Штрафы гибдд за отказ от медицинского освидетельствования

Оглавление:

Штраф за отказ от медицинского освидетельствования в 2018 году

Медицинское освидетельствование является методом объективного исследования, который позволяет установить находится ли лицо, управляющее транспортным средством, в состоянии и алкогольного и наркотического опьянения. Результаты медицинского освидетельствования являются основанием для принятия решению по принятию мер, предусмотренных статьями кодекса об административных правонарушениях. Или напротив — отказ от применения легитимных санкций в отношении водителя.

Основания для направления на медицинское освидетельствование

Перечень оснований, которыми руководствуется автоинспектор для направления водителя на медицинское освидетельствование:

первичные признаки алкогольного опьянения: запах алкоголя в салоне автомобиля;

нарушение двигательных функций, координации;

нечленораздельная речь, неспособность выразить мысли;

агрессивное поведение в отношении сотрудника автоинспекции или других участников дорожного движения.

Данные признаки могут послужить основанием для проведения экспертизы инспектором на месте или отправки водителя в медучреждения, для того чтобы решение было вынесено врачебной комиссией.

В соответствии с правовыми актами, инспектор должен предоставить для исследования на месте запломбированный алкотестер, а полученные результаты должен внести в журнал учета показаний, прилагаемый к прибору. Если водитель отказывается пройти обследование на месте, то должен быть транспортирован в медицинское учреждение.

Чтобы подтвердить факт направления, должен быть составлен соответствующий акт в присутствии двух понятых.

Последствия отказа прохождения медицинского освидетельствования

Наказание за отказ от медосвидетельствования регламентируется статьей 12.26 КоаП РФ, но лишь в том случае, когда действия или бездействие водителя, совершенные в состоянии опьянения, не содержат в себе состава уголовного преступления. В случае отказа пройти обследование, водитель будет оштрафован до 30 000 рублей или лишен «прав» до двух лет(П. 1 данной статьи).

Если водитель, лишенный права управления ТС или не имеющий «прав», отказывает пройти медосвидетельствование, то КоаП предусматривает административный арест до 15 суток, либо штраф до 30 000 рублей для указанной категории лиц(П. 2).

Штраф за отказ от медицинского освидетельствования в 2018 году соответствует изложенным выше положениям кодекс об административных правонарушениях.

Ответственность за отказ прохождения медицинского освидетельствования регламентируется не только КоАП. Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием пьяного водителя был нанесен тяжкий вред здоровью, тяжкий вред здоровью двух и более лиц, а также произошла гибель людей или гибель двух или более лиц, то деяние такого водителя попадает в зоны действия ст. 264 УК РФ.

Лицом в состоянии алкогольном опьянения признается не только водитель, в организме которого обнаружена недопустимое содержание паров спирта, но и также водитель отказавшийся пройти медицинское освидетельствование по законному требованию представителя правоохранительных органов. Наказание по различным пунктам данной статьи составляет от 4 месяцев обязательных работ до 9 лет лишения свободы.

Штрафы гибдд за отказ от медицинского освидетельствования

Законодательством предусмотрено несколько ситуций, когда сотрудники ГИБДД отправляют водителяна медицинское освитетельствование. Это подозрение на усправление транспортным средством в состоянии опьянения, участие в ДТП с пострадавшими и еще ряд случаев, которые будут рассмотрены ниже. Мы же поговорим о той ситуации, когда водитель отказывается от медосвидетельствования, по каким-либо причинам. Наказание за отказ от медосвидетельствования регламентируется Кодексом об административных правонарушениях.

Штраф и лишение прав за отказ от медосвидетельствования

Рассмотрение административных дел, связанных с отказом от медицинского освидетельствования, производится исключительно судебными органами. ГИБДД лишь готовит документы для направления в суд.
Первым делом процитируем статью 12.26 КоАП, регламентирующую ответственность за отказ от медицинского освидетельствования:

Статья 12.26. Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении

1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
2. Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей.

Итак, наказанием за отказ от медицинского освидетельствования на алкоголь в крови является всегда штраф 30000 рублей с одновременным лишением прав на срок от полутора до двух лет. Никакой судья, ни по каким основаниям, не сможет приговорить Вас только к штрафу без лишения прав — это просто не предусмотрено законодательством.

Как видно, речь идет только об отказе в прохождении медицинского освидетельствования. Это освидетельствование проводится в медицинском учреждении. Однако Правилами дорожного движения предусмотрено и простое освидетельствование, не медицинское.

В соответствии с п. 2.3.2 Правил дорожного движения водитель транспортного средства обязан:

Согласно с п. 3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716, к таким должностным лицам относятся, в частности, и сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания.

Порядок проведения медицинского освидетельствования регламентируется Постановлением Правительства № 475 от 26.06.2008. В частности, здесь указываются причины, по которым водитель может быть отправлен на медицинское освидетельствование.

Постановление Правительства № 475 Об утверждении правил освидетельствования

10. Направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит:
а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

Также направление на освидетельствование регламентировано ст. 27.12 КоАП РФ. Естественно, для граждан и инспекторов ГИБДД обязателен к испонению именно КоАП РФ, вышеупомянутые правила проведения медосвидетельствования — руководство для должностных лиц медицинских учреждений и ГИБДД.

КоАП РФ, Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

1.1. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 настоящего Кодекса, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 настоящей статьи. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отметим, что речь в фразе об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ идет о ДТП с пострадавшими. Такого рода административное производство возбуждается при наличии в ДТП пострадавших, и водитель автомобиля-виновника обязан в этом случае пройти освидетельствование на состояние опьянения.
Если водитель не согласен с результатами освидетельствования, или принципиально не доверяет техническим средствам ГИБДД, он может потребовать направления на медицинское освидетельствование.

Самостоятельное прохождение медицинского освидетельствования после отказа

Отказ от медицинского освидетельствования водителем будет являться документально зафиксированным, если заявлен как должностному лицу ГИБДД, так и медицинскому работнику, проводящему освидетельствование (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18).
При составлении протокола об отказе от медицинского освидетельствования обычно требуется присутствие двух понятых либо ведение видео записи.

Если водитель отказался от проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, однако позже сам отправился в медицинское учреждение и прошел такое освидетельствование с отрицательным результатом? Безусловно, последние результаты будут приняты судом к сведению, вердикт будет зависеть от многих обстоятельств: были ли веские причины водителю отказываться от проведения предлагаемого инспектором ГИБДД мед. освидетельствования, какой промежуток времени был между отказом и проведенным медицинским осмотром.

Можно ли отказаться от медицинского освидетельствования на алкоголь под предлогом ст. 51 Конституции

Конституцией России гражданам гарантировано право на молчание: ст. 51 позволяет законным образом не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников. Некоторые граждане полагают, что, руководствуясь ст. 51, можно также и не проходить мед. освидетельствование, однако позиция Верховного Суда РФ в этом вопросе однозначна – освидетельствование является процессуальным действием, не требующим от гражданина дачи свидетельских показаний, и она является допустимой даже при несогласии гражданина свидетельствовать.

Как избежать лишения прав после отказа от медосвидетельствования ГИБДД

Законодательство в области отказа от медицинского освидетельствования достаточно однозначно и практически не оставляет пространства для маневра. Однако в любом случае решение не за инспектором ГИБДД, а за судьей, поэтому предпринять необходимые действия все-таки стоит. Во0первых, получить на руки копии всех документов и обратиться за консультацией к практикующему автомобильному юристу. Нередки случаи, когда процессуальная ошибка при оформлении протоколов ГИБДД ведет к освобождению от ответственности. Также лишения прав не будет, если в суде удастся доказать, что факта нарушения не было, или истек срок привлечения к административной ответственности, или правонарушения было совершено в условиях крайней необходимости. Остановимся на совершение правонарушения в условиях крайней необходимости

КоАП РФ, Статья 2.7. Крайняя необходимость
Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Если мы устраняем опасность другому лицу, к примеру, доставляем роженицу в роддом, когда уже начались роды, или спешим на помощь кому-то попавшему в беду (вообще это обязанность экстренных служб, но случаи бывают разные), мы вправе рассчитывать на прекращение административного производства по ст. 2.7 КоАП. Сразу оговоримся, доказательства по этой статье должны быть железобетонными, то есть обязательно свидетельские показания, какие-то медицинские справки, подтверждающие факт наличия угрозы и т.п.

Можно ли вернуть права, если суд уже лишил их после отказа в медосвидетельствовании?

Да, даже в той ситуации, когда суд первой инстанции (мировой суд) уже вынес решение о виновности лица в отказе от медицинского освидетельствования, есть шанс вернуть права.Для этого нужно обжаловать решение в районном суде. Дела по административным правонарушениям рассматриваются вышестоящими суда заново целиком. Однако следует учитывать, что для положительного решения необходимо иметь для этого доказательства, указанные пунктом выше. Помощь юриста также окажется весьма кстати.

Отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Отказ от медицинского освидетельствования
Статья 12.26 КоАП Российской Федерации
Порядок и правила оформления отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения

Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица
о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения
Невыполнение водителем требований пункта 2.3.2 Правил дорожного движения РФ, ст. 12.26 КоАП РФ
Порядок и правила оформления отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Следует различать: отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, или, в соответствии с диспозицией статьи, невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Правовые последствия за отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения законодательством не предусмотрены, сам же отказ от освидетельствования на состояние алкогольного опьянения является основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, или невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с частью 1 статьи 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Статья 12.26 КоАП РФ. Невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения

1. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Непосредственно часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ уточняет, что требование о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения должно быть заявлено сотрудником ГИБДД и должно быть законным, то есть основываться на положениях и нормах Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее — ГИБДД), так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от медицинского освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках медицинского освидетельствования.

При этом отказ от медицинского освидетельствования, заявленный врачу, должен оформляться в соответствии с требованиями Инструкции по проведению медицинского освидетельствования, а именно: в Журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования, освидетельствование прекращается, акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в Журнале указывается «от освидетельствования отказался» (пункт 13 Инструкции).

Напоминаем, что с 26 марта 2016 года вступил в силу п риказ Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», которым утвержден новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отменены приложения № 1 — 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, и согласно которому с 01 июня 2016 года вводится новая форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) под тем же номером учетной формы, что действует и в настоящее время.

Позиция Верховного Суда РФ по вопросу привлечения и квалификации действий водителя, предусмотренных статьей 12.26 КоАП РФ, изложена в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 года № 18.

При рассмотрении этих дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование. О законности таких оснований свидетельствуют: отказ водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения при наличии одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475; несогласие водителя с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; наличие одного или нескольких признаков, перечисленных в пункте 3 названных Правил, при отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. О соблюдении установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, свидетельствует наличие двух понятых при составлении протокола о направлении на такое освидетельствование. Если при составлении протокола отсутствовал один или оба понятых, то при рассмотрении дела этот протокол подлежит оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с учетом требований части 3 статьи 26.2 КоАП РФ прим. .

Обстоятельства, послужившие законным основанием для направления водителя на медицинское освидетельствование, должны быть указаны в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (часть 4 статьи 27.12 КоАП РФ) и в протоколе об административном правонарушении, как относящиеся к событию административного правонарушения (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования 2 , опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника ГИБДД. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т.п.

Таким образом, если в отношении водителя правомерно и правильно составлен административный материал за отказ от прохождения медосвидетельствования, то водителю грозит указанное выше административное наказание.

В соответствии с пунктом 19 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», медицинское заключение «от медицинского освидетельствования отказался» выносится в случаях:
1) отказа освидетельствуемого от проведения медицинского освидетельствования (до начала его проведения);
2) отказа освидетельствуемого при проведении медицинского освидетельствования от осмотра врачом-специалистом (фельдшером), от любого инструментального или лабораторных исследований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка;
3) фальсификации выдоха;
4) фальсификации пробы биологического объекта (мочи).

