Права и обязанности граждан по конституции рсфср 1918 г

Комплекс прав, свобод и обязанностей граждан по Конституции РСФСР 1918 г

Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей». Закрепление института прав и свобод человека и гражданина Конституцией РСФСР 1925 г. Так же как и в Конституции РСФСР 1918 г. в Конституции (Основном законе) РСФСР от 11 мая 1925 г., принятой на основании Основного закона (Конституции) СССР от января 1924 г., звучал классовый мотив, при этом были существенно снижены по степени накала формулировки о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических слоев общества» и интересах всего человечества. Как и ранее, права и свободы человека и гражданина не были выделены в специальный раздел, а помещены в обычную главу раздела об общих положениях. В целом же они укладывались в отмеченный выше перечень прав, свобод и обязанностей граждан, но появляются новые нормы, закрепленные, в частности, следующими положениями гл.1 раздела первого («Общие положения»):
«11. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан Российской

Социалистической Федеративной Советской Республики, также и всем пребывающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики гражданам других союзных советских республик. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из солидарности трудящихся всех наций, предоставляет все политические права иностранцам, проживающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу, а равно к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, на основе постановлений верховных органов Союза Советских Социалистических Республик. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за политическую деятельность или за религиозные убеждения. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из равенства прав граждан, независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет совершенно несовместимым с основными законами Республики какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия и тем более установление или допущение каких бы то ни было (прямых или косвенных) преимуществ для отдельных национальностей и признает право за отдельными национальностями на выделение, по решению их съездов Советов, с утверждения верховных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, в автономные советские социалистические республики и области. За гражданами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики признается право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни. Национальным меньшинствам обеспечивается право обучения на родном языке в школе. Руководствуясь интересами трудящихся, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции».

Права и обязанности граждан по Конституции РСФСР 1918 г. Избирательное право.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

— свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);

— свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;

— свобода слова и печати;

— свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);

— свобода объединения в различные союзы;

— предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;

— установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

— право избирать и быть избранным в Советы.

РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

— воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

Избирательное право. Принципы советского избирательного права стали складываться до Октября, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры. Тогда же сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Во многих местах эксплуататоров стали лишать активного избирательного права.

Укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное. Прежде всего, это касалось различий между рабочими и крестьянами. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г.

Основной закон закрепил принцип всеобщего (но только для трудящихся) избирательного права. Устанавливался лишь один возрастной, ценз (18 лет). Статья 65 была посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав (лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. ; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором).

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения в городах, счет идет по избирателям на селе — по жителям более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3: 1.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. В послереволюционные годы многостепенные выборы служили своеобразным фильтром препятствующим проникновению «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция исходила из производственно-территориального принципа. Выборы проводились в дни устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны дня выборов не устанавливалось, по сути дела никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. Конституция закрепила и право отзыва депутатов из Советов.

Конституция РСФСР 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности граждан)

Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права[2]. Некоторые авторы прямо называют декларацию – первым документом советской России носящей конституционный характер.

10 июля 1918г. Всероссийский Съезд Советов как высший орган новой власти, установившейся в результате государственного переворота, принял Основной Закон, закрепивший принципы организации Советской власти, форму правления, территориальное устройство, отношения власти и народа, государственные символы. Это была по существу первая в истории Российского государства формальная конституция, представленная в едином нормативном акте.

Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуа­тируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конституция Советской власти в центре и на местах; IV. Ак­тивное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась социальная основа новой государ­ственности — диктатура пролетариата и ее политическая ос­нова — система советов рабочих, крестьянских и солдатских де­путатов.

Законодательно закреплялись первые экономические преобра­зования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определял­ся как «переход от капитализма к социализму».

Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К вы­борам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по при­знакам пола, национальности, оседлости, образования и вероиспо­ведания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся.

Значительная часть населения была лишена избирательных прав. К ней относились: лица, использующие наемный труд в це­лях извлечения прибыли; живущие на нетрудовые доходы; част­ные торговцы и посредники; представители духовенства, служа­щие жандармерии, полиции и охранного отделения.

Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.

Представительство от социальных групп, имевших избира­тельное право, не было равным. Так, при выборах на Всероссий­ский съезд Советов городские советы имели более высокую нор­му представительства, чем губернские съезды советов: в первом случае один депутат избирался от 25 тысяч избирателей, во вто­ром — от 125 тысяч.

Подобное же преимущество городские советы имели при вы­борах на областные и губернские съезды советов.

Пятикратное преимущество должно было обеспечить относи­тельно малочисленному рабочему классу страны большинство в органах власти.

Эта тенденция усиливалась еще одним, не закрепленным в Конституции правилом — рабочие принимали участие в выбо­рах не только в территориальных округах, они голосовали также в своих партийных и профсоюзных организациях, что должно было обеспечить их преобладание в избираемых представитель­ных органах.

Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную Думу).

Прямыми были выборы в сельские и городские советы, деле­гаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и деле­гирования.

Тем самым создавался организационный фильтр, предназна­ченный для отсева «чуждых элементов», тем более эффектив­ный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закре­плен порядок открытого голосования.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права

используются в ущерб трудящимся.

Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Статья21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких

затруднительных формальностей» права российского гражданства.

Конституция исходила также из принципа равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно

имеет особое значение. Конституция предоставила гражданам широкий для своего времени круг

демократических свобод: свободу совести (ст. 13), свободу слова и печати (ст. 14), свободу собраний (ст. 15), свободу объединения во всякого рода союзы (ст. 16). При этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся.

Конституция отразила такую черту советской демократии как соответствие правам граждан их обязанностей. Перечислив права граждан, Конституция называет и важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Права и обязанности граждан по Конституции РСФСР 1918 г. Избирательное право

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

За гражданами РСФСР закреплялись следующие права:

— свобода совести (церковь отделяется от государства и школа от церкви);

— свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды;

— свобода слова и печати;

— свобода собраний (предоставление в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты все пригодные для устройства собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением);

— свобода объединения в различные союзы;

— предоставление полного, всестороннего, бесплатного образования;

— установление равных прав для граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности.

— право избирать и быть избранным в Советы.

РСФСР лишает прав тех, кто пользуется ими в ущерб интересам социалистической революции.

Обязанности:

— воинская повинность (право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных военных обязанностей).

Избирательное право. Принципы советского избирательного права стали складываться до Октября, когда в Советах еще господствовали меньшевики и эсеры. Тогда же сложились новые подходы к формированию избирательного корпуса. Во многих местах эксплуататоров стали лишать активного избирательного права.

Укоренился принцип, по которому новое избирательное право складывалось как не вполне равное. Прежде всего, это касалось различий между рабочими и крестьянами. Такое различие сложилось в силу того, что до января 1918 г. существовали две системы Советов — рабоче — солдатская и крестьянская, каждая со своими нормами представительства. При слиянии этих систем уже принятые нормы представительства сохранились.

Основной закон закрепил принцип всеобщего (но только для трудящихся) избирательного права. Устанавливался лишь один возрастной ценз (18 лет). Статья 65 была посвящена перечислению категорий граждан, лишенных избирательных прав (лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.; частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором).

Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения в городах, счет идет по избирателям на селе — по жителям более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1.

Конституция закрепила принцип многостепенности выборов. В послереволюционные годы многостепенные выборы служили своеобразным фильтром препятствующим проникновению «чуждых элементов» в высшие органы государства.

Конституция исходила из производственно-территориального принципа. Выборы проводились в дни устанавливаемые местными Советами. Единого для всей страны дня выборов не устанавливалось, по сути дела никакой избирательной кампании не проводилось. Голосование могло быть как тайным, так и открытым. Конституция закрепила и право отзыва депутатов из Советов.

13.Партийно-государственная доктрина «права наций на самоопределение». Ее реализация в законодательстве и практике государственного строительства. Образование РСФСР и других независимых советских республик. Взаимоотношения этих республик до образования СССР.

I Мировая война и революция привели к распаду Российской империи, что не могло не сказаться на взаимоотношениях между народами. Поэтому большевики должны были обращать самое пристальное внимание на национальный вопрос. Без его решения захват власти в стране был невозможен. Еще до 1917 года была разработана доктрина о праве наций на самоопределение, то есть нации и народы имели право и должны были сами определять, решать свою судьбу. Эта партийная доктрина уже фактически присутствует в Декрете о мире, принятом на II Съезде Советов. Декрет предлагал заключить справедливый демократический мир, то есть мир без аннексий и контрибуций, что означало по существу право наций на самоопределение. Под аннексией в Декрете понимался не только захват, но и удержание чужих земель, произведенные как во время войны, так и до нее в Европе и на других континентах.

Партийная доктрина скоро стала партийно-государственной, так как была узаконена в начале ноября 1917 года Декларацией прав народов России. Право народов на самоопределение утверждалось и в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Съезде Советов. Декларация провозгласила, что Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, не устанавливая однако конкретных форм федерации советских национальных республик. Декларация вошла в первую советскую Конституцию 1918 года. Народы России в той или иной мере пользовались правом на самоопределение: одни нации и народности образовывали независимые от России государства буржуазного типа: Финляндия, Восточная Польша. Другие нации создали независимые советские социалистические республики: Украина, Прибалтийские нации (Литва, Латвия, Эстония), Белоруссия, а в начале 20-х Азербайджан, Армения, Грузия. Третьи создали независимые советские республики: Бухарская, Хорезмская. Оставшаяся часть бывшей Российской империи назвала себя Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР), которая была провозглашена в ленинской Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Таким образом, Российская советская республика из унитарного государства превращалось в федерацию, практическое строительство которой началось после Съезда по линии создания автономных единиц внутри РСФСР. Среди автономных советских республик можно назвать Туркестанскую, Терская, просуществовавшую дольше всех. Правовое положение автономных республик 1918 года не было определено достаточно полно и четко. Все республики подтверждали государственно-правовую связь с РСФСР, то есть автономию, но ее границы каждая понимала по-разному. Кроме того, в составе РСФСР были созданы автономные области. К особенностям РСФСР можно отнести то, что она была создана законом, что Россия была асимметричной федерацией: не все народы получили право на автономию, например, губернии населенные русскоязычным населением, право быть субъектом РФ не получили.

До 1922 года отношения между РСФСР и другими независимыми республиками строились как федеративные. Связи достаточно тесные. По декрету ВЦИК “Об объединении советских республик для борьбы с империализмом” наркоматы становятся общими органами для всех советских республик. Связи налаживались в различных сферах: армия, экономика (наличие общих органов управления хозяйством ВСНХ), внешняя политика. 1921-1922 года — происходит переход к новому этапу взаимоотношений, характеризующийся укреплением дружественных связей. В основном отношения оформляются в виде двухсторонних договоров, а эти связи не очень прочные. Изменились цели: в годы гражданской войны — это, главным образом, обеспечение победы над врагом, теперь — восстановление народного хозяйства советских республик. Форма связей практически не изменилась — это участие представителей республик в работе высших органов власти РСФСР. Появились новые формы взаимоотношений советских республик с капиталистическими странами — мирные, дипломатические и торговые. В 1922 в Генуэзской конференции участвует делегация РСФСР от лица других республик. Расширяются и углубляются хозяйственные связи. Установлен единый хозяйственный план (план ГОЭЛРО). Проводятся общие экономические совещания (ЭКОСО). По декрету ВЦИК 1921 устанавливается единый бюджет, то есть утверждается единая налоговая и денежная система. Несмотря на тенденцию к объединению хозяйства, транспорта, денежно-финансовой системы республик, связи в виде двухсторонних договоров не очень прочны. Между республиками постоянно возникают прения. Сама жизнь диктует необходимость более тесного объединения.

14.«Военно-коммунистическое» государство: основные черты. Красный террор, революционные трибуналы, чрезвычайные комиссии в период гражданской войны.

Вое́нный коммуни́зм — внутренняя политика Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должно было возникнуть коммунистическое общество.

Красный террор — комплекс карательных мер, проводившихся большевиками в ходе Гражданской войны в России (1917—1923 годы) против социальных групп, провозглашенных классовыми врагами, а также против лиц, обвинявшихся в контрреволюционной деятельности. Являлся частью репрессивной государственной политики большевистского правительства. Исполнителем репрессий являлись органы ВЧК СНК РСФСР (Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлением по должности) и, согласно Постановлению, «ответственные партийные товарищи».

Революционные трибуналы (ревтрибуналы) — чрезвычайные судебные органы, существовавшие в некоторых Советских республиках и Советской России в 1918—1923 годах. Революционные трибуналы, наряду с ВЧК и местными чрезвычайными комиссиями, являлись органами, осуществлявшими Красный террор 1918—1922 годов.

ВЧК СНК РСФСР — Всероссийская чрезвычайная комиссияпо борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете народных комиссаров РСФСР (1917—1922). ВЧК являлась органом «диктатуры пролетариата» по защите государственной безопасности РСФСР, «руководящим органом борьбы с контрреволюцией на территории всей страны».

15.Государственное регулирование производства, распределения труда в период «военного коммунизма» (продразвёрстка, главкизм, карточная система, трудовая повинность).

В условиях гражданской войны и иностранной интервенции государство переходит к политике военного коммунизма. Под “Военным коммунизмом” понимается общество, живущее на основе таких же принципов и норм, как и армия (синоним казарменного коммунизма). В советской историографии принято различать военно-коммунистическую хозяйственную систему, военно-коммунистичекую государственность и военно-коммунистическую идеологию. Военному коммунизму как хозяйственной системе характерны признаки:

а) продразверстка. Продразверстка устанавливалась не сразу. Вначале новая власть установила государственную монополию на хлеб, таким образом обмен промтоваров на хлеб мог осуществляться только государственными органами. Но наладить товарообмен государству не удается. Заготовительный аппарат советской власти еще слишком слаб, к тому же значительная часть промтоваров расхищается. Поэтому в феврале 1919 года Совнарком издает декрет о продразверстке, устанавливающий обязанность для производителей хлеба (в основном крестьяне) ежегодно сдавать государству “излишки хлеба”. Отказ от сдачи излишек вел к уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Постепенно продразверстка была распространена и на другие с/х продукцию. Это был фактически единственный способ добиться снабжения армии и города продовольствием в условиях военной блокады и разрухи.

б) форсированное “огосударствование” промышленности. Советская власть была вынуждена форсировать национализацию крупной промышленности, а также средней и мелкой. К лету 1918 года были национализированы основные отрасли промышленности, затем в несколько этапов средняя и мелкая. К концу 20-ого года вся промышленность в собственности государства.

в)“Главкизм”: как система управления промышленностью, разновидность командно-административной системы управления. При этой системе предприятия полностью лишались хозяйственной самостоятельности. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность. Таким образом, никакой речи о коммерческом хозрасчете не шло.

г) уравнительное распределение материальных благ в обществе — по-другому и не могло быть в условиях нехватки самого необходимого; зарплата чаще всего выдавалась в виде набора предметов первой необходимости.

д) трудовая повинность: была утверждена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Трудовая повинность, то есть принудительное использование государством рабочей силы, первоначально носила ограниченный характер, рассчитана главным образом на эксплуататорские элементы и служила способом привлечения этих элементов к труду. Но затем она распространяется и на самих трудящихся (рабочих и крестьян). Обычными мероприятиями стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, проводившиеся 1918-1920 года. В декабре 1919 года создана комиссия по трудовой повинности во главе с Троцким, разработавшая программу основных действий. В период гражданской войны распространились два основных вида трудовой повинности: 1) милитаризация труда (работники предприятий переводились на положение военнослужащих со всеми вытекающими последствиями: нарушение трудовой дисциплины считалось воинским преступлением, нетрудящиеся часто объявлялись дезертирами; 2) использование воинских частей в качестве рабочей силы: целые армии объявлялись трудовыми (например в начале 1920 года 3-я Красная армия без изменения структуры преобразована в 1-ю революционную армию труда).

е) наконец, введение карточной системы.

Таким образом, политика государства в экономической сфере диктовалась необходимостью победы в гражданской войне и была направлена на обеспечение советской армии.

II. Конституция РСФСР 1918 г

Структура:

1. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

2. Общие положения Конституции.

3. Конструкция советской власти.

4. Активное и пассивное избирательное право.

5. Бюджетное право.

6. О гербе и флаге РСФСР.

Основные положения:

1. Определена сущность советского государства — диктатура городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства.

2. Сформулированы основные задачи государства:

а) подавление буржуазии;

б) уничтожение эксплуатации человека человеком;

в) построение бесклассового общества — социализма.

3. Политической основой нового государства признавалась система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

4. Закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности.

5. Срок действия Конституцииопределялся как «переход от капитализма к социализму».

6. Определена форма государственного устройства — федерация:

а) основными национально-государственными образованиями признавались национальные республики;

б) допускалось вхождение в федерацию автономных областных союзов, отличающихся особым бытом и национальным составом (ст. 11).

7. Закреплялись конституционные права и свободы граждан:

а) предоставлялись только трудящимся;

б) значительная часть населения была лишена права избирать и быть избранными в органы государства, а также обязанности служить в армии;

в) государству предоставлялось право лишать отдельных лиц или социальные слои конституционных и иных прав;

г) отсутствовал перечень конституционных прав и свобод и не раскрывалось их содержание;

д) указывались права и свободы, которые должны были обеспечиваться советским государством:

— свобода совести (церковь отделялась от государства, школа — от церкви);

— свобода слова, выражения мнений, собраний, шествий, митингов и демонстраций, общественных союзов;

— право рабочих и беднейших крестьян на полное, всестороннее и бесплатное образование.

8. Предусматривались две конституционные обязанности:

— распространялась на всех граждан России без исключения;

— подчеркивалась формулой «не трудящийся да не ест»;

б) защищать социалистическое отечество:

— трудящиеся должны защищать революцию с оружием в руках;

— остальные слои населения должны были выполнять «иные военные обязанности».

9. Конституция закрепила структуру, порядок формирования и компетенцию:

а) центральных органов государства:

— Всероссийский съезд Советов (объявлялся высшей властью РСФСР, созывался не реже двух раз в год, обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры);

— Всероссийский центральный исполнительный комитет Советов (объявлялся высшей властью в стране в период между съездами; являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР);

— Совет народных комиссаров (осуществлял общее управление делами РСФСР, образовывался Всероссийским центральным исполнительным комитетом, наделялся правом издавать декреты, распоряжения, инструкции);

б) местных советов:

— систему местных советов составляли областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты;

— в городах и селениях создавались городские и сельские советы;

— важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали;

— по горизонтали в пределах своей территории местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции.

10. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы:

а) прямыми были выборы в сельские и городские советы;

б) делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования;

в) устанавливались различные нормы представительства:

— от городских советов — 1 делегат на 25000 избирателей;

— от губернских съездов советов — 1 делегат на 125000 жителей.

11. Конституция регулировала избирательные права граждан:

а) активное и пассивное избирательное право предоставлялось:

— лицам, достигшим 18 лет, из числа рабочих, служащих, крестьян и казаков-земледельцев, не пользующихся наемным трудом с целью извлечения прибыли;

— солдатам Красной армии и флота;

— гражданам, потерявшим трудоспособность (если они до этого принадлежали к данным категориям населения);

б) основаниями для лишения избирательных прав признавались:

— случаи получения лицом нетрудовых доходов (в виде процентов с капитала, доходов с предприятий, прибыли от использования наемного труда);

— принадлежность к монашеству или к служителям церкви,

— служба в полиции;

— занятие частной торговлей.

12. В специальный раздел выделялись вопросы финансовой политики:

а) закреплялось право советской власти осуществлять по своему усмотрению национализацию, конфискацию и иные формы отторжения частной собственности в доход государства;

б) предоставлялось право центральным органам власти определять виды доходов и сборов, входящих в общегосударственный бюджет;

в) предусматривалась возможность самостоятельного расходования бюджетных средств центральными органами власти на общегосударственные потребности и нужды.

Особенности Конституции 1918 г.:

1. Носила открыто классовый характер, утверждая установление в стране диктатуры пролетариата.

2. Содержала множество программных положений, «целевых» статей.

3. Выходила за рамки внутригосударственного регулирования, т.к. включала положение о победе социализма во всех странах.

4. Отрицала принцип разделения властей (законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК).

5. По своей юридической технике была несовершенной, что объяснялось как объективными, так и субъективными причинами.

Таким образом, Конституцию 1918 г. необходимо рассматривать как конституцию революционного типа, отвергающую все прежние правовые установления и не имеющую достаточного собственного опыта государственного строительства.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Права и обязанности граждан по конституции рсфср 1918 г

Избирательное право было далеко не всеобщим. В соответствии со статьей 65 ни активным, ни пассивным избирательным правом не наделялся круг лиц: использующих наемный труд, живущих на нетрудовой доход, частных торговцев и посредников, духовенство, служащих бывшей полиции, умалишенных, душевнобольных, состоящих под опекой, осужденных за порочащие преступления Там же С. 298.. Избирать и быть избранным могли все трудящиеся и служащие Советской армии, достигшие 18 лет независимо от пола, вероисповедания, национальности и оседлости (ст. 64) Там же С. 297.. «Прямыми были выборы в городские и сельские Советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 4- е издание. М., 2009. С. 587.». Помимо избирательного права, граждане были наделены рядом других свобод. Были предоставлены: свобода слова и печати (ст. 14), свобода собраний, митингов. шествий (ст. 15), свобода союзов (ст. 16), свобода совести (ст. 13), право на бесплатное образование (ст. 17). Обязанностями всех граждан признавались всеобщая трудовая и воинская повинность (ст. 18 и 19) Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. 4-е издание. М., 2013. С. 291..

Конституция РСФСР 1918 года окончательно провозгласила господство социалистического общества. Официально закрепила наименование страны — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Настоящий Основной закон отразил политическое, социальное, экономическое состояние в стране, показав его заточку под пролетарское население всего государства.