Бесплатная приватизация земельного участка это

Оглавление:

Приватизация земельного участка: подробные правила

Приватизация земельного участка: подробные правила

Покупка земли для строительства дома во все времена требовала немалых денежных затрат. В то же время землю в Украине можно получить и бесплатно. Что нужно знать украинцу, чтобы воспользоваться своим правом на приватизацию земли?

Земельном кодексе Украины (ЗКУ) отношения граждан c государством (территориальными общинами) в связи с бесплатной передачей им земли определяются как «бесплатная приватизация».
Сам термин «приватизация» в земельном законодательстве не определен. Но из формулировок, данных в других законодательных актах (законы Украины «О приватизации государственного имущест­ва», «О приватизации государственного жилищного фонда»), а также из его употребления в нормативных актах можно сделать вывод, что под приватизацией понимается передача гражданам или юридическим лицам имущест­ва, принад­лежащего государ­ству или территориальным общинам. Приватизация различных видов имущества регулируется отдельными законами: имущества государственных предприятий – Законом Украины «О приватизации государственного имущест­ва», небольших государст­венных и коммунальных предприятий – Законом ­Украины «О малой приватизации», жилья – Законом Украины «О приватизации государственного жилищного фонда». И если законодательство, регулирующее приватизацию имущества государственных предприятий, преду­сматривает отдель­ные правовые процедуры как для бесплатной, так и для платной приватизации, то в земельном законодательстве платная приватизация как особый способ приобретения земли вообще не предусмотрена. Любое другое, отличное от приобретения в рамках процедуры бесплатной приватизации, приобретение земли определяется как купля-продажа земли у государства или местной общины и осуществляется в общем порядке, предусмотренном для покупки государственной или коммунальной земли.

Сколько земли положено бесплатно
Закон (пп. в), г) и ґ) п. 1 ст. 121 ЗКУ) предусматривает, что для строитель­ства дома гражданам ­Украины полагается:
• на землях, отведенных для садоводства, – до 0,12 га;
• на участках, предназначенных для индивидуального дачного строительства, – не более 0,10 га;
• на приусадебных участ­ках (отведенных для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений): не более 0,25 га – в селах, не более 0,15 га – в поселках и не более 0,10 га – в городах.
Гражданин может приватизировать несколько участ­ков – по каждому виду целевого назначения земли (п. 4. ст. 116 ЗКУ). И если он, к примеру, использовал свое право на приватизацию земли, отведенной для садовод­ства, то может получить еще и участок, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома.

Как осуществляется приватизация земельного участка?
Порядок приватизации земли различен в зависимости от того, находится участок в пользовании гражданина на момент начала приватизации или нет. Участок может находиться в пользовании ­в нескольких случаях.
1. Гражданин является собственником жилого дома, построенного на земле, выделенной для строительства еще в советские времена. В этом случае не имеет значения, является ли соб­ственником дома тот, кому выделялся участок, или же домом владеет лицо, получившее его по наслед­ству, вследствие покупки или дарения. Если с того момента, когда в Украине было установ­лено право бесплатной приватизации земли (с 15.03.1991 г.– с даты вступления в силу Земельного кодекса ­Украины от 18.12.1990 г.), собственник жилого дома правом его приватизации не воспользовался, считается, что земля находится в его пользовании.
2. Гражданин является членом садового или дачного кооператива (товарищества). И участок был выделен этой структурой в порядке, ­установленном уставом.
3. Участок находится в фактическом пользовании гражданина, но у него нет никаких документальных свидетельств, подтверждающих право собственности. Такое бывает в случаях, когда гражданин, например, осуществил самовольное строительство на земле, не отведенной ему для этой цели.
Условие приватизации земельного участка, находящегося в фактическом пользовании: срок добросовестного, открытого и непрерывного пользования таким участ­ком должен составлять не менее 15 лет. В этом случае у фактического пользователя появляется право получить используемый им участок по праву приобретательской давности (набувальної давності). Это предусмотрено­ ст. 119 ЗКУ. Размер земли, которую можно получить на основании приобретательской давности, тот же, что и при обычной бесплатной приватизации (ст. 118 ЗКУ). Порядок получения в соб­ственность такой земли является таким же, что и в случае «обычной» приватизации.

