294 закон о защите прав потребителей

Оглавление:

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

Статья 20. Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

2. К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ пункт 1.1 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2014 г.

1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 2 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ пункт 3 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 5 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона;

6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ часть 2 статьи 20 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок);

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ в пункт 8 части 2 статьи 20 настоящего Федерального закона внесены изменения

8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

Статья 15. Ограничения при проведении проверки

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ в пункт 1.1 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2017 г.

До 1 июля 2022 г. положения пункта 1.1 статьи 15 не применяются в отношении проведения должностными лицами органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проверки выполнения требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, в области применения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, установления районных коэффициентов к заработной плате, процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, иных гарантий и компенсаций за работу в указанных районах и местностях

1.1) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР, а также выполнение требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.2, вступающим в силу с 1 июля 2015 г.

1.2) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в пункт 2 статьи 15 внесены изменения

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом «б» пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также проверки соблюдения требований земельного законодательства в случаях надлежащего уведомления собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ статья 15 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 июля 2016 г.

Положения пункта 8 статьи 15 в отношении проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), применяются с 1 января 2017 г., проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, — с 1 июля 2017 г., если законом субъекта РФ не предусмотрен более ранний срок применения

8) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ пункт 9 статьи 15 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9) требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля после принятия распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

О новых требованиях к обращениям потребителей, как основанию для проведения внеплановой проверки

В связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 года изменяются требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.

Об изменениях в законодательстве о защите прав предпринимателей

Федеральным законом от 18.04.2018 «81-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым при осуществлении надзора в области защиты прав потребителей и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения разрешено проводить контрольные закупки.

Так, контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Контрольная закупка, проводимая по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проводится по согласованию с органами прокуратуры.

Указанное требование не распространяется, если контрольная закупка продукции проводится при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, с одновременным незамедлительным извещением органом государственного контроля (надзора) органа прокуратуры.

В случае выявления нарушений обязательных требований информация о контрольной закупке должна быть предоставлена представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя незамедлительно после ее завершения. Должностное лицо органа государственного контроля (надзора) должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении контрольной закупки.

Если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

Кроме того, пункт 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» дополнен новым основанием для проведения внеплановой проверки, подлежащей согласованию с органами прокуратуры, — это нарушений требований к маркировке товаров.

Ковровская городская прокуратура

Прокурор
Владимирской области

Обращение прокурора к жителям Владимирской области

Уважаемые посетители сайта!
Рад приветствовать Вас на сайте прокуратуры Владимирской области.
Вот уже почти три столетия прокуратура стоит на страже закона, являясь надежным защитником интересов граждан и государства.
Решение поставленных перед нами задач невозможно без участия общественности.
Официальное представительство прокуратуры Владимирской области в сети Интернет дает возможность оперативного получения информации о нашей работе, а также позволяет Вам обращаться со своими заявлениями о нарушениях закона.
Уверен, что наше эффективное взаимодействие послужит укреплению правопорядка и законности.

С уважением,
прокурор Владимирской области,
И.С. Пантюшин

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

С изменениями и дополнениями от:

28 апреля, 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 22, 26 апреля, 27, 30 июля, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 4 июня, 1, 18 июля, 21 ноября 2011 г., 3 мая, 25 июня, 28 июля, 12 ноября 2012 г., 4 марта, 2, 23 июля, 2, 25 ноября, 2, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 23 июня, 21 июля, 14 октября, 29 ноября, 31 декабря 2014 г., 6 апреля, 2 мая, 29 июня, 13 июля, 3, 28 ноября 2015 г., 9 марта, 1 мая, 3 июля, 5 декабря 2016 г., 22 февраля, 1 мая, 26 июля, 30 октября, 27 ноября, 29 декабря 2017 г., 18, 23 апреля, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 декабря 2008 г.

ФЗ устанавливает порядок проведения проверок юридических лиц и ИП органами государственной власти.

Проверки подразделяются на плановые и внеплановые, документарные и выездные. Плановые проверки, как правило, должны проводиться не чаще, чем раз в три года (за исключением организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, здравоохранения и социальной сфере). Ежегодный сводный план проверок составляется Генеральной прокуратурой и размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановые проверки возможны только в определенных случаях: если есть угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также в случае угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Также внеплановые проверки возможны по жалобам потребителей о нарушении их прав.

Организации и ИП, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности, обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется после госрегистрации организации или ИП и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности. Форма уведомления и порядок его представления устанавливаются Правительством РФ.

ФЗ распространяется на все контрольные мероприятия в отношении организаций и ИП, кроме действий, связанных с ОРД, дознанием, следствием и судом, административным расследованием, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором. Под действие закона также не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через госграницу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных ЧС, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 27 настоящего Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Положения настоящего Федерального закона в отношении экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, применяются с 1 июля 2009 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2008 г. N 266, в «Парламентской газете» от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

О некоторых вопросах реализации ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля»

вкл. 11 июня 2015 . Просмотров: 4497

В последнее время государством принят целый ряд мер, направленных на создание необходимых условий для развития предпринимательства, эффективной работы предпринимателей и сокращения избыточного государственного вмешательства в экономику.

Одной из наиболее широко известных мер является принятие Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон № 294-ФЗ). Его принятию предшествовало бурное обсуждение проекта в среде малого и среднего бизнеса, что подтверждает огромные надежды, возлагавшиеся на реализацию его норм предпринимательским сообществом. Целью принятия закона являлось повышение эффективности системы контроля (надзора), приведение методов контроля (надзора) в соответствие с задачами такой деятельности, а также формирование идеологии государственного влияния на экономику. Эта идеология выражена Председателем Правительства РФ В.Путиным 23.03.2010 г. в ходе инновационного форума «Конкурируя за будущее сегодня»: «…запрет на необоснованное вмешательство в предпринимательскую деятельность – это не какая-то «кампанейщина», не временное «антикризисное» действие со стороны Правительства, не временное послабление для бизнеса, а суть политики государства, рассчитанной на длительную перспективу».

С момента вступления в силу Закона № 294-ФЗ прошло более года. В течение этого срока уже сформировалась правоприменительная практика, которая позволяет оценить его «плюсы» и «минусы». Необходимо отметить, что с введением в действие Закона № 294-ФЗ утратил силу ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Таким образом, нормы Закона № 294-ФЗ были основаны на практике применения Закона № 134-ФЗ, ранее регулировавшего права проверяемых при государственном контроле (надзоре), а значит, никакой «революционности» в правовом регулирования этих отношений не было.

Вместе с тем Закон № 294-ФЗ, в отличие от ранее действовавшего, регулирует более широкий круг отношений: это не только отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), но и отношения организации, осуществления и защиты прав проверяемых при муниципальном контроле. Согласно информации, представленной прокуратурой Ростовской области, по состоянию на 01.03.2010 г. в регионе осуществляют контрольную (надзорную) деятельность 276 органов, в их числе 7 окружных, 24 федеральных, 24 областных и 221 муниципальный контрольный (надзорный) орган (www.prokuror.rostov.ru/ne_4362223). Положительный эффект подобного регулирования связан не только с определением правил наиболее массового муниципального контроля, с которым предприниматели сталкиваются довольно часто, но и с исключением возможности дублирования государственных и местных контрольных полномочий.

Определяя сферу правового регулирования закона, необходимо отметить, что закон № 294-ФЗ, распространяет свое действие на большее количество видов государственного контроля (надзора) по сравнению с действовавшим ранее законом № 134-ФЗ. Однако, как и ранее, закон № 294-ФЗ не регулирует отношения по налоговому контролю, являющиеся на практике наиболее «болезненными» для предпринимателей — регулирование налогового контроля относится к сфере специального, налогового законодательства. Кроме того, Закон № 294-ФЗ не регулирует порядок и количество проверок при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении ряда иных видов контроля и надзора.

Неоднозначное понимание вызывает также возможность установления особенностей организации и проведения отдельных видов проверок другими федеральными законами при осуществлении таможенного, антимонопольного, экспортного лицензионного контроля, контроля и надзора в сфере миграции, труда, обеспечения защиты государственной тайны, промышленной безопасности, в области обеспечения безопасности дорожного, железнодорожного, воздушного движения, судоходства, контроля в сфере рекламы, в области обращения и защиты информации соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, контроля за оборотом оружия, боеприпасов и патронов к нему, за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, в области обеспечения транспортной безопасности, в области связи, в сфере безопасности гидротехнических сооружений, ядерной и радиационной безопасности, строительства.

Такая норма не служит цели унификации порядка осуществления контрольных (надзорных) мероприятий и приводит к необоснованному возврату специального отраслевого регулирования в рассматриваемой сфере.

На основании изложенного, можно с уверенностью констатировать, что положительный эффект правового регулирования от «расширения» сферы действия закона во многом переоценен.

Некоторые отличия в идеологии законов № 294-ФЗ и № 134-ФЗ проявляются и в изменении принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля и надзора. Обращает на себя внимание как появление новых принципов (преимущественно уведомительный порядок осуществления отдельных видов деятельности, недопустимость проверки исполнения одних и тех же обязательных требований различными органами, разграничение полномочий между контрольными ведомствами федерального и регионального уровня), так и изменение ранее закрепленных принципов. Так, раньше было одно исключение из принципа недопустимости взимания платы с проверяемых лиц за проведение мероприятий по контролю: за счёт проверяемых лиц производилось возмещение расходов проверяющих органов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. То есть, если экспертиза выявляла нарушение обязательных требований со стороны проверяемого лица, то, по аналогии с судебным процессом, расходы на экспертизу на это проверяемое лицо и возлагались. В новом законе это исключение отсутствует, то есть проверяемое лицо ни при каких обстоятельствах никакие расходы по контролю не возмещает.

Но, с другой стороны, в Законе № 294-ФЗ исчез целый ряд основных принципов, которые были в Законе № 134-ФЗ. Так, из принципов «нового» закона исчезли принципы соблюдения международных договоров Российской Федерации, периодичности и оперативности проведения мероприятий по контролю, учета мероприятий по контролю, возможности обжалования действий (бездействия) проверяющих, а также устранения в полном объеме контрольными (надзорными) органами установленных судом нарушений. Подобная трансформация принципов регулируемой деятельности, может быть, на практике и не ограничит прав проверяемых, поскольку ряд исключенных принципов содержится в иных правовых актах, а некоторая их часть в качестве регулирующих норм включена в текст закона. Однако в любом случае подобные изменения не соответствуют ни общей заявленной идеологии закона, ни цели его принятия.

Кроме изменения общих принципов и сферы действия закона, в него также впервые включены нормы об уведомительном характере осуществления ряда видов предпринимательской деятельности. К таковым, в частности, относятся: услуги общественного питания, оказываемые специализированными организациями, предоставление гостиничных, бытовых услуг, розничная и оптовая торговля основной массой товаров, производство одежды, обуви, издательская и полиграфическая деятельность. Полный перечень таких видов деятельности приведен в ст. 8 Закона № 294-ФЗ и принятом в соответствии с ним постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». Уведомительный порядок начала отдельных видов предпринимательской деятельности исключает для лиц, занятых в указанных сферах, необходимость получения разнообразных согласований, разрешений и заключений, осложняющих предпринимательскую деятельность, и, таким образом, должен иметь огромный антибюрократизационный эффект.

Таким образом, замена разрешительной процедуры осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уведомительным порядком представляет собой огромный шаг в направлении развития рынков соответствующих товаров, работ и услуг.

Еще одним позитивным изменением, внесенным Законом № 294-ФЗ, является включение органов прокуратуры в механизм согласования как плановых, так и внеплановых проверок.

Законодателем определена следующая правовая конструкция согласования плановых проверок и формирования их сводного плана:

— органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры (до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, далее – «предшествующего года»);

— органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения проверок на предмет законности включения в них объектов контроля (надзора) и вносят предложения руководителям органов контроля (надзора) о проведении совместных плановых проверок (до 1 октября предшествующего года);

— органы контроля (надзора) рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры ежегодные планы проведения проверок (до 1 ноября предшествующего года);

— органы прокуратуры обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок (до 1 декабря предшествующего года).

— Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» (до 31 декабря предшествующего года).

Кроме того, в отличие от ранее действовавшего согласно закону № 134-ФЗ порядка уведомления проверяемого лица о проведении контрольных мероприятий путем вручения соответствующего распоряжения (приказа) одновременно с предъявлением служебного удостоверения, теперь в силу ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ проверяемое лицо должно быть письменно уведомлено органом контроля (надзора) не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, а в случае, если проверяемое лицо является членом саморегулируемой организации, о проведении проверки должна быть уведомлена также и соответствующая организация.

Подобный порядок служит цели обеспечения гарантий проверяемым юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, снижает риск злоупотреблений органов контроля (надзора) в рассматриваемой сфере. С другой стороны, поскольку проверяемое лицо будет иметь точную информацию о планирующейся проверке, оно может усложнить ее проведение. Кроме того, наличие информации о плановой проверке у проверяемого неизбежно увеличит коррупционный риск, поскольку для «урегулирования вопроса» с проверяемым органом у проверяемого будет как необходимая информация, так и время.

Периодичность проведения плановых проверок установлена законом № 294-ФЗ не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере (согласно перечню, утвержденному Правительством РФ), а так же проверки соблюдения требований энергосбережения и повышения энергетической эффективности могут проводиться два и более раза в три года.

Существенные изменения внесены и в основания и порядок проведения внеплановых проверок. Согласно закону № 294-ФЗ, основаниями для проведения такой проверки могут быть:

1) истечение срока исполнения проверяемым лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в органы контроля (надзора) обращений или информации о возникновении угрозы или факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о нарушении прав потребителей (в случае соответствующего обращения граждан);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Законом № 294-ФЗ установлен также механизм согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры.

