Морской страховки

Страхование морских рисков

  • Страхование — классификация, сущность и функции
  • Страховой фонд
  • Страховые тарифы
  • Страховые риски

Страхование морских рисков

Комплекс морского страхования состоит из трех основных видов страхования:

  • страхование каско (корпуса и оснастки перевозочных и других плавсредств);
  • страхование карго (перевозимых грузов);
  • страхование ответственности судовладельцев (является наиболее сложным видом страхования в силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, многочисленных правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования).

Морское страхование возникло на базе морского торгового судоходства и своим появлением было обязано тому, что опасности и случайности морского плавания были крайне высоки в силу ряда обстоятельств: несовершенства морских судов, отсутствия надежных навигационных приборов, средств связи, карт и лоций многих регионов плавания и т. п. Морское страхование, его формы, условия развивались вместе с развитием морской торговли.

Морское страхование является одним из видов имущественного страхования и имеет своей целью возмещение ущерба, причиненного страхователю гибелью или повреждением во время морского пути объекта, с которым связан его имущественный интерес.

В морском страховании страховой интерес толкуется следующим образом: всякое лицо, имеющее законный имущественный интерес в морском предприятии или в его составных частях и получающее выгоду от его благополучного завершения или ущерб от потерь или повреждения, может быть страхователем. Может страховаться не только уже имеющийся интерес, но и ожидаемый интерес от благоприятного завершения морского предприятия (ожидаемая прибыль).

Объектом морского страхования может быть всякий имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием, — судно, строящееся судно, груз, фрахт, а также плата за проезд пассажира, плата за пользование судном, ожидаемая от груза прибыль и другие обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом требования, заработная плата и иные причитающиеся капитану судна и другим членам экипажа судна суммы, в том числе расходы на репатриацию, ответственность судовладельца и принятый на себя страховщиком риск (перестрахование).

Основные требования к договору морского страхования, регулирующие взаимоотношения сторон содержатся в Кодексе торгового мореплавания. Страхование судов и грузов производится на базе стандартных условий (оговорок), в основу которых положены оговорки, выработанные Институтом лондонских страховщиков.

Договор морского страхования

Договор морского страхования должен быть заключен в письменной форме. При его заключении страхователь обязан сообщить страховщику сведения об обстоятельствах, которые имеют существенное значение для определения степени риска и которые известны или должны быть известны страхователю, а также сведения, запрошенные страховщиком.

При несообщении страхователем сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, или при сообщении им неверных сведений страховщик вправе отказаться от исполнения договора морского страхования. При этом страховая премия причитается страховщику, если страхователь не докажет, что несообщение им сведений или сообщение неверных сведений произошло не по его вине.

Страховщик выдает страхователю документ, подтверждающий заключение договора морского страхования (страховой полис, страховой сертификат или другой страховой документ), а также вручает страхователю условия страхования.

Страхователь обязан уплатить страховщику страховую премию в обусловленный договором морского страхования срок. Договор морского страхования вступает в силу в момент уплаты страховой премии.

Договор морского страхования может быть заключен страхователем в свою пользу или в пользу выгодоприобретателя независимо от того, указано имя или наименование выгодоприобретателя в договоре морского страхования. При заключении договора морского страхования без указания имени или наименования выгодоприобретателя страховщик выдает страхователю страховой полис или иной страховой документ на имя предъявителя.

В случае заключения договора морского страхования в пользу выгодоприобретателя страхователь несет все обязанности по договору. Выгодоприобретатель также несет все обязанности по договору морского страхования, если договор заключен по его поручению или без его поручения, но при условии, что в последующем выгодоприобретатель выразит свое согласие на страхование.

При страховании в пользу выгодоприобретателя страхователь пользуется всеми правами по договору морского страхования без доверенности выгодоприобретателя.

При заключении договора морского страхования страхователь обязан объявить сумму, на которую он страхует соответствующий интерес (страховую сумму).

При страховании судна, груза или иного имущества страховая сумма не может превышать их действительную стоимость в момент заключения договора морского страхования (страховую стоимость). В случае, если страховая сумма, указанная в договоре морского страхования, превышает страховую стоимость имущества, договор морского страхования является недействительным в той части страховой суммы, которая превышает страховую стоимость.

Если же страховая сумма объявлена ниже страховой стоимости имущества, размер страхового возмещения уменьшается пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости.

Когда объект застрахован у нескольких страховщиков на суммы, которые в итоге превышают его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают только в размере страховой стоимости; при этом каждый из них отвечает в размере, пропорциональном отношению страховой суммы согласно заключенному им договору морского страхования к общей страховой сумме по всем договорам морского страхования, заключенным в отношении данного объекта.

И, наконец, в случае, если одна и та же ответственность судовладельца застрахована у нескольких страховщиков (двойное страхование), каждый из страховщиков отвечает в размере, равном его ответственности в соответствии с заключенным им договором морского страхования. Если при наступлении страхового случая размер ответственности судовладельца меньше размера ответственности всех страховщиков, каждый из страховщиков отвечает в размере, пропорциональном отношению размера его ответственности к размеру ответственности всех страховщиков.

Морское страхование грузов (страхование карго)

В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. При заключении этих сделок решается вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование.

В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами, которыми предусматривается механизм образования цены товара и обязательства, принимаемые на себя сторонами в этой сделке.

Наиболее распространенными являются четыре основных условия, на которых заключаются торговые сделки, обозначаемые аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

Сделка СИФ (cost, insurance, freight — стоимость товара, страхование и фрахт) — это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или недостачи товара, действия продавца, порядок расчетов и другие вопросы.

При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки до сдачи его перевозчиком покупателю, и выслать покупателю все необходимые документы об отправке. По сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, а только пересылка ему всех товаросопроводительных документов по этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.

Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов «стоимость» и «фрахт» (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free along side). Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно, а товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.

В соответствии со стандартными условиями Института лондонских страховщиков предусмотрены следующие виды страхования грузов:

  • с ответственностью за все риски;
  • с ответственностью за частную аварию;
  • без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Условие страхования «с ответственностью за частную аварию», в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «все риски».

Первое из этих условий является наиболее широким, но не покрывает все риски. Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияние трюмного воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки, повреждение груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

Условие страхования «с ответственностью за частную аварию», в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. При этом объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «все риски».

Условие страхования «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями «с ответственностью за частную аварию». Кроме того, по данному условию страховщик несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия с транспортным средством (судном).

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, возмещает необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

Термин «авария» подразумевает любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море: поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель и т. п. В морском праве под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием морскому предприятию. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые падают на владельца поврежденного имущества.

Под общей аварией понимается страховой случай, который характеризуется общностью опасности для транспортного средства и груза. В результате для спасения транспортного средства людей приходится добровольно пожертвовать грузом или его частью. Экономические последствия общей аварии заключаются в том, что стоимость ущерба должна быть разделена между владельцами груза, транспортного средства и перевозчиком, а следовательно, между их страховщиками, пропорционально их долям в общей страховой стоимости.

Частная авария — это страховой случай, в результате которого страдают имущественные интересы только одного из участников транспортного процесса, и ущерб возмещается только его страховщиком.

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие разумных и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности, произведенных намеренно.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и представления различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы, и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу.

Судовой журнал — документ, в котором капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносят все факты и обстоятельства, относящиеся к регламенту на судне (о самом судне, грузе, экипаже и пр.). По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.

При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.

При страховании груза или ожидаемой прибыли страховщик не несет ответственности за убытки, если докажет, что они причинены:

  • умышленно или по грубой неосторожности отправителя или получателя либо его представителя;
  • вследствие естественных свойств груза (порчи, убыли, ржавчины, плесени, утечки, поломки, самовозгорания или других);
  • вследствие ненадлежащей упаковки.

Страховщик не несет ответственности за убытки вследствие ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, если иное не предусмотрено договором страхования. Кроме того, страховщик не отвечает за убытки, возникшие вследствие военных или пиратских действий, народных волнений, забастовок, а также конфискации, реквизиции, ареста либо уничтожения судна или груза по требованию соответствующих властей.

Страхование судов (страхование каско)

Страхование судов — страхование «каско» — относится только к самим транспортным средствам.

Страхование судов по согласованию сторон обычно заключается на основании одного из нижеследующих условий:

  • «страхование с ответственностью за гибель и повреждения». При страховании на этих условиях возмещаются убытки, произошедшие вследствие полной гибели судна, и расходы по устранению повреждений корпуса судна, его машин и механизмов;
  • «с ответственностью за гибель судна»;
  • «с ответственностью за гибель судна, включая расходы по спасению»;
  • «с ответственностью за повреждение судна».

Договор заключается на срок (например, один год) либо на один рейс.

В полисе по страхованию судов обычно присутствует условие, обязывающее страхователя или выгодоприобретателя немедленно, как только это станет ему известно, сообщить страховщику о любом существенном изменении, которое произошло с объектом страхования или в отношении объекта страхования (перегрузке, изменении способа перевозки груза, порта выгрузки, отклонении судна от обусловленного или обычного маршрута следования, оставлении судна на зимовку и других).

Любое изменение, увеличивающее риск, если только оно не вызвано спасанием людей, судов или грузов либо необходимостью безопасного продолжения рейса, дает страховщику право пересмотреть условия договора морского страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии. В случае, если страхователь не согласится с этим, договор морского страхования прекращается с момента наступления такого изменения.

Страховая премия полностью остается за страховщиком, если страхователь или выгодоприобретатель не докажет, что неисполнение указанной обязанности произошло не по его вине.

При наступлении страхового случая страхователь обязан принять разумные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по предотвращению или уменьшению убытков. Страхователь должен немедленно известить страховщика о наступлении страхового случая и следовать указаниям страховщика, если такие указания будут даны им. Страховщик освобождается от ответственности за убытки, возникшие вследствие того, что страхователь или выгодоприобретатель умышленно либо по грубой неосторожности не принял меры по предотвращению или уменьшению убытков.

При выплате страхового возмещения страховщик имеет право потребовать представления страхового полиса или другого выданного страховщиком страхового документа.

Страховщик обязан возместить страхователю или выгодоприобретателю необходимые расходы, произведенные им для предотвращения или уменьшения убытков, за которые несет ответственность страховщик, если даже меры, принятые страхователем или выгодоприобретателем по предотвращению или уменьшению убытков, оказались безуспешными.

Страховщик несет ответственность за убытки в размере страховой суммы, однако вышеперечисленные расходы, а также взносы по общей аварии возмещаются страховщиком независимо от того, что они вместе с убытками, подлежащими возмещению, могут превысить страховую сумму.

За убытки, причиненные несколькими следующими друг за другом страховыми случаями, страховщик несет ответственность, если даже общая сумма таких убытков превышает страховую сумму.

В случае пропажи судна без вести страховщик отвечает в размере всей страховой суммы. По договору морского страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении указанного срока.

В случае, если имущество застраховано от гибели, страхователь или выгодоприобретатель может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество (абандон) и получить всю страховую сумму в случае:

  • пропажи судна без вести;
  • уничтожения судна и (или) груза (полной фактической гибели);
  • экономической нецелесообразности восстановления или ремонта судна (полной конструктивной гибели судна);
  • экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения;
  • захвата судна или груза, застрахованных от такой опасности, если захват длится более чем шесть месяцев.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в течение шести месяцев с момента окончания срока или наступления вышеназванных обстоятельств. По истечении шести месяцев страхователь или выгодоприобретатель утрачивает право на абандон и может требовать возмещения убытков на общих основаниях.

В указанных случаях к страховщику переходят:

  • все права на застрахованное имущество при страховании имущества в полной стоимости;
  • права на долю застрахованного имущества пропорционально отношению страховой суммы к страховой стоимости при страховании имущества не в полной стоимости.

В случае, если по получении страхового возмещения судно не окажется погибшим, страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодоприобретатель, оставив за собой имущество, возвратил страховое возмещение за вычетом той части страхового возмещения, которая соответствует реальному ущербу, причиненному страхователю или выгодоприобретателю.

К страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходит в размере уплаченной суммы право требования, которое страхователь или выгодоприобретатель имеет к лицу, ответственному за причиненный ущерб. Такое право осуществляется страховщиком с соблюдением порядка, установленного для лица, получившего страховое возмещение. Страхователь или выгодоприобретатель обязаны передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедших к нему прав.

В случае возмещения убытков страхователю или выгодоприобретателю третьими лицами страховщик уплачивает страхователю или выгодоприобретателю только разницу между суммой, подлежащей уплате в соответствии с условиями договора морского страхования, и суммой, полученной страхователем или выгодоприобретателем от третьих лиц.

Страхование морских грузов

Страхование морских грузов относится к классу морского страхования.

В страховании морских грузов в зависимости от способа организации перевозки и размещения груза можно выделить

  • страхование грузов на судах
  • страхование грузов в контейнерах

Страхование грузов на судах

Основными факторами при определении условий договора в страховании грузов на судах являются

  • тип зафрахтованного судна (сухогруз, танкер, рефрижератор, ролкер или др.) и его параметры

Основные требования, предъявляемые страховым рынком, к судам изложены в так называемой классификационной оговорке (Institute Classification Clause). Данная оговорка предусматривает, что возраст судна (с момента постройки) не должен превышать 15 лет. К более старым судам могут применяться надбавки к страховому тарифу. Возможность страхования груза, перевозимого судном, возраст которого превышает 30 лет, рассматривается Страховщиком в индивидуальном порядке. В этом случае, Страховщик может затребовать копии классификационных документов на судно, полиса страхования ответственности судовладельца. При этом возраст судов учитывает реновации, произведенные под надзором классификационного общества, где 1SS реновация уменьшает возраст судна до 5 лет, а 2SS реновация уменьшает возраст судна до 10 лет.

