Деньги дети говорят

Дети и деньги

Деньги — такая же часть нашей жизни, как любая другая. Родители учат ребенка переходить улицу, общаться с людьми, водить машину, и учат тому, что можно делать с деньгами. Проблема «дети и деньги» сейчас особенно актуальна, поскольку Ребёнок-потребитель стал объектом массированной атаки производителей разного вида продукции, в том числе и рекламной.

Но нельзя никого научить обращаться с каким-то предметом, не дав человеку этот предмет в руки.

И если родительский вопрос о том, должны ли дети иметь деньги, решён в большинстве случаев положительно (каждая семья выделяет своему ребёнку деньги на карманные расходы), то по ряду других мнения значительно разделяются: с какого возраста у ребёнка должны появиться карманные деньги? В каком количестве? В каких случаях (по какому поводу, в соответствии с какими принципами и т.п.) он будет получать? Как ему следует их тратить?

Когда ребенок узнает о существовании денег?

Для взрослых деньги — это эквивалент их собственных усилий, приложенных, как правило, в профессиональной сфере. «За каждым рублём» может стоять период напряжённой работы, принятия ответственных решений, иногда стрессов и выполнения множества задач.

Для детей деньги словно бы «живут» в карманах или кошельках взрослых.

Для малышей до пяти-шести лет деньги – абстракция, ничего не значащие слова. Они не имеют ценности, их с большой охотой обменивают на что-нибудь «очень нужное и полезное»: фантик, бусинку, пустой флакончик из-под духов. Дети знают, что деньги нужны, чтобы покупать вещи и продукты, чтобы платить в кино и кафе, но не могут совместить их номинальную стоимость с покупательской способностью. Зато дети легко воспринимают отношение взрослых к деньгам. Они в точности воспроизводят интонацию бабушки, когда причитают: «Ой, все так дорого, прямо кошмар!», или изрекают серьезно и важно: «Папа – очень дорогой специалист». Годам к шести-семи у детей выстраивается следующая связь: есть деньги — идем покупать продукты, подарки, нет денег — живем плохо, трудно.

Естественным образом в семье происходит знакомство ребенка с деньгами. Ребенку говорят, что мама и папа ходят на работу, чтобы заработать денег. В это время закладывается связь между получением денег и работой.

Конечно, есть и другие способы обогащения, и если в вашей семье они присутствуют, ребенок впитает и эту информацию. Мы передаем детям свои знания о мироустройстве, совершенно того не замечая, зачастую даже не задумываясь. Если мы уверены, что деньги платят только за работу – это обязательно прозвучит. И наоборот, если все время повторять, что богатыми бывают только жулики, можно не заметить собственного благополучия: ведь мы-то честные.

Следите за тем, какие «послания» вы транслируете ребенку, чтобы не программировать его на неудачу или на «трудоголизм».

Установки родителей порой оказывают влияние на всю последующую жизнь детей, часто искажая восприятие действительности и вызывая эмоциональные расстройства и неадекватное поведение в зрелом возрасте.

К встречающимся установкам можно отнести, например, следующие:

  • «Мой отец говорил, что разбогатеть можно только нечестным путём».
  • «Родители предупреждали меня, чтобы я никому не говорил, что у нас есть деньги, это опасно».
  • «Мои родители объяснили мне, что со мной дружат потому, что мы богаты и у нас дом с бассейном. А если не будет денег, то не будет и друзей».
  • «Родители говорили мне, что я должен добиться успеха, иначе на старости лет они окажутся в доме престарелых».
  • «Моя мама всегда говорила, что хорошенькой женщине не следует рассказывать мужчине, что она умеет зарабатывать деньги».
  • «Мой отец всегда говорил, что мужчина не должен демонстрировать женщине, что у него есть деньги, иначе она найдёт способ их выманить».
  • Мои родители говорили, что существует «секрет» зарабатывания денег, но никто в нашей семье его не знает. Только другие способны «делать деньги», а мы — нет».
  • «Мои родители, не испытывая материальной нужды, тем не менее не позволяли мне потратить лишней копейки. Они говорили, что я должен помнить, что «в одно прекрасное утро» мы можем проснуться нищими».

Многие психологические отклонения на почве денег (патологическая скупость, расточительность, страсть к азартным играм, клептомания, навязчивое желание делать покупки и пр.) уходят корнями в семейные проблемы.

Карманные деньги

Самый распространённый способ, к которому прибегают родители, чтобы дать возможность ребёнку научиться обращаться с деньгами — это карманные деньги. Наличие карманных денег четко связано в нашем сознании с взрослением.

Карманные деньги существует для того, чтобы ребенок учился с ними обращаться, а не в качестве поощрения.

Чтобы ребенок научился обращаться с деньгами, они должны быть по-настоящему его. Карманные деньги — это сумма, выделяемая детям на свои собственные нужды. И, тем не менее, родителям не всегда удаётся побороть искушение дать ребенку совет относительно того, как правильнее было бы потратить ставшие его собственными деньги. Почему? Ответ прост: родителям часто непонятен выбор детей: зачем те покупают ту или иную вещь. Однако, вмешиваясь в процесс и настаивая на том, чтоб ребёнок купил то и не покупал это, «заботливые» мамы и папы рискуют оказать детям медвежью услугу: вполне вероятно, что ребенок так и не научится делать правильный выбор и принимать решения самостоятельно. Впрочем, и полное невнимание к покупкам ребёнка тоже проявлять нельзя.

Хотя родители должны доверять ребёнку, но всё-таки контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться должен.

Речь идёт не об отчётности за каждое своё действие или за каждый истраченный рубль, но о характере покупок, о разумности траты, о качестве купленной вещи, о возможности сделать более выгодное приобретение. Контролируйте расходы, но давайте возможность совершать ошибки и приобретать опыт.

Возможность распоряжаться карманными деньгами является фактором развития личности ребёнка при соблюдении нескольких условий:

— давать карманные деньги ребёнку с шести-семи лет;

— сумма должна быть разумна, соответствовать возрасту, увеличиваться с возрастом ребенка;

маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определённый день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц;

— родители в своих действиях последовательны;

— ребёнок имеет возможность получать деньги регулярно;

— не практикуется лишение карманных денег по поводу и без повода;

— карманные деньги не имеют статус подарка и не являются способом «покупки» доверия ребёнка и его хорошего отношения;

— родители способны доверять своему ребёнку в том, что касается траты выданной суммы.

По поводу последнего условия — доверия. Пусть первые траты ребёнка вас не пугают. Даже если в первый раз на свои карманные деньги ребёнок купил что-то совсем не подходящее, лучше объяснить, почему этого не стоит покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств.

Нерегулярность получения ребёнком карманных денег, отсутствие чётко оговорённой суммы, на которую ребёнок может рассчитывать, приводят к тому, что практика карманных денег оказывается совершенно бесполезной для экономического воспитания. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается не к соблюдению договорённостей и планированию собственных расходов, а усваивает философию «просителя», полностью зависимого от настроения своего «благодетеля».

Родителям необходимо с самого начала установить внятные и простые правила:

• с деньгами надо обращаться аккуратно, для чего выбираем и дарим кошелек или копилку;

• нельзя покупать опасные и запрещенные вещи (фейерверки, спиртное, табак, спички, т. д.);

• если в семье по каким-то причинам не употребляют определенные продукты, этот запрет тоже должен соблюдаться (мороженое и газировка, к примеру, или чипсы и жвачка);

— установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребёнок уже всё истратил;

• потерянные деньги не возвращаются;

• если в школе или во дворе у тебя вымогают деньги – немедленно сообщи об этом родителям.

Как быть, если ребенок потратил все деньги за один раз? Давать ли ему еще?

Чаще всего так и случается в начале «финансовой карьеры». Ни планировать, ни считать толком дети еще не умеет. Это прекрасный повод для обучения планированию бюджета! Вместе с ребенком можно проговорить несколько важных моментов.

• Сколько это стоит?

• Сколько у него есть средств?

Первый этап: формулируем цели. Спросите: «Ты хочешь какую-то определенную дорогую вещь? Или тебе нужно постоянно что-то покупать, еженедельно? Или для твоего хобби нужно периодически докупать материалы? Если каких-то серьезных целей нет, на что ты хочешь тратить деньги?»

Второй этап: сколько это стоит. Устанавливаем, сколько будем откладывать на покупку, сколько оставим на поддержание жизни: увеселения, перекусы, покупку необходимых мелочей.

Ребенок в возрасте до 10 лет способен на трехмесячное ожидание. Подросток 10-12 лет уже в состоянии «задерживать дыхание» на полгода.

Важно привит ребенку «иммунитет» к рекламе, которая навязывает установку на «счастливый случай», позволяющий разбогатеть; поддерживает мечты о богатой жизни при полном бездействии.

При совместном просмотре телевизора стоит обратить внимание детей на рекламу: «Как ты думаешь, можно ли получить много денег «за просто так?» «Интересно, что же надо сделать, чтобы выиграть такую шикарную машину?» «Ты что, правда, думаешь, что можно собрать крышечки от кока-колы и выиграть автомобиль?» Допустимы даже резкая ироничная критика тех потенциальных «счастливчиков», которые бодро бегут в рекламе получать потребительский кредит «без справок и поручительства»: «Интересно, где эти безработные люди собираются брать деньги, чтобы вернуть долг?» Не стесняйтесь, реклама идет таким мощным валом, что и взрослым трудно устоять, где уж тут рассчитывать на сознательность детей.

Деньги – это только часть нашей жизни. Поэтому, скорее всего, с деньгами ребенок будет обращаться точно так же, как и с любыми другими вещами.

Аккуратная, спокойная, уравновешенная девочка будет откладывать на покупку дорогого телефона или плеера, у нее будет красивый кошелек и несколько «запасов» в разных местах. Контролировать ее не надо. Возможно, вам придется как раз стимулировать ее что-то потратить, иначе она может стать излишне скупой.

Другой ребенок, склонный к капризам и истерикам, привык, что папа выполняет все его требования, а мама может сначала отказать, но потом все равно уступит. Он быстро потратит всю сумму на какую-нибудь ерунду, а потом примется вымогать у родителей следующую порцию. В этом случае деньги могут стать прямым «эквивалентом» любви: кто ребенка больше любит, тот ему больше денег дает. При такой политике родители рискуют вырастить манипулятора и шантажиста.

А вот мальчишка – в голове ветер, идеи клубятся и роятся, хочется всего и немедленно, но быстро остывает и забывает, чего хотел. Этот может потерять крупную сумму, а может забыть, что у него вообще есть деньги. Ему лучше помочь вести учетные записи и выдавать деньги совсем небольшими порциями, хоть ежедневно.

СТОИТ ЛИ ПООЩРЯТЬ ИЛИ НАКАЗЫВАТЬ ДЕНЬГАМИ?

Платить ли ребенку за то, что он выполняет домашние обязанности? А за пятерки в школе?

Поощрять хорошую учебу деньгами — скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений.

Впрочем, награждать за выдающие результаты (победа на олимпиаде, сдача трудного экзамена) — можно, но и здесь лучше срабатывает не просто выдать сумму денег, а подарить то, о чем ваш ребенок давно мечтал. Учебу детей улучшают другие вещи: интересный процесс учебы и умение ребенка учиться. И здесь умные родители помочь могут!

Учиться – обязанность ребенка, а обязанность родителей – обеспечить учебный процесс.

Лучше потратить эти средства на репетитора, на консультации психолога, на перевод ребенка в другую школу, с тем, чтобы учеба стала для него тем, чем и должна быть: способом познания мира, увлекательным путешествием, игрой.

За постоянные обязанности по дому также платить деньги не стоит: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит (должен вносить) свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то, что она готовит всем ужин? При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают (строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка) и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Зачем же тогда платить мастеру, если это может сделать ваш сын-подросток? Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае — не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется.

Уменьшить обычную сумму, пожалуй, допустимо — в зависимости от серьезности проступка.

Как выстраивать отношения с детьми в сложной финансовой ситуации, когда ваш ребёнок мучительно переживает отсутствие денег в семье?

Очень важно в такой ситуации, ни в коем случае, не оправдываться в материальной ограниченности. Конечно, так многого хочется, а что-то просто очень необходимо. Но если ребёнок видит, что вы трудитесь, не покладая рук, он смирится с существующим уровнем жизни. Для большинства детей ограниченные финансовые возможности родителей извинительны, в отличие от праздности и безделья.

Как можно рассказать детям о том, что в семье произошли финансовые изменения, что, например, кто-то из родителей потерял работу и. возможно, семье придется жить при другом материальном достатке?

Какими-то очень простыми словами, но спокойно. Ребенок должен почувствовать, что вы контролируете ситуацию, что у вас «есть план», что Хаос и Ужас не ворвутся в вашу жизнь. Но для того, чтобы передать это сообщение ребенку, вы сами должны в это верить.

Говорите о реальных вещах. Называйте только те отрицательные последствия, которые уже неизбежны. Например, вы уже точно знаете, что такого-то числа в следующем месяце вам придется освободить занимаемую квартиру или придется в этом году отказаться от поездок в отпуске. Но ведь бывают и просто переезды? И смена школы по каким-то причинам тоже случается. Иногда люди теряют деньги по форс-мажорным обстоятельствам. Важно наше отношение к событию, именно его и ловят своими сверхчувствительными «радарами» дети.

Большую ошибку делают те родители, которые собираются принести себя в жертву, лишь бы для детей ничего не изменилось.

Такие меры наносят детям значительно больший вред, чем реальные лишения, с которыми им придется столкнуться. В конце концов, все в этом мире относительно, и понятия «бедный – богатый» тоже.

Дети принимают за норму сложившееся положение вещей. Вопрос только в том, какими словами и с какой интонацией назовут это явление родители.

Кризисы были, есть и будут в жизни каждого человека. Наша основная задача как родителей – научить детей с ними справляться: не паниковать, «стелить соломку», перераспределять усилия и ресурсы, определять приоритеты и т. д. Дети воспринимают отношение родителей ко всему происходящему. Не забывайте о главных, нематериальных вещах: доверии, любви между членами семьи, здоровье.

Демонстрируйте ребёнку своё отношение к трудностям — оптимизм, стойкость и чувство собственного достоинства.

В каждой семье существуют собственные принципы и традиции экономического воспитания, но одно, несомненно: роль семьи неоценима в приобретении достойных способов зарабатывания и разумного расходования денежных средств. Окончательный ответ на тот или иной вопрос, затрагивающий тему «дети и деньги» каждый из родителей способен дать самостоятельно. Главное, чтобы в итоге решения взрослых не приводили к семейным конфликтам, к формированию чувства зависти, унижения или превосходства над другими, а являлись факторами развития ребенка как ответственной личности.

