Система федеральных судов подведомственность и подсудность

Оглавление:

Подведомственность и подсудность гражданских дел (2)

Главная > Задача >Государство и право

1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел……. 5

2.Родовая подсудность в гражданском процессе………………………. 9

3.Территориальная подсудность в гражданском процессе…………….13

Список использованной литературы…………………………………….22

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса. В настоящее время особую значимость этому вопросу придает осуществляемая в России административная реформа и реформа судебной системы.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и характеристика подсудности и подведомственности гражданских дел и ее видов. Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Очень важно уметь отличать подсудность от подведомственности. Подсудность представляет собой процессуальный институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы. В этом и есть отличие подсудности от подведомственности. Последняя, регулирует отнесение юридических дел к различным правоохранительным органам, в компетенцию которых входит их разрешение.

Тема, выносимая на рассмотрение, имеет некоторые общие аспекты с темой подсудности уголовных дел изучаемой в рамках курса «Уголовно-процессуальное право», а также с соответствующими темами административного права.

В правоприменительной деятельности, вопросы подведомственности и подсудности, оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров. В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Основной задачей является изучение главы 3 (подведомственность и подсудность) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской федерации». При изложении материала в работе использовались новейшие нормативные акты, был проведен анализ Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и иных источников.

Теоретической базой данной контрольной работы являются научные труды представителей юридической науки М.Л. Викут, И.В. Решетникова, М. К. Треушникова и другие.

1.Понятие подведомственности и подсудности гражданских дел

В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные 1 .

К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдик­ции, арбитражные суды и административные суды.

К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комис­сии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды).

В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых зако­ном интересов специфическими методами осуществляют исполни­тельные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат. Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные госу­дарственные, смешанные и общественные органы, которые в силу ука­зания закона имеют на это право.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государст­венно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанно­го органа или третейского суда.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 — 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Подсудность — распределение дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, между судами — установление конкретного суда, который должен рассмотреть данное дело. Подсудность включает как компетентность, или власть, принадлежащую тому, или другому суду постановить решение по делу, так и соответствующую этой власти обязанность заинтересованных лиц подчиняться данному компетентному суду.

Подсудность — это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции 2 .

В соответствии с ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» систему судов общей юрисдикции образуют федеральные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации (ст. 4).

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

а) районные суды;

б) верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;

в) Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ)

Подсудность гражданских дел судам определенного уровня судебной системы называется родовой подсудностью.

Все гражданские дела с точки зрения их родовой подсудности делятся на четыре типа: одни дела подсудны по первой инстанции мировым судьям, другие — районным судам, третьи — верховным судам республики, областным, краевым судам, городским судам городов Москвы и Санкт-Петербурга, суду автономной области, судам автономных округов, четвертые — Верховному Суду Российской Федерации.

Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом материального правоотношения (например, при усыновлении детей иностранцами).

По родовой подсудности происходит отграничение компетенции мировых судей от районных судов по рассмотрению дел по первой инстанции, районных судов от компетенции судов субъектов Федерации и последних — от компетенции Верховного Суда Российской Федерации.

В качестве признака определения подсудности, кроме рода дела, выступает также территория, на которой функционирует конкретный суд. Признак территории функционирования суда позволяет определять, какому из однородных судов (из множества районных либо судов субъектов Федерации) подсудно данное дело.

Этот вид подсудности называется территориальной (местной) подсудностью. Правила территориальной (местной) подсудности позволяют распределять гражданские дела для рассмотрения по первой инстанции между однородными судами.

В теории гражданского процессуального права территориальную подсудность разделяют на подвиды: общая территориальная подсудность, подсудность по выбору истца (альтернативная), исключительная подсудность, договорная подсудность и подсудность по связи дел.

2.Родовая подсудность в гражданском процессе

Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены за­коном к ведению мировых судов, другие — районных (городских) и т.д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъект­ный состав спора. Поэтому подсудность, определяющая компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в ка­честве судов первой инстанции, называется родовой, или предметной.

С помощью родовой (предметной) подсудности дела, подведомственные суду, разграничиваются по первой инстанции между звеньями судебной системы по вертикали, т.е. дело подсудно мировому судье, районному суду, суду субъекта Федерации, Верховному Суду РФ.

Родовая подсудность определяется в зависимости от рода дела, его свойства, характера, значимости и т.д.

Родовая подсудность не только помогает правильно определить суд, который будет рассматривать дело по первой инстанции, но и служит критерием распределения нагрузки судов (какое количество дел будет разрешаться тем или иным судом). Кроме того, от уровня судебного звена зависит уровень квалификации судей. Следовательно, более значимые, сложные дела будут сразу разрешаться судом более высокой инстанции. Это также повышает степень независимости суда.

И особенно необходимо подчеркнуть взаимосвязь родовой подсудности с требованием Конституции РФ (ч. 1 ст. 47) о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом 3 .

Образовательный портал — все для студента юриста.

Подведомственность и подсудность гражданских дел

Понятие подведомственности в гражданском судопроизводстве

Подведомственность — это отнесение спора о праве или иного юриди­ческого дела к компетенции определенного органа. Подавляющее боль­шинство таких дел разрешается судами, хотя, как будет показано в даль­нейшем, некоторые споры переданы в ведение других органов.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 129 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 219 ГПК).

Виды судов, рассмотривающие гражданские дела

В нашей стране существует несколько разновидностей судов, рассмат­ривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1) суды общей юрисдикции;

2) арбитражные суды;

3) третейские суды.

Подведомственность подвергается определен­ной классификации в зависимости от наличия или отсутствия специаль­ных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. Если таких процедур нет и дело должно быть направлено непосред­ственно в определенный суд и никуда более, подведомственность именуется исключи­тельной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрению.

Иногда, однако, обращение в суд допускается лишь после того, как сторонами будет предпринята попытка урегулировать возникшие разно­гласия между собой. В таких случаях принято говорить об условной подведомственности.

В ряде ситуаций передаче дела в суд должно предшествовать его рас­смотрение в административном порядке.

Альтернативная подведомственность, когда дело, в принципе подлежащее судебному рассмотрению, может быть пе­редано на решение иного юрисдикционного органа по инициативе истца или по соглашению сторон. Например, гражданско-правовые споры, под­ведомственные как суду общей юрисдикции, так и арбитражному суду, могут быть переданы в третейский суд по взаимному согласию истца и ответчика.

Понятие подсудности в гражданском судопроизводстве

Один из основных вопросов, стоящих перед судьей, принимающим решение о возбуждении гражданского дела, — вопрос о подсудности, т.е. вопрос об определении пределов компетенции данного суда по рассмот­рению и разрешению данного дела.

Институт подсудности — разграничению компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы.

Систему судов общей юрисдикции в настоящее время составляют фе­деральные суды общей юрисдикции и суды обшей юрисдикции субъектов РФ. Система федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, со­стоит из трех звеньев: 1) районные суды; 2) суды на уровне субъектов Федерации: верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения (городские суды Москвы и Санкт-Петербурга), суды автономной области и автономных округов; 3) Верховный Суд РФ.

К федеральным судам общей юрисдикции в соответствии с Законом о судебной системе и принятым в его развитие Федеральным конституци­онным законом «О военных судах Российской Федерации» относятся также военные суды. В систему военных судов входят гарнизонные воен­ные суды и окружные (флотские) военные суды, создаваемые по террито­риальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба. Выше­стоящей инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам является действующая в составе Верховного Суда РФ Военная кол­легия.

Подсудность подразумевает компетенцию судебных органов как судов первой инстанции. Институт подсудности, таким образом, имеет целью разграничение компетенции между различными судами, действующими в качестве судов первой инстанции. Общим для всех судов РФ является их полномочие разрешать гражданские дела в качестве суда первой инстан­ции. Однако каждый из них вправе рассматривать лишь те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Дифференциация компетенции судов общей юрисдикции зависит от рода дел, подлежащих разрешению, и от территории, на кото­рую распространяется юрисдикция того или иного суда. Соответственно различают два вида подсудности: родовую (предметную) подсудность и территориальную (пространственную, местную) подсудность.

Подведомственность и подсудность дел в судах

Проблема подведомственности и подсудности гражданско-правовых споров занимает одно из самых актуальных мест в теории гражданского процесса. В настоящее, время особую значимость этому вопросу придает осуществляемая в России административная реформа и реформа судебной системы. .

Тема, выносимая на рассмотрение, имеет некоторые общие аспекты с темой подсудности уголовных дел изучаемой в рамках курса «Уголовно-процессуальное право», а также с соответствующими темами административного права.

В правоприменительной деятельности вопросы подведомственности и подсудности оказывают первейшее влияние на весь ход гражданского судопроизводства, способствуют единообразному формированию практики применения законодательства, упорядочивают процедуру разрешения споров. В правоприменительной практике указанные институты определяют общие подходы к осуществлению правосудия, способствуют правильному пониманию и толкованию и применению норм процессуального права.

Подведомственность споров

Под подведомственностью следует понимать совокупность категорий дел, рассмотрение которых входит в компетенцию того или иного судебного органа.

Подсудность, определяемая по связи требований, означает ситуации, когда судом рассматриваются несколько связанных между собой требований, подведомственных разным судебным органам. В этом случае, если разделить требования не представляется возможным, они подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Определяя подведомственность дела, следует руководствоваться несколькими критериями его оценки. Первым из них является характер спорного правоотношения. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

Еще одним критерием определения подведомственности является субъектный состав участников спора. Так, к примеру, арбитражные суды рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан — индивидуальных предпринимателей. В то же время суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

От понятия подведомственности следует отличать подсудность. Компетенция конкретных судов внутри одной системы определяется нормами о подсудности.