  • способ размещения груза на судне: на палубе или в трюме (для генеральных грузов)

Перевозка груза на палубе расценивается Страховщиком как дополнительный риск, поскольку возрастает вероятность смытия груза за борт.

Свою специфику имеет страхование перевозок судовых грузов некоторых категорий товара. Так например, в международной практике отдельные условия, разработанные Институтом Лондонских страховщиков, применяются в отношении слудующих грузов

  • страхования перевозок нефти Institute Bulk Oil Clauses 1/2/83 cl. 273
  • страхование перевозок угля Institute Coal Clauses 1/10/82 cl. 267
  • страхование перевозок зерна и кукурузы с учетом требований Международной ассоциации торговли зерном и кормами GAFTA № 72
  • страхование перевозок пищевых масел и жиров с учетом требований Федерации по торговле маслами, маслосеменами и жирами Institute FOSFA Trades Clauses

Страхование грузов в контейнерах

Морской контейнер как стандартное многооборотное оборудование дает возможность осуществлять мультимодальные перевозки с использованием различных видов транспорта. При этом сам контейнер как транспортная тара на протяжении всей перевозки обеспечивает защиту груза от воздействия внешних факторов.

В целом страховщики в отношении страхования грузов в контейнерах достаточно лояльны, принимая во внимание следующие положительные моменты линейного судоходства

  • прогнозируемость маршрута перевозки
  • возраст судов в линейном судоходства в среднем ниже чем в трамповом
  • дополнительный контроль сохранности груза в портовых, таможенных зонах, при перевозках в режиме таможенного транзита
  • наличие пломбы
  • развитая сюрвейерская сеть в морских портах дает возможность оперативного осмотра поврежденного груза
  • прозрачный механизм реализации регрессных прав требований к морскому перевозчику

Основной проблемой, с которой сталкиваются стороны при урегулировании убытков при страховании грузов в контейнерах, является недостача груза при целостности пломбы. Сам факт недостачи не является страховым событием, если только Страхователю не удастся доказать, что подобная недостача вызвана хищением груза. Для этих целей специалисты страхового агентства «Карго Брокер» при страховании контейнерных перевозок и обнаружении недостачи в контейнере рекомендуют проведение независимой экспертизы на предмет выявления случаев вскрытия оригинальных пломб или проникновения в контейнер иным способом.

Для оформления страхового полиса на морскую перевозку груза потребуется:
— копия инвойса
— копия/проформа коносамента (букинг-нота)
— реквизиты страхователя

Услуги страхования
грузов

Под морским транспортным страхованием груза следует понимать страхование грузов, которые перевозятся различными видами транспорта на протяжении всей цепочки доставки. Ведь морская доставка требует сначала доставки груза в порт погрузки, а затем от порта выгрузки до склада получателя или иного места назначения.

Некоторые морские линии требуют страховать груз на борту. Некоторый груз необходимо защищать страховыми обязательствами во время всего пути следования. Но в любом случае, страхование контейнерного, насыпного, наливного и прочего груза всегда производится в интересах получателя груза, так как защищает его имущество от повреждения, пропажи, утери или гибели. Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам оформлять страховку на груз во время морской и наземной перевозки.

Преимущество оформления страховки груза у нас заключается в том, что вам не надо обращаться в сторонние организации. Все услуги по обеспечению гарантии сохранности вашего груза вы получаете «в одном окне».

Группа компаний «GNS» сотрудничает с ведущими страховыми агентствами. Благодаря чему мы:

  • Обеспечиваем присутствие страхового агента при осмотре, производимом компанией-сюрвейером компанией при повреждении груза.
  • Партнерские отношения с ведущими страховыми компаниями дают нам возможность получать сниженные тарифы для клиентов, регулярно обращающихся за страхованием грузов.
  • Консультируем по вопросам страхования груза, помогаем сформировать пакет документов.

Группа компаний «GNS» организует страхование всех типов грузов. Обращайтесь к нам – экономьте своё время!

Морские и речные суда

Удобное и мощное страхование

Торговое мореплавание остается на сегодняшний день основным способом грузоперевозок. Это высокодоходный, но по-прежнему рискованный бизнес, а размер убытков судовладельцев из-за аварий судов может достигать многих миллионов долларов.

Лучшая защита ваших имущественных интересов, связанных с судоходством и мореплаванием, — это приобретение страхового полиса.

Страхование обеспечит вам не только комплексную защиту ваших имущественных интересов, но и позволит заключать крупные международные контракты и получать кредиты под залог судна на выгодных условиях.

В рамках программы развития корпоративного страхования компания «Росгосстрах» предлагает широкий спектр услуг по страхованию судов.

Страхование каско для судов

На страхование принимаются корпус, машины и оборудование судов всех типов. Стандартный объем покрытия в соответствии с Правилами страхования судов компании «Росгосстраха» предоставляется в следующих вариантах:

  • с ответственностью за полную гибель и повреждения;
  • с ответственностью за полную гибель, включая расходы по спасанию и Общей Аварии.

Объем покрытия и условия страхования по каждому риску могут быть дополнены или изменены по согласованию сторон.

Дополнительно могут быть застрахованы:

  • потеря фрахта;
  • военные риски и риски гражданских волнений;
  • добавленная стоимость на случай полной гибели (Increased Value);
  • ответственность перед третьими лицами:
    • за столкновения;
    • за загрязнение окружающей среды;
    • за причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц.

Мы гарантируем

  • устойчивость и сохранность вашего бизнеса;
  • индивидуальный и гибкий подход к заключению договора страхования;
  • эффективное урегулирование убытков;
  • оптимальную страховую защиту, обеспеченную крупными международными перестраховочными компаниями.

Право и юрисдикция

Вы можете выбрать условия страхования в соответствии со спецификой вашего бизнеса: это могут быть как «Правила страхования судов» компании «Росгосстрах», так и условия ведущих западных страховых рынков с соответствующим правом и юрисдикцией (ITCH, NMIP, ADS-DTV).

Страхование судов в постройке

На страхование принимается любой тип судов в постройке (под постройкой понимается процесс строительства судна по определенному проекту в соответствии с классом регистра), включая машины, оборудование и другие принадлежности судна, на любой стадии выполнения строительных работ. Договор страхования заключается в соответствии с Правилами страхования судов в постройке компании «Росгосстрах» на период постройки, спуска на воду и проведения ходовых испытаний без необходимости согласования каждого этапа со страховой компанией.

От чего защищает полис

  • повреждение и гибель (фактическая или полная конструктивная) от любой опасности, угрожающей судну в период его строительства и сборки;
  • ответственность за столкновение с другими судами, плавучими и неподвижными объектами;
  • ответственность за причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц;
  • общая авария и спасание;
  • пороки конструкции;
  • убытки и расходы по устранению останков застрахованного судна;
  • расходы по предотвращению, уменьшению и установлению размера убытков.

Страхование ответственности судовладельцев (P&I)

На страхование принимаются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в установленном законодательством порядке возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда третьим лицам вследствие эксплуатации принадлежащих ему судов.

Страхование распространяется на ответственность судовладельцев:

  • морских судов во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям;
  • судов внутреннего плавания во время плавания по внутренним водным путям, а также судов смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с другим судном;
  • спортивных и прогулочных судов.

Договор страхования заключается в соответствии с Правилами страхования гражданской ответственности судовладельцев перед третьими лицами компании «Росгосстрах» и защищает от следующих рисков (по выбору страхователя):

  • Ответственность перед физическими лицами, не являющимися членами экипажа застрахованного судна
  • Ответственность перед членами экипажа застрахованного судна
  • Ответственность за столкновение застрахованного судна с другими судами
  • Ответственность за повреждение плавучих и неподвижных объектов
  • Ответственность за загрязнение нефтью и нефтепродуктами
  • Ответственность по договорам буксировки
  • Ответственность за удаление остатков кораблекрушения
  • Ответственность за груз, предназначенный к перевозке, перевозимый или перевезенный на застрахованном судне
  • Ответственность за имущество, находящееся на застрахованном судне
  • Расходы на специальную компенсацию спасателям
  • Карантинные расходы
  • Расходы по отклонению застрахованного судна от предусмотренного маршрута (девиация)
  • Расходы по предотвращению и/или уменьшению убытков и судебные издержки
  • Расходы по расследованию обстоятельств дела

Мы также предлагаем:

  • страхование ответственности фрахтователей (Charterer’s Liability);
  • страхование специализированных операций (Specialists’ Operations)
  • страхование военных рисков (War P&I);
  • входящее перестрахование.

Объем покрытия и условия страхования по каждому риску могут быть дополнены или изменены по согласованию сторон.

Наши преимущества:

  • Опыт успешной деятельности по страхованию ответственности судовладельцев как в России, так и за рубежом более 10 лет;
  • Возможность страхования с лимитом ответственности до 100 000 000 долл. США, обеспеченным надежным перестрахованием с участием ведущих европейских перестраховочных обществ и синдикатов Lloyd’s;
  • Собственная сеть P&I корреспондентов в более чем 500 портов по всему миру:
  • Страховое покрытие в соответствии с требованиями международных конвенций; оформление «голубых карт» (Blue Cards) для получения сертификатов финансового обеспечения:
    • Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC), 1969 (Протокол 1992)
    • Международная конвенция о гражданской ответственности за загрязнение бункерным топливом, 2001
    • Афинская конвенция, относящаяся к перевозке пассажиров и их багажа по морю (PAL), 1974
    • Международная конвенция об ответственности и компенсации за ущерб в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ морем (ОВВ), 1996
    • Найробийская Международная конвенция об удалении затонувших судов, 2007.
  • Оформление страховых документов для заходов судов в территориальные воды и порты Японии и США (COFR);
  • Наличие круглосуточной линии аварийной связи: сотрудники Департамента урегулирования убытков на связи 24 часа, включая выходные и праздничные дни;
  • Индивидуальный подход к определению условий страхования для максимального учета особенностей Вашей деятельности и потребностей в страховании.

По интересующим вас вопросам вы можете обратиться к специалистам Управления морского страхования компании «Росгосстрах»:

СТРАХОВОЙ КОНСУЛЬТАНТ

Сайт о страховании и управлении рисками

В силу особой конструктивности, характера и условий эксплуатации морских плавучих средств, правил и особенностей морской перевозки грузов, а также специфического законодательного регулирования, наиболее сложным видом страхования, требующим специальных знаний, является комплекс морского страхования.

Договор морского страхования как это общепризнано, и как это ясно отражено в некоторых законодательствах, есть договор, основанный на высшей степени добросовестности. Страховщик, доверяя страхователю, принимает на страхование объекты без их предварительного осмотра и оценки. В свою очередь и страхователю приходиться полагаться на добросовестность страховщика, который часто лучше его осведомлен о движении и судьбе судна.

Объектом морского страхования может быть всякий, связанный с мореплаванием имущественный интерес: судно, в том числе находящееся в постройке, перевозимый груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, ожидаемая от продажи груза прибыль, и иные требования, обеспечиваемые судном, грузом и фрахтом, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа, а также риск, принятый на себя страховщиком.

Договор страхования заключается обязательно в письменной форме, так как при морской торговле (перевозке грузов) он является обязательным товаросопроводительным документом. Уплата страховой премии может быть произведена позднее, а договор страхования с момента подписания уже вступает в силу. Договор может быть заключен как в пользу страхователя, так и в пользу третьего лица.

Страховая сумма страхуемого интереса должна соответствовать его страховой, т.е. действительной стоимости. Однако при страховании грузов это не всегда совпадает, так как в страховую сумму включается ожидаемая прибыль (обычно порядка 10-15%).

При двойном страховании действует общепринятый принцип — страховщики двойного страхования несут солидарную ответственность в пределах страховой суммы (одинарной).

Морское страхование охватывает три большие группы страховых операций:

1) Страхование грузов, перевозимых морским и иными видами транспорта (страхование карго). Практически под транспортным страхованием грузов понимается страхование различных грузов, перевозимых всеми видами транспорта, так как морская перевозка в свою очередь требует доставки груза от места производства до порта погрузки и от порта выгрузки до пункта назначения внутри страны. Эта доставка может производиться различными видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, водным и др.

Для того, чтобы подчеркнуть непрерывность страховой защиты на всем пути следования груза, в договорах страхования (полисах) применяется оговорка о страховании «от склада до склада», или «от двери до двери».

Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя, в котором должно быть указано: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номера и даты перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дату отправки судна, страховую сумму груза, условия страхования.

Разработаны стандартные условия Института лондонских страховщиков, которые именуются: с ответственностью за все риски; с ответственностью за частную аварию; без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения.

Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок.

Первое из этих условий является наиболее широким, но отнюдь не покрывает «все риски». Из этих условий исключаются повреждение и гибель груза от всякого рода военных действий, орудий войны, пиратских действий, конфискации, ареста или уничтожения по требованию властей (эти риски могут быть застрахованы за дополнительную плату); исключаются риски радиации, умысла и грубой неосторожности страхователя или его представителей, нарушения установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов, несоответствия упаковки; влияния трюмного воздуха или особых свойств груза; огня или взрыва, если без ведома страховщика на судно одновременно были погружены вещества, опасные в отношении взрыва и самовозгорания; недостачи груза при целости наружной упаковки (недовложения); повреждение груза грызунами, червями, насекомыми; замедления в доставке груза и падения цен.

Условие страхования с ответственностью за частную аварию, в отличие от первого, имеет твердый перечень рисков, по которым страховщик несет ответственность. Естественно, объем ответственности страховщика здесь меньше. Из ответственности по этому условию точно также исключаются риски, которые не покрываются условием «все риски».

Условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения — по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки, и по совокупности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями с ответственностью за частную аварию. Разница состоит в том, что по последнему условию страховщик в обычных условиях несет ответственность только за случаи полной гибели всего или части груза, а за повреждение груза отвечает лишь в случае какого-либо происшествия (в целом именуемым крушением) с транспортным средством (судном).

При всех трех условиях страховщик возмещает убытки и расходы по общей аварии, необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза и по уменьшению убытка.

Здесь необходимо дать разъяснение терминам «частная» и «общая» аварии.

Под словом авария обычно принято понимать любые поломки, которые могут произойти с оборудованием и сооружениями на суше; с транспортными средствами на море; поломки, взрывы, пожары, столкновения судов, посадка на мель и т.п.

В морском праве слово «авария» получило иное толкование: под аварией понимается не само происшествие, а убытки и расходы, причиненные этим происшествием. Эти убытки делятся на убытки общей аварии, которые распределяются между всеми участниками морского предприятия, и частной аварии, которые попадают на владельца поврежденного имущества.

Убытком по общей аварии признаются убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно, разумных и чрезвычайных расходов, взносов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта и перевозимых на судне грузов от общей для них опасности.

Таким образом, для того, чтобы убыток был признан общей аварией необходимы четыре условия: преднамеренность, разумность, чрезвычайность и цель действий — спасение груза, судна и фрахта от общей опасности. Если не окажется хотя бы одного из этих условий, убыток будет признан частной аварией.

Наиболее характерные случаи общей аварии:

а) убытки, вызванные выбрасыванием груза за борт (судно в шторм село на мель, ему грозит гибель, для снятия с мели необходимо облегчить судно).

К общей аварии будут отнесены убытки, вызванные выбрасыванием за борт груза и принадлежностей судна, а также убытки от повреждений судна и груза при принятии мер для общего спасения, в частности, вследствие проникновения воды в трюм через люки, открытые для выбрасывания груза, или через другие, сделанные для этого отверстия;

б) убытки, вызванные тушением возникшего на судне пожара, но к ним не будут отнесены убытки от сгоревших грузов, которые являются частной аварией их владельца;

в) убытки, связанные со снятием судна с мели. Если судно, в целях спасения, было выброшено на мель, то все расходы будут отнесены к убыткам общей аварии; если случайно — к убыткам общей аварии; если случайно — к убыткам общей аварии будут отнесены только те убытки, которые были вызваны мерами по снятию судна с мели;

г) расходы и убытки, связанные с вынужденным заходом судна в порт-убежище.

Убытки общей аварии распределяются между судном, грузом и фрахтом, пропорционально их стоимости. Каждый из страховщиков груза, судна или фрахта соответственно безоговорочно возмещают падающую на него долю убытков.

Институт общей аварии является одним из наиболее сложных в морском страховом праве.

Общая стоимость имущества, участвующего в покрытии убытка по общей аварии, называется контрибуционным капиталом.

Все убытки не подпадающие под определение общей аварии, относятся к убыткам по частной аварии. Эти убытки несет владелец того имущества, на которое они пришлись, или тот, кто ответственен за их причинение.

Страховщик, как правило, несет ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Однако убытки общей аварии возмещаются даже в тех случаях, когда общая сумма выплат может превысить страховую сумму.

Грузополучатель при приеме груза обязан возместить перевозчику все необходимые расходы, произведенные им за счет груза, а в случае общей аварии внести аварийный взнос или представить надежное обеспечение (на основании залогового права перевозчик до уплаты соответствующей суммы может задержать выдачу груза). При определении общей аварии учитываются следующие документы:

-аварийная подписка — письменное заявление грузополучателя, где он обязуется уплатить долю расходов, падающую на него в порядке распределения по общей аварии.

Денежный депозит может вноситься в качестве обеспечения платежей по общей аварии;

-гарантия банка — по договоренности сторон банковская гарантия может заменить денежный депозит. В некоторых случаях может потребоваться и контргарантия более солидного банка;

-аварийный сертификат — документ, который составляется аварийными комиссарами (сюрвейерами), и который содержит описание причин и размера убытка при любом страховом случае, а также другие данные, позволяющие судить о наличии ответственности страховщика и права страхователя на получение возмещения;

-право на регресс (на суброгацию) — согласно международному законодательству после выплаты страхового возмещения к страховщику переходит (в пределах выплаченных сумм) право предъявления регрессного требования к виновной стороне. В этом случае страхователь должен своевременно обеспечить страховщику получение такого права, передав ему свои полномочия;

-морской протест. В случае какого-либо происшествия во время рейса, связанного со стихийными силами, капитан судна для снятия с себя ответственности за возможные повреждения в грузе или на судне в первом же порту прибытия заявляет компетентному государственному органу морской протест с изложением важнейших обстоятельств морского происшествия и мер, принятых командованием судна для предотвращения возможных неблагоприятных последствий такого происшествия. Таким образом, в этом заявлении капитан доказывает, что экипажем принимались все меры для благополучного завершения рейса и сохранности груза, а если это не удалось, то виной этому стихийные силы природы и капитан протестует против всех претензий, которые могут быть предъявлены к нему или к судовладельцу;

-судовой журнал — документ, в котором капитан или вахтенный помощник в хронологическом порядке заносит все факты и обстоятельства, относящиеся к судну (о самом судне, грузе, экипаже и пр.). По машинному отделению ведется отдельный журнал, где регистрируются работы машин, полученные и исполненные команды.

При определении наличия общей аварии все эти документы имеют решающее значение.

Итак, договор страхования, заключенный только на основании одного из вышеперечисленных условий, даже самого широкого («все риски») не покрывает полностью все вероятные опасности, которые могут встретиться за время морской перевозки. Поэтому страхователь или иное лицо на риске которого остается покрытая страхованием часть опасностей перевозки, должен позаботиться о дополнительном (за свой счет) страховании.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая обычны при любом виде страхования. Различие заключается лишь в необходимости выполнения ряда формальностей и представлении различных по характеру документов в подтверждение наличия страхового случая.

Прежде всего, страхователь должен относиться к объекту страхования так, как если бы он не был застрахован, и при наступлении страхового случая принять все меры к его спасению и сохранению поврежденного (расходы на эти цели, как было сказано выше, возмещаются страховщиком), обеспечить страховщику право регресса к виновной стороне и своевременно известить страховщика о происшествии.

Для получения страхового возмещения страхователь (или выгодоприобретатель) обязан документально доказать свой интерес в застрахованном имуществе (например, наличие договора страхования), наличие страхового случая, размер своей претензии по убытку.

В морском страховании для доказательства интереса в застрахованном грузе необходимо представить перевозочные документы, фактуры и счета, если по содержанию этих документов страхователь или его представитель имеют право распоряжаться грузами. При страховании фрахта необходимо представление чартеров и коносаментов. Наличие страхового случая подтверждается следующими документами: морским протестом, выпиской из судового журнала и другими актами, свидетельствующими о причинах страхового случая, а при пропаже судна без вести — достоверные сведения о его выходе из последнего порта и ожидаемой дате прибытия в очередной порт. Для доказательства размера претензии по убытку представляются аварийные сертификаты, составляемые аварийным комиссаром, акты экспертизы, оценочные и другие документы, составленные в соответствии с законом и обычаями того места, где происходит оформление убытка; оправдательные документы по произведенным расходам, а в случае наличия требования по уплате доли в общей аварии — обоснованный расчет и диспашу;

2) Страхование морских транспортных и вспомогательных средств, их корпусов, машин, оборудования (страхование каско судов). Страховые компании принимают на страхование любой имущественный интерес, связанный с эксплуатацией судна от любых случайностей и опасностей во время плавания, или в период постройки судна.

В целях стандартизации договоров страхования, предоставления выбора страхователю в страховом покрытии, в порядке страхования судов также применяются различные условия, объединяющие определенную группу рисков.

По условиям с ответственностью за гибель и повреждение возмещению подлежат:

а) убытки от повреждений или фактической либо конструктивной полной гибели судна вследствие огня, молнии, бури, вихря и других стихийных бедствий, крушения, посадки судна на мель, столкновения судов между собой или со всякими неподвижными или плавучими предметами, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинется или затонет, а также вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке и выгрузке груза или при приеме топлива, взрыва на борту судна или вне его, взрыва котлов, поломки валов, скрытого дефекта корпуса, машин и котлов, небрежности или ошибки членов команды или лоцмана;

б) убытки от повреждения судна вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара;

в) убытки от пропажи судна без вести;

г) убытки, взносы и расходы по общей аварии;

д) убытки, которые судовладелец обязан возместить владельцу другого судна вследствие столкновения судов;

е) все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

По этим условиям убытки от повреждения возмещаются с применением 3%-й франшизы, т.е. убытки не подлежат возмещению, если не достигли 3% страховой суммы. Убытки от повреждения возмещаются без франшизы только в тех случаях, когда их причинами явились крушение, столкновение с другим судном, посадка на мель, пожар или взрыв на судне, а также при наличии общей аварии. Убытки от полной гибели судна во всех случаях возмещаются без франшизы.

Условия без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения по объему ответственности страховщика более ограничены. При этом же перечне рисков, убытки от полной гибели судна возмещаются полностью, а убытки от повреждений только в тех случаях, если они явились следствием крушения судна (посадки его на мель, пожара или взрыва на борту судна, столкновения с другим судном, или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая лед, или вследствие того, что судно опрокинулось или затонуло, а также убытки вследствие мер, принятых для спасения или тушения пожара). Подлежат возмещению также убытки от пропажи судна без вести; убытки, взносы и расходы по общей аварии; убытки, которые судовладелец обязан оплатить владельцу другого судна вследствие столкновения судов; все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению судна, а также по уменьшению и определению его размера, если убыток подлежит возмещению по условиям страхования.

Условие без ответственности за частную аварию предусматривает возмещение убытков от полной фактической или конструктивной гибели судна по причинам, изложенным выше в пункте а); убытков от пропажи судна без вести; убытков, относящихся к общей аварии, однако только в тех случаях, когда убытки причинены оборудованию, механизмам, машинам и котлам, но не корпусу судна и рулю; возмещаются также убытки, причиненные тушением пожара или столкновением с другими судами во время спасательных работ, возмещаются расходы по спасению судна, по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна, включая расходы по спасению, предусматривает возмещение убытков от полной гибели (фактической или конструктивной), пропажи судна без вести, возмещение расходов по спасению судна.

Условие с ответственностью только за полную гибель судна предусматривает возмещение убытков только от полной (фактической или конструктивной) гибели судна, вследствие опасностей, перечисленных выше, и от пропажи судна без вести.

Во всех случаях не возмещаются убытки, происшедшие вследствие умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей; немореходности судна — т.е. ненадежности или неприспособленности судна для данного плавания, отсутствия необходимого снаряжения или оборудования, необходимого состава команды, надлежащей ее квалификации, отправления в рейс без надлежащих судовых документов или неправильно нагруженным; ветхости или износа судна, его частей и принадлежностей; форсирования льда без проводки ледоколом; погрузки с ведома страхователя или выгодоприобретателя, но без ведома страховщика веществ или предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания; всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста или уничтожения судна по требованию военных или гражданских властей; потери фрахты, простоя (включая расходы по заработной плате и содержанию команды во время простоя и ремонта судна).

Не возмещаются также другие косвенные убытки страхователя кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убытки подлежат возмещению в порядке общей аварии.

Все перечисленные условия страхования судов являются базисными для договоров страхования. По соглашению сторон они могут расширяться за счет включения в них других рисков.

Так общепринято, за отдельную премию, включение в договор страхования военных и забастовочных рисков, потери фрахта и т.п.

Наряду с перечисленными условиями страхования в практике широко применяется включение в национальные страховые полисы некоторых английских стандартных условий, так называемых оговорок Института лондонских страховщиков, регулирующих те или иные взаимоотношения сторон в определенных условиях.

Заключение договора страхования судов происходит на основании письменного заявления страхователя, в котором должны быть сообщены подробные сведения о судне, объекте страхования, его тип, название, год постройки и другие данные, характеризующие судно; страховая сумма, которая не может быть выше страховой стоимости, т.е. действительной стоимости судна к началу страхования; указываются желаемые условия страхования, период страхования судна — на определенный срок или на рейс. В первом случае указывается кроме срока предполагаемый район плавания, во втором — порты захода судна.

При страховании на срок ответственность страховщика начинается и оканчивается в 24 часа тех чисел, которые указаны в договоре страхования. При этом, однако, если судно в момент окончания срока договора находится в плавании, терпит бедствие или стоит на приколе в порту убежища или захода, договор страхования считается продленным до прибытия в порт назначения, а страховщик имеет право на получение дополнительной премии, пропорционально сроку продления договора.

При страховании на рейс ответственность страховщика (если не оговорено иного) начинается с момента отдачи швартовых или снятия с якоря в порту отправления и оканчивается в момент пришвартования или постановки на якорь в порту назначения.

Страховщик несет ответственность за убытки, происшедшие только в том районе плавания или только по тому рейсу, которые были обусловлены в договоре страхования (полисе).

При выходе судна из пределов района плавания или при отклонении от обусловленного в договоре пути следования страхование прекращается. Чтобы в таких случаях договор страхования мог оставаться в силе, страхователь должен своевременно заявить страховщику о предстоящем изменении района плавания или рейса и подтвердить готовность уплатить дополнительную премию, если страховщик ее потребует.

Не считается нарушением договора страхования отклонение судна от обусловленного пути или выход из района плавания в целях спасения человеческих жизней, судов и грузов, а также отклонение, вызванное действительной необходимостью обеспечения безопасности дальнейшего рейса.

О ставших известными страхователю случаях изменения в страховом риске, как-то задержка рейса, отклонение от пути следования, выход из оговоренного района плавания, плавание во льдах, зимовка судна, не предусмотренная в договоре страхования, буксировка и т.п., страхователь обязан уведомить страховщика.

