Коап рф ст1237 2014

Коап рф ст1237 2014

Судебный участок № 15 Советского судебного района г. Брянска

Прецедента добился водитель из Республики Марий Эл. В феврале 2013 года его оштрафовали на 300 рублей за то, что тот не был вписан в полис ОСАГО, но сидел за рулем. Как выяснилось, машину человек приобрел лишь за пару дней до того. Точнее — безвозмездно получил во временное владение, де-юре машина принадлежала другому. Так сказано в официальных документах.

Как бы то ни было, человек владел машиной совсем недолго. Проанализировав ситуацию, Верховный суд страны пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель имеет право управлять авто без соответствующего страхового полиса. Поэтому решение о наказании было отменено. Хотя решение состоялось год назад, само дело оказалось настолько важным, что было включено в первый обзор судебной практики объединенного Верховного суда России, утвержденный в конце прошлого года.

Из обзора Судебной практики Верховного суда России 1 (2014).

5. До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Постановлением инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 г., решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 г. и постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 г., С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В надзорной жалобе заявитель просил отменить указанные судебные акты.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в нём водителями, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей (в ред. Федеральных законов от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ).

Привлекая С.А. к административной ответственности, инспектор БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле исходил из того, что 7 февраля 2013 г. в 00 часов 14 минут возле дома 17 по улице К. в г. Йошкар-Оле С.А. управлял транспортным средством, будучи не вписанным в страховой полис. В связи с этим должностное лицо ДПС ГИБДД пришло к выводу о наличии в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ. Судебные инстанции с данными выводами согласились.

Указанные выводы Верховный Суд Российской Федерации не признал обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведённого владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Из материалов дела суд усмотрел, что 5 февраля 2013 г. между С.М. и С.А. заключён договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно которому С.М. передал С.А. во временное пользование принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство — автомобиль.

При таких обстоятельствах С.А., являясь в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения транспортным средством, то есть в данном случае последним днем истечения такого срока явилось 15 февраля 2013 г.

На момент управления С.А. 7 февраля 2013 г. транспортным средством — автомобилем, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 г., предусмотренный указанным нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истёк, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса и согласуется с п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

На основании изложенного наличие в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ, исключается.

Коап рф ст1237 2014

Приносит ли музыка в кафе доход?

Несколько раз уже прозвучал вопрос: «Я не получаю прибыли от проигрывания музыки в кафе (магазине), поэтому нет оснований для административной ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских прав)». Попробуем максимально подробно ответить на этот вопрос.

В ст. 1270 Гражданского кодекса России (ГК РФ) указано, что публичное исполнение произведения считается использованием вне зависимости от того, совершается ли соответствующее действие в целях извлечения прибыли или без таковой.

В соответствии с п. 13.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 5/29 от 26.03.2009г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ», по смыслу п. 5 ст. 1235 ГК РФ в его взаимосвязи с п. 4 ст. 1237 ГК РФ вознаграждение по возмездному лицензионному договору уплачивается за предоставление права использования результата интеллектуальной деятельности.

Использование произведений без соответствующего договора, заключённого с автором или иным правообладателем (организацией по управлению правами на коллективной основе), является незаконным (ст.ст. 1229, 1233. 1235. 1243 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством об авторском праве.

Таким образом, лицензионный договор или договор о выплате авторского вознаграждения должен быть заключён в любом случае, независимо от того, получает ли пользователь доход от использования произведения или нет.

Ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях России (КоАП РФ) устанавливает, что нарушением авторских прав является незаконное использование экземпляров произведений и иное нарушение авторских прав (каковым является и незаконное публичное исполнение произведений) в целях извлечения дохода.

Представители предприятий общественного питания и торговли заявляют, что музыку включают не для извлечения дохода, поэтому нет оснований для привлечения к административной ответственности. На самом деле все такие предприятия являются коммерческими организациями и в качестве основной цели ставят перед собой извлечение прибыли. Достаточно посмотреть ст. 2 ГК РФ и Устав любой из этих организаций, чтобы убедиться в коммерческой направленности деятельности. Естественно, что руководитель организации (кафе, ресторана, магазина и т.п.) организовывает деятельность заведения, исходя из принципа максимизации прибыли путём привлечения наибольшего количества посетителей, создания комфортной и уютной обстановки.

Музыкальное сопровождения является частью общей деятельности ресторана, кафе, бара, наряду с разработкой и реализацией дизайна помещения, приобретением и установкой декораций, светового оборудования, разработкой имиджа заведения, затрат на его содержание и т.д.

Именно по изложенным причинам бездоговорное использование музыкальных произведений в местах торговли и общественного питания является нарушением ст. 7.12 КоАП РФ.

Статья 12.37 КоАП РФ. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (действующая редакция)

1. Управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в данном страховом полисе водителями —

влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 12.37 КоАП РФ

1. Комментируемая статья введена Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 41-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

2. Требования по обязательному страхованию гражданской ответственности обусловлены обязательствами договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее в тексте комментария к данной статье — договор обязательного страхования), который по смыслу ст. 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» является публичным договором. В соответствии с п. 1 ст. 426 ГК публичным договором является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

3. Применительно к Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:

под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем;

под использованием транспортного средства подразумевается эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства;

владельцем транспортного средства является собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т.п.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства;

под водителем понимается лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо.

Исчерпывающий перечень обязанностей владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности определен ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

4. Согласно п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона страховой полис вручается страхователю при заключении договора обязательного страхования.

Применительно к ч. 1 комментируемой статьи имеется в виду нарушение водителем условий обязательного страхования при ограниченном использовании транспортных средств; согласно п. 1 ст. 16 рассматриваемого Федерального закона граждане вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Ограниченным использованием транспортного средства признается управление им только указанными страхователем водителями и (или) сезонное использование транспортного средства (в течение шести или более определенных указанными договорами месяцев в календарном году).

Об указанных обстоятельствах владелец транспортного средства вправе в письменной форме заявить страховщику при заключении договора обязательного страхования. В этом случае страховая премия по договору обязательного страхования, которым учитывается ограниченное использование транспортного средства, определяется с применением коэффициентов, предусмотренных страховыми тарифами и учитывающих водительский стаж, возраст и иные персональные данные водителей, допущенных к управлению транспортным средством, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

По смыслу п. 2 ст. 9 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» для случаев обязательного страхования ответственности граждан, использующих принадлежащие им транспортные средства, страховыми тарифами устанавливаются также коэффициенты, учитывающие:

— предусмотрено ли договором обязательного страхования условие о том, что к управлению транспортным средством допущены только указанные страхователем водители, и, если такое условие предусмотрено, — их водительский стаж, возраст и иные персональные данные;

— сезонное использование транспортного средства.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 16 указанного Федерального закона при осуществлении обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортного средства в страховом полисе указываются водители, допущенные к управлению транспортным средством, в том числе на основании соответствующей доверенности, и (или) предусмотренный договором обязательного страхования период его использования.

В период действия договора обязательного страхования, учитывающего ограниченное использование транспортного средства, страхователь обязан незамедлительно в письменной форме сообщать страховщику о передаче управления транспортным средством водителям, не указанным в страховом полисе в качестве допущенных к управлению транспортным средством, и (или) об увеличении периода его использования сверх периода, указанного в договоре обязательного страхования. При получении такого сообщения страховщик вносит соответствующие изменения в страховой полис.

По смыслу ч. 1 комментируемой статьи имеются в виду нарушения страхователем — владельцем транспортного средства условий договора обязательного страхования, предусмотренных п. 1 — 3 ст. 16 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В соответствии с п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона владелец транспортного средства принимает на себя обязательства обязательного страхования в качестве страхователя.

5. Административная ответственность, установленная ч. 2 комментируемой статьи, наступает вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) владельцем транспортного средства обязанностей, определенных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Согласно п. 1, 2 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.

Владельцы транспортных средств, на которых не распространяются обязанности по страхованию гражданской ответственности, определены п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Согласно п. 6 ст. 4 указанного Федерального закона владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

Об особенностях возмещения имущественного ущерба и компенсации морального вреда, причиненных административным правонарушением, см. комментарий к ст. 4.7.

Добровольная форма страхования гражданской ответственности по смыслу п. 5 ст. 4 рассматриваемого Федерального закона является факультативной и во всяком случае не заменяет обязанностей владельцев транспортных средств по обязательному страхованию.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются начальником Госавтоинспекции, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем — в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП, а применительно к ч. 1 комментируемой статьи — сотрудниками Госавтоинспекции, имеющими специальное звание (см. п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП).

