Методы и средства охраны окружающей среды

Экономические методы охраны окружающей среды на российских предприятиях в современных условиях

Воротникова О В, ассистент и соискатель кафедры «Финансы и бухгалтерский учет» Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбург, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Проблема защиты окружающей среды встала перед человечеством сравнительно недавно. Но уже в нашем веке, который ознаменовался масштабным истощением природных ресурсов, огромным количеством вредных выбросов в атмосферу и океан, уничтожением лесов и множеством иных факторов, усугубляющих положение с окружающей средой на нашей планете, экологическая катастрофа приблизилась необычайно.

Под термином «охрана окружающей среды» понимаются экономические, правовые, социально-политические и организационно-хозяйственные механизмы, которые бы привели нагрузку на окружающую среду в соответствие с ее «пределом прочности». Причем весьма актуальным становится экономический аспект проблемы.

В самом деле, благие призывы «Не сорить!» в обязательном порядке должны быть подкреплены комплексом экономических и других мер воздействия на тех, кто эти призывы игнорирует. Поэтому об охране экологии в век бизнеса нельзя говорить иначе, как в экономических категориях.

Ученые-экологи сходятся во мнении, что ключ к сокращению выбросов заключается именно в совместном применении административных и рыночных методов. Налогообложение приведет к росту цен на энергию и к сокращению энергопотребления. Регулирование в форме стандартов может быть использовано для вытеснения с рынка наименее эффективного и экологически «грязного» оборудования. Стимулирование и информационные программы могут быть использованы для усиления конкуренции товаров, произведенных при превышении экологических стандартов.

Стандарты качества окружающей среды устанавливают юридически обязательные предельные уровни загрязнения или неблагоприятных воздействий, которые не должны превышаться в данной среде или ее компонентах.

Товарные стандарты – это стандарты на продукцию (обычно общенациональные), которыми могут определять:

‑ предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий в составе продукта;

‑ свойства и характеристики конструкции товара;

Эти стандарты используются для запрета или ограничения производства экологически вредной продукции. В случае необходимости в них также включаются правила тестирования, упаковки и маркировки продукции.

Технологические стандарты представляют собой спецификации экологического характера для средств техники, оборудования технологических процессов и т.п. Они могут быть конструкционными и эксплуатационными.

Существует еще один вид стандартов – стандарты «межрегиональной диффузии», которые определяют объем загрязняющих веществ, выносимых за пределы региона за определенный промежуток времени.

Многие специалисты считают, что экологические проблемы могут решаться экономическими методами. Они адресны, однозначно определяют требования к управляемому объекту, однако в отличие от административных команд учитывают тот факт, что объекты управления сознательно ставят перед собой цели и столь же сознательно стремятся к их достижению. Сущность экономических методов состоит в организации деятельности управляемых объектов за счет создания преимуществ в потреблении. Этим они отличаются от стимулирования, которое предусматривает поощрение и санкции неэкономического характера.

Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих природоохранную деятельность и поиске путей минимизации экономических затрат, которые понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

‑ платежи или налоги за право пользования природными ресурсами;

‑ компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

‑ платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

‑ дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

Давно известна точка зрения, объявляющая противозаконной любую деятельность, загрязняющую окружающую среду, и полагающая, что загрязнение окружающей среды можно просто запретить. Этот подход не только экономически не обоснован, но и просто абсурден, ибо любая деятельность, связанная с природопользованием, приводит к загрязнению.

В начале 90-х годов в нашей стране был принят закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятие закона способствовало формированию и укреплению экологического правопорядка и обеспечению экологической безопасности на территории страны. В разделе III данного Закона определены экономические механизмы охраны окружающей природной среды и сформулированы перечень задач, на решение которых направлено действие указанных механизмов:

‑ планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

‑ установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

‑ установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;

‑ предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

‑ возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

На государственные природоохранительные органы РФ были возложены обязанности по количественному и качественному учету природных ресурсов и вторичного сырья, определению их социально-экономических оценок, ведению государственных земельного, водного, лесного кадастров, государственных кадастров недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.

Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов.

Для России в условиях выхода из социально-экономического и инвестиционного кризиса экологические проблемы должны подняться на новый уровень сложности. Очень важным в этих условиях является учет мирового опыта в решении экологических проблем, международное сотрудничество в деле ослабления глобальной экологической угрозы.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Методы и средства охраны окружающей среды

10.1 Принципы и методы охраны окружающей среды

Основные принципы. Каждое государство, осуществляя право на проведение в отношении национальной системы окружающей среды необходимой ему политики, должно соблюдать при этом общепризнанные принципы и нормы современного международного права: уважение государственного суверенитета, суверенное равенство государств, территориальная неприкосновенность и целостность, сотрудничество, мирное разрешение международных споров, международно-правовая ответственность. Из них исходят все договоры по защите окружающей среды.

Специальные принципы. Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений – обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм международного права окружающей среды (МПОС). Его суть сводится к обязанности государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества окружающей среды, включая устранение отрицательных для нее последствий, а также по рациональному и научно обоснованному управлению природными ресурсами.

К специальным принципам охраны окружающей среды относятся ниже перечисленные.

1. Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования.

2. Принцип недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования ядерной энергетики. Элементы принципа недопустимости радиоактивно го заражения окружающей среды (например, действующая норма о запрещении радиоактивного заражения атмосферы, космического пространства и дна Мирового океана в результате испытательных ядерных взрывов, а также некоторые еще формирующиеся нормы) должны составить одно из важнейших звеньев механизма защиты окружающей среды.

3. Принцип защиты экологических систем Мирового океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного рай она в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения.

4. Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

5. Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает, прежде всего, глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. Элементами этого принципа можно считать обязанность государств осуществлять военно-политическую и экономическую деятельность таким образом, чтобы обеспечивать сохранение и поддержание адекватного состояния окружающей среды.

6. Принцип контроля за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды предусматривает создание помимо национальной также разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев и пара метров.

7. Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.

Развитие МПОС характеризуется также внедрением в международно-правовую практику договоренностей о консультациях, контроле за качеством и изменениями в окружающей среде, раннем уведомлении о прогнозируемых существенных изменениях в состоянии окружающей среды и т.д. Они ведут к формированию системы превентивных действий, направленных на предотвращение ущерба окружающей среде.

Методы охраны окружающей среды подразделяются на три основные группы:

— прямые природоохранные мероприятия (разработка и использование различного рода очистных сооружений, переработка, складирования или ликвидация отходов, рекультивация нарушенных земель и т.д.);

— разработка и внедрение малоотходных и ресурсосберегающих технологий (комплексная переработка полезных ископаемых, минерального и другого сырья, использование технологий с образованием малого количества отходов, замкнутые системы водопользования и т.д.);

— применение опосредованных природоохранных мероприятий (принятие законодательных и нормативно-правовых актов, структурная перестройка экономики, совершенствование экспортной политики и т.д.).

Экология СПРАВОЧНИК

Информация

методы охраны окружающей среды

Под методами охраны окружающей среды от загрязнения отходами производства понимают совокупность технических и организационных мероприятий, позволяющих свести к минимуму или — в идеале — совершенно исключить выбросы в биосферу как материальных, так и энергетических загрязнений.[ . ]

Классификация методов охраны окружающей среды от промышленных загрязнений представлена на схеме 2. Как явствует из этой схемы, все способы борьбы с загрязнениями можно разбить на две большие группы: пассивные и активные.[ . ]

Учебное пособие «Инженерные методы охраны окружающей среды» предназначены для студентов специальности 320700 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», специализирующихся в области осистки промышленных газовых выбросов и рационального использования водных ресурсов и очистки сточных вод.[ . ]

В ряде случаев отдельно взятое мероприятие, направленное на защиту окружающей среды, в полном объеме ее не решает. Наиболее эффективными являются комплексные решения, включающие весь арсенал средств и методов охраны окружающей среды с организацией производства по замкнутому циклу и переходу к безотходным технологиям.[ . ]

Следует указать в заключение, что приведенная классификация активных методов охраны окружающей среды на четыре группы является в значительной мере условной, поскольку во многих случаях тот или иной технологический процесс трудно отнести к одной определенной группе.[ . ]

В последние десятилетия применение науки экологии в практике, выражающееся в способах и методах охраны окружающей среды, все время расширяется. В современном понимании классическая экология приобрела новое развитие в связи с загрязнением окружающей среды (воздуха, воды и почвы). Поэтому в настоящее время нет такой области естественных наук, где бы экология не нашла свою нишу, свое практическое приложение. Это химическое, биологическое и физическое загрязнение среды, источником которых являются промышленность, автотранспорт, радиоактивные выбросы, пестициды, неочищенные химические удобрения, их неправильное применение и др. Очень остро стоит проблема утилизации отходов, которые в городах и пригородах занимают огромные площади. Вы-, ход из сложившегося положения один — разумное природопользование, основанное на знании химических и биологических законов. Следует также понимать и учитывать, что большинство загрязнителей не остается на месте, а перемещается по планете, расширяя свои территории, в результате чего наука об охране окружающей среды давно вышла на глобальный уровень.[ . ]

Потребность народного хозяйства страны в увеличении добычи нефти и в то же время возрастающие требования к чистоте окружающей среды выдвигают целый комплекс задач в области рационального использования этого природного ресурса и охраны окружающей среды от загрязнения при добыче, транспортировке и переработке нефти. Современное положение вещей таково, что разработка экономических методов охраны окружающей среды может стать одним из важных направлений рационализации использования природных ресурсов и, в частности, нефти.[ . ]

Башкирцева В. Е., Гороховский В. И., Казымов А. В. Определение трифенил-п-нитрофенилфосфония хлорида в воздухе полярографическим методом. — Охрана окружающей среды и очистка промышленных выбросов в химической промышленности, 1979, вып. 6, с. 12—14.[ . ]

Эта проблема и в прошлом, и в настоящем решается внедрением в производство специальных очистных сооружений и установок. На каждом предприятии, как уже неоднократно отмечалось, обычно образуются отходы трех видов: отходящие газы, сточные воды и твердые отходы. Поэтому развитие методов охраны окружающей среды было направлено прежде всего на создание очистных сооружений, эксплуатация которых полностью или частично решала или решает важнейшие аспекты проблемы охраны природы.[ . ]

В то же время, несмотря на принцип добровольности в проведении экологического аудита, заложенный в международных стандартах серии ИСО 14000, в Российской Федерации разработан ряд проектов нормативно-методических документов по организации и проведению экологического аудита, где он рассматривается как обязательная процедура, призванная залатать некоторые прорехи в существующем экологическом и природно-ресурсном законодательстве, связанные с неполным покрытием инвестиционного, инновационного и производственного циклов предприятия государственным контролем в рамках административных методов охраны окружающей среды и управления природопользованием.[ . ]

Методы и средства охраны окружающей среды

МЕТОДЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.

Различают две группы методов охраны среды. К первой группе относят зонально-территориальные методы, охватывающие большие поверхности суши, ко второй — локальные, ограниченные территорией застройки, предприятием и инженерными сооружениями. К ней же относятся производственно-технологические системы и агрегаты.

Зонально-территориальные методы охраны окружающей среды на плотно заселенных землях связаны с экологической реконструкцией, подразумевающей:

  • доведение в перспективе численности населения до величины, не превышающей демографическую емкость территории;
  • урбоэкологическое зонирование с целью создания устойчивых биоэкономических территориальных систем;
  • организацию природного экологически целостного каркаса региона, района, агломерации, города;
  • восстановление биосферы с целью обеспечения репродуктивной способности и устойчивости к геохимическим нагрузкам;
  • рекультивацию нарушенных земель.

В зависимости от индивидуальных особенностей антропо-природ- ных структур используют все или часть перечисленных мероприятий реконструкции. Так, на экстенсивно-используемых территориях из перечисленных составляющих многие исключаются.

Демографическая емкость территории (ДЕТ) — это порог расчетного количества населения на единицу площади, увеличение которого возможно только при одновременном выполнении ряда экологических условий. К ним относятся, с одной стороны, повышение репро- дуктивности зеленой массы и плодородности почв. С другой—внедрение безотходных производств, локальных очистных систем новых поколений, эффективно удаляющих вредные вещества из отходов.

ДЕТ — как величина пространственная и переменная — зависит от эффективности потребления природных ресурсов и особенностей производств различного профиля. Однако она служит порогом, определяющим целесообразность интенсификации использования земель, водных и лесных ресурсов. В противном случае экология среды ухудшится. Мало того, планировочное образование, развиваясь, начнет угнетать смежные районы.

ДЕТ — эколого-экономическое понятие. Сверхпредельный рост демографической емкости возможен, однако, при этом потребуется внедрение дорогостоящих очистных устройств и значительное увеличение инвестиций в охрану окружающей среды.

Многие специалисты пытаются установить потребность территории на одного человека, что позволяет примерно определить ДЕТ. Однако эти величины весьма обобщены и не привязаны к профилю градообразующей базы как одного из основных факторов возмущения природной среды в городах.

Возможен и другой подход к решению проблемы ДЕТ, основанный на оценке эколого-экономического потенциала территорий.

Урбоэкологическое зонирование основано на стратификации территорий по степени загрязнения компонентов геосферы. В градостроительной практике принято деление эколого-антропогенных зон на четыре группы.

При отнесении территории к той или иной группе критериями геохимического загрязнения являются данные, приведенные в табл. 3.2.

Соблюдение приведенных рекомендаций должно быть положено в основу управления процессами охраны среды обитания. Регулирование этих процессов во времени необходимо дополнить локальными охранными мероприятиями типа внедрения эффективных очистных устройств и безотходных технологий. Тогда можно добиться экологической стабилизации на территориях находящихся в неблагоприятных условиях.

Создание природного каркаса на территориях значительной площади преследует цель включения в процесс охраны природной среды экологически активных природно-планировочных элементов, таких как парки, заказники, заповедники, которые нагружаются функциями не только репродуктивности. Для обеспечения экологической устойчивости систем они должны предотвращать экологический кризис, компенсировать недостаток воспроизводства природных ресурсов на территориях городов, испытывающих большую антропогенную нагрузку и в силу этого способных потерять экологическую устойчивость.

Варианты соотношения экологических условий в следующих компонентах природной среды

Методы и средства охраны окружающей среды

Локальные методы охраны окружающей среды.

Применяют на проблемных предприятиях: экологоопасной промышленности, транспортных системах, сооружениях очистки жидких отходов, складирования и переработки твердых отходов, а также на прилегающих к ним территориях.

Радикальным методом охраны среды от техногенных воздействий является сокращение выделения вредных отходов функционирования производств, полноценная очистка выбросов. Для «стерилизации» промышленности, транспортного и коммунального хозяйства применяют высокоэффективные очистные устройства: пыле и газоуловители, механические и биологические фильтры, отстойники и другие системы.

Все шире внедряют безотходные технологии, где ресурсы используются по замкнутому циклу. В результате получают не только основную продукцию, но и сырье для других производств (вторичное сырье), а количество отходов сокращается до минимума.

Технические и технологические решения, способствующие охране окружающей среды, разнообразны и зависят от профиля предприятий. Способы внедрения этих решений и особенности очистки не являются предметом настоящей дисциплины, а изучаются в курсе «Инженерная экология». Поэтому проблема не рассматривается в данном учебном пособии.

Защита от загрязнения расстоянием является еще одним методом охраны среды. Частичной безопасности от точечных городских источников можно достигнуть, обеспечив ситуации а и б на рис. 3.3. Здесь негативное воздействие существует в совмещенной части зон опасности. Чем в большей степени эта зона соприкасается с зоной пребывания людей, тем меньше гарантий безопасности (сопоставьте схемы а и б). Такое положение характерно для старозастроенных, развивавшихся веками районов городов, где промышленность расположена среди жилой застройки. Создать в ее пределах комфортные условия можно двумя путями: перепрофилированием производства на экологически чистое или выводом предприятий на свободные периферийные территории.

Рис. 3.3. Вариантность возможного расположения зон безопасности и городской застройки:

а — небезопасная ситуация при точечном источнике загрязнения окружающей среды; б — то же, частично безопасная; в — то же, полностью безопасная; — частично безопасная ситуация при линейном источнике загрязнения; д — то же, полностью безопасная: 1 — точечный источник загрязнения; 2 — то же, линейный; 3 — городская застройка

Схема в на рис. 3.3 иллюстрирует принцип создания вокруг промышленности санитарно-защитных зон. Их размер назначают в зависимости от профиля производств и их мощности. По этим признакам промышленность делят на пять классов и городскую застройку располагают на расстоянии от 1000 до 50 м, учитывая, что вокруг производств разного класса нормативно установлена санитарно-защитная зона, равная: для промышленности I класса— 1000 м; II класса — 500 м; III класса — 300 м; IV класса—100 м; V класса — 50 м.

Линейные источники воздействуют на прилегающую территорию и сооружения по схемам гид (рис. 3.3). В первом случае (г), когда транспорт негативно влияет на межмагистральную территорию, прибегают к устройству защитных барьеров. Ими могут служить специальные стенки-экраны или насыпи, возводимые вдоль улиц. Для этой же цели в зданиях применяют шумогазозащитные оконные переплеты особой конструкции.

Однако эти мероприятия являются паллиативом, поэтому в районах новой застройки жилые здания стараются отодвинуть от проезжей части улицы, а в состав тротуаров включить защитные полосы зеленых насаждений (см. схему д). Ширину таких полос и дендрологический состав посадок подбирают расчетным путем по уровню шума, который нужно погасить. Его же определяют по процентному отношению грузового, общественного и индивидуального транспорта, интенсивности и скорости потоков движения в обе стороны.

Локальным мероприятием является и разрежение застройки на плотно застроенных в процессе исторического развития города территориях, особенно жилых. Это необходимо для обеспечения инсоляци- онного режима, т.е. солнечного облучения зданий и помещений в пределах санитарных норм.

Разрежение интенсивной застройки положительно влияет и на аэрационный режим. Такое мероприятие ликвидирует застойные зоны, где скорости ветра весьма малы и не обеспечивают проветривание дворов. Однако здесь необходимо учесть возможность сверхнормативного увеличения скоростей, что отрицательно сказывается на комфортности жилой среды, особенно на крайнем севере.