Изменения в риске, происшедшие после заключения договора страхования и увеличивающие степень риска страховщика, дают ему право на требование дополнительной премии. В случае отказа страхователя договор прекращается с момента наступления изменений в риске.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая предусматриваются в правилах страхования и соответствующих морских кодексах и являются обязательными для исполнения сторонами. Невыполнение этих обязательств со стороны страхователя или его представителя может привести к освобождению страховщика от ответственности по договору страхования.

Страхователь или его получатель при наступлении страхового случая обязаны принять все зависящие от их меры к предотвращению убытка, спасению и сохранению поврежденного судна, а также обеспечить права регресса страховщика к виновной стороне.

Все обстоятельства аварии на море капитан или вахтенный помощник должны занести в судовой журнал, а по прибытии в порт сделать заявление об аварии.

Если причиной аварии явились непреодолимые стихийные силы, капитан для снятия с судовладельца (с судна) ответственности за убытки должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест заявляется нотариусу или иному должностному лицу в порту прибытия и должен содержать описание обстоятельств происшествия и мер, которые капитан принял для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

Страховщик может принимать участие в мерах по спасению и сохранению застрахованного судна, давать советы, согласовывать условия спасательных контрактов и т.п., однако все его действия не считаются основанием для признания права страхователя на получение страхового возмещения. Такое право определяется на основании условий договора страхования.

При требовании страхового возмещения страхователь обязан документально доказать наличие страхового случая.

Если в договоре страхования не установлено иное, убытки от повреждения судна подлежат возмещению в сумме, которая не должна превышать стоимость восстановления поврежденной или погибшей части судна, за вычетом естественного износа этой части к моменту аварии, т.е. в данном случае применяется принцип зачета «старого за новое».

После уплаты страхового возмещения к страховщику, в пределах уплаченной суммы, переходят все претензии и права, которые страхователь или выгодоприобретатель имеет к третьим лицам, виновным или ответственным за причинение вреда. Страхователь или выгодоприобретатель при получении страхового возмещения обязан передать страховщику все имеющиеся у него документы и доказательства, связанные с убытком, и выполнить все формальности, необходимые для осуществления права регресса к виновной стороне;

3) Страхование ответственности судовладельцев, связанное с возможным причинением ими материального ущерба третьим лицам в результате эксплуатации морских транспортных средств. По мере развития судоходства, все возрастающего количества и разнообразия грузов, перевозимых морем, расширения географии рейсов, насыщенности морских путей различными плавсредствами, все большей оснащенности портов сложнейшими и дорогостоящими вспомогательными сооружениями, возрастала величина материальной ответственности за возможное причинение (по оплошности или случайности) физического или морального ущерба третьим лицам.

Такие риски не покрываются обычным морским договором страхования каско. Поэтому судовладельцам пришлось искать выход из положения, который они нашли, объединяясь в своеобразные организации, ставившие своей целью возмещение подобных убытков на коллективной основе. Так появились взаимные общества по страхованию корпусов судов — клубы взаимного страхования судовладельцев. Форма взаимного страхования заключалась в том, что страхователи — владельцы судов создавали общий страховой фонд, из которого возмещались убытки, возникающие у того или иного члена клуба.

Клубы взаимного страхования в различных сочетаниях и объемах принимают на себя ответственность по следующим рискам:

-ответственность за потерю жизни, телесное повреждение, за болезни и репатриацию. Согласно этому виду страхования клуб возмещает судовладельцу расходы, понесенные им в связи с похоронами, госпитализацией и лечением любых лиц, находящихся на борту судна. Компенсации подлежат также убытки, возникшие в результате утраты или повреждения принадлежащих этим лицам личных вещей. Страховым случаем при этом будут считать небрежные действия или упущения на борту судна или неумелое обращение с грузом. Возмещаются также расходы по репатриации членов экипажа застрахованного судна; заработная плата и другие виды заработка, неполученные членами экипажа в результате фактической или конструктивной полной гибели судна; расходы по отклонению судна от курса и в связи с необходимостью высадки заболевшего или пострадавшего члена экипажа, а также портовые расходы и издержки судовладельца по топливу, провианту, заработной плате, страхованию и другие денежные затраты, связанные с ожиданием замены выбывшего члена экипажа (иначе судно будет считаться немореходным) для обеспечения безопасности продолжения рейса;

-ответственность за столкновение с другими судами является одним из основных рисков, страхуемых клубами. При этом имеется в виду, что 3/4 ответственности по столкновению с другими судами покрыты по договорному страхованию каско (корпуса, машины, оборудования и такелажа судна), а 1/4 ответственности, оставшаяся на риске судовладельца, страхуется клубом. Клуб страхует эту оставшуюся 1/4 ответственности судовладельца, включая расходы и издержки, связанные с ущербом, причененным столкновением любому другому судну, независимо от того, застрахована ли ответственность судовладельца по полису каско, включающему в себя оговорку о столкновении. Клуб может принять на страхование ответственность судовладельца в части, превышающей 1/4 ответственности за убыток другому судну, при условии, что такое превышение не подлежит возмещению по полису каско.

При возникновении убытка, подлежащего возмещению клубом дирекция клуба оставляет за собой право определить действительную стоимость (страховую стоимость) судна, на которую оно должно было быть застраховано по полису каско, и возместить только пропорциональную долю убытка, исходя из соотношения между страховой суммой и фактической (страховой) стоимостью судна. Неоплаченная клубом сумма убытка возмещается самим судовладельцем.

Помимо страхования ответственности за столкновение с другими судами, клубами страхуется вытекающая из законоположения обязанность судовладельца возместить другому судовладельцу расходы по поднятию судна, если оно затонуло; удалению остатков кораблекрушения; стоимость установления световых или иных знаков для обозначения таких остатков, а также убытки, причиненные застрахованным судном порту, доку, причалу, молу или иному другому неподвижному или подвижному (за исключением судов) предмету.

Если требование о возмещении претензии возникает в результате столкновения двух судов, принадлежащих одному судовладельцу, то он имеет право на возмещение убытков от клуба так, как если бы эти суда принадлежали различным судовладельцам. Подобное правило в страховой практике именуется как «оговорка о судах, принадлежащих одному судовладельцу». Если в столкновении виноваты оба судна, то предусмотрена процедура ликвидации убытков на базе встречных претензий этих судов друг к другу.

Как уже отмечалось выше, морские страховщики по договору каско могут принимать на страхование не 3/4, а все 4/4 ответственности за столкновение судов, включая в полисы измененную оговорку Института лондонских страховщиков о столкновении;

-ответственность за вред, причиненный неподвижным или плавающим объектам, — ответственность судовладельца за вред, причиненный его судом порту, доку, пристани, пирсу, молу, земле, воде или любому другому неподвижному и подвижному объекту за исключением другого судна и находящегося на нем имущества. В объем страхового покрытия по данному праву входит ответственность судовладельца за загрязнение вод и побережья в результате утечки нефтепродуктов.

