Штраф по 2025 коап рф

Оглавление:

Штраф за неуплату штрафов ГИБДД вовремя — ст. 20.25 КоАП РФ

Что будет, если не оплатить штраф ГИБДД вовремя? Рассмотрим в этой статье наказание за неоплату штрафов.
Напомним, кодексом об административных правонарушениях срок оплаты штрафов установлен в 60 суток. В то же время с 2016 года при оплате штрафа в течение 20 суток с момента вынесения действует скидка на сумму штрафа 50%. Это само по себе снимает многие вопросы: люди теперь предпочитают быстро оплатить половину штрафа, а не затягивать с оплатой.

Штраф за неуплату штрафа ГИБДД вовремя

До сих пор находятся люди, которые принципиально не платят административные штрафы. Поговорим об ответственности за неуплату штрафа ГИБДД.
Штраф за неуплату штрафа предусмотрен ст. 20.25 КоАП РФ:

Рассмотрим данную статью подробнее: если штраф не уплачен в срок, который составляет сейчас 60 суток, это является основанием для наложения штрафа в двукратном размере. А некоторых случая, если неоплаченных штрафов много, может применяться даже административный арест до 15 суток, либо обязательные работы, если неплательщик неплатежеспособен.
Если Вас уже один раз оштрафовали за неуплату какого-либо штрафа, второй раз за неуплату этого же штрафа оштрафовать уже не смогут. Однако оплата штрафа по ст. 20.25 не освобождает от уплаты первоначального штрафа.
Напомним о возможности ходатайствовать о рассрочке уплаты штрафа на срок до трех месяцев.

Лишение прав за неуплаты штрафов

Помимо санкций, предусмотренных кодексом об административных правонарушениях, существует еще одна опасность для неплательщиков. Дело в том, что дела с неоплаченными штрафами отправляются на взыскание в службу судебных приставов. А судебный пристав имеет весьма обширные полномочия по взысканию любых долгов, в том числе и неоплаченных штрафов.
Во-первых, пристав может наложить ограничения на совершение регистрационных действий с автомобилем.
Во-вторых, ограничить выезд неплательщика за границу. При этом часто должник узнает о существующем ограничении только проходя паспортный контроль в аэропорту. Приходится сворачивать поездку или срочно искать варианты оплаты долгов.
В-третьих, недавно приставы получили право приостанавливать действие водительских прав должников. Это право они уже вовсю реализуют на практике. О том, как вернуть права после лишения судебными приставами, мы уже писали ранее.

Штраф по 2025 коап рф

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 20.25 КоАП РФ. Уклонение от исполнения административного наказания

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 20.25 КоАП РФ. Уклонение от исполнения административного наказания

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста —

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест , предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Вернуться к оглавлению : КоАП РФ с последними изменениями (в действующей редакции)

Комментарии к статье 20.25 КоАП РФ, судебная практика применения

Ответственность по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Порядок, сроки привлечения (позиция ВС РФ):

«Вопрос 11: Каковы сроки и порядок привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ?

Ответ: …Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи.

Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ ).

Таким образом, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, может быть возбуждено по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ . В случае обнаружения должностным лицом факта неуплаты административного штрафа протокол о совершенном правонарушении составляется и направляется судье немедленно. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривается в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ » («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007, извлечение)

За уклонение от исполнения наказания в виде обязательных работ лицо может привлекаться к ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ неограниченное число раз в течении срока его отбывания (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 2. Образуют ли объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, действия лица, выразившиеся в уклонении от отбывания административного наказания в виде обязательных работ, в случае, если такое лицо считается подвергнутым административному наказанию по указанной норме?

Ответ: …объективная сторона названного административного правонарушения характеризуется действиями лица, которому назначен этот вид административного наказания, выразившимися в неоднократном отказе от выполнения работ, и (или) неоднократном невыходе такого лица на обязательные работы без уважительных причин, и (или) неоднократном нарушении трудовой дисциплины, подтвержденных документами организации, в которой лицо, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывает этот вид наказания (ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ ).

Анализ состава данного административного правонарушения позволяет прийти к выводу, что оно не является длящимся и окончено с момента повторного нарушения лицом, привлеченным к административной ответственности, порядка отбывания административного наказания в виде обязательных работ.

При этом согласно ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Таким образом, лицо, привлеченное к административной ответственности за уклонение от исполнения административного наказания в виде обязательных работ, должно отбыть обязательные работы в течение всего назначенного срока наказания.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ, окончено с момента повторного совершения действий, указанных в ч. 12 ст. 32.13 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение в виде уклонения от обязательных работ, может быть привлечено к административной ответственности за указанное правонарушение неоднократно в течение всего срока отбывания этого вида наказания, то есть и в случае, когда такое лицо уже подвергалось административному наказанию по ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ» («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014, извлечение)

Неуплата штрафа, наложенного по ст. 20.25 КоАП РФ влечет новый штраф по данной статье за самостоятельный, новый состав правонарушения

Вопрос 3. Возможно ли привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ лица, ранее подвергнутого административному наказанию за неуплату административного штрафа по указанной норме?

Ответ: ..Анализ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, позволяет прийти к выводу, что с объективной стороны оно характеризуется бездействием лица, выразившимся в неуплате административного штрафа в установленный законом срок, независимо от того, за какое первоначальное правонарушение лицу, его совершившему, было назначено административное наказание в виде штрафа .

Таким образом, неуплата административного штрафа, наложенного на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренный названной нормой («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014)», утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 24.12.2014, извлечение)

Подсудность дел о правонарушении по ч. 1 статьи 20.25 КоАП РФ, совершенном иностранным гражданином (позиция Верховного Суда РФ):

«Вопрос 8. Как определяется территориальная подсудность дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, совершенных иностранными гражданами?

Ответ: …По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).

Однако, как следует из разъяснения, содержащегося в подп. «з» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту их пребывания (чч. 2 и 3 ст. 7 Федерального закона о миграционном учете).

Из системного анализа вышеприведенных нормативных правовых актов следует, что местом совершения иностранным гражданином административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, является место жительства либо место пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, то есть адрес, где постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие иностранные граждане зарегистрированы либо состоят на учете» («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года», утвержден постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.03.2010, извлечение)

Штраф по 2025 коап рф

Итак, судя по многочисленным вопросам, многие наши читатели не знают, какое наказание может ожидать неплательщиков штрафов. Напомним, срок оплаты штрафа составляет 60 суток. Это само по себе достаточное время, чтобы любой человек выделил полчаса и сходил в банк, или за пять минут оплатил постановление через онлайн-банк. Тем не менее, некоторые люди принципиально не платят штрафы (по ним есть срок давности, после которого взыскать штраф нельзя), или банально забывают это сделать.

Размер штрафа за неуплату штрафа ГИБДД

Ну а для принципиальных неплательщиков поясним.
Во-первых, неуплата штрафа в срок сама по себе является составом административного нарушения по ст. 20.25 КоАП РФ, и наказанием будет либо удвоенный неоплаченный штраф, либо для злостных неплательщиков, имеющих несколько неоплаченных квитанций – арест на срок до 15 суток.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 410-ФЗ)
1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 226-ФЗ, от 05.04.2013 N 49-ФЗ)

То есть просрочив оплату штрафа в 5000 рублей, при следующем контакте с ГИБДД (регистрация автомобиля, выдача ВУ, проверка на дороге) Вы рискуете быть оформленным по ст. 20.25, Вас доставят в мировой суд, где судья решит, выписать Вам новый штраф в 10 000 рублей или вообще арестовать на несколько суток.
Отметим, что если Вы действительно находитесь в тяжелом материальном положении, Вы имеете право на отсрочку уплаты штрафа до трех месяцев.
Во-вторых, кроме нового штрафа, неуплата штрафа также может закончится испорченным отпуском или арестованным банковским счетом. Дело в том, что неоплаченные штрафы передаются на взыскание в службу судебных приставов-исполнителей, которые могут наложить запрет на выезд за пределы РФ, на перерегистрацию Ваших автомобилей, или арест банковского счета. Подробнее об арестах автомобилей читайте в соответствующем материале.

Лишение прав за неуплату штрафов 2016

Как видно из текста ст. 20.25 КоАП РФ, лишение прав за неуплату штрафа в 2016 году не предусмотрено. Означает ли это, что лишение водительского удостоверения неплательщикам штрафов не светит? Нет, это не так. Дело в том, что 15 января 2016 года вступили в силу новые поправки к закону об исполнительном производстве, регламентирующем деятельность судебных приставов.

Неуплата штрафа в срок, могут ли привлечь к административной ответственности?

Штраф не был уплачен в срок. Могут ли привлечь по ст. ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, если в суд еще не попало, а я оплатил по прошествии 90 дней. Что сделать, чтобы не привлекли?

Ответы юристов (16)

Оплачивать административный штраф нужно в течение 60 дней.

ч.1 ст.32.2 КоАП РФ

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Что сделать, чтобы не привлекли?
Виктор

Лично Вы ничего уже сделать не сможете. Если исполнительное производство не было возбуждено, то не привлекут. Если было, то могут.

Уточнение клиента

А в какие сроки и при каких условиях могут возбуждать исполнительное производство по неоплаченным штрафам, есть ли разница автоматическая видеофиксация или протокол? Если штраф был год назад и не оплачен, тоже могут привлечь к ст. ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ?

13 Мая 2017, 12:46

Есть вопрос к юристу?

ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, -влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Вас могли привлечь только в случае обнаружения неоплаты штрафа предусмотренный законом в срок, т.к. штраф Вы оплатили, пусть и с нарушением сроков, то по ст. 20.25 КоАП РФ Вас привлечь уже не смогут.

Да могут. Разницы нет в автоматическом режиме зафиксировано правонарушение или визуально с составлением протокола или без него.

Уточнение клиента

А разве срок давности административного правонарушения в данном случает не действует?

13 Мая 2017, 12:59

Почему Вы так решили?

п.4.20.1 «Методические рекомендации по порядку привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, отнесенные к подведомственности ФССП России»

При установлении факта уплаты административного штрафа по истечении срока, определенного КоАП РФ для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, направляет его в суд и выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 07.10.2014 N 2323-О «По запросу мирового судьи судебного участка N 56 Нерчинского района Забайкальского края о проверке конституционности положений части 1 статьи 4.5 и части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях». Согласно этому постановлению определено, что срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае составляет три месяца, а не год (как для нарушений законодательства об исполнительном производстве). После истечения трехмесячного срока лицо уже нельзя будет привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Уточнение клиента

3 месяца с момента протокола КоАП или с момента неоплаты в срок, т.е. после 60 дней?

13 Мая 2017, 13:07

Действует. Он 2 года.

Уточнение клиента

Если на сайте приставов висит штраф дата апрель 2015 года его можно уже каким-то образом аннулировать?

13 Мая 2017, 13:11

Уточнение клиента

2 года с момента вынесения протокола или с момента начала исполнительного производства?

13 Мая 2017, 13:35

3 месяца с 61 дня после даты вступления в законную силу постановления об административном правонарушении.

Со дня вынесения.

В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Уточнение клиента

через 2,5 месяца после вынесения протокола (штраф гибдд на 500 руб.) мне на почту приходит определение определение о назначении административного расследования в связи с тем, что сотрудник ГИБДД посмотрел и не увидел, что штраф был оплачен во-время. 1. насколько правомочно назначение административного расследования в отношении штрафа 2. сейчас я оплатил, может быть имеет смысл сразу квитанцию в гибдд и мировой суд отнести?

13 Мая 2017, 13:17

Они сами должны прекратить исполнительное производство в связи с истечением срока давности исполнения наказания в виде штрафа.

Уточнение клиента

срок давности исполнения наказания ввиде штрафа с момента вынесения протокола или с момента начала исполнительного производства?

13 Мая 2017, 13:21

Откуда Вы берете информацию? Снова не верно.

п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.

Вас по какой статье привлекли? Кем вынесено постановление?

Уточнение клиента

т.е. не 500, а 800 рублей штраф, за отсутствие страховки. Штраф выписал инспектор гибдд, а определение об административном расследовании в связи с не оплатой штрафа написал капитан гибдд который занимался расследованием дтп в котором я был пострадавшим через 2,5 месяца уже после вынесения постановления по ДТП

13 Мая 2017, 13:24

Не понял, штраф один на 800 рублей и вынесен инспектором ГИБДД?

Уточнение клиента

да, штраф один на 800 руб.

13 Мая 2017, 13:30

Должностные лица ГИБДД имеют право составлять протоколы по ст.20.25 КоАП РФ, а следовательно и проводить административное расследование.

12) должностные лица органов и учреждений, указанных в пунктах 3 — 7 части 1 и пунктах 3, 5 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, указанных в пункте 2 части 1 и пунктах 2, 4 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, вынесших постановление о наложении административного штрафа, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, — судебные приставы-исполнители;

Все верно вынесли постановление об административном правонарушении, назначили наказание в виде штрафа 800 рублей. Нужно было в течение 20-ти дней оплатить 400 рублей и все.

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 380-ФЗ, судебные приставы наделены полномочиями привлекать к административной ответственности по

ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях лиц,
не исполнивших постановления судей по делам об административных
правонарушениях.

Вас привлек к административной ответственности сотрудник
ГИБДД

Таким образом, по ст. 20.25 КоАП РФ Вас может привлечь только

сотрудник ГИБДД при выявлении факта неуплаты штрафа (60 дней+ 3 месяца. А в случае оплаты, но с нарушением сроков, сотрудник ГИБДД к ответственности уже привлечь не сможет по данной статье. Если сотрудник ГИБДД в указанной срок протокол по ст. 20.25 КоАП РФ в отношении Вас не выносил, то бояться уже нечего.

Уточнение клиента

спасибо за ответ

13 Мая 2017, 13:43

Можете объяснить что ему помешает составить протокол и направить его на рассмотрение в районный суд?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания

СТ 20.25 КоАП РФ

1. Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, —

влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

2. Самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста-

влечет административный арест на срок до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

3. Уклонение иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей и административное выдворение за пределы Российской Федерации.

4. Уклонение от отбывания обязательных работ —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

5. Нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения —

влечет наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Примечания:

1. К административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, не привлекаются иностранные граждане и лица без гражданства в случае, если они своевременно не уплатили административный штраф, который был назначен им одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

2. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи.

3. Административный арест, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, не может применяться к лицу, которое не уплатило административный штраф за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Комментарий к Ст. 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей 20.25, являются общественные отношения в области охраны общественного порядка. Предметом посягательства правонарушения выступают правила исполнения административного наказания, урегулированные ст. 32.2 КоАП РФ (исполнение постановления о наложении административного штрафа), Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке отбывания административного ареста, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 726, Правилами внутреннего распорядка специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, содержащимися в приложении N 4 к Приказу МВД России от 06.06.2000 N 605дсп, и др.

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1) выражается в неуплате наложенного административного штрафа в срок, установленный в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 этой статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение 10 суток (а в случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством РФ, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме этого, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 комментируемой статьи 20.25 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 анализируемой статьи, не составляется в случае, указанном в примечании N 1 к этой статье.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 2) выражается в самовольном оставлении места отбывания административного ареста путем осуществления соответствующих действий. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества (ст. 3.9 КоАП РФ).

В ст. 32.8 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел, а отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 3) выражается в уклонении иностранного гражданина или лица без гражданства от исполнения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 4) выражается в уклонении от отбывания обязательных работ.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 5) выражается в нарушении административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

7. Субъектами правонарушения являются граждане.

8. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной формой вины.

9. Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях по ч. 1 комментируемой статьи вправе составлять должностные лица органов и учреждений, вынесших постановления о наложении административных штрафов, либо уполномоченные лица коллегиальных органов, вынесших постановления о наложении административных штрафов, а по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых судьями, протоколы составляют судебные приставы-исполнители. Кроме этого, дела о нарушениях по ч. 1 анализируемой статьи составляют должностные лица учреждений уголовно-исполнительной системы (п. 5 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Протоколы о правонарушениях, квалифицируемых по ч. ч. 2 и 5 комментируемой статьи 20.25 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

10. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Федерация Автовладельцев России

Неоплаченный штраф: защита от административного ареста

В настоящее время тема неуплаты административных штрафов стала вновь актуальной. Актуальность данной темы обуславливается следующими причинами:

  1. забывчивостью лиц, в отношении которых вынесены постановления о наложении административных штрафов, об уплате штрафа до истечения 30 дневного срока, отведенного на уплату (ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ);
  2. техническими причинами, из-за не поступления сведений из финансово-кредитных учреждений об уплате административных штрафов в соответствующие подразделения ГИБДД;
  3. незаконным бездействием должностных лиц отделов исполнения административного законодательства ГИБДД по не включению в центральную базу данных ЕИТС региональных УГИБДД сведений об уплате административных штрафов;
  4. введением в эксплуатацию работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения;
  5. заочным вынесением обвинительного постановления о назначении наказания в виде уплаты административного штрафа и обращению его к исполнению до ознакомления с ним лица, в отношении которого оно вынесено;
  6. не вручением постановления о наложении административного штрафа из-за неудовлетворительной работы почты, либо получение постановлением после того, как его заочно обратили к исполнению.

Причины неуплаты штрафов 4 – 6 обусловлены неудовлетворительной работой почтовых отделений, а также незаконными бездействиями и действиями должностных лиц отделов исполнения административного законодательства ГИБДД.

Данная работа призвана находиться в бардачке у каждого автовладельца, заботящегося о своих правах и своей безопасности.

Привлечь за неоплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ могут лишь в течение 130 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Срок привлечения к административной ответственности за неуплату административного штрафа законодательно ограничен и составляет 130 дней со дня вынесения постановления, если постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно ч. 1 ст. 32.2. КоАП РФ: «Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса».

Исходя из положения ч. 5 ст. 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

В силу п. 1 ст. 31.1. КоАП РФ: «Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу: после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано».

Исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определённая обязанность не была выполнена к определённому правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока (т.е. с 31 дня).

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ: «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления».

Таким образом, под санкцию ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ лицо, своевременно не уплатившее штраф, автоматически подпадает лишь на 41 день, со дня вручения или получения копии постановления, при условии, что постановление о наложении штрафа не обжаловалось.

Теперь о главном! Помните, что постановление о назначении административного наказания по делу, рассматриваемому судьёй, не может быть вынесено — по истечении трех месяцев (ч. 1 ст. 4.5.) КоАП РФ. Дела, связанные с неуплатой административных штрафов, рассматривают мировые судьи (ч. 1 ст. 23.1. КоАП РФ).

Итак:

  • 10 дней — срок, который начинает течь со дня вручения, или получения копии постановления, отведённый на вступление его в силу, если постановление не обжаловано;
  • 30 дней — срок, в течение которого должен быть уплачен административный штраф, если не дана рассрочка об уплате штрафа;
  • 90 дней — срок, в течение которого мировой судья должен рассмотреть дело.

Следовательно, по истечении 130 дней со дня вынесения постановления, лицо, привлечённое к административной ответственности в виде уплаты штрафа, привлечению по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ не подлежит.

Аналогичная правовая позиция содержится в ответе на вопрос 11 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2006 года.

В каких случаях инспектор ДПС вправе остановить транспортное средство для проверки документов.

Чаще всего возбуждение дела об административном правонарушении за неуплату административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, инициируется инспектором ДПС в улично-дорожной сети после проверки документов. Для того чтобы возбудить дело, необходимо остановить транспортное средство и проверить водительские документы. Уточним правовой аспект совершения данных действий.

Пунктом 63 Административного регламента (утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185) установлен исчерпывающий перечень оснований к остановке транспортного средства сотрудником, которые являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учётов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

В словаре русского языка С. И. Ожегова определено: Стационарный, — Постоянный, не передвижной. (С. И. Ожегов. Словарь русского языка. Москва, ОНИКС, Мир и образование, с 1002.).

По смыслу положений приказов МВД РФ № 185-186 д, от 02 марта 2009 года, патрульный автомобиль, равно как и остальные формы патрулирования не являются стационарными постами ДПС.

Отметим также, что остановка транспортного средства для проверки (проверки документов) вне стационарных постов ДПС не предусмотрена ПДД и иными правовыми актами в области дорожного движения.

Информацию о неуплате административных штрафов инспектор ДПС получает из оперативных учётов.
Рассмотрим, в каких случаях инспектор ДПС вправе и обязан обращаться к оперативным учётам.

Согласно п. 86 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. приказом МВД РФ № 185 от 02 марта 2009 г.) – (далее Административный регламент), обращение к розыскным и оперативно-справочным учётам, применение технических средств определения подделки документов осуществляется в каждом случае проверки или выборочно, в зависимости от конкретной ситуации.

Обращение к розыскным и оперативно-справочным учётам является обязательным в случае возбуждения дела об административном правонарушении.

Обращение к розыскным и оперативно-справочным учётам может осуществляться сотрудником непосредственно в базы данных (при их наличии) или путём запроса в дежурную часть по имеющимся каналам связи.

Однако в настоящее время применяются незаконные способы остановки транспортного средства для проверки документов.

Часто за 100 – 150 метров перед постами ДПС, КПМ, или КПП дежурят патрульные автомобили типа «Газель». На них установлены работающие в автоматическом режиме АПК «Поток-М» (автоматический поисковый комплекс).

В считанные секунды проезжающий автомобиль вместе с его собственником проверяются по шести базам поиска (лишённые прав, не оплатившие штрафы, база судебных приставов, федеральная, оперативная база розыска и база розыска по инициативе отделов полиции). Если хоть в какой-то из этих баз числится данный автомобиль, на экране прибора высвечивается соответствующая информация. По этой причине находящийся на стационарном посту инспектор ДПС останавливает транспортное средство для проверки документов.

Обнаружение «правонарушителей» с помощью АПК «Поток-М» не вписывается в рамки КоАП и Административного регламента (утв. приказом МВД РФ № 185 от 02. 03. 2009г.).

Стоит отметить, что АПК «Поток-М», сканируя автомобиль (мотоцикл), одновременно проверяет по оперативным учётам собственника транспортного средства.

Как известно, презумпция невиновности в законодательстве об административных правонарушениях является иллюзорной. Рассмотренная ситуация является одним из примеров иллюзорности презумпции невиновности.

К примеру, если собственник автомобиля (мотоцикла) своевременно не уплатил административный штраф, это обстоятельство не может означать, что правонарушителем является владелец автомобиля, владеющий им на основании доверенности.

Основания и порядок возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3. КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судьями, — судебные приставы-исполнители.

То есть, если инспектор ДПС вынес постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, то он вправе возбудить дело за его неуплату в установленный срок.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.1. КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений «материалы», содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

С нашей точки зрения, возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ лишь на основании информации из оперативно-справочного учёта ГИБДД является незаконным и подтверждается следующими выводами.

Термины «Материалы», как указано в (ст.28.1 ч.1 п. 2 КоАП РФ) и «Информация оперативно-справочного учёта ГИБДД» не тождественны друг другу.

В словаре С. И. Ожегова определено: Материалисточник, сведения, служащие основой для чего-н. (Там же, с 436).

Поэтому информация из оперативно-справочного учета ГИБДД может служить лишь ориентиром к какому-нибудь действию, несвязанному с тем, что не предусмотрено нормами КоАП РФ, и не может являться основанием для возбуждения дела об АПН по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, а тем более для применения мер обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).

Одним из возможных действий инспектора ДПС является направление им рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения на имя вышестоящего руководства. После чего сотрудники соответствующего подразделения ГИБДД, инспектор которого обнаружил признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, обязаны на основании сведений из оперативно-справочного учёта ГИБДД запросить материалы «живого дела» и вместе с ним сведения об оплате и поступлении штрафа. И только в случае, если проведённая сотрудниками подразделения ГИБДД проверка подтвердит отсутствие сведений об уплате штрафа, лишь тогда должен оформляться протокол по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Такая позиция соответствует принципам ст. 24.1. КоАП РФ.

В теории и практике уголовно-процессуального и законодательства об административных правонарушениях любые сведения о фактах порождают сам факт. Под сведениями о фактах понимается такая информация об обстоятельствах дела, достоверность которой еще предстоит проверить, (т. е. это как раз и есть информация из оперативно-справочного учёта ГИБДД), а под доказательственными фактами – уже проверенная информация, не вызывающая сомнения в достоверности (т. е., это и есть как раз таки материальное подтверждение событий правонарушения). На наш взгляд, законодатель обоснованно употребил термин «Материалы», дабы исключить всякое голословное обвинение.

Только такую информацию необходимо использовать как готовые элементы в логических конструкциях для получения итоговых знаний об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, и после чего устанавливать события и состав правонарушения.

Часто на практике, из-за непроверенной информации, полученной из учётов ГИБДД, дела, предусмотренные ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ возбуждаются дважды.

Как известно, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности лишь в случае его неявки, но при обязательном условии, что данное лицо извещено в установленном порядке (ч. 4.1. ст. 28.2 КоАП РФ).
Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трёх дней со дня составления указанного протокола (там же).

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что лиц, привлекаемых к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ практически никогда не вызывают на составление в отношении них административных протоколов.

Бывает, что в связи с неуплатой одного и того же штрафа дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ возбуждаются дважды. Сначала заочно сотрудниками ГИБДД по исполнению административного законодательства, а затем и придорожными инспекторами ДПС на основании сведений из оперативных учётов.

Возбуждение 2-х дел за одно и тоже правонарушение может повлечь двойное наказание, что, согласно ч. 1 ст. 50 Конституции РФ и ч. 5 ст. 4.1 КоАП, является недопустимым.

Кроме того, в силу ст. 1.2. КоАП РФ, первоочередными задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, в том числе от незаконного и необоснованного обвинения.

Таким образом, наличие информации в оперативно-справочном учете ГИБДД о неуплате административного штрафа, в соответствии с буквой закона не дает право ИДПС сиюминутно возбуждать дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и тем более применять меры обеспечения по делу (ст. 27.5 КоАП РФ).

Всегда ли законно административное задержание на срок не более 48 часов?

До сих пор отмечаются случаи, когда после обнаружения в базе данных ГИБДД сведений о неоплаченных административных штрафах, помимо возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, инспекторы ДПС задерживают и передают автовладельцев по рапортам в территориальные ОВД для административного задержания, на срок не более 48 часов.

Однако однозначно кидать всех пойманных за несвоевременную неуплату административных штрафов явно незаконно.

В одном из надзорных постановлений Заместитель председателя Верховного суда РФ сделал следующий обоснованный вывод. Сам по себе факт составления в отношении лица протокола об административном правонарушении, за которое может быть назначено наказание в виде административного ареста, не может служить основанием для административного задержания лица (Постановление ВС РФ от 11 апреля 2005 г. N 7-АД04-2 (БВС 05-11)).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9-П часть 1 статьи 27.3 признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста, а последующее прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения или отсутствием состава административного правонарушения не может служить основанием для отказа в обжаловании незаконного применения административного задержания как принудительной меры обеспечения производства по данному делу.

По смыслу ч. 1 ст. 27.3., и исходя из положения ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ, такими достаточными и соразмерными основаниями могут являться лишь доказательства, подтверждающие то, что в отношении конкретного лица по возбуждённому делу, влекущему административный арест, имеется не исполненное определение суда о его приводе, либо данное лицо уклоняется от отбывания назначенного судом наказания в виде административного ареста в период действия данных актов.

Таким образом, проверить на предмет уплаты штрафов в области БДД инспектор ДПС вправе, а оформлять протоколы по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ может только при наличии соответствующих достаточных доказательств.

Поэтому в случае проявления угроз со стороны инспектора ДПС о применении административного задержания, сроком до 48 часов, необходимо под включённый диктофон и (или) автомобильный видеорегистратор ознакомить инспектора ДПС с вышеуказанным текстом постановления Конституционного Суда РФ от 16.06.2009 №9-П и потребовать предъявить вышеперечисленные доказательства. Как правило, после таких мер инспекторы ДПС перестают проявлять инициативу о применении административного задержания.

Как действовать в случае, если за неуплату административного штрафа пытаются закрыть на срок не более 48 часов?

Даже если инспектор ДПС умышленно игнорирует императивные нормы КоАП и правовые позиции Конституционного суда РФ, при отсутствии достаточных оснований считать административное задержание сроком на 48 часов необходимым и соразмерным, приступил к доставлению в ОВД, необходимо внимательно отнестись к оформляемым документам и действовать следующим образом.

«Мотивы задержания» должны быть указаны в протоколе об административном задержании (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ).

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе (ч. 1 ст. 27.4 КоАП РФ).

До водворения в изолятор временного содержания необходимо в кратчайший срок (но не позднее трёх часов с момента задержания) уведомить родственников или близких лиц о своём задержании и месте нахождения.

Такое право закреплено за лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении в ч. 7 ст. 14 федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ.

Родственники или близкие задержанного должны немедленно написать заявление в порядке ст. 141 УПК РФ о наличии в действиях должностных лиц, инициировавших административное задержание, признаков состава преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 286 и ч. 1 ст. 292 УК РФ – «превышение должностных полномочий» и «внесение заведомо ложных сведений в официальные документы». Затем уголовное преследование должностных лиц стоит продолжить самому задержанному.

Исходя из п. 19 Постановления Пленума Верховного суда РФ №19 от 16. 10. 2009 г.: «Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые: никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, протокол об административном правонарушении передаётся на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении, совершение которого может повлечь административный арест, рассматривается в сроки, установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, т.е., в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если в течение 48 часов с момента фактического задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, дело об административном правонарушении не передано на рассмотрение мировому судье, то задержанное лицо, безусловно, подлежит немедленному освобождению.

Защита от ареста

В случае доставления автовладельца вместе с делом к мировому судье, возможны следующие действия. Необходимо по возможности до начала рассмотрения дела успеть составить мотивированное письменное ходатайство об истребовании предшествующего дела, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление о наложении административного штрафа.

Напомним, что ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению (ч. 2 ст. 24.4. КоАП РФ).

Как правило, руководство президиумов региональных судов на судейских совещаниях даёт указания остальным судьям судов общей юрисдикции об истребовании при таких обстоятельствах ранее рассмотренных дел и вынесенных по результатам их рассмотрения, вступивших в законную силу постановлений о наложении штрафа.

Тем не менее, лучше перестраховаться и заранее по собственной инициативе заявить ходатайство об истребовании ранее рассмотренного дела, повлекшее наложение административного штрафа.

После того, как дело будет истребовано и представлено в суд, необходимо, пусть даже в ходе судебного разбирательства, ознакомиться с ним в полном объёме.

Если ранее постановление о наложении административного штрафа не было получено и об этом в истребованном деле нет ни одной отметки, то на одном лишь этом основании, следует заявить письменное ходатайство о прекращении производства по делу.

В нарушение вышеуказанных норм сотрудники ГИБДД заочно обратили постановление о наложении штрафа к исполнению. При этом игнорируя то обстоятельство, что вынесенное постановление не было вручено или получено лицом, в отношении которого оно вынесено.

При таких обстоятельствах мировой судья обязан прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ.

Рассмотренный пример убедительно опровергает законность возбуждения дела об административном правонарушении за неуплату штрафа лишь на основании сведений из электронных учётов ГИБДД.

Как отмечено ранее, постановление вступает в силу после истечения срока, установленного для обжалования (п. 1 ст. 31.1. КоАП РФ). Данный срок начинает течь со дня вручения или получения копии постановления и составляет 10 дней (ч. 1 ст. 30.3. КоАП РФ).

Получение в ходе судебного разбирательства копии постановления о наложении административного штрафа, является поводом для подачи жалобы на данное постановление.

Если ранее постановление о наложении административного штрафа было получено и об этом в истребованном деле имеются соответствующие отметки о получении, необходимо заявить письменное ходатайство следующего содержания.

Прошу временно отложить рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении в отношении меня по ч. 1 ст. 20.25. КоАП РФ, в связи с необходимостью воспользоваться юридической помощью защитника, заключить с защитником письменный договор об оказании юридических услуг и удостоверить полномочия защитнику нотариально оформленной доверенностью. Без участия защитника участвовать в деле не буду.

Учитывая данное ходатайство, мировой судья обязан временно отложить рассмотрение дела.

Между тем, в силу ч. 3 ст. 25.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу, является обязательным.

Даже если лицо, в отношении которого ведётся производство по делу, влекущее административный арест, надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела, но в назначенное время не явилось в судебное заседание, судья не вправе в дальнейшем рассматривать дело без присутствия данного лица.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 27.15., ч. 3 ст. 29.4., п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ, судья будет регулярно откладывать рассмотрение дела, и выносить определения о приводе лица, привлекаемого к административной ответственности. Порядок исполнения определений о приводе установлен инструкцией «О порядке исполнения постановлений прокуроров, следователей, определений судов о приводе свидетелей обвиняемых и подсудимых» (утв. приказом МВД СССР № 110 от 07. 07. 1972 г. (Д)). И так, вплоть до истечения 3-х месячного срока, отведённого на привлечение к административной ответственности.

Юрий Шулипа
Московское отделение ФАР