Ст 330 тк рф с комментариями

Оглавление:

Статья 330. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом, а также положениями (уставами) о дисциплине, если такие положения (уставы) о дисциплине установлены федеральными законами.

Комментарий к Ст. 330 ТК РФ

1. На транспорте (морском и железнодорожном, рыбопромысловом флоте, в экипажах судов обеспечения Военно-морского флота) действуют уставы (положения) о дисциплине.

2. Хотя в комментируемой статье говорится о том, что уставы (положения) о дисциплине указанных работников должны устанавливаться федеральными законами, в настоящее время действующие пока документы такого рода утверждены Правительством РФ. В качестве примера можно привести:

— Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311);

— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621 (САПП. 1992. N 9. Ст. 608);

— Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708 (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3695), и др.

3. В отношении работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, уставами (положениями) о дисциплине как предусмотрены дополнительные по сравнению с ТК дисциплинарные взыскания, так и установлены обусловленные спецификой работы некоторые особенности в порядке применения дисциплинарных взысканий (см. также комментарий к ст. 192 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 330 Трудового кодекса

1. На работников, труд которых связан с движением транспортных средств, распространяется как общая дисциплинарная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 192 ТК РФ, так и специальная, предусмотренная в соответствующих Положениях (уставах) о дисциплине.

Новая редакция комментируемой статьи указывает, что уставы и положения о дисциплине работников, труд которых связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральными законами.

Вместе с тем до настоящего времени действуют соответствующие положения о дисциплине труда, принятые Правительством РФ.

Так, Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1993 г., 23 апреля 1996 г., 8 февраля 1999 г.), предусматривает такие дополнительные виды дисциплинарных взысканий, как лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом на срок до 3 месяцев или до одного года с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок в случае совершения им проступка, который создавал угрозу крушения или аварии, жизни и здоровью людей.

2. Дисциплинарное взыскание в виде увольнения может налагаться также за совершение работником грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, нарушение законодательства по охране труда, повлекшее за собой травмирование или гибель людей (см. комментарий к ст. 192 ТК РФ).

Статья 330 ТК РФ. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Ст 330 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 330 ТК РФ:

1. На работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, распространяются статьи о дисциплине труда, содержащиеся в гл. 30 ТК, за исключением тех правил, которые предусматриваются только уставами и положениями о дисциплине (о поощрениях за труд и о мерах дисциплинарной ответственности).

Принятие уставов и положений о дисциплине продиктовано необходимостью строжайшего соблюдения внутреннего трудового распорядка на транспорте, нарушение которого может привести к тяжелейшим последствиям (вплоть до гибели людей). Поэтому к работникам, подпадающим под действие уставов и положений о дисциплине, предъявляются более высокие требования, нежели к другим категориям работников, на которых целиком распространяются правила внутреннего трудового распорядка данной транспортной организации.

2. Под действие уставов и положений о дисциплине главным образом подпадают работники, выполняющие основные, профилирующие работы, связанные с движением транспорта, а также работники центрального аппарата.

Так, действие Устава о дисциплине работников морского транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395 (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2311), распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Минтрансом России с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных органов.

Устав закрепляет обязанности работника и администрации, обеспечивающие на судне необходимую дисциплину труда. Работник морского транспорта, в частности, обязан: содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта; знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции.

Работодатель обязан: обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, соответствующую квалификацию работников морского транспорта; создавать для них необходимые социально-бытовые условия на производстве, а также надлежащий режим труда и отдыха; осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм; проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения; поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта и т.д.

3. Поощрению работников посвящен специальный раздел всех уставов и положений о дисциплине. В нем закрепляются основания поощрения, меры поощрения и порядок их применения.

По Уставу о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708 (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3965), работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества рыбопродукции, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений.

Поощрения применяются руководителем совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом (при наличии такого органа в организации рыбопромыслового комплекса) или по согласованию с ним. Помимо поощрений, указанных в ст. 191 ТК, к работникам рыбопромыслового флота применяются и такие меры поощрения, как занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета, награждение нагрудным знаком. Допускается применять к одному работнику одновременно нескольких мер поощрения. Поощрение осуществляется в следующем порядке:

  • а) капитан судна рыбопромыслового флота Российской Федерации имеет право объявлять благодарность в приказе по судну;
  • б) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может объявлять ему благодарность в приказе, принимать решение о премировании и награждать ценным подарком;
  • в) руководитель, обладающий правом приема на работу данного работника, может совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом награждать этого работника Почетной грамотой, заносить в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета;
  • г) награждение Почетной грамотой федерального органа исполнительной власти по рыболовству, нагрудным знаком, присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий за успехи в работе производится в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.

4. К работникам, несущим дисциплинарную ответственность по уставам и положениям о дисциплине, наряду с общими взысканиями, предусмотренными в ст. 192 ТК, могут применяться и взыскания, содержащиеся в соответствующем уставе и положении.

Уставом о дисциплине работников морского транспорта введено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном служебном соответствии, которое применяется в случаях:

  • а) систематического невыполнения служебных обязанностей и распоряжений руководителя;
  • б) неоднократного совершения дисциплинарных проступков;
  • в) нарушений законов и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиты и сохранения морской среды.

Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации в качестве дисциплинарного взыскания предусмотрено изъятие дипломов у капитана и лиц командного состава рыбопромыслового флота на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) за нарушение трудовой дисциплины, создавшее угрозу безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, загрязнения окружающей среды, а также за грубое нарушение правил ведения промысла.

О дисциплинарных взысканиях, предусмотренных в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, см. п. 3 коммент. к ст. 192.

В уставах и положениях о дисциплине определяются руководители, наделенные властными полномочиями по применению конкретных дисциплинарных взысканий, и порядок применения взысканий. Так, согласно Уставу о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715 (СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3966), руководитель (командир судна, капитан) имеет право: объявлять замечание, выговор, строгий выговор, предупреждать о неполном служебном соответствии. Руководитель (командир соединения кораблей, воинской части), обладающий правом приема на работу, имеет право налагать дисциплинарные взыскания на капитанов и членов экипажей судов в полном объеме. Правами по применению дисциплинарных взысканий обладают также вышестоящие руководители, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Порядок наложения дисциплинарных взысканий может иметь особенности, учитывающие специфику работы транспорта. Например, дисциплинарное взыскание по общему правилу нельзя налагать позднее 6 месяцев со дня совершения проступка. Уставом о дисциплине работников морского транспорта для членов экипажей судов дальнего плавания этот срок увеличен до года.

Общим правилом является применение дисциплинарного взыскания не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников (ст. 193 ТК).

Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта (ч. 1 п. 26) в месячный срок для применения дисциплинарного взыскания, кроме того, не засчитывалось время нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах, а также время использования работником суммированных дней отдыха. Поскольку указанные обстоятельства не поименованы в законе как влекущие прерывание течения месячного срока для применения дисциплинарного взыскания, решением Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N ГКПИ2002-375 требования ч. 1 п. 26 Положения в этой части признаны незаконными (СПС «КонсультантПлюс»).

В Уставе о дисциплине работников рыбопромыслового флота установлена особая процедура предоставления работникам прежней должности после снятия или истечения срока действия отдельных дисциплинарных взысканий. Так, работнику, у которого изъят диплом капитана или лица командного состава рыбопромыслового флота Российской Федерации, может быть предложена прежняя должность только после проверки в установленном порядке его профессиональных знаний (п. 28 Устава).

Согласно абз. 1 п. 29 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта снятие или истечение срока действия дисциплинарных взысканий не влечет за собой восстановления в должности работников, на которых наложены дисциплинарные взыскания в виде освобождения от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда, а также в виде увольнения за совершение грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества, неисполнению служебных обязанностей по обслуживанию пассажиров.

Однако ввиду того что дисциплинарные взыскания, указанные в абз. 1 п. 29 Положения, утратили силу вследствие отмены решениями Верховного Суда РФ от 24 мая 2002 г. N ГКПИ2002-375 и от 28 октября 2002 г. N ГКПИ2002-1100 п. 15 Положения, в котором они были предусмотрены, Верховный Суд РФ своим решением от 7 июля 2003 г., вступившим в силу 18 сентября 2003 г., признал недействующим абз. 3 п. 29 указанного Положения, обязывавший работника перед восстановлением на работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, выдержать установленные испытания. В этом же абзаце предусматривалось, что в случае, если работник дважды не выдержит испытания, он переводится с его согласия на другую работу, а при отказе от перевода может быть уволен в соответствии с п. 2 ст. 33 КЗоТ. Испытания не проводились, если перерыв в работе, связанной с движением поездов и маневровой работой, не превышал 3 месяцев (РГ. 2003. N 260).

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, могут быть обжалованы в порядке и сроки, установленные законодательством о труде.

Комментарии к СТ 330 ТК РФ

Статья 330 ТК РФ. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

1. Необходимость обеспечения безопасности на транспорте обусловливает установление особых требований, касающихся дисциплины труда работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств. На указанных работников распространяются общие правила о дисциплине труда, предусмотренные в гл. 30 ТК РФ, а также ряд особых требований, установленных в уставах и положениях о дисциплине.

2. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621.

Устав о дисциплине работников морского транспорта утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 395.

Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.09.2000 N 708.

Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота утвержден Постановлением Правительства РФ от 22.09.2000 N 715.

3. Большое значение придается стимулированию неукоснительного соблюдения работниками транспорта дисциплины труда, поэтому один из разделов всех указанных уставов (положений) о дисциплине посвящен поощрениям. Например, в п. 8 Устава о дисциплине работников морского транспорта предусмотрено, что поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе.

Согласно п. 9 указанного нормативного правового акта к работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения:

а) объявление благодарности (в устной или письменной форме);

б) выдача премии;

в) награждение ценным подарком;

г) награждение почетной грамотой;

д) занесение в Книгу почета, на Доску почета;

е) присвоение звания лучшего работника по профессии;

ж) награждение Почетной грамотой Министерства транспорта Российской Федерации;

з) награждение знаками «Почетному работнику морского флота», «Почетному полярнику».

4. При применении действующих сегодня уставов и положений о дисциплине работников транспорта необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 190 ТК уставы и положения о дисциплине должны устанавливаться федеральными законами, т.е. иные виды дисциплинарных взысканий для работников транспорта, а также дополнительные основания увольнения этих работников могут быть установлены только на законодательном уровне. Действующие же в настоящее время уставы и положения о дисциплине работников транспорта утверждены постановлениями Правительства РФ и согласно ст. 423 ТК должны применяться исключительно в части, не противоречащей ТК РФ.

5. Верховным Судом РФ были признаны недействующими отдельные пункты Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации. Так, решением ВС РФ от 24.05.2002 N ГКПИ2002-375 были признаны незаконными ч. 3 п. 14, подп. «б», «в» ч. 1 и ч. 3 п. 15; п. 17; ч. 1 п. 26 указанного Положения. Определением ВС РФ от 03.10.2002 N КАС02-528 данное решение оставлено без изменения.

Подпункт «а» ч. 1 п. 15 и п. 16 указанного Положения признаны незаконными решением ВС РФ от 28.10.2002 N ГКПИ2002-1100. Определением ВС РФ от 06.02.2003 N КАС03-23 данное решение оставлено без изменения.

Пункт 18 Положения признан противоречащим закону и недействующим Постановлением Президиума ВС РФ от 03.07.2002 N 256пв-01.

Абзац 3 п. 29 Положения признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу (решение ВС РФ от 07.07.2003 N ГКПИ03-624). Определением ВС РФ от 18.09.2003 N КАС03-414 указанное решение оставлено без изменения.

Статья 330 ТК РФ. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Текущая редакция ст. 330 ТК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами .

Комментарий к статье 330 ТК РФ

Комментируемая статья закрепляет круг нормативных источников, регулирующих дисциплину работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Это не только ТК РФ, но и положения (уставы) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Действующие на сегодняшний день дисциплинарные уставы, распространяющиеся на работников транспорта, утверждены постановлениями Правительства РФ еще до вступления в силу комментируемого кодекса и устанавливают дополнительные требования к работникам, меры поощрения, а также возможность применения иных видов дисциплинарных взысканий, кроме установленных ТК РФ, например:
— Устав о дисциплине работников морского транспорта, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года N 395;
— Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 года N 708;
— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 года N 621.

Данные документы применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

Так, Решением Верховного Суда РФ от 28 октября 2002 года N ГКПИ2002-1100 правомерно были признаны незаконными пп.»а» ч.1 п.15 и п.16 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ, устанавливавшие дополнительные виды дисциплинарного взыскания по сравнению с ТК РФ. ВС РФ указал, что это противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. Несмотря на то, что нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, по общему правилу действительны до введения в действие соответствующих федеральных законов, они не могут противоречить ТК РФ, а в части, не соответствующей его положениям, — не действуют (см. определение Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 года N КАС03-23).

Консультации и комментарии юристов по ст 330 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 330 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 330. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке

СТ 330 ГПК РФ

1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

2. Неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

3. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

4. Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются:

1) рассмотрение дела судом в незаконном составе;

2) рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

3) нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство;

4) принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

5) решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

6) отсутствие в деле протокола судебного заседания;

7) нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.

5. При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

6. Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.

Комментарий к Статье 330 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья устанавливает основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Решение суда в апелляционном порядке может быть отменено или изменено в случае:

— неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела;

— недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

— несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

— нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права (ч. 1).

При этом согласно положениям ч. 2 комментируемой статьи неправильным применением норм материального права являются неприменение закона, подлежащего применению; применение закона, не подлежащего применению; неправильное истолкование закона.

В силу ч. 3 комментируемой статьи 330 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене в любом случае, если дело рассмотрено:

— судом в незаконном составе;

— в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания;

— с нарушением правил о языке, на котором ведется судебное производство;

— с принятием судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле;

— с вынесением решения суда, которое не подписано судьей или кем-либо из судей, либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело;

— с отсутствием в деле протокола судебного заседания;

— с нарушением правил о тайне совещания судей при принятии решения.

В указанных ч. 4 комментируемой статьи случаях суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей осуществления производства в суде апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям (ч. 6).

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» разъяснил, что если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (ч. 2 ст. 56 ГПК РФ) (п. 29).

Характер допущенных судом первой инстанции нарушений (формальный или неформальный) определяется судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления.

К формальным нарушениям не могут быть отнесены нарушения норм процессуального права, предусмотренные п. п. 1 — 3 ч. 1 и ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, а также такое нарушение или неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права, которое привело или могло привести к принятию неправильного решения суда (ч. 3 ст. 330 ГПК РФ), что устанавливается судом апелляционной инстанции в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела и содержания доводов апелляционных жалобы, представления (п. 39) .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 9.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 72 Постановления от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», заявление ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (ч. 5 ст. 330, ст. 387 ГПК РФ, ч. 6.1 ст. 268, ч. 1 ст. 286 АПК РФ).

Если уменьшение неустойки допускается по инициативе суда, то вопрос о таком уменьшении может быть также поставлен на обсуждение сторон судом апелляционной инстанции, независимо от перехода им к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (ч. ч. 1 и 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 270 АПК РФ) .
———————————
Российская газета. 2016. N 70.

Статья 330. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Комментарий к статье 330 Трудового Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» дисциплина работников железнодорожного транспорта общего пользования регулируется трудовым законодательством и утверждаемым федеральным законом Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования.

2. Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. N 708. Устав определяет обязанности работников рыбопромыслового флота РФ по соблюдению дисциплины, обеспечению безопасности мореплавания, сохранности имущества на море, предотвращению ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защите и сохранению окружающей среды.

Действие Устава распространяется на членов экипажей судов рыбопромыслового флота РФ всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом РФ, а также на других работников рыбопромыслового комплекса, включаемых в перечень, утверждаемый федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.

1) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, названный Устав, Устав службы на судах рыбопромыслового флота РФ и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

2) содействовать обеспечению безопасности мореплавания, ведения промысла, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, своевременному и качественному техническому обслуживанию судов, портового и иного оборудования, технических средств рыбопромыслового флота РФ;

3) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды, нормы производственной санитарии и гигиены труда и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции;

4) проходить подготовку, переподготовку и проверку знания правил, норм и инструкций, относящихся к его трудовой деятельности;

5) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

6) не оставлять самовольно свое рабочее место;

7) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна рыбопромыслового флота РФ, коллективе организации рыбопромыслового комплекса;

8) выполнять иные требования, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами РФ.

1) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию членов экипажей судов рыбопромыслового флота РФ и других работников, на которых распространяется действие Устава, создавать для них необходимые социально-бытовые условия на производстве, а также надлежащий режим труда и отдыха;

2) организовать трудовую деятельность работников в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

3) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам несения службы на судах рыбопромыслового флота РФ, безопасности мореплавания, ведения промысла, технического обслуживания и ремонта указанных судов, береговых объектов, оборудования и механизмов, охраны, безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, охраны окружающей среды, а также относящихся к трудовой деятельности работников правил, норм и инструкций;

4) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину, поощрять работников, отличившихся при выполнении служебных обязанностей;

5) воспитывать у работников добросовестное отношение к труду, поощрять инициативу и творческую активность, содействовать их участию в выявлении и устранении недостатков;

6) обеспечивать в установленном порядке расследование несчастных случаев на производстве и причин профессиональных заболеваний;

7) осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Работники поощряются за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества рыбопродукции, другие достижения в работе, бережное отношение к вверенному имуществу, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений.

К работникам применяются следующие виды поощрения: объявление благодарности (в устной или письменной форме); выдача премии; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, Книгу истории корабля и на Доску почета; присвоение звания лучшего работника по профессии; награждение нагрудным знаком.

Допускается применение к 1 работнику одновременно нескольких видов поощрения.

За особые трудовые заслуги работники в установленном порядке представляются к награждению государственными наградами РФ и присвоению почетных званий.

Дисциплинарным проступком считается нарушение работником трудовой дисциплины на борту судна рыбопромыслового флота РФ, в служебных помещениях и на территории организации рыбопромыслового комплекса.

За совершение дисциплинарного проступка на работника налагаются следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота РФ на срок до 3 лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности) в соответствии с законодательством РФ; увольнение.

За каждый дисциплинарный проступок на работника может быть наложено только 1 дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения налагается на работника за:

1) систематическое неисполнение без уважительных причин предусмотренных Уставом о дисциплине обязанностей, если на работника ранее налагались дисциплинарные взыскания;

2) прогул (в том числе отсутствие на работе более 3 ч. в течение рабочего дня) без уважительных причин;

3) появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

4) грубое нарушение трудового законодательства и законодательства об охране труда, повлекшее за собой несчастный случай с тяжелым исходом или гибель людей;

5) грубое нарушение дисциплины, угрожающее безопасности мореплавания или создающее опасность для жизни и здоровья людей;

6) нарушение таможенных правил;

7) грубое нарушение правил ведения промысла.

Перечень грубых нарушений дисциплины, угрожающих безопасности мореплавания, жизни и здоровью людей на море, правил ведения промысла и перечень категорий работников, увольняемых за эти проступки без предварительного согласия профкома, утверждаются федеральным органом исполнительной власти по рыболовству.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 мес. со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, нахождения его в плавании, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха. В случае ведения компетентным органом служебного расследования, передачи материала в органы дознания или проведения предварительного следствия дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 мес. со дня вынесения заключения по результатам служебного расследования, отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 мес. (для работников, находившихся в плавании более 5 мес., — позднее 1 года) со дня совершения проступка.

Работнику, у которого изъят диплом капитана или лица командного состава рыбопромыслового флота РФ, может быть предоставлена прежняя должность только после проверки в установленном порядке его профессиональных знаний.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, которые установлены трудовым законодательством.

