Юридическая сила федерального конституционного закона

Юридическая сила федерального конституционного закона

2. Виды законов федерального уровня в Российской Федерации / Федеральный конституционный закон как источник конституционного права

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти» [1] . «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан» [2] .

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой» [3] .

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ» [4] .

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ).

Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.

В правовой системе Российской Федерации выделяются следующие виды законов: закон о поправках в Конституцию РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ.

В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И. Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы [5] . Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

На наш взгляд, предложенная классификация не точна в сфере названия видов законов. Законы о внесении поправок в конституцию – не являются разновидностью федеральных конституционных законов, в том понимании, какое дает законодатель термину «федеральный конституционный закон». На наш взгляд терминологически правильная классификация законов на: федеральные законы, федеральные конституционные законы и конституционные законы о поправках в Конституцию РФ. Категория «Федеральный конституционный закон» — не является собирательной категорией. Каждый из данных актов – является самостоятельной разновидностью законодательного акта (закона). Сказанное подтверждает и следующее конституционное положение. Статья 137 Конституции РФ устанавливает, что изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Тем самым Конституция РФ разделяет ФКЗ и поправки как конституции.

В действующем законодательстве и юридической литературе законы различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия. Выделяются кодифицированные и не кодифицированные законодательные акты; общие и специальные законы.

При этом не все федеральные законы одинаковы по своей юридической силе. Так, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) прямо закрепляет, что «федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону» (п.6 ст.1 Закона).

Приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы – основные законы субъектов РФ – такой вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ.

В настоящее время возрастает роль кодифицированных законодательных актов. Как отмечают эксперты, кодексы не отличаются от иных федеральных законов по порядку принятия, не выделяются в Конституции РФ. Однако практика идет по пути наделения кодексов более высокой юридической силой, нежели обычные федеральные законы. Как справедливо отмечается в юридическое литературе, кодексы по отношению к другим, обыкновенным законам занимают куда более высокую ступеньку в иерархии источников права. Кодексы по своему положению среди форм права находятся между федеральными конституционными и федеральными законами [6] . Конечно, говоря о фактическом приоритет норм кодексов над нормами иных федеральных законов, необходимо учитывать, что такой приоритет не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования.

Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения – Москвой и Санкт-Петербургом). Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ, федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ не устанавливает перечня вопросов, правовое регулирование которых может осуществляться только законом. При этом в ряде статей Конституция РФ указывает на необходимость законодательного регулирования тех или иных общественных отношений. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» [7] (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г.)).

Имея в виду особенности предмета правового регулирования среди законов РФ различают, помимо прочих, такие специфические разновидности, как: законы-гарантии (Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8] (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.)); законы-принципы (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября 2005 г.); Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [10] (с изменениями от 11, 29 декабря 2004 г.)); законы-программы. Возможность законов-программ предусмотрена п. «с» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению РФ принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. В качестве примера уже принятого закона-программы можно назвать: Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [11] (с изм. и доп. от 31 мая 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.).

[1] Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. — Москва, Типография Императорского Московского Университета, 1909 г.

[2] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки, 3 тома — Москва, Типография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1894 г. – Т.1.

[3] Юридический словарь. Второе издание. Т.1. – М.: Государственное издательство юридической литературы. – 1956. – с.320.

[4] Овсепян Ж.И. Источники российского конституционного права. Часть I. // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2003г. — №1. с. 34.

[5] Овсепян Ж.И. Указ. соч. – с.34-36.

[6] Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в 9т. Т.1 Основы конституционного права. / Авдеенко М.П., Дмитриев Ю.А. – М.: Весь мир. – 2005. – с.150.

[7] Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 июня 2002г. — №22. — Ст.2031.

[8] Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17 июня 2002г. — №24. — Ст. 2253.

[9] Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 октября 2003г. — №40. — Ст. 3822.

[10] Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 июля 2003г. — №27. — Ст. 2709.

[11] Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 мая 1999 г. — №22. — Ст. 2670.

Что выше по юридической силе — фз или закон о поправках к Конституции?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что выше по юридической силе — фз или закон о поправках к Конституции?

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Ксения! Вы сами ответили на свой вопрос — конечно ФКЗ «О поправках к Конституции», потому что именно ФКЗ они туда вносятся.

Есть вопрос к юристу?

Ксения, соглашусь с ответом коллеги, могу лишь добавить, что иерархия федеральных НПА следующая:

Закон РФ о поправках в Конституцию РФ (например, Закон о внесении изменений в Конституцию в связи с объединением ВС РФ и ВАС РФ);

Федеральный конституционный закон

Конституция это высший закон. В соответствии с Конституцией разрабатываются Федеральные законы. Они не могут противоречить Конституции. Если есть противоречия, то ФЗ приводятся в соответствие с Конституцией.

Удачи Вам!
Лучшее спасибо — это отзыв.

Да, закон о поправках в конституцию будет обладать большей юридической силой чем фз.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Виды законов в Российской Федерации

Закон — нормативный акт высший юридической силы, принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются:
• федеральные законы;
• законы субъектов федерации.

В свою очередь федеральные законы подразделяются на:
• федеральные законы;
• федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов).

Федеральный закон является основным видом закона Российской Федерации. Он принимается Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса).

Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего.числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписал федеральный закон.

Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: в Государственной Думе — не ограничены, Советом Федерации — 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); Президентом РФ — 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней.

Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира.

В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) — преодоление вето Совета Федерации — и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1 голос) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето).

Вето Президента РФ считается отклоненным если и государственная Дума, и Совет федерации вновь примут данный Законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа — то есть сооветственно 301 голос и более и 119 голосов и более, после чего президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральный закон течение 7 дней.

4. Федеральный конституционный закон является разновидностью федерального закона. Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы:
• о военном положении;
• о чрезвычайном положении;
• о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
• о изменении статуса субъекта РФ;
• о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
• о референдуме;
• о судебной системе;
• о судах основного звена;
• о Конституционном Суде РФ;
• о Верховном Суде РФ;
• о Высшем арбитражном суде РФ;
• о Конституционном собрании РФ.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 депутатов Государственной Думы (301 и более) и 3/4 членов Совета Федерации (134 и более). Президент РФ обязан в течение 14 дней подписать и обнародовать федеральный конституционный закон, если за него проголосовало соответствующее большинство (2/3 и 3/4) обеих палат парламента. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. По вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и федерации. Конституция РФ предусмотрела возможность принятия законов субъектов федерации.

5. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов РФ.

Юридическая сила (приоритет) законов, кодексов и т.д. в России

В связи с противоречивостью российского законодательства хотелось бы разобраться в юридической силе (приоритете) различных юридических документов. Известно, что высшим приоритетом в России обладает Конституция. А вот дальше как?. Что имеет бОльшую юридическую силу например, Федеральный Конституционный закон или Кодекс?

3 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Кодекс, потом ФЗ

Федеральный конституционный закон Российской Федерации — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Нормативно-правовые акты по своей юридической силе делятся на законные и позаконные акты.

Высшей юридической силой обладает Конституция РФ как основной закон государства далее:

Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией.

Федеральные законы: кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) в зависимости от отрасли права;

Подзаконные нормативные акты, конкретизирующие законы:

— акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

— акты органов местного самоуправления

локальные нормативно-правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

Статья 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы — новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин «федеральные законы» употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами «федеральный закон» и «закон» здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для «актуализации Конституции».

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее «актуализации», в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции — предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении», от 25.03.2004 N 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа», от 12.06.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», от 30.12.2006 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа», от 21.06.2007 N 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа». Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ — 7; Закон о Конституционном Суде РФ — 5; Закон о судебной системе РФ — 3; Закон об арбитражных судах — 3; «О Государственном флаге Российской Федерации» — 4; Закон о референдуме — 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин «соответствие Конституции федеральных законов», употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином «федеральный закон» в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со ст. 125 Конституции. Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием — парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство — не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда — необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

Статья 79. Юридическая сила решения

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 28 декабря 2016 г. N 11-ФКЗ в статью 79 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения

Статья 79. Юридическая сила решения

О конституционно-правовом смысле части первой статьи 79 настоящего Федерального конституционного закона см Постановление Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2012 г. N 25-П

Толкование части первой статьи 79 настоящего Федерального конституционного закона приведено в Определении Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 г. N 6-О

Решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия.

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

О последствиях признания нормы, не противоречащей Конституции РФ в конституционно-правовом смысле, выявленном Конституционным Судом РФ, см. определения Конституционного Суда РФ от 11 ноября 2008 г. N 556-О-Р и от 7 июля 2016 г. N 1435-О-Р

См. также Определение Конституционного Суда РФ от 14 января 1999 г.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

См. комментарии к статье 79 настоящего Федерального конституционного закона