Нецелевое использование бюджетных средств рк

Оглавление:

Нецелевое использование бюджетных средств рк

АСТАНА. 7 июня. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

Сегодня на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК обсуждаются отчеты Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, передает корр.Казинформа.

Многие депутаты интересуются причинами недоисполнения бюджета за 2005 год. Министр финансов РК Наталья Коржова отметила, что недоосвоение бюджета в прошлом году составило всего 0,75 % от планового -12,9 млрд. тенге. При этом, по сравнению с 2004 годом, сумма недоосвоенных средств сократилась в 2,4 раза. По мнению министра, это результат повышенного внимания Правительства к вопросу освоения бюжетных средств.

«Любое несоблюдение бюджетной дисциплины повлечет за собой соответствующее наказание», — подчеркнула Н.Коржова. По словам министра, в законопроектах, внесенных в Парламент, предусматривается повышение ответственности администраторов республиканских бюджетных программ, включая введение более жестких санкций за нецелевое, необоснованное и неэффективное использование бюджетных средств.

Мажилисмены обсуждают отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета 2005 года
АСТАНА. 7 июня. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

На конец 2005 года сумма открытых аккредитивов по республиканскому бюджету составила 8,9 миллиарда тенге. Об этом сообщила на проходящем в Мажилисе Парламента РК пленарном заседании министр финансов Наталья Коржова, передает корреспондент Казинформа.

При этом она отметила, что по состоянию на 1 июня 2006 года из этой суммы уже освоено 3,4 миллиарда тенге.

По мнению министра, применение аккредитивной формы расчетов при реализации инвестиционных проектов необходимо, поскольку при соблюдении всех правил расходования средств неизбежны задержки их освоения.

«Депутаты второй год подряд подвергают критике практику применения аккредитивной формы расчетов. И мы их в определенной мере понимаем, поскольку прямых оснований в Бюджетном кодексе нет, а в вопросе расчетов и проведения платежей мы руководствуемся Законом РК «О платежах и переводах денег», но это – вынужденная мера для обеспечения реализации инвестиционных проектов», – считает Н.Коржова.

Министр подчеркнула, что в данном случае приходится решать дилемму: или сдать объект любой ценой, или строить качественно.

«Самрук» и «Казына» обеспечат правильную работу институтов развития – министр финансов РК
АСТАНА. 7 июня. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

Продолжается практика нецелевого использования бюджетных средств путем помещения их на депозиты банков второго уровня. Об этом говорили депутаты в ходе обсуждения отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год на проходящем в Мажилисе Парламента РК пленарном заседании, передает корреспондент Казинформа.

В частности, речь шла о сумме 85,5 миллиарда тенге, выделенной из республиканского бюджета на пополнение уставных фондов 20 акционерных обществ, которые в большинстве случаев хранятся на депозитах в банках второго уровня, стимулируя рост инфляции.

Депутатами названы такие компании, как АО «Казагромаркетинг», АО «Казахстанская ипотечная компания», АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий», АО «Реабилитационный фонд» и другие.

«Мне ничего другого не остается, как полностью с вами согласиться, – сказала министр финансов Наталья Коржова, – я считаю, это просто бездарно, когда деньги, такой ценой достающиеся, размещаются на депозитах, и кто-то наживается. При этом не реализовываются те программы, которые должны выполняться институтами развития».

Министр подчеркнула, что в отношении должностных лиц, допустивших нецелевое размещение бюджетных средств, ведется расследование. По ее мнению, первый шаг к борьбе с такой практикой на системном уровне был сделан, когда Правительство, во исполнение поручения Президента, создало компании «Самрук» и «Казына». Эти новые структуры должны обеспечить правильную работу институтов развития.

Мажилис рассмотрел отчеты Правительства и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета 2005 года
АСТАНА. 7 июня. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/

На прошедшем сегодня пленарном заседании Мажилиса Парламента РК были рассмотрены отчеты Правительства РК и Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета об исполнении республиканского бюджета 2005 года, передает корреспондент Казинформа.

В ходе обсуждения отчетов отмечалось, что по сравнению с предыдущими годами в целом улучшилось исполнение республиканского бюджета практически по всем администраторам бюджетных программ. В то же время депутатами высказывались претензии к качеству прогнозирования и проектирования республиканского бюджета. Так, по мнению мажилисменов, освоение 12,1 миллиарда тенге, оставшихся неиспользованными в прошлом году, могло бы помочь в решении целого ряда социальных проблем.

При этом депутаты считают, что одной из причин недоосвоения бюджетных средств является невыполнение Правительством рекомендации Парламента внести поправки в Закон «О государственных закупках», которые предусматривали своевременное проведение конкурсных процедур или переход к закупкам методом биржевой торговли. Кроме того, администраторы бюджетных программ, в случае внесения поправок, могли бы проводить конкурсные процедуры по инвестиционным проектам с момента утверждения Правительством перечня проектов на предстоящий финансовый год.

По результатам обсуждения комитет по финансам и бюджету выработал ряд предложений Правительству и Счетному комитету по повышению качества бюджетного планирования. Мажилис также предложил Правительству разработать и внести поправки в действующее законодательство по вопросам повышения эффективности государственных закупок, управления государственным долгом, использования средств финансовых институтов развития, управления государственными активами и другим.

Отчеты Правительства и Счетного комитета будут рассмотрены на совместном заседании Палат Парламента РК в июне текущего года.

Нецелевое использование бюджетных средств рк

Председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию

Руководителю рабочей группы

по проекту Закона Республики Казахстан

«О Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета»

Прошу Вас при рассмотрении представленного Правительством Республики Казахстан законопроекта внести на обсуждение рабочей группы следующие предложения:

1) нецелевое использование бюджетных средств – направление и использование средств республиканского бюджета на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной программой, технико-экономическим обоснованием, проектно-сметной документацией, индивидуальным планом финансирования по платежам, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения;

2) необоснованное (неправомерное) использование бюджетных средств – использование средств республиканского бюджета, связанных грантов, гарантированных государством займов, активов государства с нарушением законодательства Республики Казахстан;

3) неэффективное использование бюджетных средств – недостижение результатов и индикаторов бюджетной программы, связанных грантов, гарантированных государством займов, активов государства в части сроков их реализации и несоблюдение принципов (недостижение показателей) эффективности и результативности при исполнении республиканского бюджета;

4) хищение, присвоение, растрата денежных средств, товарно-материальных ценностей, а также нанесение ущерба путем мошенничества и недостач.».

На наш взгляд, в рассматриваемом проекте Закона необходимо дать определение понятиям: нецелевое использование; необоснованное (неправомерное) использование; неэффективное использование.

Так как в определяющем бюджетные отношения законодательстве, в том числе в Бюджетном кодексе РК применяются данные понятия. К примеру, в подпункте 6) пункта 2 статьи 146 Бюджетного кодекса РК предусмотрено следующее:

«Руководитель объекта контроля вправе:

6) обеспечить внесение поступлений в бюджет, возмещение необоснованно использованных средств в бюджет либо восстановление их по учету, а также выполнение поставщиками товаров, работ и услуг договорных обязательств».

В пункте 2 статьи 197 Бюджетного кодекса РК прописано следующее:

«2. При выявлении фактов использования бюджетного кредита не по целевому назначению кредитор или поверенный (агент) взыскивает с заемщика неправомерно использованную сумму кредита с взиманием штрафа в размере, установленном в кредитном договоре».

2-ой абзац статьи 225 Бюджетного кодекса РК гласит следующее:

« Заемщик по займу, имеющему государственную гарантию, несет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан, за нецелевое использование средств, полученных по займу, гарантированному Правительством Республики Казахстан, и за возврат средств, отвлеченных на исполнение обязательств по государственной гарантии, в случае невыполнения заемщиком долговых обязательств по займу ».

Также 2-ой абзац статьи 236 Бюджетного кодекса РК предусматривает следующее:

«Заемщик по займу, привлекаемому под поручительство государства, несет ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан, за нецелевое использование полученных средств и возврат средств, отвлеченных на исполнение обязательств по поручительству государства, в случае невыполнения заемщиком долговых обязательств по займу».

Одной из задач Счетного комитета является осуществление контроля на соответствие использования средств республиканского бюджета, что требует использования конкретных инструментариев, которыми, на наш взгляд, должны послужить данные определения.

Справочно: на наш взгляд, необходимо создать группу из представителей Счетного комитета и Правительства для более точного определения понятийного аппарата видов нарушений и закрепить за каждым из них ответственность и наказание в законодательстве, чтобы контролер и проверяемый имел предметное представление о нанесенном государству ущербе. К примеру, ответственность за ущерб от хищения, присвоения и растрат чужого (а в данном случае государственного) имущества прописывается в Уголовном кодексе страны.

2. Пункт 2 статьи 8 проекта Закона изложить в следующей редакции:

«2. Членом Счетного комитета может быть назначен гражданин Республики Казахстан, не моложе тридцати лет, имеющий высшее экономическое и/или юридическое образование, со стажем работы в сфере экономики, финансов, права, бухгалтерского учета, аудита не менее семи лет либо депутат Парламента Республики Казахстан.

При назначении стаж работы на государственной службе является определяющим критерием. ».

На наш взгляд, членство в Счетном комитете является одним из ведущих должностей на государственной службе, поэтому необходимо поставить возрастной барьер и чтобы кандидат соответствовал необходимым квалификационным требованиям для занятия этой ответственной должности.

В тоже время при подборе кандидата мы не можем ограничиваться лишь государственным сектором, так как позиции частного сектора в сфере аудита и бухгалтерского учета не чуть не уступают государственному, что взращивает там много ярких и неординарных личностей достойных занять данную должность, но, несомненно, приоритет все же должен оставаться за государственным служащим.

3. В подпункте 1 пункта 3 статьи 8 проекта Закона слово «контрольную» заменить словом «контрольно-ревизионную».

4. В подпункте 2 пункта 3 статьи 8 проекта Закона после слов «государственного финансового контроля» дополнить словами «, подписывают акт контроля».

На наш взгляд, необходимо возложить на членов Счетного комитета ответственность за проведения мероприятий контроля, а не ограничиваться утверждением программ проведения контроля, так как они принимают участие в проведении контроля.

5. Во втором абзаце пункта 1 статьи 8 проекта Закона после слов «на должности членов Счетного комитета.» дополнить предложением следующего содержания:

«Каждый назначенный определенной Палатой член представляет ежегодный отчет перед соответствующей Палатой.».

Данная поправка необходима для обратной связи между назначающими и назначенными, и, на наш взгляд, послужит положительным импульсом для более продуктивной деятельности обеих сторон.

6. 1) Изменить название статьи 11 проекта Законана «Организация и проведение заседаний Счетного комитета».

В связи с нижеследующими поправками данное название будет соответствовать содержанию статьи.

2) Пункт 1 статьи 11 изложить в следующей редакции:

«1. На заседании Счетного комитета принимаются следующие решения:

1) рассматривается проект заключения по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета;

2) рассматривается и оценивается реализация стратегических планов центральных государственных органов, государственных и бюджетных программ;

3) утверждаются планы работы Счетного комитета;

4) утверждаются программы проведения внешнего государственного финансового контроля;

5) заслушивается контрольное заключение члена Счетного комитета, которое может быть отклонено в случаях:

несоответствия стандартам и/или цели, предусмотренной в программе проведения внешнего государственного финансового контроля;

невозможности выполнения или реализации рекомендации, содержащихся в контрольном заключении;

предоставления объектом контроля или иными лицами новых доказательств.

6) утверждаются программы нормативно-методического и организационно-управленческого характера (регламент Счетного комитета, инструкции, стандарты аудита, соответствующие международным);

7) рассматривается проект сметы Счетного комитета;

8) заслушиваются отчеты руководителя аппарата Счетного комитета, структурных подразделений;

9) принимаются решения о внесении предложения Президенту Республики Казахстан, Парламенту Республики Казахстан и Правительству Республики Казахстан по совершенствованию законодательства;

10) рассматриваются спорные моменты результатов контроля с привлечением независимых аудиторов. ».

Данная статья по своему содержанию определяет заседание Счетного комитета высшим коллегиальным органом, данной структуры, где принимаются самые важные решения, поэтому для четкости функционирования органа необходимо расписать какие именно решения могут приниматься на этом заседании.

7. Пункт 2 статьи 23 проекта Закона исключить.

Бесспорно, независимость контрольного органа является главным критерием его непредвзятости во время проверки. Однако, мы должны понимать, что понятие независимость относительна и в системе не может быть независимых элементов, иначе он становится внесистемным элементом, то есть, по сути, свободным радикалом, который несомненно будет препятствовать слаженности и эффективности функционирования всей системы.

Государственный орган коим является Счетный комитет ничем не превосходит по своему функциональному характеру ни один из государственных органов, включая Министерство финансов или Управление делами Президента, которые подвергаются такой же проверке со стороны других государственных органов в рамках закона, к примеру, налоговыми органами или другими проверяющими инстанциями.

На наш взгляд, независимость проверяющего государственного органа заключается в независимости его представителей во время проверки перед объектом проверки, а не ограничение проверки некоторой деятельности государственного органа другими государственными органами или санкционирования такой проверки высшими инстанциями.

Закон Республики Казахстан от 29.01.2002 N 286-2
«О КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ»

Настоящий Закон определяет основные принципы, типы и стандарты контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, основы организации и деятельности Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее — Счетный комитет), ревизионных комиссий маслихатов, уполномоченных Правительством Республики Казахстан государственных органов, уполномоченных акимами государственных органов, служб внутреннего контроля государственных органов, а также регулирует отношения между ними и объектами контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) внешний контроль — контроль за исполнением Правительством Республики Казахстан республиканского бюджета и местными исполнительными органами — местных бюджетов, осуществляемый независимыми по отношению к ним государственными органами, ревизионными комиссиями маслихатов;

2) внутренний контроль — контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, осуществляемый соответственно Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами;

3) контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов — проверка, анализ и оценка соответствия деятельности объектов контроля требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан, контроль финансовой отчетности государственных учреждений, контроль за целевым и эффективным использованием средств республиканского и местных бюджетов, а также полнотой и своевременностью поступления средств в республиканский и местные бюджеты;

4) нецелевое использование средств республиканского и местных бюджетов — использование средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов государственными учреждениями на цели, не соответствующие назначению бюджетных программ (подпрограмм), а также экономической классификации расходов; использование средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, физическими и юридическими лицами на цели, не соответствующие условиям гражданско — правовых сделок, заключенных с государственными учреждениями, в том числе кредитных договоров;

5) неэффективное использование средств республиканского и местных бюджетов — расходование средств из республиканского или местных бюджетов, которое не привело к цели, предусмотренной паспортом бюджетной программы;

6) объекты контроля — Правительство Республики Казахстан и местные исполнительные органы по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов, государственные учреждения, содержащиеся за счет республиканского и местных бюджетов, физические и юридические лица, получающие средства из республиканского и местных бюджетов на выполнение государственного заказа в виде субсидий, кредитов, гарантированных государством займов, а также государственные органы в части обеспечения ими полного и своевременного поступления средств в республиканский и местные бюджеты;

7) служба внутреннего контроля — подразделение государственного органа, в пределах своей компетенции, осуществляющее внутренний контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов в государственном органе и его подразделениях;

8) уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы — центральные исполнительные органы Республики Казахстан, осуществляющие контроль за исполнением республиканского или республиканского и местных бюджетов;

9) уполномоченный акимом государственный орган — исполнительный орган, осуществляющий контроль за исполнением местного бюджета и финансируемый из соответствующего местного бюджета;

10) финансовая отчетность — информация о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении государственных учреждений, формы и объемы которой определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Статья 2. Законодательство о контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов

1. Законодательство Республики Казахстан о контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила указанного договора.

Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на государственные органы, ревизионные комиссии маслихатов, физические и юридические лица по вопросам контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов.

Глава 2. Типы, принципы и стандарты контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

Статья 4. Типы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

При контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов используются следующие типы контроля:

1) контроль на соответствие — оценка степени соответствия деятельности объекта контроля требованиям бюджетного законодательства Республики Казахстан;

2) контроль финансовой отчетности — оценка достоверности, обоснованности и своевременности составления и представления финансовой отчетности объектом контроля;

3) контроль эффективности — оценка исполнения объектом контроля бюджетной программы в соответствии с ее паспортом.

Статья 5. Принципы и стандарты контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

1. Проведение контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов осуществляется с обязательным соблюдением принципов независимости, объективности, достоверности, компетентности, гласности с учетом обеспечения режима секретности и профессиональной этики.

2. Стандартами контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов являются нормативные документы, устанавливающие единые требования к контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов.

3. Стандарты внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета разрабатываются и утверждаются Счетным комитетом.

4. Стандарты внешнего контроля за исполнением местных бюджетов и внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов разрабатываются уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом и утверждаются Счетным комитетом.

Статья 6. Акты, принимаемые государственными органами по результатам контроля

По результатам контроля государственные органы, его осуществляющие, вправе принимать следующие акты:

1) заключение — документ Счетного комитета по результатам контроля;

2) постановление Счетного комитета — нормативный правовой акт, принятый на заседании Счетного комитета. Порядок принятия постановления регламентируется положением о Счетном комитете. Постановление Счетного комитета подтверждает действие всех его других актов по результатам контроля.

Постановление Счетного комитета обязательно к исполнению всеми государственными органами, организациями и должностными лицами, к которым оно обращено;

3) представление — документ Счетного комитета, направляемый в государственные органы, организации и должностным лицам, об устранении недостатков в работе по исполнению республиканского бюджета, в правоохранительные органы и суды — по вопросам привлечения к ответственности, предусмотренной законодательными актами Республики Казахстан;

4) решение маслихата по результатам контроля — документ, которым утверждаются решения по рассмотренным актам проведения контроля ревизионной комиссии маслихата или представленным уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами, уполномоченным акимом государственным органом;

5) предписание — документ установленной формы об устранении нарушений и недостатков в работе, принятый руководителем уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа, руководителем уполномоченного акимом государственного органа в пределах их компетенции и направленный для обязательного исполнения должностным лицам организаций;

6) акт проведения контроля — документ, составленный по результатам контроля, проведенного уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом, ревизионной комиссией маслихата, уполномоченным акимом государственным органом, службой внутреннего контроля государственного органа.

Глава 3. Основы организации внешнего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

Статья 7. Государственные органы внешнего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

Государственным органом, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, является Счетный комитет. Государственными органами, осуществляющими внешний контроль за исполнением местных бюджетов, являются уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы, ревизионные комиссии маслихатов.

Статья 8. Полномочия и права государственных органов внешнего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

1. Счетный комитет непосредственно подчинен и подотчетен Президенту Республики Казахстан.

2. Правовое положение Счетного комитета определяется Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан.

Положение о Счетном комитете утверждается Президентом Республики Казахстан.

3. Счетный комитет:

1) представляет ежеквартальную информацию Президенту Республики Казахстан о работе Счетного комитета;

2) выполняет поручения Президента Республики Казахстан по вопросам, связанным с анализом, итогами и результатами контроля исполнения республиканского бюджета, полнотой и своевременностью поступления в его доходы налогов и других обязательных платежей, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, а также другие отдельные поручения;

3) представляет Парламенту Республики Казахстан не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, отчет об исполнении республиканского бюджета, который по своему содержанию является заключением по отчету Правительства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета и после утверждения его Парламентом Республики Казахстан подлежит опубликованию в средствах массовой информации;

4) анализирует акты проведения контроля, представленные уполномоченными Правительством Республики Казахстан государственными органами, и дает рекомендации Правительству Республики Казахстан по повышению эффективности контроля за исполнением республиканского бюджета, осуществляемого этими органами;

5) передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан.

4. Счетный комитет вправе:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета; исполнением республиканских бюджетных программ (подпрограмм) и целевым использованием кредитов, а также гарантированных государством займов; деятельности государственных органов в части обеспечения ими полного и своевременного поступления средств в республиканский бюджет; средств, выданных из республиканского бюджета на погашение обязательств государства;

2) осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета;

3) осуществлять контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, в том числе полученных по государственному заказу;

4) запрашивать и получать от Правительства Республики Казахстан и объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам, касающимся полноты поступления и использования средств республиканского бюджета;

5) давать оценку экономической эффективности и целесообразности утвержденных республиканских бюджетных программ (подпрограмм);

6) запрашивать и получать от Национального Банка Республики Казахстан сведения об итогах проверки банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в части поступления, перечисления, а также целевого использования средств республиканского бюджета по банковским счетам объектов контроля;

7) заслушивать отчеты должностных лиц объектов контроля по вопросам исполнения республиканского бюджета;

8) вносить Президенту Республики Казахстан представления по выявленным Счетным комитетом фактам несоблюдения должностными лицами объектов контроля требований нормативных правовых актов об исполнении республиканского бюджета;

9) получать в установленный им срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

10) привлекать к проведению контроля за исполнением республиканского бюджета соответствующих специалистов государственных органов;

11) разрабатывать и вносить рекомендации по действию нормативных правовых актов, влияющих на исполнение республиканского бюджета;

12) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган:

1) направляет в ревизионные комиссии маслихатов акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением местных бюджетов;

2) применяет меры по пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного использования средств местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;

4) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области контроля за исполнением местных бюджетов.

6. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган вправе:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан государственными учреждениями, содержащимися за счет местных бюджетов;

2) давать оценку причинам нарушений требований бюджетного законодательства Республики Казахстан об исполнении местных бюджетов;

3) запрашивать и получать в установленный им срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля за исполнением местных бюджетов;

4) заслушивать должностных лиц объектов контроля по фактам выявленных нарушений исполнения местных бюджетов;

5) привлекать к проведению контроля за исполнением местных бюджетов соответствующих специалистов государственных органов;

6) беспрепятственно знакомиться с документацией, относящейся к вопросам исполнения местных бюджетов, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

7) разрабатывать мероприятия по вопросам совершенствования нормативной правовой базы и методики проведения контроля за исполнением местных бюджетов;

8) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Ревизионная комиссия маслихата:

1) представляет в маслихат и акиму заключение по соответствующему отчету местного исполнительного органа об исполнении местного бюджета с последующим опубликованием его в средствах массовой информации;

2) информирует маслихат и акима по результатам контроля о фактах нецелевого и неэффективного использования средств местного бюджета, а также о недостатках в работе по исполнению местного бюджета;

3) дает рекомендации по повышению эффективности контроля за исполнением местного бюджета, осуществляемого уполномоченным акимом государственным органом;

4) анализирует акты проведения контроля, представленные уполномоченными Правительством и акимом государственными органами;

5) передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств местного бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан.

8. Ревизионная комиссия маслихата вправе:

1) осуществлять контроль за исполнением решений маслихатов об исполнении местного бюджета государственными учреждениями, содержащимися за счет местного бюджета; целевым использованием средств, выданных из местного бюджета, в том числе кредитов; деятельности государственных органов в части обеспечения ими полного и своевременного поступления средств в местный бюджет;

2) осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет местного бюджета;

3) осуществлять контроль эффективности использования средств местного бюджета, в том числе полученных по государственному заказу;

4) получать в установленный ею срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

5) привлекать к проведению контроля за исполнением местного бюджета соответствующих специалистов местных исполнительных органов;

6) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 4. Основы организации внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

Статья 9. Государственные органы внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

Государственными органами по внутреннему контролю за исполнением республиканского и местных бюджетов являются уполномоченные Правительством Республики Казахстан, акимом государственные органы и службы внутреннего контроля государственных органов.

Статья 10. Полномочия и права государственных органов внутреннего контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов

1. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган:

1) координирует деятельность служб внутреннего контроля центральных государственных органов в области контроля за исполнением республиканского бюджета;

2) дает рекомендации по повышению эффективности контроля, осуществляемого центральными государственными органами;

3) направляет в Счетный комитет акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением республиканского бюджета;

4) применяет меры по пресечению и недопущению нецелевого и неэффективного использования средств республиканского бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) передает материалы контроля в правоохранительные органы в случаях выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств республиканского бюджета, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан;

6) организует повышение квалификации и переподготовку кадров в области контроля за исполнением республиканского бюджета.

2. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган вправе:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства Республики Казахстан государственными учреждениями, содержащимися за счет республиканского бюджета; полнотой и своевременностью отчислений республиканскими государственными предприятиями доли чистого дохода в республиканский бюджет, а также за начислением дохода на государственные доли в хозяйственных товариществах и дивидендов на государственные пакеты акций акционерных обществ; целевым использованием бюджетных средств, выданных из республиканского бюджета, в том числе кредитов, а также гарантированных государством займов;

2) осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского бюджета;

3) осуществлять контроль эффективности использования средств республиканского бюджета, в том числе полученных по государственному заказу;

4) давать оценку причинам нарушений требований бюджетного законодательства Республики Казахстан об исполнении республиканского бюджета;

5) давать оценку экономической эффективности и целесообразности утвержденных республиканских бюджетных программ (подпрограмм);

6) получать планы, отчеты и иную необходимую информацию от служб внутреннего контроля государственных органов;

7) запрашивать и получать в установленный им срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

8) заслушивать должностных лиц объектов контроля по фактам выявленных нарушений исполнения республиканского бюджета;

9) привлекать к проведению контроля соответствующих специалистов государственных органов;

10) беспрепятственно знакомиться с документацией, относящейся к вопросам исполнения республиканского бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

11) разрабатывать мероприятия по вопросам совершенствования нормативной правовой базы и методики проведения контроля;

12) рекомендовать государственным органам, которым переданы во владение и пользование государственные пакеты акций акционерных обществ, включать работников государственных органов внешнего или внутреннего контроля в составы ревизионных комиссий акционерных обществ;

13) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

3. Уполномоченный акимом государственный орган:

1) направляет в ревизионную комиссию маслихата акты проведения контроля, а также для информирования планы контроля за исполнением местного бюджета;

2) координирует деятельность служб внутреннего контроля местных исполнительных органов в области контроля за исполнением местных бюджетов;

3) передает материалы контроля в правоохранительные органы в случае выявления признаков преступлений в действиях должностных лиц объектов контроля в использовании средств местных бюджетов, иных фактов нарушения законодательства Республики Казахстан.

4. Уполномоченный акимом государственный орган вправе:

1) осуществлять контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов Республики Казахстан об исполнении местного бюджета государственными учреждениями, содержащимися за счет местного бюджета; целевым использованием бюджетных средств, выданных из местного бюджета, в том числе кредитов; полнотой и своевременностью отчислений коммунальными государственными предприятиями доли чистого дохода в местный бюджет, а также за начислением дохода на государственные доли в хозяйственных товариществах и дивидендов на государственные пакеты акций, находящихся в коммунальной собственности;

2) осуществлять контроль финансовой отчетности государственных учреждений, содержащихся за счет местного бюджета;

3) осуществлять контроль эффективности использования средств местного бюджета, в том числе полученных по государственному заказу;

4) заслушивать должностных лиц объектов контроля по фактам выявленных нарушений исполнения местного бюджета;

5) давать оценку экономической эффективности и целесообразности утвержденных местных бюджетных программ (подпрограмм);

6) получать в установленный им срок от объектов контроля необходимые документы, справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля;

7) привлекать к проведению контроля за исполнением местных бюджетов соответствующих специалистов государственных органов;

8) беспрепятственно знакомиться с документацией, относящейся к вопросам исполнения местных бюджетов, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

9) осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Служба внутреннего контроля государственного органа создается в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Служба внутреннего контроля государственного органа:

1) составляет план контроля;

2) представляет для информирования план по проведению внутреннего контроля: центральный исполнительный орган в уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган; местный — в уполномоченный акимом государственный орган;

3) представляет отчет по выполнению планов проведения внутреннего контроля: центральный исполнительный орган — в уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган; местный — в уполномоченный акимом государственный орган.

Требования о представлении ежегодных отчетов и информации о планах проведения внутреннего контроля не распространяются на случаи, связанные с контролем за расходами, информация о которых относится к государственным секретам.

6. Служба внутреннего контроля государственного органа вправе:

1) проводить внутренний контроль в центральном исполнительном органе, его территориальных подразделениях и в подведомственных организациях, в местном исполнительном органе — государственных учреждениях, уполномоченных акимом на осуществление отдельных функций местного государственного управления, финансируемых из соответствующих местных бюджетов, а также в их подведомственных организациях;

2) получать консультации уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа и уполномоченного акимом государственного органа соответственно.

Глава 5. Взаимодействие государственных органов контроля, полномочия и права Председателя, членов Счетного комитета и руководителей государственных органов контроля, обязанности и права должностных лиц объекта контроля

Статья 11. Взаимодействие государственных органов контроля

1. Уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы направляют для информирования в Счетный комитет планы проведения контроля за исполнением республиканского бюджета.

2. Уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы и уполномоченный акимом государственный орган направляют для информирования в ревизионную комиссию маслихата планы проведения контроля за исполнением местного бюджета.

3. Счетный комитет при необходимости проводит контроль совместно с уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом, а ревизионная комиссия маслихата с уполномоченным Правительством Республики Казахстан государственным органом и уполномоченным акимом государственным органом.

4. Соответствующие уполномоченные Правительством Республики Казахстан государственные органы при проведении контроля за исполнением республиканского бюджета могут привлекать к этой работе на договорной основе и по согласованию со Счетным комитетом независимые частные аудиторские организации с оплатой их услуг в пределах выделенных указанным органам на эти цели средств из республиканского бюджета.

5. Уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган и уполномоченный акимом государственный орган проводят внеплановый контроль на основании постановлений органов уголовного преследования о производстве проверки по фактам нарушений в использовании средств бюджета.

Статья 12. Полномочия и права Председателя, членов Счетного комитета и руководителей государственных органов контроля

1. Председатель Счетного комитета:

1) руководит деятельностью Счетного комитета, несет персональную ответственность перед Президентом Республики Казахстан за выполнение возложенных на него задач и обязанностей;

2) не реже одного раза в квартал информирует Президента Республики Казахстан о работе Счетного комитета;

3) утверждает регламент деятельности Счетного комитета;

4) в пределах своей компетенции издает приказы, дает указания, проверяет их исполнение, подписывает постановления и иные акты, принятые на заседаниях Счетного комитета;

5) представляет Счетный комитет во взаимоотношениях с республиканскими и зарубежными организациями;

6) определяет периодичность и продолжительность проведения контроля;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Председатель и члены Счетного комитета вправе:

1) присутствовать на заседаниях Правительства Республики Казахстан, правления Национального Банка Республики Казахстан и коллегий государственных органов Республики Казахстан;

2) беспрепятственно знакомиться с документацией, относящейся к вопросам контроля за исполнением республиканского бюджета, с учетом соблюдения режима секретности, коммерческой и иной охраняемой законом тайны;

3) требовать и получать в установленный ими срок от объектов контроля необходимые справки, устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с проведением контроля.

3. Председатель и члены Счетного комитета:

1) при осуществлении своих полномочий соблюдают требования законодательства Республики Казахстан, не должны создавать препятствия функционированию проверяемых объектов контроля и вмешиваться в их текущую хозяйственную деятельность;

2) несут ответственность в установленном законодательством Республики Казахстан порядке за искажение результатов контроля, достоверность представляемой в государственные органы и предаваемой гласности информации, разглашение установленной законом тайны.

4. Руководитель уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа:

1) руководит деятельностью уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа;

2) информирует Правительство Республики Казахстан о результатах контроля для принятия соответствующих мер;

3) определяет периодичность и продолжительность проведения контроля;

4) запрашивает и получает у объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Председатель ревизионной комиссии маслихата:

1) руководит деятельностью ревизионной комиссии маслихата, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач и обязанностей;

2) определяет периодичность и продолжительность проведения контроля;

3) информирует маслихат о работе ревизионной комиссии;

4) информирует маслихат и акима о результатах контроля;

5) запрашивает и получает у местных исполнительных органов, объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам контроля за исполнением местного бюджета;

6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

6. Руководитель уполномоченного акимом государственного органа:

1) руководит деятельностью уполномоченного акимом государственного органа;

2) информирует акима и маслихат о результатах контроля для принятия соответствующих мер;

3) определяет периодичность и продолжительность проведения контроля;

4) запрашивает и получает у объектов контроля необходимую документацию и информацию по вопросам контроля за исполнением местных бюджетов;

5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

7. Руководитель службы внутреннего контроля государственного органа:

1) подчинен и подотчетен руководителю государственного органа;

2) ответственен за проведение внутреннего контроля;

3) обязан незамедлительно сообщать о фактах нарушений законодательства Республики Казахстан руководителям уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа и уполномоченного акимом государственного органа соответственно.

Статья 13. Обязанности и права должностных лиц объекта контроля

1. Должностное лицо объекта контроля:

1) обеспечивает работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля рабочим местом;

2) обеспечивает работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля необходимой для осуществления контрольной работы всей запрашиваемой информацией и несет персональную ответственность за ее достоверность, объективность и полноту;

3) не вмешивается в действия работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля, не вводит в заблуждение, не препятствует проведению контроля и не ограничивает его масштаб;

4) своевременно отчитывается о мерах, принятых по устранению недостатков.

2. Должностное лицо объекта контроля вправе:

1) знать цель, время и продолжительность контроля, его результаты, выводы и рекомендации (если таковые имеются);

2) не допускать к контролю работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля, не представившего соответственно поручения Счетного комитета, приказ уполномоченного Правительством Республики Казахстан государственного органа и уполномоченного акимом государственного органа, решения маслихата, ревизионной комиссии маслихата либо секретаря маслихата на проведение контроля.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 14. Международные связи

Счетный комитет и уполномоченный Правительством Республики Казахстан государственный орган поддерживают связи с государственными органами аудита и контроля иностранных государств и международных организаций, имеют право в соответствии с законодательством Республики Казахстан заключать с ними договоры и соглашения о сотрудничестве и могут вступать в состав этих международных организаций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 15. Конфликт интересов

1. Конфликт интересов — любая деятельность или отношения, которые способны ограничить объективность и независимость работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля.

2. Запрещается проведение контроля работникам государственных органов внешнего и внутреннего контроля:

1) являющимся близкими родственниками или свойственниками руководителя, учредителя или участника объекта контроля;

2) из числа работников, участников, должностных лиц объекта контроля, имеющих в нем личные имущественные интересы;

3) работавшим в объекте контроля в проверяемый период.

3. При возникновении конфликта интереса работник государственного органа внешнего и внутреннего контроля должен сообщить об этом руководителю, назначившему контроль. В противном случае полная ответственность за возникновение ситуаций конфликта интереса возлагается на работника государственного органа внешнего и внутреннего контроля.

Статья 16. Решение разногласий

Действия должностных лиц государственных органов, ревизионных комиссий маслихатов, осуществляющих контроль за исполнением республиканского и местных бюджетов, а также объектов контроля могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов

Лица, виновные в нарушении законодательства о контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов, несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.