Порядок приватизации
Приватизация земельных участков, находящихся в пользовании граждан, происходит в несколько этапов.
1. Подача заявления (п. 1 ст. 118 ЗКУ). Гражданин, заинтересованный в приватизации земли, подает заявление в соответствующую районную (Киевскую или Севастопольскую – городские) государственную администрацию или в сельский, поселковый или городской совет по место­нахождению земельного участка. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество заявителя, место его проживания, местонахождение земельного участ­ка, его размер (не более максимального размера, подлежащего бесплатной приватизации согласно ст. 121 ЗКУ), основания пребывания земельного участка в пользовании.
К заявлению прилагаются копии паспорта гражданина и справки о присвоении ему индивидуального идентификационного кода.
Дополнительно к выше­указанному к заявлению в зависимости от того, к какому случаю (см. выше) относится заявляемый случай приватизации, прилагаются копии других документов.
В первом случае – копия правоустанавливающего документа, подтверждающего­ право собственности на жилой дом (договора купли-продажи, дарения, свидетельства о праве на наследство, зарегистрированные органами БТИ).
Во втором случае – кроме вышеупомянутых правоустанавливающих документов, потребуется­ справка из дачного (садового) кооператива (товарищества) о том, что заявитель является членом этой организации и что ему выделен земельный участок под определенным номером согласно схеме (плану) организации территории кооператива (товарищества), выкопировка из которой (которого) обычно прилагается к справке.
В третьем случае – доказательства, подтверждающие не менее чем 15-летнее добросовестное, открытое и непрерывное владение земельным участком.
Случаев, когда можно легко доказать право приобретательской давности, очень мало. Чаще всего такое право придется ­устанавливать в судебном порядке путем подачи иска об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного пользования земельным участком на протяжении не менее 15-летнего срока. Основными доказательствами в суде могут быть: свидетельские показания (например соседей), а также любые другие документы, к примеру, о покупке стройматериалов, договор подряда со строителями.
2. Принятие решения о приватизации. Оно принимается (в месячный срок) органами, в которые гражданин подал заявление о приватизации. В этом же решении обычно дается разрешение на изготовление технической документации для получения акта на право частной собственности на землю (далее – акт).
3. Изготовление технической документации. Получение акта. На этом этапе гражданин, который получил разрешение на изготовление технической документации, обращается в организацию, имеющую лицензию на проведение землеустроительных работ. Сведения о таких организациях обычно можно получить в местном отделе земельных ресурсов. Кроме того, сам отдел также имеет право проводить землеустроительные работы. Услуга по изготовлению технической документации платная. Ее стоимость, например, для Киевской области, составляет приблизительно 1000 грн за один акт. Таким образом, бесплатная приватизация оказывается не совсем бесплатной, поскольку при ее осуществлении необходимо платить за услуги, без которых приватизировать землю невозможно.
Обычно организация, которая выполняет землеустроительные работы, передает необходимые для получения акта документы в органы государственного земельного кадастра (ГЗК). Непосредственно там изготавливаются и оформляются акты. Если гражданин выдал земле­устроительной организации соответствующую доверенность, эта же организация получает изготовленный и оформленный акт в органах ГЗК и передает его заказчику. Если доверенности нет, заказчик после получения уведомления о том, что акт готов, сам едет и получает его в органах ГЗК.

Когда участок не находится в пользовании
Порядок приватизации земельных участков, не находящихся в пользовании граждан, регламентируется пп. 6–10 ст. 118 ЗКУ и тоже состоит из нескольких этапов.
1. Подача заявления­ (п. 6 ст. 118 ЗКУ) в районную, Киевскую или Севастопольскую город­ские государ­ственные админист­рации или сельский, поселковый, городской совет по месту нахождения земельного участка. В ходатайстве указываются желаемый размер и целевое назначение участка.
К ходатайству прилагаются: копии паспорта заявителя и справки о присвоении ему идентификационного кода; графические материалы, на которых показано желаемое место расположения земельного участка; согласие землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц).
2. Получение разрешения на изготовление проекта землеустрой­ства (п. 7 ст. 118 ЗКУ).
Орган, в который подано ходатайство, рассматривает его в месячный срок и дает разрешение на изготовление про­екта землеустройства или дает мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием для отказа может быть несоответ­ствие места нахождения земельного участ­ка требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель, проектов землеустрой­ства населенных пунктов.
Проект землеустройства разрабатывается лицензированными организациями. Сведения о них можно получить в местном отделе земельных ресурсов. Кроме того, сам отдел земельных ресурсов также имеет право проводить земле­устроительные работы.
Разработка проекта землеустройства является платной услугой. Ее стоимость разная не только для различных регионов Украины. Она существенно варьируется даже в пределах одного региона. Так, например, для Киевской области, цена колеблется в пределах от 1 до 3 тыс. грн.
Необходимость платить за подготовку проекта землеустройства также развенчивает миф о «бесплатной» приватизации.
3. Согласование проекта землеустройства (п. 8 ст. 118 ЗКУ, Типовое положение о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием землеустроительной документации; далее – Типовое положение).
Разработанный проект землеустройства подается в комиссию, которая специально создается районными, городскими в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями или городскими советами – в городах областного значения, для согласования землеустроительной документации.

В состав комиссии входят представители (п. 13. Типового положения):
• территориального органа Госкомзема;
• органа градостроения и архитектуры;
• территориального органа Минприроды;
• органа охраны культурного наследия.
На протяжении трех недель со дня получения проекта комиссия предоставляет органу исполнительной власти или местного самоуправления заключение о согласовании проекта землеустройства или об отказе в таковом. Основанием для отказа может быть лишь несоответствие его положений требованиям закона и нормативно-правовых актов.
4. Государственная экспертиза проекта землеустройства (п. 8 ст. 118 ЗКУ, ст. 9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации»).
После согласования проекта землеустройства комиссия подает его в орган земельных ресурсов для проведения государственной экспертизы.
5. Принятие решения об утверждении проекта землеустройства участка и предоставлении его в собственность (п. 9 ст. 118 ЗКУ). Такое решение принимается органом, в который подавалось ходатайство о приватизации, в двухнедельный срок со дня получения им согласованного Комиссией проекта землеустройства и положительного заключения государственной экспертизы.
6. Изготовление технической документации. Получение акта. Этот этап полностью аналогичен третьему этапу описанной выше процедуры приватизации земли, находящейся в пользовании заявителя.

Стоит ли спешить?
Часто граждане не торопятся приватизировать земельные участки. Практика показывает, что медлить не стоит. Особенно это касается участков, расположенных недалеко от больших городов, в живописных или престижных местах.
Так, одну гражданку-члена садоводческого товарищества, расположенного недалеко от Киева, лишили земельного участка, использовав положения устава товарищества. Практически в каждом уставе можно найти пункт, согласно которому член товарищест­ва должен выполнять свои обязанности, в том числе вовремя платить членские взносы и использовать земельный участок по назначению. В противном случае он может быть исключен из товарищества.
Случается, что по тем или иным причинам человек какое-то время не бывает на своем участке. Это может быть связано с объективными житейскими обстоятельствами: болезнью, смертью близких. Именно это и произошло в жизни упомянутой гражданки. Она несколько лет не бывала на своем участке и, соответственно, не платила членские взносы. Председатель товарищества решил исключить гражданку из состава членов товарищества как систематически не выполняющую свои обязанности. Для этого ей было отправлено формальное письмо-требование выполнить обязанности, которые систематически ею не выполнялись. В нем содержалась угроза исключения из членов товарищества. Письмо было отправлено по адресу гражданки, который содержал ошибку, вследст­вие чего гражданка не могла его получить и явиться в правление товарищест­ва, чтобы оправдаться. Однако ничего «не подозревающий» об ошибке председатель правления свое обещание выполнил: гражданку из состава членов товарищества исключил. А вместо нее принял другого, «нужного» человека, которому данный участок и передал в пользование. Новый член товарищества земельный участок приватизировал незамедлительно, тут же его продал, не забыв, думается, «по­благодарить» председателя. Сейчас дело рассматривается в судах, и исход его не определен. В любом случае, гражданка свой участок назад не получит, по­скольку он уже находится в соб­ственности «добросовестного приобретателя» – человека, который не знал и не мог знать о том, что земля ему продается с нарушением закона (ст. 388 ГКУ).

В каких случаях можно обойтись без суда?
Доказательства того, что гражданин добро­совестно и непрерывно пользовался участком в течение как минимум 15 лет, сравнительно легко можно представить лишь в селах и небольших поселках.
Там местные власти знают свои земли и их историю. Так, земельный участок мог быть выделен в пользование простым устным разрешением председателя сельсовета, который помнит об этом и находится еще у власти.
Или, например, гражданин использовал земельный участок умершего человека, находившийся в пользовании последнего. Это возможно, если после смерти «владельца» наследники либо не объявлялись, либо не проявляли интереса к своему наслед­ству на протяжении многих лет.
Или, наконец, возможен случай, когда человек построил дом на участке, который ему не выделялся для этой цели.
Причем такой человек совсем ­не обязательно владеет землей недобросовестно: ею могли пользоваться еще его родители на основаниях, которые за давностью лет установить не удается, и он привык считать землю своей со слов родителей.
Если во всех вышеперечисленных случаях сельсовет знает о пользовании земельными участками и не оспаривает этого факта, приватизация может пройти без судебного вмешательства.

Исторический экскурс
Идея приватизации возникла на волне перестройки в ходе характерных для того периода демократических преобразований. Все национальные богат­ства, созданные трудом совет­ского народа и объявленные его собственностью, фактически были узурпированы государ­ством. Идеологи того времени рассматривали этот факт как отступление от прин­ципов истинного социализма. Ведь, формально являясь представителем народа, реально государ­ство стало самостоятельным субъектом со своими соб­ственными, отличными от народных, интересами. При таком подходе проведение «разгосударствления» (советский термин, который позже в Украине был заменен термином «приватизация») – распределение всего государ­ственного имущест­ва между всеми гражданами – представлялось вос­становлением исторической справедливости и возвратом к изначальным лозунгам: «Землю – кресть­янам, фабрики – рабочим!». Тогда считалось, что если распределить все имущест­во между всеми, каждый почув­ствует себя хозяином, и экономика заработает.
Сейчас уже очевидно, что романтика – плохая помощница в государственной политике. Об этом свидетельствуют результаты двадцати лет приватизации. Процесс закончился тем, что имущество, лишь на мгновение побывав­ в руках тех, кто его создал, попало в руки новой экономической элиты.
При приватизации жилья и земли не удалось создать механизм, который давал бы безусловный доступ всем гражданам к любому виду приватизации. В результате приватизация проводилась по принципу: «на чем сижу, то и имею». Горожане жили в государственных квартирах. Только их они и смогли приватизировать сравнительно просто. Селяне же имели в пользовании землю. Только на ее приватизацию они и смогли претендовать. Воспользоваться же правом на приватизацию государ­ственного жилого фонда они не могут.

Единого мнения нет
В практике правоприменения ст . 119 ЗКУ нет единства относительно даты, с которой в процессе приватизации должен отсчитываться 15-летний срок пользования землей. Так, согласно Письму Верховного Суда Украины от 29.10.2008 года №19-3767/0/8-08 (п. 3) право приобретательской давности подлежит применению, начиная с 1.01.2017 г., то есть 15 лет с момента вступления в силу нового Земельного кодекса.
Но разъяснения Верхов­ного Суда Украины могут иметь силу лишь в случае, если спор о праве применения приобретательской давности будет решаться судебными органами. Если же спора не будет (гражданину удастся убедить орган, куда он подает заявление о приватизации земли, что он владел землей действительно добросовестно, открыто и непрерывно), приватизация про­йдет без судебных тяжб. При этом орган, принимающий решение о приватизации, может отсчитать необходимый 15-летний срок от даты начала фактического владения имущест­вом.

Права на приватизацию земельного участка: возможны варианты
Гражданин, который захочет воспользоваться правом приватизации земли, не находящейся в его пользовании, столкнется с тем, что уже на этапе подачи документов от него потребуют графические материалы, на которых показан участок. Но что это за данные, где и как их получить, закон не устанавливает. Не установлено ни право граждан получить такие материалы, ни обязанность каких-либо органов выдавать их. Если взглянуть на проблему шире, обнаруживаются другие, более общие проблемы.
Если у человека нет участка, то решение о приватизации может быть обусловлено тем, что ему нравится какая-то конкретная местность. Иногда территориальных предпочтений нет – лишь желание реализовать свое законное право на бесплатную приватизацию земли. В по­следнем случае нужно знать, где вообще есть земля, которую можно приватизировать для последующего строительства.
В любом случае, прежде чем подавать ходатайство в соответствующий орган, желатель­но знать, кому принадлежит земля. Если она государ­ственная или коммунальная, то в ведении какого именно органа она находится территориально. Важны также сведения о режиме земли и возможных ограничениях ее застройки. Не лишней будет информация и о том, не начата ли процедура приватизации этого участка кем-то
другим. И, наконец, необходимо физически идентифицировать участок путем привязки его к местности, а не с помощью описаний типа «за селом у ручья».
Все необходимые данные содержатся в государственном земельном кадастре и градостроительной документации. Но у обычного гражданина доступа к этим документам нет. Он имеет право получить данные только относительно принадлежащих ему участка или объекта недвижимости. Чтобы реализовать право на приватизацию, необходимо владеть информацией, которую законным способом получить невозможно.
Чтобы обеспечить реализацию прав граждан на приватизацию земли, необходимо создать единую общедоступную базу данных (реестр, кадастр) украин­ских земель, которая бы содержала полные сведения о наличии земель, пригодных для приватизации для каждого вида землепользования.
Имея доступ к такой базе данных, возможно выбрать участок и начать процедуру его приватизации. К сожалению, такой базы данных в Украине нет. Более того, какие-либо легальные возможности официального получения подобной информации вообще отсут­ствуют.
Но «свято место пусто не бывает». Если есть потребность в бесплатной приватизации, появляются и люди, предлагающие помощь. Благодаря их усилиям, в Украине даже появился такой бизнес; его суть – сбор данных об участ­ках, которые можно приватизировать (эти данные собираются путем личных неформальных контактов), организация привлечения потенциальных заказчиков на приватизацию и дальнейшая координация действий всех заинтересованных лиц (заказчиков, местных властей, Комиссии по согласованию проекта землеустройст­ва, органов ­государственной экспертизы и земельных органов).
Желающим приватизировать земельный участок «бесплатно» приходится обращаться к посредникам. В результате цена «бесплатно» приватизированного участка будет всего лишь чуть ниже, чем приобретенного на вторичном рынке.
Приватизировать землю в больших городах и вблизи них без бизнес-посредников сейчас практически невозможно. За исключением, пожалуй, тех случаев, если гражданин присмотрел место недалеко от села или небольшого поселка, расположенных сравнительно далеко от крупных городов. В этом случае велика вероятность того, что гражданину почти за «просто так» могут предоставить интересующую его информацию о земельном участке в местном совете, районном отделе земельных ресурсов и местном ГЗК. Если таковую информацию удалось получить, и она дает надежду на приватизацию желаемого земельного участ­ка, тогда можно обратиться в организацию, имеющую лицензию на выполнение топографо-геодезических работ и которая работает в районе место­нахождения земельного участ­ка с просьбой определить координаты желаемого участ­ка и нанести их на выкопировку генплана населенного пункта, а если участок находится за пределами населенного пункта – на выкопировку из картографических материалов, обычно имеющихся в распоряжении таких организаций. Такая выкопировка как раз и будет необходимыми графическими материалами, которые нужно приложить к ходатайству о приватизации желаемого участка.

Нормативные документы
Гражданский кодекс Украины (ГКУ) от 16.01.2003 г. №435-IV (последняя редакция от 20.08.2010 г.), ст. 388
• Земельный кодекс Украины (ЗКУ) от 18.12.1990 г. №562-12 (вступил в силу с 15.03.1991 г.), ст. 116, 118, 119, 121
• Закон Украины «О приватизации государ­ственного имущества» от 4.03.1992 г. №2163-XII (последняя редакция от 13.06.2009 г.)
• Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.1992 г. №2482-XII (последняя редакция от 10.06.2010 г.)
• Закон Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации от 17.06.2004 г. №1808-IV (последняя редакция от 10.12.2009 г.), ст. 9
• Типовое положение о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием землеустроительной документации, утвержденное Постановлением Кабмина от 23.12.2009 г. №1420, п. 13
• Письмо Верховного Суда Украины от 29.10.2008 г. №19-3767/0/8-08, п. 3

Как приватизировать земельный участок: нюансы и «подводные камни»?

О том, как приватизировать земельный участок, написано много статей и выпущено немало монографий. Приватизация в большинстве своем носит заявительный характер, и многие стремятся заполучить землю в собственность, пока есть возможность оформить эту процедуру бесплатно. Но перед тем как приватизировать земельный участок, совсем нелишне будет узнать о нюансах и подводных камнях этой процедуры.

Как приватизировать земельный участок?

Сам процесс приватизации земельного участка регламентируется 3 основными правовыми актами: Земельным кодексом, федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ и федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ. Эти законы составляют основной костяк приватизации и довольно детально регламентируют все процедуры.

Приватизация — это процесс переоформления земельного участка из государственной (муниципальной) собственности в частную.

Действующее законодательство предусматривает, что если под зданием или сооружением, принадлежащим гражданину на праве собственности, имеется земельный участок (исключение составляют самовольные постройки), то гражданин должен либо взять этот участок в аренду, либо приватизировать его. При этом у гражданина также появляется исключительное право на приобретение данного участка в собственность.

Несмотря на, казалось бы, идентичные понятия «оформление права собственности на земельный участок» и «приватизация земельного участка», все же стоит пояснить, что значение термина «оформление права собственности» гораздо шире. Связано это с тем, что право собственности на земельный участок может быть оформлено и посредством договора купли-продажи, и посредством приватизации.

Земельный участок может быть приватизирован:

  • в единоличную собственность заявителя;
  • в общую долевую собственность;
  • в совместную собственность.

Документы на регистрацию подаются в территориальный орган Росимущества. Тот, в свою очередь, в течение 14 дней должен их проверить и выдать разрешение на приватизацию.

В среднем приватизация земли занимает 6–8 месяцев. Такой большой срок связан с тем, что требуется дополнительное время на оформление соответствующих документов.

Сама по себе приватизация недвижимого имущества юридическими или физическими лицами осуществляется платно, но каждый гражданин имеет право 1 раз в жизни осуществить бесплатную приватизацию земельного участка, который находится у него на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. При этом с гражданина не могут дополнительно взиматься денежные средства помимо государственных пошлин, предусмотренных законодательством.

Подводим итог: бесплатная приватизация земельного участка возможна только физическими лицами в отношении участков, которые были поставлены на учет до 2001 года.

С чего начать и как приватизировать земельный участок (документы, сложности и процедура оформления)

Приватизация землис чего начать? Безусловно, со сбора документов. Документы, которые необходимы для приватизации:

  1. Заявление установленного образца.
  2. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя.
  3. Если заявление подается представителем, то обязательно представление копии документа, удостоверяющего его личность, и доверенности, в которой прописано право представителя на совершение регистрационных действий с земельным участком.
  4. Если на участке расположено здание, то необходимо запросить выписку из ЕГРП о правах на это здание. То же самое касается и земельного участка: требуется выписка из ЕГРП о правах на участок. Если вам отказывают в предоставлении выписки, аргументируя это тем, что в данных реестра нет сведений о вашем имуществе, необходимо представить это уведомление и документы, которые имеются у вас и подтверждают ваше право на пользование зданием и земельным участком. То есть в пакете документов должно быть либо 2 выписки из ЕГРП, либо уведомление и документы. При этом у вас есть право не представлять вышеуказанные выписки в орган, рассматривающий заявление, так как он может их получить в порядке межведомственного запроса, но чтобы процесс пошел быстрее, многие занимаются вопросом получения документов самостоятельно.
  5. Кадастровый паспорт (кадастровая выписка) на земельный участок.
  6. Копия документа, который подтверждает, что участок может быть приобретен в собственность в соответствии с порядком, установленным законодательством.
  7. Сообщение гражданина в свободной форме о том, какие здания расположены на земельном участке, с указанием (если такая информация имеется) их кадастровых номеров, площадей и т. д.

Подаем документы вместе с заявлением, получаем расписку о том, что документы приняты, и ждем.

Если регистрирующим органом будет установлено, что участок не поставлен на кадастровый учет, то после принятия документов в отношении него будут проведены соответствующие кадастровые работы (за счет заявителя), и в течение месяца вы получите схему расположения земельного участка на кадастровом плане (см. Как получить кадастровую карту и план земельного участка онлайн?).

Далее вместе с соответствующим заявлением и схемой идете в Росреестр и ставите участок на государственный кадастровый учет.

Таким образом, получается, что если ваш участок не состоит на кадастровом учете, то срок рассмотрения заявления продлевается на месяц, если состоит — сокращается до 14 дней.

В течение месяца после получения разрешения в адрес заявителя направляется договор купли-продажи земельного участка.

Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Для осуществления государственной регистрации прав на земельный участок необходимо собрать следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • решение о приватизации;
  • договор купли-продажи;
  • акт приема-передачи земельного участка;
  • документ об уплате государственной пошлины (на земельные участки — 1000 руб., на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения — 200 руб.).

Срок государственной регистрации не должен превышать 18 дней со дня подачи документов на регистрацию.

Как приватизировать земельный участок, на приватизацию которого имеются запреты?

Несмотря на всеобщий приватизационный бум, приватизировать, оказывается, можно не все участки. Так, не может быть предоставлено право на приватизацию земельного участка, который изъят из оборота (земли, необходимые для обеспечения обороны и безопасности государства, земли государственных заповедников или парков и т. п.) или ограничен в обороте (земли, которые находятся в пределах особо охраняемой природной территории, лесного или водного фондов и т. п.).

На практике это означает, что не все земли вышеуказанных категорий могут быть предоставлены в собственность. Например, Земельным кодексом может предусматриваться, что земли промышленности или связи могут быть переданы в собственность гражданам, но на их территории будет установлен особый режим, который не позволит осуществлять деятельность, не соответствующую основному назначению участков.

При этом в любом случае — даже если вы получили отказ в выдаче разрешения на регистрацию права собственности в связи с «особой» категорией выбранного вами участка — вы можете обжаловать решение органа государственной власти в суде.

Также стоит отметить, что приватизация земельных участков предусматривается только для некоторых видов разрешенного использования, в том числе:

  • для индивидуального строительства жилья или гаража;
  • огородничества;
  • строительства дачи;
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Нюансы и подводные камни приватизации земельных участков

Согласно данным Росреестра, все больше граждан старается реализовать свое право на бесплатную приватизацию. Все это приводит к огромным очередям и мошенничеству недобросовестных лиц, которые хотят заработать путем посредничества. Во избежание этого Росреестр вводит электронную регистрацию, воспользоваться которой могут абсолютно все граждане, оставив свою заявку на официальном сайте ведомства.

Свои сложности возникнут и у тех, кто приобрел земельный участок на паях или общим наделом. В этом случае в кадастровом реестре, естественно, не будет отдельного кадастрового номера участка. Владельцы таких наделов должны будут произвести межевание и определить границы своих участков — только тогда они смогут получить кадастровый номер.

Следует, однако, упомянуть, что одним из «неприятных» последствий приватизации является то, что собственники земельного участка должны будут платить земельный налог, который относится к категории местных налогов, поэтому его величина может разниться в зависимости от региона. Федеральным законодательством установлены лишь верхняя и нижняя границы.

Что говорит закон о праве приватизации земли после 1 марта 2015 года?

Законодательство о приватизации продолжает совершенствоваться и становится все меньше норм, которые создают правовые коллизии и затрудняют возможность реализации права граждан на приватизацию. Однако стоит отметить, что никакого нового «закона о приватизации земельных участков 2015 года» нет — только в Земельный кодекс РФ внесены существенные изменения. Например, расширены возможности граждан по получению в собственность муниципальных и государственных земель, предусмотрен порядок предоставления земель без торгов и другие послабления в земельном законодательстве. Приватизация земли после 1 марта 2015 года также возможна.

Как осуществляется бесплатная приватизация земли в 2017 и 2018 годах?

Приватизация земли в 2017-2018 годах была разрешена законодательно в бесплатной форме. Связано это с тем, что многие граждане не успели приобрести землю в собственность, а за плату такие действия осуществить не представляется возможным.

Приватизация земли: сроки и стоимость

Приватизация земельного участка — это процесс, который позволяет перевести в частную собственность участки, ранее находившиеся во владении государства.

В ст. 28 закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ уточняется, что если на земельном участке расположено строение (за исключением самовольной постройки), то собственники земельного участка, находящегося в собственности у государства (муниципалитета), должны выкупить эти участки или взять их в аренду.

Приватизация земельных участков может быть осуществлена:

  • бесплатно,
  • платно,
  • в административном порядке,
  • через суд.

Правила о бесплатной приватизации разнородны. Они сосредоточены в разных нормативных актах и касаются разных объектов недвижимости.

Бесплатная приватизация недвижимого имущества была разрешена до декабря 2013 года. После широкого общественного обсуждения Государственная дума Российской Федерации продлила бесплатную приватизацию до 1 марта 2015 года, затем — последовательно до 2016-го и 2017 года.

Еще более благоприятная ситуация сложилась для членов садоводческого, огороднического, дачного товарищества или кооператива. Согласно поправкам в так называемый закон о дачной амнистии, действующим с 01.03.2015, такие лица смогут бесплатно оформить земельный участок в собственность, подав в орган местного самоуправления небольшой пакет документов. При этом не имеет значения дата вступления в члены товарищества или кооператива. Воспользоваться упрощенным порядком оформления участка в собственность можно до 31.12.2020

В ст. 39.5 Земельного кодекса перечислены основания для бесплатной передачи земельных участков в собственность гражданам и организациям. По ней у физического лица есть право на бесплатную приватизацию участка, если гражданин имеет 3 детей или ранее получил участок в безвозмездное пользование для личного подсобного хозяйства и др.

Приватизация: все ли участки можно забрать в собственность?

Законодательством предусмотрено, что приватизация не распространяется на участки, которые входят в состав земель:

  • зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
  • предназначенных для обеспечения деятельности транспорта в портах, аэропортах и необходимых для их развития;
  • зараженных опасными веществами или подвергшихся заражению;
  • общего пользования (улицы, сады, парки и т. д.);
  • отнесенных к лесному или водному фонду.

Но и это не полный перечень запретов на приватизацию. Гражданский кодекс РФ в ст. 128–129 предусматривает правило о том, что земельные участки участвуют в общем обороте только в тех случаях, когда это разрешает земельное законодательство.

Документы, необходимые для бесплатной приватизации в 2017 году

Приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 утвердил Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Для разных оснований приобретения права собственности сформирован свой список. В общем виде к ним относятся:

  1. Копия документа, которая удостоверяет личность обратившегося . Если речь идет о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, то дополнительно представляются документы о государственной регистрации. Если заявление подается не самим гражданином, а его представителем, то к пакету документов прикладывается доверенность, которая содержит в себе право представителя осуществлять действия по приватизации земельного участка.
  2. Если на участке расположено здание, то предоставляется выписка из ЕГРП обо всех правах на здания (сооружения), находящиеся на участке . Если в госоргане выписка не выдается, то они дают уведомление о том, что на данном участке здания не расположены. Берем это уведомление и документы, которые могут подтвердить, что вы являетесь владельцем здания, находящегося на данном земельном участке, независимо от того, внесены об этом сведения в ЕГРП или нет.
  3. Выписка из ЕГРП о правах, которые зарегистрированы на данный земельный участок. Если выписку не дают, берем уведомление и к нему прикладываем документы, подтверждающие право владения земельным участком.
  4. Кадастровый паспорт (кадастровая выписка) на земельный участок . Данный документ требуется в случае, если происходит переоформление прав на земельный участок (см.: Как получить кадастровую карту и план земельного участка онлайн?).

Этот список может быть дополнен иными документами при необходимости. Чтобы не допустить ошибки, рекомендуется предварительно проконсультироваться в Росреестре о перечне требуемых документов.

Все вышеперечисленные документы прикладываем к заявлению установленной формы (утверждена приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920), в котором указываем:

  • наименование территориального органа Росреестра;
  • контактную информацию и иные сведения о заявителе;
  • просьбу осуществить госрегистрацию права собственности в отношении земельного участка;
  • характеристику вашего надела и его кадастровый номер;
  • данные, позволяющие «инициализировать» земельный участок, в частности адрес;
  • приложения к заявлению и др. данные.

После подачи заявления и всех необходимых документов территориальный орган Федеральной регистрационной службы в течение 7 дней (9 — если пакет документов подан через многофункциональный центр) должен рассмотреть их и принять решение о регистрации или об отказе в регистрации собственности заявителя на земельный участок.

Приватизация земельного участка и оформление его в собственность: в чем отличия?

На практике довольно часто понятия «приватизация» и «оформление в собственность земельного участка» приводятся к общему знаменателю. Но это неправильно, так как это две совершенно разные процедуры.

Приватизация предусматривает порядок передачи (в большинстве случаев бесплатный) земли из государственной собственности в частную.

Оформление земли в собственность может быть осуществлено как в форме приватизации, так и в форме договора купли-продажи.

Таким образом, оформление земли в собственность — более широкое понятие и включает в себя приватизацию.

Например, если у вас имеется свидетельство о праве собственности на землю, которое было получено в 1992-1996 годах, то заново оформлять право собственности уже не нужно — можно лишь получить свидетельство в регистрационной палате.

В приватизации главное не опоздать со сроками. Если ваш договор аренды закончился, то пока есть возможность бесплатно «забрать» участок в собственность, этим стоит воспользоваться, чтобы впоследствии не возникло проблем.

Кроме того, с земельным участком в собственности вы сможете сделать всё что захотите! Также важным является определение пределов земельного участка. Связано это с тем, что по старым документам площадь может быть одна, а после осуществления межевания земли вполне может оказаться, что 2–3 сотки у вас «лишние».