Обязательное предварительное следствие

Глава 13. ОКОНЧАНИЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ

Основной формой окончания предварительного следствия является направление уголовного дела с обвинительным заключением через прокурора в суд для рассмотрения его по существу. Для этого вида окончания расследования заключительный этап состоит в совокупности процессуальных действий и соответствующих правоотношений следующего содержания.

Придя к выводу, что в процессе расследования использованы все средства доказывания и выяснены все обстоятельства дела, следователь подводит итоги, анализирует и оценивает всю совокупность материалов дела и принимает решение о прекращении дальнейшего собирания доказательств и об окончании расследования по делу. Он систематизирует материалы (хронологическая и тематическая систематизация); технически оформляет уголовное дело, уведомляет об окончании расследования обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника и законного представителя.

Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей.

Если защитник, законный представитель обвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, следователь откладывает ознакомление на срок не более 5 суток. При невозможности у избранного обвиняемым защитника явиться в этот срок для ознакомления с материалами уголовного дела следователь по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или при согласии обвиняемого принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного ему защитника, следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника. Это правило, установленное ч. 5 ст. 215 УПК, не распространяется на случаи обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве, перечисленные в ст. 51 УПК.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, будучи уведомленным об окончании расследования, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления, следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору (ст. 215 УПК).

§ 1. Ознакомление с материалами уголовного дела

В случае поступления устного или письменного ходатайства потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей об ознакомлении с материалами уголовного дела следователь выполняет следующие действия. Потерпевший и его представитель знакомятся со всеми материалами уголовного дела полностью. Гражданский истец, гражданский ответчик или его представители знакомятся лишь с теми материалами, которые относятся к заявленному иску. Если при производстве предварительного следствия применялись киносъемка, видеозапись и звукозапись, то они воспроизводятся потерпевшему по его ходатайству.

Ознакомившись с материалами уголовного дела, потерпевший и его представитель, гражданский истец, гражданский ответчик или их представители могут заявлять ходатайства о дополнении следствия. Следователь обязан рассмотреть заявленные ходатайства. Если эти ходатайства могут иметь значение для дела, то они подлежат удовлетворению. В случае отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит мотивированное постановление, которое объявляется заявителю. При этом ему разъясняется порядок обжалования данного постановления (ст. 219 УПК). Об ознакомлении этих лиц с материалами уголовного дела составляется протокол, в котором отмечается, кто и с какими материалами ознакомлен, и какие ходатайства были заявлены. В случае удовлетворения ходатайства и по окончании производства дополнительных следственных действий в связи с заявленными ходатайствами следователь уведомляет об этом и предоставляет возможность ознакомления с дополнительными материалами потерпевшему и его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям при наличии у них ходатайства об этом. Протокол составляется в отношении каждого из таких лиц в отдельности. Последовательность ознакомления с материалами дела потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также их представителей определяется следователем.

Выполнив требования ст. 216 УПК, следователь приступает к выполнению следующего комплекса действий, связанных с обеспечением прав обвиняемого. Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей (18 месяцев). Он предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела, за исключением документов, шифрующих данные о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК. Для ознакомления предъявляются также вещественные доказательства и по просьбе обвиняемого или его защитника – фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. По ходатайству обвиняемого и его защитника следователь предоставляет им возможность знакомиться с делом совместно или раздельно. Если в производстве по делу участвуют несколько обвиняемых, материалы дела предъявляются каждому из них и их защитникам раздельно. Последовательность ознакомления устанавливается следователем.

В процессе ознакомления с материалами уголовного дела, состоящего из нескольких томов, обвиняемый и его защитник, потерпевший и его представитель по их ходатайству вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Этими же правами обладают гражданский истец, гражданский ответчик или их представители в той части материалов уголовного дела, которая относится к гражданскому иску. Копии документов и выписки из уголовного дела, в котором содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, хранятся при уголовном деле и предоставляются лицам, сделавшим эти выписки и копии, во время судебного разбирательства (ч. 2 ст. 217 УПК).

Обвиняемый и его защитник, а также иные участники, знакомящиеся с материалами дела по окончании расследования, не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления с материалами уголовного дела.

Следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать:

1) о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей в случае совершения обвиняемым тяжкого или особо тяжкого преступления. При этом следователь обязан разъяснить особенности рассмотрения уголовного дела судом присяжных, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения. Если по делу привлечено в качестве обвиняемых несколько человек и один или несколько из них отказываются от суда с участием присяжных заседателей, то следователь по согласованию с прокурором решает вопрос о выделении уголовных дел в отношении этих обвиняемых в отдельное производство. При невозможности выделения в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей;

2) о применении особого порядка судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, предусмотренного главой 40 УПК;

3) о проведении предварительных слушаний при наличии оснований, перечисленных ст. 229 УПК.

По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь обязан выяснить, какие у них имеются ходатайства или иные заявления о дополнении расследования, рассмотреть их и в случае необходимости удовлетворить. Если следователь решает полностью или частично отказать в удовлетворении ходатайства, он выносит мотивированное постановление, которое доводит до сведения заявителя, разъясняя при этом порядок обжалования данного постановления (ч. 3 ст. 219 УПК). При удовлетворении ходатайства следователь дополняет материалы уголовного дела. По окончании производства дополнительных следственных действий следователь уведомляет обвиняемого и его защитника и предоставляет им возможность ознакомления с дополнительными материалами уголовного дела. Следователь также выясняет у обвиняемого и его защитника, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты.

О предъявлении обвиняемому и его защитнику для ознакомления всех материалов дела составляется протокол. Возможно оформление одного протокола с указанием в нем результатов ознакомления с производством обвиняемого и его защитника. В протоколе отмечается факт объявления обвиняемому об окончании расследования; о разъяснении ему его прав; об объеме предъявленного для ознакомления производства (количество томов и листов); время, фактически затраченное на ознакомление; ходатайства, заявленные обвиняемым и его защитником, и заявления, сделанные ими. В протоколе делается запись о разъяснении обвиняемому его права на выбор порядка судебного разбирательства и отражается его желание воспользоваться этим правом или отказаться от него (ст. 218 УПК). Если обвиняемый отказался от ознакомления с материалами дела, об этом указывается в протоколе, где излагаются и мотивы отказа, если обвиняемый их сообщил. Протокол подписывают обвиняемый, его защитник, следователь, а также иные лица, участвующие в этом действии (переводчик, специалист). В случае отказа обвиняемого подписать протокол ознакомления с материалами уголовного дела следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписями защитника, законного представителя и следователя. Обвиняемому должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол. Таков же порядок оформления протокола, когда обвиняемый не может его подписать в силу физических недостатков или состояния здоровья.

§ 2. Обвинительное заключение

Деятельность следователя завершается составлением обвинительного заключения по уголовному делу и приложения к нему.

Обвинительное заключение – итоговый процессуальный акт предварительного следствия, в котором на основе анализа собранных по делу доказательств формулируется обвинение и дается юридическая квалификация действий обвиняемого. Значение обвинительного заключения состоит в том, что оно является процессуальным средством дополнительного контроля расследования; основанием для принятия прокурором решения; процессуальной гарантией защиты обвиняемого. Копия обвинительного заключения вручается обвиняемому, что дает ему возможность подготовиться к защите против сформулированного в отношении него обвинения, получить юридическую помощь, определить свою позицию по уголовному делу. Требования, предъявляемые к обвинительному заключению, дают возможность оценить соответствие изложенных в нем выводов, подтвержденных собранными и исследованными в ходе расследования уголовного дела доказательствами, фактическим обстоятельствам дела, наличие доводов и аргументов, обосновывающих как установление фактических обстоятельств, так и правовых оценок.

Значение обвинительного заключения состоит также в том, что оно определяет пределы судебного разбирательства как в отношении лиц, так и в отношении предмета обвинения. Судебное разбирательство производится только в отношении обвиняемого и лишь по тому обвинению, которое было ему предъявлено. Оглашаемое в начале судебного следствия обвинение позволяет участникам процесса и лицам, присутствующим в зале судебного заседания, уяснить сущность выдвинутого обвинения, которое будет предметом разбирательства в суде.

В обвинительном заключении следователь указывает:

1) фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых;

2) данные о личности каждого из них (дата и место рождения и (или) регистрации, телефон; гражданство; образование; семейное положение, состав семьи; место работы или учебы, телефон; отношение к воинской обязанности; наличие судимости: когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, когда освобожден; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность обвиняемого; иные данные о личности обвиняемого);

3) существо обвинения: место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела;

4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ (квалификации), предусматривающих ответственность за данное преступление;

5) перечень доказательств с указанием тома и листа уголовного дела, подтверждающих обвинение;

6) перечень доказательств с указанием тома и листа уголовного дела, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание: краткое изложение каждого обстоятельства с указанием тома и листа уголовного дела;

8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением (с указанием тома и листа уголовного дела);

9) данные о гражданском истце и гражданском ответчике (с указанием тома и листа уголовного дела).

Обвинительное заключение подписывается следователем с указанием места и даты его составления. Формулировка обвинения по своей структуре должна быть близка к формулировке диспозиции уголовного закона, предусматривающего ответственность за данное преступление, отражать все обязательные признаки данного состава преступления. Если лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений, то формулировка обвинения излагается по каждому из этих преступлений. По групповому делу сведения о личности обвиняемого и формулировка обвинения должны быть изложены отдельно и последовательно в отношении каждого из обвиняемых. При изложении существа обвинения по многоэпизодным, групповым делам должны быть конкретизированы действия каждого обвиняемого по всем эпизодам обвинения.

К обвинительному заключению прилагаются: список лиц со стороны обвинения и защиты, подлежащих вызову в судебное заседание, справки и другие документы. Например, по сложным делам для описания связей обвиняемых между собой и по эпизодам преступной деятельности могут составляться и прилагаться к обвинительному заключению вспомогательные схемы, справки по отдельным томам, списки бухгалтерских документов по экономическим преступлениям и т. д.

В списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, указываются фамилия, имя, отчество обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, их представителей, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, их место жительства или место нахождения. При этом нужно иметь в виду, что в судебное заседание вызываются лишь лица, имеющие отношение к делу, а не все допрошенные по делу в процессе предварительного следствия.

К обвинительному заключению прилагается также справка о сроках следствия; об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев — о принятых мерах по обеспечению их прав.

В справке о сроках следствия указывается движение уголовного дела с момента его возбуждения до составления обвинительного заключения, а именно: дата возбуждения уголовного дела, принятия его к своему производству, предъявления обвинения, избрания, изменения или отмены меры пресечения, приостановления и возобновления расследования, объявления розыска, задержания, сведения о сроках содержания обвиняемого под стражей, продлении и обжаловании законности и обоснованности ареста, дата окончания расследования и составления обвинительного заключения. В справке о вещественных доказательствах приводится перечень вещественных доказательств, место их хранения, листы дела, где находятся протоколы их осмотра, постановления о приобщении к делу и документы о сдаче на хранение. В отношении гражданского иска должны быть отражены в справке сведения: кем заявлен гражданский иск, его размеры, какие меры приняты для его обеспечения со ссылкой на листы дела. В справке о судебных издержках указываются израсходованные в стадии предварительного расследования суммы на выплату свидетелям, потерпевшим, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, а также на хранение, пересылку, исследование вещественных доказательств и иные расходы при производстве по уголовному делу. Обвинительное заключение и приложения к нему в виде списка лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, и справок подписываются следователем.

Установив в ходе предварительного следствия по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, следователь вправе внести в соответствующую организацию или соответствующему должностному лицу представление о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. Данное представление следователя подлежит рассмотрению с обязательным уведомлением о принятых мерах не позднее одного месяца со дня его вынесения (ч. 2 ст. 158 УПК).

§ 3. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением

После технического оформления и подписания обвинительного заключения дело немедленно направляется прокурору, который, осуществляя надзор, по окончании расследования обязан проверить все материалы дела, выполнить определенные действия и принять решения, входящие составной частью в содержание понятия окончание расследования. Деятельность прокурора в период после окончания расследования и до направления дела в суд является процессуальной и до конца завершающей стадию предварительного расследования. Рассмотрев в течение пяти суток поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, прокурор принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд. При этом прокурор может составить новое обвинительное заключение;

2) о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично;

3) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

4) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду (ч. 1 ст. 221 УПК).