В этих случаях медицинское освидетельствование и заполнение Акта прекращаются, в Журнале и в пункте 17 Акта делается запись «от медицинского освидетельствования отказался».

Новым Порядком проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и Правилами проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, утвержденными приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», не предусмотрена запись медицинского сотрудниками об отказе от прохождения медицинского освидетельствования в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование, как это было прежде.

Указанный Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) не устанавливает требование по документальному подтверждению фактов отказа или фальсификации выдоха и пробы биологического объекта, что оставляет широкое поле коррупционных составляющих при соответствующих действиях медицинского работника. В Правилах проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, утвержденных приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», не предусмотрена процедура фиксирования результатов исследования пробы биологического объекта (моча), перечисленных в пункте 5 Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании.

Согласно пункту 6 Правил проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, утвержденных приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», при наличии у свидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования свидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи, производится отбор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.

В связи с изложенным при осуществлении защиты по административным делам, предусматривающим ответственность по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ, необходимо установить соблюдение законности при сборе, фиксировании, закреплении и оформлении доказательственной базы, проверить наличие законных оснований направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, соблюдение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, соблюдение порядка и правил проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если таковое осуществлялось и в случае, если отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения заявлен непосредственно медицинскому работнику. В отдельных случаях медработник оформляет отказ от медицинского освидетельствования по тому основанию, что прибор фиксирует так называемое «прерывание выдоха«. Не забывайте, что все технические средства измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе снабжены такой функцией, как «пассивный забор» выдыхаемого воздуха, что позволяет исключить факт недостаточного выдоха по параметру продолжительности продувки прибора. Следует иметь в виду, что в настоящее время продолжительность медицинского освидетельствования не ограничена временными параметрами. Также следует обратить внимание на соблюдение порядка оформления врачом отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в административном материале. Зачастую решающее значение для правильного разрешения указанных дел имеют сведения, полученные при опросе лиц, указанных в процессуальных документах в качестве понятых лиц, а также инспектора ДПС, составившего административный материал, его напарника, других сотрудников ДПС ГИБДД и сотрудников ППСП, врача и иного медперсонала, иных свидетелей и очевидцев, присутствовавших при событии и которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению, в том числе видеозаписи, которая предусмотрена законом вместо привлечения понятых при осуществлении процессуальных действий должностными лицами ГИБДД (часть 2 статьи 27.12 КоАП РФ). Материалы, полученные при совершении процессуальных действий с применением видеозаписи, прилагаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (часть 6 статьи 25.7 КоАП РФ).

Следует отметить, что, порой, просмотр в суде видеозаписи процессуальных действий и правильно поставленная защита позволяют суду дать правильную оценку фактическим обстоятельствам дела и вынести справедливое и правосудное решение по делу (см. например постановление мирового судьи судебного участка №1 судебного района Учалинский район и город Учалы Республики Башкортостан от 02 марта 2015 года по делу № 5-108-2015).

Рекомендуем подписывать протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в графе за получение копии протокола, в графе «Пройти медицинское освидетельствование» отказаться от подписи. В графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, показания потерпевших и свидетелей (в случае необходимости записываются и приобщаются к делу)» протокола об административном правонарушении указать: «Готов пройти освидетельствование у специалиста в медучреждении». В графе «Объяснения и замечания по содержанию протокола » того же протокола сделать запись: «Правил дорожного движения не нарушал. С правонарушением не согласен».

При организации защиты в суде в случае привлечения Вас к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ, в первую очередь, рекомендуем продумать ответ на вопрос о мотивированности Вашего отказа от прохождения медицинского освидетельствования, который зафиксирован в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и удостоверен либо Вашей подписью, либо инспектором ДПС о Вашем отказе от подписи в соответствующей графе протокола, либо записью врача об отказе от медицинского освидетельствования. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи. Соответствующие требования по обоснованности и убедительности ответа относятся и к отсутствию каких-либо Ваших записей в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» и в графе «Объяснения и замечания по содержанию протокола» протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место.

Следует иметь в виду, что отсутствие технического средства измерений у инспектора ДПС, то есть реальная невозможность проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте, по мнению ряда судей, не является основанием отказываться от прохождения медицинского освидетельствования, так как требование должностного лица ГИБДД от этого не становится незаконным (постановление Хабаровского краевого суда от 10.04.2015г. № 4А-244/2015).

При организации защиты в суде в случае привлечения Вас к административной ответственности по ст. 12.26 КоАП РФ, кроме всего прочего, рекомендуем продумать ответ на вопрос об отсутствии каких-либо Ваших возражений, замечаний и записей о Вашем несогласии с действиями ИДПС и с содержанием протоколов в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» и в графе «Объяснения и замечания по содержанию протокола» протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи.

Следует для себя уяснить, что только комплексный подход при осуществлении защиты имеет шанс для положительного разрешения дела в отношении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Шанс на положительный для водителя исход дела есть, если, например, отсутствовали законные основания для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, либо не был соблюден установленный порядок направления на медицинское освидетельствование (например, отсутствовали понятые при составлении протокола о направлении, отсутствует видеозапись процессуальных действий), либо имели место существенные нарушения порядка и правил проведения медицинского освидетельствования и т.п., либо в случае неправильного составления протокола об административном правонарушении и оформления других материалов дела, а также в случае неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Например, положительный исход дела вполне реален даже на уровне первой инстанции при существенных нарушениях процессуальных требований, установленных законом, со стороны ИДПС и неправильного оформления отказа от освидетельствования врачом медучреждения (постановление от 29.04.2013г. по делу № 5-63/2013). Также шанс на положительный исход дела есть в случае существенного нарушения установленного законом порядка рассмотрения и производства по делу в судах, что реализуемое в порядке обжалования постановления по делу в вышестоящих судах в порядке главы 30 КоАП РФ (апелляция и надзор). Наличие положительных решений по жалобам на постановления судов первых инстанций наглядно свидетельствует о целесообразности осуществления защиты вплоть до Верховного Суда РФ (см., например, ссылки на страничках сайта «Основы и принципы защиты прав в судах», «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба» и «Жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Надзорная жалоба»).

Ищите противоречия и нарушения установленного законом порядка и правил направления на медицинское освидетельствование, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения, противоречия в сведениях, содержащихся в протоколах, если таковые есть, вызывайте в суд и опрашивайте сотрудников ГИБДД, ППСП, понятых, свидетелей, очевидцев события, медработников с целью получения и фиксирования в судебном заседании доказательств указанных нарушений. Изучайте видеозапись. если таковая велась в предусмотренном законом случае (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ). Недоучет хотя бы одного из факторов, неправильное и некомпетентное изложение доводов защиты в суде, недостаточная убедительность доводов будут иметь следствием неудачу при разрешении дела и как следствие лишение водительских прав. И не забывайте вести аудиозапись заседаний суда! Если правильно ими распорядится, то многие вопросы по дальнейшей защите могут быть сняты.

Если Вы не согласны с вменяемым Вам правонарушением, Вы вправе пройти так называемое «независимое медицинское освидетельствование» в медицинской организации, имеющей соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию, и представить результат медицинского освидетельствования в суд.

При этом следует иметь в виду изложенное выше мнение Верховного Суда РФ о представлении в суд «акта освидетельствования» 2 , опровергающего факт нахождения водителя в состоянии опьянения, в то время, как водитель, обращаясь по собственной инициативе в медучреждение, уже не является водителем и не направляется в качестве водителя в медучреждение, а является таким же гражданином, как и любой другой пешеход или гражданин. Ну, не понимает Верховный Суд этой разницы, зато все туда же: вершит «правосудие» по своему внутреннему убеждению. Что уж тут говорить о нижестоящих судах.

Вместе с тем, в настоящее время в связи с положительными результатами рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ по делам, содержащим сведения о результатах так называемого независимого медицинского освидетельствования, вновь стал актуальным вопрос о прохождении независимого медицинского освидетельствования.

Информация по вопросам самостоятельной оценки и интерпретации результатов независимого медицинского освидетельствования изложена на страничке «Оценка результатов повторного медицинского освидетельствования, естественное протрезвление, естественное вытрезвление».

Дополнительная информация по вопросам организации и проведения защиты в суде при отказе от медицинского освидетельствования на состояние опьянения изложены на сайте » defender -защита прав в суде».

Информация по организации защиты и возврату водительских прав изложена на страничках настоящего сайта — см. «Карта сайта. Навигация: Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения». Также, Вы можете получить консультацию и ответы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке «Обратная связь».

прим. что, однако, не мешает судьям Верховного Суда РФ оставлять постановления по делу об административном правонарушении и решения по жалобам в силе 1 . Надежду вселяют исключительно редкие, но периодически появляющиеся в публикации отдельные судебные акты Верховного Суда РФ, например, одни из последних решений Меркулова о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусматривающим административную ответственность по статье 12.26 часть 1 КоАП, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП — постановление от 22 декабря 2014 года № 23-АД14-2, постановление от 20 мая 2015 года № 49-АД15-2, постановление от 14 июля 2016 года № 77-АД16-2, постановление от 03 августа 2016 года № 9-АД16-11.

Практика положительного разрешения дел в Верховном Суде РФ в условиях, когда нижестоящие судебные инстанции выносят обвинительные постановления и решения, свидетельствует о том, что следует идти до конца. Главным и определяющим здесь является правильное формулирование и обоснование своих доводов по защите без иллюзии, что суд сам за Вас сделает это.

1 К сожалению, ни нормы закона, ни позиция Верховного Суда Российской Федерации, ни Конституция Российской Федерации и иные федеральные законы не останавливают ряд особо беспринципных судей, которые пытаются всевозможными путями, в том числе явно противозаконными, вынести обвинительные решения по административным делам, предусматривающим ответственность по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ.

Так, несмотря на существенное нарушение установленного порядка направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в частности, выразившееся в отсутствии понятых при составлении протокола о направлении на медицинское освидетельствование и отсутствие понятых вообще при составлении административного материала в отношении водителя, мировой судья судебного участка № 1 Муслюмовского района РТ Ханнанова Б.И. вынесла обвинительное постановление , в котором делает «глубокозаконный» вывод, что «понятые не были привлечены к участию по делу по причине их отсутствия» (постановление с сайта суда удалено). Решением судьи Муслюмовского районного суда Билаловым Э.З. постановление оставлено в силе, а жалоба на постановление — без удовлетворения. Верховный Суд РФ в лице судьи Меркулова В.П. оставил решения нижестоящих судов без изменения, не рассмотрев и проигнорировав, доводы защиты в том числе о явном нарушении установленного законом порядка направления на медицинское освидетельствование, о существенном нарушении установленного КоАП порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, об игнорировании норм закона нижестоящими судебными инстанциями.

Вот такой тандем беззакония Ханнанова-Билалов существует в Муслюмовском судебном районе под руководством председателя суда Миннуллиной Г.Р. Вот такая «тройка» из далеких 30-х годов прошлого столетия вершит судьбы людей в Муслюмовском районе Республики Татарстан, а Верховный Суд РФ в лице Меркулова потворствует такому беспределу, фактически поощряя и оправдывая противозаконные действия должностных лиц ГИБДД и судей (постановление от 28.12.2012г. № 11-АФ12-1097. Постановление с сайта Верховного Суда РФ удалено).

Аналогичный бред из более ранних решений Верховного Суда РФ в лице Серкова П.П. — страничка «Серков Петр Павлович».

2 Верховным Судом РФ допущена существенная ошибка: указан «акт освидетельствования» вместо протокола медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения; в данном случае субъектом является гражданин, а не водитель; в настоящее время протокол медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения оформляется с использованием учетной формы № 155/у в соответствии с требованиями Временной инструкции о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 01 сентября 1988 г. № 06-14/33-14, и ни акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, по учетной форме 307/у-05, ни «Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в последующих редакциях), ни приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308, к вопросу независимого освидетельствования не имеют отношения.