Лна в тк рф

Оглавление:

Статья 8 ТК РФ. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

Текст статьи.

Комментарии к статье

Профсоюз и его мнение при принятии ЛНА

Локальные нормативные акты (ЛНА) — это внутренние документы фирмы-работодателя, применяемые неоднократно и утверждающие правила как для руководства фирмы, так и для её сотрудников. ЛНА могут устанавливать систематические правила поведения для всех сотрудников или для их отдельных категорий.

Частоту принятия и изменения ЛНА определяет руководство фирмы. При этом внутренние акты фирмы ни в коей мере не могут противоречить ТК РФ или договору с работником, тем самым ущемляя его права.

В ст 8 ТК РФ содержится указание, что отдельные ЛНА могут утверждаться только с учётом мнения представителей сотрудников, объединенных в профсоюз. Изданные без согласия с профсоюзом документы применять неправомерно (ч 4 ст 8 ТК РФ).

Профсоюз — это добровольное объединение людей. С юридической точки зрения, это объединение именно работников, защищающих и отстаивающих свои профессиональные интересы.

То, как именно происходит учёт мнения представительной организации сотрудников, указано в ст 372 ТК РФ.

До принятия ЛНА руководитель предприятия должен направить проект документа в профсоюз. Рабочее объединение в пятидневный срок отправляет работодателю в ответ свое изложенное на бумаге мотивированное мнение об этом документе. В этом мотивированном ответе может содержаться несогласие с предложенным вариантом документа и пожелания (с конкретными предложениями) по его улучшению. В таком случае руководство в течение 3-х дней с момента получения ответа проводит с профсоюзом дополнительные совещания, чтобы достигнуть договоренности. Оставшиеся противоречия заносятся в протокол.Только после взаимодействия с профсоюзом, а, при наличии неразрешенных противоречий, после составления протокола, руководство может издать ЛНА. Однако важен момент: если мнение профсоюзной организации получено после истечения 5 дней, то руководство вправе его не учитывать при утверждении акта.

Профсоюз в свою очередь вправе обжаловать этот документ, если не желает принимать его нормы и правила, и выразил вовремя своё мнение в письменном виде. Для этого рабочая организация обращается в гос. трудовую инспекцию или в суд.

Так в каких же именно случаях при утверждении ЛНА учитывается позиция профсоюза? Ч 2 ст 8 ТК РФ указывает, что это происходит в ситуациях, прописанных ТК РФ, Федер. законами, правовыми актами РФ, коллективным договором и соглашениями. Поэтому, чтобы ответить на этот вопрос необходимо проанализировать законодательство.

Итак, учёт мнения профсоюзов происходит при:

  • назначении и преждевременной отмене режима неполного рабочего дня (ст 74 ТК РФ);
  • привлечении сотрудников к сверхурочному труду (ст 99 ТК РФ);
  • привлечении сотрудников к труду в выходные и праздники, кроме случаев указанных в ст 113 ТК РФ;
  • утверждении графика отпусков (ст 123 ТК РФ);
  • утверждении формы расчётного листа (ст 136 ТК РФ);
  • начале применения системы нормирования труда (ст 159 ТК РФ);
  • введении особых мер при угрозе массовых увольнений сотрудников (ст 180 ТК РФ);
  • утверждении правил трудового распорядка (ст 190 ТК РФ);
  • введении актов, устанавливающих систему оплаты труда (ст 135 ТК РФ)
  • принятии актов, определяющих компенсацию затрат на проезд для лиц, трудящихся на Крайнем севере во внебюджетных организациях (ст 325 ТК РФ).

Итак, во всех приведенных ситуациях при издании ЛНА участие рабочего профсоюза является обязательным. Однако этот перечень нельзя считать закрытым. Норма ст 8 ТК РФ сформулирована таким образом, что позволяет расширить этот список за счёт ситуаций, предусмотренных положениями Федеральных законов и пунктами колл.и труд. договоров.

Статья 8. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права

СТ 8 ТК РФ.

Работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Комментарий к Ст. 8 Трудового кодекса РФ

1. Низшую ступень в иерархии нормативных правовых источников трудового права занимает весьма оригинальное правовое явление, получившее название локальных нормативных актов, к которым обычно относят документы регулятивного характера, разрабатываемые и принимаемые конкретным работодателем. Если работодатель является физическим лицом — индивидуальным предпринимателем, то он утверждает эти акты самостоятельно. Если работодатель — юридическое лицо, то его локальное нормотворчество осуществляется посредством деятельности коллегиальных или единоличных органов управления организацией, к компетенции которых отнесены соответствующие полномочия. В силу специфики трудовых отношений, возникающих в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства между работниками и работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, последние не утверждают локальные нормативные акты для своих работников.

Локальные нормативные акты имеют существенные отличия от иной организационно-распорядительной документации и индивидуальных правоприменительных актов работодателей. От тех и других они отличаются как минимум тремя признаками: 1) нормативностью, проявляющейся в отсутствии у этого акта персонально определенного или конкретного адресата, т.е. в распространении своего действия на весь коллектив или часть коллектива работников организации (например, правила внутреннего трудового распорядка организации); 2) неоднократностью применения содержащихся в этих актах правил ко всем работникам всякий раз, когда фактические условия или результаты труда работников совпадают с указанными в акте (например, положение о премировании за результаты хозяйственной деятельности организации по итогам календарного месяца); 3) необходимостью учета мнения представительных органов работников (например, график отпусков) (см. ст. 123 ТК РФ и комментарий к ней).

Источником нормотворческих полномочий работодателя выступает власть не публичная, а экономическая, проистекающая из факта правомерного обладания им всеми факторами самостоятельного рыночного хозяйствования, включающими орудия труда, денежные средства и труд работников. В силу этого работодатель наделяется нормотворческими и правоприменительными полномочиями, которые он реализует как часть своей правосубъектности, устанавливаемой законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором и соглашениями. По общему правилу он не обязан принимать локальные нормативные правовые акты, исключение из этого правила составляют лишь: а) график ежегодных оплачиваемых отпусков (см. ст. 123 ТК РФ и комментарий к ней); б) документы организации, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (см. ст. 86 ТК РФ и комментарий к ней); в) инструкции для работников по охране их труда (см. ст. 212 ТК России и комментарий к ней).

2. С позиции особенностей нормотворческого процесса все локальные нормативные акты подразделяются на создаваемые работодателем: а) при участии представительного органа работников; б) в одностороннем порядке. В свою очередь, участие представительного органа работников в локальном нормотворчестве работодателя может выражаться в форме учета его мнения либо в форме принятия этого акта по согласованию с ним. Необходимость учета мнения представительного органа работников не носит для работодателя характера всеобщей обязанности, адресованной ко всему его локальному нормотворчеству. Напротив, такая обязанность возникает для него только в конкретных случаях, прямо указанных в ТК РФ, других законах или подзаконных нормативных правовых актах либо коллективных договорах (см. ст. ст. 371, 372 ТК РФ и комментарии к ним).

3. Согласно ч. 3 ст. 8 ТК РФ случаи принятия работодателем локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников могут, но не должны предусматриваться в коллективном договоре или соглашениях. При этом ч. 3 ст. 8 ТК РФ исходит из того, что обязанность работодателя по принятию локальных нормативных правовых актов по согласованию с представительным органом работников первоначально должна быть закреплена в коллективном договоре или соглашении для вполне определенных случаев. Иначе говоря, сначала должно иметь место введение в содержание коллективного договора или соглашения соответствующих условий и только затем возложение на работодателя обязанности принятия конкретного локального нормативного правового акта по согласованию с представительным органом работников. Этот орган необязательно должен быть профсоюзным (см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней).

При отсутствии в организации каких-либо представителей работников работодатель принимает все локальные нормативные правовые акты в одностороннем порядке. Он имеет такую же возможность и при наличии представителей работников, если закон, подзаконный акт, коллективный договор или соглашение не оговаривают необходимость участия представительного органа работников при принятии конкретного акта работодателя в порядке его локального нормотворчества. В такой ситуации работодатель принимает данные акты самостоятельно, без участия представительных органов работников.

4. Исходя из упомянутой ранее иерархии нормативных правовых актов (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), закон объявляет лишенными юридической силы все локальные нормативные правовые акты работодателя, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, а также коллективным договором или соглашениями. Недействительными являются также локальные акты, принятые работодателем без учета мнения или с нарушением порядка учета мнения представительного органа работника (см. ст. 372 ТК РФ и комментарий к ней), когда на работодателя возложена соответствующая обязанность. В таких случаях прямому применению подлежат законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, как правило, улучшающие положение работника в сравнении с локальным нормативным правовым актом работодателя, не имеющим должной юридической силы.

ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НОРМ ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

С 1 февраля 2002 г. ТК РФ существенно изменены положения, касающиеся локальных нормативных актов (далее — ЛНА), принимаемых работодателем и содержащих нормы трудового права. Следует подчеркнуть, что вопреки сложившейся правовой традиции ТК РФ формально отделил коллективные договоры от ЛНА, поэтому данная статья ограничивается анализом нововведений лишь относительно ЛНА в так называемом узком смысле, то есть нормативных актов, принимаемых работодателем в одностороннем порядке.

Согласно ст. 22 ТК РФ одним из основных прав любого работодателя является право принимать ЛНА. Но нельзя забывать, что из ряда положений трудового законодательства ясно следует и обязанность принимать некоторые ЛНА (о таких ЛНА смотрите далее). В этой же статье ТК РФ первоочередно сформулирована и обязанность работодателя соблюдать такие ЛНА 1 .

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить каждого работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными ЛНА, имеющими отношение к трудовой функции работника (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Можно также утверждать, что согласно ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии любого ЛНА, связанного с его работой. Такие копии должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

То есть трудовое законодательство предусмотрело право работников на их полное и своевременное информирование об имеющемся и предполагаемом (для некоторых видов ЛНА) локальном нормативном регулировании, затрагивающем их права и обязанности в трудовых или тесно связанных с ними правоотношениях.

При этом работодатель принимает ЛНА, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ). Например, по общему правилу незаконно локально «урегулировать» вопросы обыска сотрудников, просмотра их почтовых и иных сообщений, поведения работников в нерабочее время, в том числе в отпуске (ввести запрет на посещение ресторанов-конкурентов, поездок в какие-либо страны) и т.д.

ЛНА, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, работодатель при принятии ЛНА, содержащих нормы трудового права, должен учитывать мнение представительного органа работников. Например, такой учет мнения необходим при принятии правил внутреннего трудового распорядка (ст. 189, 190 ТК РФ), графиков сменности (ст. 103 ТК РФ), ЛНА, устанавливающих, заменяющих или пересматривающих нормы труда (ст. 162 ТК РФ), ЛНА, устанавливающих системы оплаты и стимулирования (ст. 135, 144 ТК РФ), формы расчетного листка (ст. 136 ТК РФ), ЛНА о порядке разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), графика отпусков (ст. 123 ТК РФ), инструкций по охране труда (ст. 212 ТК РФ), графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ) и т.д. При этом «учет мнения» — это фактически удлинение процедуры принятия соответствующих ЛНА. Лишь в связи с добровольно взятыми на себя обязательствами по коллективному договору, соглашению может быть предусмотрено принятие ЛНА, содержащих нормы трудового права, по обязательному согласованию с представительным органом работников (то есть необходимо взаимное согласие).

ЛНА, принятый работодателем при недостижении согласия с выборным профсоюзным органом, может быть обжалован профорганом в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, более того, выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ 2 . В свою очередь, государственная инспекция труда при получении такой жалобы (заявления) обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного ЛНА.

Обращает на себя внимание тот факт, что в вышеуказанных примерах законодатель не всегда последователен в определении субъекта, мнение которого необходимо учитывать: в некоторых нормах обозначен только выборный профорган, в других — только представительный орган работников. Процедура же учета мнения установлена исключительно для выборного профсоюзного органа. Представляется целесообразным распространение всех положений (в том числе процедурных) об учете мнения профорганов при принятии ЛНА на любой представительный орган работников.

Из изложенного следует, что локальное нормативное регулирование, осуществляемое работодателем, является важным средством воздействия на поведение работников и представителей работодателя, а ошибки при их принятии могут привести к негативным для работодателя последствиям.

Неожиданно для очень многих российских работодателей новый ТК РФ требует скорейшего принятия новых ЛНА, а также пересмотра уже имеющихся.

Меры, которые необходимо предпринять для реализации новых правовых норм, должны быть быстрыми, действенными и полномасштабными. Отсутствие ряда локальных нормативных актов организации или искаженное, юридически дефектное отражение в них императивных норм трудового законодательства может привести к колоссальным убыткам компании от исков работников, к штрафам контролирующих органов и даже к привлечению должностных лиц к административной (по КоАП РФ — вплоть до дисквалификации) и уголовной ответственности (ненадлежащее регулирование вопросов охраны труда, защиты персональных данных работников и т.д.).

Установление адекватного баланса между требованиями ТК РФ, с одной стороны, а с другой — возможностями и пожеланиями администрации компании и ее кадровой службы надлежащим образом может обеспечить только специализированная юридическая помощь.

Для того, чтобы стало возможным дать предварительную оценку сложности и многогранности данной проблемы, приводим ЛНА, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем.

Акты, наличие которых обязательно:

1. Правила внутреннего трудового распорядка организации (как правило, приложение к коллективному договору).

2. Документы организации, связанные с защитой персональных данных работников, устанавливающие:

– порядок обработки персональных данных работников;

– права и обязанности работников в этой области;

– порядок хранения и использования персональных данных работников в организации;

– порядок осуществления передачи персональных данных работника в пределах одной организации;

– перечень специально уполномоченных лиц, которым разрешен доступ к персональным данным работников.

3. Штатное расписание.

4. График отпусков.

5. Форма расчетного листка.

6. ЛНА, регулирующий порядок индексации заработной платы.

7. Инструкции по охране труда для работников, документы организации, связанные с процедурными отношениями по охране труда, регламентирующие информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, ознакомление работников с требованиями охраны труда; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации и т.д.

Акты, наличие которых факультативно (ситуативно):

1. ЛНА, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда.

2. Графики сменности (как правило, приложение к коллективному договору), обязательные при сменной работе.

3. ЛНА, предусматривающий условия разделения рабочего дня на части.

4. ЛНА, предусматривающий условия проведения аттестации 3 .

5. Положение об оплате труда и стимулирующих выплатах 4 .

6. На условиях альтернативного урегулирования коллективным договором возможно принятие ЛНА, предусматривающих:

– список работ в ночное время;

– порядок и условия предоставления дополнительных отпусков;

– условия включения в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, периодов времени, не указанных в ТК РФ;

– дополнительные основания продления ежегодного оплачиваемого отпуска;

– порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, и т.д.

Особого внимания заслуживают Правила внутреннего трудового распорядка организации, своеобразная локальная «конституция» для трудовых отношений на предприятии.

Правила внутреннего трудового распорядка организации — это ЛНА организации, регламентирующий в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации (ст. 189 ТК РФ) 5 . В данном определении обращает на себя внимание фраза «и иные вопросы регулирования трудовых отношений». То есть если в ТК РФ указано, что какой-либо вопрос регулируется ЛНА, это можно сделать, например, правилами внутреннего распорядка.

В отличие от КЗоТ РФ 6 , ТК РФ установил, что Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Правила внутреннего трудового распорядка организации, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Исключительно Правилами внутреннего трудового распорядка организации определяются:

порядок введения суммированного учета рабочего времени;

перечень работ, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, а также места для отдыха и приема пищи;

виды работ, где необходимы специальные перерывы для обогревания и отдыха, а также продолжительность и порядок предоставления таких перерывов;

порядок предоставления выходных дней в различные дни недели поочередно каждой группе работников в организациях, приостановка работы в которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям.

Правилами внутреннего трудового распорядка организации могут определяться:

время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (также может регулироваться соглашением между работником и работодателем);

режим рабочего времени, а именно: продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику), работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней (или определяется коллективным договором);

перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (или коллективным договором);

продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем (или коллективным договором);

день выплаты заработной платы (или трудовым договором, или коллективным договором);

виды поощрений работников за труд, не указанные в ТК РФ и т.д. (или коллективным договором).

Таким образом, даже краткий обзор вопросов, подлежащих локальному регулированию в рамках конкретной организации, показал, что их решение требует повышенного внимания, осторожности и специальных правовых знаний. Объем работы, который предстоит проделать для этого, огромен, и представляется рациональным рассматривать вопрос о его распределении между кадровой службой организации и юристами.

Скорейшее принятие новых, а также пересмотр имеющихся ЛНА позволит существенно снизить риск привлечения к гражданской, административной ответственности, также к уголовной ответственности руководителя организации или других ответственных лиц (например, за правонарушения в сфере обеспечения охраны труда). Так, например, типичным нарушением является отсутствие или неправильное ведение локальной документации по охране труда водителей транспортных средств организации, а также сотрудников, работающих с ЭВМ, мониторами (видео-дисплейными терминалами) и т.д. Болезнь, травма, авария с данными работниками при ненадлежащем локальном регулировании указанных вопросов могут привести даже к уголовной ответственности руководителя организации, филиала, представительства и иного обособленного подразделения, иных ответственных лиц, например, по причинам неуведомления работодателем о необходимости делать периодические перерывы в работе, несоблюдения санитарных требований к площади помещений и т.д.

Проблема ЛНА, принимаемых работодателем и содержащих нормы трудового права, приобрела особую остроту в связи с вступлением с 1 июля 2002 г. нового Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в котором ч. 2 ст. 5.27 установила, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергавшимся административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. При этом согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Такое новое административное наказание, как дисквалификация, может быть применено к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Таким образом, можно сделать несколько итоговых выводов:

1. Правовое регулирование вопросов принятия ЛНА модернизировалось, усложнилось и требует оперативных и продуманных решений по оптимизации системы и содержания ЛНА у конкретных работодателей.

2. Увеличилось число обязательных к принятию для любого работодателя ЛНА.

3. В целом работодателю предоставлена расширенная свобода формирования содержания ЛНА, в первую очередь это касается введенного правомочия в одностороннем порядке принимать правила внутреннего распорядка.

4. Существенно усилена административная ответственность, в том числе за ненадлежащее локальное нормативное регулирование.

Д.И. Рогачев, канд. юрид. наук, преподаватель МГЮА, гл. юрист «Norman DL Associates»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2003.

Статья 21. Основные права и обязанности работника

Работник имеет право на:

заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;

подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;

обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Локальные нормативные акты работодателя — разберемся в нюансах

Появление внутренних кадровых документов в той или иной мере обусловлено требованиями законодательства. Но Трудовой кодекс РФ не дает сколь-либо определенного их перечня или четкого набора требований. Попробуем разобраться, что такое локальный нормативный акт и чем он отличается от остальных кадровых документов.

Напомним об основных признаках ЛНА

В определении понятия «локальные нормативные акты» (далее — ЛНА) большую роль играет ст. 8 ТК РФ. В ней оговорено, что это документы, которые создает организация в рамках своих компетенций с опорой на нормы трудового законодательства. Еще один важный момент — локальные нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение для всех или нескольких работников. Это значит, что приказ об отпуске на конкретного работника, трудовой договор или график сменности нельзя рассматривать как ЛНА.

ЛНА имеют подзаконный характер, конкретизируют нормы федерального законодательства, уточняют особенности работы у определенного работодателя или на определенной должности. Эти документы позволяют автоматизировать и унифицировать многие процессы в организации.

Очень важно помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работника в сравнении с нормами централизованного законодательства. Например, в Правилах внутреннего трудового распорядка может быть предусмотрен увеличенный дополнительный отпуск определенным категориям работников, но ни в коем случае отпуск не может быть меньше установленного законом.

При этом локальные нормативные акты работодателя должны быть доведены до сведения работника под роспись. Если он не исполняет положений кадрового документа, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Организации в случае нарушений грозит административная ответственность.

Издавать и утверждать ЛНА могут и обязаны работодатели — юридические лица и индивидуальные предприниматели, если они не относятся к микропредприятиям.

Важно! С 2017 года микропредприятия могут отказаться от утверждения всех или нескольких ЛНА. Такое право им предоставляет новая глава ТК РФ — гл. 48.1 (Федеральный закон от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Напомним, что критерии для микропредприятий не так давно тоже претерпели изменения (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 29.12. 2015 № 408-ФЗ).

А конкретнее?

Как мы уже сказали, точного перечня локальных нормативных актов не существует, как нет и указаний на то, какие из них являются обязательными. В этом основная сложность работы с кадровыми документами.

Можно выделить условно обязательные. Это те, наличие которых прописано в Трудовом кодексе, их чаще всего и запрашивают надзорные органы при проверке. К таким ЛНА можно отнести Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ), Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).

Однако способов оформить требования трудового законодательства может быть несколько, отсюда и вариативность в списке документов. Например, в ТК РФ прописано требование обозначить основные трудовые функции при приеме человека на работу. Работодатель может сделать это двумя способами: вписать их в трудовой договор или ознакомить нового сотрудника с должностной инструкцией.

Кроме того, большое значение имеет и специфика деятельности предприятия или отдельных категорий его сотрудников: работа, требующая обязательного медосмотра, деятельность, связанная с коммерческой тайной, и пр. В такой ситуации определить, какие из документов являются обязательными для работодателя, а какие факультативными, очень сложно.

Ниже представлен список локальных нормативных актов, которыми должны/могут пользоваться работодатели, чтобы регулировать трудовые отношения с работником. Это общие документы, действие которых распространяется на весь коллектив или на некоторые категории работников:

  1. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
  2. Положение о коммерческой тайне (Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).
  3. Должностные инструкции (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0) — документ нужен, если трудовые функции не прописаны в трудовых договорах.
  4. Положение об оплате труда работников, Положение о премировании и материальном стимулировании работников (раздел VI ТК РФ).
  5. Положение об обработке персональных данных работников (ст. 86 ТК РФ).
  6. Положение об охране труда (раздел X ТК РФ).
  7. Инструкции по электробезопасности, пожарной безопасности и охране труда (раздел X ТК РФ).
  8. Штатное расписание (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).
  9. График отпусков (ст. 123 ТК РФ, Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1) — точки зрения на этот документ расходятся, чуть ниже мы поясним ситуацию.

Обратите внимание, должностные инструкции долгое время составлялись на основе ЕТКС. Сейчас идет процесс утверждения профессиональных стандартов. Для определенных профессий они уже являются обязательными. В остальных случаях профстандарты могут стать хорошей основой для разработки должностных инструкций.

Перечень локальных нормативных актов может быть дополнен положениями об отпусках, командировках, об аттестации персонала и пр. в соответствии с потребностями работодателя.

Широкое поле для трактовок Трудовой кодекс РФ оставляет и в отношении штатного расписания. Работодатель не обязан знакомить с ним работника, однако в письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1 говорится, что штатное расписание все же входит в группу локальных нормативных актов. Та же ситуация складывается с графиком отпусков. В любом случае руководитель должен помнить, что это обязательные кадровые документы, их наличие обусловлено требованиями федерального законодательства.

Стройте штатное расписание и график отпусков в программе Контур-Персонал.

Очень часто к локальным нормативным актам работодателя относят коллективный договор и отраслевые соглашения, меж тем гл. 7 ТК РФ прямо указывает на то, что они являются правовыми актами и регулируют социально-трудовые отношения.

Разработать, утвердить, согласовать

Локальные нормативные акты имеют определенный порядок оформления, который устанавливается внутренним приказом руководителя. В разработке ЛНА могут принимать участие разные специалисты, включая руководителей профильных подразделений: вопросы оплаты труда курирует бухгалтер или экономист, правила внутреннего распорядка составляются при участии кадровика и пр.

После того как подробно прописаны все детали, документ должен быть согласован с другими структурными подразделениями. Свои замечания специалисты передают в письменной форме.

Трудовой кодекс утверждает правило согласовывать локальные акты еще и с профсоюзной организацией или с представительным органом работников (ст. 372 ТК РФ). В течение пяти дней их представители могут выдвинуть свои предложения в письменной форме. Но надо помнить, что эти формирования являются добровольными, на предприятии их может не быть. В таком случае документы руководитель утверждает самостоятельно.

Как правильно составить ЛНА

Трудовое законодательство не утверждает четких требований и к тому, как следует оформлять локальные нормативные акты. В большей степени это зависит от содержания конкретного документа. Однако руководителю предприятия и специалисту кадровой службы стоит ориентироваться на ГОСТ Р6.30-2003, в котором изложены требования к организационно-распорядительным документам, которые актуальны и для ЛНА.

Бланк локального нормативного акта содержит:

  • название организации согласно учредительным документам;
  • наименование документа (положение, правила и пр.);
  • номер документа, дата и место его утверждения либо документ, которым он был утвержден;
  • виза согласования, если документ согласовывался с вышестоящими организациями;
  • специальная отметка, если есть приложения к документу;
  • виза утверждения руководителем;
  • дата, когда документ вступает в силу, если она отличается от даты подписания и если это не прописано в документе, который утверждает ЛНА.

И не забудьте о главном

Статья 22 ТК РФ обязывает работодателя под роспись знакомить работников с локальными нормативными актами, связанными с их трудовой деятельностью. Большинство кадровых документов сотрудник изучает в момент принятия на работу (ст. 68 ТК РФ).

В ходе трудовой деятельности работник тоже знакомится с документами в тех случаях, когда:

  • на предприятии утвержден новый локальный нормативный акт, касающийся непосредственно этого человека;
  • изменившиеся условия труда работника требуют дополнительно урегулировать трудовые отношения.

Утвержденного порядка, как знакомить персонал с ЛНА, нет. Работодатель может выбрать любой из вариантов:

  • оформить отдельный журнал ознакомления работников с локальными документами;
  • к каждому ЛНА в качестве приложения составить лист ознакомления;
  • в качестве приложения к трудовому договору подготовить перечень ЛНА, с которыми знакомится сотрудник.

В части локальных нормативных актов работодателя в трудовом законодательстве множество неурегулированных моментов, тем сложнее задача специалиста кадровой службы. От того, насколько полно и правильно составлены документы, соблюдены все процедуры оформления, зависит решение многих спорных вопросов. Разработка локальной нормативной документации — это не только обязанность работодателя, но и его «страховка» от конфликтов с недобросовестными работниками.

Локальные нормативные акты: требования законодательства

Автор: Е. В. Давыдова

Какие документы считаются локальными нормативными актами? Какие виды локальных актов выделяются? Что относится к обязательным локальным актам? На какой срок они могут утверждаться? В каких случаях локальный акт необходимо согласовывать с представительным органом работников? Что считается таким органом? В каком порядке осуществляется согласование? Каковы требования к оформлению локальных актов и их хранению? В каком порядке в них вносятся изменения?

В предыдущем номере нашего журнала мы рассказывали о таких документах, регулирующих отношения между работниками и работодателем, как соглашения в сфере труда. А сейчас поговорим о документах не менее важных, но которые, в отличие от соглашений, есть в каждой организации – это локальные нормативные акты. Разрабатывает и утверждает локальные акты работодатель. Однако в некоторых случаях участие в этом принимают и работники – через их представительный орган или профсоюз. О том, какие требования предъявляются к локальным нормативным актам, как они разрабатываются, в каком порядке согласовываются, утверждаются и в каком порядке происходит ознакомление с ними работников, расскажем в статье.

Локальные акты и их виды

Исходя из ст. 8 ТК РФ локальный нормативный акт (далее – ЛНА) можно определить как внутренний документ организации, принимаемый работодателем в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, при принятии ЛНА необходимо учитывать мнение представительного органа работников. При этом согласование должно осуществляться только в порядке ст. 372 ТК РФ. Иначе ЛНА не подлежат применению. Кроме того, положения ЛНА не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

ЛНА обязательны для применения как работниками, так и работодателями. За несоблюдение положений ЛНА работниками они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Нарушение же работодателем положений ЛНА чревато для него привлечением к административной ответственности и судебными разбирательствами.

К ЛНА относятся положения, порядки, инструкции и т. п. При этом по некоторым признакам ЛНА можно разделить на различные виды, которые представим в виде схемы.

Обязательные ЛНА

К обязательным относятся ЛНА, наличия которых требует трудовое законодательство, в частности:

  • правила внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 189 ТК РФ);
  • документ, устанавливающий систему оплаты труда (положение об оплате труда) (ч. 4 ст. 135 ТК РФ);
  • документ, определяющий порядок аттестации (ч. 2 ст. 81 ТК РФ);
  • документ, регламентирующий порядок хранения и использования персональных данных работников, например положение о персональных данных работников (п. 8 ст. 86 ТК РФ);
  • акт, содержащий перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (например, положение о ненормированном рабочем дне), если работникам организации трудовым договором установлен такой режим (ст. 57, 101 ТК РФ);
  • акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • акт, устанавливающий порядок и условия прохождения работниками подготовки или получения дополнительного профессионального образования, если работодатель принимает решение о необходимости направления работников на учебу, переобучение или повышение квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ);

Нормы о режимах рабочего времени могут быть утверждены отдельным документом либо включены в ПВТР.

  • правила и инструкции по охране труда (ч. 2 ст. 212 ТК РФ);
  • уставы и положения о дисциплине, введенные федеральными законами (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) (например, Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396).

Вместо того, чтобы создавать отдельные ЛНА, можно включить в соглашения, коллективные или трудовые договоры те или иные положения, например, о конкретных размерах платы за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ).

Помимо обязательных ЛНА, по желанию работодателя в организации могут быть разработаны собственные ЛНА, не предусмотренные законодательством. Например, положение о добровольном медицинском страховании.

Срок и сфера действия ЛНА

Сроки действия ЛНА Трудовым кодексом не установлены, поэтому они могут быть бессрочными или принятыми на определенный период.

В силу ст. 12 ТК РФ ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие ЛНА, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

ЛНА либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи:

  • с истечением срока действия (если срок был установлен);
  • с отменой (признанием утратившими силу) данного ЛНА либо отдельных его положений другим ЛНА;
  • с вступлением в силу закона или иного акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

В статье 13 ТК РФ сказано, что принимаемые работодателем ЛНА действуют в отношении сотрудников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

И здесь возвращаемся к видам ЛНА в зависимости от сферы их действия. Как было отмечено, ЛНА не обязательно распространяются на всю организацию или всех работников организации. Например, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о персональных данных действуют в отношении всего персонала. А вот положение о структурном подразделении – только на работников этого подразделения.

Действие ЛНА может распространяться на определенные категории сотрудников. Например, ЛНА о выездном характере работы распространяется только на сотрудников, которым такой характер работы установлен, а положение о дополнительных отпусках – только на тех, кому отпуска предоставляются.

Когда нужно учитывать мнение представительного органа работников?

Как уже было сказано, в некоторых случаях при принятии ЛНА работодатель должен учесть мнение представительного органа работников. Прежде всего это случаи, прямо установленные Трудовым кодексом. Но они могут быть установлены и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Итак, мнение представительного органа требуется при принятии ЛНА, устанавливающих:

  • порядок проведения аттестации работников (ст. 81 ТК РФ);
  • перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ);
  • разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ);
  • систему оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);
  • конкретные размеры повышения оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);
  • конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);
  • введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);
  • правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ);
  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК РФ);
  • порядок применения вахтового метода (ст. 297 ТК РФ), в том числе возможность увеличения продолжительности вахты с одного до трех месяцев (ст. 299 ТК РФ).

На практике таких ЛНА обычно меньше, поскольку в одном акте могут быть объединены несколько случаев, требующих согласования с представительным органом, например, положение, устанавливающее систему оплаты труда, может включать в себя и конкретные размеры повышения оплаты труда, в том числе в ночное время.

Правила внутреннего трудового распорядка, которыми определяется в том числе режим труда и отдыха работников организации, также могут регламентировать вопросы, требующие согласования с профсоюзом, такие как введение и отмена режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ), привлечение к сверхурочной работе в случаях, не предусмотренных ст. 99 ТК РФ.

Обратите внимание, что в силу вышеперечисленных положений Трудового кодекса некоторые ЛНА требуется согласовывать не с представительным органом работников, а с выборным органом первичной профсоюзной организации, в частности ЛНА, устанавливающие разделение рабочего дня на части и порядок применения вахтового метода. В связи с этим возникает вопрос: как осуществляется согласование, если в организации есть профсоюз, а нет представительного органа работников (и наоборот)?

Представителями работников в отдельно взятой организации в силу ст. 29 ТК РФ являются первичные профсоюзы. Если же такового нет или он не объединяет более половины работников данного работодателя и не уполномочена представлять интересы всех работников, на общем собрании работников может быть избран иной представитель или представительный орган (ст. 31 ТК РФ).

Отвечаем на поставленный вопрос: представлять интересы работников при согласовании ЛНА может и профсоюз, и иной представительный орган. И если выборный орган первичной профсоюзной организации отсутствует, интересы работников будет защищать иной представительный орган.

Сразу возникает еще один вопрос: если в организации нет ни того, ни другого органа, должен ли работодатель предложить работникам его создать для согласования ЛНА?

Поскольку профсоюз является добровольным объединением, для его создания необходимо в первую очередь волеизъявление самих работников и иных лиц, которые могут быть членами профсоюза. Аналогичный подход применяется к созданию иного представительного органа работников. Кроме этого, Трудовой кодекс не содержит норм, устанавливающих обязанность работодателя по созданию представительных органов, как и норм, ограничивающих право работодателя издавать ЛНА при отсутствии в учреждении профсоюза или иного представительного органа работников.

Соответственно, если работниками организации не образован профсоюзный или иной представительный орган, все ЛНА работодатель принимает самостоятельно.

Некоторыми нормативными правовыми актами рекомендовано при формировании локальных актов организации создавать рабочие группы из числа работников. В частности, Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 № 425н[1] предложено при организации работы по формированию примерного положения об оплате труда федеральным государственным органам и учреждениям создавать рабочие группы из числа специалистов главного распорядителя средств федерального бюджета, руководителей и работников финансового, экономического, правового и кадрового подразделений подведомственных учреждений соответствующего типа и представителей профессиональных союзов, других независимых экспертов.

Порядок согласования ЛНА

Прежде всего отметим, что порядок разработки и утверждения ЛНА работодатель определяет сам, закрепив его в соответствующем документе, которым также может быть ЛНА или другой документ (например, приказ).

А вот процедура согласования с представительным органом работников регламентирована ст. 372 ТК РФ.

Итак, работодатель перед утверждением ЛНА должен направить его проект и обоснование по нему в представительный орган работников.

Принятие ЛНА по согласованию с представительным органом работников в случаях, не установленных Трудовым кодексом, может предусматриваться коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК РФ).

Получив эти документы, представительный орган не позднее пяти рабочих дней со дня их получения должен направить работодателю ответ с мотивированным мнением по проекту в письменной форме. Если данное мнение не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, у работодателя есть два варианта действий:

  • он может согласиться с мнением и принять акт, скорректировав его;
  • если его данное мнение не устраивает, в течение трех дней после получения мнения работодатель может провести с представительным органом дополнительные консультации в целях формирования взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. Однако в таком случае представительный орган может обжаловать решение работодателя в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Кроме этого, представительный орган имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном гл. 61 ТК РФ.

На основании жалобы (заявления) представительного органа государственная инспекция труда в течение одного месяца со дня ее получения проводит проверку в организации. В случае выявления нарушения она выдает работодателю предписание об отмене указанного ЛНА, обязательное для исполнения.

Требования к оформлению ЛНА

Несмотря на то, что трудовым законодательством специальных требований к оформлению ЛНА не установлено, есть ряд нормативных документов, устанавливающих подобные требования. В первую очередь это ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»[2] (далее – ГОСТ).

Согласно ГОСТ для изготовления любых видов документов, кроме писем, используется бланк, который содержит:

  • наименование организации. Указывается в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (дата утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа;
  • визу согласования, если ЛНА проходил согласование с представительным органом работников или другими органами;
  • отметку о наличии приложений. Она делается в конце документа (например, «Приложение: лист ознакомления работников с Положением на 10 л. в 1 экз.») и на самом приложении в правом верхнем углу (например, «Приложение № 1 к Положению о персональных данных работников ГБУ «Центр социальной помощи» от 13.01.2015»).

Структура локального акта, как правило, состоит из трех разделов: общие положения, основная часть и заключительные положения. Согласно п. 4.7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов», утвержденных Росархивом, тексты документов, регулирующих деятельность организации (положение, должностная инструкция и т. д.), состоят из разделов, пунктов и подпунктов. Каждый раздел должен иметь соответствующий номер и заголовок.

Страницы документа нумеруются со второй страницы. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа.

Заключительный момент оформления – утверждение ЛНА руководителем организации. Гриф утверждения ставится в правом верхнем углу. Акт может утверждаться приказом работодателя или личной подписью руководителя организации. Приведем образец визы согласования и утверждения.

Гриф утверждения с личной подписью руководителя должен быть заверен печатью организации.

Порядок ознакомления

Итак, утвержденный ЛНА следует зарегистрировать в соответствующем журнале с присвоением порядкового номера и указанием даты введения в действие. Напомним, что ЛНА вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом акте.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Принимаемых на работу ознакомить с ЛНА нужно до подписания трудового договора. При этом необходимо учитывать, что с содержанием утвержденного ЛНА должны быть ознакомлены те работники, на которых он распространяется.

Ознакомление может осуществляться путем оформления листов ознакомления в виде приложения к ЛНА, журнала ознакомления или любым другим способом. Приведем примерный образец журнала ознакомления.

Хранение локальных актов

Оригиналы ЛНА хранятся в одном месте. Как правило, это отдел кадров или канцелярия. Для структурных подразделений организации целесообразно сделать копии.

Что касается сроков хранения, в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558, ЛНА хранятся в организации постоянно.

Изменения в локальных актах

Поскольку в трудовое законодательство периодически вносятся те или иные изменения, изменять следует и положения ЛНА. Делать это можно путем утверждения самих изменений, оформленных в такой же форме, как сами акты. Если изменений много, удобнее утвердить новый ЛНА, а старый отменить. Для этого необходимо издать приказ, образец которого приведем ниже.

Порядок изменения ЛНА будет тем же, что и при их принятии. Если ЛНА принимался с учетом мнения представительного органа работников, то и изменения в нем должны пройти процедуру согласования ст. 372 ТК РФ.

Если изменения положений ЛНА повлекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора (оплаты труда, режима рабочего времени и т. п.), необходимо получить согласие работника, предварительно уведомив его об этом за два месяца. Если работник не согласен с такими изменениями, работодатель может внести их в одностороннем порядке, руководствуясь ст. 74 ТК РФ, если изменения вызваны изменением организационных или технологических условий труда в организации.

Не забудьте ознакомить работников с такими изменениями под роспись.

Итак, руководствуясь трудовым законодательством и практикой его применения, можно выделить несколько этапов разработки локальных актов: разработка проекта ЛНА, согласование ЛНА с должностными лицами организации в соответствии с внутренними инструкциями, учет мнения представительного органа работников (в предусмотренных законодательством случаях), утверждение ЛНА и, наконец, введение ЛНА в действие.

И практически на каждом этапе существуют определенные требования, которые работодатель должен соблюдать. Так, при разработке ЛНА следует в первую очередь руководствоваться нормами трудового законодательства (а также соглашений и коллективных договоров) и помнить, что ЛНА не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленным этими нормами. При согласовании с профсоюзом надо четко соблюдать процедуру, предусмотренную ст. 372 ТК РФ, а при введении в действие ЛНА учитывать, что если с принятием данного акта изменяются организационные или технологические условия трудового договора с работников, то в силу ст. 74 ТК РФ он может вводиться в действие не ранее чем через два месяца после ознакомления работников с их содержанием. Кроме того, вовремя ознакомьте работников с ЛНА и изменениями в них, обеспечив подтверждение такого ознакомления.

[1] «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями – главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений».

[2] Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст.