Бесспорное взыскание суммы средств

Бесспорное списание налогов с банковского счета организации

Автор — Н. Селиванова, юрист компании «Гарант»

Своевременная уплата установленных законодательством налогов является основной обязанностью налогоплательщика, неисполнение которой влечет за собой определенные санкции со стороны налоговых органов. Налогоплательщику вначале направляется письменное извещение о неуплаченной сумме налога с требованием уплаты налога и пеней, а в случае невыполнения этого требования обязанность налогоплательщика по уплате налога исполняется принудительно путем списания требуемой суммы с его банковского счета.

Принудительное списание необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика производиться на основании вынесенного налоговой инспекцией решения. Данное решение должно приниматься уже после истечения срока, который был указан в извещении-требовании, направленном налогоплательщику. В противном случае налогоплательщик может оказаться лишенным права на добровольное исполнение требования. Подтверждением сказанного является Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 марта 2003 года N КА-А40/780-03, содержащее следующий вывод: действия налогового органа, направившего решение о бесспорном взыскании недоимки одновременно с требованием об уплате налога, противоречат налоговому законодательству.

Согласно статье 46 Налогового кодекса РФ решение о взыскании должно быть принято налоговой инспекцией в течение 60 дней после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога. Само же требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога (ст. 70 НК РФ). Правовые последствия, наступающие в случае нарушения этого срока, налоговое законодательство прямо не называет, поэтому в арбитражной практике можно встретить совершенно разные решения по этому вопросу. Так в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 июля 2002 г. N КА-А40/4711-02 отмечается, что поскольку требования налогового органа об уплате налогов выставлены с пропуском установленного ст. 70 НК РФ срока, судом правомерно принято решение о признании недействительным решения об обращении взыскания на денежные средства налогоплательщика. А в Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 января 2003 г. N Ф09-2906/02АК сделан другой вывод: поскольку определенный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок не является пресекательным, то пропуск налоговым органом этого срока не может служить основанием для признания требования инспекции недействительным.

Необходимо отметить, что статья 70 НК РФ предусматривает еще одну возможность для направления налоговой инспекцией требования об уплате налога: после проведения налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) требование направляется в течение 10 дней со дня вынесения налоговым органом соответствующего решения.

В направляемом налогоплательщику требовании инспекция по своему усмотрению указывает срок для добровольной уплаты налогоплательщиком сумм налога и соответствующего штрафа, при этом согласно Приказу МНС РФ от 2 апреля 2003 г. N БГ-3-29/159 данный срок не должен превышать 10 календарных дней со дня получения налогоплательщиком требования инспекции. Требование должно направляться налоговой инспекцией руководителю или уполномоченному представителю организации по фактическому адресу организации таким способом, чтобы иметь подтверждение факта получения этого требования. Если требование направляется по иному адресу, оно не будет считаться направленным налогоплательщику. Так, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 марта 2003 года N А56-31171/02 были признаны незаконными действия налоговой инспекции, которая знала о фактическом местонахождении организации (о чем свидетельствовала переписка между налоговой инспекцией и налогоплательщиком), однако направила требование по адресу, указанному в учредительных документах, и тем самым не обеспечила надлежащую передачу требования.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ в течение 60 дней по истечении срока добровольного исполнения требования, налоговая инспекция должна принять решение о принудительном взыскании сумм налога и штрафа со счетов организации в банках. Решение принимается руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции и доводится до сведения налогоплательщика в течение 5 дней с момента принятия решения.

На основании принятого решения в банк налогоплательщика направляется инкассовое поручение на списание со счетов организации необходимых денежных сумм и их перечисление в соответствующие бюджеты. Списание может производиться как с рублевых, так и с валютных расчетных счетов, но не может производиться с бюджетных, ссудных, а также депозитных счетов, для которых не истек срок действия депозитного договора. С момента предъявления в банк инкассового поручения на уплату сумм налога и при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, его обязанность по уплате налога считается исполненной (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2003 г. N А56-29631/02).

Если же на расчетных счетах организации денежных средств недостаточно или они отсутствуют, или нет информации о счетах налогоплательщика, инспекция вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Однако, как отмечено в Постановлении Федерального Арбитражного Суда Центрального Округа от 30 апреля 2003 г. N А14-9642-02/246/3, налоговая инспекция не имеет права на взыскание необходимых сумм за счет имущества организации, если предъявленные в банк инкассовые поручения не отозваны и не возвращены с отметкой банка о невозможности их исполнения.

