Заявление на получение лицензии на транспортировку отходов

Оглавление:

Процедура получения лицензии на транспортировку отходов

Современные темпы производства, да и ритм жизни в целом, делают вопросы утилизации отходов все более актуальными. Востребованными становятся услуги по сбору, транспортировке и переработке мусора, поэтому во всем мире активно развивается данная сфера бизнеса. При этом необходимо помнить, что, как любая предпринимательская деятельность, действия, связанные со сбором или транспортировкой отходов, подлежат лицензированию.

Законодательная база

Сбор отходов характеризуется как прием отходов от организаций и лиц с целью дальнейшего его использования в производстве, транспортировки, утилизации или размещения. Обычно крупные организации пользуются услугами подобных компаний, предлагающих сбор и вывоз мусора с территории. Транспортировка отходов подразумевает перемещение мусора на исключительно специализированных транспортных средствах за пределы территории организации.

Лицензия на сбор и перевозку отходов представляет собой специальный документ, который выдается непосредственно Росприроднадзором. Данный документ дает юр. лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять деятельность, связанную с приемом отходов, их транспортировкой и дальнейшей их переработкой или размещением. Чтобы получить лицензию, нужно предоставить специально подготовленный пакет документов.

Законодательно обязательное лицензирование регулируется ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Получение лицензии — дело довольно кропотливое и, увы, не всегда успешное. Чтобы получить заветный документ, организации необходимо строго соответствовать ряду требований:

  1. ИП или юр. лицо должны иметь в своем распоряжении необходимые для подобной деятельности помещения, сооружения или строения. Они должны принадлежать им на правах собственности или каком — либо другом законном основании и также соответствовать определенным параметрам.
  2. Организация, получающая лицензию, обязана иметь специализированное оборудование для сбора и хранения мусора, а также передвижные установки и контейнеры, необходимые для безопасной работы с отходами.
  3. В распоряжении должен быть специализированный транспорт, оборудованный специальными знаками, если речь идет о транспортировке отходов.
  4. Обязательным условием является наличие квалификации у сотрудников организации, подтвержденное документально свидетельствами и сертификатами.
  5. Сотрудник в штате, являющийся ответственным лицом за допуск работников организации к любым действиям с отходами.

Как уже говорилось выше, индивидуальному предпринимателю или организации требуется предоставить готовый пакет документов, при отсутствии хотя бы одной составляющей заявление принято не будет. Для получения лицензии на сбор и транспортировку отходов понадобится собрать следующие документы:

  • Вся документация, касающаяся наличия у организации оборудования, помещений, транспорта, необходимых для грамотной и квалифицированной работы с отходами.
  • Сертификаты, подтверждающие квалификацию сотрудников и дающие право на работу с отходами различных классов опасности.
  • Документ, подтверждающий подготовку работника, назначенного ответственным лицом.
  • Заключение от санэпидемиологических органов, доказывающее соответствие всех приборов, оборудования, машин, а также помещений и зданий организации к работе с отходами.
  • Квитанция об оплате пошлины (она обязательная для всех и составляет 7500 рублей).

К копиям этих документов прилагается самое главное — заявление от ИП или юр. лица, оформленное по стандартной форме, содержащее информацию о типах отходов, с которыми планируется работа. В нем также обязательно указывают номер о госрегистрации ИП или юридического лица, добавляются выписка из налоговой и данные устава организации. Когда сбор документов окончен, составляется их опись и включается в папку.

Выданная лицензия оформляется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, но если в организации есть отдельные подразделения или филиалы, требуется обязательно оформление дубликата для каждого из них. Данный дубликат делается в соответствии с определенными правилами, в виде копии с печатью, заверенной руководителем организации.

Переоформление

Согласно закону, выданная лицензия не имеет срока действия, и переоформлять ее через определенный промежуток времени не нужно. Однако Росприроднадзор и санэпидемиологические органы совершаю регулярные проверки на соблюдение требований, предъявленных к лицензиату. Если выявляются нарушения, а также при внесении изменений в законодательство, требуется новое оформление лицензии.

К грубым нарушениям требований к лицензиату относят:

  1. Допуск к работе с отходами, их сбору, транспортировке и переработке сотрудников, не имеющих подготовки и соответствующих сертификатов, дающих право работать с отходами разных классов опасности.
  2. Использование любого объекта (помещения, оборудования или транспорта) с отступлениями от инструкций, получивших положительное заключение со стороны государственной экологической экспертизы. Хуже, если такое применение объектов привело к негативным последствиям для окружающей среды.
  3. Сбор, транспортирование и любые другие действия с отходами, осуществляемые без соблюдения санитарных и эпидемиологических требований в процессе, а также при несоблюдении требований экологических.

Процедура оформления

Получение лицензии на сбор и транспортировку имеет свой, четко структурированный порядок, который рассчитан на строго определенный срок.

Подготовленный пакет документов и заявление отправляется в Управление Росприроднадзора — по месту регистрации организации или в Главное Управление. Все документы должны быть заверены руководителем организации, но обязательно предоставить не только копии, но и оригиналы, чтобы доказать их подлинность.

После рассмотрения документов проводится тщательная проверка, включающая выездную комиссию. Проверяется наличие помещений, оборудования, транспорта, наличие квалификационных документов, допускающих сотрудников к работе с отходами. Решение комиссии будет выдвинуто в течение 45 рабочих дней после подачи заявления.

Организации, рассчитывающей на получение лицензии, необходимо заранее подготовить документы, в противном случае, если она не успеет получить лицензию до 1 января, придется ждать еще год. Соответственно, права на работу с отходами у организации не будет. При этом лицензии, полученные до 1 июля 2015 года (т.е. до внесения изменений в закон и вступления нового порядка получения лицензии), считаются действительными до 2019 года.

Территориальные особенности

Важно заметить, что география деятельности компании, занимающейся сбором и транспортировкой отходов, зависит от того, кем была выдана лицензия. Так, если она была предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти региона, организация имеет право работать на всей территории страны.

В случае, когда лицензия выдается лицензирующим органом региона, возможность работать вне данного региона также существует, но при этом требуется обязательное предварительное письменное предупреждение, направленное лицензирующему органу другого региона.

В данной форме требуется указывать следующую информацию:

  • Юридические лица указывают полное и, если есть, сокращенное наименование организации, организационно — правовую форму, место нахождения. В бумаге также отмечается номер регистрации о создании юр. лица и данные документа, подтверждающие, что организация включена в единый реестр юридических лиц.
  • Индивидуальные предприниматель вносят в документ ФИО, место жительства, паспортные данные, регистрационный номер записи о регистрации ИП, данные документа, подтверждающие внесение в государственный реестр.

К оформленному документу прилагается заверенная копия лицензии.

Отсутствие лицензии

Естественно, что отсутствие лицензии на сбор и транспортировку мусора несет за собой массу неприятных последствий. Это обусловлено как законодательством, связанным с предпринимательской деятельностью в целом, так и с экологическим законодательством.

На территории России любая предпринимательская деятельность подлежит лицензированию — не важно, отходы это или торговля одеждой. Соответственно, сбор, транспортировка, хранение и другие действия с мусором без соответствующей лицензии, грозит организации административным наказанием — штрафом.

Размеры его зависят от организационно — правовой формы:

  • Гражданину придется заплатить 2000 — 2500 рублей, плюс конфискация всех объектов.
  • Руководящим лицам выносится штраф от 4000 до 500 рублей. Так же, как и в предыдущем случае, происходит конфискация всех объектов деятельности.
  • Организации придется заплатить гораздо больше — от 40000 до 50000 рублей с полной конфискацией имущества.

Экологический аспект

Согласно экологическому законодательству, любые действия с отходами разных классов опасности, осуществляемые без лицензии, считаются нарушением. В таком случае административная ответственность будет следующей:

  • Для граждан — штраф от 500 до 1000 рублей.
  • Для должностных лиц — от 30000 до 50000 рублей. В более тяжелых случаях выдвигается запрет на любую подобную деятельность в течение трех лет.
  • Юр. лица, работающие без лицензии в данной сфере, могут потерять от 170 до 250 тысяч рублей штрафом, а также лишится возможности осуществлять деятельность на период 90 суток.

Сбор, транспортировка и любые другие действия с мусором сегодня являются востребованной услугой и выгодным бизнесом. Для работы с отходами требуется лицензия, но немаловажно так же постоянное соблюдение требований, которые эта лицензия подразумевает.

Именно поэтому относиться легкомысленно к подобному виду деятельности нельзя — как с точки зрения предпринимателя, так и обычного человека, для которого вопрос экологии все еще остается открытым.

Лицензирование транспортировки отходов

Производственные площадки предприятия находятся в разных населенных пунктах, но в границах одного городского округа. В производственных подразделениях и помещениях образуются отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, но места для временного накопления этих отходов оборудованы только на одной производственной площадке, на остальных площадках таких мест нет. В связи с этим возникла необходимость транспортировать указанные отходы с разных производственных площадок к этим местам временного накопления отходов, расположенным в другом населенном пункте.

Необходимо ли нашему предприятию для осуществления транспортировки отходов к местам временного накопления получать лицензию на транспортировку отходов I–IV классов опасности? Дело в том, что отходы еще не списаны и не оприходованы как отходы. Если мы будем вывозить свои бытовые отходы на городской полигон, нам тоже нужно будет получать лицензию на транспортировку?

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.06.2015; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):

  • отходы производства и потребления — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ;
  • накопление отходов[1] — временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования;

КСТАТИ

С 1 января 2016 г. максимальный срок возможного накопления отходов увеличится до 11 месяцев, но до вступления в силу данных изменений складирование отходов на срок более 6 месяцев, но менее 11 месяцев будет оставаться в правовом вакууме.

  • транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Кроме того, в ряде стандартов, в т.ч. ГОСТ Р 56222-2014 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения в области материалов» (будет введен в действие с 01.01.2016), под термином «отходы» подразумевается вещество или предмет, от которого его собственник избавляется, намерен избавиться или должен избавиться.

Очевидно, что отработанные люминесцентные лампы и отработанное масло, которые предприятие намеревается транспортировать с целью дальнейшего накопления либо передачи на полигон, приобретают статус отхода по факту утраты ими потребительских свойств вне зависимости от факта их списания.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 13.07.2015) с 1 июля 2015 г. лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности.

В соответствии с чч. 3 и 3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ[2] юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I–IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 г. После 1 января 2016 г. осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности[3].

КСТАТИ

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены:

•проект Приказа Минприроды «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[4];

•проект Приказа Росприроднадзора «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в процессе лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности»[5].

Требования к соискателям лицензии, планирующим осуществлять транспортирование отходов I–IV классов опасности, изложены в таблице.

Лицензирование деятельности по транспортированию отходов I–IV классов опасности

Лицензионные требования

Информация, которая должна быть указана в заявлении о предоставлении лицензии

Документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении лицензии

  • Наличие у соискателя лицензии специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств[6], принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • наличие у соискателя лицензии — индивидуального предпринимателя и у работников, заключивших с ним трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I–IV классов опасности[7]
  • Перечень конкретных видов отходов I–IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов[8], а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I–IV классов опасности;
  • реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами
  • Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;
  • копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I–IV классов опасности, выданных соискателю лицензии — индивидуальному предпринимателю и работникам, заключившим с соискателем лицензии трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами;
  • копия документа, подтверждающего наличие в штате соискателя лицензии — юридического лица должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I–IV классов опасности[9]

ВЫВОД

При транспортировке отходов I–IV классов опасности между разными производственными площадками или вывозе бытовых отходов (если они относятся к I–IV классам опасности) на городской полигон возникает необходимость получения лицензии на транспортирование отходов I–IV классов опасности.

[1] См. Ламихова М. Накопление, хранение, захоронение и размещение отходов: что есть что? // Справочник эколога. 2015. № 10. С. 15–27 (http://www.profiz.ru/eco/10_2015/terminy/) (прим. редакции).

[2] Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Подробнее об изменениях, предусмотренных данным Федеральным законом, см.: Прохоров И.О. Обращение с отходами: новая терминология и новые концепции // Справочник эколога. 2015. № 2. С. 8–24 (http://www.profiz.ru/eco/2_2015/458-FZ/).

Обратите внимание: в статье не учтены изменения, внесенные в указанный Федеральный закон федеральными законами от 29.06.2015 № 176-ФЗ и № 203-ФЗ (прим. редакции).

[3] Анализ данного Положения см.: Ламихова М. Свершилось: новый порядок лицензирования деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 26–43 (http://www.profiz.ru/eco/11_2015/licenz_polozhenie/) (прим. редакции).

[6] См. Колчина Е.Н. Маркировка транспортных средств при перевозке отходов // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 94–100 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/markirovka/) (прим. редакции).

