Понятие источников земельного права система источников земельного права

Земельное Право

Источники земельного российского права — внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

Источник права (в широком смысле слов:

а) — совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) — действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения).

Источники земельного права — законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

а) Земельный кодекс РФ 2001 г.;

б) Гражданский кодекс РФ;

в) Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995г. 167-ФЗ;

г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ «О землеустройстве»;

е) Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

ж) Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды»;

з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»;

и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»;

л) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»;

указы Президента РФ:

а) Указ Президента РФ «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130;

б) Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14февраля 1996 г. 198;

постановления Правительства РФ:

а) постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319;

б) постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»;

в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»; нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; общие принципы права; нормативные договоры; международные договоры, заключенные с иностранными государствами; некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Конспекты юриста

Понятие, виды и система источников земельного права

Система источников права — совокупность нормативно-правовых актов, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Источники права — различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Источник земельного права — документ установленной формы, изданный уполномоченным на то гос. органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Первичный элемент законодательства – НПА — документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. НПА составляют иерархическую систему (пирамиду) соподчиненных звеньев, их юридическая сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее НПА, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и НПА, образующиеся другими отраслями законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Различают действие НПА по территории, времени и кругу лиц:

  • — действие по территории — определяется территориальной полномочиями органа: федеральные, региональные, местные.
  • — действие по времени — как правило, не имеет обратной силы, время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т.е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т.п.) отсутствуют нормы о сроках исковой давности.
  • — действие по кругу субъектов: общих субъектов — лиц, по своей юридич. природе не отличающихся какими-либо особыми признаками; специальных субъектов — лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные доп. права или льготы либо лишающими этих льгот.

Виды источников права:

  • 1. Правовой обычай;
  • 2. НПА — наиболее характерный для России способ правового регулирования, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения;
  • 3. Правовые договоры – соглашения между участниками земельных отношений, которые могут устанавливать права и обязанности, правила поведения, обязательные для исполнения субъектами земельных правоотношений;
  • 4. Юридический прецедент;
  • 5. Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах;
  • 6. Религиозные тексты — основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов. С учетом распространения мусульманской религии в ряде субъектов Российской Федерации эту сторону не следует игнорировать, тем более в области справедливой организации землепользования.
  • 7. Руководящие решения пленумов Верховного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитражного Суда, Конституционного Суда РФ, которые учитываются нижестоящими судами;
  • 8. Другие.

Недостаточно исследованным, по все же объективно существующим источником является правовой обычай. Они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. В земельном праве можно выделить правовые обычаи:

  • — согласно подп. 7 п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса с/х животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • — согласно ст. 23 ГПК РФ мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев;
  • — свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана;
  • — большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст. 13 ФЗ от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных пародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных пародов в соответствии с законодательством РФ, а также обычаями малочисленных народов.

Иерархия земельно-правовых нормативных актов:

  • 1. Международно-правовые договоры, подписанные и ратифицированные РФ (ст. 4 ЗК РФ).
  • 2. Конституция РФ — основной источник для всех отраслей права.
  • 3. Федеральные конституционные законы. Принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
  • 4. ФЗ. Принимаются Федеральным Собранием РФ.
  • 5. Указы Президента РФ. Относятся к федеральному уровню.
  • 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ также относятся к федеральному уровню.
  • 7. Акты министерств и иных гос. органов федеральной исполнительной власти. В межотраслевом и отраслевом масштабах источниками земельного права служат нормативные акты гос. комитетов, министерств и служб — нормативные приказы, инструкции и др. По общему правилу, эти акты обязательны только для учреждений и должностных лиц данного ведомства. Однако в тех случаях, когда данное ведомство в силу закона или постановления Правительства РФ получило право на издание обязательного акта, а также, если этот ведомственный акт был утвержден постановлением Правительства РФ, он получает общеобязательную силу.
  • 8. НПА субъектов РФ.
  • 9. НПА органов местного самоуправления.
  • 10. Вспомогательные НПА. Определенную вспомогательную роль по совершенствованию правоприменительной деятельности играют стандарты.

Конституция РФ, где выделяют 2 группы норм:

  • — нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения (ст. 9, 36);
  • — иные статьи опосредованно регулируют земельные отношения (ст. 42, 58, 2, 17, 18,45).

Кодифицированным нормативным актом, регулирующим земельные отношения, является федеральный закон (ФЗ):

  • 1. Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы;
  • 2. ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»;
  • 3. ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О гос. кадастре недвижимости»;
  • 4. ФЗ от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • 5. ФЗ от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • 6. ФЗ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • 7. ФЗ от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ «О мелиорации земель»;
  • 8. ФЗ от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» и др.

ФЗ природоресурсной подотрасли экологического права: ФЗ «О недрах» 1992 г., «О животном мире» 1995 г., «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.

Группу ФЗ, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ: в них содержится немало предписаний, относящихся к земельным отношениям. В частности, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы земельных правонарушений (преступлений), за которые устанавливается и применяется соответственно административная или уголовная ответственность — в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (Гражданский Кодекс РФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения. Земля и прочно связанные с ней объекты объявлены недвижимым имуществом.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются указами Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. и постановлениями Правительства РФ от РФ от 25 августа 1992 г. «О совершенствовании ведения гос. земельного кадастра» и др.

Взаимосвязь земли и других природных ресурсов – недр, лесов, вод, окружающей природной среды в целом – предопределяет наличие норм, которые регулируют отношения, связанные с землей, в источниках водного, лесного, горного, природоохранительного права (в ФЗ «О недрах» 1994 г. определено право собственника земельного участка на добычу полезных ископаемых, находящихся в границах данного участка).

Правовые нормы, связанные с регулированием земельных правоотношений, содержатся в источниках административного и уголовного права – меры ответственности за совершение земельных правонарушений; жилищного права – нормы о праве граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и др.

Особое место среди источников земельного права занимают международные двусторонние договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке или утвержденные компетентным государственным органом РФ, договоры, заключенные РФ с ее субъектами.

Не являются источниками: правовые акты индивидуального значения, т. е. акты применения права (решение местной администрации, адресованное конкретному гражданину либо организации). Руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ также не рассматриваются — данные виды актов специфичны тем, что имеют обязательную силу для судов указанных систем при разрешении ими конкретных дел. В правовом же регулировании они не могут быть использованы в качестве непосредственных регуляторов общественных отношений.

Понятие источников земельного права

В теории права под источниками права понимаются различные способы выражения государственной воли, содержащейся в правовых документах, рассчитанных на неоднократное применение.

Отличителъными признаками источников права являются:

1) документальная форма закрепления.

2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент Республики Беларусь уполномочен принимать декреты, директивы, указы и распоряжения;

3) соответствие компетенции органа или должностного лица в принятии нормативного правового акта действующему законодательству. Например, если городской исполнительный комитет примет решение о порядке передачи земельных участков в собственность иностранного государства, он тем самым превысит свои полномочия;

4) наличие в нормативном акте правовых норм.

Различают действие нормативным правовых актов по

территории, времени и кругу лиц:

1) действие нормативных правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа — автора того или иного документа. Например, постановления Совета Министров Республики Беларусь действуют на всей территории Республики Беларусь, решения районных исполнительных комитетов, имеющие нормативный характер, действуют только на территории их района. В силу неперемещаемости земли в земельном праве не предусмотрены основания экстерриториального действия закона, которые имеются в гражданском праве;

2) по времени действия нормативные правовые акты в земельном праве, как правило, не имеют обратной силы;

3) по кругу субъектов действие нормативных правовых актов осуществляется в отношении:

— общих субъектов, т. е. лиц, по своей природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на земельный участок в порядке, определенном законодательством;

— специальных субъектов, т. е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы.

Источник земельного права можно определить как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

Понятие источников земельного права система источников земельного права

Источники земельного права в своей совокупности рас­сматриваются как образующие систему источников этого права. Эта система включает в себя следующие элементы:

  • Конституция РФ;
  • международные договоры РФ, общепризнанные прин­ципы и нормы международного права;
  • федеральные законы;
  • нормативные правовые акты Президента РФ;
  • нормативные правовые акты Правительства РФ;
  • ведомственные нормативные правовые акты;
  • конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • нормативные правовые акты органов местного само­управления;
  • локальные нормативные правовые акты.

2.2.1. Конституционноправовые основы регулирования земельных отношений

Конституция РФ, принятая народом России в 1993 году на общенациональном референдуме, является Основным За­коном российского государства и обладает следующими ос­новными свойствами:

  1. верховенство (ст. 4 Конституции);
  2. высшая юридическая сила (ст. 15 Конституции);
  3. прямое действие конституционных норм (ст. 15 Консти­туции);
  4. действие на всей территории страны (ст. 15 Конституции);
  5. является ядром всей правовой системы России;
  6. является объектом особой охраны со стороны государства.

Конституция РФ — основной источник земельного права.

Именно в Конституции РФ определены основы конституци­онного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере земельных отношений. В Конституции со­держатся главные, основополагающие принципы, опреде­ляющие цели, методы и формы правового регулирования зе­мельных отношений в нашей стране.

Ряд положений Конституции РФ имеют важное значение для земельного права, так как являются основой развития зе­мельного законодательства.

1. Статья 72 Конституции РФ относит регулирование зе­мельных отношений к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. В совместном ведении Российской Феде­рации и ее субъектов, в частности, находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (п. «в»);
  • разграничение государственной собственности, в том числе и на землю (п. «г»);
  • природопользование (в том числе землепользование), охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д»);
  • земельное законодательство (п. «к»).

Согласно ст. 76 (п. 2) Конституции РФ, по предметам совме­стного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные норматив­ные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федераль­ным законам, принятым по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и норма­тивным правовым актом субъекта РФ, действует федеральный закон. В то же время, при отсутствии федерального закона, регулирующего вопросы, отнесенные к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия феде­рального закона субъект РФ обязан издавать законы и иные нормативные правовые акты, строго соответствующие феде­ральному закону, а также привести в соответствие с принятым федеральным законом свои нормативные правовые акты.

2. В Конституции РФ в общей форме определены полно­мочия некоторых органов государственной власти по ре­гулированию земельных отношений. Так, в ст. 114 Кон­ституции РФ (п. «в») сказано, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области экологии, имеющее непосредственное отношение к обеспечению охраны земель. Кроме того, Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью, в том числе землями, находящими­ся в федеральной собственности.

3. Конституция РФ закрепила полномочия органов местно­го самоуправления в сфере регулирования земельных отношений, которые согласно ст. 12 не входят в систему органов государственной власти и структура которых определяется местным населением самостоятельно. Ор­ганы местного самоуправления самостоятельно управ­ляют муниципальной собственностью, в том числе и зе­мельной, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значе­ния. Так, согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, измене­ние границ территорий, в которых осуществляется мест­ное самоуправление, допускается с учетом мнения насе­ления соответствующих территорий.

4. Часть 1 ст. 9 Конституции РФ предусматривает, что зем­ля и другие природные ресурсы используются и охра­няются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По мнению О.И. Крассова 1 , эта конституционная норма за­крепляет два важнейших принципа правового регулиро­вания земельных отношений: принцип приоритета пуб­личных интересов в сфере регулирования использова­ния и охраны земель и принцип обеспечения рацио­нального использования и охраны земельных ресурсов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, собственники владеют, пользуются и распоряжаются землей свободно, если это не на­носит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и закон­ных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования зем­лей определяются на основе федерального закона. Это означа­ет, что земельные отношения должны регулироваться специ­альным федеральным законом — Земельным кодексом РФ.

5. Важнейшее значение имеют конституционные основы регулирования отношений собственности на землю. В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип равенства всех форм собственности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности. Статья 9 (ч. 2) преду­сматривает возможность существования многообразия форм права собственности на землю. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, госу­дарственной, муниципальной и иных формах собствен­ности. Кроме того, ст. 36 (ч. 1) Конституции РФ отдельно закрепляет право граждан и их объединений иметь в ча­стной собственности землю. В то же время, в этой же ста­тье определены пределы осуществления собственником своих правомочий. Как уже упоминалось выше, владе­ние, пользование распоряжение землей и другими при­родными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей сре­де и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Право частной собственности на землю, согласно ст. 17 Конституции РФ, рассматривается в качестве естественного и неотъемлемого права человека, принадлежащего ему от рождения. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и граждани­на являются непосредственно действующими. Они опреде­ляют смысл, содержание и применение законов, деятель­ность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В ст. 35 Конституции РФ отражен принцип защиты права частной собственности. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

8. Очень важное значение для регулирования земельных отношений имеет положение ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о том, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Это означает, что в земель­ном законодательстве должны быть закреплены такие условия изъятия частных земель, когда изъятие может допускаться только по решению суда, а не какого-либо иного органа.

9. Огромное значение для совершенствования земельного законодательства имеют конституционные нормы, по­священные охране окружающей среды в целом, в том числе и земли, которая является неотъемлемой составной частью (компонентом) природной среды. Так, ст. 42 Кон­ституции РФ впервые в истории России закрепила право каждого на благоприятную окружающую среду, досто­верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущеp6a, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право обеспечи­вается путем реализации комплекса мер и мероприятий, закрепленных в ряде действующих федеральных законах и иных нормативных правовых актов, и прежде всего — в Федеральном законе от 10 января 2002 г. «Об охране ок­ружающей среды», а также рядом специальных земель­но-правовых и иных норм.

Необходимо также отметить, что наряду с этим правом ст. 58 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого со­хранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данное конституционное положение нашло дальнейшее развитие в иных федеральных законах. В частности, согласно ст. 11 Федерального закона «Об охра­не окружающей среды», граждане обязаны сохранять при­роду и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования за­конодательства.

Система источников земельного права

Система права предполагает прежде всего иерархию составляющих ее элементов, а применительно к нормативно-правовой системе эта иерархия выражается в соподчиненности нормативных правовых актов.

Иерархия земельных правовых нормативных актов представляет собой следующие уровни.

Международные договоры РФ, содержащие земельно-правовые нормы (ст. 4 ЗК РФ). В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международный договор будет являться элементом правовой системы РФ в случае, если он заключен и ратифицирован в установленном порядке.

Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет большое значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Так, АПК РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ, перед «внутренним» процессуальным законом (ст. 3).

Согласно ст. 69 Конституции РФ Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Конституция РФ является ведущим началом всего нормотворчества, источником для всех отраслей российского права, имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории РФ.

Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Если законодательные и иные нормативные правовые акты, принимаемые в России, вошли в противоречие с Конституцией РФ, они подлежат отмене или изменению.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ).

Основным источником земельного права, как и всех отраслей права, является Конституция РФ. Конституцию РФ от других источников права отличают особые юридические свойства, которые заключаются:

– в верховенстве Конституции РФ. Это означает, что с ее принципами, нормами, закрепленными в ней, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Она выступает как бы доминантой всего общественного развития;

– в ее высшей юридической силе, что закреплено в ст. 15 Конституции РФ. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы;

– в ее роли как ядра правовой системы, ее принципы играют основополагающую роль для всей системы российского права и текущего законодательства. Именно Конституция РФ определяет сам процесс правотворчества во всех сферах права;

– в особой охране Конституции РФ, т.е. охране закрепленных в ней правил. Для этого задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах. Часть 2 ст. 80 Конституции РФ закрепляет, что Президент РФ является ее гарантом. Важную роль в охране конституционных норм играет Конституционный Суд РФ, который рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов власти, так и ее субъектов.

К законодательным актам конституционного уровня относятся Конституция РФ и федеральные конституционные законы, изданные в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65), а также в соответствии с ч. 1 ст. 76 по предмету ведения и другим вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты обеспечивают механизм действия законодательства конституционного уровня.

Многие из содержащихся в Конституции РФ общих норм имеют земельно-правовую направленность. Так, конституционные нормы устанавливают, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Примечательно, что ни об одном другом природном объекте ни в одном законодательном акте не говорится ничего подобного.

Таким образом, Конституция РФ ставит землю в особое положение по сравнению с другими объектами правового регулирования, отмечая ее уникальность и неповторимость.

Земли могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), указанные формы собственности признаются и защищаются равным образом. Согласно ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ).

Конституция РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства. Это означает, что право частной собственности на землю не может быть абсолютным правом. Права частных земельных собственников могут и должны быть ограничены в интересах общества. Аналогичные ограничения предусмотрены в законодательстве ряда развитых стран (например, в США, Англии и др.).

Немаловажное значение для земельного права имеют конституционные нормы, регулирующие экологические отношения. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). В пункте «д» ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся федеральная государственная собственность и управление ею (в том числе земли, находящиеся в федеральной собственности). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относятся: разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (п. «д» ч. 1 ст. 72), а также земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к» ч. 1 ст. 72).

В соответствии с Конституцией РФ, нормами международного права и федеральными законами, Российская Федерация обладает суверенными нравами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67 Конституции РФ, федеральные законы от 30.11.1995

№ 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»),

Система источников земельного права

Система источников земельного права перечислена в ст. 2 Кодекса о земле, которая устанавливает, что земельные отношения регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом о земле, а также принимаемыми в соответствии с ними иными актами законодательства.

Центральное место среди источников права занимает Конституция Республики Беларусь, нормы которой являются основой источников земельного права. Конституция устанавливает, что территория Беларуси едина и неотчуждаема (ст. 9).

Конституция Республики Беларусь закрепляет такие основополагающие положения земельного права, как нахождение земель сельскохозяйственного назначения только в государственной собственности, равная защита и равные условия для развития всех форм собственности, в том числе и на землю (ст. 13), права собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом, неприкосновенность собственности (ст. 44).

Конституционным является право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.

Государство в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 46) осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе и земли, в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей природной среды. Охрана окружающей среды согласно ст. 55 Конституции Республики Беларусь является долгом каждого.

Следующим основным источником земельного права является Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., представляющий собой систематизированный законодательный акт, регулирующий земельные отношения. В Кодексе о земле регламентируются отношения собственности, по владению, пользованию и аренде земли, по предоставлению и изъятию земель и т. д.

К источникам земельного права относятся также декреты и указы Президента Республики Беларусь. Например, Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 было утверждено Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков, Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам.

В последнее время среди законодательных актов, регулирующих земельные отношения, значительное место занимают отдельные законы, принятые на основании и в соответствии с Конституцией и направленные на регулирование земельных отношений в условиях рыночных преобразований:

— Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О мелиорации земель» (в ред. от l4.07.2011 г.);

— Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. от

— Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. от 28.12.2009 г.);

— Закон Республики Беларусь от 20 октября 1994 г. «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от

— Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г «Об охране окружающей среды» (в ред. от 17.05.2011 г.);

— Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (в ред.

Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. «Об ипотеке» (в ред. от 04.01.2010 г.) и ряд других.

Значительную группу источников земельного права составляют постановления Правительства Республики Беларусь, принятые в том числе и для более точной детализации положений Кодекса о земле и иных актов земельного законодательства.

Источниками земельного права являются также приказы, инструкции, положения и иные нормативные правовые акты министерств, госкомитетов и других органов исполнительной власти.

Среди ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения, большую группу составляют документы, принимаемые Государственным комитетом по имуществу (далее — Госкомимущество).

Государственный комитет по имуществу, созданный в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь», в свою очередь, наделен определенной компетенцией по принятию нормативных правовых актов. В частности, Постановлением Госкомимущества от 27.07.2006 г. №° 13 (в ред. от 03.04.2008) была утверждена Инструкция о порядке дистанционного доступа к Единому государственному регистру недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относятся также акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

Нормы, регулирующие земельные отношения, содержатся в источниках таких отраслей права, как экологическое, водное, лесное, горное право. Например, в Кодексе Республики Беларусь о недрах, Лесном кодексе Республики Беларусь, Водном кодексе Республики Беларусь.

Нормы, связанные с регулированием земельных отношений, содержатся также в источниках административного и уголовного права (предусмотрены земельные правонарушения и ответственность за их совершение); гражданского права (общие положения о регулировании сделок с земельными участками, о возмещении вреда, причиненного нарушением земельного законодательства).

Не относятся к источникам земельного права правовые акты индивидуального значения, поскольку они не устанавливают новые нормы права, а направлены на возникновение прав и обязанностей для конкретного субъекта (например, решение районного исполкома о предоставлении земельного участка открытому акционерному обществу).

Особое место среди источников земельного права занимают международные договоры Республики Беларусь. Республика Беларусь как правовое демократическое государство признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. На основании ч. 3 ст. 2 Кодекса о земле, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Кодексе о земле, то применяются правила международного договора.

В юридической литературе также предлагают относить к источникам земельного права общие принципы права, нормативные договоры, некоторые обладающие юридической силой обычаи, судебную практику.