Как оформить жилое помещение в собственность

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КВАРТИРУ И СДЕЛКИ С НИМИ

Нередко случается, что документы о собственности на жилые объекты оформлены ненадлежащим образом: договоры и сделки (если этого требует законодательство) не зарегистрированы, свидетельства о праве собственности не получены, данные об объектах недвижимости не внесены в Единый государственный реестр прав (ЕГРН), техническая документация на объекты давно не обновлялась, если вообще технический учет проводился и т. д.

Многие объекты реконструированы (проведена перепланировка или переустройство) до неузнаваемости без получения соответствующих разрешений и согласований – характерная проблема собственников квартир приобретаемых изначально в порядке приватизации по договорам зарегистрированным еще ПИБ(-ами).

Государственная регистрация (оформление) права собственности на квартиру является юридическим актом признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, включая жилые помещения Регистрации подлежат следующие права и обременения на недвижимость: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования (право безвозмездного срочного пользования), аренда, ипотека, сервитут, а также иные права в случаях, предусмотренных законом.

Регистрацию права собственности на квартиру или дом и сделок с ними осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в регистрационных округах.

Желающие зарегистрировать права собственности на квартиру, подают в Управление Росреестра по субъектам РФ необходимые документы, выполнив обязанность по уплате государственной пошлины, без обязательного приложения документа об оплате. Органы Росреестра проводят правовую экспертизу документов, а также проверяют законность сделки.

После этого они устанавливают отсутствие (либо наличие) противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на конкретный объект, а также других оснований для приостановления или отказа в регистрации.
Если таких оснований не выявлено, то производится внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). И наконец, совершается запись на правоустанавливающих документах и выдаются выписки из ЕГРН, удостоверяющие проведенную государственную регистрацию прав.

Подчеркнем, что регистрация прав на жилое помещение или квартиру по закону должна проводится не позднее чем в 10-дневный срок со дня подачи необходимых документов.

Документы, предоставляемые на регистрацию и устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество, должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права, а также в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями и иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА КВАРТИРУ

В зависимости от вида совершаемой сделки составляется пакет необходимых документов. При этом существует ряд случаев, описанных законодательством, которые требуют представления дополнительных документов. Список необходимых документов для регистрации договора продажи квартиры и перехода права Вы можете найти здесь.

Примечание: При попытке продажи квартиры, сдачи объектов в аренду, получения кредитов под залог недвижимости и других сделках, собственники обнаруживают, что имеющиеся документы оформлены ненадлежащим образом. При регистрации такой сделки регистрирующий орган вправе приостановить процедуру или принять решение об отказе регистрации сделки. Поэтому приведение документов в соответствие с действующим законодательством – важная задача каждого собственника.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на государственную регистрацию договора продажи представляются и иные документы, в том числе:
— оформленная в установленном законом порядке доверенность на заключение договора, если одной из сторон договора является лицо, действующее на основании доверенности, выданной правообладателем (продавцом) или покупателем, и (или) на представление интересов стороны договора продажи при проведении государственной регистрации;
— письменное согласие родителей, усыновителей или попечителей, если продавцом (правообладателем) или покупателем является несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет;
— письменное согласие попечителя, если продавцом (правообладателем) или покупателем является лицо, ограниченное в дееспособности;
— письменное согласие получателя ренты, если отчуждаемое жилое помещение было передано продавцу в обеспечение пожизненного содержания;
— нотариально удостоверенное согласие супруга продавца, если продавцом является один из супругов, а жилое помещение находится в общей совместной собственности супругов;
— нотариально удостоверенное согласие супруга покупателя, если покупателем является один из супругов, а жилое помещение приобретается в общую совместную собственность супругов;
— подлинник и копия договора о доверительном управлении жилым помещением, если жилым помещением распоряжается доверительный управляющий и в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о наличии указанного обременения прав правообладателя, или только подлинник названного договора, когда в Едином государственном реестре прав имеется запись о наличии указанного обременения прав правообладателя;
— подлинник и копия договора поручения, если жилым помещением распоряжается поверенный;
— иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и необходимые для проведения правовой экспертизы и проверки законности договора продажи.

Для проведения государственной регистрации перехода права заявителями наряду с документами, указанными выше, дополнительно представляются:
— заявление покупателя о государственной регистрации его права собственности и заявление продавца о государственной регистрации перехода права собственности к покупателю.

Независимо от того, участвуют ли в договоре продажи на стороне продавца или покупателя несколько лиц, территориальным органом Службы совершается одно регистрационное действие — государственная пошлина уплачивается однократно.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина физическими лицами в размере 2000 руб., организациями — 22000 руб.

