Нарушение трудовых прав инвалидов

Работодателя-нарушителя прав инвалидов накажут строже

В соответствии с новым законом выросли штрафы, а у работодателей появились новые обязанности.

Работодателей за нарушение трудовых прав инвалидов будут наказывать гораздо строже. Штрафы выросли в несколько раз. Это предусматривает подписанный президентом Федеральный закон от 23.02.2013 N 11-ФЗ. Он вносит изменения в несколько правовых актов и возлагает на работодателей новые обязанности. В частности, им придётся каждый месяц сообщать в органы службы занятости дополнительную информацию. Докладывать нужно будет о созданных и выделенных рабочих местах для людей с ограниченными возможностями. Отчитаться придётся и о том, какие приказы издало руководство компании для реализации этих требований. В законе о занятости населения теперь говорится:

. информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Аналогичные нормы отныне содержатся и в законе «О социальной защите инвалидов. «. Он велит работодателям в соответствии с установленной квотой создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких местах.

Ответственность за нарушения в данной сфере усилится. Преобразования затронули статью 5.42 КоАП РФ. Появились санкции для тех, кто игнорирует требование создать рабочие места для инвалидов. Штрафы за остальные проступки выросли в несколько раз. В новой редакции статья гласит:

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

Как отмечали разработчики законопроекта, большинство российских работодателей не выполняют своих обязанностей по отношению к инвалидам и отказываются создавать или выделять рабочие места для их трудоустройства.

Напомним, государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ определяет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Её цель — обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией.

Государство гарантирует трудовую занятость людям с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в организациях устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Квоты касаются компаний, где трудятся более 100 человек. Власти субъекта РФ имеют право установить квоту в размере от 2 до 4% среднесписочной численности работников. Помимо этого, резервируются рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства этой категории граждан. Кроме того, закон предусматривает создание для инвалидов условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, помощь в обучении новым профессиям и организации собственного дела.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения определяет «Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1.

Добавим, что по статье 19.7 КоАП карается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган предусмотренных законом сведений. За это граждан могут оштрафовать на сумму до 300 рублей, должностных лиц — до пятисот, организации — до пяти тысяч.

Федеральный закон N 11-ФЗ вступит в силу по истечении десяти дней после официального опубликования.

Генпрокуратура проверила условия их жизни

Число нарушений прав инвалидов в течение последних трех лет остается стабильным — около 100 тыс. в год. Такие данные представлены на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ. В частности, представители надзорного органа отметили, что «нарушение прав инвалидов начинается уже с этапа установления инвалидности — медико-социальной экспертизы (МСЭ)». В Минтруде подтвердили, что нареканий «достаточно много», в связи с чем ведомство совместно с Минздравом и прокуратурой продолжает работу над «дорожной картой» реформирования МСЭ.

«К сожалению, несмотря на принимаемые меры, фактов безответственного отношения к своим должностным обязанностям со стороны чиновников, проявления бездушия по отношению к людям с ограничениями по здоровью на местах еще достаточно»,— констатировал генпрокурор РФ Юрий Чайка в пятницу на заседании коллегии Генеральной прокуратуры, посвященном практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства о защите прав инвалидов. Он сообщил: «Вскрыты многочисленные типичные для многих регионов нарушения закона — начиная с проведения процедуры медико-социальной экспертизы и признания гражданина инвалидом, пока еще не все подобные экспертные бюро оснащены оборудованием». По его словам, такие факты установлены в Приморском крае, Свердловской области и ряде других регионов. Господин Чайка сообщил, что «практически повсеместно выявлены отсутствие достаточной инфраструктуры, приспособленной для передвижения инвалидов, либо ее плачевное состояние, недоступность для слабовидящих людей интернет-сайтов муниципальных органов, медицинских и образовательных учреждений». Кроме того, «крайне актуальны» и проблемы несоблюдения трудовых прав инвалидов. «По требованию прокуроров устранялись нарушения, связанные с выделением на предприятиях рабочих мест для них, создания специальных условий труда. Это происходило в Карелии и Челябинской области»,— отметил Юрий Чайка. Генпрокурор также заявил, что выявлены нарушения гарантий инвалидов на своевременное бесплатное санаторно-курортное лечение: «Прохождение реабилитации в санаториях доступно лишь трети нуждающихся инвалидов».

Как Минтруд отреагировал на жалобы инвалидов

Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман сообщил, что количество нарушений закона в рассматриваемой сфере «из года в год остается на достаточно высоком уровне — около 100 тыс. ежегодно», отметив, что «нарушение прав инвалидов начинается уже с этапа установления инвалидности». В частности, он привел в пример ситуацию в Петербурге, где, по данным прокуратуры, в течение трех лет врач брала взятки за «неправомерную процедуру установления инвалидности лицам», которые не имеют на это оснований. Согласно данным, представленным надзорным ведомством, в 2014 году число нарушений в сфере защиты прав инвалидов и престарелых, а также пенсионного законодательства составило более 109,4 тыс., в 2015 году — более 126 тыс., в 2016-м — более 109,3 тыс. В 2016 году было подано более 2,1 тыс. исков в защиту социальных прав инвалидов, из которых рассмотрено и удовлетворено более 1,6 тыс., а 475 прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований.

Напомним, что в начале 2015 года Минтруд пересмотрел систему оценки инвалидности на основе степени утраты той или иной функции организма — например, двигательной способности или зрения. По оценкам Пенсионного фонда, распространенным Минтрудом РФ, в России с 2015 году по сравнению с 2013 годом стало на 270 тыс. инвалидов меньше. Общественные и пациентские организации массово жаловались, что люди с тяжелыми диагнозами лишаются инвалидности, а следовательно, и всех предусмотренных социальных льгот. Минтруд РФ вынужден был поменять критерии по ряду заболеваний, а также внес изменения в должностные обязанности врачей-экспертов МСЭ, начал работу по реформированию правил установления инвалидности (см. “Ъ” от 14 июля 2016 года).

За счет чего число инвалидов в России за минувший год уменьшилось

Министр труда и соцзащиты Максим Топилин на заседании коллегии также отметил, что нареканий по работе медико-социальной экспертизы «достаточно много», несмотря на то «что классификации и критерии были обработаны и отработаны со всеми общественными организациями в регионах». «Мы продолжаем сейчас вместе с другими организациями, с Минздравом, прокуратурой готовить “дорожную карту” МСЭ»,— сказал он.

В Минтруде сообщили, что совместно с общественными организациями инвалидов уже разработан проект плана мероприятий по совершенствованию государственной системы медико-социальной экспертизы на период до 2020 года: «Первое направление “дорожной карты” — совершенствование научно-методического обеспечения медико-социальной экспертизы. Второе — общеорганизационное, в котором предусмотрено формирование открытости деятельности учреждений медико-социальной экспертизы». В частности, планируется создать институт общественных советов при главных бюро МСЭ по субъектам РФ, которые будут участвовать в рассмотрении «всех случаев неэтичного поведения специалистов медико-социальной экспертизы, давать предложения по устранению проблем в части организации работы с гражданами в учреждении». Также планируется внедрить в практическую деятельность учреждений медико-социальной экспертизы «современные технологии, направленные на противодействие коррупции: это электронная очередь, организация аудио- и видеонаблюдения, формирование защищенных каналов связи для передачи информации в режиме онлайн». Оснащение специальным диагностическим оборудованием в целях повышения объективности установления инвалидности планируется завершить к концу 2017 года.

За нарушение трудовых прав инвалидов работодателям грозят новые штрафы

Обязанность работодателей трудоустраивать лиц с ограниченными возможностями установлена Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов». Квоты на трудоустройство утверждаются субъектами Российской Федерации. В общем виде они устанавливаются в зависимости от общей численности работников организации и распределяются следующим образом:

  • более 100 чел. в организации – 2 — 4% (от среднесписочной численности);
  • 35-100 чел. в организации – не более 3%.

Главная обязанность работодателя при этом — не отказывать инвалидам в трудоустройстве на открытые вакансии, если квота еще не набрана. Однако фактически это требование не соблюдается – под различными предлогами инвалидам в трудоустройстве отказывают.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, Минтруд РФ предлагает перейти к решительным действиям: начать более активно проводить проверки по соответствию и наличию квот в организациях, а также ужесточить наказание для тех, кто отказывается трудоустраивать граждан с ограниченными возможностями.

Минтрудом РФ подготовлены проекты внесения изменений в ряд законодательных актов РФ, касающиеся вопросов квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Изменения вводятся с целью совершенствования регулирования этих вопросов. Поправки разработаны в соответствии с планом мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденным Правительством Российской Федерации (Распоряжение № 893-р от 10.05.2017 г.).

В частности, проектом Федерального закона «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства по вопросам квотирования планируется возложить на государственную инспекцию труда. Полномочия инспекторов будут реализовываться с 1 января 2019 года в виде проведения проверок, выдачи предписаний и составления протоколов об административных правонарушениях. Виновные в нарушении трудового законодательства в отношении квотирования рабочих мест для инвалидов будут привлекаться к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящий момент в соответствии со ст. 5.42 КоАП за отказ от создания рабочих мест для инвалидов и отказ в приеме на работу инвалида для должностных лиц установлен штраф от 5000 до 10 000 руб. Стоит отметить, что для самой организации-работодателя штраф сейчас даже не предусмотрен.

В целях ужесточения наказания для тех, кто отказывается трудоустраивать граждан с ограниченными возможностями, Минтруд РФ подготовил проект Федерального закона «О внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях…». Законопроектом предусматривается, что теперь за отказ от создания (выделения) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида штраф будет заметно увеличен:

  • для должностных лиц – 10 000 – 50 000 руб.;
  • для юридических лиц – 100 000 – 500 000 руб.

Такие же штрафы будут применяться к работодателям, которые не станут вносить компенсационные выплаты в специальный Фонд содействия трудоустройству инвалидов (об этом чуть ниже).

Следует знать, что важные изменения грядут с утверждением проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов». Законопроектом предусмотрено, что работодатели смогут выполнять требование по квотированию не только с помощью трудоустройства инвалидов (как это действует сейчас), но и путем компенсационных выплат в специальный фонд содействия трудоустройству инвалидов. Компенсации будут выплачиваться на каждое свободное рабочее место в рамках установленной квоты, а ее размер будет утверждаться субъектом Российской Федерации (но не менее 7800 руб. в месяц).

Средства, перечисленные этим фондам, будут направлены на организацию обучения, прохождение стажировок, содействие занятости и трудоустройство инвалидов (в том числе создание условий для предпринимательской деятельности), оборудование рабочих мест специально для инвалидов, на льготы для работодателей, нанимающих работников свыше установленной квоты и т.п.

Важным моментом является то, что несоблюдение работодателем правил квотирования станет основанием для недопуска организации к участию в госзакупках, лишит ее права получать государственные субсидии и принимать на работу иностранных граждан. На федеральном портале проектов нормативно-правовых актов все три законопроекта в области трудоустройства и занятости инвалидов проходят сейчас антикоррупционную экспертизу и публичное обсуждение. До 20 марта можно направить свои замечания и предложения. Предполагается, что все документы вступят в силу уже с 1 января следующего года. В этом случае ситуация с трудовой занятостью лиц с ограниченными возможностями должна действительно заметно улучшиться.

Нарушение трудовых прав инвалидов

Адрес:
660049, г. Красноярск пр. Мира, 32
Электронная почта:
[email protected]

Телефон приемной:
(391) 265-84-00
Телефон дежурного прокурора:
(391) 227-48-78

Органы прокуратуры Красноярского края приняли меры к защите трудовых прав инвалидов

Прокурорские проверки в сфере защиты прав инвалидов на трудоустройство показали, что работодателями 21 района края в организациях, численностью более 100 человек, не соблюдаются требования законодательства в части квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

По фактам выявленных нарушений горрайпрокурорами в текущем году внесено 91 представление, в суд направлено 42 заявления о признании незаконным бездействия работодателей, не представляющих в службу занятости сведения о квотировании рабочих мест. Требования прокуроров при рассмотрении заявлений судами удовлетворены.

По инициативе прокуроров за нарушение указанных прав инвалидов 35 виновных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности по ст. ст. 19.7 КоАП РФ «непредоставление сведений», 17.7. КоАП РФ «невыполнение законных требований прокурора или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении». Руководителям 16 предприятий направлены предостережения в целях недопустимости нарушения закона.

Прокурорами выявлены факты незаконного отказа в предоставлении квот на трудоустройство инвалидов, превышения полномочий органами власти и муниципальными образованиями при издании правовых актов, регулирующих эти вопросы. Проверки показали, что Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» в предусмотренных законом случаях не разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалидов, являющиеся основанием для трудоустройства этой категории граждан.

По протесту прокурора края приведен в соответствие с Федеральным законодательством краевой закон « О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края». В закон края внесены изменения в части необоснованного освобождения органов государственной власти Российской Федерации и края, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений от обязательств по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Прокурором Краснотуранского района оспорено постановление главы района об установлении организациям в районе квоты для инвалидов, изданное с превышением полномочий. Протест удовлетворен, незаконный правовой акт отменен.

Обязательным условием для трудоустройства инвалидов является наличие рекомендаций об условиях труда в индивидуальной программе реабилитации, выдаваемой инвалидам бюро медико-социальной экспертизы.

Для восстановления прав инвалида 3 группы прокурором Ирбейского района направлено в суд заявление о признании незаконным бездействия МСЭ по разработке индивидуальной программы реабилитации, в интересах которого она не составлялась в течение более 5 лет, несмотря на то, что инвалид ежегодно проходил медицинское переосвидетельствование.

Прокурором Советского района г. Красноярска внесено представление в адрес руководителя ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» по факту нарушения прав инвалида в связи с отсутствием в индивидуальной программе реабилитации количества медицинских изделий, необходимых для его жизнедеятельности. Инвалиду на год до окончания срока реабилитации не определены реабилитационные мероприятия, хотя период инвалидности установлен до февраля 2009 года.

Представление прокурора рассмотрено, виновный руководитель бюро МСЭ привлечен к дисциплинарной ответственности. Права инвалида на получение реабилитационных мероприятий восстановлены.

Прокуратура разъясняет: о трудовых правах инвалидов.

Сложившаяся практика прокурорского надзора свидетельствует о наличии фактов нарушений трудовых прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно статье 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам (вне зависимости от группы) предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Согласно статье 96 Трудового кодекса Российской Федерации инвалиды могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

В соответствии со статьями 99, 113 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя, за пределами, установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение к сверхурочной работе, а равно и работе в выходные и праздничные дни инвалидов допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя.

В случае нарушения трудовых прав необходимо обращаться в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области, в прокуратуру по месту жительства либо в суд.

Нарушение трудовых прав инвалидов

Во Владивостоке выявлены нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости, сообщает PRIMPRESS со ссылкой на прокуратуру Приморского края. Это показала проверка исполнения работодателями Владивостока законодательства о занятости населения, в части трудоустройства инвалидов выявлены нарушения.

Работодатели, согласно действующему законодательству, обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах.

По закону работодатели также обязаны представлять информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, ежемесячно в срок до пятого числа месяца, следующего за отчетным, в государственные учреждения службы занятости населения.

Установлено, что указанные требования законодательства не исполняются семью работодателями.

По фактам выявленных нарушений закона прокурором города руководителям таких городских учреждений внесены представления об устранении нарушений закона.

В отношении виновных в допущенных нарушениях закона лиц возбуждены дела об административном правонарушении, которые направлены в суд для рассмотрения по существу. Виновные в допущенных нарушениях закона лица вызваны в прокуратуру города Владивостока для рассмотрения вопроса о вынесении постановления.

Фактическое устранение выявленных нарушений закона в указанной сфере находится на контроле в прокуратуре города Владивостока.