2016 коап рф

КоАП РФ 2017 года — свежая редакция с изменениями

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) представляет собой типовой кодифицированный свод законов, регламентирующих административные отношения между гражданами и уполномоченными органами. Кроме того, документ определяет действующий перечень правонарушений и меры ответственности за несоблюдение описанных в статьях ограничений. В каждом регионе федеральный кодифицированный акт дополнен собственным перечнем статей и уточнений, касающихся преимущественно порядка исполнения решений по делам административного характера.

Актуальный КоАП РФ вступил в силу 1 июля 2002 года, заменив действующий до того времени Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. На данный момент последние изменения в своде законов учтены по состоянию на 2017 год.

Структура КоАП РФ

КоАП России – документ комплексного типа. В нем одновременно кодифицированы нормы материальной ответственности сторон гражданских отношений, полномочия органов и должностных лиц в сфере охвата акта, а также процессуальные нормы. Именно такая особенность документа и стала определяющим фактором в формировании его итоговой структуры.

Административный кодекс разбит на 5 разделов, включающих 32 главы, разделенные на более чем 600 статей. Число статей ежегодно увеличивается.

  • Раздел I содержит общие положения документа.
  • Раздел II — особенная часть.
  • Раздел III касается судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о различных типах административных правонарушениях.
  • Раздел IV освещает вопросы делопроизводства административного характера.
  • Раздел V полностью посвящен исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

Важно отметить, что в отличие от действовавшего до 2002 года КоАП РСФСР, в новом кодексе использована поглавная нумерация статей. Это значит, что первым номером в нумерации статьи отмечена глава, к которой та принадлежит, а последующие числа означают номер статьи. Считается, что такая нумерация разительно упрощает внесение правок в документ и дополнение перечня статей в главах.

Предмет правового регулирования КоАП

Одна из наиболее объемных глав документа всецело посвящена вопросу ответственности сторон, нарушающих права граждан на труд и отдых, участие в выборах, осуществление различных видов деятельности и пр.

В целом документ составлен в соответствии с Конституционными и прочими нормами. Что говорит о его нацеленности на установление прав и обязанностей в гражданской сфере таким образом, чтобы максимально поддерживать отдельных граждан и давать им возможность на самореализацию.

Отдельными разделами в кодексе выделены права и обязанности органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Подробно в статьях расписываются особенности рассмотрения административных споров, условия для подачи ходатайств, выдвижения обвинений и обжалования принятых решений.

Какие изменения в документе вступили в силу в 2017 году

Как и в 2016 году, так и в 2017 в административный кодекс внесены значительные поправки, ранее принятые и подписанные президентом. В частности, с января 2017 года ужесточаются вводятся меры ответственности в виде штрафов для коллекторов, новостных агрегаторов и субъектов, осуществляющих туристическую деятельность.

Ужесточение законодательства произошло в целом по возврату долгов. Однако это ужесточение отразилось именно на кредиторах, а в отношении должников произошли значительные послабления. Так, незаконные действия по истребованию долга могут обернутся значительными штрафами для кредиторов.

Также 2017 год запомнится введением ответственности за продажу этанол-содержащей продукции в пластиковой таре.

Также ряд норм связан с защитой окружающей среды — за незаконную деятельность в лесопарковом зеленом поясе.

КоАП РФ 2017 (Кодекс об административных правонарушениях)

Здесь можно скачать действующую (последнюю) редакцию КоАП РФ:

КоАП РФ — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы привлечения юридических и физических лиц к ответственности за административные правонарушения (общественно-вредные противоправные деяния).

  • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
  • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
  • Глава 3. Административное наказание
  • Глава 4. Назначение административного наказания
  • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
  • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
  • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
  • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
  • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения
  • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации
  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)
  • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
  • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
  • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
  • Глава 22. Общие положения
  • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Глава 24. Общие положения
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • Глава 31. Общие положения
  • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) — кодифицированный нормативный акт, регулирующий общественные отношения по привлечению к административной ответственности, а также устанавливающий общие начала, перечень всех административных правонарушений (который может быть дополнен на региональном уровне), органы, рассматривающие дела, порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам.

Кодекс об административных правонарушениях рассматривает также такие вопросы, как презумпция невиновности, принцип равенства перед законом, возраст, с которого вступает в силу административная ответственность и др.

Структура КоАП

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из 5 разделов.

Раздел I КоАП

Раздел I устанавливает общие принципы и правила законодательства об административных правонарушениях, его задачи, его действие во времени и пространстве. В первом разделе Кодекса об административных правонарушениях также вводится понятие административного правонарушения, его критерии, особенности и виды, определяются категории лиц (как физических, так и юридических), к которым может применяться административная ответственность.

Раздел II КоАП

Раздел II кодекса называется «Особенная часть».

Это самый большой раздел, ведь именно в нем рассматриваются все виды административных правонарушений и устанавливается ответственность за их совершение. Раздел включает в себя 15 глав, каждая из которых посвящена одной из сфер нарушений.

Второй раздел КОАП — это практически самая интересная его часть.

По каждому нарушению установлены пределы ответственности.

Административная ответственность — это штраф, но не только.

Другие формы административного наказания — это предупреждение, конфискация, административный арест, дисквалификация, приостановление деятельности, обязательные работы, лишение специального права и административный запрет.

Впрочем, штраф — это то, что применяется как наказание в большей части случаев.

Он может быть наложен на физическое, должностное лицо или на организацию.

Обычно штрафы для частных лиц ниже, а вот штрафы для организаций могут достигать очень значимых сумм, измеряемых, в отдельных случаях, сотнями тысяч рублей.

Раздел III КоАП

Раздел III кодекса устанавливает перечень лиц и государственных органов, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и выносить решения по ним.

Раздел IV КоАП

Раздел IV регламентирует производство по делам об административных правонарушениях: как их нужно вести, кто является участниками, как и кем возбуждается дело, как оно рассматривается, какие меры обеспечения принимаются, как собирается и оценивается доказательная база, в какие сроки все это происходит и какие документы и действия являются результатом рассмотрения этих дел.

Раздел V КоАП

И, наконец, Раздел V посвящен исполнительному производству по административным делам — то есть исполнению постановлений об административных правонарушениях.

Анализируя нормы Кодекса об административных правонарушениях можно сделать следующие выводы:

Субъектами ответственности по КоАП РФ являются как физические, так и юридические лица. Индивидуальные предприниматели, должностные лица и иные лица, выполняющие управленческие функции в государственных организациях, а также в организациях иных форм собственности несут повышенную административную ответственность.

В КоАП РФ закреплено, что любое постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в судебные инстанции.

КоАП РФ содержит процессуальную часть, нормы права которой регулируют порядок привлечения к административной ответственности, порядок обжалования постановлений по делу, содержит нормы о правах как потерпевших по делу об административном правонарушении, так и лиц, привлекаемых к ответственности. Кодекс содержит нормы о подведомственности рассмотрения дел, о порядке исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Особенная часть КоАП РФ (раздел II) содержит описание видов конкретных павонарушений.

КоАП РФ предусматривает целый ряд санкций за совершение правонарушений: от предупреждения или штрафа, до дисквалификации и приостановления деятельности предпринимателей и юридических лиц.

При этом, такие виды наказаний, как административный арест, лишение специального права, конфискация орудий совершения или предметов административных правонарушений, административный арест, дисквалификация, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ, могут назначаться только судьей.

Изменения и дополнения в КоАП РФ от 16 декабря 2016 года

16 декабря 2016 — день вступления в силу Федерального закона № 412, предполагающего добавление в КоАП новой статьи 9.23 «Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а также изменения в четырех статьях КоАП РФ.

ФЗ № 412 от 05-12-2016

Название: «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предусмотренные настоящим законом изменения в КоАП РФ произошли 16 декабря 2016 года .

Законодательная инициатива: Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон направлен на регулирование административной ответственности за нарушение требований обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

16 декабря в КоАП РФ произошли следующие изменения:

  • глава 9 дополнена новой статьёй 9.23«Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования»;
  • в части 1 статьи 3.5 установлены максимальные размеры административных штрафов по новой статье 9.23;
  • в процессуальные нормы части 1 статьи 23.1, части 1 статьи 23.55 и части 2 статьи 28.3 внесены корреспондирующие изменения.

Следующие изменения в действующей редакции КоАП произойдут не позднее 21 декабря 2016 г., когда вступят в силу положения Федерального закона № 215 от 23 июня 2016 г., но, возможно, и ранее, когда Президент России подпишет и опубликует новые законы, одобренные на заседании Совета Федерации 14 декабря.

Следите за последними изменениями КоАП РФ , подписавшись на наш RSS-канал или став нашим читателем в Twitter.

Фото и видео материалы стали полноценными доказательствами по КоАП РФ

Прокуратура Нытвенского района разъясняет, с 7 мая 2016 г. вступили в силу поправки в ст. 26.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся признания доказательствами материалов фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.

С указанной даты материалы видеозаписи и фотосъемки относятся к документам, которые являются обязательными доказательствами по делу об административном правонарушении. То есть суд не может отказать в приеме этих документов в качестве доказательств по какой-либо причине.

В первую очередь нововведение способно существенно защитить права водителей. Видеорегистраторы стоят, чуть ли не на каждой машине, и в случае аварии или спора именно регистратор способен помочь водителю отстоять свои права.

Как поясняют авторы законопроекта, внесшего изменения в КоАП РФ, принятие указанных изменений расширяет возможности для лиц, привлекаемых к административной ответственности, представлять доказательства в обоснование своей позиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях (в частности, записи видеорегистраторов). А также скорректирует правоприменительную практику использования в качестве доказательств таких фото-, аудио- и видеоматериалов.

До сих пор, суды принимали фотографии, видеозаписи и аудиоматериалы по собственному усмотрению. Нередко суд мог эти материалы не принимать. То есть заявить о том, что они не относятся к данному делу, не влияют на трактовку того или иного нарушения. Чаще всего судьи отказывали в приеме этих документов из-за разницы дат. Вместе с тем, очень часто именно эти документы могут установить истину в деле об административном правонарушении.

Благодаря нововведению, приобщение фото и видеосъемки к материалам дела станет менее проблематичным. Однако, как именно судьи будут оценивать указанные материалы, по-прежнему зависит от них самих.

Помощник прокурора Нытвенского района Е.Н. Гойнова

Изменения в КоАП РФ с 20 июля 2016 года

20 июля 2016 года вступили в силу поправки к Кодексу об административных правонарушениях РФ, которые были подписаны президентом в рамках «антитеррористического пакета Яровой». Они усиливают ответственность за отказ операторов связи сотрудничать с правоохранительными органами, а также вводят новые требования к распространителям информации в интернете и экспедиторам.

Штрафы за незаконное распространение религиозной литературы

Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ внес ряд изменений в статью 5.26 КоАП РФ. В ее новой редакции появился штраф для юридических лиц за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него. Наказание за этот составит от 100 тысяч до 1 млн рублей. Одновременно статья дополнена пунктами 3, 4 и 5. Они предусматривают следующие виды правонарушений и наказания по ним:

3. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.

4. Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 тысяч до 1 миллиона рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Согласно новой редакции п.1 статьи 28.3 КоАП РФ, протоколы о таких административных правонарушениях в отношении юридических лиц будут возбуждать должностные лица органов внутренних дел.

Ответственность для экспедиторов

Новый вид противоправных действий появился и в главе 11 «Административные правонарушения на транспорте». С 20 июля введена в действие статья 11.14.3 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей, предусмотренных законодательством о транспортно-экспедиционной деятельности». По ней, за нарушение обязанностей проверять достоверность представленных клиентом документов и информации о свойствах груз и условиях его перевозки экспедиторам грозят штрафы. Для граждан они составят до 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 20 до 30 тысяч рублей, а для организаций и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 до 100 тысяч рублей. При повторном совершении аналогичного проступка штрафы увеличиваются. Для граждан максимальная сумма наказания составит 5 тысяч рублей, для должностных лиц – 50 тысяч рублей, для ИП – 70 тысяч рублей с приостановкой деятельности на срок до 90 суток, а для организаций – до 200 тысяч рублей также с временным запретом на продолжение работы. Административные дела по таким правонарушениям будут разбирать Ространснадзор и судьи. Это предусмотрено поправками в статью 23.1 КоАП РФ, статью 23.36 КоАП РФ и п. 44 статьи 28.3 КоАП РФ.

Наказание для операторов связи и распространителей информации в Интернете

В главе 13 КоАП РФ «Административные правонарушения в области связи и информации» в статье 13.6 КоАП РФ уточняется, что операторов связи будут штрафовать за использование в сетях несертифицированных средств кодирования (шифрования) при передаче сообщений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Им также грозит наказание за несоблюдение порядка идентификации абонентов. Это предусмотрено поправками в статью 13.30 КоАП РФ.Кроме того, статья 13.15 КоАП РФ («Злоупотребление свободой массовой информации») дополнена ответственностью за использование средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетей для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Штраф за такое правонарушение для юридических лиц составит от 400 тысяч до 1 миллиона рублей.

Еще один новый вид правонарушения – неисполнение организатором распространения информации в сети «Интернет» обязанности предоставлять информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений. Он введен в статью 13.31 КоАП РФ («Неисполнение обязанностей организатором распространения информации в сети «Интернет»»). Штраф за такой проступок составит для граждан от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, а для юридических – от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. Также в п.1 этой статьи для организаций увеличивается до 1 миллиона рублей наказание за неисполнение обязанности хранить и (или) предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информацию о таких пользователях.

Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ уточнил также, что юридические лица будут наказаны по статье 15.27.1 КоАП РФ, если окажут финансовую поддержку или помогут собрать средства на совершение акта международного терроризма (статья 361 УК РФ).

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в статью 1.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

См. комментарии к статье 1.7 КоАП РФ

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 1.7 настоящего Кодекса во взаимосвязи с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 323-ФЗ и пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 326-ФЗ см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июня 2018 г. N 23-П

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

О конституционно-правовом смысле положений части 2 статьи 1.7 настоящего Кодекса см. постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. N 20-П и определение Конституционного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 2017-О

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 195-ФЗ статья 1.7 настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.