Установив в результате изучения материалов уголовного дела, что все вопросы должным образом разрешены, а обвинительное заключение соответствует предъявляемым требованиям, прокурор утверждает его и направляет дело в суд. Отрицательный ответ на какие-либо вопросы, которые разрешает прокурор по делу, поступившему с обвинительным заключением, влекут за собой возвращение следователю дела с письменными указаниями для производства дополнительного следствия. В случае несоответствия обвинительного заключения установленным законом требованиям прокурор возвращает дело со своими письменными указаниями для его пересоставления. Если предварительное следствие проведено полно и правильно, но в обвинительном заключении имеются отдельные недочеты, прокурор вправе составить новое обвинительное заключение, а ранее составленное из дела изъять и возвратить следователю с указанием на допущенные нарушения.

Утверждение обвинительного заключения прокурором – обязательное процессуальное действие по уголовному делу, без которого материалы предварительного расследования основанием для рассмотрения дела в суде служить не могут.

По делу, поступившему с обвинительным заключением, прокурор вправе:

1) при утверждении обвинительного заключения изменить объем обвинения либо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении;

2) отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением тех видов мер пресечения, которые применяются на основании судебного решения (домашний арест, содержание под стражей). Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена (кроме домашнего ареста и содержания под стражей);

3) дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты.

Установив по поступившему к нему на утверждение уголовному делу, что следователь предъявил обвиняемому и его защитнику материалы уголовного дела для ознакомления позднее, чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, прокурор изменяет данную меру пресечения.

Все свои решения по уголовному делу (кроме утверждения обвинительного заключения) прокурор формулирует в постановлении.

После утверждения обвинительного заключения следователя или составления нового обвинительного заключения от своего имени прокурор направляет уголовное дело в суд для рассмотрения его по существу. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей. При этом прокурор разъясняет им право заявлять ходатайства о проведении предварительного слушания. Обвиняемому вручается копия обвинительного заключения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику обвиняемого и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют (ст. 222 УПК).

Рекомендуемая литература

Белозеров Ю. Н., Ефимчев С. П. Обвинительное заключение в уголовном процессе. М., 1992.

Ефимичев С. П. Правовые и организационные вопросы окончания предварительного расследования с обвинительным заключением. Волгоград, 1977.

Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.

Мариупольский Л. А., Статкус В. Ф., Тульчина В. С. Обвинительное заключение в советском уголовном процессе. М., 1969.

Якубович Н. А. Окончание предварительного следствия. М., 1962.

Производство предварительного следствия

Сущность и система предварительного следствия

Предварительное следствие является одной из основных форм предварительного расследования на стадии досудебного производства по уголовным делам. Это объясняется рядом причин, среди которых: специфический характер преступлений, подследственных органам предварительного следствия, сложность их расследования и т.д. На предварительное следствие распространяются такие же общие условия предварительного расследования, что и на производство дознания. Кроме того, предварительное следствие решает те же задачи, что и дознание. Но в силу определенных обстоятельств, специфики уголовных дел, подследственных органам предварительного следствия, для предварительного следствия характерны свои, присущие только ему, процессуальные правила. Так, сроки предварительного следствия во многом отличаются от сроков дознания, существуют особенности формирования следственной группы в силу сложности и объема производства предварительного следствия, правового статуса следователя, ведущего предварительное следствие, окончания предварительного следствия и т.д.

По своей сущности современное предварительное следствие фактически приобрело вид дознания, производимого в соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. В силу того, что оно осуществляется следователями органов исполнительной власти, при производстве предварительного следствия отсутствует судебное присутствие. Кстати, в уголовном судопроизводстве Российской империи вся данная стадия имела название «предварительное исследование».

Предварительное следствие, как форма предварительного расследования, представляет собой систему процессуальных (следственных) действий, отрегулированную посредством норм уголовно-процессуального законодательства, которые определяют правила производства предварительного следствия, а также правовой статус следователя, осуществляющего предварительное следствие в определенных условиях.

Начало предварительного следствия связано с началом производства предварительного расследования и определяется с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156 УПК). Кроме того, предварительное следствие, как одна из форм предварительного расследования, должно производиться по всем уголовным делам, за исключением тех уголовных дел, по которым производится дознание. Обязательное условие производства дознания — наличие возбужденного уголовного дела по признакам преступлений, перечень которых предусмотрен в ч. 3 ст. 150 УПК. Как правило, это преступления небольшой или средней тяжести (ст. 112 УК — умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; ст. 115 УК — умышленное причинение легкого вреда здоровью и т.д.). Кроме того, предварительное расследование может производиться в форме дознания и по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). Таким образом, по всем остальным возбужденным уголовным делам, перечень которых не охватывается признаками преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 150 УПК, должно производиться предварительное следствие. Это преступления, которые имеют большую общественную опасность по сравнению с преступлениями, по которым производится дознание.