3. Устав о дисциплине работников морского транспорта утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 395. Устав определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

Действие Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом РФ и занятых в торговом мореплавании, за исключением членов экипажей судов рыбопромыслового флота, а также на других работников морского транспорта, включенных в перечень, утверждаемый Минтрансом России с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Работник морского транспорта обязан:

1) соблюдать трудовую и производственную дисциплину, названный Устав, Устав службы на морских судах и выполнять обязанности, предусмотренные трудовым договором (контрактом);

2) содействовать обеспечению безопасности плавания судов, защиты и сохранения окружающей среды, поддержанию порядка на судах, предотвращению причинения вреда судам, находящимся на них людям и грузам, а также обеспечению безопасности и сохранности технических средств, оборудования и другого имущества морского транспорта;

3) знать и неуклонно соблюдать установленные технологические регламенты и процессы выполнения работ, должностные и производственные инструкции, а также нормы и правила по охране труда, безопасному ведению работ, технической эксплуатации и ремонту оборудования, производственной санитарии и гигиене труда, пожарной безопасности, защите и сохранению окружающей среды и иные относящиеся к его трудовой деятельности нормы, правила и инструкции;

4) проходить соответствующую подготовку, переподготовку и проверку знаний относящихся к его трудовой деятельности правил, норм и инструкций;

5) соблюдать установленный порядок хранения служебных документов, проявлять бдительность, строго хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, не разглашать сведения конфиденциального характера;

6) не оставлять самовольно свое рабочее место;

7) проявлять заботу и внимание к пассажирам морского транспорта, обеспечивать высокое качество их обслуживания;

8) содействовать соблюдению трудовой дисциплины в экипаже судна, коллективе организации морского транспорта;

9) знать Устав и точно выполнять его требования;

10) выполнять иные требования, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

1) обеспечивать подбор, подготовку и переподготовку, а также соответствующую квалификацию работников морского транспорта, создание для них необходимых социально-бытовых условий на производстве, а также надлежащего режима труда и отдыха;

2) организовывать трудовую деятельность работников морского транспорта в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ по безопасности мореплавания, защите и сохранению окружающей среды, охране труда и иными актами, регламентирующими выполнение работ;

3) осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам несения службы на судах, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта оборудования, устройств и механизмов, транспортных средств и береговых объектов морского транспорта, защиты и сохранения окружающей среды, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности и иных относящихся к трудовой деятельности работников морского транспорта правил и норм;

4) проводить расследование аварий, аварийных происшествий и несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и принимать меры к устранению причин их возникновения;

5) обеспечивать надлежащую трудовую и производственную дисциплину;

6) поощрять инициативу и творческую активность работников морского транспорта;

7) осуществлять иные полномочия и нести ответственность согласно законодательству РФ.

Работники морского транспорта, для которых установлено ношение форменной одежды и знаков различия, при исполнении трудовых обязанностей должны быть одеты по форме, если для них не установлена специальная производственная одежда.

Поощрение применяется к работникам морского транспорта за добросовестное выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, разумную инициативу и творческую активность, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, продолжительную и безупречную работу, выполнение отдельных поручений и другие достижения в работе.

К работникам морского транспорта применяются следующие виды поощрения: объявление благодарности (в устной или письменной форме); выдача премии; награждение ценным подарком; награждение Почетной грамотой; занесение в Книгу почета, на Доску почета; присвоение звания лучшего работника по профессии; награждение Почетной грамотой Министерства транспорта РФ; награждение знаками «Почетному работнику морского флота», «Почетному полярнику».

Допускается соединение нескольких видов поощрения, а также другие виды поощрения, предусмотренные в соответствующей организации морского транспорта.

За особые трудовые заслуги работники морского транспорта представляются в установленном порядке к награждению государственными наградами РФ и присвоению почетных званий.

Дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины на борту судна, в служебных помещениях и на территории организаций морского транспорта.

За совершение дисциплинарного проступка к работнику могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

За каждый дисциплинарный проступок на работника морского транспорта может быть наложено только 1 дисциплинарное взыскание.

