Ч1 ст 290 ук рф получение взятки

Получение взятки и ответственность за это по УК РФ

Содержание

Статистика и периодические опросы населения говорят о том, что коррупция стала неотъемлемой частью современной России. Сегодня трудно найти человека, который хоть раз за свою жизнь не сталкивался с этим явлением. Получение места в детском саду, плановая операция вне очереди, отказ от составления протокола за нарушение правил дорожного движения – это лишь краткий перечень ситуаций в которых никого не удивишь взяточничеством.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с получением взятки, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Получение взятки – это процесс в рамках, которого должностное лицо получает денежные средства или материальные выгоды взамен попустительства, покровительства с его стороны или совершения действий/бездействия в интересах лица, который передал взятку.

Покровительство может выражаться во внеочередном продвижении по службе, либо в выделении незаслуженного материального поощрения. Попустительство – это намеренное непринятие мер дисциплинарного или иного взыскания к нарушителю.

Взятка — это не только денежные средства, ценные бумаги, иные предметы, имеющие материальную ценность. Взятка может выражаться, например, в предоставлении бесплатной путевки или проведении ремонтных работ совершенно бесплатно для взяткополучателя.

Преступление всегда совершается с прямым умыслом. Субъект – специальный, российское или иностранное должностное лицо, которое работает в государственном или муниципальном учреждении или международной организации.

Материальные ценности могут передаваться, как лично, так и через посредника. Преступное деяние считается оконченным с момента фактического получения хотя бы части взятки.

Ответственность за получение взятки

Согласно уголовному кодексу РФ, получение и дача взятки являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена ответственность. (ст.290 УК РФ).

Важно! Если взятка имеет значительный размер (более 25 тысяч рублей), то это уже квалификационный состав преступления. В данной ситуации виновному лицу грозит, либо большой штраф с лишением права заниматься определенной деятельностью, либо лишение свободы на срок до 6 лет вместе с большим штрафом.

В ряде случаев, должностное лицо получает взятку за незаконные действия (бездействия). Это образует состав, установленный в ч.3 ст.290 УК РФ. Осужденное лицо приговаривается к выплате штрафа в размере от 40- до 70-кратной суммы взятки с лишением права заниматься определенной деятельностью или занимать свою должность, либо направляется в места лишения свободы на срок от 3 до 7 лет с выплатой штрафа (сумма в 40 раз, превышающая размер полученной взятки) в качестве дополнительной меры наказания.

Повышенную общественную опасность, по причине наличия широких полномочий, представляет получение взятки главой местного самоуправления, либо лицом, которое занимает государственную должность субъекта РФ или Российской Федерации. В соответствии с ч.4 этой же правовой нормы вышеуказанные лица могут быть лишены свободы на период 5- 10 лет со штрафом в 50 раз больше взятки, либо на них будет возложена штрафная санкция (60-80 сумм взятки)+ они будут лишены права заниматься определенной деятельностью.

Деяния, перечисленные в ч.1-3 статьи:

  • совершенные несколькими, заранее договорившимися лицами;
  • сопровождаемые требованиями должностного лица передать взятку под угрозой совершения действий, нарушающих права и законные интересы потерпевшего;
  • в крупном размере (более 150 тысяч рублей).

Наказываются штрафом, который превышает сумму взятки в 70-90 раз или лишение свободы на срок от 7 до 12 лет.

Если взятка больше 1 миллиона рублей (ч.6 ст.290 УК РФ), то осужденному грозит лишение свободы от 8 до 15 лет вместе со штрафной санкцией в 70 раз превышающей сумму взятки, либо штраф (80-100 размеров суммы взятки) с лишением права заниматься определенной деятельностью на период до 3 лет.

Получение взятки должностным лицом

Согласно статистике за 2015 год среди всех осужденных за получение взятки 44% являются государственными и муниципальными служащими. На втором месте находятся работники сфер социального обслуживания и здравоохранения.

Под должностным лицом в современном законодательстве понимается представитель власти, которого избрали или назначили на должность, связанную с выполнением распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных учреждениях, предприятиях, организациях, корпорациях, Вооруженных силах РФ.

Важно! Если лицо работает в государственном или муниципальном учреждении, но не является должностным лицом, то он при получении денежных средств будет нести ответственность, предусмотренную другими статьями особенной части уголовного закона.

Если Вам предъявлено обвинение по ст.290 Уголовного кодекса РФ, рекомендуем, как можно скорей обратиться за помощью к квалифицированным юристам. Ведь, согласно, итогам борьбы с коррупцией, которые ежегодно озвучиваются председателем Верховного суда РФ, с каждым годом растет количество обвинительных приговоров с наказанием в виде лишения свободы, в то время как к штрафам получатели взяток приговариваются все реже.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Получение взятки (статья 290 УК РФ)

Получение взятки должностным лицом является одним из наиболее опасных преступлений против интересов службы. Уголовная ответственность за получение взятки установлена статьей 290 УК РФ. Предметом получения взятки могут быть как деньги, ценные бумаги, так и иное имущество, в том числе ограниченное в обороте или изъятое из оборота (наркотики, оружие и др.). В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6, к предмету взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом относятся и выгоды или услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно, например, предоставление турпутевок, ремонт жилья, строительство дачи и др.

Состав преступления получение взятки (статья 290 УК РФ)

Объект преступления. Объектом преступления являются общественные отношения в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Предметом преступления, как было указано выше, являются деньги, ценные бумаги, имущество и выгоды.

Объективная сторона. Объективная сторона характеризуется получением должностным лицом взятки за совершение действия или бездействия, которые входят в служебные полномочия должностного лица, совершение действия или бездействия, которые не входят в служебные полномочия взяткополучателя, но оно в силу своего служебного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом, общее покровительство по службе или общее попустительство по службе.

Субъективная сторона. Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла.

Субъект преступления. Субъект преступления, предусмотренного статьей 290 УК РФ, — специальный. К уголовной ответственности может быть привлечено только лицо, обладающие определенным статусом, а именно:

  • должностное лицо
  • иностранное должностное лицо
  • должностное лицо публичной международной организации.
Квалифицированные виды получения взятки должностным лицом

Уголовная ответственность за квалифицированные виды получения взятки установлена частями 2-6 статьи 290 УК РФ.

Уголовная ответственность за получение взятки должностным лицом в значительном размере установлена ч.2 ст. 290 УК РФ.

Часть 3 статьи 290 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение заведомо незаконных действий или бездействий.

Часть 4 статьи 290 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Часть 5 статьи 290 УК РФ устанавливает ответственность за получение взятки, если она совершена:

  • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • с вымогательством взятки;
  • в крупном размере.

Взятка в особо крупном размере предусмотрена ч.6 ст. 290 УК РФ.

Наказание за взятку

Санкцией ст. 290 УК РФ предусмотрены различные виды и размеры наказания за получение взятки. Минимальный вид и размер наказания установлен в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей за преступление, предусмотренное ч.1 ст. 290 УК РФ, а максимальный — лишение свободы на срок до 15-ти лет с дополнительным наказанием в виде штрафа в размере до семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Защита адвоката по делам о получении взятки

Адвокаты Московской коллегии адвокатов, специализирующиеся на защите граждан по преступлениям, предусмотренным главой 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», оказывают юридическую помощь лицам, подозреваемым или обвиняемым в получении взятки. Стоимость услуг адвоката указана здесь.

Получение взятки

(ст. 290 УК). В соответствии с действующим уголовным законом под получением взятки понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1 ст. 290 УК).

Взяточничество является одним из наиболее распространенных в России форм коррупционной преступости ‘. В последнее годы количество выявляемых взяточничеств неуклонно возрастает. Так, в 1999 году был зарегистрирован 6871 случай уголовно наказуемого взяточничества, что на 18,3% выше уровня 1998 года 2.

Непосредственный объект преступления — интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В качестве дополнительного объекта могут выступать права и законные интересы граждан или организаций.

Предметом получения взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Под деньгами гражданским законодательством понимаются законные платежные средства в российской или иностранной валюте (ст. 140 ГК).

Ценные бумаги — это документы, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном им порядке отнесены к числу ценных бумаг (ст. 142, 143 ГК).

К иному имуществу согласно гражданскому законодательству можно отнести иные, помимо денег и ценных бумаг, движимое ( мебель, автомашины, компьютеры и пр.) и недвижимое (участки земли, здания, сооружения, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей) имущество (ст. 130 ГК).

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» разъ-

‘ См.: Малиновский И.Б. Коррупция: проблемы уголовной ответственности государственных служащих. М., 1996. С. 83—97; Максимов С.В. Коррупция в России. Уфа. 2000. С. 10—16.

2 См.: Состояние преступности в России за 1999 год. М.: ГИЦ МВД РФ. 2000. С. 7.

РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

меняется, что предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. Указанные выгоды и услуги должны получить в приговоре денежную оценку.

Объективная сторона преступления состоит из следующих признаков:

1) получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера;

2) получение взятки за выполнение определенных действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Взятка может быть получена должностным лицом лично или через посредника.

Получение взятки лично предусматривает не только получение ее должностным лицом непосредственно, но и получение ее иными, близкими виновному лицами с его согласия. В п. 6 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.

Получение взятки через посредника означает, что должностное лицо использовало при ее получении посреднические услуги с тем, чтобы надежнее скрыть совершение преступного деяния. В п. 8 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в получении

должностным лицом взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК, т.е. тогда, когда посредник являлся соучастником должностного лица в совершении рассматриваемого преступления.

Получение взятки должностным лицом обусловлено четырьмя возможными вариантами его действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц:

1) действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица;

2) действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать им в силу своего должностного положения;

3) общее покровительство;

4) попустительство по службе.

Первый вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в совершении действий или бездействия, которые входят в служебные полномочия должностного лица. К ним относятся, к примеру, действия лица по приему за взятку на работу или учебу, выделение государственных кредитов, муниципальной квартиры, бездействие должностного лица, обязанного проводить регулярные контрольные проверки санитарного состояния конкретного хозяйствующего объекта и т.д.

Второй вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в способствовании должностного лица в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия), не входящих в его служебные полномочия.

В п. 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ отмечается, что под должностным положением, способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует, в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности, нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом следует иметь в виду, что использование личных отношений, если они не связаны с занимаемой должностью, не может рассматриваться как использование должностного положения.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Третий вариант действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц состоит в общем покровительстве.

Общее покровительство заключается в необоснованной поддержке подчиненного при продвижении по службе, его поощрении, представлении к государственным наградам и т.п. Согласно п. 6 упомянутого выше постановления Пленума Верховного Суда РФ к общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К общему покровительству могут быть отнесены и иные действия, не связанные, со служебной подчиненностью, осуществляемые с целью возможного совершения выгодных взяткодателю действий в будущем.

Четвертый вариант — попустительство по службе заключается в необоснованном отсутствии реакции должностного лица на дисциплинарные проступки, упущения в работе подчиненных. К попустительству по службе согласно п. б упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения им нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Независимо от варианта действий (бездействия) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, в соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 г. суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо получило взятку от заинтересованного лица. Время передачи взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет.

Не могут признаваться получением взятки принятие должностным лицом государственных наград, почетных званий, сувениров, подарков к юбилейным датам, государственным праздникам.

При получении взятки речь идет о действиях должностного лица не только в пользу взяткодателя, но и представляемых им лиц. Таки-

ми лицами могут быть родственники взяткодателя, иные граждане или организации, по поручению которых он действует и которых он представляет перед должностным лицом.

Состав преступления формальный, оно признается оконченным с момента получения взятки. В соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. получение должностным лицом взятки считается оконченным преступлением с момента принятия им хотя бы части передаваемых ценностей.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать согласно п. 11 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ как покушение на получение взятки. Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки высказанное намерение должностного лица получить деньги, ценные бумаги, иное имущество или получить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда данное лицо не предпринимало никаких действий для реализации высказанного намерения.

Субъективная сторона преступления предполагает наличие прямого умысла: виновный осознает общественную опасность получения взятки и желает получить ее.

Обязательным признаком субъективной стороны является мотив:

Субъект преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК, специальный — должностное лицо, не занимающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта РФ или должность главы местного самоуправления.

Не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям. Вместе с тем, если на таких работников возлагаются указанные функции, они могут стать субъектами рассматриваемого

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

вида преступления. Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 7 октября 1999 г., рассматривая дело Шилько, обратила внимание на то, что врач-терапевт городской поликлиники, на которого были возложены обязанности председателя медицинской водительской комиссии при поликлинике, исходя из должностной инструкции, наделяющей председателя этой комиссии организационно-распорядительными полномочиями, признан должностным лицом, способным нести ответственность в качестве субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК ‘.

Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 290 УК: получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

В п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. разъясняется, что под действиями (бездействием) должностного лица, которые он должен совершить в пользу взяткодателя, следует понимать такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него полномочиями, а под незаконными действиями должностного лица — неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных положений или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления или иного правонарушения.

Ответственность за получение взятки при осуществлении должностным лицом незаконных действий (бездействия) не исключает одновременно привлечения его к уголовной ответственности за деяния, образующие самостоятельное преступление. В таких случаях содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений: по ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статье УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств и т.п.).

Сошасно п. 20 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия),

‘ См.: ВВС РФ. 2000. № 8. С. 19—20.

которое оно не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 3 ст. 290 УК.

Особо квалифицирующими признаками являются совершение деяний, предусмотренных ч. 2 или ч. 3 ст. 290 УК лицом, занимающим:

1) государственную должность Российской Федерации;

2) государственную должность субъекта РФ;

3) должность главы местного самоуправления.

В соответствии с п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. в случае получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления организатор, подстрекатель и пособник как соучастник этого преступления несут ответственность по ст. 33 УК и ч. 3 ст. 290 УК.

Еще один особо квалифицированный состав преступления установлен ч. 4 ст. 290 УК — деяния, предусмотренные ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) с вымогательством взятки;

г) в крупном размере.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г., взятку надлежит считать полученной по предварительному сговору группой лиц, если в преступлении участвовали два и более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении данного преступления с использованием своего служебного положения. При этом не имеет значения, какая сумма была получена каждым из этих лиц.

Организованная группа характеризуется устойчивостью, более вы-

российское УГОЛОВНОЕ ПРАВО

сокои степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и иных соучастников. Исходя из этого, в организованную группу могут входить участники, не являющиеся должностными лицами, которые заранее объединились с должностными лицами для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований, они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 290 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц.

Квалификация получения взятки по признаку неоднократности предполагает совершение одного и того же преступления не менее двух раз, если не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление или лицо не было освобождено от нее в установленным законом порядке либо если судимость за ранее совершенное преступление не была снята или погашена.

Согласно п. 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ получение взятки в несколько приемов за выполнение или невыполнение действий, обеспечивающих наступление желаемого результата, не может рассматриваться как преступление, совершенное неоднократно.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Под получением взятки в крупном размере понимается в соответствии с примечанием к ст. 290 УК сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие триста минимальных размеров оплаты труда. В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. обращается внимание на то, что, поскольку от размера взятки зависит квалификация преступления, любой переданный предмет или оказанные услуги должны полу-

чить денежную оценку на основании действительной стоимости предмета, цен, расценок или тарифов за услуги, сложившихся в данной местности или действовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии — на основании заключения экспертов. Если взятка в крупном размере получена частями, но эти действия представляли собой эпизоды одного продолжаемого преступления, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки в крупном размере.

Дача взятки (ст. 291 УК). Под дачей взятки согласно действующему уголовному законодательству понимается дача ее должностному лицу лично или через посредника (ч. 1 ст. 291 УК).

Непосредственный объект и предмет преступления те же, что и при получении взятки.

Объективная сторона преступления состоит только в одном действии — даче взятки должностному лицу лично или через посредника за осуществление им с использованием своих служебных полномочий либо должностного положения определенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Содержание возможных действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также понятие взятки раскрыты выше применительно к ст. 290 УК.

В следственно-судебной практике возник ряд сложных вопросов, ответы на которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г. Например, согласно п. 12 этого постановления должностное лицо, предложившее подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей ч. ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Вместе с тем положение изменится, если должностное лицо дало указание в общем виде, а подчиненный работник сам искал какому должностному лицу и каким образом дать и дал взятку. В этом случае начальник будет организатором, а подчиненный — исполнителем преступления.

РОССИЙСКОЙ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

На практике возникает вопрос как квалифицировать деяние, если должностное лицо отказалось принять взятку. В соответствии с п. 12 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ в случаях, если должностное лицо отказалось принять взятку, взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки, несут ответственность за покушение на преступление, предусмотренное ст. 291 УК.

При получении должностным лицом взятки якобы за совершение определенных действий (бездействия), которые оно заведомо не может осуществить, его деяние при наличии умысла на приобретение предмета взятки квалифицируется как мошенничество (ст. 159 УК), а взяткодатель несет ответственность за покушение на дачу взятки, если передача предмета взятки (денег, ценных бумаг и т.д.) преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) должностного лица с использованием его служебных полномочий или должностного положения.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 г., если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК). Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки. При этом не имеет значение, называлось конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

Дачу взятку следует отличать от провокации взятки, т.е. попытки передачи должностному лицу без его согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа (ст. 304 УК). В п. 25 упомянутого постановления Пленума Верховного Суда РФ разъясняется, что субъектом провокации взятки может быть любое лицо, действующее с прямым умыслом в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа. Данное преступление является оконченным с момента попытки передачи предмета взятки. Решая вопрос о наличии состава этого преступления, суду надлежит проверять, не было ли

предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки, имея в виду, что при отсутствии такой договоренности и отказе должностного лица принять предмет взятки лицо, пытавшееся вручить названный предмет в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, подлежит ответственности по сг. 304 УК. Не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки.

При решении вопроса об ответственности посредника в даче взятки следует исходить из того, образуют ли его действия соучастие в даче взятки. При наличии необходимых признаков соучастия действия посредника квалифицируются по ст. 33 и ст. 291 УК. Если посредник не знал, что передает должностному лицу предмет взятки, в его действиях отсутствует состав рассматриваемого преступления.

Состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК, формальный, оно признается оконченным с момента передачи должностному лицу хотя бы части предмета взятки.

Субъективная сторона преступления характеризуется наличием прямого умысла: виновный осознает общественную опасность своих действий по даче взятки должностному лицу лично или через посредника и желает совершить эти действия.

Цели и мотивы дачи взятки не являются обязательными признаками субъективной стороны рассматриваемого преступления, но могут быть учтены судом при назначении наказания.

Субъект преступления: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав предусмотрен ч. 2 ст. 291 УК.

В качестве квалифицирующих признаков выступают:

1) дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)’,

2) дача взятки неоднократно.

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) существенно повышает обществен-

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ную опасность рассматриваемого преступления. Понятие незаконных действий (бездействия) должностного лица в интересах взяткодателя или представляемых им лиц рассмотрено, применительно к ч. 2 ст. 290 УК.

Под неоднократной дачей взятки понимается совершение указанного преступления не менее двух раз при условии, что не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности за первое преступление или лицо не было освобождено от нее в установленном законом порядке либо судимость за предшествующее преступление не снята или не погашена.

Отсутствует признак неоднократности, если предмет взятки передается в соответствии с умыслом виновного по частям. В этом случае речь идет о едином преступлении.

В соответствии с примечанием к ст. 291 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности при наличии хотя бы одного из двух условий:

1) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица;

2) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Рассматриваемый специальный вид освобождения от уголовной ответственности имеет важное значение для выявления, пресечения и расследования фактов взяточничества как преступного деяния, обладающего крайне высокой степенью латентности.

Под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения таких действий, которые могут причинить вред правам и законным интересам граждан или организаций либо поставить их в такие условия, при которых гражданин или представитель организации будут вынуждены дать взятку, чтобы предотвратить наступление вредных последствий для их прав и законных интересов.

Добровольное сообщение лица органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки является разновидностью деятельного раскаяния. В п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от

14.02.2000 г. разъясняется, что, решая вопрос об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу, следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель, не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в его действиях состава преступления. В этой связи, согласно п. 24 указанного постановления, взяткодатель не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. Между тем при решении вопроса о возможности возвращения предмета взятки лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, суду следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги либо иные ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

Статья 290. УК РФ

Получение взятки

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

  • а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) с вымогательством взятки;
  • в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291, 291.1 и 304 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

Комментарии к статье 290 УК РФ

Объект преступления — осуществляемая в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления.

Предметом взяточничества (ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ) наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатное либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта .

См.: пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // РГ. 2013. 17 июля.

Не являются предметом получения взятки услуги нематериального характера, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).

Объективная сторона преступления выражается в получении должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Часть 1 ст. 290 УК РФ указывает на следующие варианты поведения должностного лица, за которое оно получает взятку:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

К действиям (бездействию), входящим в служебные полномочия должностного лица, относятся такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Иными словами, это законные действия лица, не выходящие за рамки его должностной компетенции, которые становятся преступными именно в связи с тем, что совершаются за взятку.

Следует отметить, что получение вознаграждения за деятельность, не связанную с выполнением должностных обязанностей, нельзя считать взяткой. Кроме того, в приговоре должны быть описаны конкретные действия, связанные со служебными полномочиями должностного лица.

Должностное лицо может получить взятку не только за совершение им самим определенных действий, входящих в круг его служебных обязанностей, но и за выгодное для взяткополучателя поведение других должностных лиц, которому оно может способствовать в силу своего должностного положения. Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 9 июля 2013 г. N 24 разъяснил, что способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе. Такое воздействие заключается в склонении другого должностного лица к совершению соответствующих действий (бездействия) путем уговоров, обещаний, принуждения и др.

Вместе с тем получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением отношений не может квалифицироваться по ст. 290 УК РФ. В этих случаях склонение должностного лица к совершению незаконных действий (бездействия) по службе может при наличии к тому оснований влечь уголовную ответственность за иные преступления (например, за подстрекательство к злоупотреблению должностными полномочиями или превышению должностных полномочий).

Общее покровительство по службе предполагает необоснованное создание взяткодателю или представляемым им лицам различных благоприятных условий. Оно может, в частности, проявляться в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

Общее попустительство рассматривается как непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.

Под незаконными действиями (бездействием), за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия (бездействие), которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

К ним, в частности, относятся фальсификация доказательств по уголовному делу, неисполнение предусмотренной законом обязанности по составлению протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности.

Получение должностным лицом взятки за использование должностного положения в целях способствования совершению другим должностным лицом незаконных действий (бездействию) по службе надлежит квалифицировать по ч. 3 ст. 290 УК РФ.

В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 обращается внимание на то, что время передачи предмета взятки (до или после совершения действия (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц) на квалификацию содеянного не влияет. Таким образом, можно выделить два вида взяточничества: взятку-подкуп и взятку-благодарность. В первом случае передача предмета взятки обусловливает нужное взяткодателю поведение должностного лица, является необходимым условием совершения им определенных действий (бездействия). В этом случае между взяткодателем и взяткополучателем имеется предварительная договоренность о передаче предмета взятки (до или после совершения действий (бездействия)).

Взятка-благодарность имеет место в том случае, когда предмет взятки передается за уже совершенное должностным лицом действие либо бездействие (законное или незаконное) в отсутствие предварительной договоренности. При этом необходимо отличать взятку-благодарность от так называемого обычного подарка. Так, ст. 575 ГК РФ разрешается дарение лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным (муниципальным) служащим, служащим Банка России обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей. Однако следует учитывать, что данное положение ГК РФ неприменимо к уголовному закону. Статья 575 ГК РФ говорит о договоре дарения, который исключает встречную передачу вещи или права либо встречного обязательства со стороны лица, принимающего подарок. Таким образом, при наличии в совершенном лицом деянии состава получения взятки (будь то взятка-подкуп или взятка-вознаграждение) уголовная ответственность наступает независимо от размера полученного вознаграждения.

Предмет взятки может быть получен как самим должностным лицом (лично либо через посредника), так и предоставлен родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя.

Действия посредника в получении или даче взятки следует квалифицировать по ст. 291.1 УК РФ как посредничество во взяточничестве.

Состав получения взятки является формальным. В соответствии с ч. 1 ст. 290 УК РФ преступление с объективной стороны может быть совершено только путем получения должностным лицом лично или через посредника предмета взятки. Если в деянии, направленном на получение взятки, отсутствует прежде всего момент вручения или передачи предмета взятки, то это означает, что должностное лицо еще не приступило к выполнению объективной стороны данного преступления. Следовательно, такие действия не могут быть оценены как покушение на получение взятки, так как покушение по общему правилу прерывается только в процессе исполнения состава до момента окончания преступления. При наличии определенных условий действия, направленные на получение взятки, могут быть квалифицированы как приготовление к этому преступлению, которое может быть прервано до начала выполнения его объективной стороны.

Преступление является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей. В случае когда деньги, являющиеся предметом взятки, перечисляются на счет должностного лица, получение взятки следует считать оконченным с момента поступления их на соответствующий счет.

Для наличия оконченного состава получения взятки не имеет значения, получили ли лица, которым передан предмет взятки, реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Если взяткодатель (посредник) намеревался передать, а должностное лицо — получить взятку в значительном или крупном либо в особо крупном размере, однако фактически принятое должностным лицом незаконное вознаграждение не образовало указанный размер, содеянное надлежит квалифицировать как оконченные дачу либо получение взятки или посредничество во взяточничестве соответственно в значительном, крупном или особо крупном размере. Например, когда взятку в крупном размере предполагалось передать в два приема, а взяткополучатель был задержан после передачи ему первой части взятки, не образующей такой размер, содеянное должно квалифицироваться по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Если предметом получения взятки или дачи взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

При этом сами действия (бездействие), совершаемые лицом в пользу взяткодателя, не входят в объективную сторону, поэтому для признания данного состава оконченным не имеет значения, было ли в действительности выполнено оговоренное сторонами действие (бездействие) или нет. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений по ч. 3 ст. 290 и соответствующей статье УК РФ (например, незаконное освобождение от уголовной ответственности, фальсификация доказательств, служебный подлог и т.п.).

Поскольку получение взятки считается оконченным преступлением с момента получения хотя бы части взятки, то обращение должностного лица в органы полиции не освобождает его от уголовной ответственности, а расценивается как обстоятельство, смягчающее наказание. Однако при наличии соответствующих обстоятельств рассматриваемое поведение должностного лица может быть оценено и как деятельное раскаяние.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли взяткодателя и взяткополучателя, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки. Покушением, например, следует считать принятие должностным лицом предмета взятки в виде фальшивых денег, драгоценностей, принятие имитации денежных средств (муляжа денежных купюр).

В то же время получение или дача взятки, в том числе через посредника, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление вне зависимости от того, были ли ценности изъяты сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Не может быть квалифицировано как покушение на получение взятки одно лишь высказанное лицом намерение получить взятку, если никаких конкретных действий для его реализации не предпринималось.

Однако нужно обратить внимание на то, что обещание или предложение передать либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей, а также в случае достижения договоренности между указанными лицами.

Если при этом иные действия, направленные на реализацию обещания или предложения, лица не смогли совершить по не зависящим от них обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать как приготовление к даче взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. ч. 3 — 5 ст. 291 УК РФ) или к получению взятки (ч. 1 ст. 30 и соответственно ч. ч. 2 — 6 ст. 290 УК РФ).

Следует иметь в виду, что принятие предмета взятки посредником для последующей его передачи должностному лицу не образует состава получения взятки и в случае задержания посредника, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что получает незаконное вознаграждение за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц определенных действий (бездействия), за способствование их совершению другими лицами либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает получить это вознаграждение.

Умысел взяткополучателя должен включать в себя осознание того, что предмет взятки передается за выполнение или невыполнение им в интересах дающего определенных действий, которые входят в его полномочия либо которые оно могло совершить с использованием служебного положения, следует квалифицировать как получение взятки либо коммерческий подкуп вне зависимости от намерения совершить указанные действия (бездействие).

Поэтому получение должностным лицом материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействия), которое в действительности оно не может осуществить ввиду отсутствия служебных полномочий и невозможности использовать свое служебное положение, при наличии умысла на приобретение ценностей следует квалифицировать как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.

Как мошенничество следует квалифицировать действия лица, получившего ценности якобы для передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве взятки либо предмета коммерческого подкупа, однако заведомо не намеревавшегося исполнять свое обещание и обратившего эти ценности в свою пользу. Владелец переданных ему ценностей в указанных случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп.

Если должностное лицо, используя свое служебное положение, с целью получения материальных ценностей вводит передающего такие ценности в заблуждение относительно правомерности их передачи, заявляя, например, о необходимости уплаты штрафа или пеней, государственной пошлины, содеянное также не образует состава получения взятки и квалифицируется как мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159 УК РФ).

Мотивом получения взятки является корысть. Поэтому если должностное лицо принимает незаконное вознаграждение с целью обратить его в пользу государственного (муниципального) органа или учреждения, в котором оно работает, потратить на какие-либо общественные или государственные нужды, состав данного преступления отсутствует. Так, Президиум Верховного Суда РФ переквалифицировал действия лица со ст. ст. 290 на 285 УК РФ и указал, что по смыслу ст. 290 УК РФ как получение взятки следует квалифицировать действия должностного лица, если имущественная выгода была предоставлена ему или его близким, если он не возражал против этого. Из приговора же суда видно, что должностное лицо использовало полученное имущество не в личных целях, а для благоустройства своего служебного кабинета, что охватывается диспозицией ст. 285 УК РФ .

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5. С. 27.

При наличии к тому оснований действия должностного лица могут быть квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

Субъект преступления специальный — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации.

К иностранным должностным лицам и должностным лицам публичной международной организации в ст. ст. 290, 291 и 291.1 УК РФ относятся лица, признаваемые таковыми международными договорами Российской Федерации в области противодействия коррупции.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 290 УК РФ под иностранным должностным лицом в ст. ст. 290, 291, и 291.1 УК РФ понимается:

— любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном или судебном органе иностранного государства;

— любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.

Должностным лицом публичной международной организации является международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени. К должностным лицам публичной международной организации относятся, в частности, члены парламентских собраний международных организаций, участником которых является Российская Федерация, лица, занимающие судебные должности любого международного суда, юрисдикция которого признана Российской Федерацией.

В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. рублей.

Часть 3 ст. 290 УК РФ содержит квалифицированный состав преступления — получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). Под незаконными действиями понимаются неправомерные действия, которые не вытекали из служебных полномочий должностного лица или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.

Часть 4 ст. 290 УК РФ предусматривает более строгую ответственность за деяние, предусмотренное ч. ч. 1, 2 или 3 ст. 290 УК РФ, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным составом преступления (ч. 5 ст. 290 УК РФ) является получение взятки:

— п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК РФ).

Группа лиц по предварительному сговору будет иметь место только в случае, если в преступлении принимали участие два или более должностных лица, которые заранее договорились о совместном совершении преступления с использованием своего служебного положения путем принятия каждым из членов группы части незаконного вознаграждения за совершение каждым из них действий (бездействия) по службе в пользу передавшего незаконное вознаграждение лица или представляемых им лиц. При этом не имеет значения, какая сумма получена каждым из должностных лиц.

Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными ст. 290 УК РФ, участвующих в получении взятки группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются как посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 УК РФ организованная группа характеризуется устойчивостью, более высокой степенью организованности, распределением ролей, наличием организатора и руководителя. В организованную группу могут входить лица, не являющиеся должностными, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК РФ как организаторы, подстрекатели либо пособники, т.е. со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

В обоих случаях группового получения взятки преступление признается оконченным с момента принятия взятки (либо ее части) хотя бы одним из должностных лиц.

Квалификация получения взятки в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы осуществляется исходя из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы;

— п. «б»: с вымогательством взятки. Вымогательство взятки — это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина (например, под угрозой незаконного привлечения к ответственности) либо поставить его в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (например, незаконное затягивание должностным лицом процесса выдачи лицензии). Если взяткодатель заинтересован в неправомерном поведении должностного лица, стремится обойти закон, установленную процедуру решения того или иного вопроса, добиться удовлетворения своих незаконных интересов, уйти от заслуженной ответственности и т.п., вымогательство как квалифицирующий признак получения взятки отсутствует. Не может рассматриваться как вымогательство угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия, хотя и затрагивающие его интересы. Так, не является вымогательством взятки требование сотрудника налоговой инспекции передачи денег под угрозой наложения штрафа на организацию, допустившую просрочку по уплате налогов.

Для квалификации содеянного по п. «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ не имеет значения, была ли у должностного лица реальная возможность осуществить свою угрозу, но только в том случае, если у лица, передавшего взятку или предмет коммерческого подкупа, имелись основания опасаться осуществления этой угрозы (например, следователь, зная, что уголовное дело подлежит прекращению в связи с отсутствием в деянии состава преступления, угрожает обвиняемому направить дело с обвинительным заключением прокурору, а, получив взятку, дело по предусмотренным законом основаниям прекращает).

Вымогательство взятки будет иметь место и в том случае, когда вымогательство осуществлялось не самим должностным лицом, а по его поручению или с его согласия другим лицом, не являющимся должностным.

В таких случаях действия последнего при наличии оснований должны оцениваться как посредничество во взяточничестве по соответствующим частям ст. 291.1 УК РФ;

— п. «в»: в крупном размере (согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. рублей).

В ч. 6 ст. 290 УК РФ предусмотрена более строгая ответственность за получение взятки (ч. ч. 1, 3, 4 или п. п. «а», «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ) в особо крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК РФ особо крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 1 млн. рублей.

Продолжаемые дачу либо получение в несколько приемов взятки следует отличать от совокупности преступлений. В частности, как единое продолжаемое преступление следует квалифицировать систематическое получение взяток от одного и того же взяткодателя за общее покровительство или попустительство по службе, если указанные действия были объединены единым умыслом.

Совокупность преступлений будет отсутствовать и в случаях, когда взятка получена или передана от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

Однако не может квалифицироваться как единое продолжаемое преступление одновременное получение, в том числе через посредника, взятки нескольких лиц, если в интересах каждого из них должностным лицом совершается отдельное действие (акт бездействия). Содеянное при таких обстоятельствах образует совокупность преступлений.

Если общая стоимость полученных должностным лицом имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера превышает двадцать пять тысяч рублей, сто пятьдесят тысяч рублей либо один миллион рублей, то содеянное может быть квалифицировано как получение взятки соответственно в значительном, крупном либо особо крупном размере лишь в том случае, когда принятие всех ценностей представляло собой эпизоды единого продолжаемого преступления.