Ст 30 федерального закона от 05042018 44-фз

Оглавление:

Статья 30 44-ФЗ — Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

8. В случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Капитальный ремонт МБДОУ «Детский сад №1 «Теремок» с. Золотое Поле Кировского РК»

№ 0175200000418000237, 11.05.2018 17:23 (мск)

44-ФЗ, Электронный аукцион

  •  ДА Капремонт (.doc)
  •  3. Требования к используемым товарам при производстве работ. (.docx)
  •  ведомость рес кап05042018 (.pdf)
  •  Детсад кап (.rar)
  •  ОВ ВК (3) (.rar)
  •  ДА Капремонт (.doc)
  •  3. Требования к используемым товарам при производстве работ. (.docx)
  •  ведомость рес кап05042018 (.pdf)
  •  Детсад кап (.rar)
  •  ОВ ВК (3) (.rar)
  •  пол.закл.на кап.рем.211012017 (.pdf)
  •  сводный сметный расчет кап 11052018 (.pdf)
  •  лок смет кап05042018 (.pdf)

Чтобы смотреть документы в системе, даже когда
zakupki.gov.ru не работает, нужно оплатить систему.

ИНН 9108117593 КПП 910801001

Капитальный ремонт МБДОУ «Детский сада №1 «Теремок» с.Золотое поле Кировского района РК

ОКПД2 41.20.40.900 Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки

21386630 усл ед

  1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
  2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ
  3. Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ)
  4. Требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ)

Электронный аукцион признан несостоявшимся:

По результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем или о соответствии указанным требованиям только одной второй части заявки на участие в нем (ч.13 ст.69 44-ФЗ)

Право граждан на регистрацию права собственности

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок

У многих граждан, получивших в недалеком прошлом земельные участки для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, отсутствовали документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества.

Для решения указанной проблемы был принят Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», которым были внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997г. №122-ФЗ (далее Закон о регистрации).

Особенности государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Закона о регистрации.

Основаниями для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок являются следующие документы:

  • акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
  • выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
  • иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный земельный участок не допускается.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с п. 7 ст. 25.2 Закона о регистрации. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:

  • свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
  • один из документов, предусмотренных п. 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Подробную информацию, по вопросу проведения государственной регистрации права на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства можно получить в Октябрьском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, по адресу: Ростовская область, Октябрьский район, п. Каменоломни, ул. 40 лет Октября, 84, кб. №2.

Заместитель начальника Октябрьского отдела — Е.В. Макарова

Если регистрацию права собственности на имущество физлица заявляет госорган, то госпошлину уплачивает гражданин

Минфин России разъяснил, что в случае обращения уполномоченного исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления от имени физлица в органы Росреестра с заявлением о госрегистрации права на недвижимое имущество физлица, (земельный участок), право на которое у него возникло до 31 января 1998 года, обязанность по уплате госпошлины возлагается на физлицо, в отношении которого совершаются регистрационные действия (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 мая 2017 г. № 03-05-04-03/32309).

Напомним, что исполнительные органы госвласти и органы местного самоуправления вправе обеспечивать проведение кадастровых работ, государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также находящиеся на таких земельных участках объекты капитального строительства (ст. 12 Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»; далее – Закон № 93-ФЗ).

Как быстро и правильно рассчитать пошлину? Воспользуйтесь нашим сервисом «Калькулятор расчета госпошлины» !

Такие органы госвласти, в частности, подают от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для осуществления такой госрегистрации документы в Росреестр и передают их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая госрегистрация.

В то же время права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их госрегистрации в ЕГРН (ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; далее – закон № 218-ФЗ).

Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.

При этом за госрегистрацию прав взимается госпошлина (ст. 17 Закона № 218-ФЗ). Плательщиками госпошлины признаются организации и физлица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса).

Вместе с тем с 1 января 2017 года уплата сбора, в частности, госпошлины, за плательщика сбора может осуществляться иным лицом, в том числе представителем плательщика сбора (п. 1, 8 ст. 45 НК РФ).

В случае обращения уполномоченного исполнительного органа госвласти или органа местного самоуправления от имени физлица в органы Росреестра с заявлением о госрегистрации права на недвижимое имущество физлица, указанные органы являются законными представителями лица, в отношении которого совершается госрегистрация права собственности на недвижимое имущество, в частности, на земельный участок.

Таким образом, обязанность по уплате госпошлины за госрегистрацию права собственности физлица на недвижимое имущество (земельный участок), право на которое у него возникло до 31 января 1998 года (дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ), возлагается на физлицо, в отношении которого совершаются регистрационные действия.

Размер госпошлины за госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Регистрация права собственности

Любой субъект (и физическое, и юридическое лицо) вправе иметь в собственности имущество — то есть владеть, пользоваться и распоряжаться им. Это положение закреплено нормами Конституции РФ.

В процессе гражданских отношений, связанных с правом собственности, часто возникают споры и конфликты, требующие урегулирования в рамках действующего законодательства.

В этой статье мы расскажем о том, как правильно оформить право собственности на имущество, чтобы избежать различного рода трудностей в будущем.

Как зарегистрировать право собственности?

Для того, чтобы осуществить государственную регистрацию права собственности на какой-либо объект недвижимости, нужно обратиться в соответствующий государственный орган и написать заявление и приложить к нему установленный законом перечень документов.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. №218-ФЗ (далее — Закон №218-ФЗ), главной задачей которого является объединение систем учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.

Новый закон предусматривает несколько способов оказания госуслуг:

  • при личном обращении заявителя в подразделение Росреестра или МФЦ;
  • в электронном виде — на официальных сайтах данных учреждений, портале госуслуг.

Кроме того, получить готовые документы теперь можно в любое удобное время с помощью курьерской доставки.

Для того, чтобы воспользоваться услугами курьера, нужно сделать соответствующую пометку в заявлении.

При этом сама процедура государственной регистрации права на объекты недвижимости не усложнилась и осуществляется практически в том же порядке, что и раньше. Однако появились некоторые нововведения.

Теперь у граждан есть возможность подачи одного общего заявления и на регистрацию права собственности, и на постановку объекта на кадастровый учет (если речь идет об одном и том же объекте недвижимости). В таком случае оба действия будут выполнены одновременно.

Поясним ситуацию на примере. До 2017 г. для продажи части земельного надела нужно было либо продать долю в праве на него, либо сначала официально выделить часть из своего участка и уже после постановки ее на кадастровый учет и внесения соответствующих изменений в реестр прав на недвижимость продавать образовавшийся надел. Сейчас вся процедура упрощена: достаточно лишь выделить определенную часть земельного надела (путем межевания), после чего можно подавать документы на регистрацию перехода права и постановки на кадастровый учет.

С введением Закона №218-ФЗ несколько изменилась процедура подачи документов для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет. Заявление в отношении созданного (построенного) объекта недвижимости может подать только собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором он расположен.

Согласно новому закону, осуществлять кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее может только Росреестр.

Перечень документов для регистрации права собственности

Точный список документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимое имущество, в каждой конкретной ситуации будет различаться. Следующие бумаги потребуются в любом случае:

  • заявление;
  • документ-основание перехода права собственности на объект недвижимости (договор купли-продажи, дарения, завещание, решение суда и др.);
  • в случае подачи бумаг представителем заявителя — нотариально оформленная доверенность;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Перечень и форма необходимых для представления в регистрирующий орган бумаг зависит от вида и субъектов сделки. Подробную информацию по этому вопросу можно найти на официальном сайте Росреестра.

Куда подавать документы на регистрацию?

Заявление и все необходимые документы передаются на госрегистрацию в Росреестр одним из трех способов:

  • при личном обращении в территориальный орган Росреестра, МФЦ, на выездном приеме специалиста;
  • по почте — заказным письмом в адрес подразделения Росреестра;
  • в формате электронных документов — через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Сроки регистрации права собственности

В зависимости от вида сделки и способа подачи документов сроки регистрации права собственности на объекты недвижимости составляют:

  • на основании договора купли-продажи, дарения, выделения долей, обмена — не более 7 рабочих дней;
  • ипотека, залог с использованием кредитных средств и договора купли-продажи — не более 5 рабочих дней;
  • на основании договора, удостоверенного нотариусом, — не более 3 рабочих дней;
  • на основании договора и заявления, поданных в электронном виде, — 1 рабочий день, следующий за днем подачи заявления.