Никитина В.В. Обучение в области экологической безопасности // Справочник эколога. 2015. № 9. С. 68–79;

Дудникова А.Г. Профессиональная подготовка в области экологической безопасности и обращения с отходами // Справочник эколога. 2015. № 12. С. 6–16 (http://www.profiz.ru/eco/12_2015/prof_podgotovka/) (прим. редакции).

[8] См. Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» (в ред. от 20.07.2015).

Каталог ищите здесь:

[9] Подробнее см.: Куликов И.В. Лица, ответственные за допуск работников к обращению с отходами I–IV классов опасности // Справочник эколога. 2015. № 11. С. 61–65 (прим. редакции).

На вопрос отвечает И.Д. Кузьмин, эксперт-эколог систем линейки «Техэксперт: Экология» Группы компаний «Браво Софт»

Процедура получения лицензии на транспортировку отходов

Современные темпы производства, да и ритм жизни в целом, делают вопросы утилизации отходов все более актуальными. Востребованными становятся услуги по сбору, транспортировке и переработке мусора, поэтому во всем мире активно развивается данная сфера бизнеса. При этом необходимо помнить, что, как любая предпринимательская деятельность, действия, связанные со сбором или транспортировкой отходов, подлежат лицензированию.

Законодательная база

Сбор отходов характеризуется как прием отходов от организаций и лиц с целью дальнейшего его использования в производстве, транспортировки, утилизации или размещения. Обычно крупные организации пользуются услугами подобных компаний, предлагающих сбор и вывоз мусора с территории. Транспортировка отходов подразумевает перемещение мусора на исключительно специализированных транспортных средствах за пределы территории организации.

Лицензия на сбор и перевозку отходов представляет собой специальный документ, который выдается непосредственно Росприроднадзором. Данный документ дает юр. лицу или индивидуальному предпринимателю право осуществлять деятельность, связанную с приемом отходов, их транспортировкой и дальнейшей их переработкой или размещением. Чтобы получить лицензию, нужно предоставить специально подготовленный пакет документов.

Законодательно обязательное лицензирование регулируется ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» и ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Получение лицензии — дело довольно кропотливое и, увы, не всегда успешное. Чтобы получить заветный документ, организации необходимо строго соответствовать ряду требований:

  1. ИП или юр. лицо должны иметь в своем распоряжении необходимые для подобной деятельности помещения, сооружения или строения. Они должны принадлежать им на правах собственности или каком — либо другом законном основании и также соответствовать определенным параметрам.
  2. Организация, получающая лицензию, обязана иметь специализированное оборудование для сбора и хранения мусора, а также передвижные установки и контейнеры, необходимые для безопасной работы с отходами.
  3. В распоряжении должен быть специализированный транспорт, оборудованный специальными знаками, если речь идет о транспортировке отходов.
  4. Обязательным условием является наличие квалификации у сотрудников организации, подтвержденное документально свидетельствами и сертификатами.
  5. Сотрудник в штате, являющийся ответственным лицом за допуск работников организации к любым действиям с отходами.

Как уже говорилось выше, индивидуальному предпринимателю или организации требуется предоставить готовый пакет документов, при отсутствии хотя бы одной составляющей заявление принято не будет. Для получения лицензии на сбор и транспортировку отходов понадобится собрать следующие документы:

  • Вся документация, касающаяся наличия у организации оборудования, помещений, транспорта, необходимых для грамотной и квалифицированной работы с отходами.
  • Сертификаты, подтверждающие квалификацию сотрудников и дающие право на работу с отходами различных классов опасности.
  • Документ, подтверждающий подготовку работника, назначенного ответственным лицом.
  • Заключение от санэпидемиологических органов, доказывающее соответствие всех приборов, оборудования, машин, а также помещений и зданий организации к работе с отходами.
  • Квитанция об оплате пошлины (она обязательная для всех и составляет 7500 рублей).

К копиям этих документов прилагается самое главное — заявление от ИП или юр. лица, оформленное по стандартной форме, содержащее информацию о типах отходов, с которыми планируется работа. В нем также обязательно указывают номер о госрегистрации ИП или юридического лица, добавляются выписка из налоговой и данные устава организации. Когда сбор документов окончен, составляется их опись и включается в папку.

Выданная лицензия оформляется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, но если в организации есть отдельные подразделения или филиалы, требуется обязательно оформление дубликата для каждого из них. Данный дубликат делается в соответствии с определенными правилами, в виде копии с печатью, заверенной руководителем организации.

Переоформление

Согласно закону, выданная лицензия не имеет срока действия, и переоформлять ее через определенный промежуток времени не нужно. Однако Росприроднадзор и санэпидемиологические органы совершаю регулярные проверки на соблюдение требований, предъявленных к лицензиату. Если выявляются нарушения, а также при внесении изменений в законодательство, требуется новое оформление лицензии.

К грубым нарушениям требований к лицензиату относят:

  1. Допуск к работе с отходами, их сбору, транспортировке и переработке сотрудников, не имеющих подготовки и соответствующих сертификатов, дающих право работать с отходами разных классов опасности.
  2. Использование любого объекта (помещения, оборудования или транспорта) с отступлениями от инструкций, получивших положительное заключение со стороны государственной экологической экспертизы. Хуже, если такое применение объектов привело к негативным последствиям для окружающей среды.
  3. Сбор, транспортирование и любые другие действия с отходами, осуществляемые без соблюдения санитарных и эпидемиологических требований в процессе, а также при несоблюдении требований экологических.

Процедура оформления

Получение лицензии на сбор и транспортировку имеет свой, четко структурированный порядок, который рассчитан на строго определенный срок.

Подготовленный пакет документов и заявление отправляется в Управление Росприроднадзора — по месту регистрации организации или в Главное Управление. Все документы должны быть заверены руководителем организации, но обязательно предоставить не только копии, но и оригиналы, чтобы доказать их подлинность.

После рассмотрения документов проводится тщательная проверка, включающая выездную комиссию. Проверяется наличие помещений, оборудования, транспорта, наличие квалификационных документов, допускающих сотрудников к работе с отходами. Решение комиссии будет выдвинуто в течение 45 рабочих дней после подачи заявления.

Организации, рассчитывающей на получение лицензии, необходимо заранее подготовить документы, в противном случае, если она не успеет получить лицензию до 1 января, придется ждать еще год. Соответственно, права на работу с отходами у организации не будет. При этом лицензии, полученные до 1 июля 2015 года (т.е. до внесения изменений в закон и вступления нового порядка получения лицензии), считаются действительными до 2019 года.

Территориальные особенности

Важно заметить, что география деятельности компании, занимающейся сбором и транспортировкой отходов, зависит от того, кем была выдана лицензия. Так, если она была предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти региона, организация имеет право работать на всей территории страны.

В случае, когда лицензия выдается лицензирующим органом региона, возможность работать вне данного региона также существует, но при этом требуется обязательное предварительное письменное предупреждение, направленное лицензирующему органу другого региона.

В данной форме требуется указывать следующую информацию:

  • Юридические лица указывают полное и, если есть, сокращенное наименование организации, организационно — правовую форму, место нахождения. В бумаге также отмечается номер регистрации о создании юр. лица и данные документа, подтверждающие, что организация включена в единый реестр юридических лиц.
  • Индивидуальные предприниматель вносят в документ ФИО, место жительства, паспортные данные, регистрационный номер записи о регистрации ИП, данные документа, подтверждающие внесение в государственный реестр.

К оформленному документу прилагается заверенная копия лицензии.

Отсутствие лицензии

Естественно, что отсутствие лицензии на сбор и транспортировку мусора несет за собой массу неприятных последствий. Это обусловлено как законодательством, связанным с предпринимательской деятельностью в целом, так и с экологическим законодательством.

На территории России любая предпринимательская деятельность подлежит лицензированию — не важно, отходы это или торговля одеждой. Соответственно, сбор, транспортировка, хранение и другие действия с мусором без соответствующей лицензии, грозит организации административным наказанием — штрафом.

Размеры его зависят от организационно — правовой формы:

  • Гражданину придется заплатить 2000 — 2500 рублей, плюс конфискация всех объектов.
  • Руководящим лицам выносится штраф от 4000 до 500 рублей. Так же, как и в предыдущем случае, происходит конфискация всех объектов деятельности.
  • Организации придется заплатить гораздо больше — от 40000 до 50000 рублей с полной конфискацией имущества.

Экологический аспект

Согласно экологическому законодательству, любые действия с отходами разных классов опасности, осуществляемые без лицензии, считаются нарушением. В таком случае административная ответственность будет следующей:

  • Для граждан — штраф от 500 до 1000 рублей.
  • Для должностных лиц — от 30000 до 50000 рублей. В более тяжелых случаях выдвигается запрет на любую подобную деятельность в течение трех лет.
  • Юр. лица, работающие без лицензии в данной сфере, могут потерять от 170 до 250 тысяч рублей штрафом, а также лишится возможности осуществлять деятельность на период 90 суток.

Сбор, транспортировка и любые другие действия с мусором сегодня являются востребованной услугой и выгодным бизнесом. Для работы с отходами требуется лицензия, но немаловажно так же постоянное соблюдение требований, которые эта лицензия подразумевает.

Именно поэтому относиться легкомысленно к подобному виду деятельности нельзя — как с точки зрения предпринимателя, так и обычного человека, для которого вопрос экологии все еще остается открытым.

Оформляем лицензию на транспортировку (транспортирование) отходов

Определение транспортирования отходов (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»)

Разберемся в определениях

Во-первых, согласно ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» верно использовать термин «транспортирование отходов» вместо распространенного «транспортировка отходов».

Во-вторых, в законе «Об отходах производства и потребления» приводится определение данного вида обращения с отходами:

«Транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.» Значит, отходы, вывезенные за территорию вашего предприятия, автоматические становятся транспортируемыми.

Транспортирование отходов, проще говоря, перевозка входит в общее понятие «обращения с отходами» наряду с деятельностью по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Организации, которые осуществляют перевозку отходов I – IV классов опасности вне своего предприятия, должны получить лицензию на транспортировку отходов, согласно ФЗ-99 о лицензировании видов деятельности.

Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности отходов

Прежде чем обратиться за лицензией, соискатель должен убедиться, что соблюдены лицензионные требования:

  1. Лица, допущенные к транспортированию отходов I-IV классов опасности обязаны иметь документы о квалификации, необходимой для работы с данными видами класса опасности отходов.
  2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Это может быть технический директор или главный инженер предприятия, начальник производственного подразделения или эколог фирмы.
  3. На каждый перевозимый вид отхода обязательно есть паспорт отхода.
  4. Транспортные средства (грузовые поезда, самолеты, крытый и открытый автотранспорт, контейнеры, цистерны, трубопроводы) должны быть специально оборудованы для перемещения отходов и снабжены специальными знаками.
  5. Транспортирование отходов обязано производиться с соблюдением требований безопасности.
  6. При транспортировании у перевозчика на руках должны быть документы для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
    (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», ст-и 15, 16).

Правила перевозки опасных грузов

Опасные грузы – это «любые вещества и материалы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести непоправимый вред окружающей природе и привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей».

Если отходы, которые транспортирует ваша фирма, являются опасными грузами, то транспортирование таких веществ регулируется другой нормативной базой.

Процесс получения лицензии на транспортировку опасных грузов автомобильным транспортом описан в РД 3112199-0199-96 (действующий, опубликованный документ).

Некоторые виды опасных отходов:

  • взрывчатые вещества;
  • яды, инфекционные вещества;
  • радиоактивные материалы;
  • легко- и самовоспламеняющиеся вещества.

(Весь перечень представлен в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка»).

Перевозка промышленных отходов на полигоны и вспомогательные производства должна осуществляться с помощью специально оборудованного транспорта. (СанПиН 2.1.7.1322-03).

При перевозке отходов I–IV классов опасности, которые не входят в перечень опасных грузов, следует руководствоваться требованиями экологического законодательства в части обращения с отходами.

Транспортные средства, которые перевозят отходы, представляющие собой опасные грузы, должны быть оборудованы информационными таблицами для обозначения класса перевозимого груза. Эти таблицы включают в себя КЭМ, № ООН и знак опасности груза.

Рис. Знаки опасности для 9-ти классов опасных грузов

Согласно ДОПОГ (Дорожная перевозка опасных грузов), таблицы располагаются на двух боковых сторонах и сзади транспортного средства, которое везет опасные отходы (в цистернах, контейнерах или навалом/насыпью).

Информация о № ООН содержится в ДОПОГ. Изображения знаков опасности представлены в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ.

Порядок получения лицензии

Выдавать лицензию на обращение с отходами, согласно тому же закону «Об отходах производства и потребления», имеет право только орган исполнительной власти. В настоящий момент – это Росприроднадзор.

Сам процесс лицензирования осуществляется в соответствии с отдельным законом №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Этап 1: проверка ФБУЗ

Цель: получить экспертное заключение о соответствии вида деятельности (в нашем случае это транспортирование отходов) СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03.

ФБУЗ запрашивает документы:

  1. Учредительные бумаги.
  2. Пояснительную записку со следующим содержанием:

  • аннотация;
  • данные о соискателе лицензии и его основной деятельности;
  • данные о работах по обращению с отходами, которые проводятся на предприятии;
  • данные о производственных процессах, которые являются источниками образования отходов.

  • Приложение к пояснительной записке. Если предприятие намерено получить лицензию на транспортировку отходов, то в состав приложения войдут копии следующих документов:

    • которые подтверждают наличие у соискателя специально оборудованного транспорта со специальными знаками на нем;
    • которые доказывают специальную подготовку сотрудников в области обращения с отходами (такая же бумага запрашивается от самого заявителя, если он ИП);
    • для заявителя-ЮЛ копия документа, который доказывает существование в компании сотрудника, который ответственен за допуск других сотрудников к обращению с отходами I — IV классов.
  • Сейчас обучение по обращению с отходами проводится во многих учебных центрах. Существуют узкопрофильные курсы, например, по подготовке водителей, которые профессионально занимаются перевозкой опасных отходов.

    Зачастую перед транспортировкой отходов производится сбор, т.е. прием или поступление отходов от компаний и/или граждан. Возможно, вашей фирме необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов. Если это так, то список документов нужно дополнить.

    ФБУЗ рассматривает документы компании, затем организует выездную проверку, чтобы удостовериться в истинности информации, которая содержится в бумагах.

    Если все лицензионные требования соблюдены и ситуация в компании соответствует описанной, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии деятельности экологическим стандартам.

    Этап 2: обращение в Роспотребнадзор

    Цель: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии лицензируемых работ санитарно-гигиеническим нормативам.

    Роспотребнадзор запрашивает документы:

    1. заявление (форма представлена в Прил. 1 Приказа Роспотребнадзора №775);
    2. экспертное заключение, которое было получено во ФБУЗ.

    Материал изучается в течение 30 дней.

    Документы возвращаются на доработку, если есть нарушения по их оформлению, содержанию, комплектности.

    Рассмотрение документов прекращается, если в них обнаружены ложные сведения (в особенности, это касается результатов экспертизы) или данные о заявителе отсутствуют в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

    Если проблем не возникло, предприятию выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии СанПиН 2.1.7.1322-03.

    Этап 3: получение лицензии в Росприроднадзоре

    Цель: получить лицензию.

    Документы, которые собираются в Росприроднадзор:

    1. заявление (форма представлена в Приказе Росприроднадзора от 16 марта 2016 No132);
    2. санэпидзаключение от Роспотребнадзора;
    3. копии документов, подтверждающих выполнение всех лицензионных требований: наличие оснащенного транспорта, профподготовку сотрудников, ЮЛ должны также доказать наличие штатного сотрудника, который контролирует допуск других сотрудников к операциям с отходами.

    (Эти же документы подавались во ФБУЗ.)

    Если подаем документацию электронно, то подкрепляем усиленной электронной подписью.

    После рассмотрения материала на содержание, оформление и подлинность электронной подписи (если нужно) Росприроднадзор выезжает в саму компанию, где инспекторы проверяют, действительно ли производство технически готово осуществлять работы по транспортированию отходов.

    Если не выявлено отклонений от лицензионных требований, то в течение двух дней после составления акта проверки фирма получает лицензию на транспортирование отходов.

    Официально вы получаете лицензию на обращение с отходами I – IV классов опасности, в которой будет пояснено, какие именно работы лицензировались.

    Процесс лицензирования не отличается, если необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов.

    Сроки получения

    Вся процедура занимает около 5,5 месяцев, из которых:

    • разработка исходных данных (пояснительной записки и копий документов, подтверждающих, что все лицензионные условия соблюдены) – около 2 месяцев;
    • согласование во ФБУЗ – около 1, но не более 2 месяцев;
    • согласование в Роспотребнадзоре – до 30 дней (календарных);
    • получение лицензии в Росприроднадзоре – около 1,5 месяцев, включая выездную проверку.

    Процесс может занять ещё около 1 месяца, если возникнет необходимость в доработке документов. Получить лицензию на сбор и транспортировку отходов можно за те же 5,5 месяцев.

    Для подробного изучения деятельности по транспортированию отходов рекомендуем изучить следующую литературу:

    1. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».
    2. ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
    3. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления».
    4. Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности».
    5. РД 3112199-0199-96 «Руководство по организации перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»