Статья 255 налогового кодекса рф с изменениями 2018

О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 33, ст. 3413; 2002, № 22, ст. 2026; № 30, ст. 3033; 2003, № 28, ст. 2886; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 30; № 24, ст. 2312; № 52, ст. 5581; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 22, ст. 2563; № 31, ст. 4013; № 49, ст. 6071; 2008, № 18, ст. 1942; № 30, ст. 3614; № 49, ст. 5723; № 52, ст. 6237; 2009, № 29, ст. 3598; № 30, ст. 3739; № 51, ст. 6155; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 37; № 24, ст. 3357; № 45, ст. 6335; № 47, ст. 6611; № 49, ст. 7014, 7037; 2012, № 19, ст. 2281; № 49, ст. 6751; 2013, № 23, ст. 2866; № 30, ст. 4081; 2014, № 8, ст. 737; № 16, ст. 1835; № 30, ст. 4220; № 48, ст. 6647, 6663; 2015, № 1, ст. 13, 16; № 10, ст. 1402; № 27, ст. 3968; № 48, ст. 6692; 2016, № 1, ст. 18; № 18, ст. 2504; № 27, ст. 4182; № 49, ст. 6844; 2017, № 49, ст. 7307, 7316) следующие изменения:

1) в части второй статьи 255:

а) абзац девятый пункта 16 изложить в следующей редакции:

«Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, и расходы, указанные в пункте 24.2 настоящей части, в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.»;

б) дополнить пунктом 24.2 следующего содержания:

«24.2) расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работникам, их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

В целях настоящего пункта услугами по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации признаются следующие услуги, оказанные по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором или турагентом:

услуги по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

Указанные в настоящем пункте расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 000 рублей в совокупности за налоговый период на каждого из граждан, перечисленных в абзаце первом настоящего пункта, и при условии выполнения требования, установленного абзацем девятым пункта 16 настоящей части;»;

2) пункт 29 статьи 270 после слова «путешествий» дополнить словами «, если иное не предусмотрено пунктом 24.2 части второй статьи 255 настоящего Кодекса».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.

2. Положения статей 255 и 270 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к договорам о реализации туристского продукта, заключенным начиная с 1 января 2019 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Статья 255 НК РФ. Расходы на оплату труда

Новая редакция Ст. 255 НК РФ

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

К расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся, в частности:

1) суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;

2) начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;

3) начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг);

5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации;

6) сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде;

7) расходы в виде среднего заработка, сохраняемого работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов и в порядке, предусмотренном работодателем — для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров;

8) денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

9) начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. В целях настоящего пункта начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права;

10) единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

11) надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;

12) надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах европейского Севера и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;

12.1) стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;

13) расходы в виде среднего заработка, сохраняемого в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно;

14) расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

15) утратил силу с 1 января 2010 г.;

16) суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:

страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) страховой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно;

добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.

В случае внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников), если в результате таких изменений условия договора перестают соответствовать требованиям настоящего пункта, или в случае расторжения указанных договоров в отношении отдельных или всех застрахованных работников (участников) взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствующих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с даты внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения (за исключением случаев досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами).

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим подпунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим подпунктом;

17) суммы, начисленные в размере тарифной ставки или оклада (при выполнении работ вахтовым методом), предусмотренные коллективными договорами, за календарные дни нахождения в пути от места нахождения организации (пункта сбора) к месту работы и обратно, предусмотренные графиком работы на вахте, а также за дни задержки работников в пути по метеорологическим условиям;

18) суммы, начисленные за выполненную работу физическим лицам, привлеченным для работы у налогоплательщика согласно специальным договорам на предоставление рабочей силы с государственными организациями;

19) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров;

20) расходы на оплату труда работников-доноров за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови;

21) расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате организации-налогоплательщика, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда), за исключением оплаты труда по договорам гражданско-правового характера, заключенным с индивидуальными предпринимателями;

22) предусмотренные законодательством Российской Федерации начисления военнослужащим, проходящим военную службу на государственных унитарных предприятиях и в строительных организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, предусмотренные федеральными законами, законами о статусе военнослужащих и об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

23) доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

24) расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год, осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 настоящего Кодекса;

24.1) расходы на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда;

25) другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором.

Комментарий к Статье 255 НК РФ

В ст. 255 НК РФ приведен перечень расходов на оплату труда, которые организации могут учитывать при налогообложении прибыли. Скажем, к таким расходам относятся:

— суммы, начисленные работникам в соответствии с принятыми в организации системами оплаты труда;

— поощрительные выплаты (премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам и т.д.);

— стоимость форменной одежды и обмундирования, которые выдаются работникам бесплатно (в случаях, предусмотренных законодательством);

— расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска.

Также в затраты на оплату труда включаются расходы по договорам обязательного и добровольного страхования работников (п. 16 ст. 255 НК РФ). В частности, это договоры:

— долгосрочного страхования жизни, которые заключены на срок не менее пяти лет и в течение этого времени не предусматривают страховых выплат в пользу застрахованного лица (за исключением страховой выплаты, предусмотренной на случай его смерти);

— пенсионного страхования или негосударственного пенсионного обеспечения (эти договоры должны предусматривать выплату пожизненной пенсии, только после того, как застрахованный получит право на государственную пенсию);

— добровольного личного страхования работников, которые заключаются на срок не менее одного года и предусматривают оплату медицинских расходов застрахованного;

— добровольного личного страхования, заключаемые на случай смерти застрахованного лица либо утраты им трудоспособности в связи с исполнением должностных обязанностей.

Размер платежей по указанным видам добровольного страхования для целей налогообложения прибыли нормируется. Совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда. В свою очередь, нормы взносов по договорам добровольного личного страхования, которые предусматривают оплату медицинских расходов, составляют 3 процента от суммы расходов на оплату труда.

Кроме того, свой лимит установлен и для платежей по договорам добровольного личного страхования, заключаемым на случай смерти застрахованного лица либо утраты им трудоспособности в связи с исполнением должностных обязанностей. Они учитываются для целей налогообложения в пределах 10 000 руб. в год на одного застрахованного работника.

В расходы на оплату труда можно включать суммы, выплаченные работникам, которые не состоят в штате организации и выполняют работы по гражданско-правовым договорам. Однако речь идет только о тех работниках, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Что же касается последних, то затраты на оплату их труда следует учитывать в составе прочих производственных расходов. Соответствующая норма закреплена в п. 41 ст. 264 НК РФ.

Теперь перейдем к изменениям.

Оплата проезда сотрудников к месту учебы

В п. 13 ст. 255 НК РФ прописано, что затраты на оплату проезда сотрудников к месту учебы учитываются в составе расходов на оплату труда. И хотя в прошлом году подобный вид затрат прямо поименован не был, налоговики не возражали против того, чтобы предприятия учитывали его при расчете налога на прибыль. Ведь перечень расходов на оплату труда открыт (см. Письмо МНС России от 5 сентября 2003 г. N ВГ-6-02/[email protected]).

Причем чиновники настаивают, что вуз обязательно должно иметь государственную аккредитацию (Письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/389). Впрочем, если у вуза ее нет, это не означает, что организация не может оплатить работнику стоимость проезда. Может, но и не обязана. Здесь все определяется нормами коллективного или трудового договора. Что касается налога на прибыль, то ничто не мешает включить подобные затраты в состав расходов на оплату труда по п. 25 ст. 255 НК РФ. Ведь они прописаны во внутренних документах фирмы.

Спецодежда и форма

С 2006 г. фирмам позволено включать в расходы на оплату труда стоимость выданной работникам форменной одежды. В отношении специальной одежды такое правило действовало и раньше.

Согласно ст. ст. 209 и 212 ТК РФ спецодежда выдается работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. В отличие от специальной форменная одежда не призвана защищать работников от каких-либо вредных факторов. Она лишь демонстрирует принадлежность работника к организации.

Форменная и специальная одежда может предоставляться работнику:

— для использования только на работе (в этом случае право собственности на одежду остается у предприятия).

Когда выдача форменной или специальной одежды предусмотрена законодательством, то такие расходы учесть можно без проблем. Например, для трехзвездочных гостиниц и выше установлено обязательное наличие у персонала форменной одежды (Постановление Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. N 33).

Если же форменная или специальная одежда законодательством не предусмотрена, а выдается по инициативе организации, налоговики часто возражают против уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму таких расходов. Однако арбитражная практика в большинстве подобных случаев в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 5 марта 2005 г. N КА-А41/1387-05);

— в личное постоянное пользование (в этом случае право собственности на одежду переходит к работнику).

В этом случае при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение одежды организация может включить в расходы на оплату труда, если ее выдача предусмотрена законодательством либо коллективным договором или соглашением. Это утверждение верно как для специальной, так и для форменной одежды.

Компенсации за неиспользованный отпуск

Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается не только при увольнении работника, но и в том случае, если работающий сотрудник решил заменить часть отпуска деньгами.

Если работник увольняется, не отгуляв свой основной или дополнительный отпуск полностью, в последний день работы ему надо выплатить компенсацию. Отметим, что это касается и людей, работающих по совместительству. Компенсацию за неиспользованный отпуск рассчитывают так же, как и отпускные, то есть исходя из среднего заработка работника (ст. 139 ТК РФ).

Статья 126 ТК РФ позволяет выплатить работнику компенсацию взамен той части отпуска, которая превышает 28 календарных дней. Исключение сделано лишь для беременных женщин, несовершеннолетних сотрудников и работников, занятых на вредных производствах. Эти категории заменить часть отпуска компенсацией не могут.

Чтобы получить компенсацию взамен отпуска, работник должен написать соответствующее заявление с просьбой выдать ему деньги. Руководитель рассматривает это заявление. И если считает возможным, может издать приказ о выплате работнику денежной компенсации за неиспользованные отпуска.

Однако конкретный порядок применения ст. 126 в Трудовом кодексе РФ не прописан. В настоящее время существуют две точки зрения (Письмо Минтруда России от 25 апреля 2002 г. за N 966-10). Первая. Компенсацию можно выплатить, если основной отпуск превысил 28 дней в результате сложения всех неиспользованных отпусков. То есть допустим, человек не был отпуске в 2004 г., а в 2005 г. отдыхал только 14 дней. Всего — 42 дня (28 + 14). Тогда 28 дней ему придется отгулять, а за остальные 14 дней ему выплатят компенсацию. Вторая. Компенсировать можно лишь те дни каждого из неиспользованных ежегодных отпусков, которые превышают 28 календарных дней. В приведенном выше примере таких дней нет. Следовательно, если работнику не положены удлиненный основной или дополнительный отпуска, компенсацию ему не выплатят.

Надо сказать, что сейчас в Госдуме находится законопроект, вносящий изменения в Трудовой кодекс РФ. Он прошел уже три чтения. В обновленной редакции ст. 126 ТК РФ планируется: «При суммировании или переносе отпуска на следующий рабочий год, денежной компенсацией может быть заменена часть каждого ежегодного отпуска, превышающая 28 календарных дней». То есть если воспользоваться приведенным примером, то станет понятно, что таких дней здесь нет. Следовательно, если работнику не положены удлиненный основной или дополнительный отпуска, компенсацию ему не выплатят.

Компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, которые выплачены в соответствии с трудовым законодательством, включаются в состав расходов на оплату труда (п. 8 ст. 255 НК РФ). Значит, такие затраты можно исключить из налогооблагаемых доходов организации при расчете налога на прибыль.

Есть здесь, правда, одно исключение. Оно касается компенсаций, которые выплачивают за дополнительный отпуск, который организация самостоятельно установила своим работникам сверх норм, предусмотренных законодательством. Дело в том, что суммы сверхнормативных отпускных не учитывают при расчете налога на прибыль (п. 24 ст. 270 НК РФ). Соответственно, нельзя учесть при налогообложении и суммы компенсаций по сверхнормативным дополнительным отпускам. То же самое можно сказать и о любых суммах компенсации, которые выплачены в больших размерах, чем это предусмотрено законодательством.

Компенсации за неиспользованный отпуск, которые выплачены взамен части отпуска, также включают в состав расходов на оплату труда. Ведь они начисляются в соответствии с трудовым законодательством. Как и в случае с увольнением, компенсации за самостоятельно установленные организацией дополнительные отпуска не учитывают при расчете налога на прибыль.

С суммы компенсации, которую выплачивают взамен той части отпуска, которая превышает 28 календарных дней, ЕСН заплатить придется. Дело в том, что компенсация за неиспользованный отпуск без увольнения в ст. 238 НК РФ не упомянута. Начислить придется и пенсионные взносы. Ведь как мы уже отмечали, они платятся с той же базы, что и ЕСН.

Другой комментарий к Ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации

Налогоплательщики могут включить в налоговые расходы на оплату труда:

— любые начисления работникам в денежной или натуральной форме;

— стимулирующие начисления и надбавки;

— компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда;

— премии и единовременные поощрительные начисления;

— расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами.

В частности, если в коллективном или трудовом договоре прописана компенсация стоимости проездных билетов, приобретаемых работниками, работа которых носит разъездной характер, и надбавки к заработной плате за особый режим и условия труда, то эти расходы можно учесть при расчете налоговой базы по единому налогу.

Следует отметить, что конкретный состав расходов, учитываемых как расходы на оплату труда, установлен статьей 255 НК.

Следует учесть, что перечень расходов по оплате труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли, предусмотренный статьей 255 НК в составе расходов, изложенном в пунктах 1 — 25 данной статьи, не является исчерпывающим.

«О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» № «113-ФЗ» от 23.04.2018

Перечень расходов на оплату труда, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установленный статьей 255 НК РФ, дополнен расходами на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в т.ч. усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

Указанные расходы будут учитываться в размере фактически произведённых расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории России, но не более 50 тысяч рублей в совокупности за налоговый период на каждого из названных лиц, и не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Федеральный закон вступает в силу 1 января 2019 года

309 23.04.2018

Обзор изменений в налоговом законодательстве

23.04.2018 был подписан пакет законов, которые вносят изменения в действующее налоговое законодательство. Мы изучили новшества, затрагивающие интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и готовы поделиться результатами с вами.

Затраты на отдых работников – в расходы по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 113‑ФЗ [1] внес поправки в ст. 255 НК РФ и зеркальные коррективы в ст. 270 НК РФ.

Перечень расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ расширился еще на один п. 24.2 – на расходы на оплату организацией отдыха работников.

Цель принятия поправок. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132‑ФЗ [2] одними из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности считаются поддержка и развитие внутреннего и социального туризма.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, его цель – государственная поддержка развития туризма в РФ и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых. Главным сдерживающим фактором остается нехватка денежных средств у населения.

Подобные расходы, по сути, являются для работодателей экономически обоснованными, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищенным работникам (многодетным, имеющим малолетних детей и т. п.).

К сведению:

В Российской Федерации из 146 млн населения страны в 2016 году по данным Ростуризма путешествовали по России около 43,7 млн (30%).

Что понимается под отдыхом? Под организацией отдыха для целей исчисления налога на прибыль понимаются услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, заключенным работодателем с туроператором или турагентом:

  • услуги по перевозке туриста по территории РФ воздушным, вод­ным, автомобильным или железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;
  • услуги проживания туриста в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории РФ, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;
  • экскурсионные услуги.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 113‑ФЗ вступает в силу 01.01.2019. Новые положения ст. 255 и 270 НК РФ применяются к договорам о реализации туристского продукта, заключенным начиная с обозначенной даты.

Кому можно будет оплатить отдых? Рассматриваемые услуги для целей включения их в расходы по налогу на прибыль могут быть оказаны как работникам, так и их супругам, родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательных организациях.

Максимальная сумма на отдых. Рассматриваемые расходы учитываются для целей налога на прибыль в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 000 руб. в совокупности за налоговый период на каждого из перечисленных выше граждан.

Но кроме данного ограничения введено еще одно: взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ, и расходы, указанные в п. 24.2 ст. 255 НК РФ, в совокупности не могут превышать 6% от суммы расходов на оплату труда (абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ).

Таким образом, работодатель вправе оплатить отдых своему работнику и членам его семьи в любом размере. Но для целей налога на прибыль он сможет учесть в расходах только суммы, фактически потраченные на оплату отдыха, с учетом приведенных ограничений. До 2019 года подобные расходы в принципе не учитывались при расчете налога на прибыль.

Налоговые преференции для создателей мульфильмов.

Изменения внесены в ст. 149 и 427 НК РФ Федеральным законом от 23.04.2018 № 95‑ФЗ [3] . Документ вступил в силу 04.05.2018 (за исключением отдельных положений).

Цель принятия поправок.

Экономические условия производства анимационных фильмов схожи с условиями функционирования отрасли информационных технологий: 80% в себестоимости анимационного продукта составляют затраты на выплаты физическим лицам, в том числе страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в числе прочих расходов – арендные платежи, расходы на связь, амортизация оборудования). Действующие тарифы страховых взносов значительно увеличивают себестоимость анимационной аудиовизуальной продукции, что приводит к нерентабельности производства национальных анимационных фильмов и существенно снижает инвестиционный потенциал отрасли. Причем с учетом длительного срока производства анимационных фильмов (цикл производства полнометражного анимационного фильма составляет от двух до пяти лет) инвестиции в этот сектор практически отсутствуют. По мнению разработчиков закона, его реализация позволит организациям индустрии анимационного кино снизить себестоимость анимационной аудиовизуальной продукции, а также привлечь высококвалифицированных специалистов из смежных областей, в частности из отрасли информационных технологий.

Пониженные тарифы страховых взносов.

Статья 427 НК РФ дополнена рядом норм, согласно которым пониженные тарифы страховых взносов применяются производителями мультфильмов.

Действие положений ст. 427 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

Кто может применять пониженные тарифы? Согласно внесенным изменениям пониженные тарифы страховых взносов смогут применять российские организации, осуществляющие производство, реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции независимо от вида договора и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции. В данном случае под анимационной аудиовизуальной продукцией понимается фильм, состоящий из специально созданных и двигающихся на экране рисованных или объемно-кукольных образов и объектов, создаваемых в том числе с использованием компьютерной графики (пп. 15 п. 1 ст. 427 НК РФ).

Пониженные тарифы страховых взносов. Для указанных плательщиков страховых взносов в течение 2018 – 2023 годов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования применяются следующие пониженные тарифы страховых взносов (пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ):

  • на обязательное пенсионное страхование – 8%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2%;
  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115‑ФЗ [4] ), – 1,8%;
  • на обязательное медицинское страхование – 4%.

Условия применения пониженных тарифов. Законодатель установил ряд условий для применения пониженных тарифов для вновь созданных организаций и для организаций, не являющихся таковыми (п. 12 ст. 427 НК РФ).

Условия применения пониженных тарифов для вновь созданных организаций следующие:

  • доля доходов от реализации экземпляров анимационной аудиовизуальной продукции, передачи исключительных прав на анимационную аудиовизуальную продукцию, предоставления прав использования анимационной аудиовизуальной продукции по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции (далее – реализации анимационной продукции), а также от поступлений денежных средств в виде субсидий и (или) бюджетных ассигнований в рамках целевого финансирования, полученных из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, предоставляемых на производство, продвижение, прокат и показ анимационной аудиовизуальной продукции (далее – субсидии), по итогам расчетного (отчетного) периода должны составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • должен быть получен документ, подтверждающий нахождение плательщика в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции (далее – реестр). Форма указанного документа будет утверждена Минкультуры;
  • среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период должна составлять не менее семи человек.

Условия применения пониженных тарифов для организаций, не являющихся вновь созданными, следующие:

  • доля доходов от реализации анимационной продукции, а также от поступлений денежных средств в виде субсидий, по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период;
  • должен быть получен документ, подтверждающий нахождение плательщика в реестре;
  • средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Росстатом, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее семи человек.

В рассматриваемых целях сумма доходов определяется в соответствии со ст. 248 НК РФ по данным налогового учета организации, осуществляющей производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.

В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода указанная организация не выполняет хотя бы одно из установленных условий, а также в случае исключения ее из реестра указанная организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям или произошло исключение из данного реестра.

Контроль за соблюдением установленных требований осуществляется в том числе на основании отчетности, представляемой названными организациями в соответствии со ст. 431 НК РФ, – расчета по страховым взносам.

Реестр. Установлены следующие правила ведения реестра (п. 13 ст. 427 НК РФ):

  • рассматриваемый реестр ведется только в целях реализации положений пп. 6 п. 2 ст. 427 НК РФ;
  • реестр ведется Минкультуры в установленном им порядке;
  • информация о нахождении организации в указанном реестре представляется в налоговые органы Минкультуры в электронной форме в порядке, определенном соглашением об информационном обмене. Эта информация передается в налоговые органы не позднее 1‑го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом;
  • перечень документов, необходимых для включения организации в реестр, порядок их представления, а также порядок и основания включения (исключения) указанных организаций в реестр утверждаются Минкультуры.

Освобождение от обложения НДС.

С 01.07.2018 перечень операций, не подлежащих обложению НДС, увеличится: п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен пп. 21.1.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных и (или) возникших при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских прав и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Иными словами, к работам (услугам) по производству кинопродукции, выполняемым организациями кинематографии, реализации прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, не облагаемым НДС, добавлены анимационные фильмы, также получившие удостоверение национального фильма (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Уточнены виды доходов, не облагаемые НДФЛ.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 98‑ФЗ [5] внес в ст. 217 НК РФ ряд уточнений, касающихся как волонтеров, так и других налогоплательщиков.

Федеральный закон от 23.04.2018 № 98‑ФЗ вступил в силу 23.04.2018 (за исключением отдельных положений).

Цель принятия поправок. Разработчики рассматриваемого закона ставили своей целью исключение из налоговой базы добровольцев (волонтеров) по НДФЛ доходов, связанных с осуществлением ими благотворительной деятельности и полученных от организаций в натуральной форме (в виде найма жилого помещения, организации проезда, питания, обеспечения оборудованием).

Действовавшей ранее редакцией п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения НДФЛ выплат, производимых добровольцам (волонтерам) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с федеральными законами от 11.08.1995 № 135‑ФЗ [6] и от 04.12.2007 № 329‑ФЗ [7] .

Иными словами, новшества предусматривают уточнение освобождаемых от обложения НДФЛ доходов волонтеров, обеспечивающих выравнивание условий налогообложения при получении доходов как в случае получения названных доходов в виде возмещения понесенных ими расходов в рамках соответствующей деятельности, так и в случае получения данных доходов в натуральной форме.

Обложение НДФЛ доходов волонтеров. Как уже было сказано, до рассматриваемых изменений действовали п. 3.1 и 3.2 ст. 217 НК РФ. Теперь п. 3.2 признан утратившим силу, а п. 3.1 приведен в новой редакции.

Не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых являются безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 № 135‑ФЗ [8] и иными федеральными законами, которыми установлены особенности привлечения добровольцев (волонтеров):

  • в виде выплат на возмещение расходов добровольцев (волонтеров) на приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, на предоставление помещения во временное пользование, на проезд к месту осуществления благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности и обратно, на питание (за исключением расходов на питание в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ), на уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольцев (волонтеров) либо на страхование их жизни или здоровья, связанные с рисками для жизни или здоровья добровольцев (волонтеров) при осуществлении ими благотворительной, добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • в натуральной форме, полученные по указанным гражданско-правовым договорам на указанные цели.

Данные новшества вступили в силу с 01.05.2018.

Президентские гранты. Статья 217 НК РФ дополнена п. 6.1 и 6.2, согласно которым не облагаются НДФЛ:

  • доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям;
  • доходы в денежной и (или) натуральной формах в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (за исключением стоимости питания в сумме, превышающей размеры суточных, предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ) и предоставления помещения во временное пользование налогоплательщикам, производимой некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям.

Кроме того, уточнения внесены в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ: к средствам целевого финансирования отнесены гранты Президента РФ на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента РФ.

Действие положений п. 6.1 и 6.2 ст. 217 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (в новой редакции) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2018.

О волонтерах. В подпункт 12 п. 3 ст. 149, а также в п. 6 ст. 420 НК РФ внесено новое название Федерального закона от 11.08.1995 № 135‑ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; кроме того, ссылка на ст. 7.1 указанного закона
в п. 6 ст. 420 НК РФ заменена ссылкой на ст. 17.1. Данные коррективы вступают в силу соответственно с 01.07.2018 и с 01.05.2018.

Это связано с тем, что с 01.05.2018 Федеральный закон от 11.08.1995 № 135‑ФЗ действует в редакции Федерального закона от 05.02.2018 № 15‑ФЗ [9] , который сформировал единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства): определен статус добровольческих (волонтерских) организаций, организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольцев (волонтеров), а также закреплены требования, которым должны соответствовать указанные организации и лица.

Принят очередной пакет законов, вносящих изменения в НК РФ:

  • с 2019 года в расходах для целей исчисления налога на прибыль можно будет учитывать расходы на оплату организацией отдыха работников и членов их семей с учетом установленных ограничений;
  • установлены налоговые преференции для создателей мультфильмов в виде пониженных тарифов страховых взносов и освобождения от обложения НДС;
  • уточнены условия освобождения от обложения НДФЛ доходов волонтеров;
  • освобождены от обложения НДФЛ доходы, полученные налогоплательщиком в виде президентских грантов, премий, призов.

[1] «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

[2] «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

[3] «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

[4] «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

[5] «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

[6] «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

[7] «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

[8] «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

[9] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)».