Тк рф 2018 иностранцы

Оглавление:

Статья 351.2. Особенности регулирования труда лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года

СТ 351.2 ТК РФ.

Особенности регулирования труда лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой
и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка
конфедераций FIFA 2017 года в соответствии с Федеральным законом «О подготовке и проведении
в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA
2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
устанавливаются указанным Федеральным законом.

1. В комментируемой статье предусмотрено, что особенности регулирования труда лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г., устанавливается Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. В указанном Законе установлены определенные изъятия из общих правил, а также дополнительные правила как в отношении работников — граждан России, так и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших трудовые договоры.

3. В ст. 11 указанного Закона установлены особенности труда работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий. Так, FIFA, дочерние организации FIFA, контрагенты FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации, Российский футбольный союз, Оргкомитет «Россия-2018» вправе устанавливать работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, ненормированный рабочий день.

4. Порядок работы и оплаты труда в ночное время работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом в отношении указанных работников не применяются требования ст. 154 ТК о повышенном размере оплаты труда в ночное время.

5. Привлечение к работе и оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, допускаются в порядке, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. При этом в отношении указанных работников не применяются требования ст. ст. 113 и 153 ТК о запрещении работы в выходные и нерабочие праздничные дни, об исключительных случаях привлечения работников к работе в указанные дни и об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни не менее чем в двойном размере.

6. Сверхурочная работа работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, компенсируется предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, с учетом планов соответствующих организаций по осуществлению мероприятий, если иное не будет предусмотрено соглашением сторон трудового договора. При этом в отношении указанных работников не применяются требования ст. 152 ТК о повышенном размере оплаты сверхурочной работы.

7. Очередность предоставления оплачиваемых отпусков работникам FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», его дочерних организаций, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом планов мероприятий соответствующих организаций по подготовке и проведению спортивных соревнований.

8. Статья 9 указанного Закона посвящена особенностям осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с проведением мероприятий. Так, в период со дня вступления в силу этого Федерального закона по 31.12.2018 включительно не требуется получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников для FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета «Россия-2018», дочерних организаций Оргкомитета «Россия-2018» в случае заключения указанными организациями с иностранными гражданами и лицами без гражданства, принимающими участие в мероприятиях, трудовых договоров на выполнение работ, связанных с осуществлением мероприятий, без уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, государственной службы занятости населения и налоговых органов по месту нахождения указанных организаций о привлечении к трудовой деятельности иностранных работников, об их прибытии к месту работы или к месту пребывания, о расторжении с ними трудовых договоров.

9. В период со дня вступления в силу данного Закона по 31.12.2018 включительно иностранные граждане и лица без гражданства, принимающие участие в мероприятиях, вправе осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации без получения разрешений на работу.

10. В период проведения спортивных соревнований не требуется получения разрешений на работу для участников спортивных соревнований.

11. В период со дня вступления в силу данного Закона по 31.12.2018 включительно привлечение иностранных граждан и лиц без гражданства, принимающих участие в мероприятиях, к трудовой деятельности на территории РФ осуществляется без учета квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу и квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства приглашений на въезд в Российскую Федерацию.

12. Правительству РФ предоставлено право установить ускоренный и упрощенный порядок выдачи разрешений на временное проживание, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, приглашений на въезд в Российскую Федерацию, разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к трудовой деятельности юридическими лицами или физическими лицами, заключившими гражданско-правовые договоры на строительство объектов инфраструктуры, предусмотренных Программой подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.06.2013 N 518.

Комментарий к Ст. 351.2 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья носит бланкетный характер и в соответствии с упомянутым в ней Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» подлежит применению до 31 декабря 2018 г. включительно.

Установленные данным Законом особенности регулирования трудовой деятельности, осуществляемой на территории РФ и связанной с подготовкой и проведением указанных спортивных соревнований, распространяются на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, заключивших трудовые договоры или гражданско-правовые договоры на выполнение работ или оказание услуг, связанных с осуществлением названных мероприятий, с FIFA, ее дочерними организациями и контрагентами, конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, Российским футбольным союзом, Оргкомитетом «Россия-2018» и его дочерними организациями.

