Коап рф с административными регламентами

Статья 9.4 КоАП РФ. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

Новая редакция Ст. 9.4 КоАП РФ

1. Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 9.4 КоАП РФ

1. Положения данной статьи корреспондируют, например, с Градостроительным кодексом РФ; ФЗ от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в части определения объектов экоэкспертизы федерального и регионального уровней); ФЗ от 22.07.2005 N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (в части согласования проектной документации, необходимой для ведения соответствующих видов деятельности в пределах ОЭЗ).

Кроме того, ФЗ от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (ред. от 01.05.2007) закрепляет правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Однако до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

При этом новые технические регламенты должны быть приняты до 1 июля 2010 года.

С этого же момента в соответствии с п. 3 ст. 4 ФЗ N 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных ст. 5 ФЗ N 184-ФЗ. Однако те требования, которые были установлены до его вступления в силу, сохраняют свое действие до принятия соответствующих технических регламентов.

Постановление Правительства РФ от 15.08.2003 N 500 (ред. от 02.08.2005) «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию» (Российская газета. 2003. 22 августа; СЗ РФ. 2005. 8 августа) регламентирует порядок создания и основы деятельности Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, который представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.

2. Поскольку вопросы градостроительства, проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации относятся к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе принимать в этой сфере нормативные правовые акты, которые должны соответствовать нормативным правовым актам федерального уровня, в частности Градостроительному кодексу РФ, Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (СЗ РФ. 2001. N 1 (часть II). Ст. 135; Российская газета. 2001. 23 января).

В рамках анализа судебной практики также признается правомерность устанавливаемых требований. Верховный Суд РФ рассматривал гражданское дело о признании частично недействительным Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1008, в результате рассмотрения которого было принято решение от 22 мая 2001 N ГКПИ01-664 по жалобе о признании недействительными п. 4 и 7 названного Постановления Правительства РФ, п. 5, 6, 11 и разд. III утвержденного им Положения отказать.

3. Градостроительная документация любого вида разрабатывается на основании задания на разработку градостроительной документации, выдаваемого соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или по согласованию с ними иными заказчиками. К подготовке задания на разработку градостроительной документации могут привлекаться разработчики градостроительной документации.

Составной частью градостроительной документации являются ее основные положения, содержащие краткое изложение принятых проектных решений, обязательные положения, основные технико-экономические показатели и схематический чертеж проектного плана (основного чертежа).

Разработка, согласование, утверждение и реализация градостроительной документации осуществляются на основе материалов соответствующих комплексных инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические изыскания, изыскания грунтовых строительных материалов и источников водоснабжения на базе подземных вод), состав которых определяется в зависимости от вида градостроительной документации, на основании Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации», зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207 (Российская газета. 2003. 27 февраля; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 15).

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, предусмотренного Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 18.12.2006) (Российская газета. 2004. 30 декабря (см. комментарий к статье 9.5 КоАП)).

4. Дела об административных правонарушениях рассматриваются на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.56 и 28.3 КоАП).

5. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан, безопасность зданий, сооружений, их составных частей, конструкций, изделий и т.д.

Объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, выраженные в нарушении технических регламентов, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов строительных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий.

Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица и физические лица.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 9.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, посягают на правомочное осуществление деятельности в области строительства.

В области строительства в настоящее время действуют два основных нормативных правовых акта: Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

2. С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в нарушении обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства при выполнении различных видов строительных работ, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий. При этом государственными градостроительными нормами и правилами признаются нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства или органами архитектуры и градостроительства субъектов Российской Федерации и подлежащие обязательному исполнению при осуществлении градостроительной деятельности всех видов. В том числе указанные нормы и правила регулируют отношения в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических и природных особенностей указанных территорий и поселений.

3. Органом, осуществляющим надзор за соблюдением хозяйствующими субъектами требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, проектов, других нормативных актов в области строительства и промышленности строительных материалов, конструкций и деталей, а также контроль за качеством услуг предприятий промышленности строительных материалов, является Государственный архитектурно-строительный надзор России, созданный и действующий в составе Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России). Госстрой России является органом, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области строительства, архитектуры, градостроительства и жилищной политики.

4. В ч.1 комментируемой статьи для привлечения к ответственности достаточно самого факта нарушения требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства, в то время как для привлечения к ответственности в соответствии с ч.2 данной статьи необходимо еще наличие квалифицирующего признака, т.е. при нарушении указанных правил и норм наступление определенных последствий, выраженных в потере несущей способности зданий, сооружений или их составных частей либо снижение прочностных параметров производимых строительных материалов, конструкций и изделий.

5. Отдельные виды правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, предусмотрены ст.9.5 КоАП РФ. И в случае, если при нарушении обязательных требований государственных стандартов, технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов и других нормативных документов в области строительства происходит нарушение норм, предусмотренных указанной статьей, то ответственность будет наступать именно в соответствии со ст.9.5. КоАП РФ.

6. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.

8. В случае, если нарушение правил при осуществлении строительства повлекло тяжкие последствия (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо смерть человека или иные тяжкие последствия), наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.216 УК.

Изменения в КоАП РФ с 29 января 2018 года

29 января 2018 года вступает в силу новая редакция Кодекса РФ об административных правонарушениях. Законодатели уточнили ответственность за нарушение требований технического регламента, а также установили новые принципы определения штрафов за них.

Изменения в редакцию КоАП РФ внес Федеральный закон от 29.12.2017 N 446-ФЗ , который вступил в силу 29 января 2018 года — спустя месяц после официального опубликования. Все поправки, которые законодатели внесли в КоАП РФ, связаны с производством автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.

Нарушение технических регламентов

В Кодексе появилась новая статья 14.43.1 КоАП РФ , предусматривающая ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях:

  • к автомобильному и авиационному бензину;
  • к дизельному и судовому топливу;
  • к топливу для реактивных двигателей;
  • к мазуту.

В частности, если изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) или продавец нарушит требования технического регламента, его ожидает наказание в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей (только для юридических лиц). Если же характеристики топлива не будут соответствовать установленным требованиям, то пунктом 2 новой статьи предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере 1% суммы выручки организации от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

Если деятельности у правонарушителя не было, а значит, нет и выручки, то сумма штрафа составит 500 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без нее. Повторное совершение правонарушения обойдется дороже: размер штрафа составит 3% от выручки за прошлый год либо 2 000 000 рублей с конфискацией или без нее. В примечании к статье сказано, что ИП несут ответственность, как юрлица.

Новая статья КоАП РФ добавлена в текст статьи 23.1 КоАП РФ , статьи 23.36 КоАП РФ и статьи 23.52 КоАП РФ для разрешения вопроса о том, кто уполномочен составлять протоколы о таких нарушениях, а также рассматривать их и назначать штрафы.

Принцип определения штрафов

Также изменилась редакция статьи 3.5 КоАП РФ , в нее добавили два новых пункта. Новый пункт 3.2 регламентирует, что административный штраф может быть равен сумме выручки правонарушителя от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение.

А в новом пункте 4.5 статьи 3.5 КоАП РФ сказано, что штраф за нарушение технических регламентов в любом случае не может превышать 3% суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

Статья 14.43 КоАП РФ — Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов

1. Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.

Примечание. Под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 — 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

1 июня 2016 года с. Соболево Камчатского края

Мировой судья судебного участка № 33 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края, Сорокин Дмитрий Викторович, при секретаре Токареве А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка № 33 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края по адресу: Камчатский край, с. Соболево, ул. Комсомольская, 15, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в отношении

должностного лица – генерального директора ОАО «Колхоз Октябрь», Харитановича Аа В, родившегося; ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

Мировому судье судебного участка № 33 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края поступили вышеуказанный протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении генерального директора ОАО «Колхоз Октябрь», Харитановича А.В.

Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом Отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в связи с тем, что им был выявлен факт нарушения ОАО «Колхоз Октябрь» пп. 9 п. 1 ч. 4.1, пп. 7 п. 1 ч. 4.2, пп. 1, пп. 2 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881, которое выразилось в выпуске в обращение камбалы дальневосточной желтобрюхой неразделанной мороженной глазированной 1 сорта, изготовленной ОАО «Колхоз Октябрь» 3 июня 2015 года, упакованной в транспортную упаковку без потребительской упаковки, маркировка которой не содержала сведений о пищевой ценности находящейся в ней рыбы. Дополнительная информация на названную продукцию, в том числе информационные листы отсутствовали.

В связи с выявлением обстоятельств, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ ХХ года должностным лицом Отдела защиты прав потребителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

В соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

В силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 настоящей статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье.

Исходя из изложенного, учитывая, что административное расследование по настоящему делу свелось к вынесению должностным лицом ХХ года определения об истребовании сведений, при этом никакие иные реальные действия, в том числе проведение экспертизы, допрос лиц, проживающих в другой местности и другие не осуществлялись, то есть фактически административное расследование по делу не проводилось, исходя из принципа процессуальной экономии, дело рассмотрено мировым судьей.

Хаританович А.В., в судебном заседании себя виновным не признал по основаниям, изложенным в направленных до начала судебного заседания возражениях на протокол об административном правонарушении, полагая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в связи с чем просил прекратить производство по делу.

Полагал, что по делу истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, который, по его мнению, для дел данной категории составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.

Ссылаясь на письмо Евразийской экономической комиссии от 31 октября 2014 года № 16-713 указывал на то, что действие Технического регламента № 022/2011, нарушение требований которого ему вменяется, не распространяется на рыбу и рыбную продукцию до вступления в силу в отношении рыбы и рыбной продукции и связанных с ними процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации положений Технического регламента № 021/2011 и Технического регламента Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, устанавливающего требования к такой продукции и связанным с требованиями к ней процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Кроме того, указывал на то, что п. 2 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента № 022/2011 предусмотрено, что пищевая ценность пищевая ценность пищевой продукции в сыром виде, включая рыбу, может не указываться, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на данные виды пищевой продукции. Тогда, как в настоящее время технический регламент о безопасности рыбы и рыбной продукции не утвержден, в силу чего транспортная упаковка, ввиду отсутствия нормативно закрепленных критериев отнесения рыбы к сырому виду, может не содержать информации об энергетической ценности рыбопродукции.

Дополнительно пояснил, что камбала дальневосточная желтобрюхая неразделанная мороженная глазированная 1 сорта, выпускаемая ОАО «Колхоз Октябрь», не подвергается термической или какой-либо иной обработке. Эта пищевая продукция, в том виде, в котором она выпускается, непригодна к употреблению в пищу, то есть выпускается в обращение в сыром виде.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае возвращения почтового отправления, направленного по указанному этим лицом адресу места жительства, с отметкой об истечении срока хранения .

На основании изложенного, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, поскольку его отсутствие не препятствует объективному, полному и всестороннему рассмотрению настоящего дела.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31 , 9.4 , 10.3 , 10.6 , 10.8 , частью 2 статьи 11.21 , статьями 14.37 , 14.44 , 14.46 , 14.46.1 , 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Согласно ст. 4 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора, а в случаях, если из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта, применяются правила международного договора и принятое на его основе законодательство Российской Федерации.

Исходя из изложенного, нарушение требований технических регламентов относится к нарушениям законодательства о техническом регулировании, для которых ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, учитывая, что Харитановичу А.В. вменяется нарушение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881, годичный срок давности, который исчисляется со дня совершения административного правонарушения, указанного в протоколе, ко дню рассмотрения настоящего дела не истек, в связи с чем доводы Харитановича А.В. в этой части, изложенные им в возражении на протокол об административном правонарушении, не основаны на законе.

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011)

Согласно п. 3 ст. 1 Технического регламента ТР ТС 022/2011 данный технический регламент устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.

Требования к маркировке пищевой продукции установлены ст. 4 названного Технического регламента.

В силу п. 1 ч. 4.2 ст. 4 Технического регламента в случае если в транспортную упаковку помещена пищевая продукция без потребительской упаковки, предназначенная изготовителем для дальнейшей фасовки (конфеты, сахар-песок и другая пищевая продукция), маркировка транспортной упаковки, в которую помещена такая пищевая продукция, должна соответствовать требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ч. 4.1 указанной статьи маркировка пищевой продукции должна содержать, в том числе, показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений ч. 4.9 настоящей статьи.

Согласно п. 1 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента пищевая ценность пищевой продукции, указываемая в ее маркировке, включает энергетическую ценность (калорийность); количество белков, жиров, углеводов; количество витаминов и минеральных веществ.

В силу п. 2 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента пищевая ценность пищевой продукции в сыром виде, в том числе и рыбы, может не указываться, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на данные виды пищевой продукции.

В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 27 декабря 2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» до дня вступления в силу технических регламентов в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации Правительством Российской Федерации в отношении таких видов продукции и (или) процессов могут вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств — участников таможенного союза или в документах Европейского союза. При введении таких требований Правительство Российской Федерации может устанавливать формы оценки соответствия таким требованиям и определять орган, уполномоченный осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением таких требований.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 № 132 с 1 июля 2010 введены обязательные требования и утвержден Перечень пунктов технических регламентов Республики Казахстан, являющейся государством — участником таможенного союза, которые содержат обязательные требования в отношении отдельных видов продукции и связанных с требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Названным Постановлением Российская Федерация ратифицировала, в том числе пункт 57 технического регламента «Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции», утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 мая 2009 года № 743, содержащий требования к маркировке рыбы и рыбной продукции, в соответствии с которым маркировка должна содержать следующую информацию: принадлежность к району промысла; длина и масса рыбы (крупная, средняя или мелкая); вид разделки; для мороженой продукции массу нетто указывают без учета массы глазури или специального защитного покрытия. Массовая доля глазури или защитного покрытия должна быть указана отдельно; отличительное состояние или вид обработки, если отсутствие такой информации может ввести потребителя в заблуждение; информацию об использовании ионизирующего излучения; степень солености (малосоленая, слабосоленая, среднесоленая, крепкосоленая); сорт (при наличии) или категории (для мороженого рыбного филе); надпись «упаковано под вакуумом» или «упаковано в газовой среде» (при использовании вакуума или газовой среды в упаковке).

Необходимость приводить на маркировке рыбы и рыбной продукции показатели пищевой ценности названным Техническим регламентом не предусмотрена.

Из изложенного следует, что действующим законодательством о техническом регулировании не предусмотрено обязательное указание в маркировке сырой рыбы сведений о пищевой ценности.

Протоколом об административном правонарушении Харитановичу А.В. вменяется отсутствие в маркировке транспортной упаковки камбалы дальневосточной желтобрюхой неразделанной мороженной глазированной 1 сорта сведений о ее пищевой ценности.

Однако, поскольку продукция камбала дальневосточная желтобрюхая неразделанная мороженная глазированная 1 сорта, как следует из пояснений Харитановича А.В., относится к сырому пищевому продукту (рыбе), обозначение пищевой ценности на ее маркировке в силу приведенных выше норм не обязательно.

Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что названная продукция не относится к сырому пищевому продукту и готова к употреблению в пищу материалы дела не содержат, что влечет неустранимые сомнения в виновности Харитановича А.В.

Исходя из изложенного и учитывая положения ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, выпуск в обращение камбалы дальневосточной желтобрюхой неразделанной мороженной глазированной 1 сорта, изготовленной ОАО «Колхоз Октябрь» 3 июня 2015 года, упакованной в транспортную упаковку без потребительской упаковки, маркировка которой не содержала сведений о пищевой ценности находящейся в ней рыбы при отсутствии дополнительной информации на названную продукцию, в том числе информационных листов, не нарушает требования пп. 9 п. 1 ч. 4.1, пп. 1, пп. 2 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881.

Протоколом об административном правонарушении Харитановичу А.В. вменяется также и нарушение пп. 7 п. 1 ч. 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881, в соответствии с которым маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция должна содержать наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции.

Вместе с тем, описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не содержит сведений о конкретных действиях (бездействии) Харитановича А.В., в которых выразилось нарушение названного требования Технического регламента.

Более того, как видно из копии этикетки транспортной тары, в ней содержатся все необходимые сведения, наличие которых на маркировке транспортной упаковки предусмотрено пп. 7 п. 1 ч. 4.2 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» (л.д. 36), из чего следует, что нарушение данного требования протоколом об административном правонарушении вменено Харитановичу А.В. необоснованно.

Таким образом, имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют установить наличие юридических фактов, дающих основания для привлечения Харитановича А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение им требований пп. 9 п. 1 ч. 4.1, пп. 7 п. 1 ч. 4.2, пп. 1, пп. 2 ч. 4.9 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881

При этом нарушение иных требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, ответственность за нарушение которых предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, Харитановичу А.В. не вменяется. Доказательства, подтверждающие несоблюдение Харитановичем А.В. иных требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, в материалах дела отсутствуют.

Установленные по делу обстоятельства с учетом положений ст. 1.5 КоАП РФ, свидетельствуют об отсутствии достаточных оснований для привлечения Харитановича А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и не позволяют прийти к выводу о наличии в его действиях состава вменяемого ему административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится по становление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора ОАО «Колхоз Октябрь», Харитановича АВ, прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края через мирового судью судебного участка № 33 Усть-Большерецкого судебного района Камчатского края в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.