Закон о сми ст2

Закон «О СМИ»

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I
«О средствах массовой информации»

С изменениями и дополнениями от:

13 января, 6 июня, 19 июля, 27 декабря 1995 г., 2 марта 1998 г., 20 июня, 5 августа 2000 г., 4 августа 2001 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 21 июля 2005 г., 27 июля, 16 октября 2006 г., 24 июля 2007 г., 25 декабря 2008 г., 9 февраля 2009 г., 14 июня, 11, 21 июля 2011 г., 28 июля 2012 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 14 октября, 24 ноября 2014 г., 8 марта, 13 июля, 30 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля 2016 г., 7 июня, 29 июля, 25 ноября 2017 г., 18 апреля 2018 г.

См. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

27 декабря 1991 года

Закон применяется в отношении СМИ, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции в РФ. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные Законом, наравне с организациями и гражданами РФ (если иное не установлено).

Провозглашается свобода массовой информации (предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иные сообщений и материалов) в РФ. Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Определены и иные понятия, используемые в Законе.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции СМИ со стороны уполномоченных лиц предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов (их отдельных частей), не допускается. Запрещается злоупотребление свободой массовой информации.

Учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Определены лица, которые не могут выступать учредителями. Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации в установленном порядке. Рассмотрены основания прекращения и приостановления деятельности СМИ, вопросы о статусах учредителя и редакции СМИ. Закреплены и иные положения об организации деятельности СМИ.

Самостоятельный раздел Закона посвящен распространению массовой информации. Рассматриваются вопросы: выдачи и аннулирования лицензии на вещание; хранения материалов радио- и телепередач; распространения рекламы; выходных данных; тиража; и т.д. Государственную политику в области лицензирования радио- и телевещания вырабатывает и проводит Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

Определены основы отношений СМИ с гражданами и организациями. Закреплены права и обязанности журналиста.

Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных РФ. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами других государств, а также международными организациями. Гражданам РФ гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных СМИ.

За нарушения законодательства РФ о СМИ несут ответственность учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов. Предусмотрены основания освобождения от ответственности.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 8 февраля 1992 г. N 32, в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 239-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 464-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 257-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г., за исключением подпункта «б» пункта 2 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 370-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 158-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 252-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 4 августа 2001 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 90-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 114-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 июня 1995 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 6-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон о сми ст2

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
[Закон «О СМИ»] [Глава I] [Статья 2]

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

1 комментарий к записи “Статья 2 Закон о СМИ. Средства массовой информации. Основные понятия”

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Комментарий к статье 2
1. Определения, содержащиеся в ст. 2, введены для целей Закона о СМИ.
Согласно комментируемой статье массовая информация — это предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Если считать, что в формулировке «предназначенные для неопределенного круга лиц» проявляется видовое отличие понятия «массовая информация» от более широкого понятия «информация», то сама информация — это печатные, аудио-, аудиовизуальные, иные сообщения и материалы. Другая формулировка понятия «информация» содержится в Законе об информации, согласно которому информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Таким образом, один закон понимает под информацией сведения, другой — сообщения и материалы. Безусловно, каждая из приведенных трактовок соответствует целям конкретного нормативного акта. Однако их соотношение имеет большое теоретическое значение для правильного понимания сущности информации в системе права. Кроме того, нельзя исключить возможность возникновения ситуации, когда баланс в приведенной терминологии сыграет решающую роль при рассмотрении конкретного спора в суде. Разработчики Закона о СМИ полагают, что «сведения» составляют содержание «сообщений» . Коллектив лингвистов под руководством доктора филологических и психологических наук А.А. Леонтьева полагает, что «сведения» и «сообщения» — слова-синонимы . Анализ положений Закона о СМИ приводит к выводу, что сведения составляют содержание сообщений и материалов. Однако для того чтобы понять логику законодателя, авторитетного мнения филологов явно недостаточно. Необходимо изучить место данного термина в законе. Из положений ст. 3, 34, 41 Закона о СМИ следует, что сведения являются содержанием сообщений и материалов, что сообщения и материалы не являются в чистом виде информацией, а представляют собой результат творческого труда .
———————————
Батурин Ю., Федотов М., Энтин В. Пора ли «Священной Корове» на бойню, или Что таит модернизация закона о СМИ // Законодательство и практика СМИ. 1988. N 1, 2.
Понятие чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и СМИ. М.: Права человека, 1997.
Моргунова Е., Погуляев В., Рузакова О. Финансовая информация как объект правовой охраны // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2002. N 10.
2. В абзаце 2 ч. 1 ст. 2 Закона о СМИ содержится определение понятия СМИ, из положений которого следует, что СМИ — это форма периодического распространения массовой информации. Таким образом, СМИ — это то, в чем содержатся подробные сообщения и материалы, предназначенные для распространения неопределенному кругу лиц. Условно говоря, СМИ — это сборники. В зависимости от формы, в которой зафиксированы материалы и сообщения, законодатель различает два вида СМИ:
периодические печатные издания,
радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы.
СМИ, как отмечалось, это не просто форма распространения, а форма периодического распространения информации, т.е. «сборники» должны распространяться периодически. Следует обратить внимание, что Закон не дает исчерпывающий перечень видов СМИ.
3. Периодическое печатное издание — это издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Из указанного определения следует, что издание является периодическим, если:
оно имеет постоянное название. Это обязательный атрибут СМИ, при смене названия требуется его перерегистрация;
имеет текущий номер — обязательный элемент выходных данных (ст. 27 Закона о СМИ);
выходит не реже одного раза в год.
При наличии всех этих признаков независимо от формы издания, от того, зарегистрировано оно как СМИ или нет, оно является периодическим печатным изданием. Невыполнение последнего требования является основанием для признания свидетельства о регистрации недействительным (ст. 15 Закона о СМИ).
4. Исходя из содержания определения «радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программы», приведенного в абз. 4 ч. 1 статьи, под таковой понимается совокупность передач, а именно периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов. Два других признака — постоянное название и выход не реже одного раза в год — идентичны признакам, установленным для периодических печатных изданий. Отличительной является форма фиксации сообщений и материалов. Они имеют звуковую или видеозвуковую форму.
5. Под продукцией СМИ понимаются:
экземпляры отдельного номера периодического печатного издания;
отдельный выпуск программы;
экземпляры аудио- или видеозаписи программы.
Указание на то, что продукцией периодического печатного издания являются именно экземпляры (материальные носители) отдельного номера, ни в коей мере не приводит к ущемлению интересов создателей СМИ, распространяемых посредством сети Интернет и других телекоммуникационных сетей связи. Такие СМИ по своему правовому статусу согласно ст. 24 Закона о СМИ приравниваются к радио- и телепрограммам.
В отношении программ продукцией СМИ являются не только выпуски, зафиксированные (записанные) на материальных носителях информации, но и выпуски, выходящие в прямом эфире. Запись программы является самостоятельным третьим видом продукции СМИ, названным в рассматриваемом определении.
6. Распространение продукции СМИ — это представление отдельного номера, отдельного выпуска СМИ неопределенному кругу лиц. Распространение может осуществляться различными способами: путем продажи; трансляции (передачи в эфир); демонстрации кинохроникальной программы.
Сопоставляя определение распространения, содержащееся в ст. 2 Закона о СМИ, со ст. 25 данного Закона, можно заключить, что в ст. 2 названы не все способы распространения. К способам распространения согласно ст. 25 Закона о СМИ относится также снятие единичных копий с видеозаписей программ, если за это взимается плата.
Распространение может осуществляться как за плату, так и бесплатно.
7. Исходя из определения, приведенного в абз. 7, специализированным является СМИ, если Законом о СМИ установлены специальные правила в отношении порядка:
1) его регистрации;
2) распространения его продукции.
При этом специализированным признается СМИ, в отношении которого действует хотя бы один из указанных порядков.
К специальным СМИ, для регистрации которых установлены специальные правила, относятся СМИ, специализирующиеся:
на сообщениях и материалах рекламного характера;
на сообщениях и материалах эротического характера;
на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения.
Специфика правил регистрации указанных СМИ заключается в установлении специальных регистрационных сборов.
Специальные правила в отношении распространения продукции также предусмотрены для СМИ, которые специализируются на сообщениях и материалах рекламного (ст. 28, 36), а также эротического характера (ст. 28, 37).
8. Часть 1 абз. 8 дает определение понятию «редакция СМИ». В качестве редакции может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Основным критерием, позволяющим назвать то или иное лицо редакцией, является осуществление этим лицом основной функции редакции: производства и выпуска СМИ. Вместе с тем права и обязанности редакции возникают у лица с момента государственной регистрации СМИ и/или утверждения устава редакции (подробнее см. ст. 17 и комментарий к ней), а не с момента принятия решения выступать в качестве редакции.
Среди лиц, которые могут выступать в роли редакции, законодатель называет организацию, учреждение, предприятие, гражданина и объединение граждан.
Используемый авторами Закона о СМИ термин «организация», по сути, является собирательным, охватывающим все предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, и используется в качестве синонима термина «юридическое лицо».
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
Предприятие в соответствии с гражданским законодательством может являться как объектом, так и субъектом отношений. Согласно ст. 132 ГК РФ под предприятием как объектом прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
Правовой режим предприятия — субъекта прав регламентируется в том числе ст. 113 — 115 ГК РФ. Ранее, до введения в действие части первой ГК РФ, термин «предприятие» трактовался исходя из положений Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По своему значению он был весьма схож с современным понятием «коммерческая организация», под которым понимается юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а именно — коммерческая организация (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о СМИ граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с гражданами РФ, если иное не установлено законом. Таким образом, в качестве редакции по общему правилу может выступать как гражданин РФ, так и гражданин другого государства или лицо без гражданства (апатрид).
Значению термина «объединение граждан», используемому в Законе о СМИ, в результате трансформации гражданского законодательства соответствует современное понятие «общественное объединение», под которым согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
9. Исходя из определения, приведенного в абз. 9, главный редактор — это лицо, двумя основными функциями которого являются:
1) руководство редакцией;
2) принятие окончательных решений в отношении производства и выпуска СМИ.
Первая функция подразумевает фактическое руководство деятельностью редакции независимо от наименования должности.
Принятие окончательного решения в отношении производства и выпуска СМИ (более корректно — продукции СМИ) реализуется главным редактором посредством дачи разрешения на выпуск в свет или в эфир (подробнее см. ст. 26 и комментарий к ней).
Должностные обязанности главного редактора устанавливаются актами Минтруда России. Так, главный редактор печатного издания согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утвержден Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37) исполняет в том числе следующие обязанности:
организует редактирование научной и методической литературы, а также информационных и нормативных материалов;
возглавляет разработку проектов перспективных и годовых тематических планов издания литературы с учетом спроса на рынках ее сбыта, планов редакционно-подготовительных работ и графиков редакционных и производственных процессов издания;
осуществляет контроль за соблюдением установленных сроков представления рукописей, сдачей их в набор, обработки корректурных оттисков и выпуска литературы в свет, а также за научным и литературным содержанием изданий и качеством их полиграфического исполнения;
подготавливает материалы для заключения издательских договоров с авторами и трудовых договоров (контрактов) с внешними редакторами, рецензентами, художниками и другими лицами, привлекаемыми к выполнению работ по изданию литературы, участвует в оформлении документов по расчетам за выполненные ими работы;
организует проведение консультаций авторов с целью оказания им помощи в работе над рукописями;
принимает поступающие рукописи, проверяет соответствие их оформления установленным правилам и условиям, предусмотренным издательскими договорами, направляет рукописи на рецензирование и редактирование;
рассматривает вопросы, связанные с выполнением авторами договорных условий, заключения редакторов по рукописям и принимает решения об одобрении или отклонении их издания, разрешает разногласия между авторами и редакторами;
обеспечивает равномерную и ритмичную загрузку редакторов, распределяет между ними работу и устанавливает сроки редактирования изданий в соответствии с действующими нормативами;
осуществляет контрольное чтение рукописей, подготовленных к сдаче в производство, организует обсуждение качества отредактированного материала;
подписывает издания в производство, в печать и на выпуск в свет.
10. Абзац 10 части 1 комментируемой статьи понимает под «журналистом» физическое лицо, в функции которого входят редактирование, создание, сбор или подготовка сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ. Таким образом, лицо, занимающееся указанной деятельностью для СМИ, не прошедшего процедуру регистрации, журналистом не признается, кроме случаев, когда регистрация данного СМИ не является обязательной.
Для признания лица в качестве журналиста также необходимо, чтобы его деятельность была обусловлена определенными отношениями с редакцией. Такие отношения могут иметь одну из трех форм:
трудовые отношения;
гражданско-правовые отношения (по договору поручения, подряда, оказания услуг, авторскому договору и т.д.);
уполномочие редакции.
Иных требований к журналисту Закон о СМИ не устанавливает. Из чего следует, что приобретение лицом такого статуса не зависит от его образования, трудового стажа, опыта в соответствующей сфере деятельности, членства в какой-либо организации и, кроме того, объема и численности аудитории СМИ, над сообщениями и материалами которого он работает (ст. 52).
11. «Издателем» признается физическое или юридическое лицо, занимающееся материально-техническим обеспечением производства продукции СМИ.
В качестве издателя может выступать как лицо, для которого деятельность по материально-техническому обеспечению производства продукции СМИ является основной, так и лицо, для которого эта деятельность основной не является либо не служит главным источником дохода. Как следует из содержания определения, первое из указанных лиц, собственно, и именуется издателем. Второе — лицом, приравненным к издателю.
Правовой статус издателя определен в ст. 21 Закона о СМИ.
В качестве издателя может также выступать учредитель СМИ (ст. 18) или редакция (ст. 19).
12. Распространителем является физическое или юридическое лицо, занимающееся распространением продукции СМИ путем ее продажи (подписки, доставки, раздачи), трансляции или демонстрации (исходя из абз. 12 комментируемой статьи).
Из содержания приведенного в абз. 12 определения видно, что возникновение у лица статуса распространителя поставлено в зависимость от законности осуществляемого им распространения. Законность в данном случае определяется исходя из того, имелись ли у данного лица основания для распространения продукции данного СМИ. Среди таких оснований законодатель называет договор с редакцией СМИ и договор с издателем. Однако перечень оснований не закрыт. Следовательно, право распространять продукцию СМИ может быть предусмотрено и другими нормативными актами, регулирующими сопредельные виды отношений.
В частности, согласно п. 3 ст. 16 ЗоАП, если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Исходя из смысла данной нормы, распространитель, который приобрел продукцию СМИ у его редакции по договору купли-продажи, вправе распространять эту продукцию по своему усмотрению, не координируя свои дальнейшие действия с редакцией. Принятие продукции СМИ на реализацию не приводит к исчерпанию права на распространение. Реализация должна осуществляться строго в рамках договора с обладателем прав на распространяемую продукцию.

Статья 49. Обязанности журналиста

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 49 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья закрепляет основы должного поведения журналиста средств массовой информации.

2. Пункт 1 ч. 1 комментируемой статьи закрепляет обязанность журналиста соблюдать устав редакции, однако исходя из буквального толкования статьи данное требование распространяется только на штатных сотрудников редакции — лиц, состоящих с ней в трудовых отношениях, заключивших трудовой договор (контракт) и замещающих определенную должность в штатном расписании.

Выполняя свои обязанности, журналист отвечает за качество передаваемой им информации и поэтому обязан удостовериться в подлинности сообщаемой им информации. Данное положение представляет собой оборотную сторону аналогичного права, предусмотренного п. 8 ст. 47 комментируемого нормативного акта.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод в ст. 10 защищает право журналистов обнародовать информацию по вопросам, представляющим всеобщий интерес, при условии, что они действуют добросовестно и на точной фактической основе, предоставляя «надежную и точную» информацию в соответствии с журналистской этикой. При этом свобода выражения мнения связана с «обязанностями и ответственностью», которые также применяются к средствам массовой информации в отношении вопросов, представляющих серьезный всеобщий интерес. Значение этих «обязанностей и ответственности» возрастает, если имеет место вопрос посягательства на репутацию конкретного гражданина и нарушения «прав других лиц».

В качестве примера см. Постановление ЕСПЧ от 16 декабря 2010 г. «Дело «Алексей Овчинников (Aleksey Ovchinnikov) против Российской Федерации» (жалоба N 24061/04).

Так, необходимы особые причины для освобождения средства массовой информации от его обычной обязанности проверки утверждений о фактах, умаляющих репутацию частных лиц. Наличие таких причин зависит, в частности, от характера и степени диффамации и от того, насколько средство массовой информации может разумно считать свои источники надежными в отношении данных утверждений (см. Постановление Большой Палаты по делу «Лендон, Очаковски-Лоран и Жюли против Франции» (Lindon, Otchakovsky-Laurens and July v. France), жалобы N 21279/02 и 36448/02, § 67, ECHR 2007 -. и Постановление Большой Палаты по делу «Педерсен и Бодсгор против Дании» (Pedersen and Baadsgaard v. Denmark), жалоба N 49017/99, § 78, ECHR 2004-XI).

Так, оценив представленные сторонами доказательства, принимая во внимание общую смысловую направленность текста высказываний, суд пришел к выводу, что в оспариваемых фрагментах содержатся сведения о фактических обстоятельствах, порочащих честь и достоинство истца. Каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие действительности указанных распространенных сведений о М.Н., ответчиком (журналистом) не представлено.

Доводы о том, что журналистом принимались меры к проверке достоверности информации, не подтверждаются материалами дела. Доводы о том, что оспариваемые сведения являются мнением, оценочным суждением автора, которые не могут опровергаться в порядке ст. 152 ГК РФ, обоснованно не приняты судом в качестве основания для отказа в иске (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 10 сентября 2014 г. N 33-34248).

Как мы видим из примера, принятие мер к проверке достоверности информации могло бы являться доказательством невиновности журналиста в распространении порочащих сведений.

Часть 3 Кодекса профессиональной этики российского журналиста указывает, что «журналист распространяет и комментирует только ту информацию, в достоверности которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Он прилагает все силы к тому, чтобы избежать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений». Кодекс этических норм (принят Обществом профессиональных журналистов в 1996 г.) несколько конкретизирует требование принципа достоверности информации:

— обеспечить, чтобы заголовки, информация, имеющая броский характер и способная породить соответствующую реакцию, фото-, видео- и аудиоматериалы, графика, звуковые фрагменты и цитаты были достоверными. Они не должны приводить к упрощенному восприятию материала или его освещению вне контекста;

— не искажать ни при каких обстоятельствах содержание фото- и видеоматериалов. Усиление образа возможно в качестве технического приема, обеспечивающего его более полное раскрытие. Смонтированные материалы и фотоиллюстрации должны быть помечены;

— избегать показа произошедших ранее событий, способных ввести в заблуждение. Если такой показ необходим, непременно уведомить об этом зрителя.

Публикация непроверенной информации может нанести гражданам и организациям большой вред. В этой связи Судебная палата отмечает, что ссылка на проект документа, каким бы образом он ни был получен, не является основанием для освобождения журналистов и редакции от ответственности в смысле ст. 57 Закона РФ «О средствах массовой информации». Такую позицию журналистов и должностных лиц редакций следует считать безответственной, не отвечающей общественным интересам и нормам профессиональной этики журналистов, по существу, представляющей злоупотребление правами журналистов в смысле ст. 51 Закона о средствах массовой информации. Использование в публикациях и передачах непроверенной информации, содержащей утверждения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию лиц и организаций, нарушение требований законодательства об обязанности журналиста сначала проверить информацию, а потом уже ее обнародовать, перекладывание этой обязанности на других лиц и организации, к сожалению, является недобросовестным стилем работы некоторых журналистов и редакций.

3. В целях защиты авторских прав лиц, предоставивших информацию, журналисту вменено в обязанность удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые.

4. Пункт 4 ч. 1 комментируемой статьи, наоборот, требует сохранять конфиденциальность источника информации или самой информации. Данная часть корреспондирует со ст. 41 комментируемого Закона, закрепляющей режим конфиденциальной информации. В Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188, входят сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные).

Статьи 23, 24 Конституции определяют право граждан на неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также в качестве одного из важнейших принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации закрепляет неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Пример. Судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчиком были нарушены личные неимущественные права истца на неприкосновенность частной жизни, в связи с чем с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда. Из материалов дела усматривается, что ответчиком в журнале StarHit N 33 (300) от 19 августа 2013 г. были опубликованы статья и фотография, которые содержат сведения о личной жизни истца. Указанная статья содержит не общедоступные и достоверные факты из жизни публичного лица, непосредственно влияющие на его профессиональную деятельность, а пересказ «слухов о романе и близких отношениях Е.В. и В.Л.» в сочетании с рассуждениями: «Чуть больше недели назад исполнился год сыну Е.В. — В. Увы, его мама все еще не нашла достойного спутника жизни, который заменил бы мальчику отца. Не так давно певице стали приписывать близкие отношения с 35-летним В. Они были неразлучны на «Славянском базаре» в Витебске. «. Из содержания статьи следует, что целью ее опубликования было привлечение внимания читателей именно к новости об отношениях Е. и В., о чем свидетельствует заголовок статьи «. Е.В. нашла сыну нового папу?».

Доказательств того, что истец давала согласие ответчику на распространение указанных сведений, суду ответчиком не представлено, как и не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что сведения были распространены для защиты общественных интересов (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2014 г. по делу N 33-6780/2014).

Как видно из примера, по аналогичным делам суды обязаны проверять цель распространения сведений, точнее, были ли сведения распространены для защиты общественных интересов.

Кроме того, ч. 8 ст. 9 этого Закона запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Таким образом, лишь при наличии согласия лица возможна публикация сведений о его личной жизни. Согласие за гражданина, являющегося несовершеннолетним, признанного судом недееспособным или ограниченного в дееспособности, может дать один из его родителей, опекун, попечитель или иной законный представитель. На практике же требование об обязательном получении согласия на публикацию сведений о частной жизни лица не всегда соблюдается, особенно в отношении популярных лиц (спортсменов, артистов, шоуменов и т.д.).

В качестве примера см. Определение Московского городского суда от 19 сентября 2013 г. N 4г/2-9288/13, Апелляционное определение Московского городского суда от 30 января 2014 г. по делу N 33-157.

5. Допустимым случаем распространения сведений о личной жизни лица без его согласия являются общественные интересы. К общественным интересам следует относить не любой интерес, а к примеру, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы общественной безопасности, окружающей среде, демократическому правовому государству и гражданскому обществу и потребности в иных общественных ценностях. Хартия телерадиовещателей понимает под общественным интересом: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защиту общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями или сообщениями лица или организации.

Гарантируемое ч. 1 ст. 23 Конституции РФ право на неприкосновенность частной жизни распространяется на ту сферу жизни, которая относится к отдельному лицу, касается только этого лица и охватывает охрану тайны всех тех сторон личной жизни лица, оглашение которых лицо по тем или иным причинам считает нежелательным. Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу как субъекту персональных данных. Под распространением персональных данных понимаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

В ст. 2 Конвенции о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (ETS N 108) (заключенной в г. Страсбурге 28 января 1981 г.) персональные данные определяются как информация, касающаяся конкретного или могущего быть идентифицированным лица.

С учетом ст. 19 ГК РФ к персональным данным лица следует относить, прежде всего, его фамилию, имя, отчество, год, месяц, дату и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессию, доходы, а также другую информацию, по которой возможно идентифицировать конкретное лицо.

За нарушение частной жизни лица виновный может быть привлечен к уголовной ответственности. Потерпевший может также взыскать с него компенсацию морального вреда.

Поскольку записи, сделанные скрытой камерой, можно использовать только в ограниченных законом случаях, то о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки при получении информации от граждан необходимо этих граждан ставить в известность. Распространение скрытой записи, т.е. сделанной, когда человек не знает, что его фиксируют, возможно, если:

1) это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;

2) это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц; если демонстрация записи производится по решению суда.

Статья 152.1 ГК РФ указывает, что обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей.

Так, газетой «Курский вестник» была опубликована статья «Сыр и масло некуда девать, поэтому коров пускают под нож», посвященная проблеме нереализации молочной продукции в области. На первой полосе газеты редакция разместила анонс статьи, который сопровождала фотография сырного цеха на одном из молочных производств области. В кадр попала Н.А. Чурилова — главный технолог этого производства. В иске Чурилова предъявила к изданию две претензии — о нарушении ее права на изображение, т.к. редакция опубликовала фото без ее согласия. Кроме того, Н.А. Чурилова полагала, что, проиллюстрировав этой фотографией критическую статью, издание тем самым распространило в отношении нее и ее деловой репутации недостоверные и порочащие сведения.

Решением Ленинского районного суда г. Курска 11 августа 2009 г. суд взыскал в пользу Н.А. Чуриловой денежную компенсацию морального вреда, причиненного незаконным использованием ее изображения, с ООО «Редакция газеты «Курский вестник» в размере 10000 рублей. Нам также представляется, что использование фотоизображения человека без его согласия, особенно для сопровождения критической, негативной статьи в отношении организации, в которой человек работает, недопустимо.

6. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 2 комментируемого Закона главный редактор является лицом, возглавляющим редакцию (независимо от наименования должности) и принимающим окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации. Поэтому журналист должен поставить редактора в известность обо всех возможных проблемах, связанных с распространением подготовленного материала или сообщения: исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований.

7. Пункт 8 ч. 1 ст. 49 закрепляет, применительно к журналистам, общее требование соблюдения закона. Если редакционное поручение или его выполнение связано с нарушением закона, журналист обязан отказаться выполнять поручение.

Предъявляя удостоверение, журналист идентифицирует себя в качестве носителя определенного специального статуса. Поэтому предъявление удостоверения по первому требованию вменено в обязанности журналиста. Если журналист не предъявляет удостоверение, общающееся с ним лицо не может точно знать и, соответственно, не обязано воспринимать собеседника как обладателя значительных прав по сбору информации и свободно может отказаться предоставлять информацию.

Журналист обязан соблюдать установленные законодательством о выборах и референдуме запреты на проведение предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума при осуществлении своей профессиональной деятельности. Конституционный Суд отметил, что поскольку как агитация, так и информирование любого характера могут побудить избирателей сделать тот или иной выбор, при том что достоверные и объективные сведения о кандидате в большей мере помогают избирателю сформировать свои предпочтения, чем просто призывы голосовать «за» или «против», то очевидно, что критерием, позволяющим различить предвыборную агитацию и информирование, может служить лишь наличие в агитационной деятельности специальной цели — склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или, напротив, противодействие конкретному кандидату, избирательному объединению. В противном случае граница между информированием и предвыборной агитацией стиралась бы, так что любые действия по информированию избирателей можно было бы подвести под понятие агитации, что в силу действующего для представителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, запрета неправомерно ограничивало бы конституционные гарантии свободы слова и информации, а также нарушало бы принципы свободных и гласных выборов. Действия, не имеющие целью побудить избирателей голосовать за кандидатов или против них, т.е. не обусловленные объективно подтвержденным умыслом добиться конкретного результата на выборах, не могут рассматриваться в качестве предвыборной агитации.

8. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет, что предусмотренный данной статьей перечень обязанностей не является исчерпывающим и журналист обязан соблюдать и иные обязанности, закрепленные законодательством о средствах массовой информации.

Перечни дополнительных обязанностей аккредитованных журналистов, как правило, содержатся в правилах об аккредитации государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений.

Среди этих обязанностей могут быть названы следующие:

— соблюдать требования Правил об аккредитации;

— обеспечивать сохранность аккредитационной карты;

— при использовании в публикациях (работе в эфире) пресс-релизов, информационно-справочных, статистических, аналитических и иных материалов, предоставленных пресс-службой государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений, ссылаться на источник информации;

— при осуществлении своей профессиональной деятельности не распространять не соответствующие действительности сведения о государственных органах, организациях, учреждениях, органах общественных объединений, а также сведения, порочащие деловую репутацию и (или) честь и достоинство лиц, замещающих государственные должности или должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы;

— соблюдать регламент мероприятий, установленный организаторами;

— при выполнении профессиональных обязанностей на мероприятиях, проводимых государственными органами, организациями, учреждениями, органами общественных объединений, иметь деловой стиль одежды;

— отключать во время проведения официальных мероприятий мобильные телефоны;

— при осуществлении профессиональной деятельности в зданиях государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений предъявлять по требованию работников пресс-службы и других должностных лиц, ответственных за проведение мероприятия, аккредитационную карту, служебное удостоверение журналиста;

— соблюдать правила пропускного режима, общественного порядка в зданиях государственных органов, организаций, учреждений, органов общественных объединений и др.

9. Часть 3 комментируемой статьи требует от журналиста соблюдения всеобщего принципа уважения прав, законных интересов, чести и достоинства других лиц и организаций. Любое распространение сведений, наносящих вред чести, достоинству либо деловой репутации гражданина или организации, объединяется термином «диффамация». Термин происходит от латинского diffamo — порочить, лишать доброго имени. А.М. Эрделевский в зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям выделяет следующие виды диффамации:

— распространение заведомо ложных порочащих сведений — умышленная, недостоверная диффамация, или клевета;

— неумышленное распространение ложных порочащих сведений — неумышленная недостоверная диффамация;

— распространение правдивых порочащих сведений — достоверная диффамация.

Первый вид может повлечь за собой уголовную ответственность по ст. 128.1 УК РФ (клевета), а также весь гражданско-правовой комплекс мер, направленных на возмещение вреда, причиненного чести, достоинству и деловой репутации. Однако данная статья в качестве субъективной стороны деяния подразумевает только прямой умысел. Поэтому второй вид диффамации порождает только право на опровержение и возмещение в гражданском порядке морального вреда и вреда, причиненного чести и достоинству, деловой репутации. Согласно ст. 62 комментируемого Закона под моральным вредом для целей Закона понимается вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации именно не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред. Следовательно, последний вид диффамации оставляет потерпевшему только право на ответ, предусмотренное ст. 46 комментируемого Закона.

С особой осторожностью необходимо подходить к публикации информации, связанной с судопроизводством. В частности, журналист всегда должен принимать во внимание принцип презумпции невиновности. Так, например, при публикации статьи по материалам, представленным правоохранительными органами о расследовании дела по ст. 159 УК РФ, журналист не имеет права назвать обвиняемого мошенником. Согласно ч. 1 ст. 49 Конституции РФ, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом следует учитывать, что журналист не несет ответственности за дословную публикацию материалов, представленных пресс-службами правоохранительных органов или публикацию выдержек из протокола судебного заседания, даже если лицо и не было в дальнейшем признано виновным. Так, публикуя обвинительные показания свидетелей или подсудимых в отношении лица, не подвергшегося уголовному преследованию, журналист не посягает на его честь и достоинство, а распространяет сведения об обстоятельствах судебного процесса. Журналист не имеет возможности проверить правдивость показаний подсудимых или свидетелей. Однако изложение материала должно быть объективно. Журналист должен дать понять читателям, на какой стадии рассмотрения находится уголовное дело.

10. Последняя часть комментируемой статьи требует аналогичных действий и от государства в отношении самого журналиста. Причем государство обязано не просто уважать права, законные интересы, честь и достоинство журналистов, но и защищать их всеми мерами государственного воздействия. Кроме того, указанные положения означают, что журналист не должен подвергаться государственному преследованию за законные действия, совершенные им при осуществлении своей профессиональной деятельности, высказанные мнения, суждения и т.д. Комментируемая часть распространяет на журналиста статус лица, выполняющего общественный долг. Исходя из содержания данной части, совершение преступления в отношении журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности будет расцениваться судом как обстоятельство, отягчающее наказание или даже являющееся признаком квалифицированного состава преступления. Журналист пользуется и отстаивает свое право пользоваться всеми предусмотренными гражданским и уголовным законодательством гарантиями защиты в судебном и ином порядке от насилия или угрозы насилием, оскорблений, морального ущерба, диффамации (ч. 10 Кодекса профессиональной этики российского журналиста). Согласно ч. 10 Хартии свободы печати (Лондон, 1987 г.) журналисты, подобно остальным гражданам, должны пользоваться гарантией неприкосновенности личности и полной защитой со стороны закона. Журналисты, работающие в зонах военных действий, считаются гражданскими лицами и пользуются всеми правами и гарантиями, предоставленными остальному гражданскому населению.

Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне (28 ноября 1978 года), отмечает, что для того, чтобы средства массовой информации могли осуществлять в своей деятельности принципы настоящей Декларации, является существенным, чтобы журналисты и другие работники средств массовой информации пользовались у себя в стране или за границей защитой, которая обеспечивала бы им наилучшие условия для осуществления профессиональной деятельности.

11. Комитет министров Совета Европы в Рекомендации N (96) 4 по защите журналистов в ситуациях конфликта и напряженности отметил, что в ситуации конфликта и напряженности свобода печати, а также свободное и беспрепятственное осуществление журналистской профессии могут оказаться под серьезной угрозой и что журналисты часто рискуют своей жизнью и здоровьем, а равно сталкиваются с ограничениями права на свободный и независимый репортаж; покушение на физическую безопасность журналистов и ограничение на репортаж могут принимать самые разнообразные формы, начиная от изъятия средств коммуникации вплоть до запугивания, задержания и убийства. В связи с этим необходимо подтверждение уже существующих гарантий, с тем чтобы о них стало лучше известно и чтобы они полностью соблюдались, с тем чтобы усилить защиту журналистов в ситуациях конфликта и напряженности. Любое вмешательство в работу журналистов в таких ситуациях должно носить исключительный характер, быть минимальным и строго соответствовать условиям, устанавливаемым соответствующими международно-правовыми актами о правах человека. При этом для целей Рекомендации термин «журналист» следует понимать как распространяющийся на всех представителей средств информации, а именно всех тех, кто занят сбором, обработкой и распространением новостей и информации, включая телеоператоров и фотографов, а также персонал поддержки, как то: водителей и переводчиков.

В связи с этим были разработаны Основные принципы, касающиеся защиты журналистов в ситуациях конфликта и напряженности. Одним из наиболее важных положений этих Принципов является предложение об обязательном страховании журналистов, работающих в данных условиях. Государства-члены и организации средств информации должны рассмотреть способы обеспечения страховкой всех журналистов, направляющихся на опасные задания, как стандартным условием их профессионального контракта и коллективных договоров. Организации средств информации и профессиональные организации государств-членов должны рассмотреть вопрос о создании фонда солидарности, который мог бы компенсировать журналистам или членам их семей ущерб в случаях, когда страховка оказывается недостаточной или ее нет. Важные элементы защиты журналистов закрепляет также и глава «C» данных Принципов «Расследование». В условиях конфликта и напряженности государства-члены должны расследовать все случаи покушения на физическую безопасность журналиста, которые произошли в пределах их юрисдикции. Они должны придавать должное значение сообщениям журналистов, профессиональных организаций и организаций средств информации, которые привлекают внимание к таким действиям, и осуществлять там, где это необходимо, соответствующие мероприятия по расследованию. Государства-члены должны использовать все соответствующие меры, чтобы те, кто несет ответственность за такие покушения, предстали перед судом независимо от того, были ли они подготовлены, инспирированы или совершены лицами, принадлежащими к террористическим или другим организациям, лицами, работающими на правительство или другие органы власти, или лицами, действующими в личном качестве. Государства-члены должны предоставить необходимую взаимную помощь при расследовании уголовных дел в соответствии с международными соглашениями, принятыми в Совете Европы, и другими европейскими и общими международными актами.

В заключение нельзя не сказать о довольно известном проекте Федерального закона N 330304-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», который был отклонен Государственной Думой. Проектом предлагалось установление неприкосновенности (иммунитета) лиц, занимающихся служебной и профессиональной деятельностью журналиста.

Законопроект предусматривал внесение изменений в ст. ст. 51 и 52 комментируемого Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», направленные на установление неприкосновенности журналистов.

Однако в своем заключении на проект от 4 апреля 2014 г. N 3.27-6/151 Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи отметил, что законодательством РФ уже предусмотрены меры защиты журналистов в связи с их профессиональной деятельностью, при этом сославшись на комментируемую статью (точнее, на положения ч. 3), а также на ст. 144 УК РФ и на распространение на журналистов в связи с их профессиональной деятельностью действия ст. 105 УК РФ, устанавливающей наказание за убийство лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности, предусматривающее лишение свободы на срок от восьми до двадцати лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертную казнь.