Конспект права и обязанности граждан 7 кл

Конспект урока по обществознанию На тему «Права и обязанности граждан»

2 Права и обязанности граждан

Цель урока: Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.

1. Пополнить и расширить знания учащихся о правах и обязанностях граждан;

2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока

3. Способствовать воспитанию у учащихся высокого уровня правовой культуры

Тип урока: комбинированный

I Организационный момент

II Актуализация знаний: кроссворд Слайд 1

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами. 2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 3. Последовательность действий. 4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах. 5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности. 6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.19 8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм. 9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

Ответы к кроссворду 1. Обряд 2. Манеры 3. Привычка 4.Правило 5 Ритуал 6. Право 7. Обычаи 8. Санкции 9. Этикет

I Мотивационно-целевой этап.

Выделенное слово в кроссворде – декларация. Что это? Ответы учеников

Слайд 2 , ребята смотрят на картинку читают четверостишие и определяют о чем пойдет речь на уроке (о правах).

Учитель: только права существуют у людей? они могут делать все что хотят? (у людей еще существуют обязанности. Записывают тему урока: Права и обязанности граждан.

III Введение в материал:

Мы к будущему готовимся.

И сердце стучит: пора!

И взрослыми мы становимся

Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими

В грядущие времена.

Как клятву произносящими

«Я твой гражданин, страна!»

Вопрос к классу: чем гражданин отличается от обычного человека. (у гражданина есть такие права и обязанности которых нет у человека).

IV Изучение нового материала

Мы уже знаем что в основе жизни человека лежит удовлетворение определенных потребностей. Потребности у людей бывают разные. Но каждому человеку необходимы пища, воздух, жилище, тепло, уважение и забота. То есть у людей существуют общие потребности. То есть каждый человек нуждается в определенных условиях, необходимых для протекания его жизнидеятельности. А для этого человек должен быть наделен определенными правами, то есть у человека должна быть возможность делать что-либо для того чтобы поддерживать условия своего существования.

Что же такое права?

Слайд 6 Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

1) гражданские это исходные права, без признания которых нет смысла говорить о правах человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, честь и достоинство)

2) Политические права (право на возможность участия граждан в политической жизни страны)

3) Экономические (право на труд, быть собственником, наследовать имущество)

4) Социальные (право на образование, на жилище, на медицинское обслуживание)

5) Культурные (право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям)

Слайд 8 Признаки прав человека:

1) всеобщий характер ( независимо от пола, расы, вероисповедания, политических взглдов, социального происхождения каждый имеет одинаковые права)

2)неотчуждаемыый характер (принадлежать всем гражданам, их ненужно, покупать, зарабатывать)

3) неделимый характер (каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других прав).

Давайте вспомним стихотворение о царе солтане (ПУШКИН)

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Какие права нарушены? ( , здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.)

Слайд 9-11 В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

2 Кто и как обеспечивает наши права?

Слайд 12 Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

соблюдать их на своей территории;

принимать законы, гарантирующие каждому его права; ( Федеральный закон . «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Рассмотрим гарантии права на образование

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

3 Где проходит граница твоих прав.

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. Слайд 13

Пользуясь своими правами мы не должны нарушать права других, (громко слушать музыку). Каждый человек имеет право на свободу мысли и слова.Но это не значит что мы вправе говорить заведомую ложь или распространять сведения, унижающие честь и достоинство другого человека.

Что здесь лишнее и почему?

— Право на жизнь, на свободную, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство

.- Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище.

Урок 2. 4 Нет прав без обязанностей. Практически все люди знают свои права лучше чем обязанности, часто люди вообще забывают о своих обязанностях. например каждый имеет право на пользования учреждениями культуры (ходить в музеи, театр или посещать библиотеку. Но также в наши обязанности входит сохранение исторического и культурного наследия. Все ли мы соблюдаем эти обязанности. Для этого нужно вспомнить никто ли не рисовал в книгах, повреждал музейные экспонаты, делал определенные пометки на памятниках?)

Слайд 15 Граждане Российской Федерации обязаны

соблюдать конституцию и другие законы РФ

Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей

платить законно установленные налоги и сборы

беречь памятники истории и культуры

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

Слайд16-17 международные документы о правах ребенка

Слайд 18 До 14 лет ты уже имеешь право

давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)

Слайд 19 Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможность

выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчивается)

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Закрепление: Слайд 21 соотнесите

2. Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— право на получение образования;

— право на владение имуществом.