Нередко возникает ситуация, когда неуплата установленных законодательством налогов вызвана отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка, обслуживающего организацию. Согласно п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. Таким образом, данной нормой права исчерпывающе установлены основания и момент, когда обязанность налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной. Многочисленные примеры судебной практики также подтверждают, что отсутствие денежных средств на корреспондентском счете банка не влечет для налогоплательщика обязанности по повторной уплате налоговых платежей в бюджет. Кроме того, если налогоплательщик не принимает какие-либо меры по обеспечению поступления платежей в бюджет и не отзывает платежные поручения, то это не свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика. Его обязанность признается исполненной по факту предъявления в банк платежного поручения (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2003 г. N КА-А41/671-03).

По общему правилу в течение 60 дней по окончании срока добровольного исполнения требования принудительное взыскание налога и пеней осуществляется во внесудебном порядке. Однако налоговая инспекция имеет право обратиться в суд с иском и до истечения указанного срока, если существуют неразрешенные разногласия между налоговым органом и налогоплательщиком об обоснованности требований (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Статьей 45 Налогового кодекса также определены случаи, когда взыскание налога с организаций производится исключительно в судебном порядке. К ним относятся случаи принудительной уплаты налога, основанные на изменении налоговым органом либо юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Кроме того, в судебном порядке рассматриваются вопросы, связанные с принудительным взысканием налогов после истечения 60 дней, предусмотренных законом для принятия налоговой инспекцией решения о бесспорном списании денежных средств с банковских счетов организации. Статья 46 Налогового кодекса РФ предоставляет налоговым органам в таких случаях право на обращение в суд с соответствующим иском. Согласно п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 такой иск может быть подан в течение шести месяцев после истечения 60-дневного срока. Как указано в Постановлении, данный 6-месячный срок является пресекательным, поэтому он не подлежит восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

В заключение отметим, что налоговые органы имеют право предъявлять требования об уплате денежных сумм только в отношении налогов и сборов, установленных действующим законодательством. Включение в требования иных платежей не соответствует Налоговому кодексу РФ (примеры включений таких платежей можно найти, в частности, в Решении Арбитражного суда Новгородской области от 16 мая 2003 г. N А44-604/03-С15).

Наталья Селиванова, юрист компании «Гарант»

Бесспорный порядок взыскания налога за счет безналичных денежных средств

Первый этап – это принятие решения о взыскании недоимки.

Второй этап – доведение решения до налогоплательщика или налогового агента.

Третий этап – направление инкассового поручения в банк (кредитную организацию).

Четвертый этап – само списание суммы недоимки со счета клиента банка, со счета налогоплательщика.

Начнем по порядку — принятие решения о взыскании недоимки. Такое решение принимается налоговым органом исключительно на основании акта налоговой проверки. Поэтому в основе мы должны иметь акт проверки. На самом деле это верно, потому что никакого иного способа узнать о наличии недоимки, как проверить налогоплательщика, у налоговой нет. Эта проверка может быть как выездная, так и камеральная (камеральная – это проверка представленной налоговой отчетности).

Таким образом, ситуация, когда налоговому органу станет известно о недоимке, эта ситуация возникает с регулярностью, когда приходит срок сдачи налоговой отчетности и налоговая проверяет каждый раз эту налоговую отчетность: квартальную, месячную и по другим срокам.

До нового кодекса была масса проблем с тем, что является основой для бесспорного списания, которое проводилось до НК. И поскольку тогда процедурные нормы отсутствовали, то происходило так, что налоговый орган выписывал инкассовое поручение, инкассовое поступало в банк, банк списывал. У налогоплательщика вообще на руках никакого документа, зачастую даже акта проверки, не было. И возник вопрос о том, что вообще можно было оспорить в суде. И арбитражная судебная практика пришла к выводу, что поскольку в арбитражном суде может быть оспорен индивидуальный акт государственного налогового органа, а такого акта вообще не предусмотрено, ни названия, ни формы, никаких иных требований, то таким актом признавалась подпись начальника или заместителя налоговой инспекции на инкассовом поручении. Но это уже арбитражная практика создала такой прецедент. И наш законодатель, зная, что эта проблема больная, не нашел ничего лучшего, как опять не формализовать этот акт, то есть указал на «решение», но решение в кодексе используется в разных ситуациях с разным смыслом. Поэтому если бы написал «постановление», то это было бы гораздо лучше. Но он, к сожалению, этого не сделал.

Итак, на основании акта налоговой проверки принимается решение без какого- то конкретного названия о применении этого порядка бесспорного взыскания. И это решение должно быть принято в определенном сроке. Акт налоговой проверки и решение о взыскании друг за другом следуют и временной интервал между ними не может быть большим. Если проверили и обнаружили недоимку по акту проверки, а потом целый год ничего не предпринимали, это ненормальная ситуация. Поэтому законодатель решил установить этот срок, когда решение должно быть принято. В ст.46 он написал следующим образом, что решение должно быть принято не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

С одной стороны, этот срок вынесения решения не может возникнуть раньше, чем наступил срок уплаты самого налога, потому что недоимка возникает только после того, как срок истек. Вот срок истек – дальше налоговая пришла с проверкой или в форме камеральной проверки обнаружила недоимку, после этого она выписала требование об плате налога, в требовании она указала срок, когда налог должен быть уплачен – 2 недели или 10 дней, и только после этого не позднее 60 дней налоговая должна принять это решение. За истечением этих 60 дней решение приниматься уже не может, что очень важно, потому что банк обязан осуществить бесспорное списание только в том случае, если этот 60-дневный срок не истек.

Только возникает вопрос, как банк вообще узнает, когда этот 60-дневный срок истекает, если он не знает ни первого, ни второго, ни третьего, ни четвертого? Совершенно непонятно, почему законодатель сделал такую вещь. А это действительно важно, потому что если налогоплательщик (а ведь он может все рассчитать, в его распоряжении все документы находятся), высчитав всё это, обнаружит, что 60-дневный срок истек, банк не должен был в бесспорном порядке списывать, то что у него возникает? У него возникает право иска к банку о возврате на его счет этих денег, даже если действительно налог должен быть списан, поскольку нарушена процедура, и плюс упущенную выгоду за тот период, когда банк списал, а налогоплательщик не мог пользоваться этими денежными средствами. Поэтому банк поставлен в странную ситуацию, когда он, не зная, эти сроков, тем не менее, должен их отслеживать. Достаточно сложный механизм и для чего законодатель его таким образом сделал совершенно не понятно.

Если этот 60-дневный срок истек, то решение о взыскании налога в бесспорном порядке приниматься не должно. Спрашивается, а что же тогда, налог взыскать нельзя? Нет, в этом случае налоговый орган имеет право обратиться в суд с иском о взыскании суммы налога. Одно из оснований обращения в суд с иском – это иск о взыскании суммы недоимки, пени или сбора как раз в той ситуации, когда бесспорный порядок невозможен, а он становится невозможным, когда истек этот 60-дневный срок, после того как истек срок, установленный в требовании об уплате налога, а требование об уплате налога тоже выписывается в неопределенный срок и в нем еще самом устанавливается неопределенный срок.

Следующий этап – доведение решения о взыскании до налогоплательщика. Предположим, что налоговый орган вынес решение в установленные сроки и автоматически он должен в течение 5 дней довести это решение, то есть представить копию решения налогоплательщику. Таким образом, налогоплательщик по крайней мере узнает, что, придя в банк, он там может ожидать инкассового поручения на бесспорное списание. А до НК для него это было полной неожиданностью, когда он приходил в банк и обнаруживал, что не только на его счете ничего нет, но еще и картотека образовалась.

Но это требование о том, что в 5-дневный срок налогоплательщик должен быть извещен, на самом деле ничего не значит, потому что если налоговый орган не доведет до налогоплательщика или доведет в течение 2 недель, то это совершенно ничего не меняет. Никакой ответственности за неисполнение этого срока не предусмотрено и на саму процедуру бесспорного списания нарушение этого срока не влияет.

Третий этап – направление инкассового поручения в банк. Приняв решение, налоговый орган выписывает параллельно с этим инкассовое поручение или распоряжение, подписывает это инкассовое поручение или поручение только надлежащее должностное лицо, к которым относится либо руководитель налогового органа, либо его заместитель, и направляет его в кредитную организацию, в которой находится счет налогоплательщика. Кредитная организация, получив это инкассовое поручение, обязана исполнить его в обязательном порядке, то есть никаких возражений или никаких отклонений для банка в получении такого документа не предусмотрено. Идет безусловное исполнение этого инкассового поручения. Причем срок исполнения этого инкассового поручения установлен в этой же ст.46 и составляет не более одного банковского операционного дня. Тут тоже надо иметь в виду, что операционный банковский день может длиться полдня, поэтому если инкассовое поручение поступило во второй половине дня, когда банковский день истек, следовательно, должна быть поставлена дата, в соответствии с которой в следующем банковском дне в течение операционного дня эта операция должна быть совершена.

При недостаточности средств на счете налогоплательщика банк применяет ст.855 ГК, которая на сегодняшний день относит эти платежи к третьей очереди, наряду с выплатами по заработной плате.

Это инкассовое поручение может быть адресовано как к рублевому счету налогоплательщика, так и валютному. Но списание с валютного счета сопряжено с правилами осуществления валютных операций, то есть налоговый орган должен дать поручение банку на конвертацию валюты, то есть на продажу валюты в необходимом размере, на зачисление ее на рублевый счет и списание потом с рублевого счета. То есть срок осуществления этой операции удлиняется на срок, необходимый для осуществления операции по продаже валюты на внутреннем валютном рынке. А сроки осуществления этих операций определяются уже Центральным Банком.

Особый порядок предусмотрен для депозитного счета. С депозитного счета взыскание, списание средств невозможно до истечения срока действия этого депозитного договора. И это совершенно понятно, потому что депозитный счет опосредует договор между налогоплательщиком и банком, по которому банк имеет право пользоваться этими средствами, обязан их вернуть в течение срока, заплатив определенные проценты. Поэтому если депозитный счет не вывести в особый порядок, то на самом деле получится, что налог уплатит банк, потому что взыскание будет обращено на те средства, которые по договору принадлежат банку. Поэтому обращение взыскания на депозитный счет сопряжено с такими особенностями.

В силу этой же причины практически на кредитный счет или на ссудный счет обращение взыскания, списания денежных средств не допускается, опять же в силу того, что ссудный счет предполагает заключение договора, по которому на счет налогоплательщика поступают средства этого коммерческого банка, но налогоплательщик по этому ссудному счету имеет определенные обязательства по целевому использованию ссудного счета, потому что банк выдает счет только на определенные цели, и он обязан вернуть эти суммы.

Итак, эти правила предусмотрены в ст.46 и банк обязан в безусловном порядке исполнить инкассовое поручение, то есть списать средства со счет налогоплательщика. Если на счете средств нет или их недостаточно, то, получив соответствующую выписку со счета и получив соответствующий документ от банка, наш налоговый орган может принять одно из двух решений: либо ожидать поступления средств на банковский счет, либо принять решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика. Надо обратить внимание на то, что если налоговому органу вообще не известно о наличии счетов в кредитных организациях, либо недостаточно средств, то ждать, искать эти счета наш налоговый орган не обязан. Он принимает решение совершенно самостоятельно. Поэтому в любой момент, если на счете образовалась временная нехватка средств у нашего налогоплательщика, налоговый орган может принять решение о переходе к следующему этапу – обращению взыскания на иное имущество налогоплательщика, то есть на арест имущества, его реализацию в установленном порядке и погашение недоимки за счет этого иного имущества.

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ в статью 351 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2009 г.

Статья 351. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банке в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей, указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

Форма решения о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (далее — решение о бесспорном взыскании) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

2. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей, если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 58-ФЗ в пункт 3 статьи 351 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 октября 2009 г.

3. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства необходимых денежных средств.

4. Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник таможенного органа или его заместитель одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение банку плательщика на продажу денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании и исполняется банком в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа.

6. В случае, если обязанность по уплате таможенных платежей прекращена или исполнена в полном объеме плательщиком самостоятельно либо сумма задолженности по уплате таможенных платежей взыскана за счет имущества плательщика в соответствии с настоящим Кодексом, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня прекращения или исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных платежей отменяет такое решение и в письменной форме уведомляет банк об отзыве инкассового поручения (распоряжения).

Если задолженность по уплате таможенных платежей будет погашена (прекращена или исполнена) лишь частично, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение (распоряжение) на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). При этом новое решение о бесспорном взыскании таможенным органом не выносится.

О порядке применения таможенными органами положений статьи 351 настоящего Кодекса см. Методические указания, утвержденные распоряжением ГТК РФ от 27 ноября 200З г. N 647-р

См. комментарий к статье 351 Таможенного кодекса РФ

Порядок бесспорного взыскания страховых взносов с организаций

В настоящее время порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Расчетным периодом по страховым взносам является календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 212-ФЗ). В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то ближайший следующий за ним рабочий день считается днем окончания срока (ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок в отношении плательщиков страховых взносов — организаций производится взыскание недоимки в порядке, установленном ст. 19 Закона N 212-ФЗ. Под недоимкой ст. 2 Закона N 212-ФЗ понимает сумму страховых взносов, не уплаченную в установленный законом срок.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках (ч. 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).

Принудительному порядку взыскания страховых взносов предшествует направление плательщику органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором он состоит на учете, соответствующего требования с предложением уплатить недоимку по страховым взносам, начисленные на нее пени и штраф в добровольном порядке (ст. 22 Закона N 212-ФЗ).

Требование об уплате страховых взносов, как правило, содержит срок его исполнения. Однако, если данный срок не указан, требование подлежит исполнению в течение 10 календарных дней со дня его вручения. В связи с этим важно знать, что требование может быть вручено плательщику двумя способами: передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации лично под расписку с указанием даты вручения, либо требование может быть направлено плательщику страховых взносов по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления.

В установленном законодательством порядке требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Исключение установлено для случаев, когда требование направляется по результатам проверки. Срок направления данного требования составляет 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения. Дата выявления недоимки фиксируется в документе о выявлении недоимки, который составляется по установленной форме.

Если плательщиком страховых взносов на дату принятия решения о взыскании частично уплачены суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, указанные в требовании об уплате недоимки, то в решении о взыскании указывается только оставшаяся часть суммы, которая подлежит взысканию на дату его принятия (разд. 1, п. 1.5 Методических рекомендаций по взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации и индивидуального предпринимателя на счетах в банках, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.02.2010 N 33р).

Законодательством установлены сроки принятия данного решения — не позднее двух месяцев после истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов взыскивает суммы недоимки в судебном порядке. Заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В случае невозможности вручения данного решения плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Бесспорное взыскание страховых взносов производится путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов. Данное поручение направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Взыскание страховых взносов может производиться с расчетных (текущих) счетов в валюте Российской Федерации и только при недостаточности средств на счетах в валюте Российской Федерации взыскание производится со счетов плательщика в иностранной валюте. Не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора орган контроля за уплатой страховых взносов вправе дать банку поручение на перечисление денежных средств по истечении срока действия депозитного договора.

Поручение на перечисление страховых взносов исполняется банком в следующие установленные законодательством сроки:

— не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения при взыскании страховых взносов со счетов в валюте Российской Федерации;

— не позднее двух операционных дней при взыскании страховых взносов со счетов в иностранной валюте.

Данные сроки применяются, если это не нарушает порядка очередности платежей, установленного гражданским законодательством Российской Федерации.

Однако при отсутствии достаточных денежных средств на счетах плательщика сборов в день поступления в банк поручения процедура бесспорного взыскания не прекращается. В такой ситуации поручение исполняется по мере поступления денежных средств на банковские счета плательщика в сроки, указанные ранее. Период, в течение которого в банке может находиться поручение, в Законе N 212-ФЗ не установлен.

Законодательство в ч. 4 ст. 18 Закона N 212-ФЗ устанавливает обстоятельства, при наличии которых недоимка по страховым взносам взыскивается только в судебном порядке. Бесспорный порядок взыскания в отношении организации при наличии данных обстоятельств неприменим. Так, взыскание недоимки производится через суд в следующих случаях:

— у организации открыт счет в органах Федерального казначейства;

— на счета организации поступает выручка за реализуемые зависимой (дочерней) организацией товары (работы, услуги) и за счет этих денег будет взыскиваться недоимка, которая числится за зависимой (дочерней) организацией более 3 месяцев;

— на счета зависимой (дочерней) организации поступает выручка за реализуемые материнской компанией товары (работы, услуги) и за счет этих денег будет взыскиваться недоимка, которая числится за материнской компанией более 3 месяцев;

— обязанность по уплате страховых взносов основана на изменении органом контроля за уплатой страховых взносов юридической квалификации сделки, совершенной таким плательщиком страховых взносов, или статуса и характера деятельности этого плательщиком страховых взносов;

— органом контроля пропущен срок на принятие решения о взыскании недоимки по взносам за счет денег на банковских счетах страхователя. В этом случае заявление должно быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Судебный порядок взыскания действует для штрафов, взыскиваемых органами ПФР со страхователей за непредставление в срок сведений персонифицированного учета или за представление неполных или недостоверных сведений.

«Финансовая газета. Региональный выпуск», 2011, N 8 С.Гаврилова Ведущий юрист ООО «РосКо — Консалтинг и аудит»

Статья 153. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное взыскание)

1. При неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.

2. Решение о взыскании денежных средств в бесспорном порядке (далее — решение о бесспорном взыскании), форма и порядок заполнения которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, должно содержать сведения о сумме подлежащих взысканию таможенных платежей, размере пеней и (или) процентов, начисленных на день выставления решения, о бесспорном взыскании, реквизитах неисполненного требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей).

3. Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей), если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке.

4. Решение о бесспорном взыскании является основанием для направления таможенным органом в банк, в котором открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счетов плательщика и перечисление на счет Федерального казначейства или на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза, необходимых денежных средств.

5. Взыскание таможенных платежей в бесспорном порядке производится с банковских счетов плательщика, за исключением ссудных счетов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Взыскание таможенных платежей с банковских счетов, открытых в иностранной валюте, производится в сумме, эквивалентной сумме подлежащих уплате таможенных платежей в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день фактического взыскания. При взыскании денежных средств, находящихся на банковских счетах, открытых в иностранной валюте, начальник (заместитель начальника) таможенного органа одновременно с инкассовым поручением (распоряжением) направляет поручение в банк плательщика о продаже денежных средств плательщика, хранящихся в иностранной валюте, не позднее следующего дня.

6. Инкассовое поручение (распоряжение) таможенного органа направляется в банк, в котором открыты счета плательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о бесспорном взыскании и исполняется банком в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для исполнения инкассового поручения (распоряжения) налогового органа.

7. В случае, если обязанность по уплате таможенных платежей прекращена или исполнена в полном объеме плательщиком самостоятельно либо сумма задолженности по уплате таможенных платежей взыскана за счет имущества плательщика в соответствии с настоящим Федеральным законом, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня прекращения или исполнения в полном объеме обязанности по уплате таможенных платежей отменяет такое решение и в письменной форме уведомляет банк об отзыве инкассового поручения (распоряжения).

8. Если задолженность по уплате таможенных платежей будет погашена (прекращена или исполнена) частично, таможенный орган, вынесший решение о бесспорном взыскании, не позднее трех рабочих дней со дня частичного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей направляет в банк новое инкассовое поручение (распоряжение) на непогашенную сумму задолженности по уплате таможенных платежей с письменным уведомлением банка об отзыве предыдущего инкассового поручения (распоряжения). При этом новое решение о бесспорном взыскании таможенным органом не выносится.

БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ» в других словарях:

Бесспорное взыскание — взыскание задолженности по распоряжению правомочных органов и по исполнительным надписям нотариусов без разбирательства дела в суде или арбитраже. По английски: Indisputable recovery См. также: Долговые обязательства Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Бесспорное взыскание — (англ. incontestable penalty) принудительное взыскание денежных сумм в бесспорном порядке, без обращения в суд или арбитражный суд либо в иной орган, разрешающий имущественные споры. Б.в. производится: с организаций путем списания с… … Энциклопедия права

БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ — принудительное взыскание денежных сумм в бесспорном порядке, без обращения в суд или иной орган, управомоченный разрешать имущественные споры. Бесспорное взыскание с граждан допускается только на основании исполнительных надписей, совершаемых… … Юридический словарь современного гражданского права

Бесспорное взыскание — (англ. incontestable penalty) принудительное взыскание денежных сумм в бесспорном порядке, без обращения в суд или арбитражный суд либо в иной орган, разрешающий имущественные споры. Б.в. производится: с организаций путем списания с… … Большой юридический словарь

Бесспорное взыскание денежных сумм и бесспорное изъятие предмета лизинга — лизингодатель имеет право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в случаях, если: условия пользования предметом лизинга лизингополучателем не соответствуют условиям договора лизинга или назначению предмета… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Взыскание бесспорное — см. Бесспорное взыскание … Энциклопедия права

ВЗЫСКАНИЕ БЕССПОРНОЕ — БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ … Юридическая энциклопедия

Взыскание — (англ. penalty, recovery) 1) обобщающее название мер юридической ответственности, применяемых при совершении некоторых видов правонарушений, напр., административное В., дисциплинарное В. В современном уголовном праве понятию В. соответствует… … Энциклопедия права

Взыскание Платежей В Бюджет Бесспорное — взыскание в бюджет денежных средств со счетов юридических лиц, вне зависимости от их согласия. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

взыскание бесспорное — принудительное взыскание денежных сумм без обращения в суд, арбитражный суд, иной орган, разрешающий имущественные споры. В.б. производится: с организаций путем списания с соответствующих счетов в учреждениях банка денежных сумм по распоряжениям… … Большой юридический словарь