Учитывая объемы перевозок морем нефти и нефтепродуктов, а также суровые международные правила по защите окружающей среды, страхования такого рода весьма опасны;

-ответственность за повреждение судов, не вызванное столкновением. Страхуется ответственность судовладельца за гибель или повреждение другого судна или находящегося на нем имущества, включая связанные с ним расходы, вызванные иной причиной, чем столкновение, и явившуюся следствием небрежности, допущенной в судовождении или управлении судном, либо следствием иной небрежности, выразившейся в действии или бездействии на борту застрахованного судна или в связи с этим судном. К рискам такого рода относится ущерб, причиненный неправильным маневрированием застрахованного судна, что привело к посадке на мель (в целях избежания столкновения) другого судна или его столкновения с третьим судном или навала на причал и т.п. Сюда не относится ущерб, причиненный волной, поднятой застрахованным судном, огонь, источником которого было это судно, взрывом, происшедшим на его борту, падением чего-либо за борт и т.д.;

-ответственность по договорам буксировки. Страхуется ответственность судовладельца, вытекающая из условий договора буксировки, при которой его судно может быть как буксируемым, так и буксирующим. Возмещаются потери и повреждения, возникающие во время буксировки и лежащие на ответственности судовладельца, но только в той мере, в какой такая ответственность не подлежит возмещению по полисам страхования каско (корпуса судна). Это правило исходит из того, что страхуется прежде всего ответственность, связанная с правилами и условиями захода в соответствующие порты, в которых буксировка является необходимым или обычным явлением;

-ответственность по гарантиям и договорам. По этому правилу может быть застрахована ответственность судовладельца за ущерб, причиненный жизни и здоровью любых физических лиц, а также любому имуществу, кроме грузов, перевозимых на страхуемом судне. При этом имеются в виду договоры и гарантии, связанные с наймом судовладельцами кранов, других погрузочно-разгрузочных механизмов и подвозочных средств;

-ответственность за удаление остатков кораблекрушения. Ответственность подобного рода является одним из существенных рисков, которым подвергаются судовладельцы. Она возлагается безотносительно к наличию их собственной вины и вины их служащих. По этому виду страхования клубы возмещают расходы по подъему, удалению и уничтожению остатков кораблекрушения или установлению осветительных, либо других предупредительных знаков для обозначения местонахождения остатков застрахованного судна, потерпевшего крушение. Ответственность клуба наступает в тех случаях, когда перечисленные действия являются необходимыми по закону, а также если указанные расходы могут быть взысканы с судовладельца по суду. Из суммы страхового возмещения подлежит вычитанию стоимость спасенных в результате подъема судовых запасов, материалов и самих остатков;

-расходы в связи с карантином. Могут быть застрахованы карантинные и чрезвычайные расходы, связанные с возникновением на борту судна инфекционного заболевания. К таким расходам относятся:

-расходы на дезинфекцию судна и лиц, находящихся на борту судна, в соответствии с требованиями законодательства об здравоохранении, правилами и распоряжениями соответствующих властей;

-стоимость израсходованного топлива или стоимость буксировки в специально отведенное место, где судно должно находиться в течение карантина, и буксировки судна из такого места, включая стоимость топлива, израсходованного за время карантина;

-прямые расходы по заходу в место или порт убежища и по выходу судна из такого места или порта, если единственной причиной захода явилось возникновение инфекционной болезни на борту страхуемого судна;

-ответственность за сохранность перевозимого груза. Клуб страхует ответственность судовладельцев за гибель, повреждение и недостачу груза или иного имущества, перевозимого страхуемым судном. При этом правила страхования клубов предусматривают возможность выбора объема страхового покрытия:

а) ответственность за гибель и недостачу груза;

б) ответственность за повреждение груза.

На практике обычно судовладельцы страхуют риск несохранности груза в полном объеме, на условиях обоих частей.

Судовладелец при страховании ответственности за повреждении груза имеет право на возмещение дополнительных расходов по выгрузке, реализации поврежденных грузов и сбыту обесцененных товаров сверх расходов, которые судовладелец производит обычно по договору перевозки. Произведенные судовладельцем дополнительные расходы возмещаются клубом в размере 50% при условии, что судовладелец не может их взыскать с кого-либо еще.

Клубом возмещаются расходы по повреждению груза или иного имущества, а также в связи с этим грузом или имуществом, перевозимым на других средствах транспорта, но за которые судовладелец несет ответственность по условиям соответствующего договора перевозки.

Потеря фрахта подлежит возмещению только в том случае, если фрахт входит в размер претензии, оплаченной судовладельцем;

-недополучение причитающейся с груза доли по общей аварии. В клубе может быть застрахован риск неполучения по общей аварии или в спасательном вознаграждении доли, падающей на груз или другого участника морского предприятия, которую судовладелец имел право получить, но не получил вследствие нарушения договора о перевозке или фрахтовании;

-доля судна по общей аварии. Страхование доли судна по общей аварии и в расходах по его спасению является дополнительным. Это страхование вступает в силу в том случае, когда премии по общей аварии, застрахованные по полису каско, не подлежат возмещению в полном размере, поскольку при распределении общеаварийных расходов может быть установлено несоответствие действительной стоимости судна страховой сумме, а именно когда страховая стоимость судна превысит его страховую сумму. В этом случае судовладелец по полису каско получит только пропорциональную долю от суммы, причитающейся ему по общей аварии, и клуб должен будет возместить разницу;

-штрафы. Клубы принимают на страхование различные штрафы, налагаемые на судовладельца соответствующими властями, судами, арбитражами и другими компетентными организациями: за несоблюдение на судне правил техники безопасности, устанавливаемых в соответствии с законами, указами, предписаниями любой страны; за недоставку груза, доставку излишнего груза и несоблюдение грузовых деклараций и других документов по судну и грузу; за контрабандный ввоз товаров капитаном, членами экипажа, агентами и другими лицами, за действие которых несет ответственность капитан судна; за нарушение таможенных законов и правил, относящихся к конструкции, ее изменению и переоборудованию судна; за нарушение законодательства об иммиграции.

Принимая к страхованию возможную ответственность судовладельцев по различным рискам, клубы оставляют на ответственности своих страхователей удовлетворение мелких убытков, в качестве франшизы.

При наступлении страхового случая судовладелец должен сообщить клубу или его агентам о происшествии и представить аварийные сертификаты, акты экспертизы, расчеты, оправдательные и другие документы, относящиеся к убытку. На обязанности судовладельца остается принятие всех мер к предотвращению или уменьшению убытка и возможных расходов.

Разногласия между судовладельцами и клубом рассматриваются дирекцией. При несогласии с решением дирекции дело может быть передано на рассмотрение арбитража при одном арбитре с каждой стороны и суперарбитре. Процессуально ведение дела в арбитраже осуществляется в соответствии с национальным законом об арбитраже.

До рассмотрения претензии дирекцией клуба и арбитражем судовладелец не имеет права обращаться в судебные инстанции.