Руководитель обязан до применения дисциплинарного взыскания к работнику морского транспорта лично всесторонне и объективно разобраться в причинах и мотивах дисциплинарного проступка и затребовать от работника, совершившего дисциплинарный проступок, письменное объяснение. Отказ от дачи письменного объяснения не освобождает виновного работника от привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарное взыскание налагается не позднее 1 мес. со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания в отпуске или времени использования суммированных дней отдыха.

Во всех случаях дисциплинарное взыскание не может налагаться позднее 6 мес. (для членов экипажей судов дальнего плавания — 1 года) со дня совершения проступка. В этот срок не включается время производства по уголовному делу.

Дисциплинарные взыскания, предусмотренные Уставом, могут быть обжалованы в порядке и сроки, которые установлены трудовым законодательством РФ.

4. Устав о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 2000 г. N 715. Устав определяет обязанности членов экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота по соблюдению дисциплины в целях обеспечения безопасности плавания, сохранности судов и перевозимого воинского груза, защиты окружающей среды, а также устанавливает права руководителей по применению поощрений и дисциплинарных взысканий к гражданскому персоналу судов.

Действие Устава распространяется на гражданский персонал, работающий на судах обеспечения других видов Вооруженных Сил РФ независимо от предназначения (класса) и подчиненности этих судов, а также на руководителей (командиров и капитанов судов, командиров соединений кораблей и воинских частей).

Обязанности членов экипажей судов по поддержанию дисциплины заключаются в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относящимися к соответствующей сфере деятельности, в выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных названным Уставом, Уставом службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота и трудовым договором (контрактом).

5. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1993 г. N 1032 действие данного Положения распространено на работников метрополитенов (за исключением п. 3, подп. «ж» п. 9, подп. «г» и последнего абзаца п. 11, п. 20 и абзацев первого, второго, третьего, четвертого и пятого п. 21).

Положение распространяется на всех работников предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, за исключением работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте, сельского хозяйства, медико-санитарных учреждений, учебных заведений, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, библиотек, методических кабинетов, культурно-просветительных, спортивных и детских учреждений, пансионатов и домов отдыха.

1) обеспечивать безопасность движения поездов и маневровой работы, своевременную доставку грузов и пассажиров, соблюдать график движения поездов, сокращать простои подвижного состава;

2) беречь технические средства железнодорожного транспорта (локомотивы, вагоны, пути, средства связи и др.), а также оборудование, материалы и объекты железнодорожного транспорта, обеспечивать сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, принимать меры к предупреждению и пресечению случаев их хищения;

3) выполнять правила и нормы по охране труда, технике безопасности и охране окружающей природной среды;

4) проявлять заботу о пассажирах, обеспечивая высокую культуру их обслуживания;

5) знать и выполнять требования Положения.

1) правильно организовывать работу подчиненных, четко отдавать приказы и указания и проверять их точное и своевременное исполнение, уделяя особое внимание вопросам организации безопасности движения поездов и маневровой работы, обеспечивать внедрение научной организации труда и управления;

2) обеспечивать соблюдение режима экономии, соблюдение финансовой дисциплины и выполнение договорных обязательств, рациональное и эффективное использование материальных ресурсов, сохранность перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их утрате, порче и хищению;

3) уделять внимание повышению уровня государственной и трудовой дисциплины, добиваться сокращения потерь рабочего времени и текучести кадров, поощрять отличившихся по службе работников и строго взыскивать с нарушителей дисциплины, быть чутким к людям, их нуждам и запросам;

4) подавать пример добросовестного отношения к выполнению служебного долга, а также достойного поведения как на службе, так и вне ее.

Комментарий к главе 52

Особенности правового регулирования труда педагогических работников установлены в следующих правовых актах:

Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. N 1340-р;

Федеральная целевая программа развития образования на 2006 — 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803;

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. N 42-В04-5 (Время работы депутата на выборной должности засчитывалось в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность, и в специальный педагогический стаж);

Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2006 г. N 548 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя».