Статья 34 положение о порядке прохождения военной службы

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы

1. Комментируемым пунктом предусмотрены категории граждан (иностранных граждан), которые вправе заключать контракт о прохождении военной службы. Причем контракт о прохождении военной службы вправе заключать иностранные граждане, которые законно находятся на территории Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Также в соответствии с данным Федеральным законом разрешение на временное проживание является подтверждением права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. Разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Вид на жительство является документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.

2. Перечень граждан (иностранных граждан), которые могут заключать контракт о прохождении военной службы, не является исчерпывающим и определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. В соответствии со ст. 90 Конституции Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. N 763 Президент Российской Федерации может издавать нормативные правовые акты в виде указов и распоряжений.

3. В соответствии со ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Министерством обороны Российской Федерации (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по типовой форме. При этом, министр обороны Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, вправе указать в типовой форме контракта конкретные права и обязанности военнослужащих, предусмотренные законодательством Российской Федерации, обусловленные особенностями их военной службы.

4. Статья 33 комментируемого Федерального закона, наряду с Положением о порядке прохождения военной службы, предусматривает дополнительные требования, которым должен соответствовать гражданин (иностранный гражданин), изъявивший желание заключить контракт о прохождении военной службы. Так, контракт не может быть заключен с гражданином (военнослужащим), в отношении которого вынесен обвинительный приговор и которому назначено наказание, в отношении которого ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которого передано в суд, имеющим неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, а также отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

5. В соответствии с комментируемым пунктом контракт о прохождении военной службы вправе заключать военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы.

Пункт 6 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, определяет, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключить с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Военнослужащим рекомендуется подавать такие рапорты не позднее чем за четыре месяца до истечения срока текущего контракта. Рапорт военнослужащего регистрируется в порядке, установленном пп. 132-137 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации (утверждена приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170).

В соответствии с п. 8 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы командир (начальник), который вправе заключать контракт с военнослужащим, желающим заключить новый контракт, принимает решение о заключении с военнослужащим нового контракта или об отказе в его заключении не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.

Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным комментируемым Федеральным законом, а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

6. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, прослужившие не менее шести месяцев.

Федеральным законом «О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 12 февраля 2001 г. N 15-ФЗ было установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право заключить контракт о прохождении военной службы, прослужив при этом не менее шести месяцев. До принятия указанного Федерального закона данный срок равнялся 12 месяцам. В то же время Положение о порядке прохождения военной службы предусматривает, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе заключить контракт о прохождении военной службы, прослужив не менее 12 месяцев. Налицо определенного рода правовая коллизия, разрешить которую может Конституция Российской Федерации. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Приоритет федерального закона относится ко всем иным нормативным правовым актам, изданным в Российской Федерации; актам федеральных органов — Правительства Российской Федерации, федеральных министерств, государственных комитетов и иных ведомств, поскольку они также изданы в Российской Федерации. Приоритет федерального закона распространяется и на указы Президента Российской Федерации, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 90 Конституции Российской Федерации его указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае, необходимо применять комментируемый Федеральный закон, предусматривающий возможность заключения контракта о прохождении военной службы с военнослужащими, прослужившими военную службу по призыву не менее шести месяцев.

7. Заключить контракт о прохождении военной службы также вправе граждане, пребывающие в запасе.

К пребывающим в запасе относятся граждане, состоящие на воинском учете и зачисленные в запас в порядке, установленном ст. 52 комментируемого Федерального закона.

Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

— уволенных с военной службы с зачислением в запас;

— успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

— не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

— не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;

— не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

— прошедших альтернативную гражданскую службу;

— женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Запас Службы внешней разведки Российской Федерации и запас Федеральной службы безопасности Российской Федерации создаются в порядке, определяемом комментируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, одновременно с зачислением в запас министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера.

8. Граждане женского пола могут быть приняты на военную службу по контракту при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень конкретных воинских должностей, которые могут быть замещены военнослужащими женского пола, определен в приказе министра обороны Российской Федерации от 5 февраля 1994 г. N 025.

9. Граждане, поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с п. 2 ст. 35 комментируемого Федерального закона. Данная норма является отсылочной и напрямую не регулирует особенности заключения контракта с указанными гражданами.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 35 комментируемого Федерального закона граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования заключают новый контракт о прохождении военной службы.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по призыву, при зачислении в указанные образовательные учреждения заключают контракт о прохождении военной службы до начала обучения.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в порядке, установленном комментируемым Федеральным законом, подлежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

10. Комментируемый пункт устанавливает возможность заключения контракта о прохождении военной службы в зависимости от гражданства. Граждане Российской Федерации имеют право заключить контракт о прохождении военной службы в возрасте от 18 до 40 лет. Граждане иностранных государств имеют право заключить контракт о прохождении военной службы в возрасте от 18 до 30 лет.

11. В соответствии с п. 1 ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы контракт для гражданина (иностранного гражданина) является первым, если ранее, до заключения указанного контракта, этот гражданин военную службу по контракту не проходил.

12. Комментируемый пункт закрепляет правило, согласно которому обязанность отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту установлена в зависимости от того, какое положение по отношению к военной службе занимает кандидат.

В соответствии со ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть. Гражданин, проживающий за пределами Российской Федерации и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат субъекта Российской Федерации или в воинскую часть, дислоцированную в месте его проживания.

В заявлении указываются:

а) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;

б) место жительства;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, с которым гражданин желает заключить контракт;

г) срок, на который предполагается заключение контракта.

Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет:

а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) дополнительные документы.

13. В соответствии с Руководством по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 г. N 30, вместе с заявлением кандидаты представляют:

а) заполненную по установленной форме (приложение N 13 к вышеуказанному Руководству) и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) фотографию размером 3 х 4 см — 1 шт. (только гражданам женского пола);

ж) фотографию размером 9 х 12 см (анфас). На ее обороте чернилами указываются фамилия, имя, отчество и дата фотографирования. Фотография заверяется военным комиссаром и гербовой печатью военного комиссариата;

з) копию свидетельства о рождении;

и) служебную характеристику с последнего места работы (учебы);

к) выписку из домовой книги.

14. В целях проверки анкетных данных и получения достоверных сведений о привлечении кандидата к уголовной или административной ответственности, назначении наказания, не связанного с лишением свободы (условное осуждение, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности, возложение обязанности возместить причиненный ущерб и другие наказания, в том числе связанные со злоупотреблением спиртными напитками, употреблением и распространением наркотиков), на каждого кандидата направляется запрос в местные органы внутренних дел.

После получения положительных ответов на запросы из органов внутренних дел, заверенных печатью, специалист по отбору кандидатов на военную службу по контракту оформляет личное дело кандидата, желающего поступить на военную службу по контракту, которое состоит из следующего:

— послужного списка, который составляется на основании военного билета;

— фотографии размером 9 х 12 см;

— аттестационных и дополнительных материалов, которые должны быть подшиты в следующем порядке:

а) личное заявление о желании поступить на военную службу по контракту;

б) автобиография, написанная собственноручно в произвольной форме;

в) копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

г) служебная характеристика с последнего места работы (учебы, службы);

д) выписка из домовой книги;

е) копии свидетельств о браке и рождении детей для женатых (замужних) кандидатов;

ж) справка из органов дознания, предварительного следствия и внутренних дел, заверенная гербовой печатью;

з) карта медицинского освидетельствования гражданина, поступающего на военную службу по контракту;

и) результаты социально-психологического изучения и психологического (психофизиологического) обследования кандидата;

к) выписка из книги протоколов заседания комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.

В кармане личного дела кандидата, отобранного для поступления на военную службу по контракту, должны находиться:

— карта профессионального психологического отбора с результатами профессионального психологического отбора кандидата и заключением о его профессиональной пригодности;

— флюорограмма (рентгенограмма) органов грудной клетки в двух проекциях;

— результаты ЭКГ-исследования в покое и после нагрузки;

— результаты общего анализа крови;

— результаты анализа крови на вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) и серологических реакций на сифилис;

— результаты общего анализа мочи;

— справка из психоневрологического диспансера;

— справка из противотуберкулезного диспансера;

— справка из кожно-венерологического диспансера.

Военные комиссариаты регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.

15. Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания:

— о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

— о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

— о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

— о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту (далее — комиссия военного комиссариата по отбору кандидатов).

Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Определение соответствия кандидатов, отбираемых военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов. В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

16. В соответствии со ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по следующим основаниям:

а) при отсутствии у него гражданства Российской Федерации;

б) при несоответствии на день заключения контракта его возраста требованиям комментируемого Федерального закона, а также если это лицо не вправе в соответствии с данным Федеральным законом заключать контракт;

в) при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;

г) при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

д) если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы.

17. Необходимо отметить, что в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ отсутствие у кандидата гражданства Российской Федерации не может служить основанием для возврата заявления. При поступлении иностранных граждан на военную службу по контракту имеются определенные особенности:

— законное нахождение на территории Российской Федерации;

— возраст от 18 до 30 лет;

— контракт заключается на пять лет;

— прохождение военной службы иностранными гражданами возможно только на определенных воинских должностях, включенных в соответствующие перечни и подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами;

— по истечении срока первого контракта военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, увольняются с военной службы.

18. Кандидат признается комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов не соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, в случаях, указанных выше, а также в следующих случаях:

а) при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе или негодным к военной службе;

б) при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;

в) при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, профессиональной или физической подготовки.

Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов должна быть выдана гражданину по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения. Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта. Направление кандидатов в воинские части осуществляется военным комиссаром согласно заключению о наличии вакантных должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

19. Кандидат, направленный в воинскую часть для заключения контракта, обеспечивается воинскими перевозочными документами до пункта назначения, а в случае незаключения контракта — и обратно. Воинские перевозочные документы для следования в воинскую часть в целях заключения контракта предоставляются кандидату в военном комиссариате по месту воинского учета в разовом порядке. В случае незаключения контракта воинские перевозочные документы для следования к месту жительства предоставляются воинской частью.

20. Гражданин, обратившийся с заявлением о поступлении на военную службу по контракту непосредственно в воинскую часть, после рассмотрения его кандидатуры направляется для проведения отбора и оформления документов в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (не состоящий на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства). На такого гражданина оформляется запрос на имя военного комиссара, который подписывается командиром воинской части, с указанием всех необходимых данных. По согласованию с военным комиссариатом воинские части могут самостоятельно проводить мероприятия по отбору граждан на военную службу по контракту. Формы соответствующих документов и порядок их оформления устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчиненностью этих воинских частей. Отбор граждан для поступления на военную службу по контракту из числа пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляется указанными федеральными органами исполнительной власти.

21. Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части. При необходимости по решению командира воинской части кандидат может быть направлен для прохождения медицинского освидетельствования, проведения с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору, проверки уровня его образования, профессиональной и физической подготовки и рассмотрения его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части в целях решения вопроса о заключении с ним контракта.

22. В соответствии с Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны РФ от 30 сентября 2002 г. N 350, выписка из приказа о поступлении кандидата на военную службу по контракту высылается в военный комиссариат по месту его воинского учета командиром (начальником) воинской части, в которую военнослужащий назначен на воинскую должность. В послужном списке личного дела кандидата производится запись о заключении контракта с указанием календарной даты вступления его в силу, срока контракта, даты и номера приказа о заключении контракта.

23. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, как было указано выше, также имеют право заключить контракт о прохождении военной службы (см. комментарий к п. 1 ст. 34). Так, военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

Списки военнослужащих, их рапорты и служебные характеристики на них, написанные прямыми начальниками не ниже командира роты (должностными лицами, пользующимися равными с ним правами), представляются в штаб воинской части. Вместе с рапортом и служебной характеристикой на каждого кандидата для поступления на военную службу по контракту представляются следующие документы:

а) заполненная по установленной форме и подписанная анкета поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиография, написанная от руки в произвольной форме;

в) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

г) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и свидетельств о рождении детей;

д) дополнительные документы.

Перечень и содержание дополнительных документов, представляемых военнослужащим при поступлении на военную службу по контракту, могут определяться руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии с п. 54 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами к таким дополнительным документам относятся заверенная командиром воинской части и гербовой печатью воинской части фотография 9 х 12 см (анфас), на обороте которой чернилами указываются фамилия, имя, отчество и дата фотографирования.

24. Рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению. Командир воинской части рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и принимает по нему решение в сроки, определенные ДУ ВС РФ для рассмотрения предложений военнослужащих.

В Вооруженных Силах Российской Федерации порядок регистрации поступающих на рассмотрение командиру воинской части документов определяется Инструкцией по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.

Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом. По рассмотрении рапорта командир воинской части дает указания:

— о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

— о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

— о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

— о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.

Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.

Командир (начальник) воинской части, которому предоставлено право заключать первый или новый контракт с кандидатом и назначать на конкретную воинскую должность, после проведения соответствующих мероприятий по отбору кандидата заключает с ним контракт, издает приказ об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на воинскую должность.

25. В случае если назначение на воинскую должность производится вышестоящим должностным лицом, командир (начальник) воинской части после проведения мероприятий по отбору кандидата готовит и представляет по команде представление с ходатайством о заключении с кандидатом контракта и назначении военнослужащего на воинскую должность. К представлению прилагаются личное дело кандидата и другие необходимые документы, которые после принятия решения соответствующим должностным лицом пересылаются в воинскую часть, проводившую мероприятия по отбору кандидата. В случае принятия положительного решения соответствующее должностное лицо заключает с кандидатом контракт, издает приказ об объявлении вступления в силу контракта и о назначении военнослужащего на данную воинскую должность.

26. Для воинских должностей, по которым необходима работа со сведениями, составляющими государственную тайну, проводится процедура допуска. Процедура оформления допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну, проводится в порядке, определенном Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050.

В послужном списке личного дела кандидата также производится запись о заключении контракта с указанием календарной даты вступления его в силу, срока контракта, даты и номера приказа о заключении контракта.

27. К гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту, законодательством о воинской обязанности и военной службе предъявляются определенного рода требования, обусловленные тем, что на военнослужащих в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

28. Комментируемый пункт разграничивает обязанности (полномочия) по проведению мероприятий, направленных на определение соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. При этом, сама диспозиция комментируемого пункта не предусматривает порядок определения соответствия граждан (иностранных граждан) требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Более подробно порядок определения соответствия кандидатов установленным требованиям изложен в комментарий к пп. 2 и 3 ст. 33.

29. Согласно комментируемому пункту выделяются, помимо командира (начальника, военного комиссара), еще два субъекта, которые правомочны определять соответствие граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту. Таковыми являются комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, и аттестационные комиссии воинских частей.

При этом, в работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.

30. Комментируемый пункт закрепляет, что копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения. Необходимо заметить, что комиссия должна выдать гражданину (иностранному гражданину) копию решения независимо от принятого решения (положительного или отрицательного). Данная норма является гарантией обеспечения прав граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту.

31. В комментируемом пункте приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в заключении с кандидатом контракта о прохождении военной службы.

Копия решения комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (аттестационной комиссии воинской части) должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.

32. Правомерность отказа в заключении контракта о прохождении военной службы по основаниям, перечисленным в комментируемом пункте, подтверждается и судебной практикой. В частности, в качестве примера можно привести решение военного суда Челябинского гарнизона от 17 января 2001 г. Судом установлено, что Шафер обратился в суд с жалобой на действия министра обороны Российской Федерации, который своим приказом от 16 февраля 2000 г. N 109 уволил заявителя с военной службы в запас в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, т.е. по истечении срока контракта о прохождении военной службы, и на действия полковника Симагина, который, будучи так же, как и заявитель, прикомандированным в РОСТО и являясь для заявителя непосредственным воинским начальником согласно УВС ВС РФ, не дал ему рекомендацию для заключения нового контракта о прохождении военной службы после проведения с ним окончательной беседы до его увольнения, во время которой заявитель выразил категорическое несогласие с увольнением с военной службы.

Полагая, что указанные действия начальников противоречат законодательству, заявитель просит суд признать приказ министра обороны Российской Федерации от 16 февраля 2000 г. N 109 в части его увольнения незаконным и не действующим с момента его издания и восстановить его на военной службе.

Представитель заявителя Резанов, поддерживая требования заявителя, уточнил, что вынесенный в отношении Шафера приговор военного суда Магнитогорского гарнизона от 3 августа 1999 г. был 4 октября 2000 г. по протесту переквалифицирован и отменен, поэтому решение об увольнении Шафера было незаконным. Кроме того, приговором суда ему было назначено наказание, от которого он был освобожден по амнистии.

Полковник Симагин, представляющий также министра обороны Российской Федерации, не признал требований заявителя. В судебном заседании он пояснил, что действительно полковник Шафер был уволен с военной службы приказом министра обороны Российской Федерации от 2 февраля 2000 г. N 109, поскольку у него закончился срок контракта, а новый контракт с ним не был заключен, так как 3 августа 1999 г. в отношении заявителя был вынесен обвинительный приговор, которым было назначено наказание. Симагин действительно вначале готовил документы для продления контракта полковнику Шаферу, однако позже окончательно принял решение не давать рекомендацию для продления контракта, о чем в ходе беседы 11 января 2000 г. официально сообщил заявителю. Это решение он принял в связи с вынесением Шаферу обвинительного приговора.

Из объяснений Симагина и представленной копии представления к увольнению следует, что 26 октября 1999 г. заявитель подал рапорт о заключении с ним нового контракта о прохождении военной службы до достижения предельного возраста пребывания на военной службе, однако ему было отказано, так как в отношении его 3 августа 1999 г. военным судом Магнитогорского гарнизона был вынесен обвинительный приговор, и ему было назначено наказание.

Контрактом подтверждается, что к моменту издания приказа об увольнении Шафера у него полностью истек срок контракта о прохождении военной службы, а представленной копией приговора военного суда Магнитогорского гарнизона от 3 августа 1999 г. подтверждается, что к этому моменту в отношении заявителя был вынесен обвинительный приговор и назначено наказание. От назначенного наказания Шафер был освобожден по амнистии, однако это не является утверждением того, что ему не было назначено наказание по приговору суда.

Согласно требованиям п. 5 ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ч. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, а военнослужащим, не достигшим предельного возраста пребывания на военной службе, может быть отказано в заключении нового контракта по указанным основаниям.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что полковник Шафер был уволен с военной службы по истечении срока контракта, а новый контракт с ним не заключен по причине вынесения в отношении его обвинительного приговора суда с назначением наказания, в то же время не установлено каких-либо незаконных действий должностных лиц — министра обороны Российской Федерации и полковника Симагина, нарушающих права и свободы Шафера в связи с увольнением его с военной службы и незаключением с ним нового контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191, 197, 239-5, 239-7 ГПК РСФСР, военный суд решил: в удовлетворении жалобы военнослужащего полковника Шафера на действия министра обороны Российской Федерации и полковника Симагина А.Н., связанные с увольнением заявителя с военной службы, отказать. Признать, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий должностных лиц.

33. В соответствии с комментируемым пунктом срок для принятия решения о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, установлен в три месяца.

В развитие приведенного выше положения Инструкцией по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, установлено, что для заключения нового контракта военнослужащий, у которого заканчивается срок действующего контракта, подает по команде рапорт должностному лицу, которое вправе заключить с ним новый контракт, до окончания срока предыдущего контракта. Военнослужащим рекомендуется подавать такие рапорты не позднее чем за четыре месяца до истечения срока текущего контракта, т.е. фактически для принятия решения (с момента поступления рапорта военнослужащего о заключении или незаключении контракта) командиру (начальнику) установлен месячный срок.

34. Подобной инструкции в отношении прохождения военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава не существует, и, таким образом, возникает определенный правовой пробел. В связи с этим представляется, что для разрешения указанного правового пробела военнослужащим и должностным лицам органов военного управления необходимо «по аналогии закона» применять вышеназванную Инструкцию по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации.

35. Комментируемый пункт принят в развитие ст. 46 Конституции Российской Федерации. Так, ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Таким образом, Конституция Российской Федерации, а также Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставили широкие возможности по судебной защите прав и свобод граждан от неправомерных действий (решений) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, должностных лиц, в том числе органов военного управления и воинских должностных лиц.

36. В соответствии с Инструкцией о работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 615, каждый военнослужащий имеет право подавать жалобу лично или уполномочивать на это другое лицо о незаконных в отношении его действиях командиров (начальников) или других военнослужащих, о нарушении установленных законами прав и преимуществ, а также о неудовлетворении его положенным довольствием.

Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.

Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца, а не требующие дополнительного изучения и проверки — безотлагательно, но не позднее 15 дней.

При необходимости проведения специальной проверки, истребования дополнительных материалов и принятия других мер сроки разрешения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами либо их заместителями, но не более чем на месяц, о чем сообщается заявителям.

Решения по обращениям военнослужащих принимаются:

— в воинских частях — безотлагательно, но не позднее семи дней со дня поступления;

— в управлениях военных округов, групп войск, флотов, главных и центральных управлениях Министерства обороны Российской Федерации — в срок до 15 дней со дня их поступления.

В тех случаях, когда для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов и принятие других мер, сроки разрешения обращения могут быть в порядке исключения продлены соответствующими должностными лицами, но не более чем на 15 дней, с сообщением об этом военнослужащему, подавшему обращение.

В ФСБ России действует Инструкция о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденная приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613 (с последующими изменениями).

Во внутренних войсках МВД России действует Инструкция по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденная приказом МВД России от 1 марта 1999 г. N 150 (с последующими изменениями).

37. Рассмотрение жалоб органами прокуратуры осуществляется в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15 января 2003 г. N 3 (с последующими изменениями), а также в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 9 апреля 2003 г. N 74.

38. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема заявителей в органах военной прокуратуры ответственность за своевременное и качественное рассмотрение и разрешение обращений возлагается на руководителей управлений и отделов Главной военной прокуратуры, военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев.

По каждому заявлению, жалобе, обращению в Главной военной прокуратуре, военных прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев может быть выполнено одно из следующих действий:

— принятие к производству;

— передача на разрешение в подчиненные военные прокуратуры;

— направление в другие органы.

39. Предварительное рассмотрение заявлений, жалоб, обращений в Главной военной прокуратуре осуществляет приемная Главной военной прокуратуры, в которой ведется самостоятельное делопроизводство. В прокуратурах окружного и гарнизонного звеньев все поступающие заявления, жалобы, обращения после регистрации передаются на рассмотрение военному прокурору или его заместителю в соответствии с распределением обязанностей. Заявления, жалобы, запросы (обращения), не подлежащие разрешению в органах военной прокуратуры, а также разрешение которых не входит в компетенцию данной военной прокуратуры, в пятидневный срок с момента поступления направляются за подписью должностных лиц, их рассматривавших, по принадлежности (подведомственности) или соответствующему прокурору (по поднадзорности или подчиненности) с одновременным извещением об этом заявителей.

40. Заявления, жалобы, обращения о систематическом ущемлении прав и свобод военнослужащих, членов их семей и иных граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получившие должной оценки в военных прокуратурах окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на места.

41. При разрешении жалоб и заявлений для проверки доводов заявителей в обязательном порядке должны быть истребованы необходимые нормативные документы, получены объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. По итогам проверки составляется заключение или принимается решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Обращение считается разрешенным в органах военной прокуратуры:

— если оно удовлетворено;

— если по нему отказано в удовлетворении;

— если по обращению дано разъяснение.

Заявления, жалобы, обращения военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в военную прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не установлен федеральным законом. Обращения военнослужащих и членов их семей, поступающие в Главную военную прокуратуру и военные прокуратуры окружного звена, разрешаются в срок до 15 дней, а поступающие в военные прокуратуры гарнизонов (объединений) — не позднее семи дней со дня их поступления.

42. Обращения военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

43. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. При этом, обращение заинтересованного лица (военнослужащего) в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Подтверждением этого является также п. 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. N 9.

Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу (заявление) в соответствующий суд и, с другой стороны, обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

44. Часть 3 ст. 254 ГПК РФ предусматривает, что заявление военнослужащего, оспаривающего решение, действие (бездействие) органа военного управления или командира (начальника) воинской части, подается в военный суд.

45. Военнослужащий вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод или одного месяца со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

46. Согласно Примерным методическим рекомендациям о порядке рассмотрения жалоб военнослужащих в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», утвержденным Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации, если вышестоящий орган военного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащего, в связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотрит решение подчиненного органа военного управления или должностного лица и примет собственное решение по существу данного вопроса — обжалованию подлежит решение этого органа военного управления или воинского должностного лица.

Суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица (военнослужащего).

В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием).

47. Необходимо отметить, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).