В случае, если вы подаете бумаги через МФЦ, указанные сроки продлеваются на 2 рабочих дня, которые занимает пересылка документов в Росреестр и обратно.

Размер госпошлины

Сумма государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимое имущество составляет 2 000 рублей — для частных граждан и 22 000 рублей — для юридических лиц.

Приостановление государственной регистрации права

В некоторых случаях Росреестр может приостановить регистрацию права собственности на объект недвижимости.

Законодатель устанавливает исчерпывающий перечень оснований для подобной процедуры. Они содержатся в п. 1 ст. 26 Закона №218-ФЗ и касаются как первичного, так и вторичного рынка.
Самыми распространенными причинами, по которым госрегистрация может быть приостановлена, являются:

  • выявление противоречий между заявленными и уже зарегистрированными правами;
  • в уполномоченный орган не были представлены все необходимые документы, они не являются подлинными либо содержат недостоверные сведения;
  • форма и содержание представленных бумаг не соответствуют законодательным требованиям;
  • регистратор не получил информацию, которую он запрашивал по межведомственным каналам для целей регистрации;
  • в отношении объекта недвижимости, являющегося предметом ипотеки, ведется судебный спор;
  • на объект наложен арест или запрет на совершение определенных действий (например, запрет на отчуждение);
  • выявление несоответствий между сведениями из представленных на регистрацию документов и сведениями из единого реестра недвижимости (например, не совпадает площадь квартиры ).

Чтобы оповестить заявителя о том, что регистрацию его права собственности приостановили, Росреестр обязан направить ему соответствующее уведомление с указанием всех причин (п. 5 ст. 29 Закона № 218-ФЗ).

Сроки приостановления государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество прописаны в ст. 26 Закона № 218-ФЗ. По общему правилу, такой период составляет не более 3 месяцев, но в некоторых случаях устанавливаются иные сроки:

  • если регистратор не получил ответа на запрос, сделанный им по межведомственным каналам, — не более 1 месяца;
  • на основании ходатайства заявителя — не более 6 месяцев;
  • в случае продажи доли в праве собственности на недвижимость — не более 1 месяца с момента извещения продавцом остальных совладельцев;
  • в случае судебного спора срок задержки в регистрации прав будет длиться без ограничения времени до его разрешения судом.

По истечения сроков приостановки регистрация либо будет возобновлена, либо в ней откажут.

Отказ в государственной регистрации

Отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости может произойти лишь после ее приостановки и только в том случае, если причины этой приостановки не были устранены в установленный срок (ст. 27 Закона №218-ФЗ).

При отказе в регистрации права собственности государственная пошлина не возвращается.

Незаконная регистрация права собственности и ее последствия

Признание регистрации права собственности неправомерной влечет за собой ее отмену.

Подобная ситуация может произойти из-за выявления нарушений, допущенных в процессе госрегистрации:

  • процедура проведена в отношении объекта, не требующего регистрации или не имеющего на это оснований;
  • заявителем выступает лицо, не имеющее правового основания на такие действия;
  • несоответствие пакета представленных бумаг установленным требованиям;
  • отсутствие одного или нескольких необходимых документов;
  • некорректное оформление заявления на регистрацию права собственности;
  • отсутствие оснований для регистрации права собственности в соответствии с указанными в правоустанавливающем документе данными;
  • неверно оформленный правоустанавливающий документ;
  • право собственности на данный объект уже оформлено другим лицом;
  • сокрытие обременения недвижимого объекта.

Любая из перечисленных выше причин может стать основанием для обращения заинтересованного лица в суд с иском.

Тема 4. ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ

4.3. Государственная регистрация прав на жилые помещения

Жилые помещения как объекты права собственности имеют специфический правовой режим. Особая социальная значимость жилья обусловила строго целевое назначение данного объекта недвижимости. Этот принцип закреплён в норме ст. 288 ГК РФ, согласно которой жилые помещения предназначены для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению ими должно производится в соответствии с целевым назначением этих объектов недвижимости.