Право осуществлять производство предварительного следствия имеют участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, имеющие процессуальный статус следователя. Кроме того, производство предварительного следствия в полном объеме могут производить и руководители следственных органов, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК). Производство некоторых процессуальных (следственных) действий следователем, ведущим производство предварительного следствия по уголовному делу, ограничивается в силу вмешательства данными процессуальными (следственными) действиями в соответствующие права и свободы человека и гражданина (решение следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу — ч. 3 ст. 108 УПК и т.д.). Производство некоторых процессуальных (следственных) действий в ходе предварительного следствия следует производить под процессуальным контролем со стороны таких участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, которые непосредственно не участвуют в производстве конкретных уголовных дел, но осуществляют общее руководство производством предварительного следствия (дача следователю указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий, о привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения и др. (п. 3, 5, 6 и т.д. ч. 1 ст. 39 УПК)) и также несут ответственность за производство по уголовному делу. Речь в данном случае идет о руководителях следственных органов.

Таким образом, предварительное следствие — одна из форм предварительного расследования, осуществляемая следователями в пределах их компетенции, регулируемая уголовно-процессуальным законодательством, которая связана с обнаружением, закреплением, проверкой и оценкой доказательств, направленных на защиту прав и законных интересов потерпевших и других участников процесса, а также достижению других задач досудебного производства по уголовному делу.

Производство предварительного следствия условно делится на несколько этапов, которое в теории уголовного процесса объединяют в определенную систему.

Система предварительного следствия включает в себя:

1) принятие уголовного дела следователем к своему производству. Дело в том, что УПК устанавливает персональную ответственность следователя за производство предварительного следствия. Это положение связано с тем, что следователь, прежде чем приступить к производству следственных действий, направленных на собирание доказательств по уголовному делу, должен принять уголовное дело к своему производству (ст. 156 УПК). Как раз с этого момента следователь получает всю полноту процессуальных полномочий, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством (ст. 38 УПК), направленных на исследование обстоятельств уголовного дела, а также собирание, проверку и оценку доказательств. Кроме того, с этого момента он несет полную ответственность за производство по уголовному делу.

Принятие уголовного дела следователем осуществляется двумя способами в зависимости от обстоятельств. В случае если уголовное дело возбуждено самим следователем и оно подследственно ему, то следователь выносит единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству (ч. 1 ст. 156 УПК). В случае если следователю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч. 2 ст. 156 УПК);

2) производство следственных действий в целях установления обстоятельств уголовного дела’. Речь в данном случае идет не только о производстве процессуальных (следственных) действий, которые являются способами собирания доказательств при производстве по уголовному делу, но и о выявлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, а также позволяющих принять иное процессуальное решение (о прекращении уголовного преследования (уголовного дела) и т.д.);

3) привлечение лица в качестве обвиняемого;

4) проверка доводов стороны защиты и выполнение следственных действий по окончательному установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу;

5) окончание предварительного следствия.

Для производства предварительного следствия характерны определенные правила, которые присущи только для данной формы предварительного расследования. Такими правилами являются: срок предварительного следствия (ст. 162 УПК), производство предварительного следствия следственной группой (ст. 163 УПК), привлечение в качестве обвиняемого (гл. 23 УПК).

Большое значение при производстве предварительного следствия имеет взаимодействие с органами дознания, в первую очередь с теми органами дознания, которые обладают правом осуществлять производство ОРМ. Благодаря данному взаимодействию в ходе производства предварительного следствия возникают следственные версии, отработка которых осуществляется посредством производства процессуальных (следственных) действий, направленных на установление обстоятельств при производстве по уголовному делу и выявление лиц, причастных к совершенному преступлению.

В зависимости от того, на какой стадии расследования уголовного дела осуществляется взаимодействие, можно выделить три основных его вида:

1) на стадии возбуждения уголовного дела;

2) в ходе предварительного следствия по уголовному делу;

3) в ходе работы по приостановленному уголовному делу.

