Закон о перевозки детей в автомобиле 2018

Оглавление:

Правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году

Аварийность на дорогах России в последние годы чуть снизилась, но остается значительной. В дорожных происшествиях нередко страдают дети. В данной статье мы рассмотрим актуальные правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году. И ответим на самые распространенные вопросы по этой теме.

Новое в правилах перевозки детей

В июне 2017 года Правительством РФ было принято Постановление № 761, согласно которому в пункт 22.9 Правил дорожного движения внесены важные изменения. Новации вступили в силу в июле, касаются они организации перевозки детей до 12 лет.

Для начала – о том, что осталось неизменным. По-прежнему категорически запрещено возить малышей, усаживая на руки родителей и других взрослых. Всех детей младше 12 лет не разрешается катать на заднем сиденье мотоцикла.

Что именно изменилось? В старой редакции ПДД для всех детей до 12-летнего возраста были единые правила. Теперь появились градации: дети до семи лет, и с семи до одиннадцати включительно. У этих возрастных групп будут несколько отличные условия использования удерживающих устройств.

Другие отличия свежей редакции Правил. В них говорится лишь об организации перевозки детей в легковушках и грузовых авто, в то время как старый вариант содержал пункты, касающиеся и других транспортных средств, вплоть до тракторов.

Еще один важный нюанс: новые правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году не содержат упоминания об «иных средствах, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства». То есть, «в законе» остаются исключительно сертифицированные автокресла, автолюльки, системы ISOFIX и штатные ремни безопасности. Нельзя использовать бескаркасные устройства, адаптеры ремней и прочие небезопасные «заменители».

Использовать автокресла, не прошедшие сертификацию по регламенту ECE R44/04, строго говоря, нельзя было и раньше, с 2015 года. Этого требуют правила Таможенного союза. Но поскольку в ПДД до середины 2017 года оставалась лазейка в виде упоминания иных удерживающих устройств, то сотрудники ГИБДД особо к этому не придирались.

Но теперь, если дети будут перевозиться без кресел в позициях, когда это требуют правила, равно как и будут усажены в несертифицированные устройства, водитель авто будет наказан штрафом в 3000 рублей (в соответствии с положениями ст. 12.23 КоАП). Аналогично накажут автовладельца, если он везет детей в удерживающих устройствах, которые установлены неправильно. Если нарушение допущено должностным лицом, то штрафные санкции еще больше – 25 тысяч рублей, а для юридических лиц штраф возрастает до 100 тысяч.

Без кресел могут располагаться дети от 7 до 12 лет лишь на заднем сиденье легкового авто или в грузовике (но обязательно пристегнутыми ремнями безопасности). Если ребенок этого возрастного периода мал ростом, то в этом случае можно для удобства крепления ремней усадить его на бустер. Во всех остальных случаях кресло для пассажиров от рождения до 12 лет обязательно.

Разбираемся в терминологии: автолюлька, бустер и ISOFIX

Для разных возрастов детям больше подходят отдельные категории удерживающих устройств. Если малютке всего несколько месяцев, удобнее всего использовать люльку. Малышу в ней будет удобно, позвоночник не деформируется, голова фиксируется. Автолюлька надежно крепится ремнями к заднему сиденью. Минус один: она занимает много места.

Как альтернатива есть универсальное автокресло, которое можно применять уже в первые месяцы жизни. Спинка такого устройства отклонена под углом в 45 градусов, это удобно, да и нагрузка на неокрепшие мышцы и костные ткани меньше. Такое автокресло лучше зафиксировать на центральном заднем сиденье: специалисты уверяют, что это самое безопасное место в автомобиле.

Бустер – это некое «полукресло», жесткое сиденье с подлокотниками, но без спинки. Малышам до 7 лет отныне оно абсолютно противопоказано, то есть, правила перевозки детей в 2018 году запрещают применение подобных устройств для этой возрастной категории. Да и ребятня постарше не должна садиться в бустеры как основное удерживающее устройство. Как уже говорили выше, его можно применить как некую «подложку», в комплекте со штатными ремнями, чтобы ребенку 7 лет и старше было легче застегивать эти самые ремни безопасности. Ведь если рост такого пассажира мал, то ремень порой оказывается в районе шеи, а это чревато травмами при резком торможении.

Система ISOFIX делает возможным надежную фиксацию кресла без ремней безопасности, что идут в штатном комплекте автомобиля. Кстати, раньше за это штрафовали, но по новой редакции Правил дорожного движения ГИБДД уже не сможет воспользоваться такой возможностью.

Важнейшее преимущество детской удерживающей системы ISOFIX в том, что она синхронизирована с Техрегламентом Таможенного союза ТР РС 018/2011, который как раз и предписывает стандарты безопасности автотранспортных средств.

Изофикс, к тому же, значительно упрощает процесс фиксации ребятни: ремни не перекручиваются, не путаются, нет проблем со слабым или избыточным натяжением. Конструкция ISOFIX продумана до мелочей, ее практически невозможно установить неправильно. А значит, она дает дополнительные гарантии безопасности наших чад. К тому же, в новых автомобилях, в согласии с правилами безопасности, принятыми в Европе, Азии и Америке, уже установлены жесткие крепежные скобы для этих устройств.

Некоторые тонкости и нюансы

Если детей от 7 до 11 лет включительно посадили в кресле на переднее сиденье, то специалисты рекомендуют подушку безопасности отключить. Опыт дорожных инцидентов показывает, что резкое выкидывание подушки причиняет порой больше вреда ребенку этой возрастной категории, чем вероятные травмы от самой аварии.

Родители часто задают вопрос: а не опасно ли возить детей 7-11 лет на заднем сиденье без кресел? Нынешние правила это разрешают, при условии фиксации таких пассажиров ремнями безопасности. Конечно, необязательность стационарных удерживающих устройств для этой возрастной группы детей упрощает жизнь родителям. Но повод для сомнений есть: в случае аварии или иной нештатной ситуации на дороге риск травмирования детей, путешествующих без автокресел, вырастает, а в отдельных случаях, и значительно.

Дети до 7 лет должны быть под постоянным присмотром

В пункт 12.8 ПДД внесено дополнение такого содержания:

Значит, кто-то из родителей или иных лиц, достигших возраста 18 лет, должен быть рядом с дошколятами, если другие участники поездки покинули автомобиль на достаточно долгий период времени.

Данная поправка в правовом акте появилась не зря. В последнее время участились случаи, когда детей оставляли в автомобиле надолго. Даже в жаркое время, когда это очень опасно. Были инциденты, когда авто вместе с малышом забирали на штраф-стоянку.

В статье 12.19 КоАП РФ прописаны штрафные санкции за подобные нарушения. Это может быть предупреждение либо штраф – 500 рублей. А в столице и в Санкт-Петербурге размер штрафа, в соответствии с частью 5 той же статьи административного кодекса, будет уже 2500 рублей.

Правда, в соответствующих документах есть оговорка: если взрослые поставили машину не на стоянку, а сделали краткую остановку, не более чем на 5 минут, то тогда можно оставить ребенка, не достигшего семилетия.

Будут ли новые поправки в правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году, пока неизвестно. На данный момент действует вариант ПДД, о котором рассказано выше. В случае новых изменений законодательства, мы внесем правки в эту публикацию.

Новые правила перевозки детей в автомобильных креслах в 2018 году

С 12 июля 2017 года в силу вступил ряд поправок в ПДД в части требований к перевозке детей в транспортных средствах, как в легковых автомобилях, так и на мотоциклах. Теперь детей старше 7 лет можно перевозить в автомобиле без автомобильных кресел, а лишь пристегнутых штатными ремнями безопасности машины, но только на заднем ряду сидений, на переднем сидении детей перевозить можно ТОЛЬКО в автокресле вне зависимости от роста или веса.

Новые правила перевозки детей возрастом младше 7 лет в автомобиле по-прежнему требуют обязательное использование автомобильных кресел, и в целом госавтоинспекция советует использовать детские автокресла и для детей старше 7 лет. То есть как и раньше для перевозки маленьких детей (младше семи лет) в машине обязательно должно быть детское автомобильное кресло и удерживающие устройства, соответствующие росту, весу и комплекции ребенка.

Размер штрафа за нарушение правил перевозки детей в машине

Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Кузин в интервью журналистам заявил, что с июля 2017 года инспекторы ГИБДД должны будут с пониманием относиться к ряду исключений из правил перевозки детей в авто, так например, если больному ребенку нельзя сидеть, а можно находиться лишь в лежачем положении, то требовать от водителя разместить малыша сидя в детском автокресле инспектор ГИБДД не должен. К исключениям можно отнести и фактические габариты детских удерживающих устройств в автомобиле, когда детей в семье так много, что в авто физически невозможно установить детские кресла для каждого ребенка, но в этом случае все должны обязательно быть пристегнуты штатными ремнями безопасности, отрегулированными под рост маленького пассажира!

Классификация детских автомобильных кресел по ГОСТу

В 2018 году детские автомобильные кресла по ГОСТу в России подразделяют на 5 весовых групп (пункт 2.1.1 ГОСТ Р 41.44-2005):

  1. группа 0 — для детей весом менее 10 кг;
  2. группа 0+ — для детей весом менее 13 кг;
  3. группа I — для детей весом 9 — 18 кг;
  4. группа II — для детей весом 15 — 25 кг;
  5. группа III — для детей весом 22 — 36 кг.

Согласно пункта 2.1.2 ГОСТ Р 41.44-2005 детские автокресла также классифицируются по четырем категориям:

  1. универсальная категория — детские автокресла используемые на большинстве сидений автомобилей;
  2. ограниченная категория — автомобильные детские кресла, используемые на предусмотренных (производителем транспортного средства или детского кресла) автомобильных сиденьях в автомобилях конкретных типов;
  3. полууниверсальная категория автокресел;
  4. особая категория — кресла, используемые на машинах конкретных типов или в качестве встроенных детских удерживающих устройств.

Согласно пункту 6.1.1 ГОСТа Р 41.44-2005 эксплуатация детских автомобильных кресел первых трех категорий (универсальная, ограниченная и полууниверсальная) допускается как на передних, так и на задних сиденьях автомобиля при установке их по инструкции изготовителя.

Пункт 6.1.3 ГОСТа Р 41.44-2005 определяет, что детские автомобильные кресла могут крепиться либо к каркасу автомобильных сидений, либо к кузову транспортного средства:

  • универсальной и ограниченной категорий автокресел — только с помощью штатного ремня безопасности (для взрослых) автомобиля;
  • полууниверсальной категории автокресел — с помощью нижних и дополнительных креплений;
  • особой категории автокресел — с помощью креплений, сконструированных изготовителем автомобиля и/или детского автомобильного кресла.

Наказание за оставление детей одних в машине

Отдельно заместитель начальника ГУОБДД МВД России заметил, что новый пакет поправок к правилам дорожного движения включает запрет на оставление детей возрастом до 7 лет в машине без совершеннолетнего лица во время стоянки. И хотя в данный момент серьезная административная ответственность за данное нарушение не предусмотрена, в Государственной Думе готовятся новые поправки в КоАП РФ, которые будут наказывать таких водителей штрафом до 5000 рублей, хотя некоторые депутаты предлагают за оставление ребенка в машине одного лишать водительских прав!

На 2018 год штраф за нарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.19 КоАП РФ, составляет всего 500 рублей, хотя если водитель оставит в машине ребенка возрастом младше семи лет одного в таких городах как Москва или Санкт-Петербург, то штраф он заплатит в размере 2500 рублей согласно части 5 статьи 12.19 Кодекс об административных правонарушениях.

Правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году

Правила дорожного движения гласят, что перевозка детей в автомобиле должна быть направлена на соблюдение правил и норм техники безопасности. Находясь в машине, маленький пассажир не может самостоятельно контролировать свое положение, поэтому об этом должны позаботиться его родители.

В июле 2017 году в правила перевозки детей в автотранспорте был внесен ряд изменений. С января 2018 года никаких изменений не предвидится. Поэтому поговорим об уже вступивших в силу правилах.

Транспортировка пассажиров детского возраста в автотранспорте

Задачей каждого автовладельца является создание мер безопасности по сохранению своей жизни и жизни пассажиров во время движения. Большой важности данный вопрос приобретает при рассмотрении детской категории пассажиров. С этой целью автовладельцу необходимо сохранять предельную внимательность при вождении и придерживаться всех пунктов, содержащихся в правилах дорожного движения.

В соответствии с законопроектом ПДД 2017-го года, по правилам транспортировки детей автовладельцем должны выполняться определенные манипуляции, которые направлены на формирование максимального уровня безопасности во время эксплуатации автомобиля.

Транспортировка детей в авто должна осуществлять с выполнением определенных требований:

  1. Допускается перевозка детей в салоне легкового авто либо в кабине грузового.
  2. Запрещается перевозить пассажиров детского возраста в кузове либо прицепе.
  3. Соблюдение мер безопасности при транспортировке ребенка.
  4. Запрещена перевозка малышей на заднем сиденье мототранспорта.
  5. Перевозка организованной группы детей (свыше восьми человек) возможна лишь автобусом.
  6. Допускается транспортировка детей, возраст которых не достиг 12-ти лет, на переднем пассажирском сиденье авто, в случае наличия автокресла либо автолюльки.
  7. С этого года дети, достигшие возраста 7-ми лет могут путешествовать в автомобиле без специального автокресла, но быть пристегнутыми ремнями безопасности во время движения автотранспорта, при условии, что рост ребенка выше 150 см. Дети, которые ниже указанного стандарта не получают должной безопасности только лишь от ремней.

Отличительными особенностями характеризуются правила перевозки грудничков. Необходимо установить специальную автолюльку на заднем сиденье при помощи имеющихся в автомобиле ремней безопасности.

Люлька устанавливается в перпендикулярном положении относительно передвижению авто. Внутри люльки необходимо зафиксировать малыша с помощью ремней, удерживающих пассажира.

Автолюлька предназначена для перевозки ребенка, возраст которого не достиг шести месяцев.

Разрешена ли транспортировка ребенка на переднем месте авто?

Большая часть водителей, даже опытных, затрудняется в ответе на вопрос о допустимости транспортировки пассажиров детского возраста на переднем месте автотранспорта. Однако, в отличии от большинства автолюбителей, которые полагают что допустима транспортировка пассажиров детского возраста лишь на заднем сиденье, в правилах ничего об этом не указывается. Отличаться будут лишь требования в соответствии с возрастной категорией пассажира.
Правилами не устанавливается минимальный возраст, при достижении которого допустима транспортировка детей на переднем месте. Однако, в случае, когда ребенок не достиг двенадцатилетнего возраста, то для его перевозки, не зависимо на каком из мест, необходимо приобрести детское удерживающее устройство.

При установке автокресла на переднее место необходимо учитывать несколько моментов: обязательно нужно отключить подушку безопасности, и следует помнить, что именно переднее место для пассажиров относится к наиболее опасным в авто.

Какими должны быть автокресла для перевозки детей?

Перевозка детей возрастом до 12 лет должна осуществляться с обязательным использованием специальных поддерживающих устройств, именуемых автокреслом.

Модель и размеры устройства должны соответствовать возрасту и росту ребенка. Однако, это не все требования к детским автокреслам.

Детские автокресла разделяются на разнообразные типы. В основе классификации лежит возраст и масса тела ребенка. Для перевозки малыша, возраст которого не достиг одного года, а масса тела не превышает 10-ти кг необходимо приобрести специальную автолюльку, в которой малыш располагается в горизонтальном положении. Из-за своих размеров и структуры, установит автолюльку возможно лишь на заднем пассажирском месте.

Для ребенка в возрасте до 1,5 лет, вес которого не превышает 13-ти кг приобретается кресло-кокон. Устанавливается против направления движения.

Следующую группу кресел составляют те, что предназначены для транспортировки детей в возрасте от 9-ти месяцев до 4-х лет, с массой тела 9-18 кг. Необходимо такой вид пристегивать еще и ремнями безопасности самого авто.

Дети в возрасте 6-ти-12-ти лет с массой тела 22-36 кг ездят в автомобиле в автокресле, которое пристегивается ремнями безопасности самого автомобиля.

Изменение правил перевозки детей в 2017 году

В 2017-м году был внесен ряд изменений в правила, регулирующие перевозку пассажиров детского возраста. Согласно действующим правилам, ограничениями в перевозке детей в автокресле выступает только возраст пассажира. По мнению сотрудников ГИБДД, для перевозки ребенка, рост которого превышает 150 см, не требуется детское удерживающее устройство.

Правилами 2017 года вступил запрет на использование бустеров и различных адаптеров для особого крепления ремней безопасности. Таким образом, согласно изменениям, которые были приняты, автовладельцам, использующим адаптированные устройства подобного характера, необходимо будет в срочном порядке заменить их на актокресло, соответствующее новым положениям.Еще одним нововведением, 2017 года, касаемым перевозки детей в автотранспортных средствах, является запрет оставлять дошкольника одного в припаркованном автомобиле.

Взыскание за нарушение правил перевозки пассажиров детской возрастной группы

В соответствии с новыми правилами, регулирующими перевозку пассажиров детской возрастной группы, установлены более жесткие меры наказания за их несоблюдение.

В период до 2013-го года за отсутствие соответствующего оборудования для транспортировки ребенка в автомобиле взимался штраф суммой 500 руб. В 2015-м же году размер штрафа увеличился до 3000 рублей, а в 2017-м уже до 5000 рублей. О размере штрафа в 2018 году еще информации нет.

Следует подчеркнуть, что неправильной перевозка ребенка считается не только при фактическом отсутствии автокресла для пассажиров, возраст которых не достиг двенадцати лет, но и неправильный монтаж такого оборудования.

Что еще нужно знать о перевозке детей

В соответствии с правилами дорожного движения, в преддверии каждого выезда родителями должны быть проверены исправность и прочность креплений детского автокресла и ремней безопасности.
Рекомендовано осуществлять выбор детского удерживающего устройства в магазинах в присутствии ребенка, чтобы у того была возможность оценки качества и комфорта автокресла. И не стоит относиться к приобретению такого средства безопасности как к очередному выманиванию средств с владельца авто. Следует помнить, что таким образом вы обеспечиваете безопасность жизни своего ребенка.

Новые правила перевозки детей в автомобиле в 2018 году: советы юриста о безопасности детских удерживающих устройств

Раньше у молодых родителей были заботы о том, чтобы малыш не засунул пальцы в розетку, не обгорел на солнце, не обжёгся и не выбежал на дорогу. Поездка в гости, в поликлинику или отпуск с маленьким ребёнком в автомобиле была рядовым событием и не требовала дополнительных расходов. Однако увеличение количества машин на дороге и количества пострадавших детей в аварийных ситуациях на дорогах изменило эту ситуацию.

В 2005 году была закончена разработка специального государственного стандарта об удерживающих устройствах для детей, находящихся в механических транспортных средствах. На 88 страницах подробно описывались методы испытаний, принципы защиты и сами предписания по использованию. ГОСТ и правила перевозки детей в автомобиле были впервые приняты в начале 2007 г.

В течение последних 10 лет происходили все стадии эволюции в сознании родителей по поводу перевозки детей, от неприятия до необходимости, и сейчас наличие удерживающих средств в личном автомобиле стало неотъемлемой частью и аксиомой безопасности ребёнка.

Виды детских удерживающих устройств

Современные молодые родители, собирающиеся ехать со своим чадом в машине, вынуждены изучить все виды ДУУ (детских удерживающих устройств), подобрать подходящее по возрасту и весу ребёнка. Все современные виды ДУУ должны соответствовать ГОСТу.

ДУУ можно разделить на 4 конструктивных группы и по категориям:

  1. Люлька (детская автомобильная люлька, автолюлька, кокон) предназначена для транспортировки самых маленьких пассажиров в положении лёжа или полулёжа, от самых первых дней жизни и до 1,5 лет:
  • люлька Категории «0» выдерживает вес ребёнка от 0 до 10 кг;
  • люлька Категории «0+» выдерживает вес от 0 до 13 кг.
  1. Кресло (детское удерживающее кресло, автокресло) позволяет перевозить детей в положении сидя, выглядит как полноценное кресло, обязательно оборудовано ремнями безопасности. Степень защиты очень высокая, так как ребёнок надежно зафиксирован и защищён даже сбоку. До какого возраста детское кресло уместно использовать? Этот вопрос больше всего волнует родителей:
  • кресло Категории «0+» может иметь поворотную конструкцию, рекомендовано к использованию детьми от 0 до 4 лет, выдерживает вес до 13 кг;
  • кресло Категории «1» может иметь поворотную конструкцию, рекомендовано к использованию детьми от 9 месяцев от роду до 4 лет, ростом от 78 см, выдерживает вес от 9 до 18 кг;
  • кресло Категории «2», как правило, оборудовано регулируемыми по высоте подголовниками и 5 точечными ремнями безопасности, рекомендовано к использованию детьми от 3 до 12 лет, выдерживает вес от 15 до 25 кг;
  • кресло Категории «3», как правило, оборудовано регулируемыми по высоте подголовниками и 5 точечными ремнями безопасности, рекомендовано к использованию детьми от 3 до 12 лет, выдерживает вес от 25 до 36 кг.
  1. Адаптер (ФЭСТ, треугольник) представляет собой треугольную накладку на стандартный ремень безопасности. Так как он рассчитан на человека от 150 см роста, его лямки попадают на шею маленького человека и никакой «спасательной» функции не могут нести.

Цель адаптера – сместить лямки ремня безопасности на уровень груди ребёнка и защитить его. ДУУ в виде треугольника можно применять для детей от 3 до 12 лет, ростом от 100 см и весом от 9 кг.

В РФ выпускается два вида ФЭСТ:

  • с дополнительной, с надписью ФЭСТ, лямкой для обхвата бедер несовершеннолетнего весом от 9 до 18 кг;
  • без дополнительной лямки для несовершеннолетнего весом от 18 до 36 кг.
  1. Бустер — это сидение-подушка без спинки. Сидящий на нём малыш находится выше, и тем самым становится возможным пристегнуть его обычным ремнём безопасности:
  • бустер Категории «2» рекомендован к использованию детьми от 7 до 12 лет, выдерживает вес от 15 до 25 кг;
  • бустер категории «3» рекомендован к использованию детьми от 7 до 12 лет, выдерживает вес от 25 до 36 кг.

Правила перевозки детей

Основным правилом перевозки детей является обеспечение их безопасности с учётом конструктивной специфики транспортного средства и с помощью специальных детских удерживающих устройств.

Перевозку несовершеннолетних лиц до 12 лет можно осуществлять:

  • в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности и (или) удерживающей системы Isofix;
  • в кабине грузового автомобиля, оборудованной ремнями безопасности и (или) удерживающей системы Isofix.

На переднем сидении допускается перевозка детей только с использованием ДУУ, соответствующим росту и весу ребёнка.

Каркасное автокресло

Каркасное детское удерживающее устройство является самым распространённым. Каждый производитель предлагает разнообразные модели. Нужно сказать, что прямых требований к внешнему виду детских автокресел в современных правилах дорожного движения нет. Поэтому выбор кресла осуществляется молодыми родителями, бабушками и дедушками на своё усмотрение.

Главными критериями выбора можно назвать:

  • рост, вес, возраст ребёнка;
  • способ крепления;
  • сертификация изделия;
  • цена.

Перевозить ребёнка в автокресле достаточно удобно и самое главное, безопасно, так как он защищён эргономичной спинкой, высоким подголовником и удобными боковинами. Таким образом, создаётся максимальная защита.

Купить бустер для детей в машину вполне целесообразно для ребёнка от 7 до 12 лет. Если Ваш ребёнок подрос, стал ростом 100 см и больше, то посадив его на бустер, как на подушку, вы сможете пристегнуть его обычным автомобильным ремнём безопасности. Лямки ремня расположатся должным образом, как у взрослого человека, на груди и животе ребёнка, при этом не затронут шею.

Правила перевозки несовершеннолетних детей не запрещают использование бустера. Хотя степень защиты ребёнка в бустере для многих родителей находится под большим знаком вопроса. Отсутствие спинки, боковин и подголовника не могут не сказаться на уровне безопасности. Об этом стоит помнить при выборе ДУУ.

Бескаркасное актокресло

Можно ли использовать бескаркасное кресло для перевозки детей? Это вопрос волнует многих родителей, ведь стоимость такого устройства достаточно невысока, а выбор предлагаемых моделей огромен. Бескаркасное кресло, согласно ПДД РФ, разрешено использовать для транспортировки ребёнка в автомобиле, исходя из его понятия. Ведь бескаркасное кресло – это детское удерживающее устройство, призванное обеспечить безопасность ребёнка в процессе поездки в автомобиле.

Выбор автокресла для самых маленьких пассажиров

Первая поездка новорожденного, как правило, бывает от роддома до дома родителей, примерно через неделю после рождения. К этому моменту необходимо хорошенько подготовиться.

Как перевозить новорождённого в машине? Конечно же, в специальной автолюльке или автокресле категории «0» и «0+». Выбирать специальное кресло для новорождённых нужно с особой тщательностью. Хотя оно прослужит своему хозяину недолго, молодым родителям необходимо изучить сертификаты и отзывы о каждой конкретной модели, оценить анатомическую форму, качество встроенных ремней и надёжность фиксаторов. Рекомендуется обратить внимание на материалы внутренней отделки самой люльки, они должны быть гипоаллергенными и нескользящим.

Правила установки детских удерживающих устройств

Установка люльки

Как ни странно звучит, но устанавливать автомобильные люльки надо против направления движения, спиной ребёнка к лобовому стеклу. Так как грудной ребенок ещё не держит шею, при резком торможении именно в таком положении он избежит травм позвоночника и шеи.

При этом фиксация тела малыша будет осуществляться при помощи встроенных в люльку специальных ремней. А ремни безопасности автомобиля будут не задействованы. Устанавливать люльку можно как на заднем, так и на переднем сидении.

Установка кресла

Детское удерживающее кресло устанавливается с помощью конструктивного входа ремня безопасности автомобиля.

  1. Кресло Категории «0+» устанавливаются аналогично люлькам.
  2. В кресле Категории «1» разрешается размещать малыша по ходу движения как на передних, так и на задних сидениях, при условии фиксации его дополнительным ремнём.
  3. При использовании кресла Категории «2» или «3» ребёнок может ехать по ходу движения, пристёгнутый встроенным ремнём.

В том случае, если автомобиль, в котором планируется перевозка несовершеннолетнего в возрасте до 12 лет, оснащён удерживающей системой международного класса Isofix, следует покупать специальные кресла с аналогичным креплением. Система Isofix предотвращает опрокидывание кресла, что повышает уровень безопасности ребёнка в разы. Аналогом Isofix для американских машин выступает система креплений Latch и Super Latch.

Установка адаптера

Треугольная накладка ФЭСТ вставляется в штатный ремень безопасности и регулируется в зависимости от роста ребёнка до такого уровня, чтобы лямка ремня пересекала живот и грудь ребёнка, ни в коем случае не касаясь его шеи.

Установка бустера

Поместить бустер можно на переднем иди заднем сидении авто. Считается, что самое удобное для него место посередине заднего дивана. Также как и при установке треугольника ФЭСТ важно правильно зафиксировать ремень безопасности в области груди и живота ребёнка и обезопасить при этом шею.

Требования к виду удерживающего устройства в зависимости от возраста и веса пассажира

К каждому виду удерживающего устройства установлены свои требования:

Закон о перевозки детей в автомобиле 2018

Законодательные новшества в сфере перевозки детей появляются регулярно — чуть ли не быстрее, чем растут сами дети. Что изменилось к 2018 году в стандартах и правилах детской безопасности в России и в мире? Для автомобилистов-родителей мы подготовили обзор основных нововведений.

Правила ООН и мировые стандарты

Улучшением детской безопасности на дорогах последовательно занимаются все развитые страны. Например, в Европе детские автомобильные кресла обязательны уже более 30 лет, и за это время удалось достичь ощутимого снижения детской смертности на дорогах. Требования к детским креслам постепенно дорабатываются, уточняются и ужесточаются.

В 2018 году в Евросоюзе заканчивается переходный период одновременного действия сразу двух стандартов безопасности: четвёртой редакции правил ООН R44/04 (с 2009 года), и приходящего им на смену стандарта R129, также известного как i-Size (принятого в 2013 году). Замена автовладельцами уже купленных детских кресел, соответствующих правилам R44/04, не требуется, но при разработке и выпуске новых моделей для европейского рынка производители кресел начнут ориентироваться именно на i-Size.

В новом стандарте закреплены несколько важных принципов:

1. Перевозка детей возрастом до 15 месяцев — только в кресле, установленном против хода движения (спинкой вперёд)

У новорожденных непропорционально большая голова (25% массы тела, против 6% у взрослых), а мышцы шеи развиты ещё очень слабо. При резком торможении шея малыша может не выдержать сильного клевка вперёд, поэтому езда спиной вперёд до 15 месяцев — единственный безопасный вариант.

2. Подбор детского кресла в зависимости от роста, а не от возраста или веса ребёнка

В градации из четырёх возрастных групп нередка ситуация, когда ребёнку уже тесно в его кресле, но по весу и возрасту кресло следующей группы ещё не подходит. Кстати, именно поэтому для всех кресел Ailebebe указан рекомендуемый рост малыша. Теперь классификация по росту официально закреплена и в стандарте i-Size.

3. Обязательные боковые краш-тесты кресел

Статистика автомобильных аварий, унесших жизни детей до 3 лет, показательна: в половине случаев речь идёт о боковом столкновении. При этом задние боковые подушки безопасности в автомобилях — всё ещё редкость. Поэтому детские кресла должны обеспечивать надёжную защиту не только от фронтального, но и от бокового удара. А ещё это повод задуматься любителям подкладок-бустеров, которые не обеспечивают боковую защиту в принципе.

4. Наличие Isofix, а также упора в днище или якорного ремня

Основное достоинство крепления Isofix — простота установки кресла, а значит и минимальные шансы на ошибку. Правильный монтаж кресла — ключевой фактор безопасности, поэтому в новом стандарте наличие замков Isofix становится обязательным. Кроме того, кресло должно иметь упор в днище автомобиля («ногу») и/или якорный ремень Top Tether для дополнительной фиксации.

5. Совместимость со стандартом i-Size новых машин

Все новые автомобили будут по-умолчанию совместимы с детскими креслами стандарта i-Size: в спинках должны быть замки Isofix, на их тыльной стороне — зацепы для якорного ремня, а на полу ничего не должно мешать упору «ноги» детского кресла. На совместимость с креслами i-Size укажет специальный значок.

При этом возраст ребёнка, до которого нужно использовать детское кресло, по-прежнему определяется каждой страной индивидуально. Стандартный срок — до 12 лет, но рекомендации специалистов по детской безопасности однозначны: чем дольше ребёнок ездит в кресле — тем лучше. Многие страны подходят к этому вопросу более гибко, беря за ориентир не возраст, а (как и в стандарте i-Size) рост ребёнка. Например, в Швеции дети должны ездить в кресле, пока не вырастут до 135 см; после этого кресло можно сменить на бустер. Того же подхода придерживаются в Японии: бустер используется лишь начиная с роста 135 см, а до этого ребёнок ездит только в полноценном детском кресле.

Российские правила. Опять «особый путь»

В России не столь богатый опыт борьбы за безопасность малышей на дорогах — детские автомобильные кресла у нас стали обязательными всего 10 лет назад. Результаты не заставили себя ждать: всего за три года смертность детей-пассажиров снизилась на 30%! Но и «серых зон» в российском законодательстве оказалось предостаточно.

Так, согласно первой редакции российских правил, кресла для перевозки детей вообще не требовали какой-либо сертификации! В результате рынок наводнили дешевые китайские кресла (зачастую — с российскими названиями), не проходившие никаких испытаний и реально опасные для здоровья и жизни детей при аварии, но формально соответствующие правилам. Законодательный пробел устранили только к 2015 году, когда требования российского техрегламента к детским креслам привели в соответствие со стандартом R44/04. Кресла без «европейской» оранжевой бирки и отечественного сертификата сегодня в России продавать нельзя.

Другая характерная история последних лет, связанная с перевозкой детей — «иные средства» пристёгивания ребёнка, которые наряду с детскими креслами каким-то образом просочились в текст российских правил. О них мы уже писали: это целая россыпь различных «адаптеров», направляющих и стяжек для лямок штатных ремней безопасности, а также тряпочные «бескаркасные детские кресла».

Опасность таких устройств не раз демонстрировалась в ходе независимых краш-тестов, причём не только в России. Немецкий автомобильный клуб ADAC тестировал адаптер ремня, а японское агентство автомобильной безопасности NASVA провело испытания бескаркасных кресел, доказав их полную бесполезность и реальную опасность. Увы, все попытки запретить продажу «иных средств» в России (в том числе на уровне Верховного суда) до сих пор не увенчались успехом: лобби их производителей перевешивает ценность детских жизней.

Очевидно, что о приведении нашего техрегламента в соответствие с новым стандартом ECER129 пока нет и речи. Более того, к 2018 году в российском законодательстве произошли очередные странные метаморфозы. В ушедшем году Правительством приняты поправки к Правилам дорожного движения, гласящие следующее:

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) […] должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем […] или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем […].

То есть, несмотря на весь мировой опыт в области детской безопасности, в России теперь можно легально перевозить семилетнего ребёнка на заднем сидении автомобиля, пристёгнутого только штатным ремнём — не только без детского кресла, но даже без бустера! При том, что ремни безопасности рассчитаны на рост человека от 150 см, а рост ребёнка в 7 лет — 110-125 см; диагональная лямка ремня будет проходить как раз по шее.

Но неправильное положение диагональной лямки — ещё не самое страшное. Согласно исследованию французской лаборатории безопасности LAB, самые распространённые травмы в ДТП у детей от 6 до 11 лет — не повреждения головы и шеи, а травмы брюшной полости. Причина — эффект подныривания под нижнюю, поясную лямку ремня безопасности (даже в заводском положении, а различные «адаптеры» задирают её ещё выше). У детей до 12 лет ещё слабо развит подвздошный гребень — особая кость таза, за которую ремень удерживает тело взрослого. Поэтому при аварии ребёнок подныривает под поясную лямку ремня, получая тяжелые травмы брюшной полости.

При этом на переднем сидении машины обновлённые российские правила требуют перевозить малышей только в детских креслах, словно в разных местах салона действуют разные законы физики. Штраф за неправильную перевозку детей в 2018 году остался прежним: 3000 рублей.

Как поступать сознательным родителям?

Российские реалии — словно популяризатор естественного отбора: на дорогах выживут только те дети, о которых должным образом позаботятся их родители. 900 погибших и более 25000 раненых детей (многие из которых останутся инвалидами на всю жизнь) на российских дорогах ежегодно — угрожающая статистика. И уповать на то, что именно вашу семью она не коснётся — играть с собственным ребёнком в русскую рулетку.

Здравомыслящим родителям, безусловно, стоит ориентироваться не на законодательные причуды их стран (где бы они не жили), а на передовые мировые стандарты детской безопасности — они подкреплены реальными научными исследованиями и опытом. Вот их основные постулаты:

  • Ребёнка возрастом до 15 месяцев перевозить только в подходящем для грудничков детском кресле, установленном спинкой вперёд.
  • Ребёнка до 12 лет и/или ростом до 135 см перевозить только в детском кресле.
  • Ребёнка ростом более 135 см, уже не помещающегося в кресло, перевозить на качественном бустере; часто его можно сделать из детских креселстаршей возрастной группы, просто сняв спинку.
  • Никогда не пользоваться адаптерами ремней, бескаркасными «креслами» и прочими сомнительными средствами ни в своей машине, ни в арендованной, ни в такси.
  • Подходить к выбору детского кресла тщательно, не экономя на безопасности и комфорте ребёнка. Не забывайте: взрослые несут полную ответственность (моральную, гражданскую и правовую) за жизнь своих детей.