть по дате получения товаров, независимо от даты оплаты поставщикам.» Однако, сейчас статья 177 ссылку в правила налогообложения прибыли предприятий не содержит, поэтому выиграть такой спор с налоговой будет очень проблематично.

Приложение Ф2

Приложение Ф2 называется «Расчет налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц и военного сбора с доходов, полученных самозанятым лицом». В реквизите «отчетный налоговый период» приложения Ф2 после указания года вновь общесистемщиками указывается также номер соответствующего квартала (от 1 до 3), в котором начата деятельность или состоялся переход на ВС.

В каждой отдельной строке раздела 1 отражаются доходы, полученные от осуществления каждого вида деятельности с указанием в графе 2 названия и в графе 3 — код КВЭД. А в графе 4 указывается сумма полученного дохода от каждого вида деятельности. В графах 5 — 7 — суммы документально подтвержденных расходов, а именно:

  • стоимость приобретенных ТМЦ, которые реализованы или использованы,
  • затраты на оплату труда и начисления на зарплату,
  • прочие расходы, включая стоимость выполненных работ, предоставленных услуг,
  • амортизационные отчисления по расходам, понесенные на приобретение (самостоятельное изготовление) основных средств и приобретение нематериальных активов (пп 177.4.6 — 177.4.9 НКУ).

Начисленная амортизация отдельно по каждой группе (1-4) отражается в разделе II приложения Ф2. В графах 3 — 4 указывается стоимость активов. А в графе 5 — расчет суммы амортизационных отчислений за отчетный период. Значения граф 5 — 8 должны совпадать по значениям соответствующих граф Книги. Читайте также Правила расчета амортизации для ФЛП

В графе 9 вычисляем сумму чистого дохода за год, которая должна совпадать со значением соответствующей графы 9 Книги. Сумма чистого дохода рассчитывается по формуле: графа 4 — графа 5 — графа 6 — графа 7 — графа 8.

Налоговые обязательства

В строке 1.1 раздела III указывается рассчитанная сумма НДФЛ, которая подлежит уплате по результатам года, рассчитанная по формуле: положительное значение графы 9 строки «Всего» раздела I x 18%. Согласно ст.177.5 НКУ, в строках 1.2 – 1.4 приложения Ф2 отражают сумму уплаченных авансовых платежей по НДФЛ на основании квитанций об оплате. Строка 1.2 заполняется ФЛП, которые в 2017 году прекратили предпринимательскую деятельность и в этом же году вновь приобрели статус ФЛП. Такие ФЛП за 2017 год отражают общую сумму полученных доходов за весь календарный год (см. письмо ДФС Украины от 18.12.2017 №35310/7/99-99-13-01-03-17).

В строке 1.3 указывается общая сумма авансовых платежей, уплаченных в течение года до 20 октября. В строке 1.4 указывается сумма излишне уплаченного НДФЛ. Эта цифра заполняется в случае, если по результатам расчета разницы между значениями строки 1.1 и строки 1.3 получено отрицательное значение, указывается без знака «-«.

В строке 1.5 указывается сумма НДФЛ, подлежащая уплате, и рассчитывается по формуле: строка 1.1 — строка 1.2. Значение строки 1.5 переносится в графы 6 строки 10.7 декларации.

В строке 2.1 указывается расчетная сумма военного сбора, которая исчисляется так: положительное значение графы 9 строки «Всего» раздела І x 1,5%. Строка 2.2 заполняется ФЛП, прекратившим предпринимательскую деятельность в течение отчетного года. В строке 2.3 указывается сумма ВС, подлежащего уплате: строка 2.1 минус строка 2.2. Значение строки 2.3 переносится в графы 7 строки 10.7 декларации.

Положительное значение графы 9 строки 1 «Всего» раздела и приложения Ф2 переносится в графу 3 строки 10.7. В графе 6 строки 10.7 указывается общая годовая сумма НДФЛ (18%), подлежащего уплате. Эта же сумма должна быть указана в строке 1.5 раздела III приложения Ф2 к декларации.

В графе 7 строки 10.7 указывается сумма ВС (1,5%), подлежащая уплате (отражена в строке 2.3 раздела III приложения Ф2).

Пример заполнения приложения Ф2 к декларации смотрите здесь.

Не забываем заполнить дату представления декларации. Если ФЛП решит отправить декларацию по почте, то осуществить такое отправление следует не позднее чем за пять дней до окончания предельного срока представления (не позднее 2.02.2018).

Пример заполнения декларации по 2017 смотрите здесь.

Декларация о доходах физических лиц в Украине

С началом года стартовала ежегодная процедура сдачи налоговых деклараций. В связи с этим Государственная фискальная служба Украины напомнила о необходимости декларирования доходов для ряда категорий физических лиц с целью определения обязательств в части НДФЛ.

В июне 2017 года Министерством финансов Украины издан Приказ № 556, согласно которому внесены некоторые изменения в форму налоговой декларации и инструкцию по ее заполнению. Об этих изменениях, а также о процедуре декларирования доходов в 2018 году говорится в настоящей статье.

Для кого декларирование доходов обязательно?

Среди тех, кто должен предоставить в налоговые органы сведения о полученных доходах в минувшем году:

  • иностранные граждане;
  • предприниматели на общей системе налогообложения;
  • лица, самостоятельно занятые профессиональной деятельностью (нотариусы, адвокаты, арбитражные специалисты);
  • лица, выезжающие за рубеж на постоянное место жительства.

Обязанность декларировать полученные доходы распространяется на граждан, получивших доход:

  • от сделок с инвестиционными и/или иностранными активами;
  • от сдачи в аренду имущества;
  • если доход получен от лиц, не являющихся налоговыми агентами.

Кроме этого, обязательное декларирование доходов также распространяется на лиц, занимающихся продажей собственной сельхозпродукции, выращенной на земельных участках, размер которых равняется или превышает 2 гектара. Также обязательны для декларирования доходы вследствие получения наследства или в результате дарения от лиц, не являющимися близкими родственниками, и еще в ряде других случаев.

Для тех, кто всерьез относится к прозрачности своей предпринимательской деятельности, а также беспокоится о безупречной репутации как налогоплательщика, существует достаточно возможностей, чтобы детально изучить условия и сроки подачи декларации о доходах в 2018 году. Для этого стоит посетить официальные веб-сайты Государственной фискальной службы, соответствующих министерств и ведомств, Правительственный портал или консультационные службы. Как правило, в период наплыва количества лиц, подающих декларации о доходах, ГФС открывает «горячую» телефонную линию или ведет консультации в режиме онлайн по всем интересующим актуальным вопросам.

Кто освобожден от декларирования доходов в 2018 году?

В предыдущем разделе предоставлена информация о том, для кого сдача декларации о доходах является обязательной процедурой. Но есть исключения:

  1. Работники предприятий, фирм, организаций избавлены от необходимости декларирования своих доходов, поскольку, за них это делает работодатель, выступая налоговым агентом.
  2. Также освобождены от подачи декларации о доходах лица, не достигшие несовершеннолетия или признанные недееспособными. Эта норма распространяется при получении названными лицами дохода или вознаграждения в любом размере. Однако, декларирование должен осуществить опекун или попечитель такого лица по месту проживания своего подопечного и в сроки, установленные законодательством.
  3. Существует еще одна категория граждан, которые освобождены от подачи декларации о доходах: это те, кто проходит срочную военную службу, по отношению к которым избрана мера пресечения в виде ареста, а также наши соотечественники, находящиеся в плену на территории других государств.

Сроки подачи декларации о доходах

Соблюдение сроков подачи декларации о доходах позволит Вам избежать штрафов. Для различных категорий граждан существуют некоторые особенности:

  • Выезжающие на ПМЖ подают декларацию не позднее, чем за 60 дней до планируемого выезда.
  • Предприниматели на общей системе налогообложения отчитываются до 9 февраля 2018 года.
  • В 2018 году последний срок подачи декларации о доходах за 2017 год приходится на 1 мая.
  • Налогоплательщики, которые рассчитывают на получение налоговой скидки, могут отчитаться по 31 декабря 2018 года. Уплата начисленного налога производится физическим лицом самостоятельно в срок до 1 августа текущего года.
  • Физические лица-предприниматели, завершившие по собственному решению предпринимательскую деятельность, отчитаться должны в течение 30 дней после даты, когда были внесены в Государственный реестр сведения о прекращении предпринимательской деятельности.

На официальном веб-сайте ГФС опубликовано информационное сообщение, которое напоминает некоторые важные моменты в процедуре декларирования доходов за 2017 год.

  • Физлица-предприниматели в декларацию вносят данные не только о доходах от предпринимательской деятельности, но и другие виды дохода, полученные как в Украине, так и за рубежом.
  • Если последний день отчетного периода приходится на выходной день, то окончанием срока для отчета будет считаться банковских день после выходного.

Как подать декларацию о доходах в 2018 году?

Подачу декларации о доходах предлагается осуществить несколькими способами:

  • В режиме онлайн с применением обязательной электронной подписи;
  • Через уполномоченное лицо;
  • Лично по месту регистрации в налоговом органе;
  • С помощью почтовых сервисов, отправив заказное письмо с уведомлением о доставке не позже, чем за 5 дней до конечного срока декларирования;
  • Через Электронный кабинет (для предпринимателей).

Обязательность предоставления декларации о доходах предусматривает возможность наложения штрафных санкций при игнорировании этого обязательства, при несвоевременном декларировании, при искажении декларируемой информации и/или неполном ее отражении.

За несвоевременную уплату начисленного налогового обязательства по налогу на доходы физических лиц предполагается штраф в размере 10-20% от начисленной суммы и в зависимости от срока задержки оплаты, а также рассчитывается пеня на сумму долга.

Бланк декларации о доходах и изменения в заполнении

Для тех, кто впервые будет осуществлять декларирование, полезно будет изучить изложенную информацию на веб-сайте ГФС Украины. В разделе «Электронные формы документов» можно найти новый бланк установленного образца и инструкцию по его заполнению, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2017 №556 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 2 октября 2015 № 859».

Также, можно бесплатно скачать бланки налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, и детальную инструкцию кликнув на ссылки ниже:

Более ранний формат «Налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах» применялся во исполнение Приказа Министерства финансов Украины от 16 сентября 2016 года №821. Этот документ прошел необходимую процедуру регистрации в Минюсте 11 октября 2016 года.

Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 2 октября 2015 № 859» содержит изменения касательно объема заполняемой декларации в сторону ее уменьшения: вместо четырех разделов – два. Это было сделано для того, чтобы упростить процедуру декларирования, а также вследствие изменения, которые коснулись Налогового кодекса Украины.

Речь идет о введении ставки налогообложение на уровне 18% вместо 15% и 20%, а также отмене требования о консолидированном расчете НДФЛ при получении дохода от двух или более источников, являющихся налоговыми агентами. Раньше в этом случае требовалось заполнение отдельного приложения в налоговой декларации. Что касается полученных дивидендов, то они теперь облагаются по ставке 18% при условии, если выдавшее их предприятие находится на общей системе налогообложения.

Новая методика была впервые апробирована в 2017 году при декларировании доходов. Новые изменения для 2018 года касаются бланка налоговой декларации. Будем надеяться, что это благоприятным образом скажется как на оперативности приема деклараций, так и на полноте и своевременности предоставления информации о доходах физических лиц.

Декларирование доходов при получении жилищной субсидии

С целью упрощения порядка заполнения документов на получение жилищной субсидии была внедрена новая процедура декларирования доходов граждан. На официальном веб-сайте Минсоцполитики размещена инструкция о том, как правильно составить и заполнить бланк заявления на получение субсидии и декларации о доходах и расходах лиц, обратившихся за получением субсидии на жилищные платежи.

Оставим без внимания заполнение формы заявления и рассмотрим правила заполнения бланка декларации про доходы, в чем ее отличие от более ранней версии.

При заполнении декларации следует указать вид дохода, получаемого заявителем в виде зарплаты или стипендии, пенсии, пособия, алиментов и т.п, а для предпринимателей необходимо указать группу плательщика единого налога. Предоставление подтверждающих документов (например, справки о заработной плате с места работы) не требуется. Также не требуется указывать размер дохода.

Это самое главное новшество, которое будет реализовано при декларировании доходов с целью получения субсидии на оплату коммунальных услуг. Как прокомментировали в Минсоцполитике, информация о суммарной величине доходов будет получена ведомством в ходе обмена данными с Пенсионным, Фондом социального страхования, вузами, фискальными или органами управления образованием.

Следует напомнить, что более ранняя практика предоставления деклараций о доходах для получения субсидий сопровождалась большим количеством арифметических ошибок, допускаемых со стороны заявителей. Вероятно, новые правила устранят не только неточности при расчете размера субсидии, но и упростят сам процесс декларирования. Бланк декларации заполняется собственноручно или в режиме онлайн с присвоением электронной подписи заявителя. На получение субсидии не могут рассчитывать те, кто в течение предыдущих 12 месяцев совершал единовременную покупку товара или услуги, стоимость которых превышала 50 тыс. грн.

Декларирование для государственных чиновников

Для государственных служащих всегда предъявляются повышенные требования относительно декларирования своих доходов. Главным образом для того, чтобы усилить противодействие коррупции среди чиновников, а также для повышения доверия к государственным служащим с января 2017 года вступила в силу норма, обязывающая лиц, являющихся кандидатами на должности госслужащих, декларировать принадлежащее им имущество и доходы.

Согласно этому правилу, кандидаты, участвующие в конкурсном отборе, обязаны предоставить информацию о доходах в течение всего календарного года, предшествующего дате подачи заявки в конкурсе. Об этом достаточно широко информировала пресс-служба Национального агентства по вопросам государственной службы. После победы в конкурсном отборе претендент, намеревающийся занять вакантный пост госслужащего, должен повторно предоставить декларацию о доходах. Эта норма прописана в Законе Украины «О государственной службе».

Открытое декларирование доходов госслужащих

Электронное декларирование доходов чиновников, которое началось в конце 2016 года, продолжилась в 2017-м и будет осуществляться в 2018 году. По мнению специалистов, это позволит не только учитывать доходы чиновников в части налогообложения, но и осуществлять мониторинг их образа жизни.

Можно по-разному оценивать эти результаты, — кто-то считает это нарушением конфиденциальности информации, другие (и их большинство) воспринимает это как серьезный шаг в борьбе с коррупцией, с предотвращением фактов незаконного обогащения или конфликта интересов.

По данным Всемирного банка, подобная практика открытого декларирования доходов первых лиц государства и чиновников, занимающих государственные должности, применяется в более чем 150 странах мира. Декларирование доходов с целью налогообложения является одним из основных инструментов построения экономического фундамента нашего общества. Участие в декларировании доходов для каждого гражданина должно стать обычной нормой, а получение заработной платы «в конверте» — неприемлемым.

Инициатива правительства: обязательное декларирование для всех

В течение 2017 года неоднократно обсуждался вопрос о введении всеобщего декларирования граждан. Необычным в этой инициативе является то, что таким образом можно осуществлять непрямой контроль за расходами налогоплательщика. Проект такого закона планировался для разработки в течение 2017 года с тем, чтобы доходы за 2018 год могли быть задекларированы в уже 2019 году.

В опубликованном на правительственном портале документе под названием «Среднесрочный план приоритетных действий правительства до 2020 года» говорится, что после принятия законопроекта будет осуществляться автоматизированный электронный мониторинг налогоплательщиков в формате «доходы-расходы», а также представителями фискальных служб будут проводиться мероприятия по непрямому контролю за полнотой налогообложения доходов. Как пояснила пресс-служба правительства, это может выражаться в доступе к банковским счетам, проведению опроса среди соседей или сослуживцев налогоплательщика.

Впрочем, эта инициатива пока не находит единодушной поддержки со стороны парламентариев. По мнения главы комитета ВРУ по налоговой и таможенной политике, всеобщее декларирование доходов должно нести сугубо добровольный характер. На сегодняшний день, по мнению депутатов, система декларирования доходов граждан достаточно всеобъемлюща, контроль за расходами находится в ведении фискальной службы, а единоразовые покупки свыше 50 тыс грн, которые также отслеживают налоговики, у большинства граждан Украины отсутствуют.

Примеры заполнения декларации об имущественном состоянии и доходах

17.01.2018 2255 0 0

Напоминаем, что с 1 января 2018 года началась кампания декларирования, по которой отдельные категории физических лиц обязаны подать годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах (далее — декларация) и определить налоговые обязательства по налогу на доходы физических лиц и военного сбора и/или имеют право подать декларации для получения налоговой скидки.

Декларация подается по новой форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 06.06.2017 №556 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 2 октября 2015 №859».

В декларации предусмотрено, что внесение сведений к категории плательщиков (строка 8 декларации) в отношении лиц, прекративших предпринимательскую деятельность в течение отчетного (налогового) года, путем указания отметки «V» и определение даты принятия решения о прекращении. Такие декларации является ликвидационными для данной категории налогоплательщиков.

Кроме того, глава ІІІ приложения Ф2 декларации дополнен строкой «сумма налога на доходы физических лиц, самостоятельно начисленная налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) года по результатам последнего базового (отчетного) периода, в т.ч. в случае прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя в течение отчетного (налогового) года». Эта строка заполняется лицом, которой в течение отчетного (налогового) года было прекращено предпринимательскую деятельность и в этом же году вновь приобретено статуса физического лица-предпринимателя.

Приложение Ф2 декларации дополнен отдельным разделу II, в котором отражается информация о амортизационных отчислений.

Примеры заполнения декларации об имущественном состоянии и доходах приведены в дополнительных материалах.

Заполнение декларации об имущественном состоянии и доходах

Как заполнить годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах физическому лицу – предпринимателю на общей системе налогообложения, по какой форме, а также пошаговый алгоритм заполнения декларации – обо всем этом пойдет речь в статье.

Одним из ожидаемых изменений в налоговом законодательстве стало внесение изменений в форму декларации об имущественном состоянии и доходах. Так, Приказом № 859 утверждена новая форма декларации об имущественном состоянии и доходах, которая представляется, в частности, и физическими лицами – предпринимателями на общей системе налогообложения (далее – ФЛП).

Сроки представления декларации и уплаты НДФЛ и военного сбора по ее результатам

ФЛП на общей системе налогообложения представляют в контролирующий орган годовую налоговую декларацию в течение 40 календарных дней, наступающих за последним календарным днем отчетного налогового года. То есть за 2015 год указанные субъекты хозяйствования должны представить декларацию до 9 февраля 2016 года включительно.

Напоминаем, что ФЛП на общей системе налогообложения уплачивает в течение года авансовые взносы по НДФЛ по-новому.

Так, в соответствии с обновленным пп. 177.5.1 НКУ авансовые платежи по НДФЛ рассчитываются налогоплательщиком самостоятельно согласно фактическим данным, указанным в Книге учета доходов и расходов, каждый календарный квартал и уплачиваются в бюджет до 20 числа месяца, следующего за каждым календарным кварталом (до 20 апреля, до 20 июля и до 20 октября).

Авансовый платеж за четвертый календарный квартал не рассчитывается и не уплачивается.

Если результатом расчета авансового платежа за соответствующий календарный квартал является отрицательное значение, то авансовый платеж за такой период не уплачивается.

Однако соответствующие изменения не были внесены в Приказ № 589.

в строке 6 указывается размер квартальных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц, подлежащих уплате в бюджет в следующем за отчетным году в соответствии с подпунктом 177.5.1 пункта 177.5 статьи 177 раздела IV Кодекса.

Авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц рассчитываются предпринимателем самостоятельно, но не менее чем 100 процентов годовой суммы налога с налогооблагаемого дохода за прошлый год (в сопоставимых условиях), и уплачиваются в бюджет по 25 процентов ежеквартально (до 15 марта, до 15 мая, до 15 августа и до 15 ноября).

Значение строки 6 рассчитывается как 25 процентов значения строки 3.

Физические лица – предприниматели, которые зарегистрированы в течение года в установленном законом порядке или перешли с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения, значение строки 6 рассчитывают как 100 процентов суммы налога на доходы физических лиц по результатам первого отчетного квартала на общей системе налогообложения и должны уплатить авансовые платежи в сроки, которые предусмотрены подпунктом 177.5.1 пункта 177.5 статьи 177 раздела IV Кодекса;

Как видим, есть коллизия, однако приоритет, конечно, имеет НКУ. Поэтому просим ФЛП обратить внимание на это при заполнении декларации.

Как отчитываться ФЛП, имеющим также доходы не от предпринимательской деятельности

Из нововведений предусмотрена интересная норма (п. 8 р. І Приказа № 859), согласно которой ФЛП на общей системе налогообложения представляют в срок, установленный для декларации для ФЛП, определенный пп. 49.18.5 НКУ, годовую декларацию, в которой, кроме доходов от предпринимательской деятельности, должны указываться прочие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы. То есть предусмотрено представление единой декларации. Выходит, что ФЛП на общей системе налогообложения должен привести в ней сведения о всех своих доходах.

Когда впервые подается новая форма декларации

Сам Приказ № 859 не содержит указания относительно первого применения новой формы декларации. Но налоговики рекомендуют применять ее уже при представлении годовой декларации за 2015 год (дополнительно см. вопрос-ответ из раздела 103.24 ресурса База налоговых знаний («ЗІР»)).

Алгоритм заполнения приложения Ф4

Так, ФЛП на общей системе налогообложения в обязательном порядке вместе с декларацией представляют приложение Ф4 к налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах. В приложении Ф4 приводится информация о полученных доходах и понесенных расходах от предпринимательской деятельности физического лица (для отражения прочих доходов, полученных физическим лицом не от предпринимательской деятельности, предусмотрены приложения 1 – 3 к налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах).

ФЛП, которые зарегистрированы в течение года в установленном законом порядке или перешли с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения, представляют декларацию по результатам отчетного квартала, в котором начата такая деятельность или состоялся переход на общую систему налогообложения, и указывают номер соответствующего квартала арабской цифрой от 1 до 3.

Показатели приложения Ф4 заполняются в гривнях с копейками.

Данные, указанные в приложении Ф4, должны совпадать с данными, указанными в строке 10.7 раздела ІІ налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах.

Данные заголовочной части приложения Ф4 должны совпадать с данными, указанными в разделе І декларации «Общие сведения».

І. ДОХОДЫ ОТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Порядок заполнения физическими лицами налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах

Физические лица, получившие в отчетном налоговом году доходы, подлежащие декларированию в соответствии с нормами раздела IV НКУ, обязаны представить налоговую декларацию по установленной форме в определенные сроки и своевременно уплатить согласованную в ней сумму налоговых обязательств по налогу на доходы и военному сбору (п. 176.1 «в» и «е» ст. 176 НКУ).

Уточним, что в данной теме рассматривается порядок заполнения налоговой декларации простыми физическими лицами (то есть гражданами, не зарегистрированными в качестве самозанятых лиц в рамках предпринимательской или независимой профессиональной деятельности). Что касается порядка декларирования доходов самозанятыми лицами (как это предусмотрено в ст. 177 и 178 НКУ), то в силу особенностей, связанных с налогообложением таких доходов, он заслуживает отдельного рассмотрения.

Форма налоговой декларации устанавливается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, и является единой для всех плательщиков налога на доходы физических лиц (п. 179.9 ст. 179 НКУ).

В настоящее время действующей является форма налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах, утвержденная приказом Минфина от 02.10.2015 г. № 859 (далее — Приказ № 859). Этим же документом утверждена инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция № 859).

Важно отметить, что 31 декабря 2017 года приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 556 в Приказ № 859 внесены изменения, согласно которым форма декларации и Инструкция № 859 изложены в новой редакции, которая вступила в силу с 1 января 2018 года.

Следовательно, впервые отчитываться по новой форме налогоплательщики должны по доходам, полученным в течение 2017 года.

Обращаем внимание, что при декларировании таких доходов необходимо учитывать изменения, внесенные в раздел IV НКУ с 1 января 2017 года законами Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII и от 21.12.2016 г. № 1797-VIII (далее — Законы № 1791 и № 1797).

В частности, указанными документами установлены новые критерии для исчисления предельных размеров доходов (в размерах минимальной заработной платы и прожиточного минимума), суммы которых не подлежат налогообложению, а значит, не декларируются.

Поскольку для каждого отчетного года предельные размеры доходов определяются расчетно, в конце темы приведена таблица 2, в которой указаны нормы НКУ, виды доходов и соответствующие им критерии.

Новая форма декларации — в чем отличия?

Сразу отметим, что структура декларации не изменилась. Как и ранее, декларация состоит из семи разделов и двух приложений — Ф1 и Ф2 (более подробно о них см. в разделе Структура декларации и порядок ее заполнения).

Что касается «внутренних» изменений, то все они имеют уточняющий характер и связаны с введенными Законом № 1797 нормами НКУ, которые вступили в силу с 1 января 2017 года, но не нашли своего отражения в строках предыдущей декларации. Рассмотрим их по порядку.

1. Раздел II декларации «Доходы, которые включаются в общий годовой налогооблагаемый доход» дополнен строкой 10.9.1, в которой отражаются доходы, полученные в виде дополнительного блага в сумме прощенного (аннулированного) долга по ипотечному кредиту. Указанные доходы, а также особенности их декларирования предусмотрены абз. 2 и 3 п.п. 164.2.17 «д» п. 164.2 ст. 164 НКУ.

Помимо суммы прощенного долга по ипотечному кредиту, в строке 10.9.1 отражается начисленное на такую сумму налоговое обязательство по налогу на доходы и военному сбору. При этом налогоплательщик имеет право на уплату суммы налогового обязательства в течение трех лет начиная с года, в котором задекларирована такая сумма.

Для рассрочки суммы налогового обязательства налогоплательщик вместе с декларацией подает в контролирующий орган заявление в произвольной форме, в котором указывает фактические данные о сумме прощенного (аннулированного) долга, а также краткое пояснение обстоятельств, которые привели к возникновению необходимости такой рассрочки (п.п. 10 п. 2 раздела III Инструкции № 859).

Суммы рассроченных налоговых обязательств погашаются налогоплательщиком равными частями каждый календарный квартал до 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом начиная с квартала, следующего за тем, в котором контролирующему органу представлено заявление о рассрочке (абз. 3 п.п. 164.2.17 «д» п. 164.2 ст. 164 НКУ).

2. В конце налоговой декларации введено новое поле, которое заполняется в случае представления дополнения к декларации в соответствии с п.п. 164.2.17 «д» п. 164.2 ст. 164 НКУ. В нем пометкой «×» налогоплательщик указывает на наличие поданного им с целью рассрочки заявления, а в графе «Содержание дополнения» приводит краткое содержание такого заявления (п. 11 разд. III Инструкции № 859).

3. Следующие два изменения внесены в приложение Ф2 к декларации и касаются физических лиц — предпринимателей на общей системе налогообложения (далее — ФЛП).

Так, первое изменение связано с тем, что с 1 января 2017 года у ФЛП появилось право включать в расходы амортизационные отчисления (п. 177.4 ст. 177 НКУ). В связи с этим в приложении Ф2 введен новый раздел II «Информация относительно начисленной амортизации», а раздел I дополнен графой 8 «Амортизационные отчисления» (п.п. 1 — 2 п. 3 раз. IV Инструкции № 859).

Второе изменение связано с декларированием доходов ФЛП, которые прекратили предпринимательскую деятельность в течение отчетного года (абз. 2 и 3 п. 177.11 ст. 177 НКУ). В связи с этим раздел III приложения Ф2 дополнен отдельными строками для отражения сумм налога на доходы и военного сбора, самостоятельно начисленных ФЛП в течение отчетного года по результатам последнего базового (отчетного) периода (п.п. 3 п. 3 раздела IV Инструкции № 859).

Сроки представления декларации и уплаты налоговых обязательств

Декларация представляется за отчетный период в установленные НКУ сроки контролирующему органу, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Плательщики налога на доходы физических лиц, для которых базовым отчетным (налоговым) периодом является календарный год (в частности, простые физические лица), представляют налоговую декларацию до 1 мая года, следующего за отчетным (п.п. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 НКУ и п.п. 1 п. 5 раздела I Инструкции № 859).

Следовательно, последним днем срока представления декларации за 2017 год является 30 апреля 2018 года (понедельник).

Важно отметить, что если последний день срока представления налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем (п. 49.20 ст. 49 НКУ и п.п. 3 п. 5 раздела I Инструкции № 859).

Что касается срока уплаты налоговых обязательств, указанных в годовой налоговой декларации, то он установлен до 1 августа года, следующего за отчетным (п. 179.7 ст. 179 НКУ). То есть уплатить налог на доходы и военный сбор по результатам 2017 года налогоплательщики должны не позднее 31 июля 2018 года (вторник).

Дополнительно отметим, что налогоплательщики-резиденты, выезжающие за границу на постоянное место жительства, обязаны представить в контролирующий орган налоговую декларацию не позднее 60 календарных дней, предшествующих выезду (п. 179.3 ст. 179 НКУ).

Контролирующий орган в течение 30 календарных дней после поступления налоговой декларации обязан проверить задекларированное налоговое обязательство, уплату надлежащей суммы налога и выдать справку о такой уплате и об отсутствии налоговых обязательств по этому налогу (форма справки утверждена приказом Минфина от 13.06.2017 г. № 568). Отметим, что указанная справка подается согласно постановлению КМУ от 27.12.2010 г. № 1243 в органы таможенного контроля при пересечении таможенной границы и является основанием для проведения таможенных процедур.

Как отмечалось выше, налоговая декларация представляется в случаях, когда согласно нормам раздела IV НКУ такое представление является обязательным (п. 176.1 «в» ст. 176 НКУ).

Рассмотрим, в каких случаях физическому лицу нужно представлять декларацию, а в каких нет.

Случаи, когда налоговая декларация не представляется

В соответствии с п. 179.2 ст. 179 НКУ обязанность налогоплательщика по представлению налоговой декларации считается выполненной и налоговая декларация не представляется, если такой налогоплательщик получал доходы:

  • от налоговых агентов, которые не включаются в общий налогооблагаемый доход согласно разделу IV НКУ;
  • исключительно от налоговых агентов независимо от вида и размера начисленного (выплаченного) дохода, кроме случаев, прямо предусмотренных разделом IV НКУ. Отметим, что количество налоговых агентов также не имеет значения, поскольку п. 176.1 «є» ст. 176 НКУ, согласно которому налогоплательщики обязаны были представлять декларацию в случае получения доходов от двух или более налоговых агентов, утратил силу с 1 января 2016 года (см. также письма ГФС от 23.03.2017 г. № 3975/С/99-99-13-02-03-14 и ГУ ГФС в г. Киеве от 15.03.2016 г. № 2047/К/26-15-13-04-14);
  • от операций продажи (обмена) имущества, дарения, при нотариальном удостоверении договоров по которым был уплачен налог(см. также темы Доходы физических лиц, полученные от продажи объектов недвижимости и Доходы, полученные от продажи и обмена движимого имущества);
  • в виде объектов наследства, которые согласно разделу IV НКУ облагаются налогом по нулевой ставке и/или с которых уплачен налог в соответствии с п. 174.3 ст. 174 НКУ.

Кроме того, от обязанности представления налоговой декларации (независимо от вида и суммы полученных доходов) в соответствии с п. 179.4 ст. 179 НКУ освобождаются налогоплательщики, которые:

  • являются малолетними, несовершеннолетними или недееспособными лицами и при этом находятся на полном иждивении других лиц (в том числе родителей) и/или государства по состоянию на конец отчетного налогового года;
  • находятся под арестом, задержаны или осуждены к лишению свободы, находятся в плену или в заключении на территории других государств по состоянию на конец предельного срока представления декларации;
  • находятся в розыске по состоянию на конец отчетного налогового года;
  • состоят на срочной военной службе по состоянию на конец отчетного налогового года.

Случаи, когда налогоплательщики имеют право представлять налоговую декларацию

Нормами НКУ предусмотрены случаи, когда налогоплательщики не обязаны, но имеют право представлять налоговую декларацию (п. 176.1 «а» ст. 176 НКУ).

В первую очередь это касается налогоплательщиков, которые претендуют на налоговую скидку согласно ст. 166 НКУ (дополнительно см. тему Право на налоговую скидку при расчете налога на доходы физических лиц).

Как предусмотрено п.п. 166.1.2 п. 166.1 ст. 166 НКУ, основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм расходов отражаются налогоплательщиком в годовой налоговой декларации, которая представляется по 31 декабря включительно года, следующего за отчетным. Например, при реализации налогоплательщиком права на налоговую скидку по итогам отчетного 2017 года декларацию за такой год следует представить не позднее 31 декабря 2018 года.

Расчет суммы налога, на которую уменьшаются налоговые обязательства по налогу на доходы в связи с использованием права на налоговую скидку, осуществляется налогоплательщиком в разделе V декларации (строки 13 — 17). При этом в соответствии с п. 5 раздела III Инструкции № 859:

  • в строке 13 помечаются отметкой «×» документально подтвержденные категории расходов, которые включаются в налоговую скидку;
  • в строке 14 указывается общая сумма фактически осуществленных в течение отчетного (налогового) года расходов, понесенных налогоплательщиком по итогам отчетного года, в размерах, разрешенных к включению в налоговую скидку;
  • в строке 15 указывается сумма начисленной заработной платы, уменьшенная на сумму налоговой социальной льготы (при ее наличии) в соответствии с п. 164.6 ст. 164 НКУ;
  • в строке 16 указывается сумма (стоимость) расходов налогоплательщика-резидента, разрешенных к включению в состав налоговой скидки. При этом общая сумма налоговой скидки, начисленная налогоплательщику в отчетном году, не может превышать общую сумму годового налогооблагаемого дохода, начисленного как заработная плата и уменьшенного с учетом п. 164.6 ст. 164 НКУ. То есть значение строки 16 может быть менее либо равно значению строки 14, но не может быть более значения строки 15 декларации;
  • в строке 17 указывается сумма налога на доходы физических лиц, на которую уменьшаются налоговые обязательства по этому налогу в связи с использованием права на налоговую скидку. Значение строки 17 определяется как разница между показателем строки 10.1 графы 4 декларации и суммой, исчисленной как (строка 15 — строка 16) × на ставку налога 18 %.

Дополнительно отметим, что согласно разъяснению, приведенному ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 29.06.2017 г. № 859/Л/99-99-13-01-03-14/ІПК, доход в сумме средней заработной платы, начисленной и выплаченной по решению суда за время задержки расчета при увольнении работника, отражается получателем такого дохода не в строке 15 декларации, а в строке 10.9 (прочие доходы). Объясняется это тем, что указанная выплата осуществляется уволенному работнику, то есть не связана с отношениями трудового найма, а потому облагается налоговым агентом не как заработная плата, а как прочие доходы. В связи с этим указанная выплата не учитывается при расчете суммы налога, на которую уменьшаются налоговые обязательства по налогу на доходы в связи с использованием права на налоговую скидку.

Кроме случаев, связанных с реализацией права на налоговую скидку, представлять декларацию по желанию могут налогоплательщики, претендующие на возврат из бюджета суммы излишне уплаченного налога на доходы (переплаты), которая возникла:

  • в результате проведения работодателем окончательного расчета при увольнении работника (п. 176.1 «а» ст. 176 НКУ). Такая сумма отражается в составе прочих доходов в строке 10.9 декларации (п.п. 10 п. 2 раздела ІIІ Инструкции № 859);
  • в случае несовершения налогоплательщиком нотариального удостоверения договоров купли-продажи, мены объекта недвижимости, по которым был уплачен налог (п. 172.6 ст. 172 НКУ). Такая сумма отражается в строке 20 декларации (п.п. 3 п. 6 раздела ІІІ Инструкции № 859).