Утилизация твердых бытовых отходов (ТБО) является весьма существенной проблемой охраны окружающей среды. В населенных пунктах России ежегодно образовываются около 200 млн. т ТБО или примерно 300 кг/чел. год. Их эффективная обработка уже теперь приобрела значение одного из первостепенных мероприятий, необходимых в каждом конкретном городе, особенно крупном.

По конечным целям способы переработки делят на ликвидационные и утилизационные. Если первыми решается санитарно-гигиеническая задача, то вторыми — не только эта задача, но и получение вторичных ресурсов.

В мировой практике известно более 20 способов обработки ТБО. Однако большинство из них широко не применяют из-за высокой себестоимости и сложности технологий. Наибольшее распространение получили следующие способы:

складирование на полигонах-свалках; термическая обработка на мусоросжигательных заводах;

  • аэробное биотермическое компостирование в заводских условиях; компостирование и пиролиз некомпостируемых фракций на заводах комплексных технологий;
  • заводское изготовление топлива и сырья для промышленности.

Методы и средства охраны окружающей среды

электронный учебно-методический комплекс

МОДУЛЬ 3. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Тема 3.2. Методы регулирования
загрязнения окружающей среды

3.2.1. Методы управления
охраной окружающей среды

Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Все методы охраны окружающей природной среды можно разделить на три группы:

  1. нефискальные методы — это введение природоохранных обязательных условий; изменение правовых условий с учетом экологического фактора; кооперация деятельности на широкой основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение приемуществ природопользователям, использующих природосберегающие продукты и способы производства;
  2. методы, связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей природной среды);
  3. методы, связанные с государственными расходами — это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.

Экономические методы управления, представленные в таблице, позволяют предпринимателю предоставить свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой.

Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах и важно правильно их установить.

Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведение природопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу «загрязнитель платит», то используются в редких случаях, о чем свидетельствуют данные таблицы. Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии — 0,015% от ВНП.

В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется «плата потребителя» — плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах (см. таблицу).

Метод «плата за продукцию» представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).

«Страховая плата», к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип «пузыря». Напомню, что этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.

«Дифференциация оборотного налога» — это значительный набор льготных налогов на производителей «чистой» продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие «грязную» продукцию.

Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.

По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. Принцип «пузыря» также считается (несмотря на отрицательные нравственные корни) перспективным методом.

3.2.2. Система платежей за загрязнение
окружающей среды в России

Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

  1. за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;
  2. за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) — хозрасчетный доход предприятия.

В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и опробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода: 1) ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей (вариант Госкомприроды СССР) [13].

Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.

После проведения эксперимента в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. В общем виде действующая система представлена на рис. 5 [14].

При расчете нормативной платы за загрязнение принят затратный подход (второй метод по эксперименту).

Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции).

Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.

  • В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.
  • Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями.
  • Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли — за счет всех имеющихся средств у предприятия.

В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% — 50%, а свыше 50% — 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации [15].

Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.

Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.

В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.

Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах:

  • стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;
  • платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
  • единого межотраслевого подхода;
  • учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
  • простоты и удобства порядка взимания.

Плата за загрязнение выступает в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой (плата во внебюджетные фонды). В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.

Главный недостаток существующей системы платежей — низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии [16].

К недостаткам действующей системы следует отнести еще и такие:

  1. нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества;
  2. многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение оказывается заниженной;
  3. нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнения;
  4. коэффициенты индексации платы отстают от изменения цен и темпов роста инфляции;
  5. текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег;
  6. системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и другие);
  7. действующая ныне система мониторинга выбросов является дорогостоящей и требует совершенствования.

В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение, как было уже сказано, низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.

Повышение уровня базовых нормативов в 10-15 раз приведет к восстановлению до 1% доли платы за загрязнение в себестоимости промышленной продукции, который был в начале 1991-1992 гг.

Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП [17].

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) — в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита [18].

Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.

3.2.3. Плата за загрязнение атмосферы
стационарными и передвижными источниками

Выше было отмечено, что существует множество факторов, загрязняющих атмосферный воздух, и проводится экономическая оценка ущерба от их действия. Обратимся теперь к вопросу платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Имеется формула, по которой определяется плата за выброс. Используем ее для расчета величены платы за загрязнение атмосферного воздуха сажей. Расчет представлен в таблице [19].

При определении платы от передвижных источников учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками тоже подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы), от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин (марки), сжиженный газ, керосин).