3. 1)Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке : Слайд 22

— право на неприкосновенность жилища;

— право на справедливый суд;

4 К какой сказке относится вторая иллюстрация?

1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

Права и обязанности граждан. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс (ФГОС-2)

Презентация по обществознанию «Права и обязанности граждан» предназначена для учителей и учащихся 7 класса (УМК Л.Н. Боголюбова), академический учебник, ФГОС-2. Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Обществознание. 7 класс» раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан. Урок-презентация по обществознанию, 7 класс (ФГОС-2)»

Обществознание, 7 класс

Права и обязанности граждан

Д.З.: § 2, ?? (с.21), задания (с.21-22), «Вспомним» к § 3

  • Сформировать у учащихся понимание, что права человека принадлежат каждому от рождения и закреплены в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.
  • Познакомить школьников с конституционными правами и обязанностями граждан РФ, механизмами реализации и защиты прав и свобод человека, особенностями правового статуса несовершеннолетних.
  • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение ориентироваться в сфере нравственно-этических и правовых отношений; работать с научными понятиями; учитывать различные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

  • Характеризоватьконституционные права и обязанности гражданРФ.
  • Анализироватьнесложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.
  • Называтьправа ребёнка и характеризовать способы их защиты.
  • Приводитьпримеры защиты прав и интере­сов детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Раскрыватьособенности правового статуса несовершеннолетних.

  • права человека;
  • гражданские права;
  • политические права;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные права;
  • документы о правах человека;
  • характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый);
  • обязанности человека;
  • Конституция РФ;
  • Конвенция о правах ребёнка

  • Какие правила людей существуют?
  • Что такое привычка? Приведи примеры групповых и индивидуальных привычек.
  • Что тебе известно об обычаях и ритуалах? Приведи примеры.
  • Зачем в обществе существуют правила этикета?
  • Как себя вести в социальных сетях?

Изучение нового материала

  • Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.
  • Конституционные обязанности гражданина.
  • Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
  • Права ребёнка и их защита.
  • Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Особенности правового статуса несовершеннолетних

  • О каких правах человека и гражданина вы знаете?
  • Какие права ребёнка тебе известны?
  • Какие права и свободы являются основными?
  • Почему они названы неотчуждаемыми?
  • Зачем нужно говорить об этом в Основном законе страны?

Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.,

Международные пакты о правах человека, 1966 г.:

  • неделимый характер прав человека

— закрепление прав на своей территории ,

придача им обязательной силы

Право — это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а обязанность — это то, что граждане гарантируют дать своему государству

Конспект права и обязанности граждан 7 кл

Глава II. Человек и закон

Урок «Права и обязанности граждан» (§ 6)

Назначение данной темы состоит в формировании на доступном семиклассникам уровне знаний о правах и обязанностях гражданина.

Напомним, что частично вопрос об обязанностях гражданина уже рассматривался в курсе 6 класса. Изучение данной темы в 7 классе имеет пропедевтический характер: более обстоятельный разговор о правах и об обязанностях предстоит в 9 классе.

Урок нацелен на формирование у учащихся понимания того, что права человека, во-первых, принадлежат каждому от рождения; во-вторых, они закрепляются в законах, в которых особое внимание уделяется юридическим гарантиям прав и свобод.

Задачи урока: раскрыть смысл понятия «права человека»; познакомить с основными группами прав человека и гражданина; объяснить, чем ограничены права одного человека; углубить представление об обязанностях гражданина; сформировать понимание единства прав и обязанностей.

Занятие рассчитано на 2 часа.

План изучения нового материала

1. Права человека.

2. Кто и как обеспечивает твои права.

3. Где проходит граница твоих прав.

4. Единство прав и обязанностей.

При подготовке к уроку целесообразно использовать документы: Конституция РФ (Гл. 2); Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция ООН о правах ребёнка.

На любом этапе урока может возникнуть сложная ситуация, если дети будут приводить примеры нарушения прав человека. Советуем учителю не игнорировать такие вопросы, предоставить детям возможность задуматься о них.

Учитель может дать такой комментарий:

Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности страны и безопасности государства.

Все это — по букве закона. Но, разумеется, надо иметь в виду, что в жизни всегда возможны какие-то попытки отдельных чиновников, администраторов любых уровней и лиц, считающих себя крупными начальниками, воспрепятствовать нормальному осуществлению твоих прав и свобод. Увы, за свои права, даже самые что ни на есть фундаментальные и конституционные, почти всегда приходится бороться.

Урок по данной теме можно начать с опроса. Школьники отвечают на вопросы рубрики «Вспомни».

Затем класс приступает к изучению пункта 1 плана. Возможно использование задания рубрики «Обсудим вместе» в качестве проблемного. Это позволит определить уровень имеющихся исходных представлений учащихся. Целесообразно в ходе урока поэтапно выполнять задание, расширяя и углубляя представления учащихся, а затем в конце изучения темы вернуться к нему и ответить на все поставленные вопросы, подводя тем самым итог изученному материалу.

Логика подачи материала в параграфе подводит учителя к необходимости активного привлечения внутрикурсовых связей. Так, понятие «права человека» вводится с опорой на уже знакомое учащимся понятие «потребность».

В более подготовленном классе может быть предложено задание: составьте список того, что необходимо, по вашему мнению, всем людям для их благополучия и здоровья, независимо от их места жительства, достатка и т. п.

Учитель записывает на доске предложения учащихся в пять столбиков, условно выделяя гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права. Когда список будет закончен, учитель предлагает определить, всё ли из перечисленного может быть отнесено к потребностям человека, корректируя при необходимости ответы учащихся. Затем можно предложить детям определить принцип, по которому записаны названные семиклассниками потребности в тот или иной столбик.

Выполнение этого задания поможет объяснить идею о том, что в основу разных групп прав человека положена общность потребностей людей.

Одновременно ученики приходят к пониманию того, что все права имеют естественный характер, т. е. принадлежат человеку в силу его рождения. В подкрепление этой идеи можно привести из учебника высказывание Дж. Локка и предложить детям задание: можно ли сказать, что идея о естественном характере прав человека была определяющей для всех государств на протяжении всей истории человечества, и в подтверждение своей точки зрения привести примеры.

Дети, как правило, опираясь на знания из курса зарубежной и отечественной истории, дают отрицательный ответ и в качестве примера рассказывают о рабстве и крепостничестве.

Если ученики не могут привести конкретные примеры, то учитель может, например, рассказать о русской помещице Дарье Салтыковой, чьё имя стало нарицательным («Салтычиха»). Если помещице не нравилось, как крепостная девушка мыла пол, она могла начать бить её тем, что попадалось под руку: поленом, скалкой, раскалённым утюгом. Часто она прибегала к особо изощрённым зверствам: привязывала раздетых крепостных на морозе; морила их голодом; обваривала кипятком; беременных женщин била ногами в живот; до смерти замучила двух двенадцати летних девочек. Долгое время крестьяне ничего не могли предпринять против помещицы. Когда было проведено следствие, помещицу обвинили в 38 доказанных убийствах (75 убийств не было доказано). Она была приговорена к смертной казни, которую потом заменили заключением, 33 года она провела в монастырской тюрьме.

Учитель помогает детям понять, как важен даже сам факт признания того, что все люди рождаются свободными, имеющими права. Но этого недостаточно для того, чтобы соблюдение прав человека стало обязательным правилом для всех. Поэтому люди и стали с древних времён задумываться о правах человека.

Самое раннее упоминание о правах и о защите прав человека мы находим в Ветхом Завете. Это десять заповедей, которые должен соблюдать человек.

Подобные типы моральных наставлений существовали и в других религиях, других цивилизациях. Отдельные права, появившись у одной цивилизации, вскоре завоёвывали уважение и получали законный статус у других народов. Некоторые, наоборот, либо не признавались, а порой осуждались, либо предавались забвению. Например, суды присяжных, участие в голосовании широко применялись в отдельных цивилизациях, тогда как смертная казнь, принудительный труд многими обществами отвергались. Каннибализм был до недавнего времени принят в некоторых регионах мира. В отдельных странах до сих пор сохраняется рабство, тяжёлая, низкооплачиваемая работа существует везде. В соответствии с международными декларациями это нарушение прав человека.

Важным способом защиты прав человека остаётся кодификация (формулирование) и публикация законов (или Свода законов). Первый Свод законов (законы Хаммурапи) появился в Вавилоне около 4000 лет назад.

Далее учитель перечисляет исторические вехи — основные документы по правам человека — и предлагает детям вспомнить, какие права и обязанности были у граждан Древних Афин.

В Афинах в 594 г. до н. э. архонтом, наделённым широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок, был избран Солон, осуществивший ряд реформ.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия (реформа долгового рабства). Она освободила массу должников и запретила личную кабалу, продажу несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счёт и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что был введён запрет давать взаймы под залог «тела».

Большое значение имело создание суда присяжных — гелиэи.

Наибольшего расцвета афинская демократия достигла при Перикле (V в. до н. э.). Именно ему принадлежит первая характеристика демократии как государственного строя, при котором осуществляется равноправие:

«Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве граждан. По отношению к частным лицам наши законы предоставляют равноправие для всех. »1.

Полноправными афинскими гражданами считались лишь те лица, у которых и мать, и отец были гражданами Афин. По достижении 18 лет они зачислялись в списки членов дома. Гражданское полноправие включало совокупность определённых прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, Совете, выборных органах), право на почитание и защиту отечественных богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь своё имущество, трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов2.

Далее, опираясь на материал рубрики «Путешествие в прошлое», учитель может подвести учеников к пониманию того, что вопрос о правах человека не может рассматриваться как внутреннее дело каждого государства и тем самым обосновывается как необходимость принятия международных документов.

Изучение второго пункта плана учитель может начать с обращения к учащимся, в котором скажет, что в 9 классе они более подробно познакомятся с содержанием Всеобщей декларации прав человека. В нынешнем учебном году им предстоит уяснить, почему закрепление прав в национальном законодательстве является необходимым.

Для того чтобы дети смогли лучше понять это, желательно выяснить, как они понимают само слово «закреплены», предложить детям назвать синонимы этого слова, затем, корректируя их ответы, объяснить его юридическое понимание.

Учитель предлагает детям поэтапно проследить путь законодательного закрепления прав человека:

Всеобщая декларация прав человека

Международные пакты о правах человека

Основной закон (Конституция)

Далее возможно введение понятия «права человека». В зависимости от уровня подготовки класса учитель либо предлагает детям самостоятельно сформулировать понятие, либо сам формулирует его определение. Но в любом случае важно обратить внимание детей на то, что права человека принадлежат каждому от рождения, т. е. имеют естественный характер; закрепляются в законе, тем самым очерчивая границы дозволенного поведения.

Для закрепления изученного материала можно предложить выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома».

В качестве домашнего задания можно предложить ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» и выполнить задания 2, 3 «В классе и дома».

Второй урок по данной теме может быть организован следующим образом. Вначале целесообразно проверить выполнение домашнего задания. В частности, по заданию 2 можно предложить обсудить следующие вопросы: изменились ли ваши представления о наиболее важных правах человека? Есть ли какие-нибудь права, которыми вы хотели бы дополнить окончательный список? Назвал ли кто-нибудь какое- либо право, не упоминавшееся ни в одном из списков?

Желательно выяснить, с какими трудностями столкнулись дети при выполнении заданий и чем они были вызваны.

Третий пункт плана изучается на основе фрагмента текста учебного пособия «Где проходит граница твоих прав».

В более подготовленном классе можно предложить вариант игры «Турпоход» (эта игра широко используется в зарубежной школе при изучении вопроса о правах человека). Предлагаемый вариант разработан на основе адаптации текста игры3.

Учитель предлагает вниманию детей следующую ситуацию:

Представьте, что вы собираетесь со своими друзьями в поход. Вам рассказали о чудесном месте — лесной поляне недалеко от озера. В течение нескольких недель вы готовились к походу, и вот наконец пришёл долгожданный день. Проделав довольно-таки длинный путь, вы пришли на поляну. Вы принесли всё, что вам необходимо для отдыха, включая одну большую палатку для ночлега. Рядом есть колодец с питьевой водой, и у вас есть разрешение на рубку деревьев и разведение костра. Вы разбиваете лагерь, плаваете и готовитесь прекрасно провести целую неделю! Однако к концу первого же дня уже возникли кое-какие разногласия по поводу организации жизни в лагере. Вы все понимаете, что будет лучше, если вы все договоритесь. Вы проводите собрание.

1. Учитель просит учеников назвать четыре или пять проблем, которые могут возникнуть в такой ситуации, и подумать о возможных способах их решения.

2. Выслушав учеников, учитель предлагает ученикам рассмотреть следующие вопросы: как они приняли свои решения? Все ли были согласны с принятым решением? Была ли возможность у каждого высказать свое мнение?

3. Далее учитель сообщает классу следующую информацию: «После собрания всё идет хорошо и в лагере заметны улучшения. Однако через пару дней возникают новые проблемы, которые надо решать вместе, чтобы они больше не возникали» — и раздаёт каждой группе набор карточек с ситуациями (см. ниже). Ученики берут их по одной. Они должны постараться найти решение, что делать в каждой ситуации. По возможности они должны прийти к общему решению.

По мере того как группы заканчивают игру, им предлагают подумать над нижеприведёнными вопросами. Затем учитель спрашивает детей, какие они приняли решения по всем ситуациям. Нет необходимости просить каждую группу комментировать каждое решение — это займёт слишком много времени.

Карточки с ситуациями для игры «Турпоход»

Ситуация 1. Кто-то должен спать в палатке около двери, которая плохо закрывается. К утру вещи этого человека обычно намокают. Он (или она) жалуется, что их вещи будут испорчены. Что вы предпримете?

Ситуация 2. На собрании вы договорились о правилах поведения в лагере. Но один из вас не соблюдает их. Как вы можете добиться соблюдения правил? Ситуация 3. Доставать воду из колодца очень скучная работа. Каждый предпочёл бы пойти поплавать. Но один из вас растянул сухожилие в руке и не может больше носить воду. Это означает, что нагрузка на всех остальных увеличивается. Что вы предпримете?

Ситуация 4. У одного из вас есть магнитофон, и он (или она) рано утром включает его на полную громкость. Это всех раздражает. Что вы предпримете?

Ситуация 5. Кто-то повредил чужую дорогостоящую гитару и отказывается оплатить её ремонт. Что вы предпримете?

Вопросы для подведения итогов игры

1. Что бы произошло, если бы вы не смогли договориться о правилах или если бы никто их не соблюдал?

2. Что делает правило хорошим/плохим?

3. А законы? Должны ли вы всегда соблюдать законы, даже если они плохи?

4. Возможно, вы решили применить санкции в отношении людей, нарушивших правила поведения в лагере. Какова цель санкций? Какого рода санкции наиболее эффективны? Учитель подводит учащихся к пониманию важности взаимоуважения прав человека.

При объяснении последнего пункта плана, для того чтобы раскрыть взаимосвязь прав и обязанностей, учитель может использовать примеры, приведённые в учебнике.

Далее можно поработать с рубрикой «Учимся пользоваться своими правами». По сути дела, здесь дети узнают о границах своей дееспособности. Г лавное условие — соблюдение корректности при изучении этого материала. Так, например, если для кого-то из детей рассматриваемые вопросы актуальны (развод родителей, замужество матери, усыновление отчимом и т. п.), можно предложить детям самостоятельно прочитать текст рубрики и, если им что-то непонятно, задать свои вопросы учителю.

Закрепление материала возможно с использованием вопросов 4 и 5 рубрики «Проверь себя».

Подводя итоги по теме, целесообразно вернуться к заданию рубрики «Обсудим вместе».

Более подготовленному классу можно задать вопрос: как вы думаете, что представляло бы из себя общество, в котором все граждане понимали бы важность соблюдения прав человека? Возможно ли это?

Ученики при помощи учителя формулируют вывод: чем больше людей поймут значимость прав человека, тем больше вероятность того, что эти права станут не просто идеалом, а реальностью для большинства. В таком случае сократится число нарушений прав человека, руководители государства будут лучше относиться к своим гражданам, а граждане в свою очередь будут справедливо относиться друг к другу.

Трудно представить, что все люди придут к общему пониманию прав человека, но прогресс в этом вопросе очевиден: многие страны подписали различные декларации и соглашения по правам человека.

Домашнее задание может включать выполнение заданий 4 и 7 рубрики «В классе и дома».

1 Королькова Е., Семина Л., Суворова Н. Право на жизнь, свободу, собственность // Права человека — твои и мои. — М.: Логос, 1999. — Кн. 3. — С. 181.

2 Всеобщая история государства и права / Под ред. К. И. Батыра. — М., 1996. — С. 57.

3 См.: Первые шаги: начальный курс обучения правам человека: Учеб. пособие. — Лондон, 1997. — С. 101—104.

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372

Худолей Людмила Леонидовна

Цели:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.

Метапредметные связи: история, литература.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

Класс делится на 4 группы.

Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.

II.Изучение нового материала.

План.

2.Как и кем обеспечиваются права?

3.Права и обязанности.

1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?

В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:

мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека

Записываем в тетрадях определение права:

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Работа в группах.

Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).

I группа – гражданские права

II группа – политические права

III группа – экономические и социальные права

IV группа – культурные права

Выступления представителей групп. Обсуждение.

Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.

Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.

Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?

Выводы учащиеся записывают в тетради:

— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;

-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

2.Кто же и как защищает наши права ?

Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:

Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.

3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.

III.Закрепление.

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.

Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).

II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).

IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).

IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».