Права судебных исполнителей рб

NewsBY.org — Новости Беларуси

Закон РБ “О судебных исполнителях” 440-З от 24.10.2016

Содержание

Статья 1. Правовой статус судебных исполнителей
Статья 2. Правовая основа деятельности судебных исполнителей
Статья 3. Независимость судебных исполнителей
Статья 4. Взаимодействие с государственными органами и иными организациями
Статья 5. Порядок назначения на должности и освобождения от должностей судебных исполнителей и иных работников органов принудительного исполнения
Статья 6. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного исполнителя
Статья 7. Полномочия Главного судебного исполнителя Республики Беларусь
Статья 8. Полномочия главного судебного исполнителя территориального органа принудительного исполнения
Статья 9. Права судебного исполнителя
Статья 10. Обязанности судебного исполнителя
Статья 11. Право судебных исполнителей на возмещение расходов за пользование услугами электросвязи
Статья 12. Права судебных исполнителей на возмещение расходов по проезду к месту исполнения исполнительных документов и на выплату денежной компенсации за использование в служебных целях принадлежащих им транспортных средств
Статья 13. Права судебных исполнителей при нахождении в служебной командировке
Статья 14. Обязательное государственное страхование судебных исполнителей
Статья 15. Социальная защита судебных исполнителей, меры защиты членов их семей
Статья 16. Право судебных исполнителей на получение вознаграждения
Статья 17. Ответственность судебных исполнителей
Статья 18. Контроль за работой судебных исполнителей
Статья 19. Меры по реализации положений настоящего Закона
Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона

Судебными исполнителями являются лица, которые занимают должности в органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – органы принудительного исполнения) и непосредственно заняты в соответствии с должностными обязанностями исполнением судебных постановлений и иных исполнительных документов (далее – исполнительные документы).

Иные работники органов принудительного исполнения, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность, при исполнении исполнительных документов имеют права, исполняют обязанности, несут ответственность, установленные настоящим Законом, иными законодательными актами для судебных исполнителей.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

Судебные исполнители являются государственными служащими, на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 70, 2/953).

Судебные исполнители имеют печать с наименованием органа принудительного исполнения и указанием личного номера судебного исполнителя, выдаваемую в порядке, установленном Министерством юстиции Республики Беларусь.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия, в том числе нагрудный знак различия «Судовы выканаўца», учрежденные Президентом Республики Беларусь. Положение о нагрудном знаке различия «Судовы выканаўца», его описание и изображение, а также описание иных знаков различия и форменной одежды судебного исполнителя утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. подробнее тут

Примечание:
В мае вступают в силу принятые в 2016 году законы Беларуси “О судебных исполнителях” и “Об исполнительном производстве“

Новое законодательство о принудительном исполнении заработает в мае 2017 года

С мая будущего года в Беларуси заработает новое законодательство о принудительном исполнении: законы «О судебных исполнителях» и «Об исполнительном производстве» от 24 октября 2016 г. вступают в силу 13 и 16 мая 2017 г. соответственно. Заместитель Министра юстиции Андрей Авдеев на прошедшем недавно форуме корпоративных юристов рассказал, какие именно изменения запланированы в законодательстве.

«Принцип повышения эффективности принудительного исполнения неразрывно связан с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства, – сказал он. – Законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях» будут способствовать эффективности исполнения, а также расширению компетенции органов принудительного исполнения».

В новом Законе «Об исполнительном производстве» – первом законодательном акте в республике, регламентирующем порядок исполнения всех видов исполнительных документов, относящихся к компетенции судебных исполнителей, – разъяснены основные термины, сфера деятельности, задачи, принципы работы исполнительного производства, полномочия судебных исполнителей, включен перечень исполнительных документов и предъявляемых к ним требований.

Права и обязанности сторон

В частности, определены понятия добровольного и принудительного исполнения, унифицированы отдельные исполнительные документы, определен круг лиц, участвующих в исполнительном производстве, их права и обязанности, порядок их извещения и вызова, сроки в исполнительном производстве, основание, порядок возбуждения, приостановления, прекращения, окончания исполнительного производства, порядок совершения исполнительных действий и обжалования действий судебных исполнителей.

Закон устанавливает заявительный принцип возбуждения исполнительного производства, который до этого содержался в нормах Хозяйственного процессуального кодекса. Норма предполагает обязательное наличие заявления взыскателя для начала процедуры принудительного исполнения. Исключение – документы по административным и уголовным делам, которые и впредь суды будут непосредственно направлять в органы принудительного исполнения без участия взыскателя.

К новеллам законодательства можно отнести право предъявлять исполнительный документ по месту получения дохода должника, которое появится у взыскателей.

При этом оговариваются не только права, но и обязанности сторон исполнительного производства. Так, чтобы избежать необоснованных жалоб на действия судебных исполнителей с целью затягивания процесса исполнения, сторонам вменяется в обязанность предоставлять судебному исполнителю информацию о полном либо частичном исполнении исполнительного документа, об изменениях своего местонахождения (жительства), являться по вызову судебного исполнителя, если это требуется для процедуры принудительного исполнения. Должник обязан предоставлять сведения об имуществе и денежных средствах – таким образом в Законе нашли отражение своеобразные декларации, которые уже работают в стране с 2014 года, сообщил Андрей Авдеев.

Последствия неисполнения данных обязанностей содержаться в нормах Кодекса об административных правонарушениях и влекут существенные штрафы, а также возможность ареста.

Предусмотрено также возложение на взыскателя расходов за необоснованное предъявление документа или инициирование необоснованных действий, которые повлекли данные расходы.

Полномочия судебных исполнителей и компетенция суда

Кроме того, с целью расширения компетенций для борьбы с коррупцией судебные исполнители наделяются полномочиями выносить:

  • постановления, являющиеся исполнительными документами, которые могут предъявляться в банки и иные организации для принудительного исполнения;
  • постановления о приводе и объявлении в розыск через органы внутренних дел;
  • постановления о задержании и принудительной отбуксировке транспортного средства должника.

Им также дается право получать информацию, содержащую банковскую и иную охраняемую законом тайну, с использованием информационных технологий.

Во многом полномочия «принудительного характера», распространявшиеся ранее только на физических лиц – должников по исполнительному производству получат распространение и на руководителей юридических лиц в той мере, в какой это необходимо для принудительного исполнения.

Закон определяет компетенцию суда – соответствующие корректировки внесены в нормы Хозяйственного и Гражданского процессуального кодексов. Так, в компетенции суда остались: выдача исполнительных документов и их дубликатов, рассмотрение вопроса о повороте исполнения судебного постановления, восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа, рассмотрение ходатайств об отсрочке и жалоб на постановления руководителей органов принудительного исполнения по результатам рассмотрения жалоб на действия судебных исполнителей, разъяснение исполнительных документов.

А также принятие исключительных мер в виде:

  • ограничения выезда из Республики Беларусь, причем в отношении не только должника-гражданина, индивидуального предпринимателя, но и руководителей юридического лица (например, руководителя, главного бухгалтера) – соответствующие изменения внесены в Закон «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь»;
  • ограничения права управления механическими транспортными средствами, моторными, маломерными судами;
  • ограничения в посещении игорных заведений.

Подходы к оценке и реализации имущества

Законом регламентировано понятие экономической нецелесообразности реализации имущества. Когда затраты на оценку и реализацию имущества превышают его стоимость, судебный исполнитель будет обязан предложить взыскателю принять это имущество в счет погашения задолженности без проведения процедуры его реализации. Если взыскатель отказывается, с имущества снимается арест и на него обращение взыскания не производится.

Претерпели изменения подходы к порядку оценки арестованного имущества. Предусмотрено обязательное проведение независимой оценки при реализации определенных видов имущества, например недвижимости.

Изменены подходы к реализации имущества. Чтобы сделать более прозрачными действия судебного исполнителя, предполагается реализация отдельных видов имущества с торгов (в том числе электронных) и иными способами, предусмотренными Законом.

Законодательно установлен единый порядок и очередность распределения денежных средств между взыскателями. В первую очередь средства будут пропорционально распределяться в отношении социально значимых взысканий (алиментные обязательства, расходы на содержание детей, затраченные государством), сохранен календарный принцип распределения средств по иным категориям исполнительных производств.

Не изменяется размер принудительного сбора по имущественным взысканиям, который взыскивается с должника после возбуждения принудительного производства, – 10 % от взысканных сумм или стоимости взысканного имущества. Однако изменяются подходы по его взысканию. В настоящее время существует зависимость взыскания сбора от совершенных судебным исполнителем действий, напомнил Андрей Авдеев. В Законе же предусмотрено обязательное взыскание сбора в случае истечения добровольного срока на принудительное исполнение. При этом должники могут запросить продление данного срока, поскольку норма нацелена на стимулирование добровольного исполнения требований исполнительных документов.

Информационные технологии в исполнительном производстве

В новом Законе предусмотрена возможность использования электронного документооборота в исполнительном производстве. Будет также создан банк данных исполнительных производств. Который, как пояснил заместитель Министра, «позволит не только обеспечить контроль за исполнением документов, но и предоставит возможность сторонам получать сведения об исполнительных производствах». Ранее у субъектов хозяйствования уже было востребовано получение сведений о наличии задолженностей у будущего контрагента через реестр должников по исполнительным производствам на сайте Министерства юстиции.

В будущем планируется также создать на портале Министерства юстиции либо отдельном сайте органов принудительного исполнения личный кабинет стороны исполнительного производства – таким образом, ознакомиться со всем ходом исполнительного производства можно будет удаленно и без помощи судебного исполнителя.

Кроме упомянутых изменений и дополнений законодательства, целый ряд изменений вносится также в другие законодательные акты, которые унифицируют подходы и согласовывают привнесенные Законом новеллы с ранее действующими редакциями этих нормативных правовых актов.

«Новый Закон в первую очередь направлен на создание условий добровольного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов. [Документ] оптимизирует деятельность судебных исполнителей и взаимодействие со взыскателями и должниками, позволит снизить затраты, связанные с исполнительным производством», – констатирует Андрей Авдеев.

Судебным исполнителем сможет стать даже студент

В Законе «О судебных исполнителях» отражены правовой статус судебных исполнителей, правовая основа их деятельности, порядок взаимодействия с государственными органами, а также требования к лицу, назначаемому судебным исполнителем.

Чтобы стать судебным исполнителем, требуется владеть государственными языками, иметь среднее специальное или высшее юридическое образование, но могут на эту должность назначить и студента юридической специальности. Гражданин республики, имеющий иное высшее образование по специальностям, определенным Министерством юстиции, может быть назначен на должность судебного исполнителя только в исключительных случаях.

Оговорены в новом Законе также права и обязанности судебных исполнителей, гарантии их правовой и социальной защиты, ответственность судебных исполнителей и контроль за их деятельностью.

Анна ШИЛЕЦ, Национальный центр правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Права судебных исполнителей рб

Обратная связь

Краткий алгоритм действий взыскателя в исполнительном производстве в экономических судах Республики Беларусь

Как известно, получение решения суда, удовлетворяющего заявленные требования приносит значительное моральное удовлетворение как для клиента, так и для адвоката, участвующего в процессе. Однако редко кто из клиентов обращается в суд только лишь по принципиальным соображениям и с намерением получить только лишь «решение». Естественно, клиента интересует реальное исполнение вынесенного судом решения. В этом случае важны быстрые и правильные действия по исполнению, сотрудничество с судебным исполнителем. Предлагаем вашему вниманию приведенный далее алгоритм-памятку для работы по исполнению решений (постановлений) экономических судов Республики Беларусь.

1. Получение постановления суда и исполнительного документа.

Наиболее распространенными итоговыми постановлениями суда являются: определение о судебном приказе (приказное производство) либо решение суда (исковое производство).

1.1. Если вынесено определение о судебном приказе, то оно одновременно является исполнительным документом , который можно отправлять в банк вместе с платежным требованием для списания денежных средств с банковского счета Вашего должника.

1.2. Если вынесено решение суда, то необходимо дополнительно получить судебный приказ ( исполнительный документ , который выдается судом после вступления решения в силу (т.е. по истечению 15 рабочих дней, если не было обжалования).

2. Предъявление исполнительного документа и платежного требования в банк

В случае наличия денежных средств на расчетном счете должника они подлежат бесспорному списанию. Порядок бесспорного списания денежных средств регулируется нижеуказанным постановлением:

Согласно п. 64 Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 «Об утверждении Инструкции о банковском переводе», принятые к исполнению платежные требования подлежат оплате не позднее банковского дня их поступления в банк-отправитель в полной сумме при наличии денежных средств на счете плательщика. Если сумма исполненного платежного требования меньше суммы исполнительного документа, в том числе с учетом отметок о частичной оплате, второй экземпляр платежного требования направляется плательщику, а третий экземпляр вместе с исполнительным документом возвращается взыскателю через обслуживающий банк. Неисполненные (частично исполненные) платежные требования, предъявленные к текущему счету плательщика — юридического лица, в неоплаченной сумме помещаются в картотеку.

Таким образом, если была перечислена не полная сумма, то имеются основания для обращения за возбуждением исполнительного производства.

К заявлению о возбуждении исполнительного производства прикладываются доказательства о принятых взыскателем мерах по бесспорному списанию денежных средств (доказательства того, что Взыскателем было направлено в банк платежное требование и исполнительный документ, а банк предоставил подтверждение о том, что была произведена частичная оплата, либо оплата не была произведена и требование было направлено в картотеку). Исключением в данной ситуации являются взыскатели-нерезиденты Республики Беларусь, которые не имеют представительства на территории Беларуси, а соответственно они не могут в бесспорном порядке получить взысканную денежную сумму.

3. Составление заявления и направление судебным исполнителям

Важным моментом является определение места исполнения. Согласно ст. 354 ХПК, исполнительные действия совершаются судебным исполнителем хозяйственного суда по месту нахождения , месту жительства должника или месту осуществления хозяйственной деятельности должником либо по месту нахождения его имущества.

В подавляющем большинстве случаев исполнительное производство возбуждается по месту нахождения должника или по его месту жительства. Заявление о возбуждении исполнительного производства должно содержать сведения, указанные в ст. 355 ХПК. К заявлению о возбуждении исполнительного производства прилагаются

1) оригинал исполнительного документа (определения о судебном приказе или судебный приказ);

2) доказательства обращения в банк за бесспорным взысканием задолженности (как правило, оригинал платежного требования с отметкой о помещении его в картотеку и с отметкой о его отзыве).

3) доверенность, если заявление подписывается представителем взыскателя.

Отправлять заявление о возбуждении исполнительного производства необходимо заказной корреспонденцией с заказным уведомлением (при желании, можно дополнительно направить с описью вложения). Чек об отправке и уведомление необходимо сохранить. Возможно также передать документы непосредственно в канцелярию отдела принудительного исполнения (желательно, проставить на копии заявления отметку о получении документов).

4. Возбуждение исполнительного производства

Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится судебным исполнителем не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня получения документов от взыскателя (в случае если все требования соблюдены).

Важным является соблюдение взыскателем срока давности для предъявления к исполнению исполнительного документа. В течение этого срока взыскатель должен обратиться или в банк, или к судебному исполнителю. Пока исполнительный документ находится на исполнении срок не течёт. Срок для предъявления исполнительного документа – 6 месяцев.

Возможно восстановление пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению (если обстоятельства по которым он был пропущен, признаны уважительными судом).

В постановлении о возбуждении исполнительного производства будет указан конкретный судебный исполнитель, его приемный день и контактный телефон. Это должностное лицо, которое будет осуществлять взыскание, и имеет все полномочия на арест счетов, имущества и прочие исполнительные действия. С ним взыскатель будет контактировать по всем вопросам взыскания. Рекомендуем регулярно беспокоить судебного исполнителя, уточнять информацию о ходе взыскания, ходатайствовать о совершении определенных исполнительных действий, знакомиться с материалами исполнительного производства и т.д. При этом рассчитывать на возможность решения ряда вопросов по телефону не стоит. В силу значительной нагрузки судебных исполнителей дозвониться до них проблематично, поэтому лучше выделять время для личного посещения.

5. Подготовительные действия в исполнительном производстве

На начальном этапе судебный исполнитель:

1) предоставляет должнику срок для добровольного исполнения ( 7 рабочих дней) , о чем сразу указывается в постановление о возбуждении производства (это обязанность судебного исполнителя). Срок будет исчисляться с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.

2) По заявлению взыскателя суд может вынести определение о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Применение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа допускается, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным такое исполнение. Например, мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются наложение ареста на имущество должника, в том числе на наличные денежные суммы, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц; наложение ареста на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях; изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, и передача его судебным исполнителем на хранение в порядке, установленном настоящим Кодексом; запрещение должнику выполнять определенные действия и т.д. (ст. 348 ХПК)

3) Исполнитель направляет запросы о денежных средствах и имуществе должника (о месте нахождения должника – запрос из базы данных Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; о банковских счетах – запрос в налоговые органы; о наличии транспортных средств – запрос в ГАИ; о наличии ценных бумаг –запрос в Департамент по ценным бумагам; о наличии недвижимости – запрос в Национальное кадастровое агентство и т.д.По информации судебных исполнителей, срок направления запросов и получения на них письменных ответов органов составляет не менее 1 месяца (в том случае, если ранее запросы не направлялись).

Кроме того, в этот период должник по требованию судебного исполнителя обязан представить сведения об имеющемся у него имуществе, об источниках получения дохода, а также указать на наличие дебиторской задолженности. Отказ от представления таких сведений, либо представление заведомо ложных сведений, либо представление их не в полном объеме признается неисполнением требований судебного исполнителя и влечет ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь. Применение к должнику мер ответственности не освобождает его от обязанности представления сведений.

6. Исполнительные действия судебного исполнителя

Судебный исполнитель при исполнении исполнительного документа вправе:

  • вызвать должника или его представителя в суд для ознакомления с исполнительным документом и предложить ему добровольно исполнить исполнительный документ (В случае если должник или его представители (в том числе директор, бухгалтер, учредитель юридического лица), вызванные в установленном порядке в суд к судебному исполнителю не явились без уважительных причин, они могут быть подвергнуты приводу, который является мерой процессуального воздействия. И на указанных лиц может быть наложена административная ответственность)
  • наложить арест на имущество или денежные суммы, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) других лиц;
  • произвести осмотр помещений и хранилищ должника;
  • осуществить в порядке, установленном законодательными актами, продажу описанного или изъятого имущества должника;
  • запрещать должнику и иным лицам совершать препятствующие исполнению действия в отношении имущества и денежных средств должника;
  • истребовать от сторон и других лиц устную и письменную информацию, материалы или документы, необходимые для осуществления исполнения исполнительного документа.
  • получать от физических лиц, должностных лиц государственных органов и иных организаций необходимую информацию (за исключением первичных статистических данных), в том числе получать сведения из информационных систем, содержащих персональные данные, и иметь доступ, в том числе удаленный, к информационным системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных;
  • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по текущим (расчетным) и иным банковским счетам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

Исполнительные действия будут зависеть от того способа , который был избран исполнителем: взыскание денежных средств (при их наличии) или наложение взыскания на имущество.

1) Порядок взыскания задолженности за счет денежных средств :

а) денежные средства на расчетных счетах;

б) наличные денежные средства, хранящиеся в кассе (выручка): они изымаются или налагается арест на выручку;

в) дебиторская задолженность.

Судебный исполнитель должен направить дебитору запрос, ответ на который дебитор дать обязан. Впоследствии денежные средства должны будут перечисляться не напрямую на счёт должника, а на счёт отдела принудительного исполнения.

Только если у должника и дебиторов отсутствуют денежные средства, исполнитель может обращать взыскание на иное имущество (вещи/предметы).

2) Порядок обращения взыскания на имущество должника :

1 этап : Сначала имущество необходимо найти . На подготовительной стадии исполнитель направляет запросы о наличии имущества (движимого /недвижимого). Далее исполнитель должен выехать по месту нахождения должника и проверить административно – хозяйственные помещения.

2 этап : опись и арест : При проведении ареста исполнитель спрашивает у должника, на какое имущество в первую очередь нужно наложить взыскание. Чаще всего это, в первую очередь, товары/готовая продукция, станки и другое оборудование.

3 этап : оценка. Исполнитель может оценивать сам, или привлекает эксперта или специалиста (если взыскатель или должник просят об этом и не согласны с оценкой Исполнителем; если имущество дорогостоящее или сложно-технологическое).

4 этап : изъятие и реализация. 3 способа реализации имущества :

1) торги в форме аукциона .

2) комиссионный магазин .

3) самим должником под контролем исполнителя.

Впоследствии денежные средства, поступившие от реализации имущества, перечисляются со счета отдела принудительного исполнения на расчетный счет взыскателя.

Взыскатель вправе ходатайствовать о проведении конкретного действия и о присутствии его на указанном исполнительном действии.

Права лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 345 ХПК):

  • присутствоватьпри совершении судебным исполнителем действий;
  • знакомиться с материалами исполнительного производства, за исключением материалов, предназначенных для служебного пользования, делать выписки из него или за свой счет снимать копии этих материалов;
  • заявлять отводы (судебному исполнителю и суду при наличии для этого оснований);
  • заявлять ходатайства, подавать заявления;
  • давать суду в письменной и устной форме объяснения;
  • приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;
  • получать копии судебных постановлений (постановлений судебного исполнителя), принимаемых в виде отдельного документа;
  • обжаловать судебные постановления (постановлений и действия (бездействие) судебного исполнителя).
  • знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в исполнительном производстве, возражать против их ходатайств.

Рекомендации:

В целом необходимо сказать, что позиция взыскателя должна быть активной, чтобы исполнитель осознавал, что данное производство и долг взыскателю не безразличны. Весьма часто, именно взыскатели находят имущество, получают информацию о банковских счетах и дебиторах должника. Как только взыскатели получили указанную информацию – они должны сообщать ее исполнителю для более оперативного исполнения.

Желательно находиться в постоянном контакте с судебным исполнителем; на принципах сотрудничества помогать последнему осуществлять исполнение; периодически связываться с исполнителями и, если есть такая возможность, присутствовать при личной встрече и непосредственно знакомиться с материалами исполнительного производства; интересоваться у исполнителя о результатах проведенных исполнительных действий, и о потенциально планируемых действиях; проявлять творческий и нестандартный подходы к поиску имущества должника и способам исполнения вынесенного судом постановления.

Юрий Козиков, помощник адвоката

Хотите вернуть долг — будьте активными. Новые законы предлагают новые правила игры

В мае 2017 вступают в силу два закона — «Об исполнительном производстве» и «О судебных исполнителях». Они установят новые правила игры на правовом поле по исполнительному производству. Юлия Мелешина, юрист VILGERTS Legal & Tax, рассказала, какие возможности эти законы дадут компаниям — чтобы эффективнее повлиять на должника. А также дала несколько рекомендаций для должников и кредиторов.

Закон «Об исполнительном производстве» вступает в силу 16 мая 2017 года. Это первый законодательный акт в нашей стране, который регламентирует работу со всеми исполнительными документами, относящимися к компетенции судебных исполнителей.

Закон «О судебных исполнителях» вступает в силу 13 мая 2017. В нем прописано, какие полномочия, права и обязанности есть у судебных исполнителей, и какие к ним предъявляются требования.

Какие же новшества в этих законах?

Юлия Мелешина
Юрист международной юридической фирмы VILGERTS Legal & Tax

— При наличии документа, обязывающего должника оплатить долг (например, судебного приказа), задолженность можно взыскать так: по вашему заявлению инициируется процесс взыскания и возбуждается исполнительное производство. В рамках этих производств судебные исполнители принуждают должника оплатить долг всеми законными способами.

Новые законы дают следующие возможности

  • Руководство компании-должника можно будет ограничить в праве посещения казино, управления автомобилем и выезда за границу
  • Расширены полномочия судебного исполнителя на эвакуацию автомобилей должника
  • Должник с арестованными банковскими счетами не сможет открыть новый счет
  • При нарушении запрета судебного исполнителя — штраф до 30 базовых величин (около € 330 на 23.03.2017)
  • Исполнительный документ можно будет предъявить сразу по месту работы должника
  • У должника появится возможность увеличить срок на добровольное исполнение
  • Планируется создать онлайн-банк данных с подробной информацией по производствам и т.д.

Рассмотрим некоторые меры, влияющие на должников, подробнее.

Руководители компаний-должников (как и неплательщики-физические лица) могут быть временно ограничены в праве выезда за рубеж, посещении игорных заведений и управлении транспортным средством — все эти меры принимаются судом по предложению судебного исполнителя.

К руководителям компании-должника относятся:

  • Руководитель и главный бухгалтер
  • Члены исполнительного органа (например, совета директоров)
  • Учредители, управляющий компании и все те, кто тоже уполномочен ей управлять

Среди нововведений также:

  • Судебный исполнитель сможет на неограниченный срок ограничить должника в праве управления транспортным средством — раньше максимальный срок на такое ограничение составлял 5 лет
  • При наличии арестованных счетов, должник не сможет открыть новый счет даже в другом банке. Банки, в свою очередь, при открытии счетов в специальной базе будут проверять информацию о наличии арестованных счетов у обратившегося лица
  • Если вы предъявляете к исполнению документ, по которому долг оплачен, будьте готовы оплатить все расходы на исполнительное производство самостоятельно. Такая норма принята для предотвращения злоупотребления своими правами
  • Если судебный исполнитель вынес запрет в отношении как должника, так и иных лиц (например, запрет контрагентам на перечисление денежных средств должнику), то при нарушении запрета виновное лицо может быть оштрафовано на сумму до 30 БВ
  • Срок для предъявления исполнительного документа — 3 года
  • Расширен перечень полномочий, которые обязательно должны быть определены в доверенности в случае ее выдачи для представления интересов в исполнительном производстве
  • При неоплате услуг независимой оценки или экспертизы независимой оценки используется стоимость имущества, установленная до ее проведения

Еще один интересный момент. Судебные исполнители с мая 2017 смогут эвакуировать транспортное средство должника на охраняемую стоянку — до этого оно, как и любое другое имущество кредитора, могло лишь попадать под формальный арест.

Фото с сайта govorun26.ru

Можно ли самостоятельно взыскать долг по месту работы должника

Да, теперь можно самостоятельно, без судебных исполнителей, предъявить исполнительный документ по месту работы должника — долг будет списываться с его заработной платы, что может значительно ускорить его возврат. Однако ежемесячная сумма такого списания не может превышать 50% его заработной платы, оставшейся после оплаты налогов и страховых взносов.

