Родительские права в школе

Оглавление:

Права родителей: что требовать от школы и детсада

04 февраля, 2015

Поделиться в социальных сетях:

Не все родители школьников и детсадовцев знают, что у них есть не только обязанности, но и права. Закон «Об образовании» предоставляет им целый ряд правомочий. M24.ru выяснило, какими правами обладают родители и что им положено по закону.

Школа и детский сад

Права родителей школьников и детсадовцев примерно идентичны. Здесь дело не в конкретном образовательном заведении, а в возрасте учащихся – они несовершеннолетние.

По словам депутата городской думы, председателя комиссии по образованию Антона Молева, есть лишь нюансы, связанные с зачислением в детский сад, с пребыванием и некими обязанностями родителей. Отличия могут быть только на старшей ступени, где ребенок выступает в роли самостоятельного субъекта и отчасти берет на себя некоторые обязательства.

Более того, сейчас детский сад уже не самостоятельная структура, а дошкольное отделение крупной школы, поэтому, по факту, родители, зачисляя своего ребенка в детский сад, вступают в юридические отношения с крупным комплексом. Продолжаются эти отношения в течение всего времени, пока ребенок учится: дошкольное отделение, потом начальные классы, вплоть до выпуска из школы.

Что нужно знать в первую очередь

В первую очередь родителям нужно знать, что они имеют право самим выбрать, где будет учиться их ребенок: будь то государственная школа или частная, лицей или гимназия. При этом они могут выбрать между традиционным обучением в школьных стенах или на дому.

Как правило, ребенок поступает в школу, которая находится ближе к дому. Но важно знать, что это не обязательно. Вы можете выбрать для вашего ребенка любую понравившеюся школу, а отказать вам могут только если в выбранном вами учебном заведении нет свободных мест.

При приеме в учебное заведение родителей обязаны ознакомить с уставом, предоставить лицензию и свидетельство об аккредитации. Здесь заметим – эта информация не просто должна быть открыта для вас, вам ее обязаны предоставить. Вы также можете ознакомиться с учебным планом, расписанием звонков и занятий.

По закону, только с согласия родителей открываются дополнительные занятия и продленки. Родители могут дать согласие на проведение психологических тестов и медицинских обследований или же отказать, а также присутствовать при оглашении результатов.

Могут ли ребенка привлечь к труду

Вашего ребенка не могут привлечь к труду, не предусмотренному образовательной программой. По словам Антона Молева, если детей привлекают к подобной работе, то это предмет предъявления претензий к школе. Но здесь есть тонкая грань. Элементы воспитательного процесса, требующие подготовки кабинета или актового зала, например, к праздничному мероприятию, вполне законны.

«Если нужно что-то убрать, украсить в рамках образовательной программы, то привлечение ребенка к этой активности носит абсолютно законный характер и вписывается в образовательные цели деятельности школы», — говорит депутат.

Кроме того, здесь, по его словам, есть нюанс. «В некоторых учреждениях бывает уборка класса по договоренности с родителями или в силу того, что это прописано в уставе организации и является частью обязанности ребенка, которую он выполняет. Такой формат возможен, но, подчеркну, только с согласия родителей», — добавил Молев.

Когда ребенка могут оставить учиться на второй год

Если ребенок не освоил программу учебного года и его хотят оставить на второй год, родители имеют право обратиться в школу, чтобы получить результаты проведенной аттестации для объективной оценки его знаний. Но если по всем объективным показателям, таким как независимые диагностики или дополнительные проверочные работы, ребенок действительно не успевает, то школа его как ученика, не освоившего программу, вправе оставить на второй год. А вот исключить ребенка из школы не имеют право.

«В соответствии с существующими законами, исключить из школы ребенка не могут. Ему могут предложить изменить профиль обучения с учетом, если он не успевает по заданному профилю, но не более того», — сказал председатель комиссии по образованию.

Кто отвечает за здоровье ребенка

Еще один важный момент – на то время, когда ребенок находится в школе, ответственность за его здоровье несет именно она, а в частности, должностное лицо, которое в соответствии с приказом отвечает за ребенка в конкретный момент. Это может быть учитель, классный руководитель, преподаватель дополнительных занятий или курса.

«К примеру, если что-то произошло на уроке или перемене, но на территории школы, отвечает за это образовательное учреждение. Кроме того, если ребята поехали в музей, на экскурсию или любое другое мероприятие, пишется приказ, в котором в обязательном порядке указываются сопровождающие лица, и в частности руководитель, который отвечает за жизнь и здоровье детей на время мероприятий. Полнота ответственности лежит на школе», — сказал Молев, при этом добавив, что каждый случай нужно рассматривать в отдельности.

Могут ли опрашивать ребенка в ходе расследований

В случае происшествий, требующих расследования, вашего несовершеннолетнего ребенка не имеют право допрашивать. Любые действия розыскного характера – все что касается официальной информации, например, опрос свидетелей, разрешается только в присутствии родителей либо законных представителей.

Обязаны ли родители платить за школьные нужды

Все то, что касается сбора средств, носящего незаконный характер, – это нарушение закона. Это не относится к добровольным сборам средств родительским комитетом на какое-то мероприятие или праздник. Но это не сбор средств школы, а инициатива родителей, не связанная с деятельностью учебного заведения и обеспечением образовательного процесса. Если в учебном заведении и есть платные услуги, то они должны быть прописаны в Уставе.

Оскорбление личности и достоинства учащегося

С вашим ребенком не имеют право жестоко обращаться. Критиковать, оскорблять, врать, наказывать, что еще хуже, поднимать руку – все это запрещено законом.

По словам Антона Молева, любое действие учителя регламентируется вопросами педагогической этики и в ближайшее время начнет регулироваться требованиями, зафиксированными в профессиональном стандарте педагога и утвержденными Минтруда. Все то, что несет в себе оскорбление личности и достоинства учащегося, не совместимо ни с преподавательской этикой, ни с профессией, и является основанием проводить конкретное расследование и требовать от учителя адекватных действий, а со стороны администрации шагов по недопущению такого поведения учителя.

«Эта проблема очень болезненна в России в последние годы. Система образования в ряде случаев сталкивается не с простым представлением о том, что можно или нельзя, а с тем, где грань воспитательного процесса, а где оскорбление и унижение достоинства ученика. Решения по этому поводу не должны приниматься на основании личного субъективного видения того или иного родителя, учителя или директора школы», — сказал депутат.

Управляющие советы

В начале нулевых в российских школах начали работать управляющие советы, куда входят учителя, старшие школьники, родители и представители общественности. С помощью совета они могут участвовать в управлении школой и предлагать или оспаривать изменения в ее работе.

Федеральный закон не обязывает школьные органы общественного управления работать по единой схеме. Каждая школа может сама продумывать, как часто проводить заседания, какие вопросы обсуждать на встречах и как воплощать в жизнь решения органа.

Совет распределяет школьные средства, устанавливает режим занятий, в том числе продолжительность учебной недели. Орган утверждает программу развития школы, решает вопросы, связанные с питанием, формой, безопасностью и здоровьем детей. Также совет определяет профили обучения в старшей школе и выбирает учебники из числа допущенных министерством образования.

Как работает управляющий совет при школе

Кроме того, орган рассматривает жалобы и заявления школьников и их законных представителей – родителей. Своим решением совет может исключить ученика из школы, ходатайствовать перед учредителем о расторжении трудового договора с учителем, директором или любым другим работником школы, внести учредителю предложение о поощрении работников и директора и многое другое.

Как отметил Антон Молев, школьный совет состоит преимущественно из родителей. Это орган государственного общественного управления, в рамках которого создаются разного рода комиссии, выполняющие различные функции. В том числе есть конфликтные комиссии, разрешающие споры между учителями и учениками, родителями и так далее.

Права родителей в школе: Родители решают, какой будет премия учителей и когда начинать занятия

Что греха таить — многие родители бывают недовольны школой. Однако все претензии редко выходят за пределы кухни и странички в Фейсбуке, и лишь самые отчаянные сразу пишут письменную жалобу директору учреждения или в комитет образования. В особо тяжелых случаях — сразу лично президенту. На самом же деле времена, когда директор в школе был царь и бог, давно прошли. По действующему Федеральному закону об образовании родители имеют полное право участвовать в управлении школой. Возможностей у них почти столько же, сколько и у администрации! Разбираемся, как работает школьная демократия. Вот несколько типовых ситуаций.

Проблема 1: Не устраивает программа. Нужен второй язык и профильный кадетский класс!

Родители сами могут выбирать, по какой программе будут учиться их дети и какие профильные классы будут в школе. Лучше, если у вас есть единомышленники, но если нет — не беда. Надо обратиться с запросом к директору и попросить провести опрос, нужен ли такой класс в школе. Если это не закидон одного-единственного родителя, а реально востребованная инициатива, то администрация подберет подходящего педагога (или наймет нового) и составит нужное расписание.

В больших школах такое организовать проще: среди 5 тысяч учеников легче найти 25 будущих кадетов. Если школа небольшая, то можно договориться о факультативах или кружках. Даже учебники, которыми будут пользоваться дети, должны выбираться с учетом мнения родителей.

Пример из жизни:

В московском лицее № 1598 родители участвуют во всем — выбирают профили (их в школе 12), утверждают рабочие программы и определяют предметы по выбору: например, это финансовая математика, деловой английский и развитие современной генетики.

Некоторые классы дублируют друг друга — например, есть несколько математических и естественно-научных профилей. Просто родители и учителя посчитали важным, чтобы они были разными по уровню сложности.

Проблема 2: Вечно ни на что нет денег! Надоело платить за все из своего кармана

Лучший способ избавиться от поборов — самим взяться за финансовые дела в школе. Для этого можно войти в управляющий совет школы, который ведает финансовыми вопросами. Выборы в него проводятся регулярно (каждая школа сама устанавливает периодичность — обычно это два-три года). Среди кандидатов обычно члены родительских комитетов — то есть те, кто пользуется доверием своих классов.

Управляющий совет согласовывает, как именно начисляются стимулирующие надбавки педагогам (они, между прочим, могут составлять до 30% от зарплаты), и определяет критерии, за которые учителя могут получить премию. Кроме того, совет определяет, на что пойдет бюджет школы: какая часть средств пойдет на зарплаты, что останется на оборудование и так далее. Пополнение бюджета — тоже под контролем родителей. Управляющий совет согласовывает, какие платные кружки открыть и не сдать ли в аренду школьную собственность.

Пример из жизни:

В центре образования № 548 « Царицыно » управляющий совет создал программу развития материально-технической базы, куда входит и ремонт, и покупка игрушек для дошкольного отделения, и закупки оборудования, и даже уход за школьными автобусами. На сайте школы регулярно публикуются отчеты и протоколы всех встреч, так что посмотреть, как реализуется эта программа, может любой желающий.

Проблема 3: Хотим новую форму, которая удобна для детей

Введение дресс-кода и выбор формы — это совместное решение учителей, родителей и учеников. Не нравится уже существующая форма? Можно предложить на собрании своему классу дресс-код в фирменных цветах школы, чтобы не заказывать однотипные юбки и пиджаки. Или же предложить управляющему совету создать собственную эмблему или значок, который ученики могут прикалывать к обычной одежде как символ своей принадлежности к школе.

Пример из жизни:

В столичной школе № 109 формы как таковой нет. Управляющий совет определил лишь обязательные элементы — это жилет и логотип школы. А дальше каждый класс выбирает свой собственный цвет для формы: темно-синий, темно-зеленый, бордовый и другие. К слову, когда в тюменской школе № 92 разгорелся скандал с запретом на брюки для девочек (мы писали об этом — см. сайт kp.ru) , мама одной из первоклассниц обратилась с заявлением в прокуратуру. Разговоры с директором ни к чему не привели — и правильно: такая форма была утверждена управляющим советом школы, и директор не может менять решение в одиночку. Правильный ход — найти других недовольных родителей, собрать подписи и поднять этот вопрос на управляющем совете.

Что еще вы можете поменять

Каникулы : будут ли дети учиться по семестрам, модулям или классическим четвертям?

Расписание и начало уроков: поспим подольше или встанем и закончим все дела пораньше?

Продолжительность учебной недели: пять дней или шесть?

Режим занятий: будет ли большая перемена и какова длительность перерывов?

Работа кружков и секций : какие и когда?

Отношения с учителями — родители могут ходатайствовать об увольнении педагога и о выплате ему премии.

Отношения с учениками — разбор жалоб и даже решения об исключении из школы.

Слияние и реорганизация школы — все это происходит только по родительской инициативе.

Скептики, конечно, отнесутся к такой школьной демократии свысока: мол, знаем мы эти советы и комитеты — сидят там одни подлизы, которые подпишут и утвердят все не глядя.

Но, во-первых, что мешает сомневающимся самим взяться за руль и сделать все как надо? А во-вторых, «Комсомолка» уже не раз писала про то, как активные мамы и папы перекраивают школу под себя и делают из обычного образовательного учреждения то, что нужно именно их детям.

Рычаги влияния

Родительские собрания . Они проводятся не для того, чтобы ругать детей за поведение и оценки. Если что-то в школе хочется изменить, то поднять вопрос об этом нужно именно на собрании, чтобы найти сторонников как в своем собственном классе, так и за его пределами.

Родительский комитет класса . Нужен вовсе не для того, чтобы собирать деньги на подарки учителям. Именно он может отстаивать интересы класса перед администрацией — например, потребовать смены классного руководителя или учителя-предметника. Выбирается обычно при формировании класса. Но в члены комитета никто обычно особо не рвется, так что, чтобы попасть в него, достаточно просто изъявить желание.

Родительский совет школы объединяет мам и пап со всего учебного заведения. Участвует в обсуждении всех жизненно важных решений — начиная от введения формы и заканчивая типом питания. Туда могут войти как представители комитетов классов, так и другие желающие.

Управляющий совет. В него входят как родители, так и учителя и даже ученики. Он согласовывает все нормативные документы и решения как по образовательной части, так и по финансово-хозяйственной. Выбирается общешкольным голосованием раз в 2 — 3 года.

Читайте также

Успех развития страны – в её детях!

Что ждет российское образование после новых майских указов Президента

Мама «девочки с розовыми волосами» намерена судиться со школой, чтобы никто больше не вмешивался в личную жизнь школьников

Надежда Агишева решила идти в суд отстаивать права дочери [видео]

Официальное расписание ЕГЭ 2019 для 11 класса

Официальное расписание ЕГЭ 2019 по всем предметам публикует Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен — форма итоговой аттестации выпускников 11 класса средних общеобразовательных школ России

Бюджетных мест больше не станет, вузы будут аккредитовывать по-новому, а преподавателям поднимут зарплаты

Михаил Котюков дал первую пресс-конференцию в качестве министра высшего образования и науки

Фанаты истории, певцы, программисты и спортсмены: представляем лучших учителей России-2018

Кто стал финалистом главного педагогического конкурса страны

Сколько платят педагогам в разных регионах

И сколько недоплачивают

«Они не хотят слушать, а ты перед ними как Петрушка»: В Ростовской области уволили учительницу, которая назвала пятиклассника «сволочью»

Педагог рассказала, зачем хотела поставить ученика на колени и обзывала «дрянью» [видео шокирующего урока]

Историк на хайпе: новосибирский учитель ставит пятерки за селфи

Школьники в восторге: они не только не пропускают уроки, но и благодаря необычным заданиям хорошо знают предмет

Лучшим учителем России 2018 стал преподаватель из Грозного

Алихану Динаеву 29 лет

«Как не пойти в школу»: «Яндекс» выяснил, что интересует школьников и чему хотят научиться в интернете

Специально ко Дню учителя компания выпустила спецпроект со статистикой поиска на тему образования и саморазвития

Учитель: миссия или.

Как в России вводится новая система аттестации педагогов

Дневник омского воспитателя: Думаете, у камер нет слепых зон? Наивные!

Педагог с многолетним стажем рассказывает о проблемах с руководством, непонимании с родителями и о системе штрафов

Перестаньте воевать со школой!

Реплика накануне Дня учителя

Жительница Прикамья: «Моего сына отстранили от уроков из-за цвета джинсов»

По словам матери, директор отстранил семиклассника, ссылаясь на устав школы

Три российских вуза вошли в топ-100 рейтинга RUR

Наши университеты — в числе лучших по естественным наукам

Час кода в российских школах: история и традиции праздника

Час кода 2018 — акция для школьников, которая проводится ежегодно в начале декабря и направлена на развитие навыков программирования у детей

Им бы все оценки взять да отменить

С этого учебного года в Белгороде стартовал любопытный эксперимент: детям не будут ставить ни двоек, ни троек, ни пятерок

Школа без отметок

Российские школы обсуждают идею отказа от оценок

Правительству не нравятся вузы, принимающие троечников

Подведены итоги приемной кампании 2018 года

«Особо опасные школьники?» В центре Екатеринбурга школу обнесли глухим забором

Новшество возводят на улице Вайнера

Возрастная категория сайта 18+

Родительские права

Семья в первую очередь понимается как союз родителей и детей, возникающий с рождением последних. И у родителей, и у их детей в рамках такой семьи есть свои права, которые тщательно регулируются и охраняются современным законодательством.

Нормативное регулирование родительских прав и обязанностей

Закрепление вопросов, связанных с регулированием прав и обязанностей родителей по отношению к их детям, происходит в нескольких нормативных актах, главным из которых является Семейный Кодекс Российской Федерации.

Вопросам, связанным с непосредственными характеристиками прав и обязанностей родителей по отношению к их детям, посвящена Глава 12 данного нормативного акта. В соответствии с её положениями, оба родителя ребёнка имеют равные права в отношении него, а также в равной степени должны заниматься его воспитанием. При этом Семейный Кодекс не делает никаких различий в том, проживают родители и ребёнок совместно, или один из родителей живёт отдельно (но не по решению суда об ограничении в своих родительских правах или о полном лишении их).