2. Эти особенности предполагают: а) установление специфики режима труда и отдыха лиц, трудовая деятельность которых связана с осуществлением спортивных мероприятий; б) изъятие работников, заключивших трудовые договоры на выполнение работ по подготовке и проведению этих мероприятий, из сферы действия отдельных норм ТК РФ с соответствующим расширением возможного предмета договорного и локального регулирования; в) введение упрощенного порядка привлечения к работе на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.

Данной категории работников может быть установлен ненормированный рабочий день, а оплачиваемые отпуска предоставляются в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом планов мероприятий соответствующих организаций по подготовке и проведению спортивных соревнований. При этом в отношении их не применяются требования ст. 113 (о привлечении к работе в выходные и нерабочие праздничные дни), ст. 152 (об оплате сверхурочной работы), ст. 153 (об оплате за работу в выходные и нерабочие праздничные дни), а также ст. 154 (об оплате труда в ночное время) ТК РФ (ст. 11 указанного Федерального закона).

Привлечение к работе иностранных граждан и лиц без гражданства, принимающих участие в мероприятиях, осуществляется без оформления разрешений на привлечение и использование иностранных работников и без получения разрешений на работу, а также без учета квот на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию (ст. 9 указанного Федерального закона).

Прием на работу иностранцев в 2018 году: пошаговая инструкция, обязанности и ответственность работодателя

Прием на работу иностранных граждан требует от работодателя точного исполнения требований законодательства, поскольку ответственность за данное нарушение одна из самых значительных в сфере трудового права. Работодатель должен не только затребовать с работника все необходимые документы, но и самостоятельно выполнить ряд действий.

Статусы иностранных граждан на территории РФ

Порядок приема иностранных граждан будет во много зависеть от того, какой правовой статус они имеют на момент трудоустройства.Согласно ФЗ от 25.07. 2002 года за № 115-ФЗ можно выделить следующие категории и их признаки:

  1. Временно пребывающий. У такого человека отсутствует вид на жительство, на территории страны он находится либо на основании выданной визы, либо в безвизовом порядке. Это будет зависеть от того из какой страны он прибыл. У него в обязательном порядке должна быть миграционная карта, в противном случае он будет считаться лицом, нелегально пребывающим на территории страны.
  2. Временно проживающий, к этой группе относятся лица, которые получили разрешение на временное проживание. Как правило, оно дается на три года.
  3. Постоянно проживающий, этот статус можно получить только после нахождения на территории страны не менее 12 месяцев. В этом случае иностранцу выдается вид на жительство сроком 5 лет с возможностью продления.
  4. Беженцы – граждане любой страны, имеющие соответствующие документы о присвоении им этого статуса.
  5. Граждане стран-участниц Евразийского Экономического союза – в отношении них установлен упрощенный порядок трудоустройства, гражданство подтверждается паспортом.
  6. Высококвалифицированные специалисты – иностранцы, которые приезжают по приглашению работодателей.

Уточнить информацию о том, может ли гражданин въезжать без визы можно в Письме МИД РФ от 27.04.2012 года за № 19261/кд.

Действия работодателя до приема иностранцев

Если работодатель хочет трудоустроить временно пребывающего иностранного гражданина или высококвалифицированного специалиста он должен произвести следующие действия:

  1. Послать запрос в центр занятости, в случае если у него нет конкретного работника.
  2. Получить разрешение на привлечении иностранного специалиста по квоте.
  3. Оформить ему приглашение на въезд.
  4. Помочь оформить патент или разрешение на работу и заключить трудовой договор.
  5. Уведомить органы УФМС об их прибытии на территорию страны в течение 7 рабочих дней.

Документы при приеме на работу иностранца, в зависимости от статуса

Иностранец должен представить следующие документы при заключении трудового договора:

  • временно пребывающий: виза (при необходимости), миграционная карта, разрешение на работу (патент), разрешение на временное проживание, медицинский полис, диплом (при необходимости);
  • временно проживающий: разрешение на временное проживание и медицинский полис;
  • постоянно проживающий: вид на жительство и медицинский полис;
  • беженцы: удостоверение беженца и медицинский полис;
  • граждане ЕАЭС: паспорт своего государства и медицинский полис;
  • высококвалифицированный специалист: вид на жительство (если это установлено законом).

Помимо этих документов иностранец должен предоставить все документы, предусмотренные ТК РФ:

  1. Удостоверение личности (вид на жительство, иностранный паспорт и т. д.).
  2. СНИЛС (при отсутствии оформляет работодатель).
  3. Диплом (при необходимости).
  4. Справку об отсутствии судимости (при необходимости) и т. д.
  5. Трудовую книжку российского образца (при отсутствии ее заводит работодатель).

Медицинский полис иностранные граждане обязаны оформлять сами, но работодатель может заключить договор ДМС со страховой организацией, который будет включать и иностранцев.

Порядок оформления иностранцев

Как правильно осуществить прием иностранных граждан на работу в 2018 году? Пошаговая инструкция будет выглядеть следующим образом:

  1. Проверка всех необходимых документов. В том числе и разрешения или патента на работу. Нужно помнить, что в большинстве случаев иностранец может работать только в том субъекте федерации, где получил разрешительные документы и только по специальности, указанной в разрешении.
  2. Заключение трудового договора. В него, помимо условий предусмотренных ТК РФ, включаются сведения о документах, дающих право на проживание и работу.
  3. После заключения трудового договора работодатель обязан уведомить об УФМС в течение 3 рабочих дней. Уведомление оформляется на унифицированном бланке, который утвержден Приказом ФМС России № 640 от 08.12.2014 года.

Государственные взносы

За всех трудоустроенных иностранцев работодатель обязан перечислять все установленные законодательством налоги.

Их перечень и величина будет зависеть от правового статуса иностранного гражданина:

  • за работников, имеющих статус постоянно или временно проживающих, работодатель платит такие же взносы, как и за работников-граждан страны: ФСС – 2,9%, ФФОМС – 5,1%, ПФР – 22%;
  • за работников, имеющих статус временно проживающих, работодатель должен платить следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 1,8%;
  • за высококвалифицированных специалистов выплачиваются следующие взносы: ПФР – 22%, ФСС – 2,9%.

Также с иностранцев удерживается налог на доходы, порядок удержания прописан в статье 224 НК РФ.

Статус резидента он получает после того, как общая продолжительность его пребывания на территории страны превысила 183 дня за последние 12 месяцев.
Из этого правила есть исключения, 13% от дохода платят сразу по прибытии:

  • высококвалифицированные работники;
  • иностранные граждане, имеющие патент;
  • иностранные граждане, имеющие статус беженца;
  • граждане ЕАЭС.

Данные ставки применяются только для доходов, получаемых по трудовому договору, все прочие доходы облагаются 30%.

Ответственность работодателей за нарушение законодательства

Если работодатель принял на работу иностранца, который не имеет права осуществлять трудовую деятельность на территории страны, то к нему могут быть применены следующие санкции:

  • штраф от 250 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 25 тыс. до 50 тыс.
  • штраф 400 тыс. до 800 тыс;
  • приостановление деятельности организации;
  • штраф на должностное лицо от 35 тыс. до 50 тыс.

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей «попроще» в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан. При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать. Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% — в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Увольнение иностранного гражданина

При работе с иностранными гражданами, точно так же, как и в случае найма россиян, могут возникнуть обстоятельства, в связи с которыми необходимо будет произвести увольнение такового работника. Увольнение иностранца с патентом или иным основанием для осуществления трудовой деятельности может проводиться как по общим условиям, предусмотренным для всех без исключения форм трудовых взаимоотношений, так и по специфическим основаниям, которые касаются исключительно иностранных работников, например, по причине окончания срока действия права заниматься трудом в РФ.

Увольнение иностранца – общие правовые нормативы

О процедуре увольнения в обязательном порядке должно быть направлено уведомление в контролирующие органы, а незаконное увольнение иностранца в любом случае будет подразумевать привлечение работодателя к ответственности.

С точки зрения российского законодательства следует понимать, что сам по себе прием на работу иностранцев предусматривает соблюдение обеими сторонами трудовых взаимоотношений основных принципов правового регулирования данной деятельности. Так, общие нормативы Трудового кодекса действуют на иностранных граждан в той же мере, как и на трудоустроенных россиян, поэтому и увольнение иностранцев должно проводиться в первую очередь в соответствии с нормативами ТК РФ. При этом иностранцы могут быть уволены по общепринятым основаниям, к которым можно отнести:

  • Увольнение иностранца пособственному желанию. В данном случае правовое регулирование такового расторжения договора с нерезидентом РФ обеспечивается положениями статьи 80 ТК РФ. При этом необходимо помнить, что на сотрудника также, как и на граждан России, возлагается обязанность отработки сроком 14 дней с соответствующими исключениями.
  • Увольнение по инициативе работодателя. Если иностранец прогуливает работу, нарушает трудовую дисциплину или же просто, когда предприятие ликвидируется либо проводит сокращение штата, нерезидент может быть уволен по инициативе работодателя в общем порядке, предусмотренном статьей 81 ТК РФ. Однако следует помнить о том, что иностранца нельзя уволить, когда установлены аналогичные ограничения по увольнению для граждан РФ.
  • Увольнение по независящим обстоятельствам. Если сам иностранец умирает, либо, когда умирает работодатель, а также при возникновении чрезвычайных обстоятельств трудовой договор расторгается в соответствии с положениями статьи 83 ТК РФ.
  • Увольнение по причине окончания срока действия договора с иностранцем. В случае, если с иностранцем заключался срочный трудовой договор, наступление обстоятельств, свидетельствующих об окончании означенного в тексте договора срока действия, является достаточным основанием для увольнения работника соответственно положения ст. 79 ТК РФ.
  • Увольнение иностранца по соглашению сторон. В отношении иностранных работников увольнение по соглашению сторон также является допустимым, что предусматривается статьей 78 ТК РФ.

Кроме этого, могут также в отношении иностранцев применяться и нормативы об использовании испытательного срока и увольнении по причине не пройденного должным образом испытания. Также допускается увольнение работников и по медицинским показаниям в установленном законом порядке, все нормативы являются общими для любых трудоустраивающихся граждан, и иностранцы не являются исключением.

Однако законодательство предусматривает также и наличие особых причин для увольнения и оснований, которые могут применяться по отношению к иностранным работникам. В частности, раскрываются таковые особенности правового регулирования взаимоотношений с ними в положениях статьи 327.6 ТК РФ.

Особенности увольнения иностранного работника в 2018 году

С точки зрения особых принципов увольнения иностранных работников в 2018 году, в первую очередь следует отметить ряд отдельных ситуаций, которые просто не могут возникнуть при осуществлении трудовых взаимоотношений с гражданином РФ. К таковым ситуациям можно отнести:

  • Увольнение иностранца в связи с окончанием патента или иного основания, разрешающего вести трудовую деятельность в России. В частности, к таковым можно отнести как окончание времени действия патента или РнР (разрешения на работу), так и окончание времени действия вида на жительство или разрешения на временное проживание иностранного работника.
  • Увольнение иностранного гражданина в связи с окончанием действия медицинского полиса. Если у иностранного работника перестает фактически наличествовать право на получение медицинского обслуживания по страховке или договору с медучреждением, он не вправе осуществлять трудовые взаимоотношения с российскими субъектами хозяйствования и подлежит увольнению.
  • Увольнение по причинам, зависящим от работодателя. В частности, если у работодателя были не выделены или исчерпаны квоты на предоставление рабочих мест иностранным трудящимся, либо если у него окончилось или было отозвано разрешение на прием на работу иностранцев, то нерезиденты РФ должны быть уволены из штата предприятия.

Как проводится увольнение иностранца – порядок действий и выходное пособие

Прежде чем расторгать договор с иностранным работником, на работодателя возлагается обязанность обеспечить соблюдение всех необходимых процессуальных процедур. То есть, подготовить документацию, на основании которой осуществляется увольнение, предоставить для ознакомления сотруднику приказ о его увольнении и получить подтверждение факта ознакомления с означенным документом.

Далее работодателю следует расторгнуть трудовой договор и произвести все причитающиеся трудящемуся выплаты. На основании приказа также вносится запись и в трудовую книжку иностранца, выполненную по российскому или советскому образцу. Работодатель обязан обеспечить выдачу компенсации неиспользованных отпусков, трудовой книжки и справки о доходах иностранного сотрудника в момент увольнения, равно как и произвести окончательный расчет – таковые требования являются обязательными независимо от причин, по которым расторгается договор.

Выходное пособие иностранцам выплачивается при увольнении по общим причинам на общих основаниях. Однако статья 327.7 ТК РФ предполагает также дополнительные основания для предоставления данных пособий при увольнении иностранцев. В частности, если основанием для прекращения трудовых взаимоотношений стало прекращение прав работодателя на использование таковой рабочей силы, то работодатель обязан выплатить сотруднику выходное пособие в размере двухнедельного его заработка.

Обязательным этапом при увольнении иностранного работника является уведомление миграционного органа – ранее производилось уведомление ФМС, сейчас же уведомляется УВМ МВД. Означенное уведомление работодатель обязан отправить в течение трех дней после расторжения договора, а составляется оно по установленной в законодательном порядке форме.

Прием на работу в 2018 году граждан других государств, обладающих видом на жительство

На практике нередко можно повстречать случаи, когда работодатели перестраховываются при принятии граждан из других государств на работу, причем даже в случаях, когда необходимости в этом нет. Разберем далее, как должен осуществляться прием на работу иностранных граждан в 2018 году с видом на жительство, и какими правами в обладают такие граждане.

Понятие вида на жительство

Вид на жительство представляет собой акт, который выдается гражданину другого государства для подтверждения его права непрерывного проживания в пределах территории Российской Федерации, а также возможности беспрепятственного пересечения границы страны в двухстороннем направлении. Если такое свидетельство выдается человеку, не имеющему гражданства, то оно также является и удостоверяющим его личность документом.

Данного рода разрешение на проживание действует на протяжении последующих пяти лет. Если этот срок подходит к завершению, гражданин может продлить его на следующие пять лет, подав соответствующее заявление в миграционную службу не позже чем за 2 месяца до конечной даты. Каких-либо ограничений на количество таких продлений действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Как выдается разрешение на постоянное жительство

Получить вид на жительство гражданин иного государства в РФ может, только прожив в пределах ее территории больше двенадцати месяцев по разрешению на краткосрочное пребывание.

Отдельные категории иностранных граждан, согласно международным договорам, обладают возможностью получить этот документ, минуя этап годичного пребывания в России по временному разрешению. Для этого им просто требуется подать соответствующее заявление в вышеуказанный орган. К числу таких льготников относятся граждане Туркменистана, Республики Беларусь, беженцы из Украины и лица без гражданства, переселяющиеся в Россию из Туркменистана согласно Соглашениям между Туркменистаном и Российской Федерацией о защите свобод и прав переселенцев и урегулировании процесса переселения, и имеющие в собственности в РФ жилье.

Также может быть выдан вид на жительство в России без получения разрешительного документа высококвалифицированным специалистам различных отраслей и их родственникам (членам семьи) — на непродолжительное пребывание на протяжении года.

Порядок выдачи такого документа регламентирован ФЗ №115 от 25 июля 2002 г. и соответствующими нормативными актами ФМС. Также вышеназванным Федеральным законом установлен и полный перечень граждан, не нуждающихся в получении разрешительного документа для осуществления на территории РФ профессиональной деятельности, в частности:

  • сотрудники консульств;
  • кадровый состав дипломатических представительств и посольств;
  • персонал международных организаций;
  • журналисты, прошедшие аккредитацию на осуществление профессиональной деятельности в России;
  • иностранцы, обучающиеся в средних и высших учебных учреждениях Российской Федерации, и желающие во внеурочное время или во время каникул поработать;
  • участники программ, направленных на оказание помощи российским гражданам, проживающим в другой стране, и желающим возвратиться домой;
  • ученые или преподаватели, занятые научными изысканиями и преподавательской деятельностью;
  • представители зарубежных производителей или поставщиков, если возникла необходимость в монтаже оборудования или произведении его гарантийного обслуживания.

Трудоустройство: Видео

Прием на работу иностранного гражданина с видом на жительство

Трудоустройство гражданина другого государства по трудовой книжке напрямую зависит от имеющегося у него в России статуса.

Прием на работу иностранца с видом на жительство осуществляется аналогично тому, как трудоустраиваются россияне, с предоставлением таких же гарантий социального характера.

Обладающие видом на жительство в РФ иностранные граждане не обязаны получать разрешительные документы на осуществление профессиональной деятельности. Но при их устройстве на работу, увольнении или иных событиях, связанных с трудовой деятельностью, работодатель обязан уведомлять миграционную службу (ГУВМ МВД).

Вступление в трудовые взаимоотношения с иностранцем

Для приёма на работу иностранного гражданина, получившего вид на жительство, не требуется разрешительный документ: привлечение к трудовой деятельности таких иностранцев осуществляется по той же процедуре, что и приём на работу граждан РФ.

  1. Получить от иностранца документы, установленные ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ. Не нужно требовать у таких граждан документов воинского учета, поскольку они не относятся к числу военнообязанных в Российской Федерации. Для заключения контракта о сотрудничестве необходимо оформить страховое свидетельство фонда государственного пенсионного страхования (если оно у трудоустраиваемого отсутствует). Обязательной к предъявлению при трудоустройстве является миграционная карта, которая заполняется иностранным гражданином при пересечении границы Российской Федерации.
  2. Удостовериться в том, что вид на жительство оформлен на бланке в надлежащей и установленной законом форме и срок его действия не окончился.
  3. Подписать с иностранным соискателем контракт о сотрудничестве (на неопределенный период или срочный) согласно ст. 67 ТК РФ.
  4. Издать приказ (распоряжение) о трудоустройстве и ознакомить с ним нового сотрудника под подпись в течение трех рабочих дней с момента начала исполнения им профессиональных обязанностей.
  5. Если ранее иностранец не работал ни в какой организации в России или стране, ранее входившей в состав СССР, и ему не было оформлена трудовая книжка образца 1974 или 2004 года, необходимо выдать ее. Записи о трудовых отношениях могут быть осуществлены только в трудовой книжке российского образца, и, даже если у сотрудника имеется этот документ какого-либо иностранного образца, использовать его при поступлении на работу в Российской Федерации не разрешается.
  6. Оформить на иностранного сотрудника личную карточку.

Важно: согласно пункту 8 статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев, работодатель обязан в трёхдневный срок с момента заключения трудового договора уведомить об этом миграционные службы. Так как ФМС РФ с 5 апреля 2016 года упразднена, теперь следует уведомлять Главное управление по вопросам миграции МВД РФ.

Важные моменты трудовых взаимоотношений с иностранными гражданами

Иностранцы, которые получили разрешение на постоянное жительство в России, считаются резидентами, то есть лицами, реально пробывшими в пределах страны более 183 дней в году, и обязаны уплачивать налог размером в 13% заработной платы.

Иностранные граждане, которые непрерывно проживают на территории Российской Федерации, входят в категорию застрахованных лиц согласно определенному перечню законодательных актов, а поэтому подлежат уплате нанимателем всех соответствующих страховых взносов.

Резюмируя вышесказанное: прием на работу с видом на жительство характеризуется отсутствием любых дополнительных запросов или обременений для нанимателя. Поэтому трудоустройство иностранных граждан без официального оформления из-за опасений нарушения миграционного законодательства Российской Федерации может быть следствием простой юридической неграмотности, или нежелания оформлять сотрудника в регламентированном законом порядке.

Вместе с этим материалом часто читают:

Поделитесь материалом в соц сетях:

C 2015 г. ТРЕБУЕТСЯ уведомлять УФМС о приеме-увольнении ВСЕХ. иностранцев, в т.ч. имеющих вид на жительство! Штраф за неуведомление или нарушение правил уведомления до 1000000 рублей!

У Вас в статье допущена ошибка, которая грозит штрафом от 250 до 800 тыс рублей. А именно Абзац

«Обладающие видом на жительство в РФ иностранные граждане не обязаны получать разрешительные документы на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, при устройстве на работу, увольнении или иных событиях, связанных с их трудовой деятельностью, не требуется уведомлять об этом государственные ведомства и учреждения»

В корне не верен. Согласно изменениям в федеральный закон 115 от 1.01.2015, статья 13, пункт 8

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
«»Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
«»Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
«»Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

Соответственно независимо от правового статуса иностранца, о его приеме на работу, либо о расторжении договора, необходимо в 3х дневный срок уведомить местные органы ФМС.

Согласно ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «»О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»», вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд/въезд из/в РФ.
Согласно ч.4 ст. 13 данного закона, работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, постоянно или временно проживающих в Российской Федерации. Таким образом, если иностранный гражданин имеет вид на жительство, то он не обязан получать разрешительные документы на трудоустройство.
Вы справедливо заметили, что уведомлять миграционную службу о событиях, связанных с трудовой деятельностью иностранных граждан, работодатель обязан всегда — эта обязанность не имеет отношения к статусу иностранного гражданина в РФ. Формулировки в статье мы исправили.

Как быть, если по незнанию не сообщили в Уфмс о работники с видом на жительство, как можно исправить ситуацию и чем это грозит организации?

хочу купить торговое место на центральном рынке…оформить индивидуальное предпринимательство….платить налоги но администрация рынка говорит что нужны какие-то квоты на работу иностранцев с синими паспортами….я попадаю под эту категорию так как я украинка и у меня синиц паспорт……НО У МЕНЯ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО В РОССИИ…….Как мне быть?? В налоговой проблем нет а вот с рынком беда……..Мне 63 года хочу просто работать и добавлять немного средств к пенсии……спасибо……

Добрый день! В России действительно существуют квоты при приеме на работу иностранных граждан. Не смотря на то, что вы имеете вид на жительство, на вас так же распространяется данная квота. Вы можете дождаться следующего года, когда квота обновится или попробовать купить место на другом рынке.

У меня вид на жительство ,прописка,все есть.на работу не принимают, хочу устроиться электриком .кадровик говорит что я как гражданин Беларуссии могу устроиться только в И.П, А обьект в Олимпийском парке находится ,и он якобы стратегический обьект,

Здравствуйте! Мой супруг гражданин Украины. Имеет ВНЖ, но на работу его не берут — говорят, что нет разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Обращались на все предприятия района не зависимо от наличия вакантных должностей. Разостлано более 140 резюме по области. Везде один ответ: «У нас нет разрешения на привлечение иностранцев к работе»… Консультировались у юриста, который нам сказал, что если период нашего брака превышает 3 года и есть ВНЖ то предприятию не надо иметь разрешения для привлечения его к работе, ибо он практически равен в правах с гражданиами России. Поясните пожалуйста так ли это? Спасибо)

Сергей, о какой квоте на работу иностранных граждан с ВНЖ вы писали.

Здравствуйте! Житель Украины, имеющий вид на жительство в РФ и состоящий в казачьем обществе Кубани, взял подряд на постройку жилого дома, в процессе допустил перерасход финансовых средств, с чем согласен. Отдача средств — это 82.000руб. тянется полгода. Расписки все на руках. Какая административная возможность, без суда, принудить к возврату средств. Спасибо.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.