Материал подготовила педагог – психолог Антонова Вера Григорьевна

  1. Демина К. «Дети и деньги. Что разрешать, как запрещать, к чему готовиться», изд-во «Питер», СПб, 2010
  2. Шуманская Т. З. «Дети и деньги (профилактика отклоняющегося поведения)», метод. пособие «Школа для родителей», изд-во «Гриф», Екатеринбург, 2010

Деньги дети говорят

Дмитрий Крупский
Персональный сайт

Юмор >> Говорят дети

Ничего не буду комментировать! Читайте 🙂

Маша увидела ссадину на пальце:
— Червивый пальчик у меня.

Втроем залезли на горку: Костя хочет сесть и съехать, а Маша и Даша толкаются и ему мешают. Костя говорит:
— Давайте попрыгаем!
Маша и Даша хватаются за поручни и начинают прыгать, а Костя спокойно садится и съезжает.

Дед обучает Машу математике:
— Если у нас есть три яблока, и будем давать всем по одному яблоку, на сколько человек хватит?
— Мне хватит.

Часто показываемая по телевидению реклама кошачьих консервов заканчивается девизом: «Ваша киска купила бы Вискас!»
Маша его воспринимает так: «Ваша киска купила Бывискас!»

Папа, подтрунивая над дочкой, спрашивает:
— Так что купила бы ваша киска.
Маша отвечает укоризненно:
— Папа! Ну Вискас, конечно же.

Прошла пара недель. Маша, в очередной раз выслушав рекламу, говорит сама с собой:
— И все-таки — Бывискас.

Деньги говорят сами за себя: Как говорить с своими детьми о деньгах

Недавно был проведен ряд финансовых опросов с результатами, показывающими, что приблизительно 50% родителей избегают обсуждать экономику или финансы со своими детьми, поскольку считают, что это неважно или слишком сложным.

Однако, говорить со своими детьми о деньгах, не должно быть сложным.

Если, как гласит поговорка, «деньги говорят сами за себя», правда, то, как родители, давайте начнем говорить. Ниже приведены некоторые полезные рекомендации о том, как начать и продолжить обсуждение темы денег со своими детьми.

Начините с раннего старта
Начните обучение своих детей в отношении финансовых вопросов с раннего возраста. Используя повседневные примеры и ситуации, ваш ребенок лучше усвоит экономику на том уровне, который он сможет легко понять. Со временем вы сможете объяснить более сложные вещи, такие как экономить деньги на поступления в колледж или на покупку дома.

Ранний старт — это одна из самых важных вещей, когда речь заходит о том, чтобы помочь своему ребенку понять финансы, поскольку это закладывает основу для того, как они будут обращаться деньгами в будущем.

Научите своих детей ставить цели и долгосрочные планы экономии
Мы все знаем, что дети всегда хотят новые вещи, будь то новая пара кроссовок, новейшая видеоигра, или какой-нибудь другой новый крутой гаджет. Так, почему бы не научить вашего ребенка как как экономить их собственные деньги, чтобы купить некоторые вещи, которые они хотят? Объяснив стоимость вещи и показав своему ребенку, сколько ему или ей нужно будет экономить каждую неделю. Это не только практично, но также даст вашему ребенку понимание стоимости, и то как нужно управлять деньгами.

Объясните своему ребенку, что такое кредит
Дети могут не понимать, что у вашей семьи есть финансовые обязательства, такие как кредит или ипотека. Пусть ваши дети знают, какие у вас есть обязательства и как они «работают». Если вы хотите, чтобы ваш ребенок узнал, что такое кредит, пусть он займет у вас некоторую сумму денег и покажите им, как происходит возвращение денег. Для детей старшего возраста вы также можете включить процентные ставки, так чтобы они вернули вам немного больше.

Используйте игры с финансовой тематикой
Использование игры или деятельности, для того чтобы объяснить все подробности финансов, является полезным инструментом для родителей, которые не решаются поговорить со своими детьми о деньгах. Каждый ребенок хочет повеселиться, поэтому воспользуйтесь этим и займите их такими играми, как Монополия или приложения с денежной тематикой, которые помогут вам обучить своего ребенка экономике.

Будущее вашего ребенка — это самый важный вклад, который вы когда-либо сделаете, поэтому начинайте уже сегодня.

Дети и деньги

Что делать с деньгами и стыдно ли быть бедным

Кажется, заканчивается время, когда слово «деньги» произносилось с понижением голоса, будто нечто неприличное. Хотя и сегодня быть богатым в нашей стране означает непременно быть нечестным, высокомерным и толстокожим. Конечно, никто из нынешних взрослых в детстве и не помышлял о заработке и не играл в «Монополию», как их ровесники в других странах. Вместо этого они изучали национализацию заводов и фабрик, собирали никому не нужный металлолом и получали одинаковое бесплатное образование.

А потом все изменилось, и деньги вдруг из обыкновенной зарплаты превратились в нечто большее. Ими стали гордиться, ради них стали убивать, они разлучили друзей и супругов. Их отсутствие теперь превратилось в кошмар.

Но самое главное — появившиеся и даже слегка подросшие к этому моменту дети потребовали от родителей четко выраженного отношения к деньгам. Ведь, согласитесь, странно, когда реклама вокруг призывает покупать и покупать, стало быть, намекает, на то, что нужно обладать деньгами — а родители с гневом отвергают все разговоры о богатстве, напирая на свое необеспеченное прошлое. Или наоборот, истерически бросаются «баксами» налево и направо.

Именно в последние несколько лет дети оказались между двух огней: с одной стороны у них родители, которые сами не могут понять, как относиться к деньгам, а с другой — современная жизнь, где деньги являются культом.

Эта проблема характерна не только для тех, кто не смог, как теперь говорят, вписаться в рынок. Успешные в экономическом плане родители часто имеют еще большие трудности в воспитании своих обеспеченных детей. И это тоже связано с общими настроениями: богатый — значит плохой.

Что такое деньги?

Ну, конечно же , это не просто бумажки и монетки. Деньги — это мера, определяющая статус и реальную социальную значимость человека. Если он делает нечто, востребованное обществом — его деятельность оценивается деньгами. Значит, рубли и доллары регулируют нашу жизнь, поощряя собой то, что совпадает с потребностями. Но было бы слишком просто, если бы на этом и закончилось значение денег. С течением времени деньги стали еще и философским понятием. Они — самооценка, средство самовоспитания и самодисциплины, критерий отношения к жизни и чувство приближения к личной свободе. Но еще и то, что порождает страшную зависть, злость, агрессию.

«Если вы мечтаете лишь о деньгах, вы лишь их и получите», — сказано в одном мудром изречении. И действительно, если деньги нужны для того, чтобы стать богатым, они приводят в тупик. Но если они символизируют движение и стремление, то их количество становится показателем развития личности, ее роста и взросления.

Конечно, во все времена жили и будут жить люди, которые сознательно или интуитивно «выпрыгивают» из системы денежной оценки труда (в которой мы существуем). Живописец догадывается, что его картина может быть по-настоящему оценена через много лет после его смерти — и все равно пишет картину. Ученый выполняет исследование, которое пока не понято, а потому не оценено — но ему хочется заниматься именно этим. Множество людей живут так, как им интересно, как им приятно, и ради этого они идут на отсутствие денег. И ведь нельзя уверенно сказать, что они теряют больше, чем приобретают, не правда ли?

Стыдно ли быть бедным?

В нашей стране в результате экономических катаклизмов сформировалась совершенно особенный класс людей. Они хорошо образованы, имеют в собственности квартиры, помнят о беспечной жизни и ни в какую не могут признать себя бедными. Ведь не голодают (правда, экономят на овощах и фруктах), не ходят раздетыми (но покупают исключительно низкосортную одежду). Дети учатся в бесплатных школах, работа если и есть, то платят за нее копейки. Нет накоплений, нет перспектив новой работы, а главное — нет надежды на себя.

Этот класс наших современников, по разным подсчетам, составляет от половины до двух третей населения России. И на самом деле они, конечно, бедные.

Те, кто постарше, склонны свою необеспеченность выставлять напоказ, жаловаться, требовать помощи от государства. Так их приучили в свое время.

Но дети, подростки воспринимают ситуацию совершенно иначе. Разлад между социальным (образование, круг общения) и материальным уровнем жизни родителей — для них очевиден и страшно угнетает.

Психологи говорят, что появилось целое поколение детей, которые не видели ничего, кроме кризиса, поэтому переходная экономика стала для них точкой отсчета. И легкий, стремительный скачок из бедности в богатство для них — явление совершенно реальное и доступное. В то же время они очень быстро усваивают и другие особенности этого времени: придание деньгам статуса, им не свойственного. Например, разрешения быть неэтичным, не уважать старших, решать с их помощью личностные проблемы и так далее.

Первоклассник, которого обидел старший мальчик, за сто рублей «нанял» двух третьеклассников проучить обидчика. Сделка состоялась, хулиган был избит. Двенадцатилетний школьник попросил денежную компенсацию «за моральный ущерб», когда его публично оскорбил одноклассник. Получив деньги, был очень доволен сделкой.

Подобные случаи приводят взрослых в растерянность. Часто они пытаются реагировать пафосными выражениями типа «деньги — грязь», но это оказывается неэффективным. Остается лишь одно — обучать ежедневной, кропотливой работе разума, находить деньгам именно ту роль в жизни, которая будет помогать, а не препятствовать развитию.

В одной очень дорогой частной школе на уроке музыки изучали биографию знаменитого композитора. Оказалось, что гений умер в нищете, потому что при жизни никто не покупал его произведения. «И зачем тогда нужно было так трудиться, — удивились дети, — если он был так несчастлив?». На это учительница музыки стала говорить о себе, о том, что она тоже пишет музыку, любима своими учениками — и это делает ее счастливой. А другой жизни ей не надо, пусть даже денег могло бы быть больше.

Вопрос о том, стыдиться ли бедности, не только наш, российский. В Америке психологи отмечают, что многие родители внушают детям мысль о невозможности стать богатым. «Мои родители говорили, что существует секрет зарабатывания денег, но в нашей семье его никто не знает. Только другие способны делать деньги, а мы — нет», — это одно из напутствий, которые, по мнению исследовательницы А. Мэттьюз, откладываются в сознании на всю жизнь. Вот еще несколько «полезных» мыслей: «Моя мама говорила, что только бедняки попадают в рай», «Мой отец считал, что разбогатеть можно только нечестным путем»…

Знакомые мотивы, правда? Именно из-за них, считают психологи, многие люди вырастают в уверенности, что они не заслуживают больших денег. И не получают их никогда.

Выходит, что главное — это не то, сколько денег у родителей и как живет семья. А то, какими глазами ребенок смотрит в будущее. Если он уверен в себе, умеет адаптироваться к ситуации, эмоционально развит и не боится падать, то он хорошо себя чувствует в обществе. Он может спокойно пережить как отсутствие денег, так и большое их количество, сумеет копить и тратить разумно и осмысленно.

Зачем олигарху «Жигули»?

Разными способами некоторая часть наших современников стала богатыми людьми. Не будем вдаваться в подробности каждого из путей. Скажем только, что мало кому свалилось на голову наследство дядюшки-миллионера. По той простой причине, что не было в нашей стране до сих пор таких дядюшек (разве что члены ЦК КПСС, но сколько их там было…). Кто-то вовремя сообразил, на чем можно сделать капитал и вовремя захватил рынок, кто-то наконец использовал ненужные до сих пор предпринимательские таланты. А кто-то просто много работал, соединив гибкость ума, амбициозность и огромный труд.

Неожиданно и быстро появившиеся богатые получили огромную порцию народного гнева. Пеной этого большого чувства стали анекдоты про новых русских. Часть тех черт, которые высмеивались в этих анекдотах, действительно присуща людям, которые впервые в жизни получили доступ к большим деньгам. Это и демонстративность, и желание «переплюнуть» соседа, и страх все потерять в один миг. (Кстати, подобные страхи, высказанные вслух при детях, могут превратиться в самые настоящие фобии. Один мальчик по ночам боялся спать, потому что его родители все время говорили: «Однажды утром мы можем проснуться нищими».)

Однако с каждым поколением ситуация меняется. Очевидно, наша страна движется по тому же пути, что и Запад. А там сегодня не очень прилично демонстрировать свое богатство. И вот уже у нас появляется первое поколение детей богатых родителей. Они немножко, но другие. Для них деньги являются привычной средой, не целью, к которой надо стремиться всеми силами, а средством. Их отдают в хорошие школы, часто отправляют за границу, они в полной мере испытывают на себе всю «прелесть» отношения соотечественников к деньгам вообще и к их обладателям в частности.

Однажды топ-менеджер крупной фирмы, устав оправдываться за то, что у его ребенка есть все, что он пожелает, сказал: «Да, я создал ему условия для свободного выбора. Это не пуховая перинка, а отсутствие стен. Разве это может избаловать?».

Вопреки всеобщему мнению, обеспеченные дети часто более чувствительны, ранимы и временами даже стесняются денег своих родителей. Это явление возникло недавно. Директор частной гуманитарной школы рассказывает, как один из ее учеников, которого привозили на роскошной машине с охранником, буквально заставил папу-олигарха купить «Жигули» и отныне приезжал лишь на них. Ему показалось, что одноклассники смотрели насмешливо…

Конечно, есть бизнесмены, которые охотно вкладываются в дело, но не задумываются о действительно хорошем образовании своих детей. Но большинство, пусть даже самых карикатурных новых русских, где-то на задворках сознания понимают, что образованным, культурным и духовно развитым быть хорошо. И их дети, возможно, становятся немножко выше их самих по уровню развития: и душевного, и интеллектуального.

Конечно, так случается далеко не всегда. Слишком многое зависит от того, какое значение придается деньгам в семье. Одиннадцатиклассница, которая училась в приличной, довольно дорогой школе, внезапно заявила, что последние полгода она проведет в школе районной, чтобы сэкономить деньги. «Она просто помешалась на деньгах», — говорят ее родители. Но одновременно в этой семье все разговоры сводятся к тому, чего не смогли купить, куда не смогли поехать и на что еще не хватает средств.

Получается, что богатство, так же, как и бедность, надо уметь переживать вместе с детьми. Учить их с достоинством вести себя и в той, и в другой ситуации, не боясь потерять статус или материальные блага. Вырастая в ощущении, что быть бедным — не стыдно, но быть богатым — тоже не стыдно, ребенок не будет воспринимать денежные потери как катастрофу, и в то же время не станет ждать золотого дождя с неба.

Карманные деньги ребенка

Как известно, первые деньги попадают к ребенку в виде карманных. И здесь в родительских умах тоже путаница. С одной стороны, кажется, что деньги могут испортить ребенка, а с другой — с их помощью можно манипулировать, а то и откупаться от сложных воспитательных обязанностей.

В итоге карманные деньги ребенок получает нерегулярно, тратит их быстро и неразумно, потому что не уверен в следующем разе. Как считают психологи, в роли просителя ребенок усваивает не этику рынка (соблюдение договоренностей и планирование расходов), а рабскую психологию.

Детские психологи К. Дэвис и Р. Тэйлор в своей книге «Дети и деньги» приводят несколько правил выдачи карманных денег:

  • Можно давать карманные деньги ребенку с 6-7 лет.
  • С самого начала нужно объяснить ребенку смысл выплат и договориться о том, какие расходы они будут покрывать.
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом.
  • Маленьким детям деньги нужно выдавать еженедельно в определенный день, а подросткам можно выдавать деньги раз в месяц.
  • Выдача карманных денег не должна ставиться в зависимость от поведения и школьных оценок и не должна отменяться в качестве наказания.
  • Установленная сумма денег не должна увеличиваться под предлогом того, что ребенок уже все истратил.
  • Ребенку нужно позволить тратить свои деньги по собственному выбору.
  • У ребенка должны быть обязанности по дому, которые он выполняет бесплатно.
  • Ежегодно (например, начиная со дня рождения) сумма карманных денег и обязанности ребенка должны увеличиваться.

Статья предоставлена журналом «Наш малыш»

Дети говорят о деньгах. Итоги Всемирной недели денег с Бакай Банком.

Бакай Банк подвел итоги конкурсов посвященных Всемирной неделе денег, объявленной 12 марта Национальным Банком Кыргызской Республики.

Одним из конкурсов Бакай Банка направленных на повышение уровня финансовой грамотности были видео-ответы детей до 7 лет на такие вопросы как: Что такое деньги? Откуда они берутся? Для чего они нужны? В этом конкурсе приняли участие более 28 детей, которые рассказали свои представления о появлении и назначении денег.

Победителем этого конкурса стал Сейитов Алан, которому всего 3 года и себя он называет Алан-Молния-Маккуин-Робот. Для Алана деньги кажутся волшебными бумажками, которые слишком мягкие. Берутся деньги у папы на работе, потому что он много работает. А тратить он будет их на памперсы, колготки и вафли для своей сестренки.

Алан выиграл сертификат на открытие депозита «Детский» со стартовым капиталом, вместе с тем его родители сегодня заложили финансовую основу для Алана, и будут преумножать ее по мере возможностей.

Карим — 5 лет знает, что деньги это железо и бумага и их можно тратить на чипсы, мороженое и бананы.

Луизе всего 4 года, для нее деньги — это серые монетки и бумажные монетки, которые бывают оранжевых, зеленых и красных цветов. Деньги дают папе и маме соседи на работе.

Каныкей — 5 лет знает всю систему выпуска денег. В ее представлении они выпускаются в банке и лаборатории.

Сабина — 5 лет думает, что папа печатает деньги на работе, на которые она может купить себе все что захочет.

Каныкей — 6 лет знает все о валютах и о том, что для большого заработка нужно много работать.

Диана — 5 лет и Айэлина — 3 лет вместе спели веселую песню о деньгах.

Подводя итоги конкурсов по финансовой грамотности детей до 7 лет принявших участие, можно сказать, что малыши в столь раннем возрасте достаточно хорошо понимают цель и назначение денег и знают, что для покупки желаемых вещей необходимо много и хорошо работать.

В фотоконкурсе, о том куда лучше потратить деньги победила Усупова Айжамал — 9 лет. В своей фотографии она представила мечту об участии на спортивной олимпиаде в Южной Корее.

В конкурсе стихотворение «О соме» победила Карина, ей 15 лет. Сейчас она готовится на соревнования по гимнастике, а участвуя в конкурсе, она перед поездкой выиграла рюкзак-антивор, который надеемся ей, пригодится в поездке.

Стихотворение Карины «О соме»

Я люблю, когда есть деньги!

Я люблю КЫРГЫЗСКИЙ СОМ!

Курс его в любой обменке

Сом ты есть — моё лекарство

Удалась жизнь! Всё прекрасно!

Потихоньку СОМ НАШ созревает, обороты набирает!

Наш Кыргызский важный сом

В каждом доме нужен он!

Много расскажу о нём:

На купюрах видно сразу

Всех достойнейших людей

Есть артист, есть балерина и акын — на сомах есть!

И хочу еще, чтоб было,

На банкнотах, на Сомах Славные сыны отчизны, как при Курманжан Датка.

Чтоб все знали за пределом. Нашей Родины большой

СОМ КЫРГЫЗСКИЙ как лекарство, все расчёты только в нём!

Есть в кармане у нас карта

А на карте есть Сомы

Мы живём все в Кыргызстане

Значит, СОМ все любим мы!

Бакай Банк благодарит участников мероприятий посвященных Всемирной неделе денег и желает всем здоровья, счастья и стабильного финансового будущего.

ОАО «Бакай Банк» более 19 лет предоставляет широкий спектр финансовых услуг жителям Кыргызстана. В данное время 70 сберкасс и филиалов банка обеспечивают быстрое и удобное обслуживание во всех регионах страны.

УСТАМИ МЛАДЕНЦА. ВЫПУСК 7

Галя, 5 лет:
— Живот — это очень важное место у человека. Там расположены макароны, компот, борщ, и среди всего этого еще и сердце помещается.

— Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?!

Егор, 5 лет.
— Егор, у тебя совесть есть?
— Есть.
— А почему я ее не вижу?
— Мам! Так у тебя же зрение плохое!

Миша (7 лет) с бабушкой и дедушкой смотрят сериал “Богатые тоже плачут”. Мама звонит с работы:
— Сыночек, как у вас дела, что нового?
Миша мрачно:
— Луис Альберто требует развода.
Потом добавляет:
— И бабушка плачет.

В садике.
— Дети, эта песенка грустная или весёлая?
Дети хором:
— ДА.

— Мама! Я кушать хочу!
— Сейчас, Солнышко! Я тебе йогурт дам!
— Я не хочу йогурт! Я КУШАТЬ ХОЧУ!

Сын (7 лет) радостно идёт домой из школы, разговаривая с мамой по мобильному:
— Мам, выгляни в окно! Видишь, там что-то бежит? Это я.

Летом 3-летний Даня отдыхал в деревне, часто играл с мамой в «козу рогатую». Идет по улице, навстречу несколько коз, одна устремилась к Дане. Он испуганно:
— Кашу ем. Молоко пью.

5-летний малыш наотрез отказался есть рыбу: “Костей много, а я один…”

Мама:
— А кто это на балконе банку разбил?
Лиза (4 года):
— Это, наверное, папа. ручонками своими погаными.

Папа Алены на ее вопросы часто отвечает: «Не знаю».
Как-то речь зашла о книжке Н. Носова «Незнайка», и папа спрашивает:
— Алена, а ты знаешь, кто такой Незнайка?
Алена отвечает:
— Знаю. Это ты, папа.

— Дельфины плавают в море, потому что они голые.

— Мам, купи мне новые краски, а то эти почти скончались.

— Мама, а от тебя хорошо пахнет, улыбкой прям.

Мама:
— Мишенька, какую кашу ты ел на завтрак в детском саду?
Миша (3 года) задумчиво:
— Я её не узнал. Может быть, даже это была яичница.

Разговор за обедом с дочерью (3 года):
— Машенька, ты чего насупилась?
— Я ещё не насупилась, ещё пол-тарелки осталось!

Ульяна 2.5 года. Прыгает со стульчика.
-Ах, какая я ловкая! Ах, какая я ловкая! Ах, как я ловко прыгаю! Как ловко прыгаю!
Падает на попу.
-И падаю ловко! Ах, какая я ловкая!

Саша внимательно смотрит, как его сестра играет на пианино, и рассуждает:
— Газ есть, сцепление есть, а где же тормоз?

Ужин. Саша:
— Папа, передай, пожалуйста, кепчук.
— Не кепчук, а кетчуп. Скажи, кет-
— Кет-
— -чуп.
— -чуп.
— Кетчуп.
— Кепчук.
— Ещё раз, кет-
— Кет-
— -чуп
— -чуп
— Кетчуп
— Кепчук
— Кет-
— Папа, я наелся. Спасибо!

Разговариваю с сыном 6 лет.
— Андрей, назови приметы осени.
— Ну, птички улетают, листики с деревьев облетают, шины на зимние надо менять.
— . А приметы зимы?
— Снег идет, а шины уже менять не надо!
Я в истерике.
— Ну, а весной что у нас?
— Птички прилетают, листики распускаются. ШИНЫ НАДО ОПЯТЬ МЕНЯТЬ.

Саша ест абрикос.
— Он горький! На тебе, деда!
— Так он же горький!
— Нет, тебе будет вкусно!

Алина носится по квартире и приговаривает:
— Если я потеряю одну туфельку, то буду Золушка, а если сразу две, то Элли!

Максим приходит из детсада и жалуется папе:
— Папа, а меня Димка какашкой назвал!
Папа:
— Ну-у, ты ему сказал, что он некультурный?
— Нет, я ему дал в глаз!

Алиса, 7 лет. У нее четыре новых любимых игрушки.
— Мама, наконец-то и я нарожала себе четверо детей, а ты только меня одну осилила, и то с трудом, как кашу.

— Я в деревне со всеми здороваюсь! Только с теми, кто на машинах едет — не успеваю.

О рекламе. Степан (4 года 10 месяца) ужинает на кухне и смотрит телевизор. Прошёл рекламный блок, последняя была реклама таблеток «Флюкостат» от заболевания «молочницы». А там слова: «Прощай, молочница…»
Через несколько минут Степан встает из-за стола и выливает остатки недопитого молока в раковину со словами:
— Распрощаюсь с молочницей. Прощай, молочница!

— Мам, роди мне сестренку.
Мама отправляет дочь с этой просьбой к папе, на что папа отвечает, что денег нет.
Настя искренне удивляется:
— Зачем деньги? Мама бесплатно в животике поносит.