Некоторые вопросы регулирования родительских прав, например, связанные с наследованием, находятся в ведении Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Перечень родительских прав

Семейный Кодекс Российской Федерации определил перечень прав родителей по отношению к их детям следующим образом:

  • право на обучение и воспитание своих детей (у родителей это право является преимущественным по сравнению с другими людьми и является личным);
  • право на образование своих детей (данное право находится в непосредственной взаимосвязи с обязанностью обеспечить ребёнка качественным образованием, а также означает возможность родителями выбора формы и методов обучения своего ребёнка, в том числе путём выбора соответствующей образовательной организации. Семейным Кодексом это право также относится к категории личных прав родителей);
  • право на защиту интересов своего ребёнка возлагается законодателем также на родителей за исключением случаев, когда органы опеки и попечительства наложили ограничение на родителей в их правах или полностью лишили их родительских прав в отношении конкретного ребёнка;
  • право осуществлять заботу о нравственном и физическом состоянии ребёнка, а также о его психическом и физическом здоровье;
  • право истребовать своего ребёнка у сторонних лиц, нахождение ребёнка у которых не связано с вынесенным решением суда;
  • для родителей, проживающих отдельно — право на общение с ребёнком в то время, когда он пожелает (за исключением случаев, когда такое общение может нанести вред психическому, физическому или эмоциональному состоянию ребёнка);
  • право наследования за ребёнком может быть реализовано только в отношении тех родителей, к которым не были применены меры по ограничению или лишению родительских прав.

Если родители проживают раздельно, и ребёнок физически не может находиться постоянно с обоими, режим реализации своих прав может быть установлен с помощью специального соглашения.

Соглашение о реализации родительских прав

Данное соглашение наиболее характерно для случаев, когда один из родителей проживает отдельно от ребёнка по личным причинам, например, родители развелись, у него другая семья или в силу особенностей работы он не может проживать совместно со своим ребёнком.

Такое соглашение может быть составлено добровольно (в случае, если оба родителя имеют одинаковую точку зрения на воспитание ребёнка и общение с ним) либо определено по решению суда.

Соглашение о реализации родительских прав составляется в виде письменного документа, в котором необходимо отразить следующие положения:

  • дата и место заключения соглашения;
  • стороны, его подписавшие (оба родителя, проживающие и не проживающие совместно с ребёнком);
  • данные о ребёнке, в отношении которого подписывается данное соглашение;
  • перечень прав, которые должны реализовываться в соответствии с условиями соглашения;
  • перечень прав, которые должны реализовываться вне зависимости от положений подписываемого соглашения;
  • порядок реализации всех перечисленных прав;
  • санкции за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
  • подписи сторон;
  • данные о нотариусе, заверившем соглашение, его подпись и печать.

Скачать соглашение о реализации родительских прав можно по ссылке.

В некоторых случаях указывается информация о сроке действия подписанного соглашения, но, как правило, оно теряет свою юридическую силу в момент наступления совершеннолетия ребёнка.

Права и обязанности родителей

Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве, является положение о том, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности.

Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка; согласно Семейному Кодексу РФ это называется родительскими правами.

Родительские права прекращаются по достижении детьми

18 лет (совершеннолетия), а так же при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющи к этому отношение;
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями;
  • Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений;
  • родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию;
  • в предоставлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка;
  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами в числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • на заботу и содержание со стороны своих несовершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
  • воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в образовательной школе или в другом приравненном к ней статусу образовательном учреждении;
  • выполнять Устав образовательного учреждения;
  • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
  • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя)в судебном порядке).
  • За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут
  • административную, уголовную и материальную ответственность.

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое или физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  • совершили преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав).

Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства может немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;
  • за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;
  • за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений

В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом; за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или
  • попрошайничеством;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Семейный кодекс.
Глава 12. Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 70. Порядок лишения родительских прав

1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.

4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Статья 71. Последствия лишения родительских прав

1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

Статья 72. Восстановление в родительских правах

1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 настоящего Кодекса).

Статья 73. Ограничение родительских прав

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (пункт дополнительно включен с 19 ноября 1997 года Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 140-ФЗ).

Статья 74. Последствия ограничения родительских прав

1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Статья 76. Отмена ограничения родительских прав

1. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьей 74 настоящего Кодекса.

2. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.

При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.