При этом за взыскателем сохранилась обязанность предъявить документ для исполнения в банк, если у должника там открыт счет.

Должник может написать заявление о продлении срока на добровольное погашение долга. Однако причины для такого продления должны быть вескими для судебного исполнителя — например, нахождение должника в больнице.

Как узнать о наличии долгов у контрагентов

К началу 2018 должна быть закончена разработка банка данных исполнительных производств, информация в котором будет обновляться практически в режиме онлайн.

Для должника и взыскателя банк будет бесплатно работать по принципу личного кабинета, с возможностью отслеживания прогресса по делу. Остальным лицам будет предоставлен неполный доступ к банку данных — эта мера введена для возможности еще до заключения договора проверить контрагента.

Сегодня подобная информация предоставляется на платной основе и включает в себя данные о наличии и количестве производств в отношении определенного должника, сумме долга и ограничении его прав на имущество. Подробнее об этом можно почитать здесь.

Практические советы для должников и кредиторов

В завершении хочу дать несколько рекомендаций.

Всем компаниям лучше платить по счетам вовремя. Как бы банально это ни звучало, но следует отслеживать сроки и в вовремя рассчитываться с контрагентами. Исполнительную надпись нотариуса кредитор может получить без вашего ведома. А в процессе принудительного исполнения вы, как должник, заплатите еще 10% от суммы долга и понесете другие расходы на исполнение.

Должникам советую контролировать входящую корреспонденцию. Решение о возбуждении исполнительного производства приходит на почту. Поскольку срок на добровольное исполнение считается со дня получения такого уведомления, то будьте внимательны ко всей корреспонденции, приходящей в т.ч. и на юридический адрес компании или адрес вашей прописки.

Кредиторам рекомендую: хотите вернуть деньги — будьте активны. Если вы получили исполнительный документ, это еще не победа. Когда дело доходит до принудительного исполнения, взыскателю следует вести себя активно: контролировать действия судебного исполнителя, заявлять ходатайства о применении мер обеспечения, участвовать в поиске имущества должника и т.д.

Права и обязанности судебного исполнителя

Извлечения из Закона Республики Беларусь «О судебных исполнителях» (статьи 9 и 10)

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов ИМЕЕТ ПРАВО:

  • предъявлять законные требования сторонам и иным участникам исполнительного производства;
  • обращаться в суд, иной уполномоченный орган (к уполномоченному лицу), выдавшие исполнительный документ, не связанный со взысканием денежных средств, с представлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • вызывать должника или его представителей, а также собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица для дачи объяснений, представления необходимых документов в порядке, установленном актами законодательства;
  • производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником;
  • проверять у сторон и иных участников исполнительного производства документы, удостоверяющие их личность, подтверждающие полномочия их представителей;
  • привлекать в порядке, установленном законодательством, переводчика, понятых, специалиста и иных лиц, а также специализированную организацию для оказания содействия в принудительном исполнении исполнительного документа;
  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам от граждан, должностных лиц государственных органов и иных организаций на безвозмездной основе необходимые материалы и документы, информацию (за исключением первичных статистических данных), включая информацию, содержащую банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, в случаях, установленных законодательными актами;
  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам на безвозмездной основе без письменного согласия физических лиц сведения из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные, а также иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные, по письменному запросу или на основании соглашения о предоставлении персональных данных государственными органами и (или) иными организациями, в том числе с использованием общегосударственной автоматизированной информационной системы;
  • получать по находящимся в его производстве исполнительным документам сведения, составляющие нотариальную тайну, а также содержащие такие сведения документы;
  • быть безотлагательно принятым руководителями и другими должностными лицами юридических лиц по вопросам, связанным с исполнением исполнительных документов;
  • принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов в порядке, установленном законодательными актами;
  • налагать арест на денежные средства и (или) иное имущество, принадлежащие должнику и находящиеся у него и (или) третьих лиц, в порядке, установленном актами законодательства;
  • объявлять розыск должника-гражданина через органы внутренних дел;
  • обращаться в организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним для осуществления государственной регистрации создания, изменения, прекращения существования принадлежащего должнику недвижимого имущества, возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним, а также для осуществления государственной регистрации на имя взыскателя возникновения, перехода либо прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, зарегистрированное на имя должника, в случаях и порядке, установленных законодательными актами;
  • запрещать должнику и иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, в отношении денежных средств и (или) иного имущества должника;
  • использовать недвижимое имущество должника и иных лиц с их согласия для хранения изъятого в процессе исполнения исполнительного документа имущества должника в порядке, установленном законодательными актами;
  • использовать транспортное средство взыскателя или должника для перевозки изъятого у должника имущества с отнесением расходов по исполнению исполнительного документа на должника;
  • обращать взыскание на денежные средства и (или) иное имущество должника в порядке, установленном законодательством;
  • устанавливать стоимость арестованного имущества в случаях, предусмотренных законодательством;
  • выносить постановления о приостановлении полностью или частично операций по банковским счетам граждан и юридических лиц;
  • выносить постановления о приводе должника-гражданина, представителя должника — юридического лица, собственников имущества (учредителей, участников) должника — юридического лица в случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • выносить постановления о задержании, принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещении на охраняемую стоянку арестованного транспортного средства должника;
  • выносить иные постановления и составлять иные документы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
  • беспрепятственно входить на территорию и в помещения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от вида пропускного режима, если иное не предусмотрено законодательством, иметь доступ на другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг и других материальных ценностей. При необходимости вскрывать такие помещения, объекты, производить их осмотр;
  • входить на земельный участок, в жилое, нежилое помещения должника, в том числе принудительно вскрывать такие помещения. Если должник или иное лицо систематически препятствуют доступу судебного исполнителя на земельный участок, в жилое, нежилое помещения, где находится имущество должника, на которое может быть обращено взыскание, осмотр земельного участка, жилого, нежилого помещений должника производится судебным исполнителем на основании определения суда об осмотре земельного участка, жилого, нежилого помещений должника без его согласия;
  • производить осмотр и обследование территорий, мебели, сейфов и других возможных мест хранения имущества, в том числе денежных средств, ценностей и документов, иных объектов, используемых должником, в целях выявления имущества должника, на которое может быть обращено взыскание;
  • совершать отдельные исполнительные действия с использованием информационных технологий, в том числе электронного документооборота, официальных сайтов органов принудительного исполнения в глобальной компьютерной сети Интернет, системы единого расчетного и информационного пространства;
  • использовать технические средства, в том числе аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, в порядке, установленном актами законодательства;
  • требовать от должника и иных лиц совершения определенных действий, указанных в исполнительных документах либо направленных на их исполнение;
  • требовать от представителей должника — юридического лица или должника — индивидуального предпринимателя проведения инвентаризации имущества в порядке, установленном законодательством, а также проверять ее результаты;
  • проводить проверку исполнения исполнительных документов государственным органом, учреждением, иным юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, выплачивающими должнику-гражданину заработную плату и приравненные к ней доходы;
  • при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном законодательством порядке изымать необходимые документы и оставлять в материалах исполнительного производства акт изъятия и копии изъятых документов или их опись;
  • подавать ходатайства в компетентные органы для рассмотрения вопросов о высылке из Республики Беларусь в порядке, установленном актами законодательства, иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся должниками в исполнительном производстве;
  • обжаловать принятые по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на его постановления, действия (бездействие) постановление руководителя органа принудительного исполнения или определение суда;
  • осуществлять иные права, предусмотренные законодательными актами.

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов ОБЯЗАН:

  • принимать меры по правильному, полному и своевременному исполнению исполнительных документов;
  • использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
  • не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую, банковскую и (или) иную охраняемую законом тайну, другую информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;
  • заявлять самоотвод, если он лично прямо или косвенно заинтересован в исполнении исполнительного документа, связан отношениями брака, близкого родства, свойства, опеки или попечительства с одной из сторон, их представителями либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
  • подтверждать свои полномочия посредством предъявления при исполнении служебных обязанностей служебного удостоверения;
  • выполнять поручения других судебных исполнителей о совершении отдельных исполнительных действий на территории, на которую не распространяются полномочия этих судебных исполнителей, в порядке, установленном законодательством;
  • предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства (за исключением документов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), а также возможность делать выписки из них или снимать за свой счет копии с этих материалов;
  • принимать меры по установлению места нахождения должника-гражданина до вынесения постановления об объявлении розыска этого должника-гражданина через органы внутренних дел;
  • направлять представления или сообщения в правоохранительные и контролирующие (надзорные) органы о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;
  • оказывать содействие правоохранительным и контролирующим (надзорным) органам в розыске должников по исполнительным производствам, предоставлять сведения и копии необходимых материалов исполнительных производств, по которым направлялись представления или сообщения о выявленных в ходе исполнения исполнительных документов злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства;
  • направлять по письменному запросу суда, иного государственного органа при рассмотрении ими жалобы (протеста) на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя необходимые справки или сведения по исполнительному производству, снимать с него копии;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами.