Может ли бакалавр работать на госслужбе

C 2017 года госслужащих обяжут иметь высшее профильное образование

Уже с 1 января 2017 года для государственных гражданских служащих будут введены квалификационные требования. Это означает, что для замещения определенной должности госслужащему необходимо будет соответствовать требованиям относительно образования, опыта работы, профессиональных качеств и т.д. Соответствующие поправки в действующий федеральный закон «О государственной гражданской службе» уже подготовлены Министерством труда и социальной защиты. Также планируется до 31 декабря 2017 года, когда поправки уже вступят в силу, провести внеочередную аттестацию в государственных органах.

— По результатам внеочередной аттестации гражданский служащий, не соответствующий квалификационным требованиям к образованию в части специальности, направления подготовки и квалификации, но обладающий необходимым для исполнения должностных обязанностей стажем гражданской службы по направлению деятельности по замещаемой должности, а также соответствующий квалификационным требованиям к знаниям, навыкам, умениям и профессиональным и личностным качествам, сможет продолжить замещать должность гражданской службы, — рассказали в Минтруда.

Было также отмечено, что введение критериев обусловлено несколькими целями: проведением полной аттестации и квалификационного экзамена среди госслужащих, проведением конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа, принятием решения о продолжении государственно-служебных отношений с гражданским служащим.

Согласно будущим критериям оценки соответствия занимаемой должности, к госслужащим будут предъявляться следующие требования: базовые (требования к уровню образования, стажу гражданской службы, профессиональным качествам и т.д.) и функциональные (требования к конкретной специальности и направлению, а также личные характеристики).

Если говорить о базовых требованиях, то для замещения должности госслужбы категорий «руководители», «помощники» и «специалисты» соискатели должны будут иметь образование не ниже уровня специалитета или магистратуры по профильному направлению. Относительно категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп предлагается установить требование о наличии образования не ниже уровня среднего профессионального.

Помимо этого, будут проверяться знания основ Конституции РФ, законодательства о гражданской службе и антикоррупционного законодательства, навыки в области информационно-коммуникационных технологий, знание русского языка и профильные навыки, связанные с видом деятельности. Квалификационные требования к базовым знаниям, навыкам и умениям, а также профессиональным и личностным качествам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут устанавливаться правительством.

Функциональные квалификационные требования предлагается устанавливать по направлениям деятельности, а также специализациям в зависимости от того или иного министерства и его внутреннего устройства. Именно в этих требованиях и будет прописано, что финансовую должность сможет занимать человек с профильным образованием, а не с высшим профобразованием художника.

Введение определенных критериев для госслужащих тесно переплетается с их сокращением, которое должно пройти до 1 ноября 2017 года в рамках Федеральной программы развития государственной гражданской службы на 2015–2018 годы. В течение 3 лет планируется провести перераспределение функций и полномочий ведомств, а также оптимизацию численности сотрудников государственных органов власти.

Согласно данным Росстата по состоянию на 2013 год, в России почти 49 тыс. федеральных чиновников и около 1,5 млн муниципальных государственных служащих. Из общего числа 81,7% работают в органах исполнительной власти, 14,9% — в судебной власти и прокуратуре, 2,1% — в законодательной власти и 1,1% — в других государственных структурах.

«Известия» обратились к одному из идеологов введения квалификационных требований для госслужащих — проректору Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Дмитрию Буташину.

— Конечно же, сразу выгонять людей с несоответствующим дипломом — не самое эффективное и правильное решение. Здесь нужно аккуратно подойти к вопросу и дать людям, в чем-то не соответствующим по требованиям и показателям, исправиться за определенный срок. Лучше пока воздержаться от конкретных заявлений, которые могут вызвать со стороны госслужащих волну опасений, что их всех выгонят, потому что у них дипломы не по той специальности или они не пройдут какую-то оценку. Сейчас идет работа по поиску модели эффективной реализации госслужбы и обсуждению требований к государственным служащим, — рассказал Дмитрий Буташин.

Специалист также отметил, что сейчас рассматривается требование для кандидатов на высшие государственные должности иметь степень магистра по госуправлению.

— Вопрос о том, что в какой-то разумный промежуток времени (3–5 лет) управленцы в системе государственного управления должны получить профильные магистерские дипломы. Если говорить о среднем управленческом звене, то это магистр по профильному направлению, а если речь идет о высших государственных должностях, то это уже магистр государственного управления, — подытожил проректор РАНХиГС.

Сейчас некоторые члены правительства, не говоря об их аппаратах, работают не по профильному образованию и не имеют степеней магистра государственного управления. К примеру, министр спорта Виталий Мутко — моторист, получил среднее профобразование в Ленинградском речном училище, после которого работал по специальности, но недолго. Зампред правительства Дмитрий Рогозин учился на международном отделении журфака МГУ, а сегодня занимается вопросами оборонно-промышленного комплекса. Глава Министерства строительства имеет два образования — режиссерское, которое получил в МГУКИ, и юридическое, полученное в РАНХиГС.

— Я не знаю, насколько такие квалификационные требования будут работать, потому что наша страна еще со времен Петра I известна тем, что мы принимаем строгие законы, а потом их нарушаем или делаем исключение из правил. Сам по себе посыл правильный, потому что есть несколько бед, связанных с государственными служащими. Многие из них некомпетентны и находятся на одном месте годами до достаточно преклонного возраста, — считает президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов.

Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что введение квалификационных требований может сократить чиновничий штат.

—Такой механизм нужен, поскольку есть проблема избыточности аппарата чиновников. Раздутие аппарата никогда не ведет ни к чему хорошему для государства, потому что бумаги будут постоянно ходить с одного стола на другой. После СССР чиновничество увеличилось в два раза, а это, между прочим, требует огромных денежных средств. Введение квалификационных требований может помочь отфильтровать ненужных людей, — считает Сергей Филатов.

Бакалавры и госслужба

В 2016 г может ли человек с базовым высшим образованием (бакалавр) работать на госслужбе? И на что ссылаться?

3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Да, вполне может.Закон о государственной гражданской службе

Добрый вечер.степень Бакалавра в России с 96 года считается законченным высшем образованием

Зависит от требований, которые предъявлены к занимаемой должности на госслужбе.

В Украине это считается неполное высшее образование, по этому если к должности требование полное в/о, то принять на должность не смогут на госслужбу.

Госслужащие попадут под «образовательный фильтр»: бакалавры не смогут работать на госслужбе

Глава государства 30 июня подписал федеральный закон о внесении изменений в ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нововведения предусматривают дополнительные требования для кандидатов на замещение должностей руководителей, помощников (советников), специалистов высшей и главной групп.

С 1 июля занимать эти посты не могут лица, имеющие высшее образование, но закончившие только бакалавриат, даже при наличии соответствующего стажа или работы по специальности, знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей. Теперь, чтобы стать чиновником, необходимо иметь диплом магистра.

Данная поправка внесена только в ФЗ о государственной гражданской службе, к кандидатам на замещение муниципальных должностей она не относится.

«Федеральный закон вступил силу 1 июля и действует на всей территории России, в том числе в республике. Его положения предусматривают, что установленные требования не применяются к гражданам, претендующим на указанные должности, и работающим служащим, получившим высшее образование до 29 августа 1996 года, а также госслужащим, имеющим образование не выше бакалавриата, назначенным на должности до дня вступления в силу закона. То есть работающие служащие, имеющие образование не выше уровня бакалавриата, которое они получили после августа 1996 года, соответствуют квалификационным требованиям по занимаемым должностям», — сообщил ЯСИА руководитель департамента кадровой политики, государственной и муниципальной службы администрации главы и правительства Якутии Андрей Мартынов.

Напомним, в сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу, созданному для сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Ключевое положение этого документа, ратифицированного в настоящий момент 48 странами мира, заключается во ведении двухциклового обучения: предварительного (бакалавриат) и выпускного (магистратура). Первый длится не менее трёх лет (в России – четыре года). Второй ведет к получению степени магистра.Таким образом, с 2011 года прием абитуриентов на большинство направлений российских вузов ведется исключительно на бакалавриат (а не на специалитет, как ранее).

бакалавр-програмер имеет право работать директором на госпредприятии?

бакалавр имеет право работать директором на государственном предприятии? или нужна степень спеца или магистра?

17 комментариев

Есть в требованиях, посмотри по ссылке выше.

На госпредприятии этого нет в требованиях. Но это только в теории. На практике наблюдательный совет в лице дядечек чиновников врядли пропустит человека без образования, если конечно уже заранее не договорено, что именно он должен занять эту должность для дерибана. Но обычно в таких случаях на форумах вопросов не задают:)

Мені здається, що якраз на державних підприємствах дивляться на диплом. Знаю ситуацію, коли на начальника відділу було декілька кандидатур з однаковими знаннями і все вирішила освіта:)

40+ років, які працюють на державній роботі (зокрема, у освіті на керівних посадах) спостерігається тенденція до здобуття заочно дипломів магістра. Бо ніби старий диплом спеціаліста рівнем недотягує (хоча в той час, коли його видавали, магістрів у СРСР не було в принципі).

Мы живем в той стране где для должности директора госпредприятия надо иметь хороших друзей или родственников. Если этих двух пунктов нету, то об этой должности забудьте, если есть то про диплом никто и не спросит.

Кваліфікаційні вимоги. Повна вища освіта відповідного напряму підготовки (магістр, спеціаліст). Післядипломна освіта в галузі управління. Стаж роботи за професіями керівників нижчого рівня — не менше 5 років.

Бакалавров не пустят руководить // Готовятся новые квалификационные требования к госслужащим

Бакалавры не смогут занять определенные должности госслужбы. Под ограничения попадают должности высшей и главной групп должностей гражданской службы. Например, начальники отделов в министерствах. Это следует из проекта поправок в Закон о государственной гражданской службе РФ, опубликованного сегодня на сайте раскрытия правовой информации. Документ также предусматривает проведение внеочередной аттестации всех госслужащих до 2017 года. Те, кто не соответствует новым требованиям, могут лишиться должности.

Законопроект корректирует квалификационные требования к госслужащим. Документ разделяет их на базовые и функциональные. Базовые применяются ко всем госслужащим независимо от их специализации. Они касаются уровня образования, стажа на службе, базовых знаний и навыков и даже личностных качеств. Их будет определять президент РФ и региональные парламенты (для региональных чиновников). Функциональные квалификационные требования касаются профессиональных знаний и навыков. Они будут связаны с полномочиями и функциями госорганов.

Одним из главных новшеств законопроекта его разработчики называют ограничение возможностей для занятия некоторых должностей тем, кто имеет только степень бакалавра. Они исключаются из кандидатов на замещение должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы. На эти должности необходимо высшее образование уровня специалитета или магистратуры. Фактически речь идет о значительной части высокопоставленных чиновников. Например, в администрации президента к главной группе должностей относятся замначальники и советники департаментов, в Совете Федерации — замначальники и советники отделов, а в федеральных министерствах — начальники отделов (распределение должностей по группам определяется указом президента от 31 декабря 2005 года № 1574).

Новые требования начнут применяться с 2017 года. Они могут коснуться не только новых, но и действующих госслужащих. До конца 2017 года им надо будет пройти внеочередную аттестацию. Правда, тех, кто, несмотря на недостаток образования, обладает необходимым стажем и навыками, на госслужбе оставят.

Идея ограничить доступ бакалавров к определенным должностям не нова. В частности, сейчас на рассмотрении Госдумы находится законопроект Верховного суда (ВС), запрещающий бакалаврам сдавать экзамен на судью (см. здесь).

Новый закон о госслужбе: в чем суть

06.05.2016 20386 9 2

Принятие Закона от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889) является существенным шагом к построению эффективной, прозрачной и открытой государственной службы. Важно то, что в нем учтены европейские стандарты и лучший зарубежный опыт ради того, чтобы украинская государственная служба функционировала в интересах государства и общества.

Нормы Закона № 889 вступают в силу с 01.05.16 г., кроме некоторых позиций, о которых поговорим далее (о владении госслужащих иностранным языком, премировании в объеме 30 % годового фонда должностного оклада, установлении фонда премирования госоргана в размере 20 % общего годового фонда должностных окладов и экономии фонда оплаты труда, размера минимального должностного оклада госслужащего не менее двух минимальных заработных плат, далее – МЗП).

В то же время утрачивает силу Закон от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723), за некоторыми исключениями (касающимися пенсионного обеспечения лиц, которые на день вступления в силу Законом № 889 имеют не менее 10 лет и 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих).

Что касается Закона от 17.11.11 г. № 4050-VІ «О государственной службе», то он утратил силу с 31.12.15 г.

Согласно новому определению, которое отличается от предоставленного в Законе № 3723, государственная служба – это публичная, профессиональная, политически беспристрастная деятельность по практическому выполнению задач и функций государства. Это значит, что каждый назначенный на должность госслужащий в первую очередь выполняет установленные для его должности полномочия, непосредственно связанные с задачами того государственного органа, в котором он работает.

В отличие от норм Закона № 3723, в ст. 3 Закона № 889 сказано, на каких именно госслужащих он распространяется (это должностные лица Кабмина, министерств, местных госадминистраций, органов прокуратуры, военного управления, заграничных дипломатических учреждений, других госорганов). Кроме того, предусмотрены и особенности прохождения службы в отдельных госорганах (ст. 91 Закона № 889).

Также четко урегулировано, к кому не применяются нормы данного Закона:

  • президент страны;
  • глава администрации президента, его заместители, постоянный представитель президента в АР Крым, его заместители;
  • члены КМУ, первые заместители и заместители министров;
  • председатели и члены Нацтелерадио, АМК, НАПК, Счетной палаты, ЦИК, председатели и члены других государственных коллегиальных органов;
  • секретарь Совета нацбезопасности, его заместители;
  • председатели Госкомтелерадио, Фонда госимущества, их заместители;
  • народные депутаты;
  • уполномоченный Верховной Рады по правам человека, его представители;
  • служащие НБУ;
  • депутаты Верховной Рады АР Крым, председатель Совета министров АР Крым, его заместители, министры АР Крым;
  • депутаты местных советов, должностные лица местного самоуправления;
  • судьи;
  • прокуроры;
  • работники госорганов, выполняющие функции по обслуживанию;
  • работники государственных предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, основанных госорганами;
  • военнослужащие ВСУ и других воинских формирований;
  • лица рядового и начальствующего состава правоохранительных органов и работники других органов, которым присваиваются специальные звания;
  • работники патронатных служб.

Принципы прохождения госслужбы

Отметим, что Закон № 889 четко и детально урегулировал принципы набора и увольнения госслужащих, прохождения их службы, требования к должностям, ответственность, карьерную мотивацию, прозрачность системы оплаты труда. В то же время в нем определено, что в части отношений, не урегулированных данным Законом, на госслужащих распространяется действие законодательства о труде.

Принципиально изменены подходы к определению категорий должностей госслужбы. Теперь это будут:

  • категория «А» (высший корпус госслужбы, так называемые «первые» руководители);
  • категория «Б» (заместители руководителей госорганов, руководители структурных подразделений, терорганов);
  • категория «В» – другие должности, не отнесенные к категориям «А» и «Б». Важно то, что число должностей первых двух категорий не должно превышать треть штатной численности соответствующего госоргана (ст. 6 Закона № 889).

Среди новаций – законодательное определение прав и обязанностей госслужащих, их подчиненности. Установлено, что государственному работнику необходимо соблюдать политическую беспристрастность (запрещено занимать должности в руководящих органах политической партии, любое использование своего служебного положения в политических целях и т. п.).

Органы управления госслужбой

Отдельный раздел Закона № 889 посвящен вопросу управления госслужбой, которая будет включать: Кабмин, Нацгосслужбу, Комиссию по вопросам высшего корпуса государственной службы и соответствующие комиссии, руководителей госслужбы, службы управления персоналом. Останавливаться на функциях и задачах КМУ и Нацгосслужбы не будем, а об указанных структурах – подробнее.

Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы (далее – Комиссия) определена как постоянно действующий коллегиальный орган, члены которого работают на общественных началах (ст. 14 Закона № 889). Правда, на период участия в работе Комиссии за ее членами сохраняется должность и средний заработок по месту их основной работы. Полномочия Комиссии достаточно высоки, но они касаются только организации работы госслужащих категории «А»: согласование типовых требований к их профессиональной компетентности, проведение конкурса на занятие вакантных должностей среди претендентов на такие должности, дача согласия на их увольнение, осуществление относительно них дисциплинарных производств и т. п.

Что касается госслужащих категорий «Б» и «В», то ими в каждом отдельном госоргане занимается руководитель госслужбы. В министерстве такие полномочия будет исполнять государственный секретарь, в другом ЦОИВ – его руководитель или же руководитель аппарата (секретариата). Упомянутый руководитель фактически организует кадровую работу всего персонала органа. Его функциями, в частности, являются: проведение конкурсов на занятие вакантных должностей, планирование служебной карьеры, назначение на вакантные должности и увольнение с должностей, присвоение рангов, принятие решений о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности и т. п. В то же время для работников, не являющихся госслужащими, руководитель госслужбы является работодателем.

Требования к госслужащим

Остановимся на требованиях к тем, кто намерен поступить на госслужбу. Кстати, эти требования касаются и тех, кто уже сейчас является госслужащим и будет продолжать служить дальше.

В ст. 20 и 21 Закона № 889 конкретизировано, что к претендентам на должности госслужбы выдвигаются общие и специальные требования. Общие касаются общего стажа работы и опыта, владения одним из официальных языков Совета Европы (данная норма будет действовать с 01.05.18 г.). Специальные требования, которые должна определить Нацгосслужба исходя из требований специальных законов относительно деятельности соответствующих госорганов, касаются претендентов на должности категорий «Б» и «В». Следовательно, это должен быть гражданин Украины, который свободно владеет украинским языком и имеет степень высшего образования: для категорий «А» и «Б» – магистр, «В» – бакалавр, младший бакалавр.

Запреты на вступление в должность таковы: возраст свыше 65 лет; недееспособность или ограниченная дееспособность; наличие непогашенной (неснятой) судимости; лишение судом права занимать соответствующие должности; коррупционные деяния; другое (не украинское) гражданство; непрохождение спецпроверки; необходимость люстрации (Закон от 16.09.14 г. № 1682-VІІ «Об очистке власти», далее – Закон № 1682).

Кроме указанных требований претенденты на должности должны пройти конкурс.

На государственную службу поступают исключительно по конкурсу. Прием лиц без конкурса запрещен. Обращаем внимание: вакантные должности, на которые в течение одного года не объявлен конкурс, подлежат сокращению (ст. 24 Закона № 889)!

Об особенностях проведения конкурса расскажем в одном из следующих номеров «БАЛАНС-БЮДЖЕТА» в комментарии к соответствующему постановлению КМУ, которым утвержден порядок его проведения. Но коротко отметим, что нормами Закона № 889 детально установлено: какие именно документы подаются претендентом конкурсной комиссии; какими должны быть действия службы персонала госоргана, в котором проводится конкурс; полномочия конкурсной комиссии; как оформляются и обнародуются результаты конкурса; обжалование результатов конкурса и другое.

Оформление назначения на должность

Назначенным на должность должен быть победитель конкурса (ст. 31 Закона № 889). Решение об этом принимается по окончании срока обжалования результатов конкурса, но не позднее 30 календарных дней после обнародования информации о победителе. Основанием для такого решения служит протокол заседания конкурсной комиссии. Важными являются результаты проверок, установленных Законом № 1682 и Законом от 14.10.14 г. № 1700-VІІ «О предотвращении коррупции» (далее – Закон № 1700).

Требования для занятия должности в госоргане на этом не исчерпаны. Нельзя назначать на должность лицо, которое будет прямо подчиняться близкому человеку (или которое само будет иметь в подчинении близких лиц). В противном случае ответственность за такое нарушение законодательства несет руководитель госслужбы. Если само лицо не уведомило о подобных обстоятельствах, оно и будет отвечать. Это является одним из ограничений, установленных Законом № 1700.

Закон № 889 установил, согласно какому локальному распорядительному документу производится назначение на должность государственной службы, а именно: согласно указу, постановлению, приказу, распоряжению, решению (далее – распорядительный документ). В этом документе обязательно должны быть указаны фамилия, имя, отчество лица, занимаемая должность, структурное подразделение, дата начала выполнения должностных обязанностей, условия оплаты труда. Также в нем может быть зафиксирован испытательный срок (если таковой установлен), срок назначения (при необходимости).

Процедура найма на госслужбу

Знаем, что госслужащие назначаются на должность бессрочно. Однако Закон № 889 предусмотрел и исключение, когда происходит срочное назначение. Обратим внимание, что должностные лица категории «А» назначаются сроком на 5 лет с правом повторного назначения еще на один срок или следующего перевода на равнозначную или более низкую должность в другой госорган. Предусмотрено срочное назначение и в случае замещения должности на период отсутствия госслужащего, за которым сохраняется должность (например, если работающий госслужащий призван на военную службу по мобилизации).

Как и в условиях действия Закона № 3723, предусматривается испытание для госслужащих. Для лиц, впервые претендующих на занятие должности, оно обязательно.

Как предусмотрено ст. 27 КЗоТ, срок испытания при приеме на работу не может превышать трех месяцев, за исключением частных случаев, когда по согласованию с профсоюзами он длится 6 месяцев. В отличие от норм общего трудового законодательства, Законом № 889 установлены более жесткие сроки и условия установления и прохождения испытания. Поэтому для проверки соответствия госслужащего занимаемой должности ст. 35 Закона № 889 установила его продолжительность до 6 месяцев.

Мало того, если лицо не соглашается на испытание, это расценивается как отказ от занятия должности госслужбы. В таком случае применяется отложенное право второго по результатам конкурса кандидата, который желает занять вакантную должность (ст. 29, 35 Закона № 889). Однако второй по результатам конкурса кандидат будет иметь право быть назначенным только в течение одного года со дня проведения конкурса. Также второй по очереди претендент может назначаться в течение этого периода, если победителю конкурса (т. е. первому претенденту) отказано в назначении по результатам спецпроверки.

Если субъект назначения или руководитель госслужбы уже в период испытания обнаружил признаки несоответствия лица занимаемой должности, госслужащего необходимо в письменном виде предупредить об увольнении за 7 календарных дней с обязательным указанием оснований несоответствия.

Заметим, что согласно ст. 2 Закона № 889: руководитель госслужбы – это должностное лицо, которое занимает высшую должность госслужбы в госоргане и к должностным обязанностям которого относится осуществление полномочий по вопросам госслужбы и организации работы других работников в этом органе; субъект назначения – госорган или должностное лицо, которому в соответствии с законодательством предоставлены полномочия от имени государства назначать на соответствующую должность госслужбы в госоргане и увольнять с такой должности.

Традиция, введенная Законом № 3723 в части принесения присяги госслужащего, сохраняется и сейчас. Присягу публично должен принести тот, кто впервые назначается на должность. При отказе от присяги решение государственного органа о назначении на должность госслужащего отменяется, и к занятию должности приглашается второй по результатам конкурса кандидат на эту вакансию. Если второго кандидата не было, придется объявлять и проводить повторный конкурс.

Как видим, во-первых, следует тщательным образом избирать претендентов на должности госслужбы, а во-вторых, квалифицированно проводить сам конкурс и по его результатам выявлять достойного кандидата на службу государству.

Служебная карьера

Рассмотрим, как проходит прием и продвижение по службе лиц.

Одним из первейших признаков статуса должности, выполняемых полномочий, уровня ответственности служит присвоенный госслужащему ранг. В разд. V Закона № 889 (ст. 38, 39) ранг определен как вид специальных званий. В отличие от ст. 26 Закона № 3723, теперь рангов будет 9. Сейчас законодательно определено, что присваивается ранг одновременно с приемом на должность, за исключением назначения с испытательным сроком – тогда ранг присваивается после окончания испытательного срока.

Поэтому если госслужащий профессионально и компетентно выполняет возложенные на него задачи, то ему, конечно, повышается и ранг. Правда, очередной ранг может быть присвоен уже не после двух лет успешной работы, как это было ранее, а через три года. Для этого нужно иметь хорошие результаты оценки его служебной деятельности.

И тогда госслужащего продвигают по службе путем занятия им более высокой должности. Напомним, что для этого необходимо пройти конкурс. Конечно, те работники, к которым применено дисциплинарное взыскание (ст. 66 Закона № 889), о развитии своей карьеры на госслужбе могут забыть.

Перевод на другую должность

В ст. 41 Закона № 889 предусмотрена возможность перевода на другую должность госслужащего (причем конкурс не обязателен). Это происходит:

  • при переводе на другую равнозначную или низшего уровня вакантную должность в том же госоргане, включая другую местность (например: главный специалист управления соцзащиты населения облгосадминистрации переводится в управление персонала этой же госадминистрации или же директор департамента в аппарате министерства – на должность начальника отдела территориального подразделения, находящегося в ведении этого же министерства; начальник отдела благоустройства райгосадминистрации г. Конотопа – на должность главного специалиста Черкасской горгосадминистрации);
  • при переводе на равнозначную или низшего уровня вакантную должность в другом госоргане, в том числе в другой местности (например, руководитель финансового подразделения районной в городе госадминистрации переводится на такую же должность в другом районе города или начальник отдела благоустройства Киевской облгосадминистрации – на должность главного специалиста отдела капитального строительства г. Бровары).

Такие переводы могут осуществляться лишь с согласия госслужащего. Кстати, подобную норму о получении согласия работника на его перевод содержит и ст. 32 КЗоТ.

Из вышеупомянутой нормы ст. 32 КЗоТ и ст. 41 Закона № 889 следует, что относиться к самому процессу перевода нужно достаточно внимательно, поскольку, во-первых, беременные женщины или те, кто является инвалидом или единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет, вообще не подлежат переводу. Во-вторых, перед принятием подобного решения руководителю, в частности, кадровой службы в первую очередь необходимо выяснить, нет ли у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

И только тогда, получив личное согласие госслужащего, выдается акт о его переводе. А уже на новом месте работы переведенному госслужащему подлежит выплате тот заработок, который соответствует его новой должности.

Особенности прохождения госслужбы

Прохождение госслужбы в отдельных госорганах имеет свои особенности, связанные с особыми функциями этих органов. Речь идет о председателях местных госадминистраций, руководителях аппаратов Верховной Рады, созданных президентом вспомогательных органов, других определенных Конституцией органов (в частности, Антимонопольный комитет, Фонд госимущества, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший совет юстиции, НАПК, Счетная палата), а также государственных коллегиальных органов.

Поэтому в ст. 91 Закона № 889 определено, как госслужащие упомянутых госорганов назначаются на должность и увольняются с нее. Также отмечено, в каком порядке утверждается: перечень должностей госслужбы, патронатной службы, должностей работников с выполнением обслуживающих функций, установление категорий должностей госслужбы по упомянутым «особым» органам.

Что касается патронатной службы, то о ней речь идет в ст. 92 Закона № 889. Теперь четко определено, какие именно должности относятся к этой службе: советники, помощники, уполномоченные и пресс-секретарь Президента, работники секретариатов председателя Верховной Рады, его первого заместителя и заместителя, работники патронатных служб премьер-министра и других членов Кабмина, помощники-консультанты народных депутатов, помощники и научные консультанты судей Конституционного Суда, помощники судей, а также должности патронатных служб в других госорганах.

Важным является то, что с работниками этой службы заключаются срочные трудовые договоры – на срок полномочий того лица, в патронате которого они работают. Из этого следует, что они увольняются в день прекращения полномочий своего «патрона».

Как предусмотрено ст. 3 Закона № 889, нормы данного Закона не распространяются на работников патронатной службы. Поэтому к ним применяются нормы общего трудового законодательства, то есть КЗоТа (кроме отдельных норм КЗоТа). Следовательно, такие работники при приеме на работу не должны проходить процедуру конкурсного отбора, им не присваивается ранг госслужащего, к ним не применяется дисциплинарная ответственность, условия оплаты их труда не могут быть определены на принципах, установленных для госслужащих, и т. п.

При этом зачисление в стаж гослужбы периода работы на должности патронатной службы возможно лишь в случае, если до назначения на такую должность работник находился на госслужбе и после увольнения с должности патронатной службы возвратился на госслужбу. При таких же условиях этот стаж учитывается при присвоении ранга госслужащего.

Однако при желании вернуться или поступить на госслужбу к претенденту применяются все требования Закона № 889, в частности обязательным является проведение конкурса.

Изменение существенных условий госслужбы

Согласно общим нормам трудового законодательства (ст. 32 КЗоТ) изменение существенных условий труда допускается, если происходят изменения в организации производства и труда и работник продолжает работать по той же специальности, квалификации или должности. Под таким изменением имеется в виду изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещения профессий, изменение разрядов и наименования должностей и другое. Работодатель обязан об этом уведомить работника не позднее чем за 2 месяца.

Коротко отметим, что Закон № 889, исходя из особенностей функционирования госорганов, конкретизировал данный вопрос, установив основания для изменения существенных условий труда, которыми в госоргане могут быть: ликвидация, реорганизация, уменьшение фонда оплаты труда, сокращение численности или штата путем оптимизации системы госорганов или структуры отдельного госоргана.

Относительно отдельного госслужащего это может быть изменение:

  • отнесения должности к определенной категории;
  • основных должностных обязанностей;
  • условий (систем и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;
  • режима службы, установления или отмены неполного рабочего времени;
  • места расположения госоргана.

Поэтому Закон № 889, по аналогии с нормами ст. 32 КЗоТ, предусматривает обязанность руководителя госслужбы заблаговременно, за 60 дней до таких изменений или еще раньше, в письменном виде уведомить госслужащих, за исключением случаев, когда условия улучшаются, то есть заработная плата повышается (тогда предварительно уведомлять не нужно).

В то же время госслужащему, который не согласен далее служить государству при изменении условий прохождения госслужбы, необходимо в течение 60 дней со дня ознакомления с уведомлением руководителя подать заявление о несогласии. При отсутствии заявления о несогласии он должен в дальнейшем проходить госслужбу в предложенных ему новых условиях. Есть у него также возможность обжаловать принятое руководством по нему решение, как это предусматривает ст. 11 Закона № 889.

Работа госслужащего и ее оценка

Конечно, в условиях реформирования государственности работа госслужащего должна быть качественной, профессиональной, эффективной, направленной на развитие страны. Поэтому предусмотрено, что она будет оцениваться. Об этом – далее.

Каждое должностное лицо, прежде чем вступать в соответствующую должность, знакомится с функциями и полномочиями как госоргана, в котором он будет работать, так и с объемом своей работы, а также ответственностью, которая на него возлагается. Качество выполняемой госслужащим служебной деятельности подлежит ежегодной оценке, и по ее результатам принимается решение о возможности его премирования, карьерного роста или же необходимости профессионального обучения (ст. 44 Закона № 889)

Обратим внимание: ради получения объективных результатов оценки в первую очередь анализируются показатели результативности, эффективности и качества работы. В свою очередь, упомянутые показатели следуют из установленных по соответствующей должности обязанностей. Кроме того, учитывается соблюдение госслужащим этики поведения и норм законодательства по предотвращению коррупции.

Заключение по результатам оценки принимается приказом. Причем обоснованию подлежит любая из выставленных оценок: отрицательная, положительная, отличная.

Следует иметь в виду, что теперь на премирование или же продвижение по службе может рассчитывать только то должностное лицо, которое получило отличную оценку. А если дважды подряд получены отрицательные оценки, госслужащего увольняют. Установлено, что типовой порядок оценки госслужащих утверждает Кабмин (на сегодняшний день его еще нет).

Закон № 889 также содержит нормы, касающиеся:

  • нового порядка исчисления стажа государственной службы (ст. 46 Закона № 889, постановление КМУ от 25.03.16 г. № 229);
  • правил внутреннего служебного распорядка госоргана (ст. 47 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 50);
  • порядка стажировки госслужащих (ст. 48 Закона № 889, приказ Нацгосслужбы от 03.03.16 г. № 48).