Правовые основы организации адвокатуры в рф

Правовые основы организации адвокатуры в рф

§ 3.1. Понятие адвокатского права и адвокатуры в России

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, основная задача которых — оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства (гражданском, уголовном, арбитражном), разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров, претензий, актов и т.п.)*(34).

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов до недавнего времени являлись практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествлялась именно с ними. В Законе об адвокатуре коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. Однако с вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Закона об адвокатуре помимо коллегий адвокатов возникло еще три организационно-правовые формы организации адвокатской деятельности: адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокатура — это общественная самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституций РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), а также работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п. Это значит, что адвокат не слуга клиента, напротив, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, при неизменном условии — не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (но не ложных притязаний).

4.2. Конституционные основы деятельности адвокатуры в России

Несмотря на усилия по повышению уровня правовой культуры населения, потребность в получении юридической помощи не утрачивает своей значимости. Последовательное урегулирование в нормативном порядке все более широкого круга общественных отношений откликается вовлеченностью населения в правоотношения по поводу, например, работы и учебы, получения услуг и участия в деятельности общественного объединения, выборов и здравоохранения.

Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, закрепленная в ст. 45 Конституции, обусловливает гарантии на получение квалифицированной правовой помощи. Конституционная норма по поводу защиты своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, требует не только знаний об этих запретах, но и о механизмах защиты прав и свобод человека. Квалифицированная помощь юристов может выражаться в оп-

Бланкенагель А. О понятии правового государства // Общественные науки. 1990. № 2. С. 49-52.

ределении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве представителей, например, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т.п. Ст. 48 гласит:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Она отделена от государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации.

Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом.

Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, т.к., будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Таким образом, конституционно закрепленное право граждан на защиту является конституционной основой деятельности адвокатуры.

Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в рф.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Адвокатура — независимый от государства институт гражданского общества, представляющий собой профессиональное сообщество адвокатов, обеспечивающее оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также возможность доступа к правосудию, который не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Во исполнение возложенных на адвокатуру задач адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами РФ;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Организация адвокатуры строится на основе самоуправления. Органы управления адвокатурой создаются на выборной основе из числа адвокатов. Они призваны выполнять организационные, методические и представительские функции в отношении адвокатских образований, но не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также по своей инициативе контролировать работу адвокатов.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждый имеет гарантированное право на юридическую помощь, когда он в ней нуждается. В случаях, установленных законом, такая помощь оказывается за счет государства.

В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

1) гуманизм, защита прав и свобод человека;

3) добровольность вступления в адвокатуру и членства в ней;

5) независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;

6) открытость, гласность, общественный контроль за деятельностью адвокатуры;

7) тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);

8) децентрализация, исключающая вмешательство одной коллегии адвокатов в дела другой коллегии.

Функции адвокатуры и правовые основы ее организации в Российской Федерации

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном законом, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Деятельность адвокатуры осуществляют в соответствии с –

v Конституцией РФ;

v ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»;

v иными законодательными актами РФ.

В соответствии с Конституцией РФ основной задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям, на которую они имеют гарантированное право. Помимо адвокатуры такую помощь могут оказывать –

v юридические отделы,

v советники по правовым вопросам,

которые функционируют на предприятиях, в учреждениях, организациях. При этом необходимо иметь ввиду, что оказание юридической помощи указанными структурами не является адвокатской деятельностью.

В Конституционном Суде РФ интересы сторон могут защищать лица, имеющие ученые степени и звания, хотя и не состоящие в адвокатуре.

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом наряду с адвокатом защиту и представительство по уголовным делам, представительство по гражданским делам могут осуществлять близкие родственники обвиняемого, и другие лица, предусмотренные законом.

В соответствии с действующим законодательством государство признает адвокатуру институтом гражданского общества. Вместе с тем, адвокатура является правоохранительным органом, притом не менее значимым, чем прокуратура и

суды. Во всех случаях, когда органы государства выдвинули против гражданина обвинение, когда лицо задержано или арестовано, когда в суде ведется гражданско-правовой спор, государство признает за человеком право воспользоваться услугами адвоката и обеспечивает реализацию этого права.

Так, например, в уголовном процессе законом предусматриваются ситуации, когда помощь адвоката является обязательной по делам:

v о несовершеннолетних;

v лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

v лиц, которые в силу физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту;

v лиц, обвиняемых в совершении преступлений, за которые в качестве меры наказания может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

v лиц, которые заявили ходатайство о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей;

v лиц, которые заявили ходатайство о рассмотрении дела с применением особого порядка принятия судебного решения (гл.40 УПК РФ).

Адвокатура – некоммерческая организация, она не преследует цель извлечения прибыли. Гонорары адвокатов – это не прибыль, а оплата их труда. Законом предусмотрены случаи оказания бесплатной юридической помощи в судах общей юрисдикции первой инстанции по делам:

v ветеранам Великой Отечественной войны – по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

v гражданам РФ — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

v гражданам РФ, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь гражданам Российской Федерации по перечисленным категориям дел оказывается бесплатно в случае, если среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Также бесплатно юридическая помощь оказывается во всех случаях несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Вопрос об оказании бесплатной юридической помощи решается в каждом конкретном случае руководителем адвокатского образования, а также может решаться органами предварительного следствия, прокурором или судом. Исходя из имущественного положения гражданина, последний может быть освобожден от оплаты полностью или частично. В этих случаях порядок оплаты труда адвоката определяется в соответствии с «Положением о порядке оплаты труда адвокатов за счет государства», утвержденным Министром юстиции в 1994 году.

Функциями адвокатуры в соответствии с законодательством РФ являются:

v консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

v составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

v участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

v участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

v защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

v иная не запрещенная помощь (разработка уставов и подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовой контроль за учетом и отчетностью, правовое обслуживание коммерческих операций и др.).

v участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

v представительство интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

v представительство интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

v участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

v участие в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

В основе организации и деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы:

v независимость адвокатуры и недопустимость государственного и иного вмешательства в ее дела;

v тайна сведений, доверенных адвокатуре клиентами («адвокатская тайна»);

v равноправие адвокатов.

Законность как требование, обращенное к адвокату, означает его обязанность:

v вести защиту или представительство только законными средствами;

v отстаивать законные интересы клиента;

v немедленно реагировать на нарушения закона судом, прокурором, другими участниками процесса, если эти нарушения ущемляют права и свободы обвиняемого (подозреваемого) или представляемого;

v обжаловать в интересах и по поручению (или с согласия) клиента незаконные и необоснованные решения суда и других правоприменительных органов.

Самоуправление адвокатуры состоит в том, что адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) коллегии, предоставляя определенные полномочия ее выборным органам.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны органов государства, в том числе:

v Министерства юстиции;

v общественных организаций;

v отдельных лиц.

Устранение государственного руководства адвокатурой и контроля над ней опирается на статью 30 Конституции РФ, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняют Министерство юстиции РФ и его органы на местах. Министерство юстиции РФ:

— ведет реестр адвокатов субъектов РФ

— направляет представление в адвокатскую палату о прекращении статуса адвоката в случаях, когда располагает сведениями об обстоятельствах являющихся основанием для прекращения статуса адвоката.

Адвокатская тайна – необходимое условие существования адвокатуры. В статье 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» установлено, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи. Это положение распространяется на деятельность адвоката по всем делам.

В содержание адвокатской тайны включаются:

v сам факт обращения гражданина за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;

v сведения о преступлении, его участниках, последствиях, личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком, если нет согласия заинтересованного лица на их разглашение при производстве следствия и в суде;

v те же сведения, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

v сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;

v сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации. Для предания огласке такого рода информации необходимо согласие правопреемников.

Досье адвокатов, журналы учета посетителей и учетно-регистрационные карточки должны храниться в условиях, исключающих возможность ознакомления с ними лиц, не имеющих отношения к адвокатуре.

Равенство адвокатов подразумевает отсутствие приоритета какой-либо организационно-правовой формы адвокатского образования. Законом предусмотрены 4 формы адвокатских образований:

v адвокатский кабинет;

v адвокатское бюро;

v коллегия адвокатов;

v юридическая консультация.

Все 4 формы обладают равным правовым статусом, наделяются одинаковыми полномочиями.

Контроль за действиями адвокатов осуществляют адвокатские палаты субъектов РФ и суды. Жалобы на действия адвокатов, не соответствующие закону, поступают в адвокатскую палату соответствующего субъекта РФ и рассматриваются Советом адвокатской палаты с учетом заключения квалификационной комиссии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарное взыскание.

В соответствии с Законом о прокуратуре нарушения законности в деятельности адвокатуры могут быть предметом прокурорского надзора.

§5. Правовые основы организации и деятельности адвокатуры

В качестве правовых основ организации и деятельности адвокатуры признаются международные акты, касающиеся, адвокатов и внутреннее российское законодательство, регламентирующее адвокатскую деятельность (Закон об адвокатуре, постановления Правительства РФ, другие нормативные акты).

Международные акты, касающиеся адвокатов

Если говорить вообще о государственных гарантиях деятельности адвоката, то необходимо было бы в Законе об адвокатуре посвятить этому целую норму и в обязательном порядке продублировать требования Основных положений о роли адвокатов по предупреждению преступлений, принятых VIII Конгрессом ООН в августе 1990 г. В частности, так же, как для адвокатов других развитых государств, где существуют правовые системы, и для российского адвоката имеют существенное значение такие гарантии правительства, предоставляемые адвокатам, как:

возможность исполнять все свои профессиональные обязанности без запугивания, препятствий, беспокойства и неуместного вмешательства;

возможность свободно путешествовать и консультировать клиента в своей стране и за границей; невозможность наказания или угрозы такового и обвинения, административных, экономических и других санкций за любые действия, осуществляемые в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, стандартами и этическими нормами;

там, где безопасность адвокатов находится под угрозой в связи с исполнением профессиональных обязанностей, они должны быть адекватно защищены властями;

адвокаты не должны идентифицироваться со своими клиентами и делами клиентов в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей;

суд или административный орган не должны отказывать в признании права адвоката, имеющего допуск к практике, представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным правом и практикой его применения;

адвокат должен обладать уголовным и гражданским иммунитетом от преследований за относящиеся к делу заявления, сделанные в письменной или устной форме при добросовестном исполнении своего долга и осуществлении профессиональных обязанностей в суде, трибунале или другом юридическом или административном органе;

обязанностью компетентных властей является обеспечение адвокату возможности своевременного ознакомления с информацией, документами и материалами дела, а в уголовном процессе — не позднее окончания расследования до судебного рассмотрения;

правительства должны признавать и соблюдать конфиденциальность коммуникаций и консультаций между адвокатом и клиентом в рамках их отношений, связанных с выполнением адвокатом своих профессиональных обязанностей (ст. 16-22 Основных положений).

Названные принципы призваны помогать государствам в развитии и конкретизации той роли, которую адвокат должен выполнять в обществе.

К сожалению, в принятом в России Законе об адвокатуре подобные гарантии серьезным образом «урезаны» и не соответствуют общепринятым международным положениям.

В соответствии с международными нормами независимость адвокатов при ведении дел лиц, лишенных свободы, также должна гарантироваться с тем, чтобы обеспечить оказание им свободной, справедливой и конфиденциальной юридической помощи, в том числе обеспечить право на посещение этих лиц.

Гарантии и меры предосторожности должны обеспечиваться так, чтобы не допускать любых возможностей предложений о тайном сговоре с властями, установке, полученной от властей, или

зависимости от них адвоката, действующего в интересах лиц, лишенных свободы.

Юристам должно быть предоставлено такое оборудование и возможности, которые необходимы для эффективного выполнения ими профессиональных обязанностей, в том числе: обеспечение конфиденциальности отношений между адвокатом и клиентом, включая защиту обычной и электронной системы всего адвокатского делопроизводства и документов адвоката от изъятия и проверок, а также обеспечение защиты от вмешательства в используемые электронные средства связи и информационные системы; право свободно искать, истребовать, получать и, согласно профессиональным нормам, распространять информацию и идеи, относящиеся к их профессиональной деятельности (см. п. 12-14 международных «Стандартов независимости юридической профессии. «).

Существенное значение в реализации адвокатами своих профессиональных прав имеет не только право представлять законные интересы своих клиентов, но и свободу высказываний при этом. Они должны также иметь право принимать участие в публичных дискуссиях по вопросам права, отправления правосудия, обеспечения и защиты прав человека.

Адвокаты должны иметь и право присоединяться или создавать местные, национальные и международные организации (общественные ассоциации), посещать их собрания без угрозы ограничения профессиональной деятельности по причине их законных действий или членства в разрешенной законом организации.

Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

Б. Рекомендации Совета Европы государствам-членам по вопросам адвокатуры

Серьезное внимание профессии адвоката и деятельности адвокатуры уделено и на уровне Европейского Союза. Совет Европейского Сообщества в последнее время также принял ряд Директив, позволяющих взглянуть на адвокатское сообщество как на организацию, полностью независимую от государства. К ним относятся в первую очередь Рекомендации Комитета Министров Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» (в России опубликованы в журнале ГРА «Адвокатские вести» в N 2 за 2001 г.).

В данном документе осуществление адвокатской деятельности рассматривается в тесной связи с культурным, социальным, политическим и историческим контекстом каждого общества. В любом демократическом обществе адвокаты призваны играть важнейшую роль в деле отправления правосудия, в предотвращении и разрешении споров, а также в защите прав человека и основных свобод. В последнее десятилетие практика права значительно эволюционировала, и практикующие юристы вынуждены подходить к своей деятельности с более коммерческих позиций. Однако при этом они всегда должны оставаться представителями независимой профессии.

В выводах многосторонней встречи, проводившейся Советом Европы (Будапешт, 9-11 декабря 1997 г.), указывалось, в частности, что адвокаты во всех странах обязаны соблюдать определенные принципы.

Ниже приводятся эти принципы без раскрытия их полного содержания, хотя и с некоторыми краткими комментариями, наиболее необходимыми для первоначального этапа деятельности адвокатуры по новому закону, т.е. в «свободном плавании».

Принцип I. Общие принципы свободы осуществления адвокатской деятельности

Здесь, наряду с важнейшими положениями об обеспечении права на защиту, реального доступа к услугам независимой адвокатской профессии, имеется следующее указание: «Чтобы реально справляться со своей ролью в защите прав доверенных лиц, адвокаты должны быть в состоянии давать советы своим клиентам и представлять их в соответствии с законодательством соответствующих государств, а также с установившимися профессиональными нормами, не подвергаясь необоснованным ограничениям, влияниям, давлению, угрозам и вмешательству с чьей бы то ни было стороны» (принцип I.4). Кроме того, в этом принципе Рекомендаций упоминается о праве доступа адвокатов ко всем необходимым документам для надлежащего выполнения ими своей роли. Уточняется, что ни одно дело

не может быть доступно для одной стороны и недоступно для другой (принцип равенства возможностей в ходе судебного разбирательства — принцип 1.7).

Принцип II. Профессиональное юридическое образование, повышение квалификации и доступ к адвокатской профессии

В этой части Рекомендаций содержатся важные нормы, которые государства должны применять для обеспечения адвокатам надлежащей профессиональной подготовки и регламентации их доступа к профессиональной деятельности. Признается, что юридическое образование, повышение квалификации и опыт являются основными факторами для обеспечения, сохранения и повышения уровня требуемых специальных знаний.

Принцип III. Роль и обязанности адвокатов

Рекомендации исходят из того, что любое лицо или группа лиц вправе потребовать помощи адвоката для защиты или отстаивания своих прав и интересов в рамках закона, а адвокату в этом случае надлежит сделать все от него зависящее, действуя честно и независимо. Разумеется, адвокаты не должны подвергаться дискриминации со стороны властей в зависимости от того, кто является их клиентом (или от характера дела их клиента).

Таким образом, в изложенном содержится напоминание о важности профессиональных и деонтологических (внутренних профессиональных правил, кодексов чести и проч.) норм, которые следует разрабатывать адвокатским коллегиям или другим профессиональным ассоциациям адвокатов для того, чтобы адвокаты защищали интересы своих клиентов абсолютно независимо, усердно и справедливо (принцип 111.1).

В принципе Ш.З.а. указывается, что адвокаты обязаны давать советы своим клиентам относительно их прав и обязанностей, а также по поводу вероятного исхода дела, включая финансовые издержки. Часть финансовых издержек клиента на ведение адвокатом дела может составить гонорар адвоката. Именно поэтому адвокаты должны информировать своих клиентов о расходах в течение всего разбирательства.

Принцип Ш.З.д. требует от адвоката не брать на себя больше работы, чем он в состоянии реально выполнить, поскольку он не сможет работать на желаемом оперативном уровне.

Адвокат должен проявлять должное уважение к магистратуре и содействовать нормальному и справедливому функционированию судебной системы (принцип III.4).

Принцип IV. Право всех граждан на консультацию с адвокатом

Существует тесная связь между свободой осуществления адвокатской деятельности и обязанностью адвокатов предоставлять свои услуги всем членам общества, отстаивать права человека -как гражданские и политические, так и экономические, социальные, культурные. Равный доступ богатых и бедных к закону необходим для обеспечения правового государства. Вот почему необходимо реально обеспечивать правовые услуги всем тем, чьи права находятся под угрозой, включая и тех, кто не в состоянии их оплатить. Это вытекает из того, что в правовом государстве каждый обвиняемый имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, иметь назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия. В то же время адвокаты, оказывающие экономически незащищенным лицам юридические услуги, полностью или частично оплачиваемые из государственных фондов, должны оставаться независимыми как представители независимой профессии (принцип IV. 5).

Принцип V. Ассоциации (организационное строение)

Принцип VI. Дисциплинарные меры

(О данном принципе будет сказано в гл. VIII).

Итак, здесь перечислены наиболее важные международные документы, в которых детализированы основные положения и принципы деятельности адвокатуры правового государства. В основном дух и содержание многих перечисленных норм вошли в принятый в РФ Закон об адвокатской деятельности. В частности, его концепция и указанная выше ст. 3 как раз и основаны на международных стандартах независимости адвокатуры. Однако в более детализированном виде эти нормы в Законе не упоминаются. Более того, ряд его положений можно смело отнести к несоответствующим международной практике регламентирования роли адвокатов и основных принципов деятельности адвокатуры. Поэтому при возникновении правовых коллизий по данному вопросу следует руководствоваться п. 4 ст. 15 Конституции РФ: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Глава 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДВОКАТУРЫ

§ 3.1. Понятие адвокатского права и адвокатуры в России

Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, основная задача которых — оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства (гражданском, уголовном, арбитражном), разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров, претензий, актов и т.п.) .

Комментарий к Положению об адвокатуре В.И. Сергеева включен в информационный банк согласно публикации — Юстицинформ, 2001.

Сергеев В.И. Комментарий к Положению об адвокатуре: Нормативные акты по состоянию на 10 июля 2004 г. М., 2004. С. 25.

Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, ч. 1 которой гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов до недавнего времени были почти единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествлялась именно с ними. В Законе об адвокатуре коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. Однако со вступлением в силу с 1 июля 2002 г. Закона об адвокатуре помимо коллегий адвокатов возникло еще три организационно-правовые формы организации адвокатской деятельности: адвокатский кабинет, адвокатское бюро и юридическая консультация.

Адвокатура — это общественная самоуправляющаяся организация, призванная на основе закона оказывать юридическую помощь физическим и юридическим лицам. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательного характера, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Адвокатская деятельность не является предпринимательской.

Не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

работниками юридических служб юридических лиц (далее — организации), органов государственной власти и органов местного самоуправления;

участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;

нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Адвокат — лицо, получившее в установленном Законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых вполне очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона — обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний, и т.п. Это значит, что адвокат не слуга клиента, напротив, он самостоятелен в выборе правовой позиции и средств защиты, но при неизменном условии — не вредить клиенту, всегда оставаться защитником его законных интересов (а не ложных притязаний).

§ 3.2. Структура современной российской адвокатуры

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона об адвокатуре, формами адвокатских образований являются:

Адвокат вправе самостоятельно выбрать форму адвокатского образования и место осуществления адвокатской деятельности. Об избранных форме адвокатского образования и месте осуществления адвокатской деятельности адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты в порядке, установленном Законом об адвокатуре.

Адвокатский кабинет. Адвокат, самостоятельно принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет. О своем решении адвокат обязан уведомить совет адвокатской палаты, направив по почте заказное письмо с уведомлением о вручении, в котором он должен указать сведения о себе, место нахождения адвокатского кабинета (почтовый адрес), а также порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Согласно ч. 4 ст. 21 Закона об адвокатуре, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с действующим российским законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

Адвокат вправе использовать для размещения своего адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних. Жилые помещения (квартиры, комнаты), занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору социального найма, могут использоваться адвокатом для размещения адвокатского кабинета с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого и заключаемого ее учредителями (ст. 22 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте Российской Федерации образуется одна коллегия адвокатов, которая не может иметь филиалов и представительств в других регионах. Два адвоката и более вправе учредить коллегию адвокатов. На общем собрании учредителей принимается устав и избираются руководящие органы коллегии.

Оба определения адвокатуры указывают на два ее главных признака:

1) объединение (организация);

2) деятельность адвокатов.

Адвокатура — не государственная структура. Вместе с тем она не может считаться классической общественной организацией. Ведь цели и задачи адвокатуре ставит общество в целом, а не определенный круг лиц. В адвокатуре действуют специальные правила доступа к специальности, осуществления профессиональной деятельности, контроля над ней и т.п.

Адвокатуру можно причислить к так называемым социальным институтам. Итак, адвокатура — это социально-правовой институт гражданского общества. Он выполняет как государственно значимые функции, так и задачи, обусловленные частным интересом граждан и юридических лиц. Среди людей, занимающихся сходной деятельностью, только адвокаты наделяются профессиональным иммунитетом. Это обусловлено тем, что адвокат — единственный субъект оказания квалифицированной юридической помощи — не зависит «ни от царя, ни от народа» (Г.М. Резник), защищен адвокатской тайной и гарантиями невмешательства в профессиональную деятельность, самостоятельно выбирает форму организации своего труда и несет полную ответственность перед клиентом за качество своей работы, подлежит суду адвокатского сообщества через соответствующие органы корпоративного самоуправления в случае нарушения норм профессиональной этики. Таким образом, в определении адвокатуры должны содержаться признаки организации, ее деятельности, законности, нравственной основы, целевого назначения. Поэтому можно дать следующее определение.

Адвокатура — это независимый, самоуправляемый социально-правовой институт. Он действует на территории каждого субъекта Российской Федерации и объединяет лиц, призванных на профессиональной основе обеспечивать в соответствии с законом права граждан и юридических лиц путем оказания квалифицированной юридической помощи, которая дается в целях защиты их прав, свобод и законных интересов. Тем не менее адвокатура — это все же своеобразная правоохранительная система, ибо в основе ее организации и деятельности лежит помощь, оказываемая гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств. Однако в полной мере считать адвокатуру правоохранительной системой нельзя, так как аналогичное название имеют уже определенные государственные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная налоговая служба, Следственный комитет при прокуратуре РФ, система судов и др. .

Все это входит в систему правоохранительных органов, хотя каждый из названных субъектов системы подлинной, буквально понимаемой, строгой и однозначной охраной прав не занимается. Уголовный розыск ищет преступника. Налоговый полицейский ищет деньги. РУБОП ищут организованную преступность и пр. В такой ситуации считать и адвокатуру правоохранительной организацией было бы ошибочно. Хотя, по существу, она целиком и полностью занимается только и единственно этим.

Независимость адвокатуры от государства подчеркивается и тем, что юридическим основанием, обусловливающим возникновение правоотношения по членству в коллегии адвокатов, является двусторонний акт:

1) заявление лица о желании вступить в состав коллегии;

2) постановление президиума коллегии о его приеме.

Персонал же государственных учреждений, предприятий и организаций комплектуется на основе заявления гражданина и приказа руководителя или на базе трудового договора.

Между учеными и практиками продолжаются активные споры о том, является ли адвокатура общественной организацией или нет . Сторонники мнения о том, что адвокатура является общественной организацией, в свою пользу приводят следующие доводы:

Адвокатские коллегии: общественные объединения или юридические фирмы? // Российская юстиция. 2004. N 2. С. 39.

прежде всего, наличие добровольного, соответствующим образом оформленного членства, которое связано с равенством лиц, объединившихся в общественную организацию. Коллегии адвокатов образуются на основе добровольности из числа граждан, имеющих высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее двух лет. Прием в члены коллегии, как и отчисление из нее, осуществляется выборным органом коллегии — президиумом. Каждый адвокат — полноправный член коллегии. Он обладает всей совокупностью полномочий, предусмотренных законом;

члены этой общественной организации участвуют в создании ее имущественной основы не только в форме уплаты членских взносов. Средства коллегии образуются из сумм, отчисляемых юридическими консультациями. Там же производится оплата за оказание адвокатами юридической помощи;

члены коллегии участвуют в управлении делами своей организации, в контроле над их деятельностью.

Коллегии адвокатов выполняют государственно значимую функцию в сфере осуществления правосудия. Причем эта функция относится не только к защите интересов самих членов ассоциации, как это предусмотрено Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», но и к неограниченному кругу физических и юридических лиц, нуждающихся в помощи, оказываемой адвокатами. Коллегии адвокатов осуществляют прием новых членов. Это означает их допуск к участию в осуществлении правосудия, организацию стажировки, контроль над профессиональной деятельностью и др. Эти и другие адвокатские функции не свойственны общественным объединениям. Права и обязанности адвокатов, особенности их статуса, отношения с клиентами никак не соответствуют задачам общественного объединения.

Объединения адвокатов создаются для защиты собственных корпоративных интересов адвокатуры. Полагают, что лучше самих адвокатов, т.е. тех, кто обладает необходимым опытом и знаниями, никто не сможет правильно формировать адвокатский корпус, а в случае необходимости — контролировать и направлять такую деликатную сферу деятельности, как оценка качества оказания юридической помощи. В указанном смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы. Давнишние хорошие традиции, определенная стабильность в коллегиях адвокатов идут на пользу не только адвокатуре, но и обществу. Адвокатура сегодня весьма многообразна по формам и подлинно демократична по существу. Один и тот же адвокат порой оказывает юридическую помощь и крупным предпринимательским структурам, и малоимущему человеку. Все это позволяет утверждать, что действующая адвокатура, адвокатские объединения обладают особым статусом, занимают свое место в жизни общества. Поэтому адвокатура — уникальный, особый социально-правовой институт. Его функционирование, безусловно, требует серьезного нормативного регулирования, которое учитывало бы специфику профессиональной правозащитной деятельности. Как уже отмечалось, в своей профессиональной деятельности адвокаты должны быть независимыми от органов власти, государственного управления и судов. Без этого невозможны ни принципиальная позиция адвокатов при защите прав и интересов граждан в различных государственных органах, ни установление доверительных отношений адвокатов с лицами, обращающимися за юридической помощью.

В организационном плане справедливым является то, что адвокатура формируется по территориальному принципу, а не состоит при судах, как это было в дореволюционной России. Замкнутость адвокатуры на судах порождала определенное ограничение права граждан на защиту и прямо вела к зависимости адвокатуры от суда. Объективно верным является принцип территориального построения адвокатуры: в одном регионе одна коллегия адвокатов. Безусловно, в советский период существования государства были и негативные проявления такого принципа. Это выражалось в том, что советские и партийные органы иногда оказывали давление на адвокатуру, формировали ее кадровый состав, организовывали выборы руководящих органов, курировали дисциплинарную практику и т.д.

В современном законе нет места нынешней «колхозной» организации отечественной адвокатуры, при которой коллегия не профессиональная корпорация, а гигантская территориальная или межтерриториальная юридическая фирма, состоящая в договорных отношениях с клиентами и осуществляющая расстановку кадров на местах, т.е. распределяющая адвокатов по юридическим консультациям — единственным местам для «прописки» адвокатов .

Резник Г. Концепция хороша, какова будет ее реализация? // Российская юстиция. 2002. N 8.

В настоящее время, после ликвидации партийной системы руководства в стране, положение изменилось в лучшую сторону. При организации коллегии адвокатов по территориальному принципу создаются лучшие условия осуществления профессиональной деятельности, поддерживаются надлежащие деловые связи с местными органами власти, другими государственными и общественными организациями. Территориальный принцип позволяет президиуму коллегии адвокатов лучше контролировать профессиональную деятельность адвокатов и своевременно исправлять их ошибки, недочеты в работе . Территориальный принцип формирования коллегий повышает ответственность самих адвокатов, ибо их деятельность находится на виду у руководства президиума и коллег, работающих рядом. Более того, последовательное проведение территориального принципа корпоративной организации адвокатуры: палата как единый орган адвокатского самоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, независимая квалификационная комиссия, принимающая экзамены у претендентов и присваивающая статус адвоката, ликвидация межрегиональных корпоративных образований, запрет палате осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени — позволит покончить с вакханалией, при которой адвокатские корочки получают из рук конкурирующих хозяйствующих субъектов, и поставить заслон на пути притока в адвокатуру профессионально и морально негодных кадров.

Можно ли, например, осуществлять контроль над действующими в Москве и Московской области юридическими консультациями Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов, если их президиум находится в Санкт-Петербурге? Конечно нет.

Сегодня существует три основных направления деятельности адвокатов. Два из них являются традиционными и одно — относительно новым. Условно их можно обозначить следующим образом:

1) адвокатура для малоимущих граждан — это обеспечение бесплатной юридической помощью населения России, которое в ней нуждается. Бесплатная юридическая помощь для неимущих — гуманная обязанность российской адвокатуры прошлого и настоящего;

2) традиционное представительство на следствии и в судах также характерно для всей истории российской адвокатуры. Ведь адвокаты обязаны обеспечить в уголовном процессе права подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных;

3) адвокатура для предпринимателей — это то, что появилось в последнее десятилетие. С появлением в России рыночных отношений возникла необходимость в правовой защите организаций и лиц, занимающихся бизнесом.

Все три направления адвокатской деятельности характерны как для традиционных, так и для «параллельных» коллегий адвокатов. В определенный период развития адвокатуры в России появилось настолько много правовых кооперативов, что им стало тесно на рынке правовых услуг, да и права их в уголовном судопроизводстве были ограничены. Они не освобождались от налогов и сборов, как адвокаты традиционных коллегий. Служащим из ликвидированного Министерства юстиции СССР нужно было подыскивать работу соответственно их опыту и знаниям. О высоком уровне правовой помощи населению со стороны правовых кооперативов можно говорить весьма осторожно. Постепенно в «параллельных» коллегиях также стали вводиться требования, предусмотренные для вступления в традиционные коллегии . Следует признать, что альтернативные коллегии выиграли конкуренцию в борьбе с традиционными коллегиями. Они отличаются тем, что имеют лучшую материальную базу (в том числе компьютерную), лучше оснащены и материально, богаче многих традиционных коллегий.

Постепенно в Москве и в различных регионах России стали возникать филиалы и представительства Московского юридического центра и Гильдии российских адвокатов.

Заслуживают самого внимательного изучения доводы, которые высказывают представители и сторонники параллельных, или альтернативных, коллегий. Прежде всего, альтернативные коллегии существенно увеличили число адвокатов за счет высококвалифицированных юристов, долгое время проработавших в правоохранительных органах, перешедших из юридических служб предприятий и организаций. Тем самым разрешилась проблема преодоления монополизма в сфере оказания юридической помощи. Рост конкуренции позволил снизить цены. Они ранее были чрезмерными для большинства граждан. Ликвидация альтернативных коллегий может привести к увеличению стоимости адвокатских услуг .

Поляков С. За «бесплатно» адвокат выполнит лишь роль огородного пугала // Российская юстиция. 2003. N 6; Канукова М. Нужна муниципальная адвокатура // Российская юстиция. 2004. N 8.

Традиционные коллегии — это пережиток прошлого, говорят представители новых коллегий, «старые коллегии — прокоммунистические». Их «адвокатские начальники» назначались решениями обкомов и райкомов и сейчас руководят адвокатами по старинке. Создание альтернативных коллегий вызвано спросом населения на юридическую помощь, «если они создаются, значит, это кому-то надо» . Многие субъекты Российской Федерации заинтересованы в сохранении на своих территориях филиалов и представительств Гильдии и подобных ей структур, т.е. альтернативных коллегий адвокатов. Наконец, утверждают они, сохранение в субъекте Федерации одной коллегии противоречит Конституции РФ, а она провозгласила защиту прав и свобод в России (ст. 45 Конституции РФ). При этом, по их мнению, ущемляются конституционные права граждан. Ведь человек не сможет выбирать себе ни адвоката по собственному желанию, ни даже коллегию.

Савицкий В.М. И адвокат сегодня просит о защите // Российская газета. 2002. 12 апреля.

Адвокаты, как и другие граждане, наделены социально-политическими и личными правами. Но, помимо этих прав, у адвокатов есть и некоторые особые права, которые дает им членство в коллегии. Одну часть прав, вытекающих из членства, адвокат получает, вступая во взаимоотношения с государственными органами, гражданами и т.д. В этих случаях адвокат может требовать от государства защиты своих субъективных прав. Например, праву адвоката запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, соответствует обязанность государственных и иных организаций выдавать эти документы или их копии. Другая часть прав, вытекающих из членства, имеется у адвоката по отношению к самой коллегии, к ее отдельным звеньям, органам и к другим адвокатам, например право избирать и быть избранным в органы коллегии. В связи со вступлением в силу Закона об адвокатуре увеличились права адвоката:

опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

собирать и предоставлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством России;

привлекать на договорной основе специалистов к разъяснению вопросов, связанных с оказанием юридической помощи ;

Ранее, до придания вышеназванному правомочию юридической силы, оно подверглось жесткой критике. В частности, прокурор г. Казани Ф. Багаутдинов назвал указанные выше полномочия неприемлемыми для адвоката.

собирать и предоставлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами; фактически речь идет о введении параллельного расследования.

Как отмечает Ф. Багаутдинов, «некоторые адвокаты уже сегодня, не имея законных оснований, вовсю «выходят» на свидетелей и потерпевших, ведут с ними «беседы», естественно, преследуя свои частные интересы. Эти «беседы» нередко сопровождаются неприкрытым давлением, запугиванием. Подкованный, грамотный адвокат может запугать или запутать любого свидетеля, потерпевшего, и этого полномочия ему предоставлять нельзя». Господин Багаутдинов, мотивируя, почему нужно было исключить из Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» положения о возможности привлекать на договорной основе специалистов, отмечает: все мы прекрасно понимаем, что частные специалисты за соответствующую оплату могут дать такое разъяснение, которое будет противоречить выводам официальных экспертиз, проведенных по постановлению следователя.

Такие «частные платные разъяснения» сейчас часто используются по гражданским спорам. Например, в г. Казани группа ученых-психиатров создала частную консультацию. Они тоже дают разъяснения, в основном о психическом состоянии тех или иных лиц. Связано это, как правило, с гражданскими спорами о наследовании, разделе имущества и т.д. Например, оспаривается завещание, которое дал пожилой человек в больнице незадолго до смерти. Врач-психиатр частной консультации, изучив представленные заинтересованными лицами медицинские и другие документы, делает обтекаемый вывод о том, что больной был «не в себе», когда составлялось завещание. А назначенная судом и проведенная в специальном экспертном учреждении — Республиканской психиатрической больнице — экспертиза дает заключение о том, что лицо при составлении завещания находилось «в своем уме». Итак, имеется два мнения специалистов. И когда уважаемого профессора из частной консультации приглашают в суд, он только разводит руками: дескать, имелось мало материалов для исследования, да и его мнение носит предположительный характер. Тем не менее заинтересованные лица долго будут засыпать кассационную и надзорную инстанции жалобами о пересмотре решения по гражданскому делу, ссылаясь именно на заключение частных специалистов .

Багаутдинов Ф. Закон об адвокатуре: взгляд с другой стороны // Российская юстиция. 2002. N 6.

Представляется, что придание названных правомочий адвокату не только создает помехи следствию, но и положительно влияет на объективность процесса. Адвокат может «откопать» те доказательства, которые государственные служащие могут обойти вниманием, впрочем, если он, конечно, в этом заинтересован (и не в последнюю очередь — материально). Что касается привлечения специалистов, то, как известно из норм процессуального права, специалист — это лицо, обладающее специальными познаниями. В случае если оно дает неверное заключение (тем более если это не единожды повторяется), можно поставить вопрос о неполномочности данного лица. Впрочем, это уже вопрос ответственности привлеченных к делу специалистов. Здесь же представляет интерес правильность наделения адвоката полномочиями по привлечению специалистов. Думается, это не просто нужное правомочие, но и следствие принципам судебного разбирательства. Ведь только в споре рождается истина, а следовательно, и участие сторонних специалистов положительно повлияет на объективность судебного разбирательства и наиболее полную исследованность каждого дела.

Адвокатское бюро. Согласно ст. 23 Закона об адвокатуре, два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты в этом случае заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме, по которому адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В партнерском договоре должны быть указаны:

1) срок действия партнерского договора;

2) порядок принятия партнерами решений;

3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;

4) иные существенные условия, согласованные адвокатами-партнерами.

Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляет управляющий партнер, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей .

В таких доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.

Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока действия партнерского договора;

2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами (ч. 6 ст. 23 Закона об адвокатуре).

Важно, что с момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц (ч. 7 ст. 23 Закона об адвокатуре).

Юридические консультации. До начала демократических преобразований в России в коллегиях единственной организационной формой оказания правовой помощи населению были юридические консультации. Так, в каждом районе и в некоторых больших населенных пунктах области (Куровское, Жуковский и др.) была только одна юридическая консультация. В Москве количество консультаций соответствовало числу районов. Место нахождения юридических консультаций и число работающих в ней адвокатов определялись президиумом коллегии по согласованию с министерством юстиции автономной республики, отделом юстиции автономной республики, отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов, а также исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Юридические консультации часто открывались по инициативе местных органов власти, которые были заинтересованы в том, чтобы на их территории работала юридическая консультация для оказания правовой помощи населению. Там, где начинал работать суд, также возникала потребность в открытии юридической консультации. Каждая консультация имеет текущий счет в банке, печать, штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Юридическим лицом юридическая консультация не была раньше и не является таковой сейчас. Руководство юридических консультаций осуществляет заведующий, назначаемый президиумом коллегии. В больших по численному составу юридических консультациях назначается также заместитель заведующего. Он помогает заведующему в осуществлении его руководящих функций, а в период отпуска, болезни, командировки и пр. исполняет его обязанности.

Как правило, кандидат на должность заведующего юридическими консультациями должен был быть членом КПСС. Современное положение юридических консультаций регулируется ст. 24 Закона об адвокатуре. В этой статье закрепляется, что для организации работы по оказанию юридической помощи коллегия адвокатов создает юридические консультации, исходя из административно-территориального деления соответствующего субъекта Российской Федерации, президиум принимает решения о создании юридической консультации и прекращении ее деятельности. Он же назначает руководителя юридической консультации, который действует на основании доверенности, выданной президиумом коллегии адвокатов. Следовательно, все остается по-старому. Сегодня нельзя недооценивать значение юридических консультаций как основных звеньев оказания правовой помощи населению, особенно бесплатной. Адвокаты юридических консультаций всегда помогают человеку, столкнувшемуся со сложной проблемой, требующей правового разрешения. Сами помощники сегодня находятся в очень трудных жизненных обстоятельствах. «Условия, в которых работают юридические консультации на местах, — отмечает А.П. Галоганов, — лакмусовая бумажка отношений властей к правам своих граждан» .

Галоганов А.П. Будущее юстиции туманно // Народная газета. 2002. 10 февраля.

Лицо, нуждающееся в оказании юридической помощи, может получить ее через юридическую консультацию, надеясь на силы и возможности этой организации. Оно знает, что адвокат, которому будет поручено ведение дела, находится под руководством и контролем коллектива своих товарищей по профессии. Ему в случае необходимости может быть оказана помощь и поддержка силами всего коллектива юридической консультации. В юридических консультациях традиционно действуют различные формы деловой взаимопомощи при осуществлении своих профессиональных функций. К ним можно отнести консультации друг с другом, обмен опытом работы, совместное участие адвокатов в групповых процессах, предварительное или последующее обсуждение правовой позиции адвоката с клиентом, разрешение проблемы коллизионной защиты, если таковая возникает по делу, и т.п. Результаты проверок качества работы адвокатов заслушиваются на собраниях юридических консультаций. Они по-прежнему имеют большое значение в жизни адвокатуры. На производственных совещаниях адвокаты обсуждают наиболее важные для них вопросы: новое законодательство, спорные вопросы законотворчества, правовые и процессуальные позиции по сложным уголовным и гражданским делам и др. Производственные совещания способствуют повышению профессионального мастерства адвокатов.

§ 3.3. Право граждан на квалифицированную

Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Регулирование права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции РФ свидетельствует об общегосударственном значении указанного права и создает правовую основу для обеспечения единого федерального стандарта оказания юридической помощи.

Конституция РФ 1993 г. (глава «Права и свободы человека и гражданина») и новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства — конституционного и административного, а также участником производства по экономическим спорам в арбитражном суде.

Согласно Конституции РФ отдельные конституционные права и обязанности касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется понятие «каждый», поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц — граждан РФ, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 56) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические «пирамиды», массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х годов имели общие причины — юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличия юридического образования недостаточно для защиты своих прав и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.

Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в уголовном судопроизводстве. Лишение обвиняемого права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, что влечет за собой возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) «все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона» .

Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1996. N 1. С. 3.

Приведем пример нарушения права на защиту из российской судебной практики.

Гражданин Гаргуль был осужден по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР. Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС Республики Северная Осетия — Алания действия осужденного были переквалифицированы на менее тяжкое преступление, и на основании акта амнистии Гаргуль был от наказания освобожден. В надзорном порядке приговор и кассационное определение оставлены без изменений. В своем протесте заместитель Генерального прокурора России указал, что в судебном заседании не было обеспечено участие адвоката. Гаргулю был предоставлен адвокат Ц., но в подготовительной части судебного заседания Гаргуль отказался от услуг адвоката, хотя в дальнейшем признал, что отказ имел вынужденный характер. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала нарушение конституционного права Гаргуля на защиту существенным нарушением уголовно-процессуального закона, повлекшим за собой отмену всех судебных постановлений .

Постановление Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27 мая 1997 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1999. N 1.

Основанием для отмены решения по гражданскому делу также может быть лишение права истца или ответчика на защиту их интересов .

В Нидерландах все граждане — участники гражданского судопроизводства должны быть представлены адвокатами.

Рассматривая положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в системной связи с общепризнанными нормами международного права, в частности со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, автор считает нужным признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ подтвердил это право в одном из своих решений.

В статье 48 Конституции РФ говорится не просто о правовых услугах, а о квалифицированной юридической помощи. Термин «эффективная юридическая помощь», устоявшийся в международном праве, в том числе в прецедентах Европейского суда по правам человека, был трансформирован в конституционном праве России в термин «квалифицированная юридическая помощь».

Термин «квалификация», согласно переводу со средневекового латинского языка, состоит из слов «qualificatio» («какой, какого качества») и «facere» («делать»).

Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, состоит не только в том, что каждый может обжаловать в суде правоприменительную практику, нарушающую предоставляемое Конституцией право юридической помощи, но и в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции РФ, если помощь окажется неэффективной (неквалифицированной).

Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.

В настоящее время критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи недостаточно определены в законе, что создает проблемы на практике. В различных государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз .

Некоторые государства (например, Нидерланды) организуют системы непрерывного юридического образования для практикующих юристов, предлагая курсы обучения в университетах.

Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. предписывает адвокатам постоянно повышать свою деловую квалификацию. В члены коллегий адвокатов принимаются граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет, после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех месяцев. К сожалению, президиумы некоторых «параллельных» коллегий адвокатов принимают лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки.

Сами формальные признаки не служат гарантией получения квалифицированной юридической помощи . Так, хотя наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, обязательно , его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. Законодателю и правоприменительной практике предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Для этого необходимо в первую очередь произвести мониторинг действующего законодательства РФ и зарубежных стран об оказании юридической помощи.

По делу Рейд против Ямайки было установлено, что назначенный судом защитник проинформировал обвиняемого об отсутствии оснований для обжалования приговора. Пассивное поведение защитника было расценено так, что осужденный фактически не был обеспечен юридической помощью, и приговор в отношении последнего был отменен. См.: Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. М., 1996. С. 193.

Так, Комитет по правам человека ООН признает, что право на адвоката означает право на эффективного защитника. Разрешая дело, по которому обвиняемому был предоставлен защитник, не имеющий юридического образования, Комитет по правам человека постановил, что защитник должен быть достаточно квалифицированным, чтобы юридически представлять обвиняемое лицо. Elena Beatriz, Vasiliskis v. Uruguau (80/1980). 31 March 1983. Selected Decisions. Vol. 2. P. 105, 108. Para. 9/3.

Согласно ст. 16 УПК РФ, на стадии предварительного следствия защиту подозреваемого и обвиняемого может осуществлять любой защитник (не только адвокат). Следует отметить, что ранее в решениях о конкретных уголовных делах Верховный Суд РФ отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии .

Бюллетень Верховного Суда РФ. М., 1991. N 4. С. 9, 10; 1993. N 6. С. 6.

Аналогичная точка зрения также представлена в работе: Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 1996. С. 225.

На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Представляется, что последнее положение не вполне соответствует требованиям ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г. (ст. 25.5) оказывать юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Согласно Закону РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных в п. «а» ч. 4 ст. 23 и п. «а» ст. 29 Закона.

В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля.

В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий «защита» и «оказание юридической помощи» является предметом дискуссий. Высказывается мнение о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком, конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты . В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий «защита» и «оказание юридической помощи».

Степанов С. Если часто оглядываться назад, трудно разглядеть дорогу впереди // Российская юстиция. М., 2001. N 3. С. 35.

Решающую роль в разъяснении гражданам их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.

Разъяснение права на квалифицированную юридическую помощь не подкреплено обязанностью следователя и заведующего юридической консультацией обеспечивать помощь в случае материальных затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.).

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Статья 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Было бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная .

См.: Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина / Под ред. К.А. Экштайна. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2000. С. 320.

Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц. Наиболее устоялось понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения (М.Е. Панкин, Н.В. Витрук), более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем (Р.З. Лифшиц). Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что должно осуществляться в рамках общественных интересов .

См.: Малько А.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Известия вузов. Правоведение. СПб., 1996. N 1. С. 39.

Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Конституция РФ содержит упоминания об экологической безопасности (ст. 72), безопасности людей (ст. 98), государственной безопасности (ст. 114). Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность — это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, помимо правового обеспечения безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь.

Жизненно важные интересы личности включают компоненты, образующие обязательные условия полноценного существования и самовыражения личности: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный, экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные. Обеспечение жизненно важных интересов требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны.

К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).

Конституция РФ 1993 г. значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми. Передача функции охраны прав и интересов человека негосударственным структурам, в частности абсолютный отказ от государственного контроля в сфере оказания юридической помощи, наносит урон не только общественным (публичным) интересам, но и национальной безопасности России .

В юридической литературе предлагается определить и юридически закрепить систему и приоритеты жизненно важных интересов личности, распределить сферы ответственности государственных органов по противодействию различным видам угроз, в том числе юридической безопасности человека, закрепить в Конституции РФ общий принцип безопасности, принять Федеральный закон «О безопасности граждан и иных лиц, пребывающих на территории Российской Федерации». Эта идея представляется плодотворной, но ее обоснование выходит за рамки настоящей работы.

1. Что такое адвокатура?

2. Каково значение адвокатуры в современном обществе и государстве?

3. Что такое адвокатская деятельность?

4. Кто по закону может оказывать квалифицированную юридическую помощь?

5. Какая юридическая помощь не относится к закрепленным в законе видам адвокатской деятельности?

6. Является ли адвокатская деятельность предпринимательством, а адвокат — предпринимателем?

7. Каковы принципы деятельности современной адвокатуры?

8. Какова структура современной адвокатуры?

9. Что такое адвокатский кабинет?

10. Что такое коллегия адвокатов?

11. Каковы особенности работы адвокатского бюро?

12. В каких случаях и кем создаются юридические консультации?

13. Что представляют собой традиционные и «параллельные» коллегии адвокатов?

14. Что представляет собой право граждан на квалифицированную юридическую помощь?

15. Каковы роль и предназначение адвоката в аспекте реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с) .