В соответствии с ч. 2 ст. 23.2 КоАП указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Коап рф ст1237 2014

Верховный суд России разъяснил, что в течение десяти дней после покупки машины владелец может ездить без полиса ОСАГО, так что оштрафовать за это водителя нельзя.

Прецедента добился водитель из Республики Марий Эл. В феврале 2013 года его оштрафовали на 300 рублей за то, что тот не был вписан в полис ОСАГО, но сидел за рулем. Как выяснилось, машину человек приобрел лишь за пару дней до того. Точнее — безвозмездно получил во временное владение, де-юре машина принадлежала другому. Так сказано в официальных документах.

Как бы то ни было, человек владел машиной совсем недолго. Проанализировав ситуацию, Верховный суд страны пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель имеет право управлять авто без соответствующего страхового полиса. Поэтому решение о наказании было отменено. Хотя решение состоялось год назад, само дело оказалось настолько важным, что было включено в первый обзор судебной практики объединенного Верховного суда России, утвержденный в конце прошлого года.

Из обзора Судебной практики Верховного суда России 1 (2014).

5. До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Постановлением инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 г., решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 г. и постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 г., С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В надзорной жалобе заявитель просил отменить указанные судебные акты.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в нём водителями, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей (в ред. Федеральных законов от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ).

Привлекая С.А. к административной ответственности, инспектор БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле исходил из того, что 7 февраля 2013 г. в 00 часов 14 минут возле дома 17 по улице К. в г. Йошкар-Оле С.А. управлял транспортным средством, будучи не вписанным в страховой полис. В связи с этим должностное лицо ДПС ГИБДД пришло к выводу о наличии в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ. Судебные инстанции с данными выводами согласились.

Указанные выводы Верховный Суд Российской Федерации не признал обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведённого владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Из материалов дела суд усмотрел, что 5 февраля 2013 г. между С.М. и С.А. заключён договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно которому С.М. передал С.А. во временное пользование принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство — автомобиль.

При таких обстоятельствах С.А., являясь в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения транспортным средством, то есть в данном случае последним днем истечения такого срока явилось 15 февраля 2013 г.

На момент управления С.А. 7 февраля 2013 г. транспортным средством — автомобилем, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 г., предусмотренный указанным нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истёк, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса и согласуется с п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

На основании изложенного наличие в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ, исключается.

01.02.15 Российская газета rg.ru

Медицинский полис для мигрантов подешевел в три раза

Несмотря на ранее объявленную столичными властями цену — 5,4 тыс. рублей за медполис, — страховые компании предлагают медицинские услуги мигрантам за 1,5 тыс. рублей

Мигранты могут приобрести годовой полис добровольного медицинского страхования (ДМС) для легального трудоустройства за 1,5 тыс. рублей. Несколько крупных страховых компаний предлагают услуги медстрахования, цена которых в три раза ниже, чем предлагали московские власти. Ранее глава департамента экономической политики и развития столицы Максим Решетников заявлял о том, что годовой полис ДМС обойдется мигрантам в 5,4 тыс. рублей. Решение о снижении стоимости полиса ДМС для приезжих столичные власти приняли в результате переговоров с руководством Миграционного центра. Об этом «Известиям» сообщил источник в мэрии. Изначально городские власти рассчитывали, что страховой полис позволит мигрантам приходить на плановые консультации в поликлиники, делать рентген, ультразвуковые исследования, ЭКГ, лечить зубы, а также брать больничный. Однако после снижения стоимости полиса наполнение полиса оказалось минимальным.

Как рассказал глава Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов, с начала года в центр при профсоюзе обратились более 100 приезжих с документами на оформление полиса ДМС.

— Мигранта не прикрепляют к районной поликлинике, как всех москвичей. В случае недомогания он обращается в страховую компанию, которая затем направляет его в одно из медучреждений, с которыми она сотрудничает, — пояснил Каримов. — До того момента, как мигрантов обязали получать медицинский полис для легального трудоустройства, они и так могли получать экстренную помощь, вызвав «скорую». В этом случае экстренная бригада приезжала к мигранту и снимала острую боль, однако если у него было страхового полиса, то дальнейшее лечение было платное.

