Основание для регистрации права собственности на земельный участок

Оглавление:

Регистрация права собственности на земельный участок в Росреестре

Росреестр регистрацию права собственности на земельный участокосуществляет по-прежнему. Однако обновленное регистрационное законодательство сделало оформление права на землю более быстрым. Посмотрим, за счет чего это получилось, и перечислим необходимые документы для регистрации права на земельный участок.

Регистрация права собственности на земельный участок — новое в 2017 году

Закон «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее — закон 218-ФЗ), действующий за немногими исключениями с 11.08.2017, скорректировал порядок регистрации прав, в том числе на землю.

  • сведение к «одному окну» кадастрового учета и регистрации права: заявителю, земля которого еще не учтена в кадастре, необходимо обратиться и подать документы один раз, в результате чего Росреестр зафиксирует участок во всех необходимых реестрах и кадастре (ч. 3 ст. 14 закона 218-ФЗ);
  • внесение новых сведений о земельных участках в реестр без заявления его владельца, если получены сведения, например, об обращении взыскания на землю залогодержателем (ч. 3 ст. 50 закона 218-ФЗ) или о вступлении гражданина в наследство (ч. 2 ст. 69 закона 218-ФЗ);
  • сокращение сроков для государственной регистрации и кадастрового учета;
  • упорядочение на законодательном уровне особенностей регистрации прав на земельные доли в участках сельхозназначения (ст. 47 закона 218-ФЗ).

Общие моменты регистрации прав на землю: документы, госпошлина, срок регистрационных действий

Заявители обращаются в Росреестр со своими паспортами (иными удостоверяющими личность документами), а в случае действий в чужом интересе — с доверенностью, удостоверенной нотариусом.

Размер госпошлины для регистрации прав на землю установлен статьей 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет:

  • 350 руб. — для граждан за сельхознадел, участок под садоводство, огородничество, дачу, личное подсобное хозяйство (ЛПХ), индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) или размещение гаража;
  • 100 руб. — за долю в праве собственности на сельхозучасток;
  • 2000 руб. — для граждан за любой иной земельный участок;
  • 22 000 руб. — для юридических лиц.

Документ об оплате госпошлины представить можно, но не обязательно (ч. 7 ст. 18 закона 218-ФЗ).

Сроки регистрации права на земельный участок установлены ст. 16 закона 218-ФЗ и разнятся в зависимости от того, нуждается ли он в кадастровом учете и куда подано заявление — непосредственно в регорган либо в МФЦ.

Регистрация права на вновь образованный участок

Способы образования земельного участка перечислены в ст. 11.2, 11.3 Земельного кодекса РФ. К ним относятся:

  • раздел, выдел (по соглашению сособственников, судебному решению, для государственной или муниципальной земли садового дачного общества — по проекту межевания, а для сельхозучастков, принадлежащих более чем 5 собственникам, — на основании протокола общего собрания);
  • перераспределение (на основании соглашения) — подробнее см. главу V.I ЗК РФ;
  • объединение (по соглашению собственников или решению единственного собственника);
  • создание искусственного земельного участка на водном объекте (на основании акта ввода в эксплуатацию, разрешения на создание и др., см. ст. 45 закона 218-ФЗ).

Соответственно, основанием для регистрации права будет, в зависимости от ситуации, один из вышеперечисленных документов (ч. 4 ст. 8 закона 218-ФЗ). В основном регистрация права на вновь созданный участок происходит одновременно с кадастровым учетом всех образованных соответствующим юридическим фактом участков (исключения см. в пп. 7–10 ст. 14 закона 218-ФЗ). Поэтому к заявлению о регистрации необходимо приобщить технический документ, позволяющий установить границы и местоположение участка, например межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 закона 218-ФЗ).

В некоторых случаях дополнительно потребуются особые документы, например решения местных властей о присвоении адресов при разделе городского участка.

Регистрация «ранее возникшего» права собственности

Говоря о «ранее возникшем» праве на землю, имеют в виду право, появившееся до введения в действие процедуры регистрации прав, а именно до 31.01.1998.

Такое право собственности на основании ст. 69 закона 218-ФЗ признается государством и нуждается в регистрации только по желанию собственника либо для совершения сделки (например, продажи, аренды участка, регистрации сервитута и т. п.). Основанием регистрации является по общему правилу правоустанавливающий документ.

Большая часть участков, права на которые возникли до введения госрегистрации, являются так называемыми ранее учтенными. На практике это означает, что техническая документация, позволяющая определить расположение и границы надела, оформлена по актуальному на момент такого оформления закону. Необходимые для кадастровой части реестра недвижимости сведения о размещении, размере, границах участка регистрирующий орган получает самостоятельно путем межведомственных связей либо, если сведения не получены, руководствуется данными имеющихся документов (ч. 5 ст. 69 закона 218-ФЗ).

Поэтому при регистрации прав на них представлять обновленную техдокументацию в Росреестр необязательно.

ВАЖНО! Специфика регистрации прав на землю под садоводство, огородничество, дачу, ИЖС, гараж, ЛПХ отражена в ст. 49 закона 218-ФЗ.

Регистрация права на участок, полученный по сделке

В данном случае правоустанавливающим документом будет являться договор между сторонами сделки, который в 3 экземплярах предоставляется в Росреестр.

Необходимости в представлении технического документа нет, поскольку сделка с земельным участком возможна лишь после регистрации прав на него. Соответственно, сведения о границах уже есть в кадастре, и регистрация права покупателя происходит без одновременного кадастрового учета.

В состав комплекта документов, кроме договора, войдут:

  • правоустанавливающий документ первоначального собственника;
  • согласие на сделку, если его требует закон (например, для участка, купленного в браке — нотариальное согласие супруга, для дорогостоящего участка юрлица — согласие на крупную сделку по правилам ст. 46 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • акт приема-передачи.

Таким образом, регистрация права собственности на земельный участок облагается госпошлиной и производится на основании правоустанавливающего документа. Технический документ в форме межевого плана или проекта обязательно необходим только для ряда новообразованных земельных участков.

Основание для регистрации права собственности на земельный участок

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения дачного хозяйства, огородничества, садоводства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных ст.25.2 Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ.

При этом основанием для государственной регистрации права собственности гражданина земельный участок является в соответствии с п.2 ст.25.2 Закона о регистрации один из следующих документов:

— акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

— выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок

Из буквального толкования данной нормы следует, что любое из вышеуказанных решений органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятое с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства, может являться основанием для государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в соответствии с вышеуказанной статьей.

Необходимо отметить, что согласно ст.28 (в первой редакции) Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15.04.1998 №66-ФЗ (далее по тексту Закон о садоводческих объединениях граждан) приватизация садовых, огородных и дачных земельных участков осуществлялась за плату или бесплатно в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в следующей последовательности:

1) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) принимало решение о приобретении прав на землю общего пользования (собственность такого объединения как юридического лица, общая совместная собственность членов такого объединения) и создало комиссию по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков;

2) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков организовывала сбор заявлений от членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков и проводила с привлечением в соответствии с договором специализированной землеустроительной организации или иного имеющего соответствующую лицензию юридического лица инвентаризацию земель такого объединения;

3) член соответствующего объединения в своем заявлении указывал, на каком праве хочет переоформить садовый, огородный или дачный земельный участок (собственность гражданина, общая совместная или общая долевая собственность супругов), фактическую площадь такого участка в квадратных метрах, встречные требования к его границам;

4) комиссия по подготовке материалов для приватизации садовых, огородных и дачных земельных участков давала заключение о наличии встречных требований к границам садовых, огородных и дачных земельных участков со стороны соседей, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и свое предложение об урегулировании спора;

5) общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) либо правление такого объединения рассматривало подготовленные материалы, итоги инвентаризации земель такого объединения и принимает решение о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земель общего пользования за таким объединением, а садовых, огородных и дачных земельных участков — за конкретными гражданами, их супругами;

6) в месячный срок со дня подачи соответствующего заявления принималось решение органа местного самоуправления о приватизации садового, огородного или дачного земельного участка, которое являлось основанием для выдачи гражданину и садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению свидетельств, удостоверяющих их права на землю;

Кроме того, граждане были вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки.

В настоящее время согласно ст.28 Закона о садоводческих объединениях граждан граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В то же время в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу Закона о садоводческих объединениях граждан было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.

Из вышеизложенного следует, что основанием для государственной регистрации права собственности граждан на садовые земельные участки является акт органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка гражданину (за исключением предоставления во временное пользование), принятый с соблюдением действовавшего на момент его принятия законодательства.

отдела правового обеспечения О.А. Мисливская

Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Все вещные права на владение, распоряжение, передачу по наследству или дарения проходят процедуру регистрации, это относится и к земельным отношениям.