При этом государственная пошлина за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним уплачивается плательщиками до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение данных юридически значимых действий на основании пп. 6 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 333.18 НК РФ предусмотрено, что, в случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратилось несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл. 25.3 «Государственная пошлина», государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

  1. документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины в наличной / безналичной форме;
  2. подлинные экземпляры, а также копии документов, подтверждающих выполнение условий в случаях, когда договор совершен под условием;
  3. иные документы, представление которых предусмотрено законодательством Российской Федерации.

С момента внесения этих документов в книгу учета документов заносится запись о поступившем заявлении, документам присваивается входящий номер, который впоследствии составляет основу номера произведенной записи о регистрации сделки.

Регистрационный орган должен иметь также книгу учета выданной информации из Единого государственного реестра прав. В этой книге учитываются запросы и заявления о выдаче информации из Единого государственного реестра прав, заявления о выдаче копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме.

Условия и последствия передачи жилого помещения гражданам в общую собственность

Жилое помещение в порядке приватизации в большинстве случаев передается гражданам в общую собственность, если в нем проживает несколько человек. Вопросы общей собственности урегулированы ГК РФ. Передача жилья в собственность не одного, а всех проживающих в квартире граждан является гарантией сохранения ими права пользования занимаемым жилым помещением, поскольку действующее жилищное законодательство преимущественно защищает права собственника жилого помещения.

Согласно ст. 244 ГК РФ имущество может находиться в общей собственности (двух или нескольких лип) с определением доли каждого в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). По общему правилу общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда федеральным законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Иными словами, по отношению к общему имуществу, как правило, действует режим имущества, находящегося в долевой собственности. Другие случаи, когда возможна совместная собственность, устанавливаются законодательством. В частности, этот режим имущества установлен для супругов.

Согласно ст. 256 ГК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Как исключение из правила, не является совместной собственностью супругов:

– имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак;

– имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар;

– имущество, полученное одним из супругов в порядке наследования.

Такое имущество является собственностью одного из супругов. Все остальное имущество находится в их совместной собственности (если брачным договором нс установлено иное).

Из ст. 2 Закона о приватизации Федеральным законом от 15.05.2001 № 54-ФЗ исключены слова «совместную или долевую». Следовательно, теперь при приватизации жилого помещения в общую собственность возможна передача жилья только в долевую собственность.

Передача жилого помещения гражданам в общую долевую собственность порождает определенные права и обязанности у участников этой общей долевой собственности. Так, согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей (а они при приватизации могут быть разными, например 1/2 и 2/3) участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в расходах по его содержанию и сохранению. В случае раздела жилого помещения каждый из участников общей долевой жилого помещения или денежную компенсацию согласно его доле.

Оформление приватизации жилых помещений

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти (они могут быть федерального и регионального уровня) или органами местного самоуправления (представляющими конкретное муниципальное образование), предприятием или учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке приватизации. Договор заключается в простой письменной форме (ст. 161 ГК РФ). При этом нотариального удостоверения договора передачи нс требуется и государственная пошлина не взимается. Однако, как следует из ст. 163 ГК РФ, по соглашению сторон возможно совершение данной сделки и в нотариальной форме. Соответственно нотариальное удостоверение договора предусматривает уплату тарифа гражданином, оформляющим приватизацию жилого помещения. В такой договор включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Только с этого момента возникает право собственности у граждан на приватизированное жилье. Указанный порядок основывается на ст. 131 и 223 ГК РФ, согласно которым право собственности на недвижимое имущество, в том числе жилье, подлежит государственной регистрации. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Согласно ст. 131 ГК РФ государственную регистрацию должны осуществлять органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, на основании Закона о государственной регистрации прав. В настоящее время регистрацию прав осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

В ст. 6 и 7 Закона о приватизации указаны две стороны передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: одна сторона – это граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другая сторона – наймодатель – лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы, государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

– заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними, а также несовершеннолетними членами семьи в возрасте от 14 до 18 лет. Если кто-либо из указанных лиц не желает участвовать в приватизации, то этот член семьи нанимателя представляет дополнительное заявление, в котором содержится просьба не включать его в число участников общей собственности приватизируемого жилого помещения. Если кто-либо из указанных членов семьи возражает против приватизации, то она становится невозможной;

– документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

– справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

– документ органа опеки и попечительства в случаях, когда в жилом помещении проживают несовершеннолетние или они сохраняют право пользования этими помещениями.

Что касается осуществления права собственности на жилищный фонд (жилые помещения), в том числе распоряжения им, то по этим вопросам следует руководствоваться нормами гражданского законодательства, в частности ст. 125, 209, 212–215, 288, 294, 296 ГК РФ. По общему правилу решение о передаче недвижимого имущества, в том числе жилья, другим лицам должен принимать собственник или уполномоченный им орган (лицо). Законом о приватизации такое право предоставлено, в частности государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Указанное положение не противоречит гражданскому законодательству, поскольку согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.

В Законе о приватизации не предусмотрена плата гражданами за передачу им в собственность занимаемых по договору социального найма жилых помещений, т.е. приватизация осуществляется безвозмездно. А за оформление договора передачи этого жилья с граждан взимается плата. Оформление является бесплатным только для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку покрываются за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу. В данном случае собственником жилых помещений государственного жилищного фонда могут быть Российская Федерация или субъект РФ, а собственником муниципального жилищного фонда – муниципальное образование (городское или сельское поселение и др.). В связи с этим такие расходы должны покрываться за счет соответствующих бюджетных средств.

Другие граждане обязаны внести за оформление приватизации жилья плату, установленную субъектом РФ. В целом по Российской Федерации размер этой платы колеблется от нескольких десятков до нескольких сотен рублей.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении этого требования, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

В ст. 6 и 7 Закона о приватизации указаны органы (организации), которые передают жилые помещения гражданам в порядке их приватизации. Непосредственно оформлением приватизации жилищных помещений занимаются, как правило, жилищно-эксплуатационные организации, которые принимают от граждан заявления и другие необходимые документы, а также специальные агентства (бюро) по приватизации жилья.

На практике после вступления в силу Закона о приватизации стали возникать спорные ситуации, в частности в связи со смертью гражданина в период оформления договора передачи и наследованием жилого помещения, подлежащего приватизации. В постановлении Пленума № 8 разъяснено: «. Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано».

Гражданин может обратиться в суд в случае нарушения его прав при решении вопросов приватизации жилья. В постановлении Пленума № 8 разъяснено следующее. В соответствии со ст. 22 ГПК РФ и ч. 3 ст. 8 Закона о приватизации судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).

Споры в связи с отказом гражданину в приватизации жилого помещения разрешаются судом по правилам искового судопроизводства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Исковые заявления лиц, претендующих на приватизированное жилое помещение по мотиву принадлежности этого помещения наследодателю, в том числе и в случае, когда приватизация не была надлежащим образом оформлена при жизни наследодателя, оплачиваются государственной пошлиной, исходя из действительной стоимости помещения, по поводу которого возник спор, определяемой на время предъявления иска.

В случае возникновения спора по поводу правомерности договора передачи жилого помещения, в том числе и в собственность одного из его пользователей, этот договор, а также свидетельство о праве собственности по требованию заинтересованных лиц могут быть признаны судом недействительными по основаниям, установленным гражданским законодательством для признания сделки недействительной (ст. 166–181 ГК РФ).

Как оформить полученное сиротой жилье от государства в собственность?

здравствуйте, я получил квартиру по программе обеспечения бельем детей сирот.

можно-ли оформить жилье в собственность раньше,чем через 5 лет? Мне 29 лет и проживаю с женой и ребенком в квартире 29 метров, это может быть причиной, или возможно есть другие основания для досрочного оформления в собственность

Ответы юристов (1)

​День добрый! Посмотрите аналогичное дело. В иске отказано.

РАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2015 г. N 4г-11081/15

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Судья краевого суда Воробьева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу Бурдюк О.А. на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 ноября 2015 года по делу по заявлению Бурдюк О.А. о признании отказа администрации МО Северский район от 05 августа 2015 года в приватизации жилого помещения незаконным,

Бурдюк О.А. обратилась в суд с заявлением к администрации муниципального образования Северский район о признании незаконным отказа в приватизации жилого помещения.
В обоснование указала, что в соответствии с ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на основании договора найма жилого помещения ей предоставлена квартира по адресу: Бурдюк О.А. обратилась к ответчику с заявлением о передаче в собственность указанной квартиры в порядке приватизации, однако ей было отказано, поскольку договор найма жилого помещения заключен 27 октября 2014 года сроком на пять лет и на момент обращения с заявлением данный срок не истек. Считая отказ нарушающим ее жилищные права, обратилась в суд.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 25 августа 2015 года исковые требования удовлетворены.
Определением судебной коллегии по гражданским делам краевого суда от 03 ноября 2015 года решение районного суда отменено.
Принято новое решение, которым в удовлетворении заявления Бурдюк О.А. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Северский район в приватизации жилого помещения от 05 августа 2015 года отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в краевой суд 09 декабря 2015 года, заявитель просит отменить определение судебной коллегии, как необоснованное и незаконное, указывая на неверное определение судом юридически значимых обстоятельств по делу.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таковых по доводам кассационной жалобы не установлено.
Согласно статье 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Как установлено судом апелляционной инстанции, на основании договора найма жилого помещения от 27 октября 2014 года Бурдюк О.А. предоставлено жилое помещение- квартира по адресу:
Вышеуказанное жилое помещение находится в муниципальной собственности ответчика.
Обратившись в администрацию МО Северский район, Бурдюк О.А. получила отказ в приватизации жилого помещения.
В соответствии с пунктом 1 статья 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 6 предусмотрено, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Судебная коллегия, учитывая вышеприведенные положения закона и конкретные обстоятельства дела, пришла к выводу, что передача жилых помещение категории детей- дети-сироты и дети, из числа оставшихся без попечения родителей, на основании договора найма специализированного жилищного фонда и законодательное ограничение на совершение каких-либо сделок с данными жилыми помещениями, направлены на создание дополнительных гарантий прав на жилое помещение указанной категории граждан и исключение совершений незаконных сделок, в связи с чем пришла к выводу об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления.
Данные выводы судебной коллегией согласуются с подлежащими применению нормами материального права и установленными юридически значимыми обстоятельствами и доказательствами по делу, оценка которых осуществлена по правилам ст. 84 КАС РФ.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии судебной практики по данной категории дел отличной от принятого решения по данному делу в иных судах Российской Федерации, не могут повлиять на законность судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ст. 328 КАС РФ, на основании которых судебное постановление может быть изменено или отменено.
В связи с чем, доводы жалобы не могут повлечь за собой отмену состоявшихся судебных постановлений в порядке кассации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 324 КАС РФ, судья

В передаче кассационной жалобы Бурдюк О.А. на определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 03 ноября 2015 года по делу по заявлению бурдюк О.А. о признании отказа администрации МО Северский район от 05 августа 2015 года в приватизации жилого помещения незаконным, для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.

Судья
краевого суда
И.Г.ВОРОБЬЕВА

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Регистрация права собственности на бытовку как на жилое помещение

Планирую возведение бытовки и регистрации ее как жилого дома. Возможно ли это?

Прошу провести полный анализ технических характеристик бытовки на предмет признания ее жилым домом в соответствии с требованиями, предъявляемыми к жилым помещениям, руководствуясь судебной практикой по данному вопросу.

Файл во вложении.

Земли поселений для ИЖС. Все коммуникации подключены. Высота потолков 2.5 (Сочи), утепление рассчитано на круглогодичное проживание.

Список требований, предъявляемых к жилому помещению читала, эти требования в основном звучат как «должно быть так, чтобы», а не конкретно «утепление должно быть таким-то», «площадь такой-то». Соответственно, стоит вопрос кто это будет проверять, чтобы все получилось именно так, как требует закон, но без определения точных требований к тех документации будущего жилого дома. Для ИЖС до 2018 разрешение на ввод в эксплуатацию не требуется, и значит комиссии не будет.

Видела подобные варианты жилых бытовок с коммуникациями, зарегистрированных как жилые дома, хотела бы уточнить на сколько это проблематично сделать. Интересует судебная практика по данному вопросу

Ответы юристов (9)

Видела подобные варианты жилых бытовок с коммуникациями, зарегистрированных как жилые дома, хотела бы уточнить на сколько это проблематично сделать. Интересует судебная практика по данному вопросу
Елена

Касаемо судебной практики Вам не подскажу, но на личном опыте могу сказать, что оформить бытовку как жилое помещение возможно, один мой товарищ соединил две бытовки и оформил их как жилой дом. Во-первых помещение должно быть недвижимым, т. е. его перенос невозможен без существенного ущерба для такой бытовки, должна быть крыша, полы окна, свет и отопление, т. е. бытовка должна быть пригодна для проживания в ней круглый год, а также быть недвижимостью. Для чего Вам возможно вызвать БТИ, предварительно взяв разрешение на строительство, после специалисты БТИ оформят технический план на Ваше строение как на жилое, требования описал выше, после постановка на кадастровый учет, а дальше и регистрация права. В общем специалисты БТИ и оценят — жилое или нет у Вас помещение.

Уточнение клиента

БТИ будет руководствоваться законами при признании/не признании моего дома жилым/нежилым?

В этом и вопрос. Хотелось бы заранее понимать получиться это сделать или нет, и если нет, то искать альтернативные варианты.

В Росреестре мне сказали, что тех. план кадастровый инженер делает

26 Апреля 2017, 12:56

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте. По сути бытовка не является капитальным строением, т.е. не имеет прочной связи с землей. Это лишает ее главного условия, при котором она вообще может рассматриваться как жилое помещение — такого рода объекты должны быть капитальными, т.е. иметь прочную связь с землей и надлежащий фундамент, который при экспертизе на «жилопригодность», также должен проверяться и анализироваться.

С другой стороны то, что внутренний объем помещения представляет собой бывшую бытовку не лишает собственника возможности сделать из нее капитальное строение.

Вот такое судебное решение было обнаружено:

Документ предоставлен КонсультантПлюс

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. по делу N 33-3463/2015
(извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Королевой С.В.,
судей Касянчук Е.С., Савина А.И.
при секретаре Е.Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 02 июля 2015 года по иску муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» к Ш.Л.А. о выселении.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
установила:
иск предъявлен по тем основаниям, что Петрозаводский городской округ является собственником жилого помещения по адресу: . В соответствии со справкой МКП «Петрозаводская паспортная служба» по указанному адресу нет зарегистрированных граждан. В ходе проводимой полномочным представителем администрации Петрозаводского городского округа МКУ «Служба заказчика» проверки законности проживания граждан в жилом помещении, расположенном по обозначенному адресу, было установлено, что в квартире без законных оснований проживает Ш.Л.А. 09 февраля 2015 года ответчику было вручено предупреждение с требованием в течение десяти дней со дня получения уведомления освободить незаконно занятое жилое помещение, сдав ключи в МКУ «Служба заказчика». 13 марта 2015 года специалистами МКУ «Служба заказчика» были предприняты меры по повторному обследованию жилого помещения — квартиры N с целью проверки факта исполнения предписания. Актом обследования установлен факт неисполнения требований, изложенных в уведомлении. Помещение не освобождено, ключи от входных дверей представителям учреждения не переданы. Ответчик, самовольно занимая жилое помещение, расположенное по адресу: своими действиями нарушает права собственника данного жилого помещения — администрации Петрозаводского городского округа на пользование и распоряжение данным жилым помещением. Ссылаясь на ст. 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. ст. 11, 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 209, 288, 301, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил выселить Ш.Л.А. из самовольно занятого жилого помещения, расположенного по адресу: ; расходы по государственной пошлине отнести на ответчика.
Решением суда иск удовлетворен.
Суд постановил выселить Ш.Л.А., 27 июля года рождения, из самовольно занятого жилого помещения, расположенного по адресу: Взыскал с Ш.Л.А. в пользу муниципального казенного учреждения Петрозаводского городского округа «Служба заказчика» государственную пошлину в размере руб.
С решением суда не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что была вселена в спорную квартиру на основании ордера как наниматель, проживает в квартире более 40 лет, несет все расходы по содержанию квартиры, оплате коммунальных услуг. Зарегистрирована в профоргом организации по ошибке. Квартира была переоборудована из строительной бытовки. Не согласна также с взысканием суммы государственной пошлины, поскольку является инвалидом 1 группы.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор полагает решение суда законным.
В суде апелляционной инстанции представители истца по доверенности Г.О.А. и третьего лица по доверенности К.Ж.В. возражали по доводам апелляционной жалобы.
Остальные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
Согласно ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 35 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Из материалов дела следует, что ответчик Ш.Л.А. без регистрации и без законных оснований проживает в , которая на праве собственности принадлежит администрации Петрозаводского городского округа. На требование администрации об освобождении жилого помещения ответчик жилое помещение не освободила. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РК от 31 января 2014 года Ш.Л.А. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований о признании за ней права пользования спорным жилым помещением. В силу положений п. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При таких обстоятельствах суд обоснованно принял решение о выселении ответчика.
Решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Петрозаводского городского суда от 02 июля 2015 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

Уточнение клиента

то есть если поставить бытовку на фундамент, то признают жилым?

26 Апреля 2017, 13:12

Требования к жилому помещению определены в Постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/

Насколько Ваша бытовка будет соответствовать данным требованиям, мне соответственно неизвестно, т.к. я не инженер-строитель.

Что касается регистрации права собственности на данный объект, то регистрации подлежат только права на недвижимое имущество.

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи
1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Статья 131. ГК РФ Государственная регистрация недвижимости
1. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Статья 219. ГК РФ Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Закон предусматривает, что недвижимым имуществом является объект прочно связанный с землей, т.е. как минимум должен быть фундамент, на который будет установлена Ваша бытовка.

Если кадастровый инженер составит Вам технический план на данный дом, то проблем нет.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
7. До 1 марта 2018 года основаниями для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются только технический план указанных объектов индивидуального жилищного строительства и правоустанавливающий документ на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства. В данном случае сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 настоящего Федерального закона (в случае, если проектная документация не изготавливалась).

Но есть одно НО. Росреестр считает, что разрешение на строительство обязательно в любом случае.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ»

ПИСЬМО
от 23 августа 2016 г. N 10-1170-МГ

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее — Учреждение) рассмотрело обращение в соответствии с личным поручением руководителя Росреестра (далее — Обращение) и сообщает следующее.
В связи с вступлением в силу 04.07.2016 отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Закон N 361) внесены изменения в часть 8 статьи 41 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре), которой установлены требования к подготовке технического плана.
Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения о здании — объекте индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС), за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации таких объектов недвижимости при ее наличии либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации.
По мнению Учреждения, из данного положения следует, что разрешение на строительство является обязательным документов при подготовке технического плана в отношении здания — объекта ИЖС, то есть технический план в отношении объекта ИЖС подготавливается на основании:
— разрешения на строительство и проектной документации (при наличии проектной документации);
или
— разрешения на строительство и декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации).
Вместе с тем, Учреждение полагает возможным отметить следующее.
1) Разрешение на строительство, указанное в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), по мнению Учреждения, может отсутствовать по причине строительства объекта ИЖС до введения в действие ГрК РФ.
Однако в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» разрешения на строительство, выданные физическим или юридическим лицам до введения в действие ГрК РФ, признаются действительными.
Таким образом, по мнению Учреждения, разрешения на строительство, а также иные разрешительные документы, изданные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, выданные до введения в действие ГрК РФ (в том числе архивные копии), могут быть использованы для подготовки технического плана объекта ИЖС.
2) В случае если здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, такой объект является самовольной постройкой (статья 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если право собственности на самовольно построенный объект ИЖС признано в судебном порядке, то технический план в отношении объекта ИЖС, по мнению Учреждения, может быть подготовлен на основании решения суда и декларации об объекте недвижимости.
3) В случае, если объект ИЖС не является самовольно построенным, однако разрешительные документы, в соответствии с которыми осуществлялось его строительство, отсутствуют в силу их утраты или уничтожения, технический план, по мнению Учреждения, представляется возможным подготовить на основании декларации об объекте недвижимости. При этом в состав приложения к техническому плану должны быть включены справки (документы) государственного архива, свидетельствующие о том, что разрешительные документы в отношении такого объекта ИЖС в их распоряжении отсутствуют, а также органа власти, уполномоченного на выдачу разрешения на строительство, свидетельствующие о том, что объект ИЖС не является самовольной постройкой.
4) Также, по мнению Учреждения, часть 8 статьи 41 Закона о кадастре не запрещает при подготовке технического плана в отношении ИЖС использовать технический паспорт, изготовленный до 01.01.2013 (при его наличии).
Учреждение обращает внимание, что позиция, изложенная в настоящем письме, является исключительно мнением Учреждения.
В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, Учреждение не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
До настоящего времени в адрес Учреждения не поступали какие-либо дополнительные разъяснения от органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, которым является Минэкономразвития России.
Учреждением в свою очередь запрошена позиция Росреестра относительно подготовки технического плана в отношении объекта ИЖС.
При поступлении дополнительных разъяснений от вышеуказанных органов, данные разъяснения будут незамедлительно доведены до сведения филиалов Учреждения по субъектам Российской Федерации.
Следует также отметить, что филиалы Учреждения по субъектам Российской Федерации по результатам рассмотрения представленных в орган кадастрового учета документов, принимают решения, руководствуясь нормами Закона о кадастре.
В соответствии с Законом о кадастре решение о приостановлении/отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.

И.о. заместителя директора
М.В.ГОРОДИЛОВ

Странно. Технический план как раз и делает кадастровый инженер. Можете заказать выход специалиста БТИ, после чего он сможет сделать заключение о возможности оформления Вашего помещения недвижимым и жилым, но разрешение на строительство прежде возьмите, архитектор может и не выезжать на место (как правило).