По вопросу регистрации недвижимости, в том числе жилья, следует иметь в виду следующее. Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе на жилые помещения, их возникновение, переход, ограничение и прекращение подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Регистрации подлежат следующие права на жилые помещения: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, а также ограничения (обременения) прав, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Законом о государственной регистрации прав предусмотрено, что регистрация недвижимости должна осуществляться государственными учреждениями.

Следует отличать государственную регистрацию недвижимости от государственного учёта жилищного фонда. В соответствии со ст. 19 ЖК РФ государственный учёт жилищного фонда осуществляется по единой для Российской Федерации системе в порядке, установленном Правительством РФ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской федерации по установленной системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него. В том числе: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, — с другой.

Государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

— приём документов, необходимых для государственной регистрации прав, регистрация таких документов с обязательным приложением документов об оплате регистрации;

— правовая экспертиза и проверка законности сделки;

— установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

— совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведённой государственной регистрации прав.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение0 регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о заинтересованном ограничении (обременении).

Регистрация ограничений (обременений) права, ипотеки, аренды или иной сделки с объектом недвижимого имущества возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации.

Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, стороны (сторон) договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.

В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подаётся лицом, в отношении которого приняты указанные акты.

В случае если прав возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения (и это удостоверение не является обязательным для данного вида сделки), заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). При уклонении одной из сторон от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны. Убытки, возникшие в результате приостановления государственной регистрации прав, несет уклоняющаяся сторона.

В случае если права возникли на основании договоров (сделок), не требующих обязательного нотариального удостоверения, но нотариально удостоверенных по желанию одной стороны, заявление о государственной регистрации прав подаёт одна из сторон договора или сделки.

В случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, от их имени вправе выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для её проведения. Вместе с заявлением о государственной регистрации прав и документами о правах на недвижимое имущество предъявляется документ об оплате регистрации. Физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица – учредительные документы юридического лица, а также документ, удостоверяющий его личность, и документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени данного юридического лица.

Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав, является план земельного участка, участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется учреждением юстиции при регистрации прав.

Регистрационные действия начинаются с момента приёма указанных документов. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определённой порядком приёма документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия – наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Единый государственный реестр прав.

Оформление прав граждан на недвижимость в упрощенном порядке и проблемы дачной амнистии

30 июня 2006 г. был принят Федеральный закон № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известный как Закон «О дачной амнистии») . Он вступил в силу с 1 сентября 2006 г.

Данный закон был призван облегчить процедуру регистрации прав граждан на принадлежащие им, но не оформленные надлежащим образом объекты недвижимости (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства) и сделок с данными объектами. Предполагалось, что реализация «дачной амнистии» позволит 40 млн. российских граждан в кратчайшие сроки узаконить свои права на возведенные на земельных участках постройки, вовлечет в гражданский оборот легализованные объекты недвижимого имущества, повысит доходную часть местных бюджетов за счет роста имущества физических лиц.

Правовые положения Закона «О дачной амнистии» установили упрощенный порядок оформления и регистрации прав в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся предметом регулирования Закона.

К числу таких объектов недвижимости ст. 3 Закона отнесла:

— земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства;

— создаваемые или созданные на указанных земельных участках объекты недвижимого имущества.

В Законе речь идет о земельных участках, предоставленных гражданам на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. На земельные участки, предоставленные в аренду или безвозмездное срочное пользование, правовые нормы Закона не распространяются.

