Дознание производится по уголовным делам

Дознание производится по уголовным делам

Нормы, регулирующие дознание, входят в раздел VIII «Предварительное расследование» УПК РФ. Тем самым подчеркивается, что дознание есть часть предварительного расследования, одна из его форм. Другой формой предварительного расследования является предварительное следствие.

Дознание возможно и наступает лишь после официального признания наличия объективной реальности преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Его сущность — раскрытие уголовно наказуемого деяния, то есть принятие всех предусмотренных законом мер к установлению события преступления, виновности лиц, его совершивших, и других обстоятельств, которые должны быть доказаны [1] .

В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (ст.5 п.8, ст.40 ч.2 п.1). Таким образом, в отличие от УПК РСФСР (ст.117-124), здесь дознанию придается одно значение — расследование преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно.

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, дознанием не считается (ч.2 ст.40 УПК РФ). Оно рассматривается как особый, самостоятельный вид уголовно-процессуальной деятельности. Исключительность этой деятельности состоит еще в том, что она возлагается не только на органы дознания (п.2 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ), но также:

· на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

· руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

· глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений (ст.40 ч.3 УПК РФ) [2] .

Статьями 5, 41 УПК РФ устанавливается, что дознание производится дознавателями.

Дознание осуществляют и органы дознания (п.1 ч.2 ст.40, п.3 ст.149 УПК РФ). Очевидно, что здесь имеются в виду органы дознания должностные лица (например, командир воинской части).

Это подтверждается, в частности, тем, что компетенция между органами дознания и дознавателями в области предварительного расследования преступлений не разграничивается.

Порядок дознания — правила, по которым оно производится, его режим. Он определяется нормами, содержащимися в главах:

22. «Предварительное следствие» (ст.162-170 УПК РФ);

24. «Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент» (ст.176-181 УПК РФ);

25. «Обыск. Выемка. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления» (ст.182-186 УПК РФ);

26. «Допрос. Очная ставка. Опознание. Проверка показаний» (ст.187-194 УПК РФ);

27. «Производство экспертизы» (ст.195-207 УПК РФ);

28. «Приостановление и возобновление предварительного следствия» (ст.208-211 УПК РФ);

29. «Прекращение уголовного дела» (ст.212-214 РФ).

Правило о производстве дознания в установленном законом порядке означает точное и неуклонное исполнение органом дознания, дознавателем и другими участниками процесса норм, регламентирующих данный вид расследования преступления. Обязательное соблюдение правил производства следственных и иных процессуальных действий обеспечивает достижение задач уголовного судопроизводства, служит гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Порядок дознания представляет собой совокупность обязательных процессуальных действий и решений. Их можно разбить на три четко выраженные группы: начало дознания — раскрытие преступления — окончание дознания. В целом они составляют систему дознания [3] .

Начало дознания состоит из действий и решений, осуществляемых до принятия мер по установлению обстоятельств преступления. Сюда входят:

· возбуждение уголовного дела как отдельный процессуальный акт, то есть принятие решения начать расследование, возбудить уголовное преследование;

· решение вопроса о принятии дела к своему производству;

· сообщение заявителю о возбуждении уголовного дела;

· направление копии постановления о возбуждении уголовного дела прокурору.

Дознание начинается с момента возбуждения уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ), то есть оформленного в установленном законом порядке решения начать расследование, уголовное преследование. Это правило по своему значению принадлежит к основополагающим идеям уголовного судопроизводства. Возбуждение уголовного дела свидетельствует о наличии в объективной реальности явления (события), содержащего признаки преступления, и обусловливает необходимость раскрытия его. Дознаватель и орган дознания в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждает уголовное дело при наличии повода и основания, предусмотренных ст.140 УПК РФ, о чем выносит соответствующее постановление (ст.146 ч.1 УПК РФ). Содержание постановления о возбуждении уголовного дела определяется ст.146 УПК РФ. В нем должно быть указано:

· время и место его вынесения;

· кем оно вынесено;

· повод и основание для его возбуждения;

· пункт, часть, статья УК РФ, по признакам которых оно возбуждается, и др.

Данный процессуальный документ свидетельствует, с одной стороны, об окончании первой стадии уголовного процесса, а с другой, — о начале новой, второй стадии — предварительного расследования. Постановление о возбуждении уголовного дела служит правовой основой не только для последующих процессуальных действий, но и для производства следственных действий по собиранию и проверке доказательств. Оно обязывает орган дознания и дознавателя принять в пределах их компетенции все необходимые меры к установлению обстоятельств совершенного преступления. С рассматриваемым решением закон связывает возникновение уголовного дела (папки с документами) и начало производство по нему. Без вынесения постановления о возбуждении уголовного дела производство дознания незаконно. Полученные в этом случае фактические данные признаются не имеющими юридической силы. В рассматриваемом документе решается вопрос, кто проводит дознание.

Обязанность начать дознание в день возбуждения уголовного дела диктуется задачей быстрого и полного раскрытия преступления [4] .

Приняв решение о возбуждении уголовного дела, дознаватель должен определить, вправе ли он производить расследование, нет ли обстоятельств, препятствующих этому. Так, дознаватель не может производить дознание, если он по данному делу проводил или проводит оперативно-розыскные мероприятия (ст.41 ч.2 УПК РФ). При наличии этого и других обстоятельств, устраняющих дознавателя от участия в судопроизводстве, он подлежит отводу. Обнаружение их в последующем ставит под сомнение результаты всего производства. Оно приводит к необходимости повторного проведения дознания, что, в свою очередь, ведет к напрасной трате времени и сил дознавателя и других участников процесса.

Установив отсутствие обстоятельств, исключающих возможность его участия в уголовном процессе, дознаватель принимает решение о принятии дела к своему производству. Об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ст.156 ч.1 УПК РФ). Если дознаватель принимает уже возбужденное уголовное дело, то он выносит отдельное постановление о принятии уголовного дела к своему производству (ст.156 ч.2 УПК РФ).

Принятие дела к своему производству означает определение и процессуальное оформление дознавателем своего исключительного права расследовать преступление. Другие органы предварительного расследования с этого момента не имеют права производить следственные и иные процессуальные действия по делу. Кроме того, принятие дела к своему производству нужно для того, чтобы всем было ясно, кто ведет дознание, кто отвечает за законность и быстроту его производства. Наконец, оно создает надлежащие предпосылки и условия для установления действенного надзора и контроля за исполнением законов дознавателем [5] .

Копия постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору (ч.4 ст.146, ч.3 ст.156 УПК РФ).

В тот же день о принятом решении сообщается заявителю (ч.2 ст.145, ч.4 ст.146 УПК РФ). Форма сообщения законом не установлена. Однако в деле должна быть, по крайней мере, отметка о сделанном сообщении. Об этом может свидетельствовать копия письма, справка о состоявшемся разговоре и т.д.

При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования (ч.2 ст.145 УПК РФ).

О возбуждении уголовного дела сообщается также лицу, в отношении которого принято данное решение (ч.4 ст.146 УПК РФ).

В случае принятия решения, предусмотренного п.3 ч.1 ст. 145 УПК РФ, орган дознания и дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления (ч.3 ст.145 УПК РФ).

Совокупность действий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие начало дознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, если решение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность в уведомлении его об обнаруженном преступлении.

Первая группа действий является подготовительной по отношению ко второй. Она обеспечивает законность принятия мер по установлению обстоятельств преступления, соблюдению прав и свобод участников уголовного процесса и граждан.

Между началом и окончанием дознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные на собирание доказательств и установление на этой основе обстоятельств совершенного преступления, иначе — раскрытие преступления — принятие мер по установлению обстоятельств преступления [6] .

Дознаватель самостоятельно проводит следственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения. Исключение составляют случаи, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение (ст.41 ч.3 УПК РФ).

Заканчивается дознание выполнением ряда процессуальных действий, связанных с принятием решения об окончании дознания. Их совокупность и содержание зависят от вида окончания дознания.

Дознание проводится в течение 20 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору.

При исчислении срока дознания не принимается во внимание тот день, в который было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела (ст.128 ч.1 УПК РФ).

Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. Порядок продления срока не определен.

Статья 224 УПК РФ регламентирует особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Заключение под стражу подозреваемого допустимо в исключительных случаях при наличии оснований, предусмотренных статьей 97, и с учетом обстоятельств, указанных в ст.99 УПК РФ (ст.100 УПК РФ). Эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих обстоятельств:

· подозреваемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации;

· его личность не установлена;

· им нарушена ранее избранная мера пресечения;

· он скрылся от органов предварительного расследования или от суда (ч.1 ст.108 УПК РФ).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство (ст.108 ч.3 УПК Рф) — выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущность предъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуального принуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства.

Материалы представляются прокурору лично дознавателем.

Прокурор изучает материалы и, в случае согласия на возбуждение ходатайства перед судом, делает на постановлении надпись «Согласен». При несогласии с ходатайством он пишет на постановлении «Не согласен».

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст.91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого, прокурора и защитника, если последний участвует в деле.

Избрание в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу обязывает дознавателя предъявить обвинение подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания (ст.100 УПК РФ). В этот же срок предписывается составить обвинительный акт (ст.224 ч.2 УПК РФ).

При наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения подозреваемого в совершении преступления, дознаватель выносит постановление о привлечении данного лица в качестве обвиняемого Содержание постановления определяется ст.171 ч.2 и 3 УПК РФ.

Обвинение должно быть предъявлено не позднее 3 суток с момента вынесения постановления. Порядок предъявления обвинения регламентируется ст.172 УПК РФ.

Если обвинение не будет предъявлено в предусмотренный законом срок, мера пресечения немедленно отменяется (ст.100 РФ).

При невозможности составить обвинительный акт в предусмотренный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном гл.23 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется.

Статья 225 УПК РФ определяет порядок составления органом дознания обвинительного акта.

Признав, что все необходимые следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного акта, дознаватель уведомляет обвиняемого и его защитника об окончании предварительного расследования и разъясняет им предусмотренное Кодексом право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела. Об этом составляется протокол.

Обвиняемый может знакомиться с материалами дела. Но он вправе и отказаться от этого.

Обвиняемый вправе знакомиться с материалами дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя.

При явке обвиняемого и его защитника они вновь уведомляются об окончании дознания и им повторно разъясняется право на ознакомление с материалами дела.

Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол.

Законодатель определил, что необходимо предпринять в случае, если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления.

Дознаватель в такой ситуации ожидает прибытия обвиняемого в течение 5 суток. Истечение срока начинается со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства.

По истечении указанного срока дознаватель составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Если защитник обвиняемого по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то дознаватель откладывает ознакомление на срок не более 5 суток (ст.215 ч.3 УПК РФ).

В случае невозможности избранного обвиняемым защитника явиться для ознакомления с материалами уголовного дела дознаватель по истечении 5 суток вправе предложить обвиняемому избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника.

Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то материалы уголовного дела предъявляются ему для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле в соответствии со ст.51 УПК РФ является обязательным.

Потерпевшему может быть предоставлено право на ознакомление с материалами уголовного дела, но при наличии его ходатайства. Ходатайство может быть как устным, так и письменным. Письменное ходатайство приобщается к уголовному делу, устное заносится в протокол следственного действия или судебного заседания (ст.120 УПК РФ). Ходатайство рассматривается и разрешается непосредственно после его заявления.

Такое же право имеет представитель потерпевшего. Если представитель потерпевшего по уважительным причинам не может явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то дознаватель откладывает ознакомление на срок не более 5 суток (ст.215 ч.3 УПК РФ).

Ознакомление этих субъектов уголовного процесса с материалами дела происходит в том же порядке, который установлен для обвиняемого и его защитника.

Об ознакомлении с материалами дела составляется протокол в соответствии со ст.166 и 167 УПК РФ.

По выполнении требований, предусмотренных ч.2 и 3 статьи 225 УПК РФ дознавателем составляется обвинительный акт.

Обвинительный акт изготавливается в двух экземплярах, поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст.226 ч.3 УПК РФ).

Обвинительный акт представляется начальнику органа дознания.

Начальник органа дознания рассматривает данный документ, при отсутствии возражений утверждает акт и вместе с уголовным делом направляет его прокурору.

Статья 226 УПК РФ регламентирует порядок принятия решения прокурором по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом.

Получив уголовное дело с обвинительным актом, прокурор обязан проверить обоснованность и законность всего производства по делу, полноту и объективность расследования, определить допустимость собранных доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса, соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в Кодексе.

Изучив дело, прокурор принимает по нему одно из предусмотренных в ч.1 ст.226 УПК РФ решений.

Он может утвердить обвинительный акт, наложив на него резолюцию «Утверждаю».

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику. В деле должна быть сделана отметка о вручении копии обвинительного акта, удостоверяемая подписями указанных выше участников процесса.

Затем дело направляется в суд.

Прокурор может принять решение о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст.225 УПК РФ. Своими письменными указаниями он обращает внимание на допущенные недостатки и определяет меры их устранения.

При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на трое суток.

Прокурор вправе прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст.24-28 УПК РФ, руководствуясь при этом правилами гл.29 УПК РФ.

Прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ст.24 ч.3 УПК РФ).

В случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п.1 и 2 ч.1 ст.24 и п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ, прокурор принимает предусмотренные УПК РФ меры по реабилитации лица и возмещению вреда, причиненного реабилитированному в результате уголовного преследования (ст.212 ч.2 УПК РФ).

Наконец, прокурор может направить уголовное дело для производства предварительного следствия.

[1] Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право . — М.; Интел-Синтез, 2002. — № 3. — с.77-79

[2] Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. — М.; Юрист, 2003. — № 10. — с.5-6

[3] Гирько С.И. Расследование преступлений в форме дознания в системе МВД России // Юридический консультант: . — М.; ЮРМИС, лд, 2003. — № 7. — с.12-16

[4] Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. — Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003. С 75.

[5] Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствования уголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П.. — М.; Экзамен, 2003. С 256.

[6] Косова С.А. Особенности производства дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно // Законодательство и практика. — Омск; Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России, 2002. — № 1. — с.32-33.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел II. Досудебное производство

Глава 15. Особенности производства дознания

Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по относительно менее опасным и несложным с точки зрения их расследования преступлениям подготовка дела к судебному производству производилась более быст­ро и просто.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) упрощенная процедура расследования.

а) Материально-правовое — небольшая общественная опасность преступления. Дознание производится только по тем преступлениям, которые указаны в части 3 ст. 150 УПК
(а это, как правило, преступления небольшой или средней тяжести). По преступлениям, которые относятся к категории дел частного обвинения (ч. 2 ст. 20), дознание производится лишь в случае возбуждения их в публичном порядке при неспособности пострадавшего самостоятельно воспользоваться своими процессуальными правами (ч. 4 ст. 20). В остальных случаях жалоба потерпевшего направляется прямо в мировой суд, минуя предварительное расследование;

б) процессуальное — относительная несложность расследования, выраженная в том, что дознание проводится по делам, возбуждаемым в отношении конкретных подозреваемых (ч. 2 ст. 223), что означает «очевидность» преступления. При производстве дознания всегда участвует подозреваемый, который появляется с момента возбуждения дела в его отношении (п. 1 ч. 1 ст. 46).

Однако дознание не производится по деяниям, совершенным невменяемыми лицами (ч. 1 ст. 434), а также по преступлениям, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или статусом сотрудника правоохранительного органа (п. «б» и «в» п. 1 ч. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 151).

Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 8 ч. 2 ст. 37) или к категории дел частного обвинения (ч. 4 ст. 20).

Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это дознаватели и следователи.

Дознаватели как штатные сотрудники специализированных подразделений дознания предусмотрены в: органах внутренних дел, пограничных органах Федеральной службы безопасности, органах службы судебных приставов Министерства юстиции на уровне субъектов Российской Федерации, таможенных органах, органах Государственной противопожарной службы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). Компетенция остальных органов дознания ограничена производством лишь неотложных следственных действий (ст. 157).

Дознаватель обладает меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователь, так как обязан выполнить указания начальника органа дознания и прокурора, а обжалование этих указаний не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41).

Следователи прокуратуры проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом (п. 7 ч. 3 ст. 151), а следователи органов внутренних дел и органов госнаркоконтроля проводят дознание по указанию прокурора.

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК. Эти изъятия делятся на три группы: 1) сокращенные сроки дознания, 2) особенности применения некоторых институтов предварительного расследования и 3) упрощенный порядок окончания дознания с обвинительным актом.

1. Срок дознания составляет 20 суток и может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток. В то же время следует учесть, что к общему 30-суточному сроку прокурор может добавить еще 3 суток при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта и 10 суток — для дополнительного дознания (п. 2 ч. 1 ст. 226).

2. Особенности использования отдельных институтов предварительного расследования. При производстве дознания, как правило, не используются вообще или используются в ограниченном объеме некоторые институты предварительного расследования: а) процедура привлечения в качестве обвиняемого; б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания – после вынесения обвинительного акта; в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен в течение 10 суток с момента фактического задержания подозреваемого. При невозможности составить обвинительный акт в течение 10 суток с момента применения меры пресечения в виде заключения под стражу, она либо отменяется, либо выносится постановление о привлечении в качестве обвиняемого и предъявляется обвинение (ст. 223).

3. Особенности окончания дознания с обвинительным актом. Обвинительный акт — это процессуальный документ, оформляющий итоговое для дознания решение, в котором описаны его ход, результаты и сформулировано обвинение, подлежащее рассмотрению в суде. Во многом он аналогичен обвинительному заключению, однако в отличие от него имеет более простое содержание, включающее одновременно и первоначальное и окончательное обвинение.

Процессуальный порядок окончания дознания с обвинительным актом состоит из следующих действий:

1) систематизации материалов уголовного дела (приведение их в «прошитый и пронумерованный» вид);

2) составления обвинительного акта;

3) ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дела;

4) утверждения начальником органа дознания обвинительного акта, составленного дознавателем, и направления дела прокурору;

5) деятельности и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным актом (ст. 226).

В отличие от предварительного следствия время ознакомления потерпевшего, обвиняемого и его защитника не входит в срок дознания. После ознакомления сторон с обвинительным актом и материалами дознания обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами дела направляется прокурору. Прокурор в течение 2 суток принимает одно из четырех решений.

1) Об утверждении обвинительного акта и направлении дела в суд.

2) О возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания (сроком до 10 суток) или пересоставления обвинительного акта (сроком до 3 суток).

3) О прекращении уголовного дела.

4) О направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

Статья 223. Порядок и сроки дознания

1. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 — 29 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание производится по уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса.

3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

3.1. Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных статьей 211 настоящего Кодекса.

4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

5. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 настоящего Кодекса, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

6. Возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя Следственного комитета Российской Федерации, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации в порядке, установленном частями третьей — пятой настоящей статьи.

20.2. Дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно

Согласно ст. 223 УПК РФ предварительное расследование в форме самостоятельного дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24—29 УПК РФ, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК РФ.

Из этого положения следует, что в данном виде дознания в связи с исключением из производства главы 23 должны принципиально отсутствовать в качестве самостоятельных процессуальных действий:

а) привлечение лица в качестве обвиняемого (составление постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого);

б) предъявление обвинения (ознакомление с соответствующим документом, существование которого не предполагается в дознании);

в) составление обвинительного заключения и ознакомление с ним участников уголовного процесса.

Этот вид дознания производится по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, т.е. по делам, как правило, о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Исключением из этого положения является преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 203 УК РФ, которое относится к числу тяжких преступлений1.

Дознание производится в течение 30 суток с момента возбуждения уголовного дела.

При необходимости этот срок может быть продлен прокурором еще до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК РФ.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, указанный в ч. 3 ст. 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до шести месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

В соответствии со ст. 223.1 УПК РФ в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в его совершении, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления. Дознаватель должен вручить копию этого уведомления подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, предусмотренные ст. 46 УПК РФ.

О вручении копии уведомления подозреваемому и о разъяснении ему соответствующих прав составляется протокол в соответствии с требованиями ст. 166 и 167 УПК РФ.

В течение трех суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения в совершении преступления.

В уведомлении о подозрении в совершении преступления должны быть указаны: 1)

дата и место его составления; 2)

фамилия, инициалы лица, его составившего; 3)

фамилия, имя, отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения; 4)

описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п. 1 и 4 ч. 1 ст. 73 УПК РФ; 5)

пункт, часть, статья Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за данное преступление.

При наличии данных, дающих основание подозревать лицо в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями Уголовного кодекса, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона.

При установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых уведомление о подозрении в совершении преступления вручается каждому из них.

Копия уведомления о подозрении лица в совершении преступления направляется прокурору.

В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить с согласия прокурора ходатайство пе- ред судом об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то итоговый документ дознания — обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу (с учетом времени его нахождения в изоляторе временного содержания, если он был задержан).

При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для производства предварительного следствия (глава 23 УПК РФ), т.е.

По окончании дознания как самостоятельной формы предварительного расследования дознаватель составляет обвинительный акт.

Обвинительный акт — итоговый процессуальный документ дознания как самостоятельной формы предварительного расследования, в котором излагаются установленные фактические и юридические обстоятельства совершенного преступления, обосновывается вывод о виновности конкретного лица и необходимости судебного разбирательства.

В этом документе указываются: 1)

дата и место его составления; 2)

должность, фамилия, инициалы лица, его составившего; 3)

данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности178; 4)

фактические обстоятельства совершения преступления (место, время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного уголовного дела); 5)

формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ; 6)

перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7)

обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8)

данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда; 9)

список лиц, подлежащих вызову в суд.

В принципе этот документ по форме и существу соответствует в целом содержанию обвинительного заключения, который составляется следователем по окончании предварительного следствия.

В этом плане уголовно-процессуальный закон совершенно справедливо пошел именно по этому пути, несколько упростив содержание обвинительного акта.

Обвиняемый, его защитник и, по нашему мнению, при наличии ходатайства законный представитель обвиняемого должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается соответствующая отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела.

Потерпевшему или его представителям по их ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления материалы уголовного дела в порядке, установленном для ознакомления с материалами дела для обвиняемого и его защитника.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания.

После утверждения этого акта начальником органа дознания подозреваемый приобретает статус обвиняемого, если по уголовному делу не было вынесено постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору.

Из изложенного вытекает вывод о многофункциональности обвинительного акта как итогового документа дознания.

Во-первых, этот документ играет в уголовном процессе роль постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, составляемого в рамках предварительного следствия (ст. 47 УПК РФ).

Этот вывод справедлив лишь при условии, что в рассматриваемом виде дознания не была приведена в действие процедура (механизм), предусмотренная главой 23 УПК РФ.

Следовательно, после ознакомления с содержанием обвинительного акта обвиняемый должен быть допрошен в данном качестве со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями. Однако это следственное действие в широком смысле слова не предусмотрено действующим законодательством.

Во-вторых, обвинительный акт выполняет функцию итогового документа предварительного следствия — обвинительного заключения.

Естественно, эти суждения базируются на сравнении предварительного следствия как основной формы предварительного расследования и дознания — вспомогательной, субсидиарной его формы.

Согласно ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, в течение двух суток.

При этом он может принять одно из следующих решений: 1)

об утверждении обвинительного акта и направлении уголовного дела в суд; 2)

о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям уголовно-процессуального закона со своими письменными указаниями.

При этом прокурор может установить срок для производства дополнительного дознания не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта — не более трех суток.

Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, установленном ч. 3—5 ст. 223 УПК РФ; 3)

о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по основаниям, предусмотренным ст. 24—28 УПК РФ; 4)

о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на закон о менее тяжком преступлении.

Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ.

Глава 14. ДОЗНАНИЕ

Предварительное расследование производится не только в форме предварительного следствия, но и в форме дознания (ч. 1 ст. 150 УПК).

Дознание – это уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами с целью установления лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Действующий закон дознанием именует только форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК), и где дознанием исчерпывается все расследование по уголовному делу.

Вместе с тем действующее законодательство сохранило и тот вид деятельности органов дознания, при которой они при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждают уголовное дело и производят неотложные следственные действия (ст. 157 УПК). По временному признаку этот вид деятельности является началом производства предварительного расследования и по сути первоначальным этапом расследования преступлений, на котором органы дознания проводят оперативно-розыскные и неотложные следственные действия.

§ 1. Производство неотложных следственных действий

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания по согласованию с прокурором возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия (ч. 1 ст. 157 УПК). При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности (ч. 4 ст. 146 УПК).

Неотложные следственные действия производят:

1) органы внутренних дел Российской Федерации — по всем уголовным делам, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции нижеперечисленных органов дознания;

2) органы налоговой полиции – по налоговым преступлениям;

3) органы федеральной службы безопасности – по уголовным делам, отнесенным к их компетенции (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК);

4) таможенные органы – по уголовным делам о преступлениях, отнесенным законом к их компетенции (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК);

5) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

6) органы государственной противопожарной службы;

7) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

8) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

9) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 2 ст. 157, ч. 3 ст. 40 УПК).

Органы внутренних дел (милиция) могут быть отнесены к органу дознания универсальной компетенции, так как ими осуществляется дознание по большинству уголовным дел.

В каждом случае при поступлении заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания обязан произвести следующие действия: 1) прибыть на место происшествия немедленно после получения сообщения; 2) обеспечить охрану места происшествия; 3) оказать, если в этом есть необходимость, первую помощь потерпевшему и установить его личность; 4) принять меры к сохранению в неприкосновенности всей обстановки, если на место должен прибыть дознаватель или следователь; 5) собрать необходимый справочный материал об обстоятельствах происшествия путем опроса очевидцев и лиц, проживающих поблизости, установить личность очевидцев, могущих быть свидетелями; 6) в пределах возможного собрать сведения о лице, совершившем преступление, и принять меры к его розыску и задержанию; 7) лицо, принявшее сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников информации, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления.

При установлении признаков преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, орган дознания после возбуждения уголовного дела должен произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Неотложными следственными действиями закон называет «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования» (п. 19 ст. 5 УПК).

Неотложными являются такие следственные действия, промедление с производством которых может привести к утрате, порче следов преступления, или затруднит их обнаружение и закрепление, или даст возможность лицу, подозреваемому в совершении преступления, уклониться от следствия и суда. Следовательно, неотложные действия — это те следственные действия, которые проводятся органами дознания незамедлительно, так как промедление в их производстве может привести к отрицательным последствиям, а иногда и исключить возможность раскрытия преступления и изобличения лица, его совершившего. Действующий УПК не дает их перечень, но традиционно к ним можно отнести: осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемого, допрос потерпевших и свидетелей и другие действия, незамедлительность проведения которых диктуется обстоятельствами совершенного преступления.

По выполнении неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения дела, орган дознания обязан передать дело прокурору. После направления уголовного дела прокурору орган дознания может проводить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. Следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В случае передачи прокурору уголовного дела, по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК).

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой нормативно урегулированную систему разведывательно-поисковых мероприятий, осуществляемых специально на то уполномоченными подразделениями органов дознания с целью обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность согласно ст. 13 Закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предоставлено оперативным подразделениям: 1) органов внутренних дел; 2) органов Федеральной службы безопасности; 3) органов пограничной службы; 4) федеральных органов налоговой полиции; 5) таможенных органов; 6) службы внешней разведки; 7) Федеральных органов государственной охраны: Главного Управления охраны РФ и Службы безопасности Президента Российской Федерации.

В задачу этих органов входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, и уклоняющихся от уголовного наказания; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности (ст. 2 Закона). Порядок и способы осуществления оперативно-розыскной деятельности кроме Закона об оперативно-розыскной деятельности определяются актами Министерства внутренних дел, Службы безопасности, пограничных войск и Управления государственной охраны, которые подлежат приведению в соответствие с УПК.

В результате осуществления оперативно-розыскной деятельности могут быть получены сведения об объектах преступных посягательств и лицах, их совершивших; о свидетелях-очевидцах совершенных или подготавливаемых преступлений; о местах хранения похищенного имущества, предметов и документов, имеющих значение для раскрытия и расследования преступлений.

Розыскные меры – это меры, принимаемые дознавателем, следователем, а также органом дознания по поручению дознавателя или следователя для установления лица, подозреваемого в совершении преступления (п. 38 ст. 5 УПК). Установление лица, подозреваемого в совершении преступления, предполагает деятельность по раскрытию преступления, изобличению лица, совершившего преступление, а также обнаружение его места нахождения. Процесс раскрытия преступления включает в себя проведение розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по установлению лиц, совершивших преступление, и обстоятельств, имеющих доказательственное значение по их изобличению. Розыскные меры обеспечивают добывание информации, благоприятствующей процессуальному доказыванию вины лица, подозреваемого в совершении преступления.

Результаты розыскных и оперативно-розыскных мер используются для подготовки и осуществления следственных действий, а также в качестве доказательств после их проверки и закрепления следственным путем. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования осуществляется после направления уголовного дела прокурору для установления лица, совершившего преступление, только по поручению следователя. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК).

Органы дознания не вправе проводить полное расследование по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, приостанавливать и прекращать их. По таким делам дознание, после выполнения дознавателем неотложных следственных действий, заканчивается составлением постановления о направлении дела прокурору (ч. 3 ст. 149 УПК).

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела дознаватель выносит мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования, установленный ст. 124 и 125 УПК.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд. При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело. Судья, признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, прокурор также вправе отстранять дознавателя от производства расследования, если им допущено нарушение требований уголовно-процессуального законодательства, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателя, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю являются обязательными, обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

§ 2. Порядок производства расследования по делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу

Дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, характеризуется тем, что органы дознания производят расследование в полном объеме, руководствуясь правилами, установленными для предварительного следствия. Дознанием может исчерпываться расследование по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК). По письменному указанию прокурора уголовные дела, подследственные органам дознания, могут быть переданы для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150 УПК).

Предварительное расследование в форме дознания согласно ч. 3 ст. 151 УПК производится:

1) дознавателями (следователями) органов внутренних дел Российской Федерации – по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК;

2) дознавателями (следователями) органов налоговой полиции – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ;

3) дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженных органами пограничной службы), ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323 УК РФ, а также о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной органами пограничной службы в отсутствие таможенных органов РФ);

4) дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, ст. 312 и 315 УК РФ;

5) дознавателями таможенных органов Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 и ст. 194 УК РФ;

6) дознавателями органов Государственной противопожарной службы – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2 ст. 168, ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261 УК РФ;

7) следователями прокуратуры – по уголовным делам о преступлениях, подследственных органам дознания и совершенных лицами, указанными в ст. 447 УПК, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, а также должностными лицами органов федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и т.д. (пп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

8) по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора (п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК).

Круг уголовных дел, по которым дознание исчерпывает все расследование по делу, составляют преступления небольшой тяжести и некоторые преступления средней тяжести, возбуждаемые в отношении конкретных лиц (ч. 2 ст. 223 УПК). Этот вид дознания проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Указанный срок может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

По делам о преступлениях, расследование по которым исчерпывается дознанием, в случае необходимости проводятся розыскные и оперативно-розыскные мероприятия, однако основными являются следственные действия. Кроме того, в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК). Не допускается также возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК).

Дознаватель принимает все предусмотренные законом меры к тому, чтобы полно, всесторонне и объективно установить событие преступления, круг лиц, причастных к совершению преступления, роль и виновность каждого из них в его совершении, обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину, размер и характер причиненного ущерба и т.д. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном главами 21, 22, 24–29 УПК. Дознаватель при наличии соответствующих фактических оснований вправе производить по возбужденному уголовному делу следственные действия: осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, обыск, выемку, допросы, очные ставки, предъявление для опознания, проверку показаний на месте, назначение и производство экспертиз и т. д.

По делам, где дознанием исчерпывается все расследование по делу, защитник участвует в уголовном деле в общем порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 49 УПК. При этом защитник вправе собирать доказательства путем: 1) получения предметов, документов и иных сведений; 2) опроса лиц с их согласия; 3) истребования справок, характеристик, иных документов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, которые обязаны предоставлять запрашиваемые документы или их копии (ч. 3 ст. 86 УПК).

Из следственных действий, на производство которых установлен судебный порядок получения разрешения (ст. 165 УПК), дознаватель вправе с согласия прокурора возбудить перед судом ходатайство об избрании в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 224 УПК).

Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок подозреваемому предъявляется обвинение в общем порядке, установленном для предварительного следствия ст. 171–175 УПК, либо данная мера пресечения отменяется или изменяется на иной вид, не связанный с получением разрешения в судебном порядке.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем составляется протокол, в котором указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и делается отметка об ознакомлении с материалами дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству также могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела, о чем составляется протокол (ч. 2 и 3 ст. 225 УПК).

Поскольку дознаватель не наделен полномочиями привлекать граждан в качестве обвиняемых (кроме случая невозможности в десятидневный срок составить обвинительный акт), постольку вывод дознавателя об установлении лица, совершившего преступление, формулируется в обвинительном акте, которым завершается дознание, исчерпывающее все расследование по уголовному делу.

Согласно ст. 225 УПК по окончании дознания дознаватель составляет обвинительный акт, в котором указываются:

1) дата и место его составления;

2) должность, фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;

4) место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову в суд.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору. Прокурор, изучив обвинительный акт и материалы уголовного дела в течение двух суток, принимает одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения по существу;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям ст. 225 УПК со всеми письменными указаниями. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на 3 суток;

3) о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24–28 УПК;

4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. В процессе производства дознания указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору, не приостанавливая исполнения обжалованных указаний (ч. 4 ст. 41 УПК).

§ 3. Отличия дознания от предварительного следствия

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

6. Дознание отличается от предварительного следствия по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Закон предоставляет следователю больше процессуальной самостоятельности, нежели дознавателю. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

Рекомендуемая литература

Бажанов М. И., Коган А. Д. Производство дознания в органах милиции. Харьков, 1956.

Балашов А. Н. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений. М., 1979.

Белозеров Ю. П., Чугунов В. Е., Чувилев А. А. Дознание в органах милиции и его проблемы. М., 1972.

Галкин В. А. Дознание и предварительное следствие // Советский уголовно-процессуальный закон. М., 1962. С. 206–227.

Дознание в органах внутренних дел: Учебное пособие. М., 1986.

Дроздов Г. В. Общие условия производства предварительного следствия и дознания // Уголовный процесс Российской Федерации. М., 1995.

Дьяченко М. С., Петренко В. М. Дознание и предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1960.

Иванов В. А. Дознание в советском уголовном процессе. Л., 1966.

Коврига З. Ф. Дознание в органах милиции. Воронеж, 1964.

Коршевер И. Г. О понятии дознания в советском уголовном процессе // Сов. государство и право. 1954. № 5. С. 56-66.

Крылов И. Ф., Бастрыкин А. И. Розыск, дознание, следствие: Учебное пособие. Л., 1986.

Петренко В. М. Производство дознания. М., 1965.

Рыжаков А. П. Органы дознания в уголовном процессе. М., 1999.

Строгович М. С. О дознании и предварительном следствии и о «едином следственном аппарате» //Соц. законность. 1957. № 5. С. 13–26.

Химичева Г. П. Рассмотрение милицией заявлений и сообщений о преступлении. М., 1997.