Напомним, с 1 января 2015 года вступили в силу поправки к федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно изменениям, трудовые мигранты из стран безвизового режима с Россией, кроме Белоруссии, Казахстана и Туркмении, а также приезжие из Абхазии и Южной Осетии должны в течение месяца после приезда в Россию оформить патент на осуществление трудовой деятельности вместо получения разрешения на работу.

Также, согласно поправкам в Трудовой кодекс, который 26 ноября 2014 года одобрил Совет Федерации, трудовые договоры с иностранными гражданами могут заключаться, только если у них есть полис ДМС или договор с медицинским учреждением на предоставление услуг.

Ранее столичные власти совместно со страховыми компаниями прорабатывали перечень и объем медицинских услуг в рамках программы «Мигрант». По заявлению руководителя департамента экономической политики Москвы Максима Решетникова, полис ДМС для мигрантов должен был стоить 5,4 тыс. рублей.

Согласно документу с перечнем медицинских услуг, предоставляемых полисом ДМС (есть в распоряжении «Известий»), помимо экстренной амбулаторной и поликлинической помощи иностранные граждане могли рассчитывать и на плановые посещения специалистов, правда, ограниченное количество раз. Так, предполагалось, что гастарбайтерам будут доступны «консультативно-диагностические приемы» терапевта, а также хирурга, кардиолога, гастроэнтеролога, инфекциониста, травматолога, уролога, отоларинголога, офтальмолога, невролога, дерматолога, гинеколога.

Сейчас продукт по добровольному медицинскому страхованию мигрантов предлагают ряд страховых компаний, в частности компании «Макс», «Ресо-Гарантия», «ВТБ Страхование» и «Росгосстрах» и др. Страховое покрытие составляет 100 тыс. рублей, при этом в базовом пакете речь идет именно об амбулаторной и стационарной помощи в экстренных случаях, например при обострении существующих заболеваний или возникновении острой боли. Дополнительные услуги, такие как репатриация (возвращения на родину), помощь при родах, плановая амбулаторная помощь, могут также быть включены в страховку, но за дополнительную плату. Минимальная стоимость услуги — 1,3 тыс. рублей, максимальная — 5,4 тыс. рублей в зависимости от срока и региона страхования.

Купить страховку приезжие могут в Миграционном центре. По последним данным центра, с начала года полис ДМС приобрели 1,3 тыс. иностранных граждан.

Согласно московскому закону о бюджете, принятому Мосгордумой 19 ноября, в 2015, 2016 и 2017 годах город будет выделять на медицинскую помощь для неидентифицированных пациентов (те, у кого нет полиса ОМС, в основном мигранты, а также бездомные. — «Известия») по 5,4 млрд рублей.

Исходя из средней стоимости полиса 3,4 тыс. рублей, для того чтобы город окупил свои затраты на лечение пациентов без ОМС, нужно, чтобы страховку приобрели 1,6 млн мигрантов.

При этом, как ранее говорили столичные власти, в прошлом году в Москве было зарегистрировано 400 тыс. легальных мигрантов, трудоустроенных по патенту или квоте.

Заместитель гендиректора компании «Макс» по ДМС Татьяна Садковская пояснила, что полис ДМС могут приобрести трудовые мигранты от 18 до 60 лет.

— По программе страхователь получает право на получение неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях, — сказала Садковская. — Для получения медицинской помощи при травмах, отравлениях, ожогах, обморожениях, внезапных острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, в том числе для вызова неотложной медицинской помощи, застрахованному необходимо обратиться в круглосуточную консультативно-диспетчерскую службу СК «Макс».

Также представитель компании уточнила, что стоимость полиса ДМС зависит от его срока (3, 6 или 12 месяцев) и составляет 1,3 тыс., 2 тыс. или 2, 8 тыс. рублей соответственно.

Начальник управления продуктов добровольного медицинского страхования компании «Ресо-Гарантия» Марина Черноморова рассказала, что с начала 2015 года за полисом ДМС в компанию уже обратились более 1,5 тыс. приезжих.

— Стоимость полиса «ДМС-Трудовой» в Москве и области варьируется от 1,4 тыс. до 2,9 тыс. рублей в зависимости от периода страхования — от 3 до 12 месяцев. В других регионах к тарифам могут применяться региональные коэффициенты, — пояснила Черноморова. — В базовый пакет включены первичная медико-санитарная помощь по неотложным показаниям (амбулаторная помощь) и специализированная медицинская помощь по неотложным показаниям (стационарная помощь). В полис по желанию клиента дополнительно могут быть добавлены репатриация (возвращение на родину), стоматология, плановая амбулаторная помощь и роды. Цена дополнительных опций — от 1,3 тыс. рублей. Стоимость полиса может быть увеличена, если страхователь старше 50 лет.

При этом, как подчеркнула представитель компании, из страхового покрытия исключен ряд заболеваний, в частности онкологические и венерические заболевания, психические расстройства, туберкулез, хронические гепатиты, сахарный диабет I и II типов.

Как рассказал заместитель гендиректора «ВТБ Страхование» Сергей Конкин, в их компании полисы ДМС для приезжих реализуются уже на протяжение года. За это время их приобрели около 120 тыс. иностранных граждан.

— Страховой полис «Медицинская помощь для всех» обеспечивает предоставление медицинских услуг как в стационаре, так и при амбулаторно-поликлиническом лечении. В страховое покрытие входят риски острого (внезапного) заболевания, обострения хронического заболевания, угрожающего жизни, острого отравления, травмы в результате несчастного случая в быту и на производстве и иных внезапных острых состояний. Страхователям предоставляются услуги скорой и неотложной помощи, — рассказал Конкин. — Стоимость годового полиса ДМС по программе «Медицинская помощь для всех» начинается от 1,5 тыс. рублей.

Как пояснил представитель компании, экстренная помощь по страхованию включает в себя такие услуги, как консультацию врачей, получение больничных и рецептов на лекарства, компьютерную магнитно-резонансную томографию, физиотерапевтическое лечение, рентгенологическую диагностику, ЭКГ, РВГ, РЭГ и пр.

Вице-президент «Росгосстрах» Евгений Гуревич отметил, что в среднем стоимость полиса варьируется в пределах от 1,5 тыс. до 5,4 тыс. рублей в зависимости от срока и региона страхования.

— По полису ДМС в соответствии с законом № 357-ФЗ мигранту будет оказана первичная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь в неотложной форме. При этом в полис включены услуги неотложной первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных условиях, стоматологические услуги при острой зубной боли, неотложной стационарной помощи, — пояснил Гуревич.

Сейчас в Москве мигранты могут обращаться за бесплатной консультацией по телефону горячей линии, которая организована на базе российского представительства фонда «Ага Хана» в России, помогающего малоимущим.

По словам координатора программы здравоохранения фонда «Ага Хана» Фарусат Доробовой, самыми распространенными причинами обращениями среди женщин-мигранток являются жалобы на гинекологические заболевания, а среди мужчин — на заболевания желудочно-кишечного тракта, в частности гастрит, язва.

— Также и женщины, и мужчины страдают от стоматологических заболеваний. Поступают жалобы от мужчин на инфекционные и урологические заболевания, например простатит, пиелонефрит, — рассказала Доробова.

Заместитель главврача по медицинской части поликлиники №166 филиал №1 города Москвы, заслуженный врач РФ Валерий Герасимов считает, что получение полиса ДМС для мигрантов поспособствует снижению рисков распространения социально значимых заболеваний, таких как туберкулез и сифилис.

— Сейчас приезжие без медицинского полиса крайне редко обращаются в поликлиники, только при кровотечениях или острой боли. Экстренную помощь мы, конечно, оказываем, однако лечить дальше без полиса не имеем права. С введением изменений мигранты начнут активнее обращаться в поликлиники, что позволит предотвращать развитие у них тяжелых заболеваний, которые представляют опасность и для окружающих, — уверен Герасимов. — Перемена климата и тяжелые жизненные условия могут способствовать развитию и обострению у приезжих из Средней Азии туберкулеза, сифилиса, а также психиатрических отклонения. Теперь, когда у врачей появилась возможность не только снимать острую боль у пациентов, но и проводить комплексное обследование, станет возможно обнаружить признаки таких заболеваний на ранней стадии и назначить своевременное лечение.

Однако глава интеграционного центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева выступает категорически против полисов добровольного медицинского страхования для мигрантов.

— Мигранты уже приспособились к платной медицине в Москве: они лечатся либо через своих знакомых врачей-соотечественников, либо в случае крайней необходимости. С каждым нововведением мигрантам становится всё сложнее выживать в России, нужно платить за патент (4 тыс. рублей. — «Известия»), комплексный экзамен по русскому языку, праву и истории (4,5 тыс. рублей. — «Известия»), а теперь еще за страхование — около 1,5 тыс. рублей, — сказала Джураева. — Мы просто будем кормить страховые компании, потому что многомиллионная армия мигрантов будет отдавать деньги за полис, а пользоваться услугами медклиник будут единицы. Поскольку мигранты приезжают сюда зарабатывать деньги, а не ходить по врачам.

ВС пояснил, когда можно ездить без ОСАГО

Прецедента добился водитель из Республики Марий Эл. В феврале 2013 года его оштрафовали на 300 рублей за то, что тот не был вписан в полис ОСАГО, но сидел за рулем. Как выяснилось, машину человек приобрел лишь за пару дней до того. Точнее — безвозмездно получил во временное владение, де-юре машина принадлежала другому. Так сказано в официальных документах.

Как бы то ни было, человек владел машиной совсем недолго. Проанализировав ситуацию, Верховный суд страны пришел к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель имеет право управлять авто без соответствующего страхового полиса. Поэтому решение о наказании было отменено. Хотя решение состоялось год назад, само дело оказалось настолько важным, что было включено в первый обзор судебной практики объединенного Верховного суда России, утвержденный в конце прошлого года.

Из обзора Судебной практики Верховного суда России 1 (2014).

5. До истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Постановлением инспектора БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле от 7 февраля 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 4 апреля 2013 г., решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 8 мая 2013 г. и постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 20 августа 2013 г., С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В надзорной жалобе заявитель просил отменить указанные судебные акты.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ управление транспортным средством в период его использования, не предусмотренный страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а равно управление транспортным средством с нарушением предусмотренного данным страховым полисом условия управления этим транспортным средством только указанными в нём водителями, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей (в ред. Федеральных законов от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ, от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ).

Привлекая С.А. к административной ответственности, инспектор БДПС ГИБДД УМВД России по г. Йошкар-Оле исходил из того, что 7 февраля 2013 г. в 00 часов 14 минут возле дома 17 по улице К. в г. Йошкар-Оле С.А. управлял транспортным средством, будучи не вписанным в страховой полис. В связи с этим должностное лицо ДПС ГИБДД пришло к выводу о наличии в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ. Судебные инстанции с данными выводами согласились.

Указанные выводы Верховный Суд Российской Федерации не признал обоснованными.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены названным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 306-ФЗ).

Согласно ч. 2 указанной статьи при возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ).

Согласно Федеральному закону № 40-ФЗ владелец транспортного средства — это собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании. Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Из системного толкования приведенных норм, а также согласно п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, предусматривающему обязанность водителя иметь при себе страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом, Верховный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что до истечения десятидневного срока, отведённого владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса.

Из материалов дела суд усмотрел, что 5 февраля 2013 г. между С.М. и С.А. заключён договор безвозмездного пользования автомобилем, согласно которому С.М. передал С.А. во временное пользование принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство — автомобиль.

При таких обстоятельствах С.А., являясь в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ владельцем указанного транспортного средства, вправе был застраховать свою гражданскую ответственность не позднее чем через 10 дней после возникновения права владения транспортным средством, то есть в данном случае последним днем истечения такого срока явилось 15 февраля 2013 г.

На момент управления С.А. 7 февраля 2013 г. транспортным средством — автомобилем, находящимся у него во временном владении на основании договора от 5 февраля 2013 г., предусмотренный указанным нормативным правовым актом срок для заключения договора страхования гражданской ответственности не истёк, что не лишало его права управлять таким транспортным средством без соответствующего страхового полиса и согласуется с п. 21.1 Правил дорожного движения Российской Федерации.

На основании изложенного наличие в действиях С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1237 КоАП РФ, исключается.