16 статья закона об оружии

Оглавление:

Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ в статью 16 внесены изменения

Статья 16. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

В ходе осуществления частной охранной деятельности разрешается применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды и модели специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения регламентируются Правительством Российской Федерации. Норма обеспечения служебным огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы на двух частных охранников.

Охранник при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;

немедленно уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Частные охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.

Применение охранником физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны влечет за собой ответственность, установленную законом.

См. также Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814

См. комментарии к статье 16 настоящего Закона

Статья 16. Применение огнестрельного оружия

Статья 16 . Применение огнестрельного оружия

Работники ведомственной охраны в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на работников ведомственной охраны, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление работникам ведомственной охраны;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на законное требование работников ведомственной охраны.

Запрещается применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, когда могут пострадать посторонние лица, а также в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен работникам ведомственной охраны, за исключением случаев, когда перечисленные лица:

оказывают вооруженное или групповое сопротивление работникам ведомственной охраны;

совершают вооруженное или групповое нападение на охраняемые объекты, угрожающее жизни или здоровью работников ведомственной охраны либо лиц, находящихся на охраняемых объектах.

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Статья 16. Производство оружия и патронов к нему

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию может производиться владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия. Ремонт и замена комплектующих деталей огнестрельного оружия, за исключением основных частей огнестрельного оружия, могут производиться владельцем этого оружия самостоятельно.

В организациях, осуществляющих производство оружия и патронов к нему, должности, связанные с производством, учетом, хранением и продажей оружия и патронов к нему, основных частей огнестрельного оружия, не могут замещать лица, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за преступление, совершенное умышленно, либо в отношении которых судом установлен запрет замещать такие должности или заниматься определенной профессиональной или предпринимательской деятельностью в сфере оборота оружия.

При производстве огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового оружия, сигнального оружия и пневматического оружия не должны использоваться основные части боевого ручного стрелкового оружия и служебного огнестрельного оружия.

05 августа, 2011 | Валерий ПРАСОЛОВ
Видео материал: «Вопрос №5»

Применение оружия при осуществлении частной охранной деятельности (91187)
Огнестрельное оружие, правомерные действия частного охранника, владение оружием

Частный охранник осуществляет меры физического и технического характера по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на жизнь и здоровье охраняемых им лиц, на имущество собственников. В случае посягательства он принимает ответные адекватные действия в соответствии с положениями о крайней необходимости и необходимой обороне, предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, включая меры физического воздействия, применение специальных средств и служебного оружия.

Общегражданские основания определены в статье 24 Закона «Об оружии». Рассмотрим принципиальные различия порядка и правил применения оружия, изложенных в законодательстве по кругу лиц, на которых распространяется их действие.

Статья 24 Закона «Об оружии» действует в отношении всех граждан России, обладающих оружием на законных основаниях, в том числе на частных охранников.

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» действуют только в отношении частного охранника, находящегося на объекте охраны и выполняющего трудовую функцию по защите имущества собственника.

Основания к применению оружия. В статье 24 Закона «Об оружии» такими основаниями указаны условия необходимой обороны и крайней необходимости.

Применение оружия согласно статье 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» возможно лишь на основаниях, перечисленных в этом Законе (см. статьи 17, 18), и в пределах предоставленных лицензией прав.

Частный охранник является таковым только во время исполнения обязанностей, предусмотренных договором с заказчиком, т.е. с момента заступления на дежурство до момента сдачи дежурства. Промежутки времени между получением охранником оружия и заступлением на дежурство, а также между сдачей дежурства и сдачей оружия в комнату хранения оружия не входят в пределы действия статей 16, 17, 18. При необходимости применения оружия в этих случаях охранник действует на общегражданских основаниях, перечисленных в статье 24 Закона «Об оружии».

Основания по видам оружия. Статья 24 Закона «Об оружии» регламентирует применение служебного и гражданского оружия самообороны (см. статьи 3, 4 Закона «Об оружии»).

Статьи 16, 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» устанавливают условия и порядок применения только служебного оружия и специальных средств, выдаваемых охраннику для исполнения служебных обязанностей (см. Перечень видов специальных средств и Перечень видов вооружения охранника).

Порядок мероприятий после применения оружия. Статья 24 Закона «Об оружии» обязывает владельца оружия незамедлительно сообщать в органы внутренних дел о каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека.

Статья 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязывает частного охранника, кроме оповещения органов внутренних дел, обеспечивать первую помощь пострадавшим от применения оружия и специальных средств и уведомлять прокурора о случаях смерти или причинении телесных повреждений.

Перед получением удостоверения частного охранника кандидат проходит специальную подготовку по программе обучения частных охранников, куда входит и медицинская подготовка, поэтому охранник обязан уметь оказывать доврачебную помощь. Нарушение требований закона, в том числе и этого требования, может повлечь за собой лишение правового статуса частного охранника. Гражданин, не являющийся охранником, не обязан уметь оказывать первую помощь. Но, несмотря на отсутствие в статье 24 Закона «Об оружии» обязанности оказания доврачебной помощи пострадавшим от применения оружия, его владелец может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 125 УК РФ «Оставление в опасности» независимо от того, является он охранником или нет.

Уведомление прокурора обязательно только для охранников по причине того, что надзор за исполнением Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Говоря об условиях применения частным охранником специальных средств и огнестрельного оружия, необходимо отметить, что само применение этих средств поражения является правом охранника, но не обязанностью. Это право может быть реализовано только в случаях, когда использованы все иные, менее опасные для жизни и здоровья средства пресечения преступных действий, например словесное предупреждение, применение физической силы, помощь других лиц и т.д., а также когда возникли основания к применению (статьи 17, 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). В то же время если охранник принял решение применять эти средства, то обязанностью его является соблюдение условий их применения (статья 16).

Закон не уточняет, каким образом необходимо предупреждать о применении оружия и специальных средств. Пункт 3 статьи 18 дает право предупредительного выстрела в воздух. Кроме этого, предупреждение может быть выражено и иным способом, доступным пониманию правонарушителя.

— голосом («Стой, стрелять буду!»);

— демонстрация действия (извлечение пистолета из кобуры и досылка патрона в патронник);

— предупредительный выстрел в воздух.

Различия в применении специальных средств и огнестрельного оружия заключаются в следующем:

• специальные средства могут применяться для защиты жизни и здоровья охранника, а огнестрельное оружие – только для защиты его жизни;

• специальные средства могут применяться и для защиты жизни и здоровья охраняемых граждан, а огнестрельное оружие – только для защиты жизни самого охранника.

Защита жизни и здоровья граждан – это одно из охранных мероприятий, разрешенных лицензией. Но положения статьи 18 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дают возможности охраннику на основании договора защищать их путем применения огнестрельного оружия. Применяя огнестрельное оружие для защиты жизни и здоровья других лиц, частный охранник может мотивировать это действие положением 2 статьи 18, отражая групповое или вооруженное нападение на охраняемую собственность, когда под охраной состоят личные вещи клиента, и при этом реализует свое гражданское право на защиту законных интересов других лиц на основании статьи 24 Закона РФ «Об оружии».

При посягательстве на охраняемую собственность для применения специальных средств достаточно физического сопротивления правонарушителя, а для применения огнестрельного оружия необходимо наличие группового или вооруженного нападения.

Сопротивление менее общественно опасно по сравнению с нападением, поскольку сопротивление – это действие, при котором активной стороной является лицо, пресекающее преступление. Это состояние может возникнуть, например, после совершения кражи (тайного хищения имущества) или грабежа (открытого хищения имущества), умышленного повреждения или уничтожения имущества.

Обстоятельства, исключающие применение оружия. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица (в ред. Федерального закона от 18.07.2006г. №118-ФЗ).

ДЕЙСТВИЯ ЧАСТНОГО ОХРАННИКА ПОСЛЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ

1. Произвести осмотр пострадавшего в целях обнаружения и изъятия холодного и огнестрельного оружия, принимая меры предосторожности от внезапного нападения.

2. Оказать первую помощь лицам, получившим телесные повреждения (остановить кровотечение, наложить жгут, шину и др.). При необходимости вызвать «скорую медицинскую помощь» либо доставить пострадавшего в лечебное учреждение. Если он увезен машиной «скорой помощи», уточнить номер бригады и больницы, куда его поместят.

3. Уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел (по телефону, радиосвязи, через посыльного и др.).

4. Обеспечить охрану места применения оружия, повлекшего смерть граждан или значительный материальный ущерб. Стреляные гильзы и пули не подбирать. Оружие не разряжать, не чистить, поставить на предохранитель и вложить в кобуру.

5. Установить свидетелей, пострадавших (адреса, телефоны), выявить вещественные доказательства.

6. По прибытии следственно-оперативной группы доложить старшему группы (следователю) об обстоятельствах применения оружия, принятых мерах и действовать по его указанию.

7. Сдать оружие вместе с оставшимися патронами старшему группы (следователю) и получить на руки копию постановления о производстве их выемки.

8. Уведомить прокурора о всех случаях смерти или причинения телесных повреждений, наступивших в результате применения оружия. Уведомление осуществляется, как правило, дежурным либо руководителем органа внутренних дел по месту применения оружия.

9. Доложить рапортом на имя начальника органа внутренних дел, руководителя ЧОО о применении оружия.

В рапорте указать: дату, время суток, место применения оружия, сведения о нарушителе, порядок и форму предупреждения, основания и порядок применения оружия, последствия его применения, меры по оказанию помощи пострадавшим, количество предупредительных выстрелов и израсходованных патронов, модель и номер использованного оружия, кому сдано и в каком состоянии, сведения о возможных свидетелях (очевидцах) происшедшего и вещественных доказательствах, кому сообщено, куда отправлен труп или раненый и на каком транспорте, дату написания рапорта и поставить подпись.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ

Применение огнестрельного оружия будет признано незаконным, если степень общественной опасности совершенного правонарушения не соответствует действиям обороняющегося. Действия обороняющегося, причинившего вред посягавшему, не могут считаться совершенными в состоянии необходимой обороны, если вред причинен после того, как посягательство было предотвращено или окончено и в применении средств защиты явно отпала необходимость. В таких случаях ответственность наступает на общих основаниях.

Статья 16. Производство оружия и патронов к нему

Статья 16. Производство оружия и патронов к нему

Производство оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, имеющими лицензию на производство, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Юридические лица, производящие оружие и патроны к нему, должны обеспечивать безопасность производства, контроль за производством, соответствующее качество выпускаемой продукции и ее сохранность.

Каждая единица изготовленного оружия, за исключением механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, должна иметь индивидуальный номер.

Боевое ручное стрелковое оружие, за исключением опытных образцов, изготавливается только для поставок государственным военизированным организациям, а также для поставок в другие государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Снаряжение патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию может производиться владельцем этого оружия для личного использования при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

Похожие главы из других книг

Статья 2. Виды оружия

Статья 2. Виды оружия Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным параметрам и характеристикам подразделяется на:1) гражданское;2) служебное;3) боевое ручное стрелковое и

Статья 7. Сертификация гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Статья 7. Сертификация гражданского и служебного оружия и патронов к нему Обязательной сертификации подлежат все производимые на территории Российской Федерации, ввозимые на территорию Российской Федерации и вывозимые из Российской Федерации модели гражданского и

Статья 8. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Статья 8. Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему (далее ? Кадастр) является официальным сборником, содержащим систематизированные сведения о гражданском и

Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему

Статья 9. Лицензирование приобретения оружия и патронов к нему Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными

Статья 91 . Лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огн

Статья 91. Лицензирование производства оружия и основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, торговли патронами к оружию, коллекционирования и

Статья 10. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия

Статья 10. Субъекты, имеющие право на приобретение оружия Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:1) государственные военизированные организации;2) юридические лица с особыми уставными задачами;3) юридические лица, занимающиеся

Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации

Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации Право на приобретение, оружия самообороны, спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов

Статья 15. Право на приобретение оружия другими субъектами

Статья 15. Право на приобретение оружия другими субъектами Для выполнения своих уставных задач юридические лица, занимающиеся исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему

Статья 17. Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации оружия и патронов к нему Ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации боевого ручного стрелкового и холодного оружия осуществляются в порядке, установленном

Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему

Статья 18. Торговля гражданским и служебным оружием и патронами к нему Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему

Статья 20. Продажа, дарение и наследование оружия

Статья 20. Продажа, дарение и наследование оружия (Наименование в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 170-ФЗ.)(Части первая и вторая утратили силу. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 170-ФЗ.)Граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на

Статья 21. Продажа гражданского и служебного оружия и патронов к нему другими субъектами

Статья 21. Продажа гражданского и служебного оружия и патронов к нему другими субъектами Субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2, 3, 4, 5, 6 и 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, могут продавать находящиеся у них на законных основаниях

Статья 22. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему

Статья 22. Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему Хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение

Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации

Статья 24. Применение оружия гражданами Российской Федерации Граждане Российской Федерации могут применять имеющееся у них на законных основаниях оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Применению

Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему

Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему Изъятие оружия и патронов к нему производится:1) органами внутренних дел в случаях:отсутствия лицензий на производство гражданского и служебного оружия и патронов к нему, торговлю ими, их приобретение, коллекционирование или

Статья 28. Контроль за оборотом оружия

Статья 28. Контроль за оборотом оружия Контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство

Статья 16. Закона РБ Об Оружии
Право на приобретение оружия и боеприпасов другими субъектами

Для выполнения своих уставных задач юридические лица, занимающиеся производством, ремонтом оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, имеют право приобретать виды, типы и модели оружия, его составные части и компоненты, боеприпасы, предусмотренные специальным разрешением (лицензией) на деятельность, связанную со служебным и гражданским оружием и боеприпасами, коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов (далее – специальное разрешение (лицензия)), и соответствующими техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации; юридические лица, занимающиеся реализацией оружия, – служебное и гражданское оружие; организации физической культуры и спорта и учреждения образования – спортивное и охотничье оружие; организации, ведущие охотничье хозяйство, и организации, осуществляющие выдачу государственных удостоверений на право охоты, – охотничье оружие.

Граждане, подлежащие государственной защите в соответствии с законодательством Республики Беларусь, имеют право получать во временное пользование огнестрельное оружие и боеприпасы в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, приобретают оружие по разрешениям, выдаваемым органами внутренних дел. Приобретенное оружие подлежит регистрации в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона.