171 статья украины

Семейный кодекс Украины (СК Украины) с комментариями к статьям

Стаття 171. Врахування мнения ребенка при решении вопросов, касающихся его жизни

1. Ребенок имеет право на то, чтобы быть выслушанным родителями, другими членами семьи, должностным лицами по вопросам, Которые касаются его лично, а также вопросам семьи.

2. Ребенок, Который может выразить свое мнение, должен быть выслушан при решении между родителями, другими лицами спора Относительно его воспитания, местожительства, в том числе при решении спора о лишение родительских прав, восстановлении родительских прав, а также спора Относительно управления его имуществом.

3. Суд имеет право постановит решение вопреки мнениям ребенка, если этого требуют его интересы.

1. По предварительному КоБС суд должен был выяснять у ребенка, при ком из родителей он желает остаться, только после достижения ребенком 10 лет (ст. 69 КоБС).

Действующий СК отказался от установления возрастного предела для обязанности суда выслушать ребенка при решении спора Относительно его воспитания, местожительства, в том числе при решении спора о лишение родительских прав, восстановлении родительских прав, а также спора Относительно управления его имуществом. Указанные изменения законодательства следует признать прогрессивными и соответствующей мировым стандартам.

Появление в. 171 СК обусловлена сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающих ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в согласовании с возрастом и зрелостью.

Согласно ст. 6 Европейской конвенции о осуществлении прав детей от 25 января 1996 во время рассмотрения дела, касающегося ребенка, перед Принятием решения судебный орган предоставляет возможность ребенку выразить свое мнение и уделяет им должное внимание.

С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, непосредственно или через представителя или Соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Закрепление этого права подчеркивает, что ребенок является личностью, с которой следует считаться, особенно при решении вопросов, непосредственно касающихся его.

Появление нормы ч. 2 ст. 171 СК подтверждает демократическую, прогрессивную идеологию регулирования отношений между родителями и ребенком. Учет позиции ребенка должно быть целесообразным с педагогической точки зрения.

2. Право ребенка быть выслушанным при разрешении спора по ней не имеет ограничений. Но оценка ребенком поведения родителей жизненных обстоятельств может быть необъективной. Потом суд вправе постановит решение вопреки мнениям ребенка, если этого требуют его интересы (ч. 3 ст. 171 СК).

Высказывание ребенком собственного мнения лучше проводит в официальное обстановке суда, а в другом месте в присутствии педагога, воспитателя, представителя органа опеки и попечительства в обстановке, исключающих влияние на ребенка заинтересованных лиц.

3. Необходимо отличать учета позиции ребенка и согласие ребенка. В первом случае — решение может быть принято, отличное от позиции ребенка. Во втором — Решение может быть принято только с согласия ребенка.

В качестве примеров обязательного согласия ребенка можно привести следующие нормы СК:

— в случае изменения фамилии Обоим родителями фамилия ребенка, достигшего семи лет, изменяется по его согласию (ч. 2 с. 148 СК)

— Вслучае, если отец изменил свое имя, отчество ребенка, достигшего четырнадцати лет, изменяется по его согласию (ст. 149 СК)

— место проживания ребенка, достигшего десяти лет, определяется по общей согласию родителей и самого ребенка (ч. 2 ст. 160 СК).

Уголовный кодекс Украины
Статья 171. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Незаконное изъятие собранных, обработанных, подготовленных журналистом материалов и технических средств, которыми он пользуется в связи со своей профессиональной деятельностью, незаконный отказ в доступе журналиста к информации, незаконное запрет освещения отдельных тем, показа отдельных лиц, критики субъекта властных полномочий, а так же любое другое умышленное препятствование осуществлению журналистом законной профессиональной деятельности —

наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Влияние в любой форме на журналиста с целью препятствования выполнению им профессиональных обязанностей или преследование журналиста в связи с его законной профессиональной деятельностью —

наказываются штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения или по предварительному сговору группой лиц, —

наказываются штрафом от двухсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовный кодекс Украины (УК Украины) с комментариями к статьям

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ (495) 662-98-20: 441

Стаття 171. Перешкоджання законной профессиональной деятельности журналистов

1. Умышленное препятствование законной профессиональной деятельности журналистов —

наказывается штрафом к п’ пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет.

2. Преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанности ‘связей, за критику, Осуществляемое должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору, —

наказывается штрафом до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок до ‘пяти лет, или Лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет.

1. Основным непосредственным объект объектом преступления является Установленный порядок осуществления законной профессиональной деятельности журналистов, Который обеспечивает конституционное право граждан на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию, Необходимую им для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов. Его дополнительным факультативным в ‘объектом может быть установлен порядок выполнения должностным лицами своих полномочий.

2. Пострадавшим от преступления является профессиональный журналист.

профессиональным журналистом есть штатный или внештатный творческий работник, как участник информационных отношений профессионально собирает, получает, создает и готовит информацию для распространения ее СМИ, выполняет редакционно-должностные служебные обязанности ‘связки в средстве массовой информации в согласовании с профессиональными названиями должностей (работы) журналиста, Которые указываются в ГОСУДАРСТВЕННОМ Классификатор профессий Украины. Свою профессиональную деятельность он может осуществлять в интересах любого печатного (газеты, журналы, бюллетени и т.д. и разовые издания с определенными тиражом) или аудиовизуального (радиовещание, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись и т.д.) средства массовой информации, а также информационного агентства.

3. Объ объективная сторона преступления состоит в действиях, препятствующих законной профессиональной деятельности как отдельного журналиста (журналистов), так и средства массовой информации, и могут иметь две формы:

1) препятствования законной деятельности журналистов (ч. 1 ст. 171)

2) преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей «связей или за критику (ч. 2 ст. 171).

законным является такая деятельность журналистов, которая направлена средствами и в порядке, предусмотренных законом.

воспрепятствования незаконной профессиональной деятельности журналиста НЕ образует состава преступления, предусмотренном ст. 171. Такой, в частности, следует признавать профессиональную деятельность журналистов по сбору, хранению, использование и распространение информации с ограниченным доступом (конфиденциальная и тайная) с нарушением установленного законом порядка. В частности, статус конфиденциальной может быть предоставлено информации, которая является собственностью государства и находится в пользовании органов государственной власти или органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, с целью ее сохранения может быть в согласовании с законом установлен ограниченный доступ. Порядок учета, хранения и использования документов и других носителей информации, содержащих указанную информацию, определяется Кабинет министров Украины. При этом следует иметь в виду, что информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее владельца, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию преобладает над правом ее владельца на ее защиту. Незаконным следует также признавать профессиональную деятельность журналистов, которая состоит в: призыв к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя или территориальной целостности Украины; пропаганде войны, насилия и жестокости; разжиганиы расовой, национальной, религиозной вражды; распространении порнографической или иной информации, подрывает общественную мораль или подстрекает к правонарушениям, унижает честь и достоинство человека; вмешательстве в частную жизнь лица и т.п..

Умышленное воспрепятствование незаконной деятельности журналиста может в отдельных случаях быть квалифицировано как преступление против жизни, здоровья ‘я воли лица, преступление против собственности и т.п..

воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов — это противоправное создания любых препятствий, ограничений, запретов Относительно получения, использования, распространения и хранения информации Отдельным журналистом (журналистами) или средством массовой информации. Оно может выразиться в принуждении к распространению определенной информации или отказе в ее распространении, незаконном изъятия тиража печатной продукции Снятие передачи с эфира, недопущение журналиста к участию в пресс-конференции, необоснованно отказе в аккредитации средства массовой информации или отдельном журналисту, Лишение журналиста или средство массовой информации возможности воспользоваться преимущественными правом на получение информации, необоснованных отказе в удовлетворении запроса в доступе к Официальным документам или предоставления письменной или устной информации, нарушении права собственности на информацию, умышленно сокрытия информации, необоснованных отказе от распространения определенной информации и т.п..

Такое препятствие может выразиться также в осуществлении цензуры или вмешательстве в профессиональную деятельность журналистов и средств массовой информации со стороны органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц. Цензурой признается требование, направленное к средству массовой информации, журналисту, главному редактору, организации, осуществляющий выпуск средства массовой информации, его учредителя (соучредителем), издателя, распространители, предварительно согласовывать информацию, которая распространяется (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора этой информации или второго субъекта ‘ объекта авторского права и (или) смежных прав на нее), и/или наложение запрета (кроме случаев, когда такой запрет налагается судом) или препятствования в любой другой форме тиражирование или распространению информации со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Закон содержит специальную запрет на вмешательство в форме, не предусмотренных законодательством Украины или договором, заключенным между учредителем (соучредителем) и редакцией средства массовой информации, в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием информации, распространяемой среди учредителей (соучредителем) средств массовой информации, органов государственной власти или органов местного самоуправления, должностных лиц ЭТИХ органов, в частности с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивания общественно значимой информации, наложения запрета на показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать органы государственной власти или органы местного самоуправления или их должностных лиц. Запрещается создание любых органов государственной власти, учреждений, введение должностей, на которые возлагаются полномочия по осуществлению контроля за содержанием информации, распространяемой средствами массовой информации.

препятствием законной профессиональной деятельности журналистов может быть признано безосновательное возбуждение уголовного дела против конкретного журналиста или по факту Журналистское деятельности, проведения проверок контрольными и правоохранительнымы органами с целью исключить или существенно затруднит деятельность средства массовой информации, безосновательное изъятие документов, эт ‘связанных с деятельностью средства массовой информации или конкретного журналиста и т.д..

Такое препятствие может осуществляться путем угроз, применения физического насилия, обмана, шантажа, повреждение или уничтожение имущества, подкупа, Злоупотребление властью или служебным положением и т.д..

Если препятствие осуществлялось путем угрозы убийством или уничтожение имущества, применение насилия, уничтожения или повреждения имущества, подкупа должностного лица, то содеянное, при наличии оснований, следует дополнительно квалифициров, в частности, по статьям 121, 122, 125 — 127, 129, 194 — 196, 369. Умышленное убийство журналиста с целью помешать его законной профессиональной деятельности, а так же по мотивам мести за такую кампании с целью повлиять на результаты выборов, если оно привело к препятствования осуществлению гражданином Украины его избирательно права, следует квалифициров по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 171 и 157. Если такое препятствования вчинювалося служебной лицом с внедрением власти или служебного положения, оно при наличии оснований требует дополнительной правовой оценки как соответствующее преступление в сфере служебной деятельности, преступление против правосудия или другое преступление.

Они НЕ образуют состава рассматриваемого преступления действия, Которые Фактически хотя и помешало журналисту в его деятельности, но были совершены на законных основаниях (например, прекращение выпуска печатного средства массовой информации по решению суда, лишение журналиста аккредитации за превышение им своих полномочий или невыполнение обязанности ‘связей).

Преследование может заключаться в физическом или психическом воздействии на журналиста, его родных или близких, уничтожении или повреждении его имущества, ограничении или лишение его прав или законных интересов (лишение премии, существенное уменьшение размера гонорара, увольнения или перевода на другую работу, отказ обнародовать Подготовленные им материалы). Необходимым признаком таких действий для квалификации их по ч. 2 ст. 171 является причинная обусловленность такого преследования выполнением журналистом профессиональных обязанностей ‘связей или его критикой физических (не непременно «обязательно самого виновного) или юридических лиц.

Обязательное ‘Обязательным условием квалификации преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей «связей или критику по ч. 2 ст. 171 является совершение таких действий должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору. О понятии должностного лица см.. примечания 1 и 2 ст. 364 и общие положения к разделу XVII особенной части УК, а в понятии группы лиц по предварительному сговору — комментарий к ст. 28.

Если преследование журналиста за выполнение профессиональных обязанностей ‘связей или за критику совершается одним лицом, которое НЕ является должностным, совершенное при наличии оснований может быть признано умышленным препятствием законной профессиональной деятельности и квалифицировано по ч. 1 ст. 171 или вторым преступлением, состав которого образует способ преследования (например, угрозой убийством).

Состав этого преступления — формальный. Преступление Считается оконченным с момента совершения соответствующей действий, предусмотренных ст. 171.

4. Сб ‘объектом этого преступления в первой форме может быть любая вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Воспрепятствование законной деятельности журналистов, совершенное должностным лицом с внедрением предоставленных ему власти или служебных полномочий, при наличии оснований следует дополнительно квалифициров этого преступления во второй его форме может быть: 1) вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, и действует в группе лиц по предварительному сговору; 2) Должностное лицо.

5. Сб «объективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Нарушение права на информацию, которое состоит в неправомерно отказе в предоставления информации журналисту или средства массовой информации, несвоевременного или неполного предоставления информации, предоставление информации, а не соответствует действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставление на запрос гражданина или юридического лица в согласовании с Законом Украины » Об информации «, » Об обращении граждан » и » О доступе к судебным решениям «, образует состав административного правонарушения, предусмотренном ст. 2123 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 В случае причинения таким деянием существенного вреда, если оно препятствовало законной деятельности журналистов, совершенное следует квалифициров Конституция Украины (статьи 15, 34).

Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 (статьи 278, 286, 301 — 308).

Закон Украины » Об информации & quot, от 2 октября 1992 г. (статьи 20, 29, 30 — 34, 38, 451, 47, 471).

Закон Украины » О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине » от 16 ноября 1992 года (ст. 18, 26, 35).

Закон Украины » О телевидении и радиовещания » в редакции от 12 января 2006 (статьи 1, 2, 6).

Закон Украины & ; quot; О информационные агентства » от 28 февраля 1995

Закон Украины » О гос поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов » от 23 сентября 1997 (ст. 1).

Решение конституционного Суда Украины по делу К. Г. Устименко N 5-зп от 30 октября 1997

Решение конституционного Суда Украины по делу в печатных периодических изданиях N 6-рп от 16 марта 2004

Инструкция о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства. Утверждена постановлением Кабинет министров Украины N 1893 от 27 ноября 1998

Постановление Кабинет министров Украина N 1000 от 19 июля 2006 » Некоторые вопросы учета, хранения и использования документов и других материальных носителей информации, содержащих конфиденциальную информацию, являющуюся собственностью государства «.

Постановление Пленума Верховного Суда Украины N 2 от 7 февраля 2003 » О судебной практике по делам о преступлениях против жизни и здоровья & # 39, я лица & quot; (П. 12).

Статья 171. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

1. Умышленное Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается штрафом до пятидесяти не облагаемых

налогом минимумов доходов граждан или арестом на

срок до шести месяцев, или ограничением свободы на

срок до трех лет.

должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору, — /

наказываются штрафом до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением

свободы на срок до пяти лет, или лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Ст. 34 Конституции Украины гарантирует каждому право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно

собирать, сохранять, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом по своему

выбору. Осуществление этих прав может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка с

целью пресечения правонарушений или преступлений, для

охраны здоровья населения, для защиты репутации или

прав иных людей, для пресечения разглашения информации, полученной конфиденциально, или для поддержания

авторитета или непредвзятости правосудия.

Указанные права наряду с Конституцией закреплены

и регламентированы Законом Украины -Об информацииот 02.10.92 г., Законом Украины от 16.11.92 г. -О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине-, Законом Украины от 21.12.93 г. -О телевидении

и радиовещании-, и другими законодательными актами

1. Объектом преступления являются права граждан на

информацию и законная профессиональная деятельность

2. Объективная сторона преступления выражается в деянии в форме действия или бездействия, которые совершаются любым способом и направлены на ограничение или

на невозможность осуществления законной профессиональной деятельности журналистов (ч.1 ст. 171).

Журналист — это творческий работник, который профессионально собирает, получает, создает и занимается

подготовкой информации для средств массовой информации, исполняет редакционно-должностные служебные обязанности в средствах массовой информации (в штате или

на внештатных основаниях) согласно профессиональным

названиям должностей (работы) журналиста, которые указываются в государственном классификаторе профессий

Ответственность по этой статье наступает только при

посягательстве на законную профессиональную деятельность журналиста, которая осуществляется в пределах его

прав и обязанностей, определенных законодательством.

В частности, в деятельности журналистов должны

соблюдаться принципы гарантированности права на информацию, открытость, доступность информации и свобода ее

обмена, объективность, достоверность информации, полноту

и точность информации, законность получения, использования, распространения и сохранения информации.

Журналист вправе посещать органы государственной

власти, местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и быть принятым их должностными лицами по предъявлении редакционного удостоверения или

иного документа, удостоверяющего его принадлежность к

средству массовой информации, находиться в районе стихийного бедствия, катастрофы, месте аварии, массовых беспорядков, на митингах и демонстрациях, на территориях,

где провозглашено чрезвычайное положение, отказываться от публикации материала за своей подписью, если его

содержание после редакционной правки противоречит

убеждениям автора и т.д.

Журналист обязан придерживаться программы средства массовой информации, от которого он работает, представляться и предъявлять свое редакционное удостоверение или иной соответствующий документ, отказываться

от поручения редакции, если оно противоречит закону или

может быть выполнено только при нарушении закона, представлять для публикации объективную и достоверную информацию, соблюдать требования конфиденциальности информации и т.д.

4. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

4.2 ст. 171 предусматривает ответственность за преследование журналиста за исполнение профессиональных обязанностей, за критику, осуществляемое должностным лицом или группой лиц по предварительному сговору.

Под преследованием в данно^ случае понимается

умышленное ущемление законных интересов и прав гражданина за исполнение им профессиональных обязанностей журналиста, а под критикой — его замечания по поводу деятельности физического или юридического лица,

чему журналист дает негативную оценку.

Понятие -должностное лицо- — см. комментарий к

ст. 364, а -группа лиц по предварительному сговору- к ст. 28.

Если совершение данного преступления сопряжено с

совершением и других преступлений, предусмотренных

Уголовным Кодексом, то ответственность наступает по совокупности преступлений.

171 статья украины

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов преследуется по закону (ст.171 УК Украины). Но, к сожалению, мало кто из журналистов знает, кого и за какие конкретные действия можно привлечь к уголовной ответственности по данному составу преступления. Данная публикация обращена в первую очередь к журналистам и посвящена именно разъяснению ст.171 УК Украины.

Согласно ст.34 Конституции Украины «. Кожному гарантується право на свободу думки і слова, на вільне вираження своїх поглядів і переконань.

Кожен має право вільно збирати, зберігати, використовувати і поширювати інформацію усно, письмово або в інший спосіб — на свій вибір.

Здійснення цих прав може бути обмежене законом в інтересах національної безпеки, територіальної цілісності або громадського порядку з метою запобігання заворушенням чи злочинам, для охорони здоров’я населення, для захисту репутації або прав інших людей, для запобігання розголошенню інформації, одержаної конфіденційно, або для підтримання авторитету і неупередженості правосуддя».

Гарантируемая свобода информации реализуется различными способами: устно, письменно, через средства массовой информации (далее — СМИ) и иными законными способами. Наиболее распространенным способом поиска, получения, передачи, производства и распространения информации являются СМИ. Под печатными СМИ, в соответствии со ст.1 Закона Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» понимаются «. періодичні і такі, що продовжуються, видання, які виходять під постійною назвою, з періодичністю один і більше номерів (випусків) протягом року на підставі свідоцтва про державну реєстрацію».

Необходимо отметить, что интернет-издания, как и любые другие интернет-ресурсы, не являются печатными средствами массовой информации и на них не распространяются положения этого Закона.

Распространение информации предполагает соблюдение определенных ограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или к конфиденциальной. Закон Украины «О государственной тайне» устанавливает сведения, относимые к государственной тайне, порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, распоряжения этими сведениями, а также защиту государственной тайны. Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Закон «О государственной тайне» одновременно устанавливает перечень сведений, не подлежащих засекречиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц и др.

Законом запрещается распространять конфиденциальную информацию, касающуюся частной жизни, нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов — это противоправное создание каких-либо препятствий, ограничений, запрещений получения, использования, распространения и хранения информации отдельным журналистом (журналистами) или СМИ. Оно может выразиться в принуждении к распространению определенной информации или к отказу в ее распространении, незаконном изъятии тиража печатной продукции, снятии передачи с эфира, недопущении журналиста к участию в пресс-конференции, безосновательном отказе в аккредитации СМИ или отдельного журналиста, лишении журналиста возможности воспользоваться преимущественным правом на получение информации, необоснованном отказе в удовлетворении запроса о доступе к официальным документам или предоставлении устной или письменной информации, нарушении права собственности на информацию, умышленном сокрытии информации, безосновательном отказе в распространении определенной информации и т.п.

Такое воспрепятствование может выразиться так же в осуществлении цензуры или вмешательстве в профессиональную деятельность журналистов и СМИ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Цензурою признается требование, направленное в СМИ (журналисту, главному редактору, организации, которая осуществляет выпуск СМИ, его учредителю (соучредителю), издателю, распространителю), предварительно согласовывать информацию, которая распространяется через СМИ (кроме случаев, когда такое требование исходит от автора этой информации или иного субъекта авторского права) и(или) наложение запрета (кроме случаев, когда такой запрет накладывается судом), или воспрепятствование в какой-либо иной форме тиражированию или распространению информации со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

Закон содержит специальный запрет о вмешательстве в формах, не предусмотренных законодательством Украины или договором, заключенном между учредителем и редакцией СМИ, в профессиональную деятельность журналистов, контроль за содержанием информации с целью распространения или нераспространения определенной информации, замалчивание общественно значимой информации, наложение запрета на показ отдельных лиц или распространения информации о них, запрета критиковать органы государственной власти или их должностных лиц. Запрещается создание каких-либо органов государственной власти, учреждений, введение должностей, на которые возлагаются полномочия по осуществлению контроля за содержанием информации, которая распространяется СМИ.

Воспрепятствованием законной профессиональной деятельности журналистов может быть признано безосновательное возбуждение уголовного дела против конкретного журналиста или редактора, или по факту журналистской деятельности; проведение проверок контролирующими или правоохранительными органами с целью сделать невозможной или существенно затруднить деятельность СМИ; безосновательное изъятие документов, связанных с деятельностью СМИ или конкретного журналиста и т.п.

Необходимо отметить, что, в зависимости от возможного способа воспрепятствования, данное преступление может дополнительно квалифицироваться и по другим статьям УК Украины: угроза убийством или повреждением имущества, применение физического насилия, подкуп должностного лица и т.п. Совершение такого преступления в ходе предвыборной кампании с целью повлиять на результаты выборов, если оно привело к воспрепятствованию осуществлению гражданином его избирательного права, будет дополнительно квалифицироваться и по ст.157 УК Украины.

Воспрепятствование деятельности журналиста предполагает, прежде всего, воздействие как на самого журналиста, так и на близких ему лиц, с намерением помешать ему осуществить свою законную профессиональную деятельность. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности означает лишение возможности выполнять свои профессиональные обязанности и пользоваться предоставленными ему полномочиями по сбору информации, а также создание условий, которые существенно затрудняют профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность ограничивается лишь той сферой, которая связана с поиском или распространением информации, а также выполнением других функций журналиста. Ответственность по ст.171 УК Украины наступает лишь в случае воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналиста. Законной является такая деятельность, которая не нарушает законодательства, прав и свобод других лиц. Для решения вопроса о признании деятельности журналиста законной необходимо обратиться к законодательным актам, регламентирующим деятельность журналистов и средств массовой информации в целом.

В соответствии со ст.26 Закона «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине» и ст.43 Закона Украины «Об информации», журналист имеет право: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала.

Журналист наделен также иными правами и обязанностями. Создание препятствий в реализации прав и выполнении обязанностей журналиста образует признаки состава преступления, предусмотренного ст.171 УК Украины.

Принуждение журналиста к распространению информации предполагает насильственное воздействие на него или его близких с целью заставить его обнародовать определенную информацию вопреки его воле. Не считается противоправным принуждением к распространению информации требование публикации предусмотренных законом обязательных сообщений — например, редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное СМИ. Не является принуждением к распространению информации и не подпадает под признаки рассматриваемого состава законное требование гражданина к журналистам редакции опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие его честь и достоинство сведения, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения.

Преследование журналиста за критику (ч.2 ст.171 УК Украины) может заключаться в физическом или психологическом воздействии на журналиста, его родных и близких, уничтожении или повреждении его имущества, ограничении или лишении его прав и законных интересов (лишение премии, существенное уменьшение размера гонорара, увольнение с работы или перевод на другую работу, отказ опубликовать подготовленные им материалы).

Однако, обязательным условием такого преследования является то, что оно должно быть совершено должностным лицом или группой таких должностных лиц по предварительному сговору. Вместе с тем наличие этого признака может повлечь квалификацию по совокупности ст.171 УК Украины и других статей, например, злоупотребление должностными полномочиями, при наличии реальной совокупности.

В ч.2 ст.171 УК Украины предусмотрена ответственность за квалифицированный вид воспрепятствования законной профессиональной деятельности журналистов. Квалифицирующим признаком этого деяния законодатель называет совершение его должностным лицом, т.е. тем, кто постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляет функции представителя власти либо выполняет организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции на предприятиях, независимо от форм собственности, в государственных органах, в органах местного самоуправления, в государственных учреждениях, а также в Вооруженных Силах.

Совершение рассматриваемого преступления должностным лицом с использованием служебного положения представляет собой одну из форм злоупотребления должностными полномочиями. Однако, для квалификации деяния по совокупности со ст.171 УК Украины требуется дополнительно установить наличие последствий в виде причинения существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также специальный мотив совершения преступления — корыстную или иную личную заинтересованность.

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации посягает не только на конституционную свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, но и на условия, обеспечивающие эту свободу, — профессиональную деятельность журналиста.

Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Действующее законодательство выделяет два вида информации в зависимости от формы ее существования: недокументированную и документированную (зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). Применительно к рассматриваемому составу имеется в виду любое из этих понятий, поскольку журналист может передавать в редакцию и текст своего репортажа, и телефонное сообщение о событиях, фактах.

Совокупность документированной информации образует информационные ресурсы, которые могут принадлежать государственным органам власти, органам местного самоуправления, частным лицам и организациям. В соответствии с законом журналист имеет право на свободный доступ к государственным информационным ресурсам и не обязан обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации.

Непосредственным объектом ст.171 УК Украины являются общественные отношения, обеспечивающие свободу печати и других СМИ. Ущемление свободы средств массовой информации, в том числе воспрепятствование законной деятельности журналистов, должно повлечь за собой уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность.

Потерпевшим при совершении этого преступления является журналист, т.е. лицо, занимающееся сбором, редактированием, созданием или подготовкой материалов для СМИ, связанное с ними трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по их уполномочию.

Обычно принуждение журналиста осуществляется путем физического или психического насилия, чаще всего это различного рода угрозы. Цель таких действий — изменить характер деятельности журналиста, при этом мотивы таких действий на квалификацию не влияют. Они могут быть личными (корысть, зависть и пр.), но могут носить и политический характер (например, стремление опорочить кандидата в депутаты).

А вот дача журналисту советов о целесообразности или нецелесообразности опубликования конкретных материалов при отсутствии принуждения уголовной ответственности не влечет.

Нарушение права на информацию, которое состоит в неправомерном отказе в предоставлении информации журналисту или СМИ, несвоевременном или неполном предоставлении информации, предоставление информации, которая не соответствует действительности, в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению на запрос гражданина или юридического лица в соответствии с законами Украины «Об информации» или «Об обращениях граждан», образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.212-3 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Нарушение права на информацию). Но в случае причинения такими действиями существенного ущерба, если оно воспрепятствовало законной деятельности журналистов, совершенное будет квалифицироваться по ст.171 УК Украины.

Действующее законодательство предусматривает случаи, когда право журналиста на получение информации может быть ограничено. Такое основанное на законе ограничение не может рассматриваться как воспрепятствование деятельности журналиста. В частности, не образует состава преступления воспрепятствование публикации сведений, которые запрещены законом к распространению.

Не является преступлением воспрепятствование злоупотреблению журналистом свободой массовой информации. К таким злоупотреблениям относится использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Оконченным преступление, предусмотренное ст.171 УК Украины, является с момента воздействия на журналиста с намерением принудить его к совершению определенных действий или бездействию, независимо от того, добился ли виновный желаемого для него изменения профессиональной деятельности журналиста или нет.

Член Национального Союза журналистов Украины