Данные разновидности взаимодействия проявляются в каждом из вышеупомянутых организационно-правовых режимов.

В свою очередь, для каждого вида взаимодействия свойственны особые формы взаимодействия.

Каждая из этих форм характеризуется специфическими задачами данного взаимодействия и конкретными взаимными правами и обязанностями его участников. Основной вид взаимодействия следователей с органами, осуществляющими ОРД, в обычном организационно-правовом режиме чаще всего предусматривает: выполнение поручения о проведении розыскных мероприятий; самостоятельное осуществление розыскных и ОРМ в случае необнаружения лица, совершившего преступление; совместное осуществление следственных действий в комплексе с ОРМ и оперативное обеспечение следственных действий.

Процессуальная (правовая) основа взаимодействия в ходе производства предварительного следствия следователя и органов дознания базируется на ч. 4 ст. 157 УПК, в соответствии с которой орган дознания может производить по уголовному делу следственные действия и ОРМ только по поручению следователя. Положениями п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК следователю предоставлено право при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу давать органу дознания в установленном законом порядке обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Норма уголовно-процессуального законодательства (ч. 1 ст. 152 УПК) уточняет порядок направления органу, осуществляющему ОРД, поручений данного вида в случае необходимости проведения ОРМ не по месту производства предварительного следствия. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органы, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД, относятся к органам дознания. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

В зависимости от тяжести совершенного преступления и иных обстоятельств данное взаимодействие, как правило, осуществляется в форме создания следственно-оперативной группы (СОГ). Независимо оттого, какие формы взаимодействия были использованы в ходе производства предварительного следствия по уголовному делу, необходимо учитывать следующие факторы: руководящую роль следователя при взаимодействии при производстве по уголовному делу; персональную ответственность каждого из участников, участвующих в производстве по уголовному делу, в процессе взаимодействия; самостоятельность в выборе средств и методов производства ОРМ, производимых соответствующими должностными лицами органов дознания в процессе взаимодействия по уголовному делу; наличие плановости взаимодействия и др.

Само поручение по своей процессуальной (правовой) природе представляет собой письменное указание следователя, ведущего производство по уголовному делу, другому органу предварительного расследования (органу дознания, следователю и т.д.) о производстве конкретных процессуальных (следственных) действий и ОРМ. Кроме того, следователь направляет поручение органам дознания, как действующим в районе юрисдикции следователя, так и в другом районе, находящемся вне его юрисдикции. Во всех случаях поручения следователя являются обязательными для органов дознания.

Для ускорения исполнения поручения его следует направить непосредственно в районный отдел внутренних дел, руководителю следственного органа, которые должны по необходимости произвести соответствующие процессуальные (следственные) действия или ОРМ. При неисполнении поручения в установленный законом срок лицо, исполняющее это поручение, обязано поставить в известность следователя, направившее данное поручение, о причинах задержки. Если такое сообщение своевременно не поступило, следователь ставит об этом в известность своего руководителя следственного органа, а также начальника отдела органов внутренних дел (если поручение исполняется полицией) или прокурора района (города). Данные должностные лица обязаны разобраться в причинах задержки и принять необходимые меры для устранения этих недостатков.

Если лицо, в отношении которого поступило поручение, выбыло с постоянного места жительства, следователь, орган дознания, исполняющий поручение, обязан лично или через органы дознания установить новый адрес, по которому проживает это лицо, и переслать поручение соответствующему органу предварительного расследования для его исполнения. Одновременно об этом он обязан уведомить следователя, давшего поручение. Если новое место жительства этого лица установить не представилось возможным, поручение возвращается с сообщением причин неисполнения и приложением соответствующих справок.

Недопустимо направлять поручения для производства таких следственных действий, которые должен выполнить лично следователь, в производстве которого находится уголовное дело. К таким следственным действиям относятся: предъявление обвинения и допрос обвиняемого, все следственные действия, в которых участвует обвиняемый, допрос подозреваемого, ознакомление обвиняемого со всеми материалами дела. Само поручение о производстве следственных или розыскных действий в другом месте имеет ограничение по времени. Оно должно быть выполнено в течение 10 суток (ч. 1 ст. 152 УПК).

В случае если должностное лицо, в адрес которого поступило письменное поручение следователя, умышленно не выполнило данное поручение и не направило мотивированное письмо о невозможности выполнения данных действий, оно может быть привлечено к административной ответственности на основании ст. 17.7 КоАП (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении). Указанные действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц.

Органы дознания и предварительного следствия.

Выявление и расследование преступлений по преимуществу относятся к
компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и прокуратуры.
В последнее время в законодательство по вопросам выявления и расследования
преступлений были внесены существенные изменения и дополнения. В основном
они связаны с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил
в действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия
преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им
наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации
уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование.
Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания
и предварительного следствия.

Между органами дознания и предварительного следствия много общего,
поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям
у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава
преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах
их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями
уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить
в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации,
проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и предварительное следствие проводятся, как
правило, разными органами и должностными лицами и в отношении разных
преступлений. Предварительное следствие уполномочены вести следователи,
а дознание — дознаватели. У них разный объем процессуальных полномочий.
Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений
небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК
РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике
это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В
отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных,
но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких
и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного
следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности (например, оперативные подразделения Федеральной службы
безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной
службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав
РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов
Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного
суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры
воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании уголовных дел обязаны действовать
по двум направлениям. Во-первых, выполнить действия, образующие в своей
совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные
действия,
которые уголовно-процессуальное законодательство относит
к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу
уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся
милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу
же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного
следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение
и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется
с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным
следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание
должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного
дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.
Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с соблюдением
всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится
следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности,
органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять
начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное
следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность,
т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию
следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности,
преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные
права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы
безопасности — наиболее опасные преступления против государственного
строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел
— преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей
эксплуатации транспортных средств и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые обеспечивают
их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений,
связанных с ходом расследования и производством следственных и иных
процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения,
принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения
согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных
действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого
под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного
следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке
и т. д.).

Письменные указания прокурора по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность
при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему
прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания
их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим.
В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный
характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные
указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному
делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя
по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения
всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами
и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию
преступлений, опирается на несколько иную законодательную базу. Осуществление
оперативно-розыскных мероприятий регулируется Федеральным законом РФ
«Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой
5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными
актами, тогда как следователь в своей работе должен руководствоваться
уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных
действий допускается только после возбуждения уголовного дела, тогда
как оперативно-розыскные этим не ограничиваются. Они могут проводиться
не только при наличии возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях,
когда стало известно о подготовке противоправного деяния, но достаточных
данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела нет, или, например,
в случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных
трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов.
Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники
тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления
процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются
лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе
необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной
охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы
внешней разведки РФ, министерства юстиции РФ.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие
преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших
в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся
от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.

Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не
только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством
и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных
мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного
исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов;
наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий,
сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых
отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных
переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное
внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

На проведение некоторых из названных действий требуется обязательная
санкция прокуроров соответствующих уровней, на которых возложен и общий
контроль за соблюдением законности всей оперативно-розыскной деятельности.

Важно отметить, что действующее законодательство не допускает частной
деятельности в сфере оперативно-розыскных мероприятий. Частная детективная
и охранная службы в какой-то мере схожи с оперативно-розыскными мероприятиями,
но их не следует смешивать. Закон «О частной детективной и охранной
деятельности в РФ», принятый11.03.1992 (в редакции от 10.01.2003), определяет
такую деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг
(сыска и охраны) физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими
специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты
законных прав и интересов своих клиентов. В ст. 1 указанного Закона
прямо говорится, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью,
не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные
законом к исключительной компетенции органов дознания. На граждан, занимающихся
частной детективной и охранной деятельностью, действие законов, закрепляющих
правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

По уголовным делам частные детективы могут собирать сведения на договорной
основе с гражданами. Однако в течение суток после подписания контракта
с клиентом на сбор сведений, представляющих интерес для производства
по делу, частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя,
следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное
дело.

Частным детективам запрещается скрывать от правоохранительных органов
ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений,
выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, прибегать к
действиям, посягающим на права и свободы граждан, а также ставящие под
угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан, разглашать
собранную информацию и т. д. Проведение сыскных действий, нарушающих
тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо
связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища,
влечет за собой установленную законом ответственность.