Основными законодательными актами, регулирующим, в том числе и регистрацию прав, являются Земельный и Гражданский Кодекс РФ, и основной Закон страны – Конституция, из которой и вытекают все основные права на землю.

Законодательная база

Основным правовым Федеральным Законом №122 от 21.07. 1997 в редакции от 23.07 2013 года, определен порядок регистрации прав собственности на земельный участок, в ст. 30 части 1 прописан порядок регистрации прав собственности.

Земельное Законодательство определяет список титула пользования землей, то есть ими могут быть лица, владеющие земельным наделом по праву частной собственности, простого землевладения, бессрочного или временного пользования или аренды. Каждый титул предполагает свой набор прав и обязанностей на пользование земельными участками.

Граждане и юридические лица, обладающие тем или иным титулом землепользования, могут по своему усмотрению совершать любые сделки по переходу права собственности на другое лицо либо сдачи земли в аренду.

Основным ФЗ «О регистрации…» в ст. 22 даны подробнейшие разъяснения по целому кругу возникновения прав на землепользование, которые подлежат обязательной регистрации в общероссийском реестре:

  1. При разделе, объединении, перераспределении земельных наделов или выделении участка основой для проведения регистрационных действий является:
    • Утверждение схемы местонахождения земельного надела на плане общих земель.
    • Постановление местной власти о выделении определенного участка под частное землепользование.
    • Иные правовые акты муниципальных властей об образовании конкретного участка.
  2. Регистрационные действия могут быть проведены по заявлению от физического или юридического лица в отделение по проведению этой процедуры. Если земля преобразовывается в пределах одного муниципалитета, то заявление подается от имени руководства местной власти. Если надел преобразован из частного и государственного землевладения, то основанием будет заключенное с местной властью соглашение.
  3. Регистрация возникновение прав на долю вправе общего пользования землей исходит из заявления дольщика по основаниям, предусмотренным Федеральными и местными законными актами.

Необходимые документы

Для регистрации прав собственности для каждого конкретного случая нужен свой пакет документов, но есть и общая документация, которую предоставляют в регистрационный орган:

  1. Поводом для возникновения права владения, распоряжения или аренды земли на основании сделок:
    • Купли-продажи участка.
    • Передача государственной земли для приватизации по соответствующему акту.
    • По праву наследования, дарения или возмездной мены.
    • Бессрочной аренды у органов местной власти.
  2. Кадастровые данные об участке. Если работы не проведены, и земля не числиться в общем реестре, то необходимо заказать эти работы с выездом инженера на местность. По результатам его работ будет оформлен паспорт на участок, составлен план на местности и межевание. Готовый и новый кадастровый план с указанием индивидуального унифицированного номера земельного надела – обязательное требование для регистрации права собственности на конкретный участок.
  3. Само заявление собственника с просьбой о проведении регистрационных действий.
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины. Стоимость услуг для физических лиц – 2200 тыс. рублей, для юридических – 22 000 тысячи.

В отдельных конкретных случаях могут понадобиться дополнительный пакет документации, например, справки о наложенных ограничениях или сервитуте местными органами власти. Также может понадобиться справка о виде разрешенного использования на весь участок или его долю.

Перечень документов в этом случае:

  1. Арендный договор с органом местной власти с указанием срока и условий перехода по праву собственности.
  2. Заявление и удостоверение личности.
  3. Квитанция об оплате государственной пошлины.

При переходе права собственности с одного физического или юридического лица на другое, на праве наследования, предоставляют взятый в нотариальной конторе бланк завещания, заверенный нотариусом и с указанием даты вступления в наследство, после которой можно зарегистрировать право собственности.

При регистрации прав собственности на юридическое лицо предоставляют:

  1. Заявление, написанное представителем на проведение регистрационных действий.
  2. Доверенность с правом совершения регистрации права собственности на юридическое лицо.
  3. Устав компании, в котором прописан разрешенный вид деятельности на определенном участке.
  4. Идентификационный уникальный номер постановки на налоговый учет (ИНН).
  5. Статистические коды.
  6. Выписка из протокола общего собрания о переводе арендованной у государства земли в собственность.
  7. Независимая оценка стоимости участка.
  8. Договор, позволяющий пользоваться участком: аренды, покупки, наследования.
  9. Документальные основания для приобретения земли по преимущественному, как добропорядочный арендатор, праву.
  10. Акт передачи земли в аренду.

Регистрация прав собственности на землю через портал Госуслуг

Интерактивный общероссийский портал Госуслуг позволяет зарегистрированным пользователям совершать многочисленные юридически значимые действия, например, подать заявление на регистрацию прав на землю. Ведь именно простаивание в очередях отпугивает владельцев от этого действия, а вдруг и пакет документов не отвечает установленным требованиям? Все эти проблем можно значительно упростить, если воспользоваться услугами сервиса.

Электронные услуги предполагают и электронный оборот документации, то есть необходимые для регистрации права собственности документы должны быть переведены в электронный вид при помощи сканера, и сохраненные в памяти компьютера. Затем их можно загрузить на портал в соответствующие поля заявления.

Порядок предоставления и получения услуги:

  1. Подготовить нужный пакет документации, исходя из возникшего права пользования землей.
  2. Подать электронное заявление на портале Росреестра (откроется именно этот сайт при выдаче запроса на регистрацию).
  3. После загрузки документов происходит регистрация поданного запроса.
  4. Заявление получит статус «в работе».
  5. Теперь нужно провести оплату за оказание Госуслуг по регистрации права собственности на землю.
  6. После оплаты придет уведомление о передаче для сверки оригиналов документации по месту регистрации (указываете сами при выборе этой опции).
  7. Само свидетельство можно получить только лично или чрез законного представителя по доверенности в отделении Росреестра.

Вот и все, свидетельство будет подтверждать ваше законное владение землей.

Порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок

Только зарегистрированное право собственности дает владельцу беспрепятственное распоряжение землей, то есть если объект недвижимости не внесен в реестр прав собственности, то его можно считать не существующим, даже если оформлен договор о землепользовании на основании покупки.

Процесс регистрации можно поделить на 2 основных этапа:

  1. Сбор необходимых для каждого конкретного случая документов-оснований для владения. В них должно найти отражение: полная характеристика участка, вид землепользования, почтовый адрес, местоположение на общей карте земель района. Если землю оформляет юридическое лицо, то полное наименование организации и решение общего собрания о выкупе земли по праву собственности. Для физических лиц: договоры, завещание, акты передачи.
  2. После подачи документации инспектор будет проверять юридическую правоту представленных документов. Если они соответствуют требованиям Закона, то регистрация будет проведена, в противном случае могут отказать в регистрации права собственности.

Вновь образованный участок будет внесен в кадастровый реестр, а уже существующий – сменит своего владельца, оставаясь под тем же кадастровым номером.

Упрощенная регистрация права собственности на земельный участок

Граждане, владеющие земельными наделами по праву бессрочного пользования или пожененного владения, могут переоформить земли в частную собственность по так называемой «дачной амнистии», ФЗ №93 от 30.06.2006 года. Это связано в большинстве случаев отсутствием документов-оснований на владение, выдаваемых местной администраций актов передачи земли. Ведь именно по этому акту можно приватизировать и зарегистрировать право собственности на участок, ну а если он отсутствует, то и был введен упрощенный порядок регистрации прав на землю.

Или он был, но отсутствовал титул владения: собственность, аренда, наследование. И только по этим причинам у граждан не было юридических возможностей на проведение сделок: ведь право собственности не было определено.

Но с введением нового Закона у граждан появилось зарегистрировать в упрощенном порядке имеющийся во владении участок, если:

  • Есть акт передачи земли органами местной власти по праву пожизненного или бессрочного пользования.
  • Есть акт, но право землепользования по нему определить невозможно: то ли права на строения, то ли на землю.

Стоит обратить внимание, что после переоформления прав на землю в собственность, право пожизненного или бессрочного владения утрачивается:

  1. Владельцы дачных участков имеют право на оформление права собственности по упрощенной схеме, если у них есть подтверждение членства в садовом товариществе. Если хотя бы один член садоводства уже оформлял регистрацию права собственности в конкретном товариществе, то пакет документов может быть сведен к минимуму: выписка из правления о входе вашего участка в состав товарищества, выписка из ЕГРЮЛ о садоводческом объединении. Через 14 дней будет выдано свидетельство о регистрации права собственности.
  2. Если в результате наследования гражданин получил право собственности на все строения, находящиеся на участке, то и у него есть право регистрации прав собственности по той же схеме.
  3. Если землепользователь не успел реализовать свое право регистрации права собственности при жизни, то оно переходит к его наследникам: они оформляют его в упрощенном порядке.

Так что, если нет правоустанавливающих документов на землю, зарегистрировать право собственности можно и без них.

Отказ в регистрационных действиях в оформлении прав на землю можно получить в нескольких случаях

  1. Объект земельных прав не является таковым.
  2. Заявление на проведение регистрационных действий подало не имеющее на это право лицо.
  3. Акт передачи земли местной власти признан недействительным.
  4. Выдачей правоустанавливающего документа занималось неуполномоченное лицо.
  5. Не были представлены ограничения на пользование землей, зарегистрированные в реестре.
  6. Лицо, подающее заявление на регистрацию, не наделено этим правом.
  7. Собран неполный пакет документации, или они не отвечают установленным требованиям Законодательства.
  8. На тот же участок были поданы документы на регистрацию прав другим лицом, что привело к противоречивости ситуации.

В пятидневный срок регистратор высылает уведомление с указанием причин отказа, которые он имеет право обжаловать.

Оспаривание регистрации права собственности на земельный участок

Если был получен отказ, то гражданин вправе повторно обратиться в органы регистрации с исправленными документами, количество обращений не ограничивается на законодательном уровне. Но это касается тех документов, где опущены опечатки и мелкие недочеты.

Но можно обратиться в судебные органы за признанием права собственности на участок, предъявив суду неоспоримые в этом случае доказательства. А решение суда позволит зарегистрировать право собственности на землю.

Регистрация права на земельный участок

Государственная регистрация права собственности на земельный участок в 2017 году заканчивается выдачей субъекту соответствующей документации. На основе ст. 209 (п.1) ГК РФ владелец вправе иметь недвижимый объект, пользоваться и распоряжаться им, как хочет. Учет кадастра недвижимости и ее регистрация выполняется органом под названием Росреестр. Переход или передача права владения на объект имущества (частный дом, квартиру, надел) возникает при:
составлении дарственной и сделки купли-продажи;

  • принятии наследства;
  • бесплатной приватизации либо выкупа;
  • прочих вариантах.

Рассмотрим, как проходит процесс регистрации права собственности на земельный участок.

К основаниям регистрации права собственности на земельный участок можно отнести следующие:

  • правопорождающие;
  • правопрекращающие;
  • правоизменяющие.

Первая группа – имущественные сделки, за счет которых появляется право владения участком у обретаемого, с прекращением правовой способности субъекта, отчуждающего ЗУ. К их числу относят:

Вторая категория – операции, в результате которых владелец надела утрачивает право на землю, либо участок перестает существовать в прежнем правовом статусе. К примеру:

  • при уничтожении либо ликвидации имущества;
  • при изъятии участка.

При последней категории статусная правоспособность владельца имущества остается такой же, но изменяется тип права, который может представлять передачу прав на аренду. Кроме того, изменения правил возможны при сооружении постройки, причем на начале возведения и при вводе сооружения в эксплуатацию. К так называемым правоизменяющим претендентам относят и процедуру перерегистрации прав на имущество в ситуации, если участок раньше располагался в титульном владении субъекта, но является перезаключенным в собственность.

Учреждения, которые регистрируют участки и другую недвижимость, требуют грамотного сопровождения документации и проведения имущественной сделки либо прочего гражданско-правового процесса.

Также обязательным основанием передачи прав владения на надел считается отправка заявки на регистрацию ЗУ соответствующего лица. К этим субъектам относят:

  • обладателей ЗУ;
  • стороны сделок, связанных с землей;
  • представителей, которые действуют в качестве доверенного в интересах владельцев надела.

Порядок регистрации права собственности на земельный участок

Поэтапная процедура при регистрации прав на владение ЗУ:

  1. Собрать необходимый пакет документации.
  2. Составить заявление о регистрации и указать обязательно основание.
  3. Отправить документы в регистрирующее учреждение.
  4. В ситуации отправки обратно бумаг без рассмотрения – устранить причины возврата.
  5. Ожидать окончания правовой экспертизы документации.
  6. Гражданина уведомляют о том, что регистрация права завершена, либо ему отказано в процедуре с обоснованием причины.
  7. Получить правоудостоверяющий документ, если нужно (выписку из ЕГРН теперь приобретают в любой период, сделав запрос).

Пошаговая инструкция

Где зарегистрировать?

Ранее заявление подавали в близлежащий орган Росреестра, который располагался по месту нахождения ЗУ. Сейчас действуют другие положения. Заявление об учете кадастра недвижимости и регистрации права собственности на земельный участок вы можете направить в любое учреждение Росреестра либо многофункциональный центр (МФЦ). Указанные органы исполняют регистрационные действия, внося сведения в единый информационный реестр. Пойти в указанные структуры возможно как самому, так и отправить бумаги по почте заказным письмом с уведомлением о получении.

На сегодня при оформлении прав на объект недвижимости и внесении изменений в кадастровый учет достаточно предоставить заявление в Росреестр. Причем данные действия производятся одновременно.

Новая схема стала удобнее. Раньше собственник, решивший продать не весь ЗУ, а только часть надела, имел много хлопот. Он продавал долю в праве собственности, если часть участка еще не выделена, то приходилось пройти все необходимые мероприятия. Для этого производили межевание надела, ставили его на кадастровый учет. Затем все изменения вносили в ЕГРН и потом продавали.

Теперь можно отмежевать подлежащую реализации часть ЗУ и уже с планом межевания, а также договором купли-продажи прийти в Росреестр, чтобы зарегистрировать переход права владения и осуществить постановку на кадастровый учет.

Заявление на перерегистрацию

Документ можно подать лично или отправить заказным письмом с уведомлением – образец бланка есть на официальном веб-ресурсе Росреестра. В нем указываются:

  • Основание регистрации, подлежащее постановке на учет.
  • Владельцы – новый и предыдущий, если составляется договор сделки по недвижимости.
  • Показатели участка (технические и кадастровые), соответствующие представленным бумагам.

В заключение указывают метод, при котором собственнику удобно принять документацию после регистрации. Так, можно на выбор лично посетить Россреестр (МФЦ) либо получить бумаги по почте.

Чтобы оформить на себя надел, передаваемый в распоряжение согласно договору купли-продажи, дарения либо мены, требуется подготовить следующие документы:

  • заявление на регистрацию права собственности (заполняют по стандартному образцу);
  • паспорт (если документацию направляет представитель, требуется доверенность, утвержденная нотариально);
  • квитанция об оплате пошлины;
  • кадастровый план;
  • соглашение купли-продажи (дарственной, обмена), заверенное в нотариальной конторе, согласие участников сделки на оформление;
  • правоустанавливающая документация от продавца (к примеру, свидетельство о наследовании).

Для оформления ЗУ, который достался по наследству, необходимо следующее:
заявление;

  • выписка из кадастра;
  • паспорт (от представителя нужна доверенность);
  • документация о наследовании имущественного объекта;
  • квитанция об оплате пошлины.

С 1 января 2017 года условия регистрации имущественных объектов изменились вследствие вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ.

Законодатель утвердил новые нормы для занесения информации в ЕГРН и установил процесс учета недвижимости и регистрации прав владения имуществом. Также ЕГРП заменили на ЕГРН. Причем выписка из него содержит кадастровый паспорт и прежнюю информацию из ЕГРП. Отныне юрлица могут не предоставлять учредительную документацию в Росреестр. Если нужно, последний сам запросит их у необходимого ведомства.

Размер госпошлины по регистрации права собственности на земельный довольно сильно разнится и может составлять от 350 руб. до 22 тыс. руб. Сумма зависит от надела и статуса гражданина, который отдал бумаги на регистрацию, а также от того, для каких задач применяется земля:

  • при переоформлении своей земли – 350 р.;
  • при имущественной сделке для физлиц – 2 тыс. р.;
  • юрлиц – 22 тыс. р.

В ст. 16 Закона № 218 отмечены определенные сроки регистрации права собственности на земельный участок:

  • внесение изменений в кадастровый учет и госрегистрация прав через Росреестр – десять дней (рабочих), через МФЦ – двенадцать дней;
  • регистрация прав на имущество через Росреестр – семь дней, с помощью МФЦ – девять дней;
  • внесение изменений в кадастр недвижимости за счет Росреестра – пять дней, МФЦ – семь рабочих дней.

Свидетельство о праве собственности

Свидетельства о гос. регистрации прав на имущественные объекты больше не предоставляют. Документом, который удостоверяет правомочия на собственность надела, является выписка из ЕГРН. Она предоставляется Росреестром в электронном и бумажном формате. Срок получения выписок сократили. Как правило, данный документ выдают в течение 3-х рабочих дней. Цена выписки об имущественном объекте составляет:

  1. на бумаге – 750 руб. для физлиц, юрлиц – 2 200 руб.;
  2. в электронном виде – 300 руб. для физлиц, юрлиц – 600 руб.

Произведенную регистрацию договоров и прочих сделок заверяют путем нанесения особой регистрационной надписи на документ, определяющий содержание конкретных действий.

Что делать при отказе?

Случается, что собственнику отказывают в регистрации ЗУ уже на этапе приема соответствующих документов. Такие ситуации возникают, когда:

  • для регистрации обратилось неправоспособное лицо;
  • принятая документация имеет сомнительный характер и ненадлежащий вид;
  • в заявке отсутствуют нужные данные и допущены ошибки.

Другие случаи, при которых учреждение отказывает в регистрации, инициируются как сотрудниками Росреестра, так и одним из участников сделки. Так, в первой ситуации причиной может быть несоответствие полученных сведений тем данным, которые хранятся в реестре (информационном банке). Подобные случаи требуется рассмотреть как в интересах владельца имущества, так регистрирующего органа. После того, как ошибки и нарушения исправлены (на что дается тридцать дней), процесс продолжат. Иначе вопрос необходимо решать в суде.

Если приостановление процесса инициировалось стороной сделки, для его прекращения нужен вердикт судебной инстанции, на основании которого может произойти аннулирование проводимой операции (реституция). В данной ситуации необходимо подготовить доказательственный материал о неоспоримости процедуры, подтверждающей добросовестность действий заинтересованного лица. Если в судебный орган не обратиться, то через тридцать дней рассмотрение заявления продолжат.

Некоторые нюансы

Упоминая о сроке регистрации прав на имущественные объекты в 2017 году, необходимо коснуться и ответственности работников учреждений, которые регистрируют недвижимость.

Законодатель определяет, что указанные сроки нужно строго соблюдать. Поэтому должностные лица понесут наказание за:

  • немотивированный отказ в принятии документации;
  • отказ без основания в предоставлении необходимой информации;
  • недочеты технического характера в документах;
  • бюрократическое отношение к бумагам.

Потраченные из-за некомпетентности работника соответствующего учреждения средства заявителя покрывают за счет государственной казны.

Однако Росреестр может взыскать выплаченные средства с виновного, в том числе с кадастровых инженеров, органов местного управления и т.д.

Данные меры обязаны исключить безответственность должностных лиц и обезопасить участников сделок от несоблюдения сроков в результате ошибок соответствующих структур.

Итак, сроки госрегистрации права владения недвижимостью в 2017 году уменьшились, что является положительным моментом. Упрощенность регистрационного порядка дает возможность произвести самостоятельную процедуру каждому субъекту. Однако наряду с этим большое внимание стали уделять мерам безопасности относительно хранения данных и защиты интересов собственника.

Юристы нашего сайта объяснят вам последовательность необходимых действий и проконсультируют по любым возникшим вопросам. Свяжитесь с нами по телефону или заполните специальную форму на сайте, чтобы получить ответ прямо сейчас!

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке.

Важным фактором в жизни каждого члена гражданского общества, который является гарантом надежности и уверенности, многие юристы и финансовые специалисты заслуженно считают недвижимое имущество.

Особым приоритетом в любые времена пользовалась земля. Это универсальный вид недвижимого имущества, который можно использовать в любых личных целях: для строительства жилья и постоянного проживания, для постройки подсобных, производственных зданий, с целью организации фермерского, садового или огородного хозяйства бытового или профессионального уровня.

Также выгодной для законных владельцев территории станет продажа участка или же заключение договора для сдачи имущества в аренду.

Однако нарушение правил использования земли может повлечь за собой изъятие земельного участка принудительно, что может обернуться для владельца неприятными правовыми последствиями. Поэтому каждый гражданин, который имеет земельные участки в своем личном владении или распоряжении, должен знать способы и причины изъятия участков земли.

Понятие прекращения права собственности на земельный участок

Согласно с конституционными актами в сфере земельных правовых отношений установлено, что земля как природный ресурс может находиться в пользовании государственных, муниципальных органов или же частных лиц. Объектом права собственности в данном случае выступает конкретная территория, которая включает поверхностный слой земли, плодородную почву, а также все водные ресурсы и полезные ископаемые.

Право собственности на какой-либо земельный участок заключается в возможности владеть им, пользоваться в личных целях, а также распоряжаться по собственному смотрению личным недвижимым имуществом. Обратной стороной данного понятия является прекращение права собственности на землю, которое заключается в изъятии участка из владения гражданского лица.

Данная правовая операция возможна в случае добровольного отчуждения владельцем собственной земли в пользу других лиц, при выражении добровольного отказа собственника от права владения земельным участком, после принудительного изъятия недвижимого имущества (земли) в судебном или гражданском порядке.

Основания прекращения права собственности на земельный участок

Земли, которые находятся в распоряжении государственных или муниципальных органов, на законных основаниях предоставляются в пользование и собственность физических и юридических лиц.

Юридические лица иностранного происхождения, граждане других стран, а также лица без какого-либо гражданства не имеют удостоверенного действующим законом права на владение собственными земельными территориями, которые находятся в пограничных пределах, а также покупать недвижимое имущество в форме земельных участков для дальнейшей фермерской или садовой деятельности.

Существует несколько различных форм прав владения участками земли, которые отличаются между собой правовой стороной вопроса. Соответственно, граждане могут получать право постоянного или безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения, а также право на частный или публичный сервитуты.

Однако при нарушении правил обращения с земельными участками, предусмотренных законодательством, могут возникнуть серьезные причины для принудительного изымания территорий или добровольного отказа от пользования. Существуют следующие причины прекращения права собственности на земельный участок:

  • добровольное отчуждение земельного участка собственниками в пользу иных лиц;
  • добровольный отказ собственника от законного права собственности на землю;
  • изъятие земельного участка какими-либо государственными или муниципальными органами у собственников принудительно.

Отчуждение земельного участка собственником

Отчуждение земельного имущества – это особая форма распоряжения недвижимостью, которая заключается в возможности реализации собственником земли своих полномочий, чтобы распоряжаться принадлежащим ему на законных основаниях имуществом. Отчуждение заключается в передаче владельцем своего имущества в законную собственность другого гражданина.

Существуют различные формы отчуждения земельных участков, которые отличаются между собой, а именно:

  • возмездное отчуждение земли, которое может реализоваться в форме купли или продажи;
  • безвозмездное отчуждение участка, например, дарение.

Помимо добровольных случаев отчуждения земельных участков, законов предусматриваются принудительные случаи отчуждения, которые осуществляются без изъявления воли собственника для проведения конфискации, осуществления реквизиции или же для использования участка при государственных или муниципальных нуждах.

В процессах по отчуждению земельных участков существуют важные особенности, которые предусматриваются гражданским законодательством. Например, земли, которые были изъяты из общего оборота, не могут на законных основаниях предоставляться для пользования частным лицам или быть основными объектами любых сделок.

Помимо этого, отчуждение земель, пригодных для осуществления сельскохозяйственных и фермерских работ, организации садоводства или огородничества, а также строительства личного жилья или подсобных построек происходит в соответствии со специализированными актами гражданского законодательства.

Отказ собственника от права собственности на участок

Чтобы в законном порядке осуществить добровольный отказ от земельного участка, собственнику земли стоит подать соответствующее заявление, в котором будет изложено желание. Обращаться с таким документом нужно в государственный орган, который проводит государственную регистрацию прав на любое недвижимое имущество и контролирует проведение любых сделок с недвижимостью.

В случае полного соблюдение процедуры право собственности на конкретный участок полностью будет прекращено с момента государственной регистрации факта прекращения права собственности на участок. Для принятия исполнительным или судебным органом решения о прекращении собственности на любой земельный участок владельцу земли стоит подать следующий пакет документов в государственный или муниципальный орган:

  • заявление с выражением отказа от прав собственности на конкретный участок;
  • копию документов, подтверждающих личность заявителя или факт государственной регистрации юридического лица в специальном реестре;
  • кадастровый паспорт участка земли, если в государственном земельном кадастре присутствуют данные о конкретном участке;
  • если присутствуют в наличии у собственника документы, которые подтверждают права собственности на участок;
  • если документов о собственности на участок нет, то нужно предоставить документы, которые свидетельствуют о предоставлении земельного участка муниципальным или государственным органом.

Принудительное изъятие земельного участка

Государственные или муниципальные органы имеют законное право и возможность принудительно изъять земли из личного владения физических лиц. Такой процесс возможен в том случае, если хозяин участка не заключил добровольного соглашения об изъятии земли или же он не согласен с подобным судебным решением. В таком случае законом предусматривается принудительное изъятие имущества.

Изъятие участков возможно только при вынесении судебного решения. Судебный иск предъявляется в судебные органы в течение всего срока действия решения об изъятии земли, однако данный документ не может быть подан в суд ранее трех месяцев с момента получения собственником земли подобного проекта будущего соглашения на осуществление изъятия.

Пакет документов у собственника запрашивается, если необходимые бумаги отсутствуют в распоряжении исполнительного органа или имеющихся данных оказывается недостаточно для вынесения решения о принудительном изъятии.

Таким образом, прекращение права собственности на земельные участки возможно в добровольном или принудительном порядке при наличии соответствующей документации или судебных решений.