Подсудность — институт, регулирующий относимость подведомственных арбитражным судам дел к ведению конкретных судов данной судебной системы для рассмотрения по первой инстанции.

Условно подсудность спора можно подразделить на четыре вида: исключительная, альтернативная или определяемая по связи требований и условная подсудность.

  • Под исключительной подсудностью следует понимать такие случаи, когда спор не может быть рассмотрен никаким другим органом, кроме судебного.
  • При альтернативной подсудности у лица есть выбор: он может обратиться за защитой своего права в суд, а может урегулировать спор во внесудебном порядке. Одним из видов альтернативной подсудности является рассмотрение споров третейским судом.
  • Под условной подсудностью следует понимать такой порядок разрешения спора, при котором лицо до обращения в суд должно было обязательно попытаться разрешить спор во внесудебном порядке.

Система федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время состоит из трех уровней:

  1. районные суды;
  2. верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суд автономной области (Еврейской), суды автономных округов;
  3. Верховный Суд Российской Федерации.

Военные суды приравниваются либо к районным судам, либо к верховным судам республик, краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).

Подсудность можно подразделить на родовую и территориальную. Родовая подсудность позволяет, в зависимости от категории спора, разграничить компетенцию между арбитражными судами различных уровней. Критерием родовой подсудности является предмет спора.

Территориальная (пространственная или местная) подсудность — признак гражданского дела, определяемый нахождением дела на территории юрисдикции определенного суда, в зависимости от которого разграничивается компетенция судов одного звена судебной системы. Законодательство и теория гражданского процесса подразделяют территориальную подсудность на общую, альтернативную, исключительную, договорную и подсудность по связи дел.

К сожалению процессуальное законодательство полностью не смогло исключить все случаи возможных коллизий подведомственности и подсудности. Здесь основная роль будет принадлежать судебной практике, которая при условии устойчивости нормативной основы со временем восполнит пробелы и разночтения законодательства

Билет 59. Подведомственность и подсудность гражданских дел. Система судебных органов в РФ;

Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые сидьи субъектов РФ, составляющие судебную систему РФ.

Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий – уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом;

Подведомственность гражданских дел судам (ст.22 ГПК РФ).

1. Суды рассматривают и разрешают:

· исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

· дела по указанным в статье 122 настоящего Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

· дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в статье 245 настоящего Кодекса;

· дела особого производства, указанные в статье 262 настоящего Кодекса;

· дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

· дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

2. Суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

3. Суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

4. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Гражданские дела, подсудные мировому судье (ст.21 ГПК РФ).

1. Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции:

· дела о выдаче судебного приказа;

· дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

· дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

· иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

· дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

· дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

· дела об определении порядка пользования имуществом.

2. Федеральными законами к подсудности мировых судей могут быть отнесены и другие дела.

3. При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

4. Споры между мировым судьей и районным судом о подсудности не допускаются.

Гражданские дела, подсудные районному суду (ст.24 ГПК РФ). Гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 23, 25, 26 и 27 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Гражданские дела, подсудные военным судам и иным специализированным судам (ст25 ГПК РФ). В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.

Гражданские дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа (ст.26 ГПК РФ).

1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

· связанные с государственной тайной;

· об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

· о расформировании избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

Гражданские дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации (ст.26 ГПК РФ).

1. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

· об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;

· об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

· об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

· о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

· об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

· по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

· о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

Система арбитражных судов Российской Федерации, их подведомственность и подсудность

Процесс рассмотрения судебных тяжб довольно трудоемок, требует специальных знаний и навыков. Наш адвокатский кабинет осуществляет представительство интересов клиента при рассмотрении дел арбитражными судами любых уровней. И если Вы заинтересованы в квалифицированной юридической помощи в арбитражном процессе, то можете связаться с нами по указанным ниже контактным телефонам

8 (495) 765-81-92, 8 (985) 765-81-92.

Система арбитражных судов в Российской Федерации

Для начала кратко представим структуру арбитражных судов Российской Федерации. Для чего необходима данная информация? Структуру судов нужно знать, прежде всего для того, чтобы четко понимать Ваши возможности по обжалованию решений, принятых по первой инстанции. Итак, в соответствии с ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

— Высший Арбитражный суд (ВАС РФ);

— федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

— арбитражные апелляционные суды;

— арбитражные суды первой инстанции (арбитражные суды субъектов федерации).

Как видно из вышеприведенного перечня, низшим звеном системы арбитражных судов в Российской Федерации являются арбитражные суды субъекта РФ. Именно данное звено системы рассматриваем большинство дел, подсудных арбитражным судам по первой инстанции. Соответственно в городе Москве таковым является Арбитражный суд города Москвы (115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д.17). Так как Московская область является отдельным субъектом Российской Федерации, то существует и Арбитражный суд Московской области (107996, г.Москва, Проспект Академика Сахарова, д.18).

Звеном системы арбитражных судов, занимающимся пересмотром решений судов первой инстанции в апелляционном порядке являются арбитражные апелляционные суды, созданные внутри каждого из судебных округов. В Московском судебном округе таковыми являются Девятый (127994, г.Москва, проезд Соломенной Сторожки, д.12) и Десятый (117997, г.Москва, ул. Садовническая, д.68/70, стр.1) Апелляционные суды (проверяют судебные акты, вынесенные Арбитражным судом Москвы и Арбитражным судом Московской области соответственно).

В кассационном же порядке судебные решения, вступившие в законную силу, проверяются Федеральными арбитражными судами округов. В Московском регионе таковым является Федеральный арбитражный суд Московского округа (127994, г.Москва, ул. Селезневская, д.9).

Наивысшим звеном системы является Высший Арбитражный суд РФ (101000, г.Москва, М. Харитоньевский пер., д.12). Высший Арбитражный суд РФ, в отличие от апелляционных и кассационных судов, рассматривает некоторые дела по первой инстанции, а также осуществляет пересмотр судебных решений, вступивших в законную силу в порядке надзора. Таким образом, разобравшись с системой и полномочиями арбитражных судов, можно легко определить в какой суд подавать тот или иной процессуальный документ (исковое заявление, надзорную жалобу и т.д.).

Подведомственность дел арбитражным судам

Под подведомственностью дела следует понимать такую его характеристику, которая позволяет определить возможность его рассмотрения именно арбитражными судами. Существует несколько критериев подведомственности дел арбитражным судам, основным из которых является характер спорного правоотношения. Так, дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если оно связано с предпринимательской или иной экономической деятельностью. Именно по данном критерию разграничивается подведомственность арбитражных судов и судов общей юрисдикции. Еще одним критерием, исходя из которого определяется подведомственность рассмотрения дела является его субъектный состав. Согласно закону, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законом допустимы исключения из правил о субъектом составе дела, но эти исключения должны устанавливаться законодательством.

Здесь следует остановиться на некоторых моментах, зачастую вызывающих сложности. Так, например, дело с участием гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, но не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Также обстоит дело и в той ситуации, если гражданин прекратил свой статус индивидуального предпринимателя. С этого момента все претензии к нему (в том числе и связанные с ведением предпринимательской деятельности) должны рассматриваться в суде общей юрисдикции. Но если прекращение статуса произошло уже после того как дело было принято к производству арбитражным судом, то дело остается подведомственно арбитражному суду и должно быть разрешено. Сложности возникают и при рассмотрении дел с участием адвокатов. Подобные дела также подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, так как адвокатская деятельность, согласно российскому законодательству, не является предпринимательской. Это же относится и к участию нотариусов в рассмотрении дела.

Теперь, что касается исключений из субъектного критерия подведомственности. Данные исключения обозначены как специальная подведомственность дел арбитражным судам. И относится она к рассмотрению следующих дел, при определении подведомственности которых субъектный состав не учитывается:

— о несостоятельности (банкротстве);
— корпоративные споры;
— споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— споры, вытекающие из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
— споры, вытекающие из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
— споры о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— другие споры, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

На практике подведомственность дела может быть изменена, например, заключением арбитражного соглашения. Зачастую возникают и коллизии подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Но данные вопросы должны решаться в каждом конкретном случае.

Подсудность дел арбитражным судам

Здесь мы остановимся на подсудности дел арбитражным судам. Она бывает двух видов. Это, прежде всего, родовая подсудность, позволяющая разграничить дела между арбитражными судами различных уровней, и территориальная подсудность, позволяющая разграничить дела между арбитражными судами одного уровня.

Родовая подсудность дел арбитражным судам. По общему правилу все дела, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции разрешаются арбитражными судами субъекта РФ. Исключением являются лишь дела, подсудные Высшему Арбитражному Суду РФ. Поэтому нужно четко знать подсудность ВАС РФ. Так, к делам, подсудным ВАС РФ относятся:

— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Таким образом все дела, кроме вышеперечисленных, должны рассматриваться по первой инстанции в арбитражном суде субъекта РФ.

Территориальная подсудность. Данный вид подсудности, как уже было сказано, разграничивает компетенцию арбитражных судов одного звена. Территориальная подсудность бывает общая (иск предъявляется по месту нахождения ответчика), альтернативная (выбор арбитражного суда, в котором будет рассматриваться дело, принадлежит истцу), исключительная (суд, который должен рассматривать дело, строго определен законом и не может быть изменен), подсудность по связи дел (встречный иск предъявляется в суд, рассматривающий первоначальные требования и др.).