В случае поступления в органы контроля (надзора) обращений или информации о возникновении угрозы или факте причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера внеплановая выездная проверка может быть проведена лишь после ее согласования органом прокуратуры.

Подобная норма вызывает неоднозначную оценку. С одной стороны, согласование органами прокуратуры, безусловно, исключит возможность произвольного проведения проверок и снизит риск злоупотреблений со стороны проверяющих органов. Однако, с другой стороны, недоумение вызывают основания проверки, требующие согласования. По смыслу закона, обращение потребителя о нарушении его прав может служить основанием для проведения проверки без процедуры согласования органами прокуратуры. А, например, проведение проверки в связи с обращением, содержащим информацию о причинении вреда жизни или здоровью граждан требует согласования. Защита прав потребителя, безусловно, является важным вопросом и требует оперативного рассмотрения контрольными (надзорными) органами, но всё-таки вряд ли она более значима, чем защита жизни и здоровья (в том числе тех же потребителей!), а также чем защита окружающей среды и культурного наследия.

Еще большее недоумение вызывает перечень исключений из правила об обязательности прокурорского согласования. Так, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно, но при условии извещения органов прокуратуры о проведении контрольных мероприятий.

Таким образом, законодатель, с одной стороны, предусматривает необходимость согласования внеплановой проверки органами прокуратуры, а с другой, допускает значительные исключения из установленного правила.

Кроме того, законодателем избрана не вполне удачная формулировка для определения прав органов прокуратуры в случае начала проведения контрольным (надзорным) органом внеплановой выездной проверки до ее согласования прокуратурой. Буквальное толкование ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ определяет лишь одно возможное решение органа прокуратуры – согласование проведения внеплановой выездной проверки. Вместе с тем, очевидно, что сам по себе факт направления контрольным (надзорным) извещения о проверке в орган прокуратуры не является уведомительным. У прокуратуры должна быть и возможность отказать в согласовании такой проверки. Косвенно такая возможность подтверждается тем обстоятельством, что в перечень документов, направляемых в органы прокуратуры, включено заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. Таким образом, неудачная формулировка ч. 12 ст. 10 Закона № 294-ФЗ не может означать , что орган прокуратуры не может вынести решение об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Практика получения проверяющими органами согласований органов прокуратуры приносит положительные результаты, которые подтверждаются статистикой. Так, по информации прокуратуры Ростовской области, в период с 01.05.2009 года по 31.12.2009 года в органы прокуратуры области поступило 780 заявлений о согласовании внеплановых проверок. В 328 случаях (42 %) органами прокуратуры было отказано в согласовании проведения внеплановых мероприятий по контролю (надзору) (www.prokuror.rostov.ru/ne_4362223). В первом полугодии текущего года в органы прокуратуры Краснодарского края поступило 699 заявлений органов контроля (надзора) о согласовании внеплановых выездных проверок. По результатам рассмотрения в 57 % случаев в проведении внеплановых выездных проверок было отказано (www.prokuratura-krasnodar.ru/kontrol/).

Подобные цифры полностью соответствуют общей статистике рассмотрения подобных заявлений органами прокуратуры. По информации, приведенной на заседании рабочей группы в Генеральной прокуратуре РФ по вопросу «О правоприменительной практике Федерального закона от 26.12.2008 года № 294–ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в 1 квартале 2010 года в органы прокуратуры поступило 10900 обращений от органов контроля всех уровней о согласовании проведения внеплановых выездных проверок малого и среднего бизнеса, из которых отклонено более 5000.

В целом, можно констатировать, что принятие закона № 294-ФЗ стимулировало актуализацию контрольно-надзорных полномочий проверяющих органов, чему в немалой степени способствовала активная деятельность органов прокуратуры. Предъявление органами прокуратуры за период с момента принятия закона № 294-ФЗ по настоящее время (лето 2010 г.) в арбитражный суд Ростовской области 12 заявлений о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными полномочиями и реализующих разрешительные процедуры, является ярким тому примером.

Подводя итог приведенному анализу положений Федерального закона № 294-ФЗ, можно сделать вывод о том, что защита прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок во многом зависит от активности проверяемых, знания ими норм действующего законодательства и желания защищать свои права. От правильного понимания и применения проверяемым лицом норм закона во многом зависит, сможет ли это лицо правильно подготовиться к проверке, что, в конечном счете, не может не отразиться на ее результатах.

Агентство правовых технологий «Магистр» помогает юридическим лицам и предпринимателям защитить свои права в ходе проверок, проводимых контрольными (надзорными) органами, и законными средствами пресечь неправомерные действия проверяющих лиц.