Что такое поэтапное исполнение контракта по 44 фз

Оглавление:

В контракте, заключенном в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, этапы исполнения не выделены, но предусмотрена ежемесячная оплата. Необходимо ли заказчику после 01.07.2018 при закупке коммунальных услуг в соответствии с п.п. 1, 8 и 29 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ежемесячно размещать отчет об исполнении контракта в единой информационной сети при условии, что контрактом предусмотрена ежемесячна оплата по выставленным актам выполненных работ? Если контракт был заключен до 01.07.2018 и по нему ежемесячно размещались отчеты, необходимо после 01.07.2018 продолжать размещать отчеты ежемесячно или только в конце года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В связи с закупкой коммунальных услуг по контрактам, не предусматривающим этапы их исполнения, отчеты об исполнении контрактов как до, так и после 01.07.2018 должны размещаться в ЕИС однократно — после полного исполнения всех обязательств по контракту.

Обоснование позиции:
С 01.07.2018 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ (далее — Закон N 504-ФЗ) существенно изменятся положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), в том числе касающиеся порядка исполнения контракта.
Так, ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 504-ФЗ предусматривает, что результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает один миллиард рублей, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 данного Закона), отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее — ЕИС) и содержащем информацию, указанную в этой части.
Таким образом, в соответствии с новой редакцией указанной нормы с 01.07.2018 заказчики должны отражать в размещаемом в ЕИС отчете результаты отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 млрд. руб. Соответственно, если предметом контракта не являются работы, указанные в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ и цена контракта менее 1 млрд. руб., с 01.07.2018 заказчики не обязаны размещать в ЕИС отчеты с информацией о результатах исполнения отдельного этапа контракта.
В Законе N 504-ФЗ отсутствует указание на то, что он применяется только к контрактам, заключенным после даты его вступления в силу. Можно заметить, что согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Но, хотя законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основывается на положения ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 504-ФЗ), обязанность заказчика размещать в ЕИС отчеты об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа его исполнения) возникает в силу предписания административного характера, а не в рамках отношений, регулируемых гражданским законодательством. Поэтому, с нашей точки зрения, с 01.07.2018 заказчик не обязан размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, цена которого не превышает 1 млрд. рублей и предметом которого не является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.
Кроме того, применительно к рассматриваемой ситуации вызывает сомнение наличие у заказчика обязанности размещать такие отчеты и до 01.07.2018. Нельзя не признать, что в правоприменительной практике существует позиция, в соответствии с которой в случае, если в соответствии с условиями контракта осуществляется оказание услуг длящегося характера (например, коммунальные услуги, услуги связи, электроснабжения) и при этом условиями контракта этапы его исполнения не предусмотрены, но приемка и оплата оказанных услуг производится в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), то приемка, оплата и экспертиза оказанной услуги также является отдельным этапом исполнения контракта. Следовательно, заказчику необходимо размещать в ЕИС отчет и информацию об оплате контракта также на регулярной основе. Такое мнение неоднократно высказывали представители контролирующих органов (смотрите, например, письма Минфина России от 05.03.2018 N 24-03-07/14504, от 01.11.2017 N 24-03-07/72081, письма Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757 (по вопросу 3.1), от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 17.03.2015 N Д28и-563, от 19.02.2015 N Д28и-415). Такая позиция находила поддержку и у некоторых судей (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 N 02АП-10158/16, постановление Верховного Суда Республики Коми от 20.04.2017 по делу N 4А-65/2017).
Однако из ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что под отдельными этапами исполнения контракта понимаются отдельные этапы поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, принимаемые заказчиком. Исполнение контакта включает оплату заказчиком отдельных этапов исполнения контракта (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), но очевидно, что обязанность поэтапной оплаты возникает именно в силу того, что условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения. Периодичность оплаты поставленных товаров или оказанных услуг сама по себе не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно.
Поэтому, если в контракте на оказание коммунальных услуг этапы исполнения не выделены, полагаем, что обязанность размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта у заказчика отсутствует и до 01.07.2018, даже если контакт предусматривает периодическую (например, ежемесячную) оплату исполнителю. Кроме того, представляется сомнительной сама возможность выделить в контракте отдельные этапы поставки товара или оказания услуг, если контракт предполагает непрерывность исполнения, в частности, поставку электрической энергии, воды или тепла с обеспечением заказчику возможности постоянно пользоваться этими ресурсами в течение согласованного сторонами срока исполнения контракта.
В связи с этим полагаем, что при закупке коммунальных услуг у заказчика не возникает обязанности ежемесячно размещать в ЕИС отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта, который не предусматривает этапов его исполнения, в том числе и после 01.07.2018.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
— Энциклопедия решений. Приемка этапов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Действия заказчиков по отчету об исполнении этапов контракта упрощаются с 1 июля 2018 года

Что должен сделать Заказчик после заключения государственного (муниципального) контракта?

После заключения контракта наступает этап его исполнения. В соответствии с Законом о контрактной системе исполнение контракта подразумевает подготовку информации об исполнении контракта в Реестре контрактов и информации об исполнении контракта в Отчетах заказчика.

За время нашего сотрудничества с бюджетными организациями, мы обратили внимание, что зачастую сотрудники контрактных служб забывают или что, вероятней, даже не знают о такой своей обязанности как размещение отчета об исполнении контракта.

Именно поэтому, обращаем Ваше внимание, что в соответствии с ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге по контракту, за исключением контракта, заключенного в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее — отчет, ЕИС). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение), форма данного отчета утверждены на основании ч. 11 ст. 94 Закона № 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Достаточно часто наши клиенты спрашивают, нужно ли размещать отчет в ЕИС, если в нем содержатся сведения, составляющие государственную тайну?

Отвечаем: отчет готовится заказчиком, но не размещается в ЕИС, если в нем содержатся сведения, составляющие государственную тайну (см. п.п. 6, 11 Положения).

И заметим, что ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает обязанность по размещению отчета в ЕИС в отношении контрактов всех заказчиков.

Ответственность за подготовку отчета «ложится на плечи» работников контрактной службы или контрактных управляющих организации-заказчика.

На вопрос наших клиентов, о том что же должно быть в отчете, говорим, отчет должен содержать следующую информацию (см. ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  1. об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта (п. 1 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
  2. о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением (п. 2 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ);
  3. об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения (п. 3 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с п.2 Положения в отчете указываются сроки отдельного этапа исполнения контракта, наименование и цена поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, размер аванса и сроки оплаты обязательств по контракту — в соответствии с условиями контракта, а также документами о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги и документами о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта.

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги — в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций — и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ (ч.10 ст. 94 Закона №44-ФЗ).

Распространенная ситуация, когда возникает вопрос, а нужно ли прикладывать платежные поручения. Мы своим заказчикам говорим:

Платежные поручения заказчика об оплате контракта прикладывать к отчету не требуется (см. также письмо Минфина России от 07.07.2014 № 02-02-06/32616).

Важно! Отчет размещается заказчиком в ЕИС (см. п. 3 Положения) в течение 7 рабочих дней со дня:

  1. оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта (пп. «а» п. 3 Положения);
  2. оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком (пп. «б» п. 3 Положения);
  3. расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (пп. «в» п. 3 Положения).

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 15.09.2017 № 24-03-07/61189, обязанность по размещению в ЕИС отчета в силу пп. «б» п. 3 Положения возникает у заказчика после оплаты принятого товара, работы, услуги, в том числе частичной приемки (приемок) товара, работы, услуги, вне зависимости от установления этапов в контракте. Также указано, что Закон № 44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия «этап исполнения контракта», однако это не влечет отсутствие необходимости размещения отчета в соответствии с требованиями пп. «б» п. 3 Положения.

Отчет в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС. Датой составления отчета является дата размещения отчета в ЕИС (п. 6 Положения).

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации) (ч. 12 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание! В связи с вступлением в силу изменений Закона о контрактной системе с 01 июля 2018 г. отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях:

1. если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;
2. по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
3. цена контракта превышает один миллиард рублей.

Статья подготовлена

Основные этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Основные стадии

Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ, пример

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события. Для изменения и расторжения условий, в соответствии с ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, срок составляет 1 рабочий день.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44-ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Результаты отдельной стадии, информация о поставленном товаре, работе или услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в ЕИС в течении 7 рабочих дней со дня приемки, оплаты, расторжения (ч. 9 ст. 94 44-ФЗ ). Отчет содержит информацию в том числе о соблюдении промежуточных и окончательных сроков. Положение о подготовке и размещении отчета утверждено Постановлением от 28.11.2013 N 1093.

К примеру, Минфин России (письмо от 15.09.2017 № 24-03-07/61189) полагает, что обязанность по размещению отчета в силу требований пп «б» п. 3 Постановления № 1093 возникает у заказчика после оплаты, в том числе частичной приемки вне зависимости от установления этапов в договоре. При этом Минфин сообщил, что рассмотрит вопрос об упрощении порядка размещения отчета, ведения РК, исключив необходимость размещения дублирующей информации в ЕИС.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Исполнение контракта по 44-ФЗ

  • On 30.07.2018
  • 0 Комментарии
  • Исполнение контракта

Исполнение контракта подразумевает выполнение обеими сторонами — заказчиком и поставщиком — своих обязательств. То есть исполнитель поставляет товар, выполняет работу либо оказывают услугу в соответствии с условиями контракта, а заказчик принимает поставку, своевременно и в полном объеме ее оплачивает. В ходе процесса стороны должны руководствоваться нормами самого контракта, закона 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных правовых актов.

Стадии и этапы

Стадии исполнения контракта таковы:

  1. Поставка.
  2. Приемка. Сопровождается экспертизой, осуществляемой заказчиком или экспертной организацией.
  3. Оплата
  4. Размещение отчета в ЕИС об исполнении контракта.

Иногда контракт предполагает поэтапное исполнение. Чаще всего это относится к долгосрочным контрактам. Например, поставщик поставляет заказчику периодически какие-то товары или оказывает постоянные услуги с ежемесячной оплатой. При этом на каждом этапе после выполнения обязательств поставщиком проводится приемка и оплата, а также размещение отчета в ЕИС.

Наличие этапов может быть предусмотрено в контракте. Но даже если таких положений нет, при периодических поставках или длительном характере работы принимать, оплачивать и отчитываться поэтапно придется все равно. Об этом Минфин сообщил в письме 05.03.2018 № 24-03-07/14504. Если пренебречь этим, то будет наложен штраф, сумма которого тире 50000 руб.

Сроки контракта

Срок исполнения контракта — период, отведенный на исполнение сторонами своих обязательств. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Помимо этого, существует понятие срока действия контракта — такая дата также может быть прописана в контракте. Однако даже если она наступила, это не значит, что стороны должны прекратить исполнения своих обязательств, включая ответственность за просрочку.

Также в контракте предусматривается срок поставки товара или результата оказания услуги, выполнения работы. Он может быть как в виде фиксированной даты, так в виде графика.

Размещение документов в ЕИС

В постановлении Правительства № 1093 от 28 ноября 2013 года содержится порядок подготовки отчета об исполнении контракта. Необходимо сформировать отчет в электронном виде, подписать его и ЭЦП и разместить в ЕИС. Отчет может быть:

  1. Об исполнении контракта. Подразумевается успешное исполнение, то есть поставка всех причитающихся по контракту товаров, работ либо услуг в определенные сроки и перечисление оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. В этот отчет в том числе включается информация о нарушениях, допущенных в ходе его исполнения, а также наложенные на виновника санкции.
  3. Об изменении или расторжении контракта. Помимо самого отчета, нужно приложить результаты экспертизы в виде заключения и документы о приемке. Отчет необходимо разместить в ЕИС в течение 7 дней с даты оплаты или расторжения контракта.

Отчетность заказчика по контракту

Каждый заказчик, осуществляющий закупки по 44-ФЗ, обязан размещать на сайте ЕИС отчеты о заключении и исполнении контрактов, а также прикреплять к отчетам все необходимые документы. Рассмотрим в статье поэтапную отчетность по контракту.

Закон № 44-ФЗ предусматривает две основные формы отчетности, связанные с контрактом:

  • реестр контрактов (ст. 103 Закона № 44-ФЗ);
  • отчет об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Отчет о заключении контракта

Заказчики обязаны в течение трех рабочих дней направлять сведения о заключении, изменении, исполнении, расторжении контракта, а также о приемке продукции по контракту со дня соответственно заключения, изменения, исполнения, расторжения контракта, приемки продукции ( ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Информация об изменении контракта или о его расторжении, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в ЕИС в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения или расторжения контракта ( ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Данная норма противоречит части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ, где установлен трехдневный срок для размещения такой информации. В части 26 статьи 95 Закона № 44-ФЗ не говорится непосредственно о размещении соответствующей информации именно в реестре контрактов. В то же время других норм, указывающих на иной раздел единой информационной системы, Закон № 44-ФЗ не содержит.

В связи с этим заказчикам рекомендуется сведения об изменении или о расторжении контракта размещать в реестре в течение одного, а не трех рабочих дней, чтобы обезопасить себя в случае возникновении спора.

Отчет об исполнении контракта

Порядок подготовки и размещения в ЕИС отчета об исполнении контракта и его форма определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093.

Отчет размещается заказчиком в ЕИС в течение семи рабочих дней со следующей даты:

  • оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;
  • оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;
  • расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Отчет о результатах исполнения отдельного этапа по контракту должен размещаться в ЕИС каждый раз, когда был подписан документ о приемке. К отчету необходимо приложить не только документы о приемке, но и составленное «внешним» экспертом заключение о соответствии принятой продукции условиям контракта (эти заключения не подлежат размещению в реестре контрактов).

Если оплата производится по решению суда, т.е. по исполнительным листам, то отчет об оплате размещается в общем порядке в ЕИС в течение трех рабочих дней. Потому что, в случае, когда контракт имеется в Реестре контрактов на сайте ЕИС, после исполнения обязательств сторонами его требуется закрыть как исполненный. Когда к сумме контракта ещё и заплатили неустойку, то её также необходимо указать.

Отчет об исполнении государственного (муниципального) контракта или о результатах отдельного этапа его исполнения подписывается электронной подписью.

Если, к примеру, у вас заключен контракт на ежедневную поставку молока, каждый день поставщик вам выдает товарную накладную вместе с молоком, а в конце месяца предоставляет сводную накладную, по которой вы и оплачиваете товар. В этом случае в ЕИС размещать нужно только сводную накладную за месяц. Размещать ежедневные накладные не нужно.

Если контракт расторгается и по нему ещё не было выполнено никаких обязательств, то необходимо разместить (прикрепить) на сайте Соглашение о расторжении контракта в обоих реестрах: реестре контрактов; реестре отчетов. После этого закрыть контракт в реестре контрактов.

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Этапы контракта: понятие, применение, ситуации

Общее понятие этапа контракта

Под этапами предполагаются некие части обязательства. В приведенных примерах эти части конкретно названы, а само деление обусловлено спецификой обязательств. В качестве характерных черт этапа можно назвать:

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

  • завершенность – этап имеет какой-либо конкретный результат;
  • автономность – каждый этап существует самостоятельно, обязательства, выполняемые на разных этапах, различны;
  • последовательность – следующий этап не может быть начат, пока не завершился предыдущий;
  • расположение во времени – у этапа есть временны́е рамки.

Впрочем, этап контракта в рамках контрактной системы «живет своей жизнью».

Применение этапов контракта в рамках закона о КС

К сожалению, на страницах закона о КС нас ожидает следующая картина: формально термин этапности введен, в связи с его применением на заказчика возложены дополнительные обязанности (в частности по подготовке и размещению отчетов об исполнении), однако четкого определения этапности не дано.

Отдельный этап исполнения контракта в силу п. 1 ч. 1 ст. 94 закона о КС – это «отдельный этап поставки товара, выполнения работы, оказания услуги». Яснее, согласитесь, не стало.

В силу чч. 9, 10 ст. 94 закона о КС «результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге … отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта…

К отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта…».

Именно в связи с необходимостью публикации отчета и возникает большая часть вопросов заказчиков. Поэтому перейдем к рассмотрению возможных ситуаций и предложим алгоритм действий.

Материалы по теме:

Ситуация 1. Одна приемка, одна оплата.

В этой, первой, ситуации все просто. Имеется один факт экспертизы/приемки и один факт оплаты. Допустим, заказчик приобрел 1 партию компьютерных столов в количестве 20 штук и единовременно оплатил их. Положение о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения утверждено, как известно, постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1093 .

Его нормы отчасти дублируют нормы ст. 94 закона о КС, а также устанавливают сроки совершения заказчиком необходимых действий:

«3. Отчет размещается заказчиком в единой системе в течение 7 рабочих дней со дня:

а) оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, а в случае создания приемочной комиссии – подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком по отдельному этапу исполнения контракта;

б) оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а в случае создания приемочной комиссии — подписания такого документа всеми членами приемочной комиссии и утверждения его заказчиком;

в) расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя (далее — исполнитель) либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта…»

Таким образом, в нашем примере последовательность действий могла выглядеть так – см. таблицу 1.

Таблица 1.

Заключен контракт на поставку компьютерных столов.

Осуществлена поставка товара, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником АХО осуществлена приемка товара, подписана товарная накладная ТОРГ-12.

Произведена оплата 100 % цены контракта.

Последний день срока размещения отчета об исполнении контракта. Заказчиком отчет размещен, например, 04.04.2017 г.

Как видно, особенных затруднений возникнуть не должно. Обязательства исполняются сторонами единовременно, без какого-либо деления на части, поэтому вопрос об этапах исполнения не ставится. Масса нарушений ст. 94, совершаемая заказчиками, связана с банальным пропуском сроков размещения отчетов или с их неразмещением (см., например, решение ВС Республики Дагестан от 23.03.2017 г. по делу № …, решение Ленинградского окружного военного суда от 20.12.2016 г. по делу № 7-65/2016).

Конечно, и здесь не обошлось без оригинальных толкований. Так, Главное контрольное управление Челябинской области высказало следующую точку зрения, рассматривая вопрос о размещении отчета об исполнении контрактов на поставку автобусов:

«1 этап – поставка товара;

2 этап – оплата поставщику денежных средств до …»

Интересно, что Центральный районный суд города Челябинска поддержал контролеров (см. решение от 16.06.2016 г. по делу № 12-420/2016).

Безусловно, такой подход не является распространенным. Автор настоящей статьи его также не поддерживает, хотя бы потому что 7-дневный срок начинает течь с момента «оплаты заказчиком обязательств И подписания документа о приемке», то есть с момента, когда обязательства исполнены обеими сторонами.

Ситуация 2. В контракте прямо названы этапы

Обратимся теперь к иной, явно менее популярной ситуации, когда контрактом прямо назван некий график его исполнения, предусматривающий этапы. Как будет отмечено ниже, в случае заключения «крупных» и «длинных» контрактов такой график обязателен. В других же случаях заказчик может воспользоваться свободой договора, предоставленной ст. 421 ГК РФ.

Пусть в нашем примере заказчик приобретает исследовательские работы. Контрактом предусмотрены 2 этапа выполнения работ – см. таблицу 2.

Таблица 2.

Заключен контракт на выполнение НИР.

Осуществлена сдача результатов первого, теоретического, этапа работ, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником заказчика осуществлена приемка, подписан акт приема-передачи результатов работ.

Произведена оплата 50 % цены контракта за первый этап работ.

Последний день срока размещения отчета об исполнении первого этапа контракта. Заказчиком отчет размещен, например, 24.03.2017 г.

Осуществлена сдача результатов второго, практического, этапа работ, заказчиком проведена экспертиза своими силами, единолично работником заказчика осуществлена приемка, подписан акт приема-передачи результатов работ.

Произведен окончательный расчет за выполненные работы.

Последний день срока размещения отчета об исполнении второго этапа контракта (учтено, что 01, 08, 09 мая 2017 г. – праздничные дни). Заказчиком отчет размещен, например, 24.03.2017 г.

Изучая административную и судебную практики, автор статьи не обнаружил примеров каких-либо спорных ситуаций, схожих с рассматриваемой. Поэтому перейдем к наиболее распространенному кейсу.

Ситуация 3. Две и более приемки, оплаты; контракт прямо этапы исполнения не предполагает

С такими контрактами, пожалуй, сталкивался каждый заказчик. Услуги водоснабжения, услуги охраны, поставка продуктов питания, строительные работы – список можно продолжать бесконечно.

Обобщим мнения, имеющиеся на данный момент.

Кажется, что тон в нашей теме задает Минэкономразвития, которое за последние годы неоднократно указывало на то, что приемка и оплата равнозначны этапу исполнения контракта.

«При этом если условиями контракта этапы не предусмотрены, но поставка товара и его приемка, а также оплата производятся регулярно (например, ежемесячно), то в данном случае заказчику необходимо составлять отчет и размещать его в единой информационной системе в сфере закупок», – отмечает министерство, например, в письме от 11.01.2017 г. № Д28и-144 . Аналогичное мнение отражено в письмах от 23.01.2017 г. № Д28и-339 , от 25.10.2016 г. № Д28и-2907 .

Материалы по теме:

Разъяснений ФАС России автору обнаружить не удалось, однако точка зрения контролера в целом ясна: она согласуется с мнением Минэкономразвития, а территориальные органы ведомства привлекают должностных лиц заказчиков к ответственности за неразмещение отчетов по итогам этапа контракта.

Пожалуй, наиболее важной для нас является судебная практика, а она в основном говорит нам о следующем: приемка и оплата – это этап исполнения контракта. Мнение судебной системы формируется по большей части судами общей юрисдикции.

Вопросы публикации отчетов в подавляющем большинстве случаев поднимаются при рассмотрении жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности должностных лиц заказчиков. И суды общей юрисдикции в большинстве своем разделяют точку зрения Минэкономразвития. Подборка позиций судов приведена в таблице 3.

Таблица 3.

Постановление 2-ААС от 30.12.2016 г. по делу № А82-9671/2016

Договор электроснабжения. Приемка и оплата – это этап.

«Клиническая больница № 1», ежемесячно оформляя документы о приемке поставленных ресурсов и производя по ним оплату, соответствующие отчеты в ЕИС не размещало.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заключенные Учреждением договоры с ресурсоснабжающими организациями не содержат этапов исполнения контрактов, подлежат отклонению как несостоятельные…»

Решение Николаевского-на-Амуре городского суда от 09.03.2017 г. по делу № 12-29/2016

Контракт на поставку реагентов. Приемка и оплата – это этап.

«В Законе № 44-ФЗ не раскрыто содержание понятия «этап исполнения контракта». Исходя из положений данного Закона и гражданского законодательства под этапом исполнения контракта следует понимать период времени, который завершается приемкой, проведением экспертизы и оплатой товара (работы, услуги) соразмерно объему исполненных обязательств…»

В рамках именно этого дела заявитель пытался апеллировать к позиции ВАС РФ, упомянутой выше. Впрочем, безуспешно.

Решение Южно-Сахалинского городского суда от 28.03.2016 г. по делу № 12-520/16

Контракт на оказание услуг по предрейсовому медицинскому осмотру водителей. Приемка и оплата – это этап.

«Довод жалобы об отсутствии …обязанности по размещению отчетов об исполнении отдельных этапов контрактов, поскольку условиями контрактов этапность их исполнения предусмотрена не была, основан на неправильном толковании действующего законодательства…»

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 16.06.2016 г. по делу № 12-420/2016

Контракт на поставку автобусов. Приемка и оплата – это этап.

«Понятие «этап» предполагает отрезок времени, составление документов, характеризующих завершение этапа. Отдельный этап исполнения контракта должен быть определен условиями контракта, либо в случае, если такого условия не содержится, должен характеризоваться периодом исполнения и наличием промежуточного результата…»

Решение Мурманского областного суда от 17.01.2017 г.по делу № 21-11

Контракт на выполнение строительных работ. Приемка и оплата – это этап.

«Пунктом … Контракта предусмотрено, что основанием для оплаты фактически выполненных Подрядчиком за истекший месяц работ, являются предоставленные справки о стоимости выполненных работ и затрат … Таким образом, контрактом фактически предусмотрена поэтапность его выполнения…»

Решение Советского районного суда г. Нижнего Новгорода по делу № 12-53/17.

Контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Приемка и оплата – это этап.

«Таким образом, должностным лицом не размещены отчеты об исполнении отдельных этапов контракта…»

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 18.05.2015 г.

Контракт на оказание услуг по содержанию аквариумов. Приемка и оплата – это НЕ этап.

«По мнению суда, составление экспертных заключений, также как составление актов о приемке оказанных услуг, не могут изменить содержание заключенных контрактов, не предусматривающих этапы исполнения контрактов, поскольку являются документами, составленными в период действия контрактов и составлены во исполнение их…»

Решение АС Астраханской области от 02.09.2015 г. по делу № А06-6162/2015

Контракт на капитальный ремонт моста. Приемка и оплата – это НЕ этап.

«Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки служит только для проведения расчетов. Такие акты не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие же муниципального контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно…»

Обратите внимание, что судами полностью игнорируется специфика закупаемых товаров, работ, услуг. Казалось бы, какие этапы могут быть у услуг по содержанию аквариумов? Но у суда иное мнение.

Как видно, статистика в пользу более неудобной заказчику точки зрения о необходимости размещения отчетов по результатам приемки и оплаты товаров, работ, услуг как этапов исполнения контракта. Как следует при этом поступать заказчикам?

Возможных алгоритмов, очевидно, три.

Во-первых, можно публиковать отчет исключительно по факту исполнения всех обязательств и пытаться доказать свою правоту в судах. Как уже сказано, вероятность успеха невелика. Нет оснований полагать, что подходы судов кардинально поменяются.

Во-вторых, можно занять максимально надежную позицию и публиковать отчеты по факту каждых приемки/оплаты. Однако это может оказаться делом весьма трудоемким.

По третьему пути пошли те заказчики, которые включили в тексты своих контрактов условия об этапах исполнения, установив, например, один такой этап. В упомянутых выше судебных актах неоднократно встречались указания на то, что приемки и оплаты считаются этапами потому, что иных понятий этапа ни в силу закона, ни в силу контракта не предусмотрено.

Почему бы не исправить эту ошибку законодателя и не ввести понятие этапа искусственно? При этом сохранить порядок поставки, приемки, оплаты, рамки ответственности за нарушения. Условие контракта могло бы звучать, допустим, так:

«этап исполнения контракта – это часть обязательств сторон, по факту исполнения которой заказчиком размещается в ЕИС отчет об исполнении контракта; настоящий контракт будет исполняться в один этап, предполагающий 100 % обязательств сторон; сроки выполнения обязательств в рамках этапа установлены пп. ___ контракта».

Приведем и здесь условный пример действий заказчика. Пусть он выбрал второй из предложенных путей и исполняет контракт на оказание услуг водоснабжения – см. таблицу 4.