Суть упрощенного порядка оформления и регистрации прав граждан на недвижимое имущество заключается в том, что: государственная регистрация права собственности на земельные участки, предоставленные гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, осуществляется без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст. 7 Закона); признание имущественных прав граждан на земельные участки в пределах границ садоводческих или дачных некоммерческих объединений осуществляется не в судебном, а в административном порядке; определены случаи, в которых от правообладателя не требуется представления кадастрового плана земельного участка (ранее предоставление кадастрового плана было обязательным, кроме случаев, когда он уже предоставлялся и был помещен в дело правоустанавливающих документов) (ст. 3 Закона); в соответствии со ст. 9 Закона до 1 января 2010 года не требуется получение разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта; до 1 марта 2010 г. продлен срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений (ст. 8 Закона); в соответствии с Законом «О дачной амнистии» снижена государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на объекты недвижимого имущества, являющие предметом регулирования Закона (ст.6 Закона).

С точки зрения процедуры государственной регистрации особенных изменений режим «дачной амнистии» не внес . Государственная регистрация имущественных прав, как и прежде, осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного лица, имеющего нотариально удостоверенную доверенность. К заявлению прилагаются правоустанавливающие документы, документы, содержащие описание объекта недвижимости, документы об оплате госпошлины за регистрацию.

Для регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, необходимы следующие документы:

1. Правоустанавливающий (правоудостоверяющий) документ на земельный участок, в т.ч.:

акт о предоставлении земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) ; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.

2. Кадастровый план земельного участка.

Необходимо учитывать, что согласно п.2 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предоставление кадастрового плана не требуется в случае, если:

а) указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если предоставлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен

в пределах границ указанного земельного участка;

б) если для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство либо если указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка.

3. Документ об оплате госпошлины.

4. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок.

Регистрация права собственности граждан на определенные в Законе создаваемые или созданные объекты недвижимости осуществляется на основании документов, подтверждающих создание таких объектов недвижимого имущества; документов, содержащих описание объектов, а также правоустанавливающих документов на земельные участки, связанные с данными объектами недвижимости.

Документом, подтверждающим факт создания жилого дома, является технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства . В отношении гаража, дачных и садовых строений гражданами предоставляется декларация об объекте недвижимого имущества.

Ст.4 Закона «О дачной амнистии» устанавливает особенности предоставления в собственность и гражданского оборота садовых, огородных и дачных земельных участков.

Предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление такого земельного участка в собственность гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

Если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенную правлением некоммерческого объединения копию правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписку из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения может быть представлено только в отношении тех земельных участков, которые находятся на территории данного некоммерческого объединения, а также если такое объединение зарегистрировано в качестве юридического лица по российскому законодательству.

Предоставление некоммерческому объединению в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К заявлению прилагаются:

описание местоположения границ земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;

удостоверенная правлением копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;

выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (нотариально заверенные копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок (ранее — в течение 1 месяца) с даты получения заявления и необходимых документов обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о достоинствах и недостатках Федерального закона № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (Закон «О дачной амнистии»).

К числу основных достоинств Закона «О дачной амнистии» необходимо отнести предусмотренную его нормами возможность проведения кадастрового учета земельных участков при расхождении данных о площади земельного участка по правоустанавливающим документам и документам о межевании участка (ст.5.); возможность регистрации права собственности граждан на земельные участки, выступающие предметом регулирования настоящего Закона, без решения органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в собственность (ст.7); возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ (ст. 11).

Согласно ст.5 Закона «О дачной амнистии» в случае, если для проведения кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади такого земельного участка, содержащихся в документах о его межевании.

Однако в этом случае содержащаяся в документах о межевании уточненная площадь земельного участка не должна превышать указанную в правоустанавливающем документе площадь более чем на минимальный размер, установленный в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования. Если фактическая площадь земельного участка увеличилась больше, чем установлено органами местного самоуправления, т.е. величина превышения площади может являться самостоятельным земельным участком, то право собственности на эту площадь регистрируется на основании вступившего в законную силу решения суда.

Перспективный характер носит норма п. 4 ст.7 Закона «О дачной амнистии» о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельными участками на право собственности без решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан. Правовые предписания данной статьи распространяются также на случаи, когда в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

Позитивной оценки заслуживает предусмотренная Законом возможность установления государственными органами субъектов Российской Федерации максимальных расценок на проведение землеустроительных работ. Ст. 11 Закона «О дачной амнистии» предусматривает, что предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации на период до 1 января 2010 года. К сожалению, диспозитивный характер данной нормы не повлиял на регулирование тарифов землеустроительных работ, осуществляемых, как правило, коммерческими организациями . Поэтому стоимость межевания земельных участков, как правило, не снизилась.

Можно отметить и ряд недостатков Закона.

Так, предусмотренную п.4 ст.3 Закона возможность регистрации права собственности на объекты индивидуального жилищного строительства на основании технического паспорта (без получения разрешения органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию) было бы целесообразно продлить еще на несколько лет (например, до 2015 г.).

Существующая динамика оформления и регистрации гражданами права собственности на недвижимость в порядке «дачной амнистии» и недоукомплектованность уполномоченных государственных органов кадрами не позволяет гражданам в установленные законом сроки оформить и зарегистрировать свои права.

Не проработанной в Законе «О дачной амнистии» осталась и проблема регистрации прав на незавершенные садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования. П.9 ст.3 Закона, определяющий особенности регистрации права собственности на созданные или создаваемые объекты недвижимого имущества, не предусмотрел возможность регистрации прав на незавершенные строительством садовые, дачные дома, индивидуальные гаражи, строения и сооружения вспомогательного использования . Таким образом, из сферы правового регулирования Закона не вполне обоснованно были исключены все указанные объекты недвижимого имущества и их владельцы.

Следует отметить, что установленные Законом «О дачной амнистии» правовые предписания в ряде случаев так и не были реализованы или же натолкнулись на особенности отечественной правоприменительной практики.

Во-первых, большинство граждан, желающих зарегистрировать свои имущественные права на землю, отпугнули длинные очереди в кадастровых земельных палатах и регистрирующих органах. Во многих случаях граждане затрачивают неимоверные усилия только для того, чтобы узнать, какие документы необходимы для оформления прав на недвижимость. Всего этого можно было бы избежать, вывесив в приемных перечни и установленные формы необходимых документов, а также увеличив количество «окошек», работающих на прием. В то же время, по данным уполномоченных государственных органов, эти очереди вызваны отсутствием необходимого числа сотрудников для работы с гражданами. Тогда получается, что «дачная амнистия» оказалась не обеспечена соответствующими штатами специалистов и организационно не подготовлена.

Во-вторых, имеет место практика истребования органами кадастрового учета и регистрирующими органами дополнительных документов, не предусмотренных законом «О дачной амнистии». Чиновники субъективно и нередко не в пользу заинтересованных граждан толкуют положения комментируемого Закона.

В-третьих, при регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные им для ведения личного подсобного хозяйства, возникают сложности, вызванные отсутствием записей в похозяйственных книгах о наличии у граждан прав на земельные участки.

В-четвертых, регистрирующие органы необоснованно отказывают заявителям в государственной регистрации права собственности на земельный участок, если в акте о предоставлении земельного участка не было указано право, на котором предоставлен участок.

Наконец, несмотря на снижение государственной пошлины за регистрацию права собственности граждан с 500 до 100 рублей, данная составляющая режима «дачной амнистии» существенно не снизила общей стоимости оформления земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, и возведенных на таких участках строений. Это обстоятельство связано с тем, что работы по межеванию земли осуществляются, как правило, коммерческими организациями, которые самостоятельно определяют стоимость оказываемых населению услуг и в ряде случаев выступают монополистами на рынке. А без межевания невозможна постановка земельного участка на кадастровый учет, что, в свою очередь, исключает возможность распоряжения таким участком.

Думается, что стимулировать процесс оформления и регистрации гражданами своих земельных участков и связанных с ними строений могло бы скорейшее формирование единой общегосударственной системы оформления прав и регистрации сделок с землей и другими объектами недвижимого имущества.

В целях снижения стоимости оформления гражданами своих прав на недвижимое имущество в Федеральном законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» можно было бы предусмотреть императивную норму о государственном регулировании тарифов землеустроительных работ, осуществляемых в рамках реализации Закона «О дачной амнистии», а сами тарифы конкретизировать в соответствующем Постановлении Правительства Российской Федерации.

Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук