Закон о жилье для военнослужащих с 2014 года

В порядок обеспечения военнослужащих жильем внесены поправки

Уточнен порядок обеспечения военнослужащих жильем. Федеральные законы от 2 ноября 2013 г. № 298-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и № 297-ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», предусматривающие соответствующие поправки, подписаны Президентом РФ.

Так, военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, теперь наделены правом получения жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма. Указанные категории лиц смогут получить жилье в случае признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, после 1 марта 2005 года. Помимо этого, при увольнении с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы свыше 10 лет, военнослужащие смогут получить жилье по избранному месту жительства. Напомним, что по действующему законодательству указанные граждане имеют право на служебные жилые помещения (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В аналогичном порядке предусмотрено предоставление жилых помещений членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В п. 13 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, в соответствии с которыми обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы при ее общей продолжительности 20 лет и более, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более, теперь не связывается с условием прохождения военной службы по контракту.

Кроме того, уволенные с военной службы граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, а затем переехавшие на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и принятые на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, получат право на обеспечение жилыми помещениями. Указанные граждане смогут реализовать право на получение жилья:

  • в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма);
  • в форме получения единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Внесенные поправки направлены на совершенствование норм федеральных законов от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом норм жилищного законодательства России.

Изменения начнут действовать с 14 ноября 2013 года.

В закон о статусе военнослужащих внесены изменения, касающиеся обеспечения жильём

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Главой государства также подписан Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» принят Государственной Думой 18 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается внести в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» ряд изменений, уточняющих порядок обеспечения жильём:

военнослужащих – граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и проживающих совместно с ними членов их семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. или признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 г.;

военнослужащих – граждан, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанных нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями – 10 лет и более;

граждан, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а также увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченных на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями;

членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Федеральный закон направлен на совершенствование норм Федерального закона «О статусе военнослужащих» с учётом норм жилищного законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» принят Государственной Думой 18 октября 2013 года и одобрен Советом Федерации 30 октября 2013 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 21-П по делу о проверке конституционности положений пункта 2 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина Н.М.Кабулова.

В соответствии с Федеральным законом уволенные с военной службы граждане, которые первоначально были приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 г., а затем переехали на постоянное место жительства из одного населённого пункта в другой и потому были приняты на соответствующий учёт по новому месту жительства уже после 1 января 2005 г., получают на равных условиях с гражданами, которые относятся к той же категории и место жительства не меняли, право на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления либо жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы

Согласно действующему законодательству, военнослужащие относятся к особой категории граждан, статус которых определён ФЗ №76, и которым государством гарантирован порядок предоставления постоянного жилья военнослужащим. Осуществляется это по нескольким программам, включающим в себя как выдачу квартир в натуральном виде, так и предоставление денежной субсидии на приобретение недвижимости. Гражданам, прибывшим по месту прохождения службы, а также сопровождающим их членам семьи, в течение 3-х месяцев обязаны предоставить жилье, на которое имеется право на время прохождения службы.

Положение о предоставлении жилья военнослужащим предусматривает, что при отсутствии возможности выдать служебное жилье, военный имеет право на самостоятельный наём жилого помещения, вследствие чего ему положена денежная компенсация, в размерах, определённых законодательными актами.

Кроме того, определённым категориям граждан, служащих в армии, может быть выдано жилье по договору социального найма, которое со временем он сможет приватизировать.

Однако, приватизация квартир в закрытом военном городке не всегда возможна из-за ведомственной принадлежности земли и недвижимости Минобороны.

Права военного на жилплощадь

Как же быть в случае увольнения военнослужащего со служебной квартирой? Служебное помещение не может быть передано в его собственность, так как по закону выдается только на срок прохождения службы, к тому же подобные квартиры как правило находятся в закрытых городках.

Поэтому при увольнении, порядок сдачи служебного жилья военнослужащими и членами их семей предусматривает освобождение занимаемой жилплощади не позднее 3-х месяцев после увольнения.

Но, получая служебную квартиру, за их владельцами сохраняются права:

  • в течение пяти лет на жилые помещения, где они ранее проживали.
  • они не могут быть исключены из списков лиц, нуждающихся в жилье.

Последнее даёт им право на участие в военной ипотеке или получение ЕДВ на покупку недвижимости.

Кроме того, отказ военнослужащего от квартиры в служебном фонде, даёт право на получение недвижимости по договору социального найма помещений, которые выдаются государством на основании очереди.

Квартира военнослужащим при увольнении выдаётся в случае:

  • Выход на пенсию по достижении им стажа военной службы не менее 20 лет.
  • Увольнения по достижении им стажа 10 лет, по следующим обстоятельствам: достижения предельного возраста и ОШМ.

Этим категориям военных согласно ст. 15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности.

Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения.

Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение.

Обеспечение жилой площадью

Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на:

  1. Предоставление недвижимости в собственность,
  2. Предоставление недвижимости по договору соц. найма,
  3. ЕДВ на приобретение недвижимости или строительство.

Нуждающийся в жилье контрактник может выбрать любую форму обеспечения жилой недвижимостью, которая осуществляется за счёт бюджетных средств. В зависимости от конкретной ситуации и формы жилобеспечения, жилье военнослужащим уволенным в запас предоставляется на основании действующих нормативов. Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, закреплено в законодательстве, в соответствии с причинами прекращения службы. Например, квартиры военным в Ростове на Дону доступны в сданном ЖК «Суворовский».

Отдельно стоит сказать, что предоставление жилья семьям погибших военнослужащих также закреплено законодательно.

При получении квартиры, размеры её рассчитываются исходя из норм жилой площади, установленных законодательством. При получении субсидии, сумма ее рассчитывается исходя из той же нормы жилплощади и стажа военной службы в календарном исчислении, без учета льготного стажа.

Для оформления договора соцнайма, военный-очередник должен подать рапорт об освобождении служебного помещения, так как до сдачи им служебного помещения, договор соц. найма заключён быть не может (согласно п.18 Инструкции от 30.09.2010 N 1280).

Получается, что инструкция обеспечения жильем военнослужащего, имеющего выслугу 10 и более лет, уволенного по вышеуказанным основаниям, обязывает освободить занимаемое им и членами семьи служебное жилье, до выделения ему другой жилплощади в собственность или по договору соцнайма, а также субсидии на её приобретение.

Однако, в этом случае согласно ст.14 ФЗ №76 военнослужащие, числящиеся в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года, имеют право на получение компенсации, размер которой определяется Правительством.

Выход в запас без обеспечения жилплощадью

В соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» компенсация за поднаем жилья уволенным военнослужащим положена, если они были признаны нуждающимися в жилплощади и поставлены на очередь до 01.01.2005 года. Кроме того, если у них в семье 3 и более детей, то размер выплаты повышается на 50%.

Форум военнослужащих по обеспечению жильем, а также посвящённые воинской службе, часто задают вопрос: могут ли уволить военнослужащего без жилья?

Так вот, уволить военного без предоставления жилой площади могут:

  • Если стаж службы менее 10 лет,
  • Если выслуга составляет от 10 до 20 лет, уход в запас по причинам, не связанным с ОШМ, состоянием здоровья и достижением предельного возраста.
  • Если военнослужащий согласен на такое увольнение.

Защитника Отечества, имеющего стаж от 20 лет и более, уволить без предоставления жилой площади не имеют права, эта категория военнослужащих подлежит обеспечению положенной жилой площадью в любом случае.

Увольнение военнослужащего после получения жилплощади в собственность или по договору соц. найма не влечёт никаких правовых последствий, ограничивающих его права на уже полученное жилое помещение.

Увольнение военного, отслужившего от 10 до 20 лет, по ОШМ, состоянию здоровья и достижению им предельного возраста, без выделения ему жилья, за ним сохраняется право на получение недвижимости в собственность или по договору соц. найма на общих основаниях.

Кроме того, если он не желает проживать по месту прохождения им службы, и избирает для постоянного места жительства другой регион, то имеет право на получение ЕДВ для приобретения жилплощади.

Предоставление жилья военнослужащим по избранному месту жительства (ИПМЖ) — решение жилищного вопроса с использованием субсидии, не противоречит законодательству, и даёт возможность приобрести собственную квартиру в любом регионе страны.

Путин уточнил правила получения военнослужащими жилья

Президент России Владимир Путин уточнил правила увольнения военных, которые отслужили более 10 лет, без предоставления им жилья или соответствующих компенсаций. Об этом говорится в указе, опубликованном в субботу, 2 января, на официальном интернет-портале правовой информации.

Поправки внесены в положение о порядке прохождения военной службы. В указе отмечено, что нуждающийся в жилье военнослужащий «без его согласия не может быть уволен (. ) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями» без предоставления ему жилья или субсидий на его приобретение (строительство) за исключением случаев, предусмотренным третьим абзацем первого пункта статьи 23 закона «О статусе военнослужащих».

При этом те, кто желает получить жилье не по месту увольнения с военной службы, «обеспечивается помещением в соответствии с законодательством России», подчеркивается в документе.

Указ вступил в силу с момента его подписания.

В конце апреля 2015 года президент России разрешил принудительно увольнять военнослужащих, злоупотребляющих своим правом на отказ от предоставленного государством жилья. До этого увольнение военных, отказывающихся от предлагаемого им жилья или жилищной субсидии, было невозможно, поэтому были широко распространены многократные отказы от предоставляемого государством жилья. В итоге целые группы военнослужащих систематически эксплуатировали эту брешь в законодательстве.

Под действие апрельского документа попали военнослужащие, имеющие право на увольнение из рядов вооруженных сил и в данный момент находящиеся «в распоряжении командования» (вне штатной воинской должности).

О формах (способах) реализации права на жилищное обеспечение военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семьи

Какие существуют формы (способы) реализации права на обеспечение жильем военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, и членами их семей

В настоящее время военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в соответствии с Федеральным законом РФ 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» могут реализовать свое конституционное право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) путем заключения договора социального найма на жилое помещение, получения жилого помещения сразу в собственность, получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (ГЖС), в том числе при отселении из закрытых военных городков бывших военнослужащих и членов их семей и лиц гражданского персонала, получения жилищной субсидии на покупку или строительство жилого помещения, получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления – путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения (используйте калькулятор для расчета единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения).

Получение жилья военнослужащими Вооруженных Сил РФ и иных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (ФСБ РФ, ФСО РФ, ВВ МВД и т.д.) по договору социального найма или сразу в собственность является «традиционным» способом реализации права на получение жилья. При этом, согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», те военнослужащие, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (здесь следует сделать оговорку – и вставшие на жилищный учет до 01 января 2014 года, поскольку вставшие на жилищный учет после указанной даты имеют право на получение только жилищной субсидии) имеют право после пяти лет службы как на получение жилого помещения по договору социального найма (ДСН), так и сразу в собственность, а также по их желанию – жилищной субсидии. Следует отметить, что указанная категория военнослужащих, что прямо указано в абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», имеет право в период службы приобрести жилые помещения только по месту прохождения военной службы, а при увольнении – в избранном месте жительства. Однако, как известно, в настоящее время в Министерстве обороны РФ отсутствует механизм сдачи (передачи) жилых помещений, находящихся в собственности военнослужащих и членов их семей, что на практике может привести к невозможности реализации ими права на получение жилья в избранном месте жительства. В настоящее время, например, суды, включая Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, отказывают военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в признании за ними права на сдачу принадлежащего им на праве собственности жилья с целью последующей реализации права на получение жилья в избранном месте жительства, со ссылкой в том числе на постановление Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих …». Здесь нужно сделать важный вывод о том, что если военнослужащие, относящиеся к указанной категории, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, все же в период прохождения военной службы приобретут (купят) жилое помещение не по месту прохождения ими военной службы, а сразу в избранном месте жительства, то они тем самым лишат себя права на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 909 (ред. от 18.09.2015) «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Кстати, Вы сможете воспользоваться калькулятором расчета предельного размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Военнослужащие же, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, на весь срок службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями, а при достижении общей продолжительности военной службы (это значит в календарном исчислении) 20 лет и более, а также при увольнении по льготным основаниям (ОШМ, состояние здоровья, достижение предельного возраста пребывания на военной службе) и выслуге (в календарном исчислении) 10 лет и более, им предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. То есть, в отличие от военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года, они имеют право приобрести (получить) жилье в период прохождения военной службы сразу в избранном месте жительства.

С 6 июля 2016 г. прием документов для получения служебного жилья в Московском регионе осуществляется по адресу: г. Москва, ул. Садово-Спасская д. 1, стр. 2, корп. 7 (1 отдел Западного РУЖО).

Понедельник, Среда, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по г. Москве, военнослужащие по Московской области);

Вторник, Четверг, 10.00 — 14.00 (Представители от воинских частей по Московской области, военнослужащие по г. Москве);

Пятница — не приемный день. Суббота, Воскресенье — выходные дни.

Контактные телефоны: 8(495) 696-30-31 (делопроизводство), т. факс. 8(495) 696-30-90.

С 11 июля 2016 г. принятие на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений для постоянного проживания, проходящих военную службу в г. Москве и Московской области, осуществляет Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по адресу: г. Москва, ул. Знаменка, д. 19.

Прием документов от военнослужащих:

а) в письменной форме по Почте России на адрес: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации;

б) через представителей воинских частей, по графику вторник-четверг с 9:00 до 17:00, обед с 12:00 до 14:00 (каб. 4069);

в) Вторник, Четверг, 14.00 — 16.00 представление документов военнослужащими для получения жилого помещения для постоянного проживания по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

г) Среда, Пятница, 10.00 — 13.00 выдача решений военнослужащим о предоставлении жилых помещений для постоянного проживания (в собственность бесплатно, по ДСН) и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения по предварительному приглашению Департамента жилищного обеспечения Минобороны России по адресу:
г. Москва, Б. Знаменский пер., д. 8/12, каб. 2.

д) Вторник-четверг с 14:00 до 16:00 (каб. 3.) выдача извещений о распределении жилых помещений производятся по адресу г. Москва, ул. Большой Знаменский пер., д. 8/12.

Федеральным законом РФ от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих», с 1 января 2014 года внесены изменения в порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе указанным законом введена новая форма обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы — жилищная субсидия. Жилищная субсидия согласно указанному закону должна предоставляться всем военнослужащим (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), признанных нуждающимися в обеспечении жильем, начиная с 01 января 2014 года. Кроме того, те лица, которые были признаны нуждающимися в жилищном обеспечении до 01 января 2014 года, но отказались от предложенного им жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным действующим законодательством РФ, или изменили избранное место жительства после указанной даты – 01 января 2014 года, также получат жилищную субсидию. Кому предоставляется жилищная субсидия, как она рассчитывается, в каких случаях вместо квартиры предоставляется жилищная субсидия, кто жильем обеспечивается вне очереди, можно ли отказаться от полученной квартиры, изменить избранное место жительства без последствий, можно узнать прочитав наш комментарий к указанному Закону.

Другим способом реализации права на получение жилья военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы и членами их семьи является предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на получение которой удостоверяется Государственным жилищным сертификатом (ГЖС). Использование ГЖС является наименее популярной формой реализации права на жилище, поскольку по нему на сегодняшний день меньше всего предоставляется средств для приобретения жилого помещения.

Следует отметить, что приобретение жилья при помощи ГЖС осуществляется исключительно на добровольной основе, это значит, что заставить Вас выбрать именно эту форму реализации права на жилище никто не может.

Однако надо сказать, что на сегодняшний день приобретение жилья при помощи Государственного жилищного сертификата это единственная возможность реализовать свое права на отселение из закрытого военного городка, категориям граждан, имеющим на это право. Судебная практика показывает, что право на отселение с территории закрытых военных городков имеют не все граждане, проживающие на этой территории. Суды признают такое право за гражданами, перед которыми у государства имеется обязанность по обеспечению жильем. Анализ судебной практики свидетельствует о том, что при признании права на отселение учитываются основание увольнения с военной службы и имеющаяся выслуга лет (продолжительность военной службы) (см., например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16.02.2016 г. № 91-КГ15-5).

Как следует из информации с официального сайта Минобороны РФ оно обратилось с просьбой выделить 7,5 млрд рублей на программу переселения жителей из закрытых военных городков, сейчас на это выделяется около 100 млн рублей в год по сертификатам Минстроя России. Об этом заявил заместитель руководителя Департамента жилищного обеспечения Минобороны РФ Сергей Иванов на заседании в Совете Федерации.

«В настоящее время на территории закрытых военных городков проживает 3150 граждан, признанных участниками подпрограммы ФЦП «Жилище» до 2020 года. Необходимый объем бюджетных ассигнований для переселения указанных граждан — 7,5 млрд рублей», — сказал Сергей Иванов.

При этом, по его словам, Минстроем на оформление сертификатов Минобороны РФ в 2015 году было выделено 86,6 млн рублей, 110,1 млн рублей было выделено в 2016 году и 101,9 млн рублей выделено в 2017 году.

Он также уточнил, что с целью решения этой задачи Президентом по инициативе Минобороны было дано поручение Правительству о выделении бюджетных средств для оформления Минобороны России трех тысяч жилищных сертификатов. «Минобороны для исполнения поручения в период с 2015 года по 2017 год было подготовлено три обращения к Президенту, пять обращений в Правительство, проведено более 10 совещаний с органами исполнительной власти. Несмотря на комплекс мер, организованных и проведенных Минобороны, поручение на сегодняшний день не выполнено и оставлено на контроле Правительства до 15 ноября этого года», — констатировал Сергей Иванов.

Он рассказал, что в апреле этого года Минобороны направило обращение Президенту России с просьбой дать поручение Правительству о выделении дополнительно 7,5 млрд рублей.

«Вопрос находится в проработке, при этом рассматривается вопрос о выделении части необходимых средств из указанного источника», — отметил Сергей Иванов.

При этом Министерство обороны РФ подготовило проект Указа Президента Российской Федерации «Об особенностях жилищного обеспечения граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (подготовлен Минобороны России 31.08.2017 г.), который предполагает, что граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков, смогут по своему выбору получить «в собственность бесплатно или по договорам социального найма в населенных пунктах, в которых у соответствующего федерального органа имеются невостребованные военнослужащими жилые помещения.».

Также это (приобретение (покупка) жилья при помощи ГЖС) единственный способ реализации права на жилище, который позволяет военнослужащим, имеющим на праве собственности жилое помещение, сдать его или дать обязательство о его сдаче в государственную или муниципальную собственность, и получить денежные средства для реализации права на получение жилого помещения в избранном месте жительства. Кроме того, он позволяет получить жилое помещение с учетом имеющегося в собственности (не по ДСН), однако только в том случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров.

Для самостоятельного расчета указанной социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС, Вы можете использовать калькулятор.

Граждане, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года в органах власти местного самоуправления имеют возможность реализовать свое право на получение жилья, как указано выше, используя Государственный жилищный сертификат.

В связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» и выделением средств из федерального бюджета на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений до 01 января 2005 года» у указанной категории граждан появилась возможность приобрести жилое помещение также путем получения единовременной денежной выплаты (ЕДВ). Этот способ реализации права на жилище для бывших военнослужащих, вставших на жилищный учет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. № 1054 предпочтителен, так как при расчете единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение или строительство жилого помещения, предоставляемой указанной категории граждан, используется средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации, которая определяется Минстроем РФ ежеквартально и, как правило, выше, чем норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения, учитываемый при расчете социальной выплаты, предоставляемой по ГЖС. Кроме того, если у Вас в собственности имеется жилое помещение (или доля в праве общей собственности) и Вы по каким-то причинам не можете или не желаете его передать в государственную или муниципальную собственность, Вы можете получить ЕДВ независимо от того, сколько квадратных метров общей площади жилого помещения Вам недостает, даже если менее 18 кв. м.

Используя наш калькулятор Вы можете самостоятельно расчитать размер единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на 2017 г., выделяемой на приобретение или строительство жилого помещения.

В скором времени единственным способом реализации права на жилище будет приобретение жилья с использованием денежных средств, предоставляемых участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку обязательными участниками указанной системы согласно ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являются военнослужащие, заключившие первые контракты о прохождении военной службы, начиная с 1 января 2005 года.

Указанный способ реализации права на жилище имеет ряд преимуществ. Так, уже через три года участия в этой программе (по сути через три года после окончания военного ВУЗа или заключения контракта о прохождении военной службы) участник НИС имеет право приобрести себе жилое помещение, при этом необязательно по месту прохождения военной службы. Учитывая, что в отношении указанной категории военнослужащих обязанность государства обеспечить их жильем по месту прохождения военной службы никто не отменял, они в случае покупки жилья по избранному месту жительства, не совпадающему с местом прохождения военной службы, сохраняют право быть обеспеченными служебными жилыми помещениями в течение трех месяцев со дня прибытия к новому месту службы, а в случае их отсутствия – осуществлять наем жилого помещения (поднаем) и получать за него денежную компенсацию. Кроме того, основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии со ст. 10 Федерального закона является наличие у военнослужащего — участника НИС общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более. Напомним, что у тех военнослужащих, кто не является учасником НИС и обеспечивается служебным жильем на весь срок военной службы, право на получение жилого помещения для постоянного проживания (в собственность или по договоросу социального найма или жилищной субсидии) возникает при достижении общей продложительности военной службы только в календарном исчислении 20 лет.

Положительным моментом для указанной категории военнослужащих также является то обстоятельство, что в настоящее время (что удивительно, учитывая, что согласно ст. 40 Конституции РФ жилье предоставляется «нуждающимся в жилище») участниками указанной системы являются военнослужащие, без признания их нуждающимися в обеспечении жильем (полагаем, однако, что такая практика не продлится долго). Более того, они могут приобрести в период службы другое жилое помещение.

Однако указанная система жилищного обеспечения военнослужащих имеет ряд особенностей, на которые следует обратить внимание. Так, в случае, увольнения с военной службы при выслуге менее 10 лет в календарном исчислении, а также при выслуге от 10 лет до 20 лет при увольнении не по одному из льготных оснований (в качестве таких оснований указанный Закон установил, кроме прочих общеизвестных, — увольнение по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе) участнику НИС придется вернуть предоставленные ему государством денежные средства. Кроме того, указанная система не учитывает численный состав членов семьи военнослужащего, независимо сколько у участника НИС членов семьи размер предоставляемых денежных средств будет одинаковым, исключение составляют случаи, когда супруги оба являются военнослужащими, в этом случае каждый из них имеет право участвовать в НИС. При этом, в случае расторжения брака, у супруги военнослужащего могут возникнуть проблемы, так как до последнего времени суды не признавали за ними право на часть жилого помещения, так как считалось, что «действующее правовое регулирование получения целевого жилищного займа и условия кредитного договора не предполагают не предполагают какого-либо участия супруга военнослужащего — участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, как в совершении сделки, так и в ее последующем исполнении, в связи с чем право на такое жилье возникает только у самого военнослужащего и не распространяется на иных членов семьи». Однако в последнее время наблюдается разворот в судебной практике, суды все чаще встают на сторону бывших жен военнослужащих, очевидно, больше исходя из желания защитить их, чем из буквы закона. Также суды стали признавать право второго супруга военнослужащего (если один из них участник НИС, а другой — нет) на жилье, приобретенное по военной ипотеке другим супругом, с тем чтобы исключить обязанность государства обеспечивать жильем обоих военнослужащих, смотрите, например, определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2015 г. № 211-КГ-17.

СПРАВКА

о размере накопительного взноса — денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы (военная ипотека) жилищного обеспечения военнослужащих (НИС) за период 2005 – 2018 г.

Новеллы законодательства об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями

Гарантированное государством право на жилище является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Его реализация оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние войск, отражается на их боеготовности и определяет оценку обществом принимаемых мер по повышению привлекательности военной службы.

Для решения этой задачи в последние годы принимаются беспрецедентные меры. Динамично развивается законодательство, вводятся новые, более совершенные механизмы обеспечения жильем военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» введена в действие принципиально новая форма жилищного обеспечения военнослужащих – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих»» утверждены правила расчета жилищной субсидии, в соответствии с которыми ее размер определяется исходя из нормативов общей площади, стоимости одного квадратного метра жилого помещения по Российской Федерации, а также общей продолжительности военной службы (поправочный коэффициент). Учитывается также право военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Установлены следующие нормативы общей площади жилого помещения: на одиноко проживающего военнослужащего – 33 кв. метра, на семью из 2 человек – 42 кв. метра, на семью из 3 и более человек – 18 кв. метров на каждого члена семьи.

При этом вышеупомянутый норматив увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». К числу таких граждан отнесены военнослужащие, имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации, являющиеся преподавателями военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, научными работниками, имеющими ученую степень и (или) ученое звание.

Поправочный коэффициент для расчета жилищной субсидии определен исходя из общей продолжительности военной службы в размерах от 1,85 до 2,75: от 10 до 16 лет военной службы – 1,85; от 16 до 20 лет – 2,25; от 20 лет до 21 года – 2,375. Начиная с 21 года, он (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы (до 2,75 включительно).

Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и к настоящему времени определен этими ведомствами (приказы Минобороны России от 21 июля 2014 года № 510, МВД России от 19 ноября 2014 года № 1046, ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 и др.). При этом использовать жилищную субсидию можно исключительно в целях приобретения или строительства жилья на условиях, при которых ее получатель утратит основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ установлены и правовые основания предоставления военнослужащим с их согласия жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» – 18 квадратных метров на одного человека).

Определено, что общая площадь жилого помещения, превышающая эту норму, оплачивается за счет собственных средств таких граждан. Правила такой оплаты утверждены постановлением Правительства России от 24 октября 2013 года № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих»».

Ранее, до их введения, нормативные акты, регламентирующие условия и порядок осуществления военнослужащими подобных платежей, в законодательстве Российской Федерации отсутствовали.

Существенные изменения в законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих внесены Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах следственного комитета Российской Федерации».

По сути, отменен законодательный запрет на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих – граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в «силовых» структурах, без предоставления им жилья или жилищной субсидии при отказе от их получения.

При этом случаи отказа законодательно приравнены к фактам непредъявления в 30-дневный срок по неуважительной причине документов, необходимых для получения жилищной субсидии либо жилого помещения, а последнее должно быть расположено по месту военной службы или избранному месту жительства и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

К уважительным причинам законодатель отнес периоды временной нетрудоспособности военнослужащих, пребывания их в отпуске, служебной командировке и иные обстоятельства, объективно исключающие возможность представления указанных документов.

Вместе с тем и в этих случаях гарантированное государством право на жилище за такими гражданами сохраняется: они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до полного обеспечения их жильем.

Начальник отдела организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Игорь Сахаров