Договор на консультационные услуги в строительстве образец

Оглавление:

Договор на консультационные услуги в строительстве образец

Исполнитель обязуется оказать консультационные услуги по разработке концепции и сопровождению проекта многофункционального жилого комплекса, предполагаемого к строительству.

Перечень консультационных услуг, оказываемых Исполнителем по настоящему Договору, определяется в Техническом Задании (прилагается).

Исполнитель передает Заказчику право на использование и распоряжение результатами оказанных консультационных услуг после полной оплаты вознаграждения Исполнителя.

Выплата вознаграждения Исполнителя по Договору производится следующим образом:

в течение 2 рабочих дней с момента подписания Договора и выставления счета Исполнителем Заказчик перечисляет на расчетный счет Исполнителя сумму в размере 70 % (семидесяти процентов) от суммы по Договору.

оставшаяся сумма вознаграждения Исполнителя в размере 30 % от суммы Договора, оплачивается Заказчиком в течение 5 рабочих дней с момента подписания Акта об оказанных консультационных услугах.

Подтверждением факта выполнения обязательств, возложенных на Исполнителя в соответствии с условиями настоящего Договора, является подписание сторонами Акта об оказанных консультационных услугах.

Результаты консультационных услуг, оказываемых Исполнителем по настоящему Договору, Заказчик может использовать, копировать, распространять исключительно для своих целей.

Каждая сторона Договора в целях защиты прав и законных интересов другой Стороны принимает на себя обязательство не передавать результаты оказываемых по настоящему договору консультационных услуг третьим лицам без письменного согласия другой стороны.

Исполнитель сохраняет за собой исключительные права на собственные методики, процедуры, технологии, идеи, концепции и ноу-хау, воплощенные в результате консультационных услуг, оказываемых Исполнителем по Договору.

Договор об инжиниринговых услугах при строительстве нескольких объектов

ДОГОВОР N ______ об инжиниринговых услугах при строительстве нескольких объектов

«__»________ ___ г.

______________________, именуем__ в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________, действующ___ на основании _________________, и ___________________, именуем__ в дальнейшем «Исполнитель», в лице __________________, действующ___ на основании ___________, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказывать комплекс инжиниринговых услуг на следующих объектах, финансируемых Заказчиком:

далее по тексту — «объекты», а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги в размере, порядке и на условиях, которые установлены настоящим Договором.

1.2. Комплекс инжиниринговых услуг, оказываемых Исполнителем по настоящему Договору, включает:

1.2.1. Инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению процесса строительства и ввода в эксплуатацию объектов.

1.2.2. Технические исследования и услуги, связанные с подготовкой строительства. К ним относятся: проведение предпроектных работ и научных исследований, составление технических заданий и технико-экономических обоснований строительства, проведение инженерно-изыскательских работ для строительства, разработка проектной и технической документации, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого объекта (например, анализ экологических проблем).

1.2.3. Общее техническое содействие, обеспечивающее оптимальный процесс строительства объектов, включая консультации и авторский надзор, консультации экономического и финансового характера, конъюнктурные и маркетинговые исследования, консультации по внедрению систем информационного обеспечения и другие связанные с этим услуги.

1.2.4. Участие в работах по формированию объемов подрядных работ, обеспечивающих окончание строительства в установленные Заказчиком сроки.

1.2.5. Оказание содействия в обеспечении строительства материалами, конструкциями, изделиями, транспортными средствами, машинами и механизмами.

1.2.6. Контроль за состоянием строительства временных сооружений и объектов.

1.2.7. Решение совместно с Заказчиком, проектными и строительными организациями возникающих в ходе строительства организационных и технических вопросов.

1.2.8. Участие в разработке и осуществлении организационно-технических мероприятий по восполнению допущенных отставаний и обеспечению ввода объектов в эксплуатацию.

1.2.9. Координация деятельности третьих лиц при строительстве объектов.

1.2.10. Организация контроля качества при строительстве объектов.

1.2.11. Оказание других услуг, согласованных Заказчиком и Исполнителем.

1.3. Заказчик обязуется передавать Исполнителю информацию по строительству объектов, необходимую для оказания услуг.

На каждый объект Заказчик формирует задание, в котором определяет точное наименование объекта, перечень услуг, сроки их оказания, своего полномочного представителя, перечень приложений к отчету Исполнителя и другие положения. Исполнитель принимает задание к выполнению полностью или уточняет отдельные его положения. При принятии к выполнению каждого задания Исполнитель назначает основного и замещающего его полномочных представителей.

Исполнитель вправе отказаться от выполнения задания в целом или от выполнения отдельных его частей при условии полного возмещения Заказчику убытков.

1.4. Исполнитель гарантирует, что он обладает необходимой профессиональной квалификацией, персоналом и техническими ресурсами.

1.5. Любое уведомление, задание, запрос или согласие, выдача которых необходима в связи с настоящим Договором, должны быть совершены в письменном виде. Любое такое уведомление, задание, запрос или согласие считаются выданными в случае их личной доставки полномочному представителю Стороны, которой адресована эта информация, или путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.

В случае направления уведомлений по телексу, телеграфу или факсу такие уведомления считаются полученными другой Стороной с момента соответствующего подтверждения получившей Стороной.

1.6. Сторона может изменить указанный в Договоре адрес для направления уведомлений, направив другой Стороне уведомление о таком изменении.

1.7. Любое действие или документ, оформление которого необходимо Заказчику или Исполнителю в рамках настоящего Договора, могут быть совершены или оформлены назначенными Сторонами лицами.

2. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

2.1. Оказывать услуги и выполнять свои обязанности по настоящему Договору эффективно, в соответствии с общепринятой профессиональной методикой и практикой.

2.2. При исполнении настоящего Договора применять соответствующие передовые технологии, а также безопасные и эффективные методы.

2.3. По первому требованию предоставлять Заказчику информацию о ходе оказания услуг по настоящему Договору.

2.4. Соблюдать и охранять законные интересы Заказчика в своих отношениях с третьими лицами.

2.5. Оформлять счета на оплату цены услуг по каждому объекту.

2.6. Конфликт интересов.

2.6.1. Исполнитель при выполнении настоящего Договора не вправе извлекать выгоду в виде комиссионных, скидок либо получать иное материальное вознаграждение или поощрение от каких-либо лиц, за исключением Заказчика.

Вознаграждение Исполнителя, причитающееся ему в соответствии с Договором, является его единственным вознаграждением, связанным с исполнением настоящего Договора.

Исполнитель обязуется прилагать исчерпывающие меры по предотвращению получения его персоналом и третьими лицами, привлекаемыми для строительства объектов, подобных дополнительных вознаграждений.

2.6.2. Если в рамках услуг Исполнитель несет ответственность за предоставление Заказчику консультаций по вопросам оценки поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг, Исполнитель должен соблюдать при этом действующие нормативные акты Российской Федерации. При этом Исполнитель действует исключительно в интересах Заказчика. Скидки или комиссионные по таким сделкам получает только Заказчик.

2.6.3. Исполнитель соглашается с тем, что в течение срока действия настоящего Договора и в течение ____ лет после его прекращения Исполнитель лишается права предоставления товаров, работ или услуг (кроме услуг, связанных с поиском и предоставлением инвестиций) для любого проекта, являющегося следствием или тесно связанного с оказанными услугами.

3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

3.1. Исполнитель обязуется не разглашать каким-либо образом информацию об услугах, оказанных Заказчику по Договору (за исключением информации, общеизвестной из третьих источников, таких, например, как средства массовой информации).

Такой запрет не распространяется на случаи передачи информации внутренним службам контроля Исполнителя (подразделению по контролю за рисками, подразделению по согласованиям, налоговому подразделению), внутренним аудиторам, юридической службе, внешним аудиторам и юридическим советникам в случаях и в объеме, которые необходимы для целей соблюдения внутренних процедур Исполнителя и законодательства, применимого к деятельности Исполнителя.

3.2. Исполнитель вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от Заказчика, или иным образом полученную в процессе исполнения услуг по Договору, только при условии включения в договоры (соглашения) с такими лицами обязательств о соблюдении конфиденциальности в отношении полученной информации.

4. ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЗАКАЗЧИКОМ

4.1. Оборудование и материалы, предоставляемые Заказчиком Исполнителю или приобретенные Исполнителем на средства, предоставленные Заказчиком, являются собственностью Заказчика и должны быть соответствующим образом промаркированы.

4.2. Исполнитель страхует оборудование и материалы, указанные в п. 4.1 настоящего Договора (если только от Заказчика не поступит иных письменных распоряжений), за счет Заказчика на сумму, равную их полной восстановительной стоимости.

4.3. После прекращения Договора Исполнитель обязан не позднее даты такого прекращения представить Заказчику инвентарный перечень оборудования и материалов, указанных в п. 4.1 настоящего Договора.

4.4. Заказчик в течение _____ дней направляет Исполнителю инструкции, как распорядиться этим оборудованием и материалами. Исполнитель поступает в соответствии с инструкциями Заказчика.

5. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

5.1. Выдать Исполнителю задание на оказание услуг по каждому объекту. Такое задание после согласования всех существенных условий будет являться полным соглашением о выполнении данного задания на оказание услуг. Все, что не указано в таком задании на оказание услуг, регулируется условиями Договора и действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Согласовывать с Исполнителем все вопросы, касающиеся содержания и выполнения задания, в течение не более ____ (_____) дней с момента его оформления. Если в течение вышеуказанного периода соглашение не будет достигнуто, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора.

5.3. Оказывать содействие Исполнителю, в том числе:

— своевременное оформление и передача Исполнителю разрешений и документов на строительство объектов;

— беспрепятственный доступ Исполнителя ко всем объектам для оказания услуг;

— инструктирование Исполнителя по вопросам соблюдения техники безопасности и норм охраны труда.

6. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ЗАКАЗЧИКА В ОТНОШЕНИЯХ С ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ

6.1. Для представления Исполнителем интересов Заказчика в отношениях с подрядчиками, выполняющими работы на объектах, а также с иными третьими лицами по вопросам, связанным с выполнением Исполнителем своих обязанностей по настоящему Договору, Заказчик выдает Исполнителю соответствующую доверенность.

6.2. Исполнитель вправе:

6.2.1. Осуществлять контроль на объектах.

6.2.2. Давать обязательные для исполнения указания подрядчикам, выполняющим работы на объектах.

6.2.3. Принимать различные решения по вопросам строительства объектов, входящим в перечень услуг, оказываемых Исполнителем, установленный п. 1.2 настоящего Договора.

6.2.4. Осуществлять иные полномочия в соответствии с выданной Заказчиком доверенностью.

6.3. При исполнении поручений, указанных в п. 6.2 настоящего Договора, Исполнитель обязуется действовать в соответствии с указаниями Заказчика, разумно и добросовестно, руководствуясь исключительно интересами Заказчика.

6.4. Исполнитель обязан незамедлительно по требованию Заказчика представить последнему отчет о ходе исполнения поручений, указанных в п. 6.2 настоящего Договора, в письменной форме с приложением всех подтверждающих документов.

Заказчик, имеющий возражения по отчету Исполнителя, должен сообщить о них Исполнителю в течение _______________ дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Заказчиком.

7. АКТ ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ

7.1. По окончании каждого месяца Исполнитель составляет и представляет Заказчику акт об оказании услуг, который содержит информацию об объеме и стоимости оказанных Исполнителем услуг.

7.2. Заказчик обязан рассмотреть и подписать акт об оказании услуг в течение ____________ дней с даты его получения от Исполнителя.

7.3. В случае уклонения или необоснованного отказа Заказчика от подписания акта об оказании услуг акт считается подписанным Заказчиком, а услуги оказанными надлежащим образом в последний день срока, установленного п. 7.2 настоящего Договора.

7.4. При наличии недостатков в оказанных Исполнителем услугах Заказчик указывает об этом в акте об оказании услуг.

При этом Заказчик вправе:

— потребовать уменьшения цены услуг;

— потребовать устранения недостатков в разумный срок;

— в случае неустранения недостатков в разумный срок отказаться от исполнения Договора и потребовать возмещения убытков.

8. ЦЕНА ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

8.1. Цена услуг, оказываемых по настоящему Договору, составляет _______ (_______) рублей в месяц и включает в себя:

8.1.1. Цену инжиниринговых услуг на объекте ________________ в размере _______ (_______) рублей в месяц.

8.1.2. Цену инжиниринговых услуг на объекте ________________ в размере _______ (_______) рублей в месяц.

8.1.3. Цену инжиниринговых услуг на объекте ________________ в размере _______ (_______) рублей в месяц.

8.2. Оплата цены услуг за первый месяц оказания услуг производится в следующем порядке:

8.2.1. Предварительная оплата в размере ________ (________) рублей производится в течение ____________ дней с даты подписания настоящего Договора.

8.2.2. Оставшаяся часть цены услуг, установленной п. 8.1 настоящего Договора, оплачивается в течение ________________ дней с даты подписания акта об оказании услуг (п. п. 7.2, 7.3 настоящего Договора).

8.3. Оплата цены услуг, установленной п. 8.1 настоящего Договора, за второй и последующий месяцы оказания услуг производится в течение ______________ дней с даты подписания акта об оказании услуг (п. п. 7.2, 7.3 настоящего Договора).

8.4. Оплата цены услуг производится путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя по реквизитам, указанным в разделе 12 настоящего Договора.

8.5. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине Заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме.

4.5. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, Заказчик возмещает Исполнителю фактически понесенные им расходы.

9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

9.1. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг, установленных в заданиях, Заказчик вправе потребовать от Исполнителя уплаты неустойки в размере __________ (__________) рублей за каждый день просрочки.

9.2. В случае нарушения Заказчиком сроков оплаты цены услуг, установленных п. п. 8.2, 8.3 настоящего Договора, Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплаты неустойки в размере __________% от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

9.3. За нарушение иных обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

10. УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ

10.1. Стороны должны делать все возможное для того, чтобы мирным путем разрешать все разногласия, возникающие в связи с исполнением настоящего Договора.

10.2. Любое разногласие между Сторонами, возникшее в связи с исполнением настоящего Договора и не разрешенное в процессе переговоров, передается любой Стороне на урегулирование в Арбитражный суд ______________ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

11. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

11.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до окончания периода строительства объектов, что подтверждается актами приемки законченных строительством объектов приемочной комиссией.

11.2. Исполнитель приступает к оказанию услуг с момента получения предварительной оплаты (п. 8.2.1 настоящего Договора). Исполнитель оказывает услуги до прекращения действия Договора.

11.3. Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Договора, предупредив Исполнителя за __________________ дней до даты расторжения, при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных им расходов и цены фактически оказанных услуг в соответствии с подписываемым Сторонами актом об оказании услуг.

11.4. Заказчик вправе отказаться от настоящего Договора в одностороннем порядке, направив письменное уведомление Исполнителю, в случае если Исполнитель не приступил к оказанию услуг по настоящему Договору в течение __________________ дней после получения предварительной оплаты. Исполнитель при этом обязан вернуть всю сумму предварительной оплаты и возместить Заказчику причиненные убытки.

11.5. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по настоящему Договору, предупредив Заказчика за ________________ дней до даты расторжения, лишь при условии полного возмещения Заказчику убытков.

11.6. Во всем, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются положениями действующего законодательства Российской Федерации.

11.7. Все дополнения и приложения к настоящему Договору действительны при условии, что они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон.

11.8. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

РАГС — РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ,
а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов

Вентилятор потолочный со светильником смотри здесь.

Договор возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг — это соглашение, в соответствии с которым одно лицо (исполнитель) берет на себя обязательства совершить оговоренные в соглашении действия/осуществить деятельность по заданию иного лица (заказчика), который, в свою очередь, берет на себя обязательства своевременно оплатить эти услуги в размере оговоренном в соглашении.
В п. 2 ст. 779 ГК РФ указано услуги, которые могут являться предметом договора возмездного оказания услуг: консультационные, информационные услуги, медицинские, ветеринарные, услуги связи, аудиторские услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и т.д. Примечательно, что продается, в случае оказания услуг, не результат, а действия ,осуществляемые для его достижения.
В том случае, если это не оговорено в Договоре отдельно, в соответствии со ст. 780 ГК РФ, исполнитель обязан оказать услуги лично.

Договор на консультационные услуги в строительстве образец

Консультационные услуги на стадии предпроектной подготовки и проектирования

В целях повышения качества проектной документации и сокращения сроков проведения государственной экспертизы ГАУ «УГЭЦ РТ» оказываются консультационные услуги, в ходе которых возможно рассмотрение отдельных разделов проектной документации, технических решений (в том числе, если проектная документация не подлежит экспертизе), оценки сметной стоимости объекта.

Консультационные услуги могут оказываться на этапе подготовки материалов или после завершения работы над ними. Результатом оказания услуги станут сформированные рекомендации по подготовке или корректировке материалов по обоснованию.

Консультационные услуги по вопросам охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологической безопасности по следующим вопросам:

  • проверка участка на планировочные ограничения (санитарно-защитных зон, санитарные разрывы, водоохранные зоны, прибрежно-защитные полосы) и т.д.;
  • проверка технического задания и программы на выполнение инженерно-экологических изысканий;
  • оценка отдельных проектных решений на соответствие экологическим требованиям.

Консультационные услуги по подготовке и проверке материалов по обоснованию проекта планировки территории (ППТ) и (или) проекта межевания территории (ПМТ):

  • подготовка и проверка материалов по обоснованию проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории на соответствие требованиям, установленным в ч. 10, ст. 45 ГрК РФ.

Консультационные услуги на предмет соответствия предпроектных решений градостроительным нормам перед согласованием архитектурно-градостроительного облика:

  • анализ исходных данных;
  • прогноз стоимости проектных работ;
  • рекомендации по составу и содержанию ПСД;
  • подготовка задания на проектирование;
  • рекомендации по энергоэффективности и энергосбережению;
  • рекомендации по обеспечению пожарной безопасности;
  • рекомендации по определению требуемых объемов энергопотребления;
  • рекомендации по выбору оптимальной площадки размещения объекта капитального строительства;
  • транспортная инфраструктура;
  • оценка обеспечения энергоносителями;
  • аудит инженерной инфраструктуры.

Для получения услуги необходимо направить письмо-заявку на имя начальника ГАУ «УГЭЦ РТ» Салихова М.Х.

С формой письма-заявки можно ознакомиться в разделе Шаблоны документов.

С порядком получения интересующих услуг можно ознакомиться в разделе Нормативная база.

После подачи документов необходимо подписать договор и оплатить услугу в соответствии с условиями договора.

Стоимость услуги определяется индивидуально на договорной основе.

На базе ГАУ «УГЭЦ РТ» в учебном центре «ПрофСтандарт» оказываются образовательные услуги по более чем 30 профессиям в сфере строительства и ЖКХ. Подать заявку на обучение можно по телефону: +7 (843) 253-75-49 или по электронной почте: [email protected] Место проведения обучения: учебный центр «ПрофСтандарт», г. Казань, ул. Шуртыгина, д. 22.

Семинары для заявителей/заказчиков

В ходе двухчасовых практикумов слушатели ознакомятся со спецификой получения электронных услуг, загрузки документов в электронную систему, особенностей проведения экспертизы в электронной форме.

Обучение проходит еженедельно по пятницам с 10.00 до 12.00. Участие бесплатное.

Договор оказания услуг между юридическими лицами — пример

Договор оказания услуг между юридическими лицами — это одно из наиболее распространенных соглашений. От того, насколько тщательно юридическая служба организации отнесется к его содержанию, во многом зависит вероятность возникновения убытков от возможного нарушения обязательств по нему и репутация кампании. В предложенном нами далее материале освещены вопросы, касающиеся наиболее распространенных договоров этого типа, заключаемых между организациями.

Нормативно-правовое регулирование оказания услуг Гражданским кодексом и иными нормативными актами

Договоры о возмездном оказании услуг представляют собой одну из самых больших групп гражданско-правовых соглашений, заключаемых в том числе между юридическими лицами. Их регулированию посвящена лишь небольшая гл. 39 ГК РФ, состоящая из 5 статей, при этом ст. 783 позволяет распространить на договор оказания услуг нормы о подряде в части, не противоречащей его особому предмету. Также на оказание услуг распространяются нормы гл. 25 ГК об ответственности за несоблюдение условий таких соглашений.

Так как значительная часть соглашений заключается в областях наиболее важных для государства, таких как медицина, образование, аудит или связь, они дополнительно урегулированы специализированными законами и нормативными актами, среди которых:

  • законы «Об основах охраны здоровья…» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ, «Об образовании…» № 273-ФЗ, «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ;
  • Правила предоставления платных медуслуг, утвержденные Правительством РФ в постановлении от 04.10.2012 № 1006;
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Правительством РФ в постановлении от 15.08.2013 № 706.

Последние два акта имеют особое значение, так как непосредственно указывают на то, какие условия должны содержать соответствующие договоры. В отдельных случаях министерствами даже разрабатываются образцы договоров на предоставление услуг (например, в сфере высшего и среднего образования).

Дополнительно договорная деятельность организации регулируется локальными ее актами.

Гражданско-правовой договор о предоставлении услуг (понятие и условия)

Договор оказания услуг ГК определяет как соглашение, по которому одна сторона (исполнитель) обязуется оказать услугу, а другая (заказчик) — оплатить ее в соответствии с установленными условиями. Такие договоры тесно граничат с иными гражданско-правовыми соглашениями, например всеми видами подряда, но отличаются самостоятельным предметом.

Предмет договора об оказании услуг — действия, обязанность по совершению которых возложена на исполнителя. По правилам ГК РФ лишь он является его существенным условием, однако в соответствии со ст. 432 ГК РФ существенными могут считаться и иные условия — указанные в законе или те, по которым стороны считают нужными достигнуть согласия. Так, правилами предоставления платных медуслуг установлено, что договор на предоставление медуслуг должен содержать информацию:

  • об условиях и сроках предоставления услуг;
  • порядке расчетов и цене договора;
  • правах, обязанностях и ответственности сторон.

Значимая особенность такого соглашения — предусмотренная ГК возможность одностороннего отказа от его исполнения любой из сторон в любой момент при условии компенсации понесенных контрагентом убытков. В стремлении стимулировать контрагента к исполнению обязательств стороны нередко прописывают возможность расторжения договора в суде в качестве дополнительного условия. Это требований ГК не нарушает, но усложняет процедуру прекращения договора.

Договор подряда и договор на оказание услуг — в чем принципиальная разница?

Договоры подряда и договоры оказания услуг между юридическими лицами могут показаться сходными или даже аналогичными, но необходимо четко разграничивать эти понятия, так как от того, какой именно договор будет заключен, зависит получаемый в итоге результат. Существует ряд ключевых моментов, которые необходимо учитывать при составлении договора:

  1. Предмет соглашения. В случае с договором оказания услуг его предметом является сама деятельность исполнителя. Ее необходимо описывать максимально подробно, при этом результат не имеет значения для такого соглашения и конкретно не предусматривается. Для договора же подряда важно указать конечный результат — то, что должен получить заказчик в результате проведенных работ, причем этот результат должен быть материальным (созданная вещь, произведенный ремонт и т. д.).
  2. Сроки проведения работ. При заключении договора на оказание услуг это условие не относится к существенным и не влияет на возникновение у сторон обязательств, вытекающих из договора. Для договора же подряда такое условие считается существенным исходя из положения п. 1 ст. 708 ГК РФ.
  3. Связь с исполнителем. По ст. 780 ГК договор возмездного оказания услуг предполагает личное оказание услуги исполнителями, и лишь в том случае, если в договоре указано иное, допускается передача исполнения третьим лицам. В договоре подряда такого указания не требуется.
  4. Расторжение договора. Положения ст. 782 допускают односторонний отказ от исполнения обязательств по договору оказания услуг со стороны как исполнителя, так и заказчика. Договор подряда же может быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке.

То, какой именно договор стоит заключать организациям в каждом конкретном случае, должно определяться исходя из того, какие именно цели стоят перед сторонами и каков предмет будущего соглашения.

Эти «опасные» консультационные (информационные) расходы

Многие организации в своей деятельности прибегают к помощи сторонних специалистов, которые оказывают консультационные и информационные услуги в области права, бухгалтерского учета и аудита, по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием, в области инженерных изысканий и предоставления технических консультаций и т.д.

Расходы на оплату таких услуг всегда пользовались повышенным вниманием со стороны налоговых органов. Нематериальный характер этих услуг может вызвать подозрение в самом факте их оказания. Нередко претензии налоговиков весьма обоснованны — некоторые организации используют данные виды услуг как способ налоговой «оптимизации», завышая расходы на них.

На что обращают внимание налоговые инспекторы, проверяя расходы на информационные (консультационные) услуги? Какие документы помогут подтвердить фактическое оказание услуг и их соответствие требованиям, установленным в ст. 252 НК РФ?

Общие положения

К договорам оказания консультационных и информационных услуг применяются правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по этим договорам исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик — оплатить эти услуги.

В налоговом учете вышеназванные расходы относятся к прочим в соответствии с пп. 14 (юридические и информационные услуги) и пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ (консультационные и иные аналогичные услуги).

Какие претензии у налоговых инспекторов могут возникнуть при проверке данных расходов? Это и отсутствие связи между расходами и видом деятельности налогоплательщика, и наличие в штате специалистов, должностные обязанности которых схожи с видом оказываемых услуг. Проверяющих могут не устроить документы, подтверждающие факт оказания услуг. На примерах из арбитражной практики рассмотрим спорные моменты, возникающие между налогоплательщиками и налоговиками, связанные с отражением в налоговом учете расходов на оплату информационных и консультационных услуг.

Связь расходов с хозяйственной деятельностью и их необходимость

Одной из причин, по которым налоговые органы не принимают в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль расходы, связанные с оплатой информационных и консультационных услуг, является отсутствие (по мнению проверяющих) необходимости в этих услугах, а также связи между услугами и хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 N 09АП-3276/2010-АК рассматривалась следующая ситуация. Общество осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию промышленного оборудования, и заключает договоры с различными организациями, в том числе с теми, с которыми ранее у него отсутствовали какие-либо отношения. Учитывая, что ведение предпринимательской деятельности обусловлено определенными рисками и напрямую зависит от добросовестности контрагентов, общество осуществляет сбор информации об организациях, с которыми рассчитывает иметь договорные отношения.

Служба собственной безопасности у общества отсутствует, в связи с чем оно не имеет возможности самостоятельно осуществлять сбор информации о благонадежности предполагаемых контрагентов. Для получения максимально полного представления о потенциальном партнере, его финансовом состоянии и деловой репутации общество заключило договор на оказание информационных услуг в области экономической безопасности, согласно которому исполнитель обязуется оказывать обществу услуги, связанные с предоставлением информации о юридических лицах, изучением рынка, сбором информации для деловых переговоров, выявлением некредитоспособных или ненадежных партнеров. В материалы дела представлены ежемесячные акты и отчеты об оказанных услугах, из которых усматривается, какие конкретно услуги оказаны.

По мнению налоговой инспекции, у общества отсутствуют документы, подтверждающие необходимость данных информационных услуг. Однако суд отклонил жалобу налоговиков, отметив, что оказанные услуги использовались обществом с целью снижения финансовых рисков от сотрудничества с недобросовестными клиентами и минимизации рисков неплатежей еще на стадии заключения сделки. На основании полученной информации общество осуществляет процесс управления деятельностью. Суд постановил: услуги необходимы для осуществления производственной деятельности, в связи с этим расходы на их оплату являются экономически обоснованными.

Приведем пример, когда судьи отклонили довод налоговой инспекции об экономической необоснованности расходов на оплату информационных (консультационных) услуг в связи с отсутствием непосредственной взаимосвязи этих расходов с производственной деятельностью организации.

В деле, которое рассматривал ФАС МО в Постановлении от 17.11.2009 N КА-А40/12141/09, предметом спора между налоговиками и организацией явилось отнесение последней в состав прочих расходов затрат на консультационные услуги по вопросам экономической целесообразности проекта алюминиевого завода.

Суд принял во внимание тот факт, что организацией был открыт новый проект и учреждено ЗАО «Алюминиевый завод». В рамках названного проекта было начато строительство алюминиевого завода. Соответствующие инвестиционные решения организация приняла на основании предоставленных консультантами аналитических данных.

Дублирование функций сотрудников

Нередко организации привлекают третьих лиц для оказания информационных (консультационных) услуг, имея при этом в штате специалистов, выполняющих, на первый взгляд, аналогичные функции. Например, организация при наличии собственной юридической службы привлекает юридические фирмы и адвокатов для представления интересов в судах и госорганах, проведения правовых экспертиз документов и анализа ситуаций, подготовки заключений и участия на стадии исполнительного производства.

Зачастую налоговые инспекторы именно по этой причине при проверке расходов, связанных с оплатой информационных (консультационных) услуг, не принимают их для целей налогообложения.

В последнее время судебная практика по данному вопросу складывается в основном в пользу организаций. Например, Президиум ВАС в Постановлении от 18.03.2008 N 14616/07 указал, что признание таких расходов экономически оправданными не зависит от того, есть или нет в составе организации структурные подразделения, которые решают аналогичные задачи. Подобные выводы содержатся и в постановлениях ФАС МО от 23.07.2009 N КА-А40/7049-09, от 05.05.2009 N КА-А40/3335-09, ФАС ЦО от 26.06.2009 N А35-991/08-С21, ФАС ПО от 26.01.2009 N А55-9610/2008. Судьи ФАС ЗСО в Постановлении от 25.01.2010 N А27-7155/2009 отклонили довод налогового органа, по мнению которого, расходы на услуги сторонней организации экономически не оправданы, так как в штате у налогоплательщика имеются аналогичные специалисты. Суд указал, что данное обстоятельство не лишает налогоплательщика права на привлечение на основе договорных отношений соответствующих специалистов.

Полезный совет. Наличие положительной арбитражной практики по данному вопросу не говорит о том, что организация, прибегающая к услугам сторонних специалистов при наличии своих, выиграет спор с налоговиками в любом случае. Во избежание претензий со стороны налоговых органов рекомендуем налогоплательщику заранее запастись аргументами, которые послужат обоснованием, почему тот привлекает третьих лиц для оказания информационных (консультационных) услуг, имея собственные службы, выполняющие аналогичные функции. Доводы могут быть следующими: должностные обязанности сотрудников не совпадают с перечнем оказываемых услуг, сотрудники не имеют достаточной квалификации или не справляются с объемом работы.

Например, ФАС МО в Постановлении от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 рассматривал следующую ситуацию. По мнению налогового органа, организация неправомерно учитывала в составе расходов, уменьшающих налоговую базу для исчисления налога на прибыль, затраты по договору на оказание консультационных и информационных услуг экономико-правового характера ЗАО «ЦЭЭ «Налоги и финансовое право». Налоговый орган полагает, что спорные затраты являются экономически необоснованными, поскольку у налогоплательщика в проверяемом периоде имелся свой штат юристов, а услуги, оказанные сторонней организацией, аналогичны функциям, возложенным на этих юристов.

Налогоплательщик смог доказать, что в проверяемый период у него отсутствовали специалисты, участвующие в спорах по вопросам налогообложения, представив должностные инструкции и положения о структурном подразделении. Согласно этим документам у сотрудников юридического отдела не было обязанностей по представлению интересов общества по налоговым спорам, и поэтому общество для участия в арбитражном суде по налоговому спору заключило договор с ЗАО «ЦЭЭ «Налоги и финансовое право» на представление его интересов.

Суд пришел к выводу, что функции, осуществляемые сотрудниками налогоплательщика и сторонней организацией, не совпадают.

Этот же ФАС МО в Постановлении от 24.09.2009 N КА-А40/8211-09-2 поддержал налогоплательщика, указав, что у того не имелось в штате достаточно квалифицированных специалистов для выполнения поставленных задач, в связи с чем признал расходы по договору со сторонней организацией экономически обоснованными.

Такой аргумент приводится и в случаях, когда организация привлекает консалтинговые компании для составления бухгалтерской отчетности по международным стандартам. Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 18.03.2010 N 09АП-3301/2010-АК признал несостоятельным довод налоговой инспекции о том, что в организации предусмотрены штатные единицы, в чьих должностных инструкциях прописаны работы, выполнение которых осуществляла компания Expert Terminal Services Limited. Организация представила штатное расписание и должностные инструкции работников, подтверждающие, что у нее отсутствовали квалифицированные специалисты, способные оказывать услуги, схожие с услугами экспертной компании. Суд также не принял довод налогового органа о наличии компьютерной программы, позволяющей формировать финансовые отчеты, сопоставимые с отчетами по консультационным услугам, в связи с тем, что данная программа использовалась для ведения бухгалтерского и налогового учета в соответствии с законодательством РФ.

В арбитражной практике имеются примеры, когда судьи признают обоснованными расходы на консультационные (информационные) услуги, если сотрудники не могли справиться с увеличившимся объемом работ, а расширение штата было нецелесообразно (см. Постановление ФАС ПО от 29.11.2007 N А55-3597/07).

Документальное подтверждение

Учитывая, что в силу положений ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при уменьшении налогооблагаемой базы на сумму произведенных расходов организация обязана доказать обоснованность затрат, а также подтвердить их документально. Если затраты понесены в связи с оплатой информационных (консультационных) услуг по договору, налогоплательщик должен не только представить документы, свидетельствующие об оплате данных услуг, но и доказать факт их реального оказания, в том числе представить документы, свидетельствующие о выполнении исполнителем конкретных видов услуг, и результат выполнения каждой услуги в виде отчета, заключения и т.д.

Налоговым законодательством не установлен перечень первичных документов, подлежащих оформлению при совершении тех или иных операций. Условием для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать вывод о том, что расходы фактически произведены и направлены на получение дохода (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 N 09АП-3301/2010-АК).

В каких случаях судьи встают на сторону налоговых органов, признавая, что документы, подтверждающие факт оказания информационных (консультационных) услуг, не оформлены должным образом? Если отсутствуют документы, подтверждающие реальность оказанных услуг. Представленные акты выполненных услуг, подписанные сторонами договора, не раскрывают содержание оказанных услуг. Отчет об оказании услуг не детализирован, не содержит данных о фактически оказанных услугах, их объеме и характере, сроках выполнения и результатах проведенных работ (см. Постановление ФАС ПО от 04.05.2010 N А55-12359/2009). Информация, содержащаяся в отчетах, основана на примере других организаций с применением общетеоретических знаний, не относящихся непосредственно к производственной деятельности самого налогоплательщика (Постановление ФАС ЗСО от 28.08.2007 N Ф04-5734/2007(37452-А03-15)). Отчет представляет собой общее описание текущего состояния рынка товаров и отдельных экономических категорий отдельной сферы экономики России, не содержит рекомендаций, выработанных конкретно для налогоплательщика (Постановление ФАС ВСО от 22.02.2007 N А19-1558/06-52-Ф02-427/07-С1).

В Постановлении ФАС ПО от 16.09.2008 N А72-1944/08*(1) рассмотрен случай, наглядно демонстрирующий, как не следует оформлять документы при заключении договоров на консультационно-информационные услуги. Налогоплательщик заключил договоры на предоставление ему следующих услуг: оказание помощи в оформлении документов на опасные грузы различных классов, в получении лицензии и других необходимых для деятельности налогоплательщика нормативных документов; консультирование при таможенном оформлении грузов; оказание помощи в ведении бухгалтерской отчетности; юридическое сопровождение деятельности налогоплательщика, в том числе по законодательству иностранных государств. Согласно пояснениям налогоплательщика услуги оказывались посредством телефонной связи (?!), однако распечаток телефонных звонков не было представлено. В актах выполненных работ в графе «Наименование работ (услуг)» отражено: «Оказаны комплексные услуги по договору».

Суд установил, что затраты на информационно-консультационные услуги документально не подтверждены первичными документами, поскольку в актах выполненных работ говорится лишь об оказании комплекса услуг и проставлена сумма, подлежащая уплате исполнителю. Из содержания данных актов нельзя определить, какую конкретно работу выполнил исполнитель для заказчика. Содержание актов не позволяет установить характер оказанных заявителю услуг, а также то, в каком объеме и с какой целью услуги были оказаны, а следовательно, оценить, были ли результаты этих услуг использованы в дальнейшем в деятельности общества.

Таким образом, оформление представленных организацией документов не соответствует положениям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(2), так как в них не раскрыто содержание хозяйственной операции.

Налогоплательщик ссылался на отчеты исполнителей по предоставлению информационных консультаций. Однако данные отчеты в основном носят статистический характер, в них указано, что исполнителем даны консультации по налоговому законодательству — общие принципы формирования налоговой базы, организация минимально необходимого раздельного налогового учета, формирование доходной и расходной частей налоговой базы, исполнение обязанностей по удержанию налога, общий порядок заполнения налоговой декларации, порядок заполнения отдельных листов налоговой декларации и т.д.

В представленных документах отсутствуют данные о формировании цены и определении стоимости по видам конкретных оказанных услуг, не отражен факт исполнения обязательств по количественным, качественным и ценовым показателям. Информация, содержащаяся в отчетах, основана на общетеоретических знаниях, не относящихся непосредственно к деятельности самой организации. Каких-либо документов, подтверждающих направленность консультационных услуг на достижение конкретных целей в деятельности организации, не представлено.

Полезный совет. В рамках договора на оказание консультационных (информационных) услуг должны быть оформлены документы, подтверждающие реальность их оказания, а именно:

— акты, подписанные сторонами, раскрывающие содержание оказанных услуг;

— детализированный отчет об оказании услуг, содержащий данные о фактически оказанных услугах, их объеме и характере, сроках выполнения, а также рекомендации, выработанные конкретно для налогоплательщика.

А теперь приведем случай, который рассматривал в Постановлении от 16.03.2010 N 09АП-3171/2010-АК Девятый арбитражный апелляционный суд, поддержавший налогоплательщика.

Налоговая инспекция обратилась с жалобой в суд, в которой указала на то, что организацией в нарушение п. 1 ст. 252, п. 15 ст. 264 НК РФ неправомерно отнесены на расходы по налогу на прибыль экономически необоснованные и документально не подтвержденные затраты порядка 19,5 млн руб. по договору, заключенному с иностранной компанией Expert Terminal Services Limited.

По мнению налогового органа, представленные налогоплательщиком документы (5Year Plan-2005, Profit and Loss, Balance Sheet, Finance report и др.) не могут быть приняты для целей налогового учета, поскольку не отвечают требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 1 ст. 16 Закона о языках народов РФ*(3) и п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета*(4), а именно исполнены на иностранном языке и не имеют построчного перевода.

Между тем налоговый орган не учел, что ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами и на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны иметь обязательные реквизиты.

Унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные соответствующими постановлениями Госкомстата, не содержат унифицированной формы документа, подтверждающего оказание услуг одним лицом другому, в связи с чем таким документом будет являться любой документ, составленный сторонами договора, в котором будут отражены все обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете.

Таким образом, представленные заявителем отчеты о фактически предоставленных консультационных услугах и есть первичные учетные документы, поскольку содержат все обязательные реквизиты, в том числе имеют построчный перевод, тогда как дополнительно представленные документы (5Year Plan-2005, Profit and Loss, Balance Sheet, Finance report и др.) есть результат оказания услуг и используются предприятием в ходе коммерческой деятельности, соответственно, не являются необходимыми для налогового учета.

При таких обстоятельствах на дополнительные документы не распространяются требования п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета.

Приобретение налогоплательщиком данных услуг подтверждается инвойсами, платежными документами, отчетами о выполненных работах, подписанными представителями обеих сторон, а также документами, которые являются результатом оказания услуг. Кроме того, судом был сделан важный вывод.

Вывод суда. Налоговое законодательство РФ не устанавливает требования к документам, которыми может быть подтверждена экономическая оправданность затрат, не определен ни перечень таких документов, ни их форма. В связи с этим налогоплательщиками в целях подтверждения экономической оправданности затрат могут использоваться любые имеющиеся у них внутренние организационно-распорядительные документы, обосновывающие цель осуществления указанных расходов.

Документ, который поможет обосновать расходы

Обосновать необходимость информационных (консультационных) услуг поможет внутренний документ. Его форма и содержание нормативными документами не определены. Он может быть составлен соответствующими подразделениями организации в виде отчета или справки в произвольной форме.

В этом документе целесообразно привести перечень услуг, которые требуются организации. Также необходимо указать, в связи с чем возникла необходимость в тех или иных услугах, как полученные результаты повлияют на принятие управленческих решений (например, повысится рентабельность, увеличится объем выпускаемой продукции). При возможности нужно отметить, какие отрицательные последствия ожидают налогоплательщика, если он не воспользуется консультационными (информационными) услугами.

Желательно, чтобы организация могла обосновать выбор той или иной компании, услугами которой она желает воспользоваться. Как правило, чтобы принять решение о привлечении консалтинговой компании, заказчик проводит анализ рынка консалтинговых услуг. При этом учитывается деловая репутация, опыт работы в данной сфере, уровень цен, уникальность компании и т.д. При наличии у налогоплательщика договоров на оказание аналогичных консультационных услуг с другими организациями, в справке следует указать, чем отличаются услуги, оказываемые по другим соглашениям.

Если в штате организации имеются сотрудники, функции которых полностью или частично совпадают с видом оказываемых услуг, то в справке надо привести аргументы, доказывающие необходимость привлечения сторонних специалистов, например, отсутствие у штатных сотрудников соответствующего опыта, специальных знаний, наличие в штате недостаточного количества специалистов для разрешения текущих вопросов в разумные сроки и т.п.

Несколько слов об абонентском обслуживании

В сфере оказания юридических и иных консультационных услуг является общераспространенной практикой заключение долгосрочных договоров на оказание юридических и консультационных услуг по принципу абонентского обслуживания, когда заказчик ежемесячно уплачивает исполнителю оговоренное сторонами вознаграждение, за что получает консультации, не ограниченные по объему затраченного исполнителем времени и сложности.

Нередко организация обязана уплачивать абонентскую плату и за то время, когда услугами не пользуется. Вправе ли она учесть указанные суммы абонентской платы при исчислении налога на прибыль? По мнению Минфина, изложенному в Письме от 26.05.2008 N 03-03-06/1/330, расходы на приобретение консультационных и аудиторских услуг, используемых организацией по мере необходимости в течение срока действия договоров, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. При этом вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организаций в порядке, установленном НК РФ для конкретных видов расходов. В арбитражной практике также можно найти примеры, когда судьи поддерживают налогоплательщиков при списании последними в состав расходов, учитываемых при обложении налогом на прибыль, затрат по договору, предусматривающему абонентское обслуживание (постановления ФАС УО от 19.11.2007 N Ф09-8659/07-С3, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2008 N 09АП-1026/2008-АК, 09АП-1028/2008-АК).

Е.Л. Ермошина, редактор журнала «Налог на прибыль: учет доходов и расходов»

«Налог на прибыль: учет доходов и расходов», N 8, август 2010 г.

*(1) Определением ВАС РФ от 19.01.2009 N ВАС-17223/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

*(2) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

*(3) Федеральный закон от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».

*(4) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.